Игровое обучение музыке в возрасте 1-3 года

СОДЕРЖАНИЕ

Малыши очень восприимчивы к различным гармоничным звукам. Они с легкостью могут запомнить простую мелодию и даже воспроизвести ее. Регулярные занятия музыкой с помощью простой игры значительно ускоряют общее развитие малыша, помогают формированию творческого восприятия мира.

Музыкальное воспитание малыша

Для детей до трех лет музыкальные занятия, как и любые другие, проводят в игровой форме, когда у ребенка хорошее настроение и есть желание немного поиграть. Для того, чтобы обучение проходило максимально эффективно, следует подобрать подходящие для крохи упражнения.

Для начала, когда ребенок еще очень маленький, можно включать ему классику, которая адаптирована для детского восприятия или народные песни и простые мелодии. Когда малышу исполняется годик, можно приступить и к более серьезным занятиям.

К примеру, музыкальная разминка может начинаться с веселой, ритмичной музыки или задорной детской песенки, под которую можно легко потопать ножками, поднять руки вверх, размять пальчики.

Играть таким образом можно всегда, практически в любое время, кроме сна. Так вы с малышом не только проведете весело свободное время, но и научите ребенка различать звуки по их тональности, высоте, продолжительности звучания.

Чтобы кроха научился отличать низкий звук от высокого, следует проиграть или же пропеть одну ноту и попросить ребенка сделать тоже самое. Затем, когда малыш справится с этим заданием, можно усложнить его, пропев несколько звуков в разной тональности по возрастанию или убыванию, с разными интервалами между ними.

Чтобы развить чувство ритма, можно проделать ряд простых упражнений. Для этого предложите малышу громко похлопать в ладоши. Затем мама или папа должны прохлопать простую мелодию, которую малыш может повторить. Когда ребенок выполнит это простое задание, можно его немного усложнить.

Для начала следует предложить крохе громко потопать. А потом взрослый, с помощью притопывания, может проиграть ребенку простую мелодию, которую малыш должен повторить. В случае успешного выполнения, задание усложняется.

Далее вы демонстрируете малышу мелодию, которая воспроизводится с помощью притопывания и хлопков одновременно и предлагаете ему повторить за вами. После успешного выполнения, можно перейти к ударным инструментам или детскому ксилофону, фортепиано.

Раннее обучение музыке залог профессионального успеха

Как обучать ребенка музыке, советы

Начинать музыкальную игру нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение, он сыт, здоров и настроен на игру. Вы можете проводить простые музыкальные занятия на свежем воздухе или дома. Главное регулярность обучения. Помните, что малыш до трех лет не способен управлять своим вниманием, он может удержать его не больше, чем на 10-15 минут.

Даже если вы не имеете специального музыкального образования, отчаиваться не нужно. Вы можете легко найти простые детские мелодии, например, в интернете. Для того, чтобы сделать малышу простой ударный инструмент, не нужны особые материалы. Достаточно взять обычную кастрюлю или банку.

Под веселую музыку можно делать зарядку, проводить гигиенические процедуры. Особенно малышам нравится музыкальная пальчиковая гимнастика и разные детские танцы.

Обучать музыке малыша следует с самого рождения. Тогда ребенок с легкостью будет понимать особый музыкальный язык и правильно использовать его. Он научится чувствовать ритм, понимать структуру мелодий. Обучение музыке способно развить не только творческое мышление, но и раскроет другие таланты ребенка.

А вы уже начали обучать своего малыша музыке? Поделитесь в комментариях к этой статье в какие игры вы играете со своим ребенком, чтобы развивать его музыкальные способности.

Музыкальное развитие дошкольников

Музыкальное развитие от рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.

Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.

Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.

В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.

Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гершвина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», «Шутку» из оркестровой сюиты Баха.

Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.

В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

23 года первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.

Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен по сути, усложненный вариант барабана можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой удары на сильную долю места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии.

На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 23 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы».

Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.

Следующий шаг показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на одни удар левой два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.

А теперь ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество — подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимал, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со времен все начнет получаться.

Музыка для детей 4 лет слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.

Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.

Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор хочется смеяться, минор хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз».

Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато резко, отрывисто и легато плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» очевидное легато, песня «Улыбка» бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.

Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнтх», Сен-Санс «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво».

Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным».

В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом».

Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.

Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига.

Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:

«Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…». Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.

В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.

Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.

Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.

Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.

