Как научить ребенка самостоятельности? Любую работу нужно начинать с начала, в нашем случае с рождения ребенка.
Родившись, ребёнок постепенно, пробует проявлять свою самостоятельность: раскачивает игрушки над кроваткой, пытается брать бутылочку в руку, потом ложку, позже пробует пользоваться горшком.
Однако возможности малыша ограничены. По мнению некоторых родителей, подобная активность вредна для ребёнка и даже опасна. Поэтому вместо того, чтобы разрешить ему пробовать свои силы, они стараются делать всё сами.
Это не всегда оправдано. Естественно, что малышу трудно, например, удерживать долгое время в руке ложечку, но почему не предоставить ему возможность съесть две ложки овощного пюре самому? Пусть он испачкается, зато сколько радости принесёт ему настоящее взрослое действие.
В этом возрасте ребенку трудно концентрировать внимание на каком-то одном действии, в связи с этим не ждите от него собранных игрушек и застегнутых пуговиц.
Но любые попытки самостоятельных действий поощряйте проявлением искренней родительской радости. Для детей постарше самообслуживание и самостоятельность разные понятия, но в возрасте трех лет самостоятельность выражается именно стремлением к самообслуживанию, пока не всегда качественному.
Дозвольте ребенку пробовать. Пусть сам себе одевает футболку, ботинки, берет на прогулку игрушку на свой выбор, моет руки. Убирайте игрушки вместе с ним, пусть он активно участвует в процессе, а не наблюдает за вами. Приучайте не шуметь, когда кто-то отдыхает. Хвалите и одобряйте всякое действие, направленное на выражение самостоятельности.
В периоде от 1 года до 3 лет ребенок в первую очередь учится мыслить. Это время первых построений логики последовательности действий. Конечно пытаясь вымыть пол или пропылесосить, как это делает мать, ребенок не думает, что эти действия направлены устроение порядка в квартире. Сейчас это только подражание, пока больше разрушительные действия.
Родителям которые хотят научить ребенка самостоятельности, следует не запрещать, а помочь малышу осознать результат собственной самостоятельной деятельности. Конечно не все сразу будет у него получиться, это в возрасте до 3 лет и не столь важно, важно другое первые попытки сознания собственного действия. К сожалению, в современном мире, все мы куда-то бежим, торопимся, вместо того чтобы остановиться и подождать, пока ребенок самостоятельно оденется или пообедает, мы вынуждены выхватывать у него из рук ложку, быстро одевать его, собирая в детский сад, для того чтобы не терять драгоценного времени.
Читайте также:
Как научить ребенка убирать игрушки?
Как отучить ребенка от памперсов
Развитие навыков общения у ребенка
Два примера неправильного, весьма популярного поведения родителей.
Рано утром мать собирает дочь в детский сад. Девочка хочет одеться сама. Спросонья у нее это не получается: она путается в последовательности надевания вещей, не попадает головой в ворот платья.
Мама, наблюдая за этой неспешностью, не выдерживает, выхватывает из ее рук трусики, колготки, всё это быстро надевает на девочку и торопится на выход.
Расстроенная девочка отказывается от дальнейших самостоятельных действий, ждёт, пока мама наденет на нее сапоги и куртку. В детский сад они приходят вовремя, но обе расстроены мама от того, что накричала на малыша, а ребёнок от обиды на маму.
Такое же раннее утро, те же утренние сборы. Мальчик категорически отказывается от помощи мамы в одевании, при этом тоже путает порядок надевания вещей, делает всё крайне медленно.
Спокойно наблюдая за происходящим, мама не торопит, ждёт, пока сын соберётся, чтобы выйти из дома. В результате пусть и медленно, ребенок со своей задачей справляется, но в детский сад они опаздывают.
Казалось бы, мама во второй ситуации поступила абсолютно правильно она не стала торопить сына, терпеливо ждала, пока он оденется, чтобы пойти в садик. Разве этим она не помогла ему приблизиться к пониманию самостоятельности?
Всё бы так, да вот только в детский сад они опоздали, не предусмотрели будущий выговор воспитателей. Какими должны быть выводы ребенка? Он долго одевался, поэтому и опоздал, следовательно, он не способна к самостоятельным действиям.