В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:

  • при переутомлении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при плохом настроении «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражительности «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении внимания «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.

Занятия музыкой для детей 5 6 лет — как они проходят в нашем клубе?

В отличие от классической методики, которую практикуют музыкальные школы, мы не привязываем ребёнка изначально к какому-либо конкретному инструменту. Мы предлагаем познакомиться с различными способами музыкальной активности в игровой форме. Во время наших уроков музыки для детей 5 лет можно поиграть на детских музыкальных инструментах, потренировать способность слышать и воспроизводить мелодию.

Мы предлагаем подвижные логоритмические упражнения. При этом развивается координация движений и крупномоторные навыки. Музыкально-психологические игры помогают сформировать в ребёнке коммуникативную компетентность, в частности, эффективные навыки взаимодействия с ровесниками.

Занятия музыкой для детей 5 6 лет — как мы развиваем музыкальность?

Поскольку музыкальные способности складываются из слушания и воспроизведения, мы постарались гармонично объединить эти виды деятельности. Предлагая мелодии для прослушивания, мы не сдерживаем ребёнка, а, напротив, помогаем ему эмоционально прожить композицию. Если есть желание подпевать или подтанцовывать оно только приветствуется.

Уроки музыки для детей 6 лет продолжаются знакомством с музыкальной грамотой, в частности, с нотами и их приложением к клавиатуре. Кроме фортепиано, мы предлагаем воспитанникам ксилофоны, металлофоны, детские аккордеоны. Проявить себя можно как индивидуально, так и в маленьком детско-родительском оркестре. Мы стремимся развить любое направление импровизации, которое спонтанно предлагают ученики.

Уроки музыки для детей 5 лет — какова воспитательная польза?

В ходе занятий мы практикуем пальчиковые игры и музыкальные инсценировки. Это способствует стимулированию познавательной активности, умения фантазировать.

Упражнения на релаксацию снятие эмоционального и физического напряжения делают ребёнка более спокойным и уравновешенным.

Чтобы узнать подробнее, как проходят уроки музыки для детей 6 лет в нашем клубе, запишитесь напробное занятие!

Значение музыкального воспитания дошкольников

Уже догода малыши проявляют искренний интерес кмузыке. Они улавливают мелодию идаже совершают простейшие танцевальные движения крутят ручками, энергично раскачиваются втакт. С3 лет дети готовы кмузыкальному воспитанию посвящению втаинственный иувлекательный мир музыки. Многие родители, однако, несчитают это важной задачей ипредпочитают развивать, например, спортивные навыки дошкольников. Тем временем, детские психологи уверяют, что развитие музыкальных способностей неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса дошкольников.

Музыкальному воспитанию следует уделить внимание последующим причинам:

  • Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся более открытыми ичувственными, реже скрывают свои переживания отродителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского стресса.
  • Благодаря музыке, развиваются творческие способности идетское воображение. Неважно, играетли малыш наинструменте или просто слушает песни вобоих случаях близкое общение смузыкой вдохновляет ивоодушевляет нареализацию творческих порывов.
  • Положительное влияние напсихофизическое состояние. Музотерапия часто практикуется детскими психологами для корректировки неусидчивости, чрезмерной возбудимости Полезна она ивпрофилактических целях. Главное грамотно подбирать музыкальный материал, чтобы неполучить врезультате сеансов обратный эффект.
  • Развитие памяти, концентрации внимания, моторики пальцев, усидчивости. Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие навыки, которые обычно тренируют спомощью комплекса упражнений.
  • Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие отпрослушивания/исполнения музыки. Незабывайте, что музыка искусство, априобщать кнему детей необходимо.

a7b1e4fa9d515ca54d19f8746dbebc3ca7467cbe.jpeg

Дошкольники имузыка

Омузыкальном воспитании дошкольников родителям известно немногое, поэтому обычно они просто записывают ребенка вмузыкальную школу или, как вариант, нанимают репетитора. Наделе приобщение кмиру музыки комплексный процесс, входе которого малышу прививается искренняя любовь кэтому виду искусства. Причем речь идет неонавязывании вкусов ижеланий родителей, аосоздании благоприятного музыкального климата.

Психологи предлагают разные методики музыкального развития, носводятся они кработе внескольких конкретных направлениях:

  • Формирование музыкальных эталонов. Понятно, что укаждого взрослого свои музыкальные предпочтения, однако трех-, четырехлетнему малышу необходимо слушать именно правильную музыку чистые ноты, приятные мелодии. Свозрастом уребенка появится индивидуальный музыкальный вкус, новдошкольном периоде важно научить его качественному материалу, ивечной классике.
  • Развитие музыкальных способностей. Даже если вынепланируете учить играть нафортепиано или других инструментах своего ребенка, развивать музыкальность можно инужно.
  • Выбор музыкального инструмента. Естественно, ненужно занимать ребенка это опциональное направление. Еслиже малыш сам желает освоить музыкальный инструмент, обязательно поддержите его инайдите хорошего репетитора.

Как построить процесс музыкального воспитания?

Преподаватели музыки идетские психологи советуют следовать возрастному плану поразвитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант выглядит следующим образом:

  • До4 лет. Встоль юном возрасте вмузыкальную школу еще непринимают, частные занятия тоже малоэффективны. Малыши еще неслишком усидчивы, исконцентрировать внимание для них почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент что-нибудь легкое, нетребующее обучения иразвития навыков. Бубен, барабаны, трещотка идаже ложки прекрасно подойдут для развития уребенка, например, чувства ритма, темпа. Вэтот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать иподыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки ипропевать их.
  • Дети 45 лет. Как можно чаще слушайте музыку, причем начинайте расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Изучайте новые инструменты гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе анализируйте музыку определяйте ритм, настроение (мажор или минор), пытайтесь угадать, какие инструменты задействованы. Чаще смотрите концерты и, повозможности, посещайте живые выступления.
  • От5 лет. Вэтот период музыкальное воспитание иразвитие ребенка дошкольного возраста выходит накачественно новый уровень. Теперь можно непросто слушать, ноистараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь неидет опрофессиональном использовании музыкальных инструментов достаточно просто устраивать шумовой оркестр. Вэтоже время можно начинать занятия срепетитором или преподавателями вмузыкальной школе. Обязательно учитывайте желания малыша инезаставляйте его осваивать музыкальные инструменты результата должного оттакого агрессивного воздействия все равно небудет.

dcebd16108d03d100d535e073426fc7777bcd99a.jpeg

Иневажно, знаетели вы, как определить музыкальный слух уребенка или сыграть Лунную сонату. Для приобщения малыша кмузыкальному миру достаточно просто слушать хорошие композиции, смотреть живые концерты иполучать эстетическое удовольствие оттакой приятной музотерапии.

Многоли времени выпосвящается музыкальному воспитанию ребенка? Нужноли вообще этим заниматься, или есть более полезные иинтересные занятия, наваш взгляд? Делитесь своими мнениями вкомментариях кстатье.

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая. Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, все это подойдет.

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше пищи он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что после трех заниматься с ребенком уже поздно).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки). Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем.

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону.

Если дома есть фортепиано или другие взрослые инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Вопрос возраста

Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а усаживать его за инструмент.

На самом деле, максима звучит так: чем раньше, тем лучше. И здесь нужно остановиться и спросить себя: Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?

При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.

При втором лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.

Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара. На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше.

У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.

Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка лучше начать чуть раньше, чем опоздать справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!

И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.

Учить музыке не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что его развивают. С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.

В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.

Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.

Роль учителя

В любом деле учитель ключевая фигура. Учитель, увлеченный своим предметом, знающий его, умеющий передать свои знания и увлеченность детям, всегда добьется хорошего результата. В обучении музыке от учителя зависит 90% успеха ребенка. Под успехом мы будем понимать не просто профессиональный рост исполнительского мастерства, а степень развития музыкальных способностей, степень увлеченности музыкой, желание преодолевать трудности и достигать новых вершин.

Причин этому две. Во-первых, обучение игре на инструменте или сольному пению происходит один на один. В силу этого между учителем и учеником устанавливается очень тесный контакт, в том числе эмоциональный. Во-вторых, сам предмет, которому учится ребенок, требует особого внимания к содержанию обучения. Научить исполнять музыку значит научить понимать ее. А что такое музыка? Это язык чувств. Достигнуть единства в понимании такой тонкой материи не так просто, как, к примеру, в понимании физических формул.

Поэтому, решив учить ребенка музыке, нужно заботиться, прежде всего, о том, как найти учителя (а не музыкальную школу). Роль учителя можно проиллюстрировать таким примером: если вы хотите учить ребенка игре на фортепиано, а хорошего учителя нет, но есть хороший учитель игры на скрипке, то нужно выбрать скрипку.