Вот и первый комплекс, подаренный мамой. А ведь в обоих ситуациях можно было бы поступить по-другому: достаточно было разбудить ребёнка на 15 минут раньше, помочь ему одеться почти самостоятельно, подавая вещи в нужной последовательности.
Как научить ребенка самостоятельности: рекомендации родителям
- Поощряйте каждые попытки малыша проявить самостоятельность.
- Старайтесь наглядно показать будущие последствия поступков малыша (липкий пол от пролитого сока, чистота на кухне после того как пол вымыт и т. д.).
- Наберитесь терпения.
- Не кричите на ребёнка это не придаст малышу уверенности в себе, а, наоборот, только навредит ему в будущем.
- Помогайте, но не навязывайте свою помощь активными действиями, старайтесь, по возможности позволить малышу действовать абсолютно самостоятельно, создавать у него ощущение участия в принятии решения.
- Не ждите сиюминутных результатов: ребёнок ещё слишком мал.
Первые 3 года это период пассивного накопления знаний. Для того что бы успешно научить ребенка самостоятельность возьмите себе на вооружение следующий лозунг: Уважаю, помогаю, не спешу.
Правило 1. Самое главное это родительский настрой
Воспитание самостоятельности в детях начинается с родителей.
Это кропотливый труд день за днем внимательно отслеживать прогресс и предлагать ребенку все новые способы воспитания ответственности.
Правило 2: Движемся от большого к малому
Помните, как сложно было отпустить руку вашего малыша и позволить ему сделать первые самостоятельные шаги и набить собственные шишки? Весь путь воспитания ребенка от рождения до вылета из родительского гнезда это пошаговый процесс сепарации. Самостоятельные взрослые люди гораздо непринужденнее вырастают из тех малышей, кому в четырехлетнем возрасте разрешали выбирать, на какой площадке и в каких штанишках пойти гулять или из тех, кому в десятилетнем возрасте можно было самостоятельно выбрать, где проводить время после школы: на баскетбольной площадке или в обнимку с арфой.
В США очень часто можно встретить на улице нелепо одетых детей: костюмы фей, шорты в довольно прохладный ноябрьский день или пижама и мягкие тапочки все потому, что родители-американцы разрешают подросшим малышам самостоятельно выбирать, в чем выйти на прогулку. Замерз? Родители просто вернутся домой и спокойно предложат теплые штаны вместо шорт.
Поддерживайте и культивируйте в ваших детях стремление и умение ежедневно делать маленькие выборы. Хвалите за правильно принятое решение, объясняйте и помогайте исправить ошибки, когда что-то не получается.
Правило 3. Чем старше возраст тем больше дистанция и право на ошибку.
Позволяйте своим детям совершать ошибки, осознавать их и нести ответственность за их последствия. Предлагайте пути решения и не бросайте их в одиночку расхлебывать последствия, если вы видите, что они не справляются. И самое главное помните, что право на ошибку имеют не только дети, но и родители!
Работа над родительскими ошибками бесценный опыт для наших детей: нет ничего лучше, чем показать на собственном примере, что многие неправильные решения обратимы.
Пару лет назад мы решили, что наша дочь-подросток уже достаточно взрослая для того, чтобы самостоятельно принять довольно важное решение: переехать вместе со всей семьей в США или остаться в России жить с бабушкой, спокойно заканчивать музыкальную школу и вот это все.
Мы наивно и ошибочно рассчитывали, что наша юная авантюристка с восторженными воплями бросится собирать чемодан и самостоятельность принятого решения подсластит ей на первых порах сложности адаптации. Что-то вроде я сама так захотела, поэтому буду терпеть и мужественно преодолевать трудности. Как бы не так!
Игры в демократию закончились плачевно: вся семья уехала, дочь решила остаться и страшно переживала разлуку. Наша семья смогла воссоединиться только спустя полтора гора, килотонны потраченных денег и намотанных на кулак нервов.
Пожалуй, это была самая дорогостоящая во всех смыслах ошибка нашей семьи на пути воспитания самостоятельных личностей.
Правило 4. Активно участвуем в любых детских занятиях
Помните простой закон зоны ближайшего развития? Базовый закон воспитания и развития самостоятельного ребенка, который ввел в обиход советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов ХХ века.
Нет, это не значит, что взрослый должен сделать все за ребенка. И не значит, что более самостоятельны и развиты те дети, которых родители ничему не учили, предоставив им учиться методом только самостоятельных проб и ошибок.
Это значит, что если сегодня вы вместе печете блинчики, поливаете огурцы или пришиваете пуговицы, то с большой долей вероятности завтра ваш ребенок сможет сделать это самостоятельно.
Вместе ежедневно расширяйте круг базовых самостоятельных навыков: завязывать шнурки, складывать свою одежду, собирать рюкзак в школу, мыть свои ботинки и ухаживать за домашними животными. Спустя некоторое время ребенок сможет делать все это сам.
Правило 5. Выделяем сферы ответственности
Самое сложное это перейти от теории к практике. Обсудите то, за что ребенок может отвечать самостоятельно. В нашем случае это была школа с домашними заданиями и музыкалка.
Кроме персональных дел, которые касаются только ребенка, выделите сферы ответственности, касающиеся всей семьи. Они могут быть совершенно несложными и варьироваться в зависимости от возраста от пресловутого выноса мусора до приготовления воскресной яичницы.
Если есть возможность не вмешиваться постарайтесь этого не делать. Первые один-два раза покажите ребенку алгоритм решения несложных проблем в школе и в дальнейшем предложите ему делать это самостоятельно.
Правило 6. Безопасность превыше всего!
И вот, он настал этот момент, когда ребенок предлагает сам сходить за хлебом! Или уверяет вас, что уже готов самостоятельно ходить на тренировки в бассейн. Как сделать первые самостоятельные выходы из дома максимально безопасными?
Напомните ребенку о правилах безопасности на улице и регулярно непринужденно обсуждайте, как следует вести себя во внештатных ситуациях. Что делать, если на улице незнакомый человек просит о помощи или предлагает пойти с ним под разными предлогами? Кого звать на помощь? Как себя вести, если хулиганы пытаются отобрать телефон или деньги? Проверьте, знает ли ваш ребенок алгоритм поведения в таких ситуациях. Не стесняется ли он кричать и звать на помощь на улице? Отработайте этот навык в лесу.
Обсудите и нарисуйте наиболее безопасный маршрут. Попросите ребенка не отклоняться от него.
Одевайте ребенка в запоминающуюся одежду и обувь, всегда имейте под рукой его свежие фотографии.
Если вы работаете, а ребенок остается дома один, разработайте безопасное расписание с напоминаниями позвонить родителям после возвращения из школы, перед походом гулять с друзьями или после возвращения с тренировки. Ребенок должен знать наизусть телефоны родителей и службы спасения.
Терпения вам и легкого взросления вашим детям!
Ольга Симонова
Как научить ребенка самостоятельности иослабить контроль
Для родителей самостоятельный ребенок означает, что онможет что-то делать сам без напоминаний иуказок. Нонемногие готовы дать ему реальную свободу даже впределах разумных границ. Получается, что родители мыслят двойными стандартами: хотят научить ребенка тому, что сами неготовы дать. Причиной этому может быть повышенная тревога заребенка, собственные страхи, предубеждения инезнание того, как развивается ребенок.
Читайте нас вInstagram
Если выинтересуетесь тем, как научить ребенка самостоятельности, тоначать придется ссебя. Вам надо будет разобраться ссобственной тревожностью, увидеть вребенке отдельную личность иосознать, что гиперопека также вредит детям, как иполное равнодушие.
Родителям также понадобится терпение ипонимание. Дети сгрудничкового возраста стремятся ксамостоятельности, хотят что-то пробовать, ищут ипознают. Итут главное незапрещать, аумело направлять.
Надеемся, наши советы помогут вам наэтом пути.
1. Незапрещать, аразрешать
Тоидело можно услышать, как родители строго говорят: Нет, Нельзя, Язапрещаю. Этих запретов так много вжизни ребенка, что они подавляют его волю иинициативу. Если все воспитание держится наэтих словах, торебенок никогда ненаучится быть самостоятельным. Особенно всочетании сгиперопекой. Проследите засвоей речью ипосчитайте, сколько раз вычто-то запрещаете ребенку. Сократите запреты доминимума. Вместо того, чтобы бесконечно указывать ребенку нато, что ему нельзя, расскажите, что можно. Покажите, как много унего альтернатив, сместите акценты стого, что нельзя, нато, что можно. Выувидите, как это окрыляет детей, иони уже невоспринимают нельзя так болезненно.
Читайте также:Развитие ребенка вобществе: как привить детям хорошие манеры
2. Давайте свободу выбора
Предлагайте ребенку разумный выбор изтех вариантов, которые высчитаете приемлемыми. Так выподсластите пилюлю ипокажите ребенку, что выкнему прислушиваетесь иуважаете его мнение. Это работает влюбом возрасте, новажно неманипулировать ребенком. Чем старше становится ребенок, тем больше унего должно быть вариантов для выбора.
3. Учитывайте особенности возраста
Требования родителей должны быть разумными ипосилам ребенку определенного возраста. Когда ребенок получает задание, которое онвыполнить неможет, онстановится неуверенным инерешительным. Незабывайте оважности помощи иподдержки ребенка.
Например, малыши трех лет немогут быстро одеться самостоятельно. Трехлетки медлительны, отвлекаются инеощущают времени. Нет смысла кричать наних исравнивать смладенцами. Это непоможет, только внушит ребенку, что сним что-то нетак. Как вариант, можно дать ему задание надеть только колготки или футболку, асостальной одеждой помочь.
Первоклашки отлично знают, как складывать портфель, нозадень они испытывают столько стресса, что вечером обо всем забывают. Родители могут напомнить ему, что пришло время подготовиться кзавтрашнему дню. Постепенно круг задач, посильных ребенку, расширяется, аучастие родителей уменьшается.
4. Наберитесь терпения
Намного быстрее ипроще все сделать заребенка. Вытереть заним разлитую воду, одеть нанего одежду, собрать его вшколу, выбрать вуз. Ребенку нет смысла делать что-то самостоятельно, если унего есть тот, кто покричит, новсе сделает сам.
Учитесь сдерживать свои порывы помочь исмиритесь стем, что ребенок невсе сразу сделает хорошо итак, как вам хочется.
Читайте также:Ребенок стал капризным: стратегия поведения родителей
5. Некритикуйте ошибки
Конечно, сначала унего будет получаться плохо. Итут родители начинают ребенка критиковать, отчитывать, ругать исравнивать скем-то. Ошибка воспринимается, как конец света. Кажется, что ребенок так иостанется неумехой навсю жизнь. Правда втом, что так ибудет, если онпостоянно слышит критику всвой адрес.
Воспринимайте ошибки ребенка, как часть процесса. Это его возможность научиться самостоятельности. Выможете ему помочь, если подскажите, что можно было сделать лучше, напомните обосторожности, похвалите заудачи.
6. Учите ребенка принимать последствия своих поступков
Родители отругали, призвали ксовести, привели положительные примеры. Ивсе исправили заребенка. Витоге, получается, что оннапрактике неосознал инепочувствовал, что сделал что-то плохое или неправильное. Может, ондаже понес наказание, нонекоторые психологи уверены, что иэто непринесет пользы. Ребенок только тогда научится самостоятельности, когда ощутит насебе последствия своих поступков.
Начните спростых ипонятных вещей. Например, сухода засвоими вещами, рабочим местом, подготовкой кшколе. Постепенно все меньше контролируйте процесс идавайте ребенку осознать, что его действия всегда несут засобой последствия.
7. Помогите ребенку составить распорядок дня
Распорядок дня, основы тайм-менеджмента помогут детям стать более самостоятельными иуверенными всебе. Уребенка обязательно должно быть свободное время, которое онможет использовать посвоему усмотрению. Приобретите для него наглядные пособия: календари, плакаты, стенды сграфиком дня, альбомы, ежедневники. Составляя план надень, неделю, формируя цели исвои задачи, ребенок учится эффективно распоряжаться своим временем.
8. Определите обязанности ребенка
Дети часть семьи, азначит они должны принимать посильное участие веежизни. Малыши могут поливать цветы, школьники убирать свою комнату, выносить мусор, подростки помогать спокупками. Привлекайте детей ксемейным делам, пусть уних взоне ответственности будут итезадачи, которые приносят пользу всей семье. Например, убрать насвоем столе это необходимо самому ребенку, чтобы ему было удобно заниматься. Авот, если онпропылесосит вовсей квартире, тосделает еекомфортной для каждого члена семьи. Так ребенок научится заботиться нетолько осебе, ноиобинтересах близких.
9. Неспешите вмешиваться
Когда уребенка возникает какая-либо проблема, родители слишком спешат ему помочь. Если это ненесет угрозы для жизни ребенка или его психологическому благополучию, неспешите. Дети очень находчивы, поэтому могут сами найти выход изсложившийся ситуации. Нобудьте готовы дать совет или направить внужном направлении. Авот решение задачи пусть ищет сам.
Читайте также:Как хвалить ребенка правильно иконструктивно: 10советов
10. Будьте примером
Дети очень чувствительны кдвойным стандартам. Если родители требуют отних самостоятельности иответственности, носами такими неявляются, научить этому будет сложно. Именно правила, покоторым живет семья, будут для ребенка ориентиром. Самостоятельным стать можно там, где это поощряется, где родители сами небоятся нести ответственность засвои поступки, умеют принимать свои ошибки, где есть свобода выбора иуважение друг кдругу.
Читайте нас вTelegram
Самостоятельность это набор навыков, которым ребенок постепенно учится насвоем опыте. Этому невозможно научиться запару дней, поэтому родителям стоит придерживаться последовательности ввоспитании. Часто процесс обучения самостоятельности может доставлять определенные неудобства. Зато это станет отличным фундаментом для ответственности, ккоторой ребенок приходит вподростковом возрасте.
Быть ответственным сложнее, чем просто самостоятельным. Ребенок должен будет уметь анализировать свои поступки, прогнозировать результат инести занего ответственность. Чтобы ребенок кэтому пришел, отродителей потребуется готовность отпустить отсебя, быть примером ипостоянно искать баланс ввоспитании.
Читайте также:Как делать уроки: стоитли родителям помогать ребенку
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Что такое самостоятельность
Перед тем, как начать основательно разбираться в вопросе развития самостоятельности у детей, нужно определиться а как понимать само определение самостоятельности. Современное толкование этого термина говорит о том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:
- Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.
- Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.
- Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.
- Быстрая адаптация к новым условиям.
- Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально своих.
- Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.
Чем опасна несамостоятельность
Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности:
- Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей.
- Нерешительность. Ребенок не может понять куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается.
- Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случаться, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.
Что может сделать трехлетний ребенок сам
В три года ребенок уже пытается вполне осознанно освободиться от родительской опеки и стать самостоятельным. Первые самостоятельно выполненные действия наполняют его гордостью и уверенностью. Не лишайте ребенка этого удовольствия и важнейшего навыка, помогите ему в этом. Это тот самый возраст, когда вопрос как приучить ребенка к самостоятельности решается наиболее безболезненно и естественным образом.
По достижению трех лет ребенок уже очень часто говорит я сам, словно подчеркивая, что он уже со всеми трудностями способен справиться. Это, конечно, еще далеко не так, но сама тенденция должна радовать родителей.
В три года ребенок пытается копировать действия родителей и повторять за ними. Важно его поощрять, если, конечно, он копирует что-то хорошее.
Рассмотрим, какие навыки и действия вполне может выполнять малыш в трехлетнем возрасте самостоятельно:
- Убрать свои игрушки. Это занятие должно стать ритуальным перед сном.
- Сложить аккуратно свои вещи. То есть перед сном не бросать свою одежду как попало, а по мере возможности аккуратно развесить на спинке стула или сложить. Это вполне под силу ребенку дошкольного возраста, даже трехлетнему. Понятно, что одежда не будет напоминать идеально сложенные рубашки и платьица из магазина, этого и не требуется. Со временем у него будет получаться все лучше. Сейчас главное привить сам навык, на это направлено все воспитание.
- Ребенок трех лет уже должен знать четко, что после определенных вечерних ритуалов, таких как чистка зубов, умывание он идет спать. Сам. Если родители смогут привить эту привычку своему ребенку, это здорово облегчит их жизнь. Да и самому ребенку будет проще.
- Ребенок должен сам одеваться. Но если требуется помочь застегнуть сложную застежку, то конечно, это нужно сделать родителям.
- Ест малыш в три года полностью самостоятельно. Сам держит ложку, чашку.
- Самостоятельно ходит на горшок. Этот показатель, пожалуй, основное показательно правильно ли протекает развитие малыша. Если ему до сих пор требуется помощь в этом вопросе есть повод задуматься.
- Ребенок уже может полить растения. Можете даже выделить ребенку его собственный цветок, за которым он будет ухаживать, выращивать и отвечать за него. Ребенок будет очень горд таким доверием и, конечно, будет стараться оправдать его.
- Если дома есть животные, ребенок может их кормить.
- Малыш может помочь расставить тарелки перед едой. Желательно не давать ему легко бьющуюся, тонкую посуду. Но пластиковые тарелки, деревянные и из твердого фаянса он вполне может благополучно доставить и даже расставить на столе. Не стоит доверять ему, конечно, вилки и ножи, но ложки он тоже вполне может разложить по местам.
- Ребенок дошкольного возраста должен уже знать свои некоторые обязанности. Это к примеру, то, что он должен бережно относиться к своим игрушкам, стараться выполнять поручения взрослых хорошо, не шуметь, когда нельзя этого делать, стараться помогать родителям и старшим и т. д.
Как нельзя развивать самостоятельность
При воспитании самостоятельности у детей очень важно ослабить родительский контроль ровно до такой границы, за которой уже начинается опасная для здоровья ребенка ситуация. То есть до черты опасности контроля нет или он минимальный и незаметный, за чертой полный контроль, внимательный и тщательный. К сожалению, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Конечно, они делают это неосознанно, ведь у нас же никто не учится, как надо правильно воспитывать, родители не заканчивают педагогические и психологические курсы, воспитывают, как умеют или по образцу своих родителей. Итак, как нельзя:
- Перехватывать у детей инициативу, говоря и показывая, как сделать быстрее, лучше, удобнее и т д. Этим вы только собьете малыша с толку. Да, трехлетка пока все делает медленно, ему за вами в скорости не угнаться. Но ему необходимо прийти к выводу самостоятельно. Только таким образом он это урок усвоит, пропустив его через свое восприятие и ощущения. Поэтому пусть сам найдет более быстрый способ, пусть делает сам свои открытия. К тому же самостоятельное исследование проблемы это развитие у человека независимости. Не лишайте свое чадо такого бесценного качества.
- В воспитании самостоятельности важно не перестараться и не допустить рискованных для жизни и здоровья малыша ситуаций. Обязательно страхуйте ребенка дошкольного возраста, когда он делает что-то, связанное с опасностью. Не надо просить его собрать мелкие пуговицы он вполне может несколько проглотить. Желательно также в комнате малыша поставить мебель без острых углов, пока ему не исполнится по крайней мере, лет пять. До этого возраста дети очень неуклюжи, а острые углы весьма опасны не только для здоровья, но и для жизни. Набивать шишки и ссадины это, конечно, неплохо, но в разумных пределах. Также и при прогулке на улице будьте бдительны: там много опасных ситуаций и предметов. Не стоит разрешать ребенку самостоятельно пробовать грязь и песок на вкус, воду из лужи и т д. Такие крайности ни к чему, его развитие от этого явно не будет более всесторонним.
- Воспитывать жалостью нельзя. Часто родители, особенно если чадо выстраданное и долгожданное, стараются его всячески оберегать от любых житейских трудностей. Таким отношением можно только навредить. Жалость нужна, но в разумных пределах. Нет нужды сюсюкать с детьми дошкольного и любого другого возраста сверх меры, особенно с мальчиками, это сильно тормозит их развитие. И без того уже такой жалостливый подход привел к тому, что выросло целое поколение молодежи, мало приспособленной к защите семьи и вообще к созданию нормальных семей. А все из-за того, что в детстве мамы жалели своих отпрысков, долгое время считая их маленькими и беспомощными.
Инфантильный взрослый жертва чрезмерной опеки в детском возрасте. Подумайте, ведь ребенку придется прожить всю эту длинную жизнь, преодолевая множество трудностей и различных ситуаций, чаще всего, не самых приятных. Ему придется создать семью, вырастить собственных детей.
Некоторым родителям, как ни грустно это допускать, но факт просто удобно растить детей несамостоятельными, полностью зависящими от родителей. В этом случае мама уверена, что ее чадо в полной безопасности, не натворит ничего плохого, никуда не вляпается и будет послушно выполнять все, что о него требуется. Но такое воспитание ведет в никуда.
Возможно, он никуда и не вляпается, но и полностью раскрыться и расцвести как личность не сможет тоже. Он будет не в состоянии найти любимую работу, вообще дело по душе, потому что проведет всю жизнь на навязанной вами работе. Он не сможет организовать жизнь счастливой семьи, поскольку, скорее всего, вообще не женится/не выйдет замуж. А если и создаст семью, то будет тянуть свою лямку, независимо от того, какие отношения него со второй половиной. И своих собственных детей, скорее всего, ничему толковому он научить не сможет. Только послушанию, затюканности и тупому выполнению приказаний вышестоящих и старших по званию.
Запомните: успешный взрослый = самостоятельный ребенок.
Привилегия побыть одному
Безусловно, общение ребенку необходимо! Общение с близкими, которое эмоционально укрепляет его и помогает в развитии, а также общение с ровесниками, закладывающее в нем социальные навыки. И вместе с тем ребенку необходимо научиться быть одному. Научиться слушать и смотреть без того, чтобы подсказали: слушай, смотри. Научиться самому играть, самому думать. Научиться сосредоточенности, созерцательности.
Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих. Беда не столько в том, что с таким ребенком труднее, сколько в том, что это сильно влияет на его характер. Вместо способности к внутреннему углублению в нем вырабатывается стремление привлечь и удержать внимание взрослых, растет неуверенность в себе и эмоциональная зависимость от окружающих.
Это не всегда просто — научить быть одному. И всегда возможно. Причем, начиная с самого раннего возраста. Например, оставить малыша одного, включив музыку, которую он любит, или дать интересную игрушку, придумать увлекательное занятие.
Более того — побыть наедине с собой он может даже в вашем присутствии, просто углубившись в свои дела.
Ошибка многих родителей — в использовании одиночества в качестве наказания для ребенка (поставить в угол, закрыть в пустой комнате, изолировать от группы и т.п.). Именно отсюда потом и вырастает в людях панический страх одиночества, неадекватная потребность везде и всюду находиться в обществе других, пусть даже чужих, людей. А меж тем одиночество — это привилегия! Это условия, при которых ребенок естественным образом учится быть самостоятельным и уверенным в себе.
А если ребенок склонен к внутренней сосредоточенности, отнеситесь с уважением к этой черте его характера. Не теребите его, не считайте себя вправе в любой момент оборвать всякое его занятие. Вместо этого присмотритесь к малышу, постарайтесь понять или почувствовать, какая внутренняя работа в нем происходит.
Особенно острую потребность побыть наедине испытывает единственный ребенок в семье, когда идет в садик или школу. Нервную систему малыша, непривычного к присутствию посторонних, истощают усиленное общение, переизбыток информации и неизбежное вторжение других детей в его личное пространство. Правильно отнеситесь к его желанию побыть в одиночестве. Ведь и вы после тяжелого рабочего дня чувствуете необходимость прийти в себя, побыть в тишине. Разве не так? Освободившись от психологической усталости, он сам позовет вас и расскажет обо всем, что случилось за день.
Где будем устраивать одиночество?
Если речь идет о малышах, то наиболее удобное место, где они могли бы безопасно побыть наедине с собой — это детский манеж.
Специалисты считают — у каждого человека есть определенное жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает частью себя. У маленького ребенка это, конечно же, в первую очередь кроватка, в которой он спит. Но проснувшегося там лучше не оставлять. Младенец с самого начала должен разделять место для сна и место для игр.
- https://razvitie-rebenka24.ru/vospitanie-rebenka/doshkolniki/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti.html
- https://apteka.ru/info/articles/psikhologicheskoe-zdorove/eta-dolgozhdannaya-fraza-ya-sam-/
- https://estet-portal.com/statyi/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti-10-zolotyh-pravil-dlya-roditeley
- https://pervenets.com/razvitie/razvitie-ot-3-let/kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnosti.html
- https://www.woman.ru/kids/healthy/article/42843/