При этом не важно, где работает педагог, какие заслуги имеет. Он может всю жизнь заниматься детьми со средними данными, не ставя перед учениками цели стать лауреатами конкурсов или музыкантами-профессионалами. Или он берет трудных подростков, замещая в их сознании улицу миром музыки, и подростки, конечно, редко показывают выдающиеся результаты. Эти примеры иллюстрируют мысль, что опираться в выборе педагога на его именитость, на конкурсные достижения его учеников не следует. Хотя учесть их тоже нужно.

Хороший учитель музыки:

  • Умеет наладить контакт с учеником, добр к ребенку, в то же время умеет добиться результата, строг и требователен, если это необходимо.
  • Умеет работать с детьми в разном стиле, в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Ставит разным ученикам разные цели (по силам каждого кому-то конкурс, а кому-то выступление на школьном концерте) и добивается их достижения.
  • Он, прежде всего, учитель музыки, а потом уже (возможно) исполнитель музыки. Известно, что не все хорошие исполнители могут быть хорошими учителями. Это разные компетенции.
  • Во главе угла для него стоит польза для ребенка (с точки зрения ближайшей и отдаленной перспективы развития), а не академические концерты и конкурсы.
  • Он сам любит музыку, умеет передать любовь и восхищение музыкой ученику.
  • Объясняет не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Не отдает предпочтения технике в ущерб художественности.
  • Не допускает ремесленничества! Гаммы и упражнения не становятся самоцелью.

У такого учителя дети занимаются дома с желанием, а на урок бегут как на праздник. Кто-то скажет, что таких идеальных учителей не бывает. Это не так. Просто нужно задаться целью и искать.

Расспрашивайте знакомых, чьи дети учатся музыке, посещайте концерты в музыкальных школах, присматривайтесь к детям. Хорошего педагога видно по его ученикам.

Кстати, совсем не обязательно искать только в музыкальной школе. Это может быть и частный педагог, отличные учителя могут быть в студиях, развивающих центрах, домах культуры.

Как выбрать музыкальную школу

Все-таки чаще всего обучение ребенка музыке предполагает его учебу в музыкальной школе или школе искусств.

Чтобы не ошибиться с музыкальной школой и не разочароваться в ней, надо знать ее специфику.

  1. Обучение в музыкальной школе направлено на воспитание профессионального музыканта. Поэтому преобладать там будет классический репертуар. Это значит, что ребенок не будет баловать родителей, родственников и гостей популярной песней, а будет разучивать Баха и Чайковского.
  2. Чтобы те профессиональные навыки, которые дает музыкальная школа, использовались для других целей (исполнения популярной музыки, к примеру), нужны инициатива ребенка (родителей) и дополнительные занятия.
  3. Для учебы нужно будет приобрести инструмент и организовать дома рабочее место для самостоятельных занятий.
  4. Нагрузка в музыкальной школе довольно высока. В неделю примерно 5-6 уроков по 45 минут: два урока специальности, по одному уроку сольфеджио и музыкальной литературы (слушание музыки), один или два урока хора. И все это уже в начальных классах школы.
  5. Потребуется заниматься дома, каждый день и определенное количество времени. Это дополнительная нагрузка. Она может спровоцировать так называемый кризис лени (когда ребенок хочет бросить учебу).

Сложности, которые могут возникнуть в музыкальной школе:

  • Расстановка приоритетов с программой в общеобразовательной школе.
  • Невысокая индивидуализация обучения, его стандартизированность подгон обучения под единый стандарт, принятый в школе.
  • Дефицит педагогов по самым популярным инструментам, невозможность выбора учителя, смены учителя по желанию родителей и ученика.

Все эти пункты надо учитывать и быть готовым к возможным трудностям. Если вы предполагаете, что ребенок не станет профессиональным музыкантом, есть смысл поискать другую форму обучения. Вместе с тем, если музыкальная школа славится своими педагогами, и знакомые дети ходят в нее с удовольствием не бойтесь никаких трудностей!

Источники:

  • https://viline.tv/deti/article/igrovoe-obucenie-muzyke-v-vozraste-1-3-goda
  • https://www.7ya.ru/article/Muzykalnoe-razvitie/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/razvivayushhie-zanyatiya/muzyka
  • https://www.rastishka.ru/parent/statya/muzykal-noie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta
  • https://baby-ved.ru/music/musikalnoe-obrazovanie-s-chego-nachat/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит