Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.
Все правила за 5 минут видео
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное понять суть и основную цель поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно по белым.
Конь ходит буквой Г на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки на одну, максимум на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две взятие на проходе и рокировка.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс сделать это нужно сразу.
Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.
Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в ловушку в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы 960 (Фишера)
Правила для этого варианты стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь 9 очков;
- Ладья 5 очков;
- Слон и Конь по 3 очка;
- Пешка 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Нотация запись шахматной партии
Нотация это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
- Самостоятельно записывать игровые партии;
- Читать и понимать специальную литературу;
- Играть в слепую
- Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.
Свое обозначение имеет и каждый персонаж:
- Кр (К) король;
- Ф (Q) ферзь;
- Л (R) ладья;
- К (N) конь;
- С (C) слон;
- П (p) пешка.
Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:
- + — шах;
- ++ — двойной шах;
- # — мат;
- Х взятие фигуры;
- 0-0 рокировка;
- !! отличный ход;
- ?? грубая ошибка и т.д.
Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул ходи
Это одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Польза шахмат для детей
Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:
- Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
- Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
- Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.
Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.
Когда начинать обучение
Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.
- С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
- В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
- В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
- Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.
Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.
Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.
Главное на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.
Как заинтересовать малыша игрой
Как известно, запретный плод сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.
На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.
Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.
Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.
Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).
Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.
Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например Фиксики.
Правила игры
От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.
При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры лишить возможности двигаться короля противника.
Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:
- Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
- На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
- Королева (ферзь) самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
- У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой Г.
- Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
- А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.
- Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.
Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.
Процесс обучения
К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.
Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.
На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в Угадай фигурку: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.
Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные герои, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.
Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
- Ценность фигур разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.
Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.
На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.
Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.
В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.
Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.
Полезные советы
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
- Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.
На первых порах они должны носить краткий характер.
- Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
- Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
- Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.
На заметку!Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.
Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.
Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.
Какой учебник выбрать
В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:
- Книга Шахматы для детей, написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, одна из самых эффективных.
Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.
- Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
- Книжка Владимира Гришина называется Шахматная азбука. Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.
- Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.
Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.
Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.
Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение однозначно.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайтеактивную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html
Если вам понравилась статья поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Кто я такой чтобы учить…
Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.
Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни соревнования по шахматам в Петергоф и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.
Но это еще не все. Далее еще через пару месяцев мы поехали с Жориком на этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет в Серпухов, где Жорик занял 30 место, набрав аж целых 5 очков из 9. Заметьте, среди детей до 9 лет. В основном все дети были по 7-8 лет возраста.
Далее еще через пару месяцев мы отправились в Минск (Беларусь) на Чемпионат мира по шахматам FIDE среди детей до 8 лет, где Жорик набрал так же 5 очков из 9 и занял 79 место из 183 игроков.
Далее мы поехали в Ижевск на следующий этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет, где Жорик набрал 6 очков из 9 и занял уже 12 место из 72 игроков.
Потихонечку мы приближаемся к ТОПу и скоро он будет наш. Просто еще не время.
На каждом турнире где мы были, как минимум 3-5 родителей своих детей подходили ко мне и просили рассказать о моей методике обучения, мол как так, ведь в 4 годика детей некоторых в колясках возят, а ваш уже играет в шахматы, да еще и призовые места берет. Как такое возможно?
Поделитесь секретами, расскажите, а вот мой ребенок не усидчивый такой, шахматы наверное не для него, долго сидеть не может, фигурки зевает и все в этом духе
Вы знаете, чтобы постоянно каждому родителю не отвечать по часу на вопрос как научить ребенка играть в шахматы, я лучше теперь буду давать ссылку на эту статью. )) Итак, начнем.
Сразу коротко о главном, вы простите меня, но все фишки, приемы, методики и т.д., в этой статье я выдавать не буду. Дело в том, что тогда статья получится на 3 километра длинной. )) Устанете читать, да и я думаю, что видео будет лучше доносить до вас суть. Согласны?
Именно поэтому совсем недавно мы совместно с Жориком записали крутой обучающий видеокурс по теме обучения ребенка игре в шахматы с нуля, а также прокачке его мастерства.
Если ваш ребенок вообще не умеет играть в шахматы, но вы хотите научить его этому, то этот курс для вас. Если же он уже умеет играть, но вы понимаете, что те методы обучения, по которым он учится сейчас как-то не особо ему помогают, то этот курс так же для вас.
На запись видеокурса и его монтаж мы с Жориком потратили не мало времени, поэтому извиняйте, но курс платный. Цена чисто символическая 1990 рублей. Оплатили, скачали и начали смотреть сразу же. Получить курс можно по этой ссылке:
ПРИОБРЕСТИ ВИДЕОКУРС
А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.
Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%… Поехали.
Совет №1 не спешите вести ребенка в шахматную школу
Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.
Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру
Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.
Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.
Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.
В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить Будьте осторожны с этим
Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, то вот раздел вам. 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. Видеокурс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере это самое лучшее.
Есть даже мудрость такая Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя. В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.
Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.
Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.
Совет №2 не давайте играть в шахматы
Вы там со стула не упали? ))) Вы возможно хотите сказать, Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?.
Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.
В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди Запретный плод сладок. Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.
Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет Я ТОЖЕ ХОЧУ.
В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм… Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает
Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу. Мама, папа, даййййй мне В общем я думаю идея ясна. ))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.
В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.
Совет №3 не ругать, а хвалить
Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.
А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.
На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас…
Запомните раз и навсегда нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.
Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%…
Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.
Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.
Совет №4 не переусердствовать
Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.
Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?
Запомните 30 минут 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.
Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?
Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить мудрые вещи по типу, Сынок! Чтобы стать чемпионом нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером
У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:
Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.
Совет №5 оберегите малыша от сладкого
В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.
Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.
В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости
Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.
От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого святые дети. ))
Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.
Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.
В принципе это все. Я надеюсь статья вам очень понравилась. Приобретайте наш с Жориком обучающий видеокурс, обучайтесь играть в шахматы сами и обучайте играть в них своих детей. Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях или через обратную связь. Чем сможем поможем.
Пока пока…
Польза шахмат для детей
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры. В.А Сухомлинский талантливый советский педагог и писатель.
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Шахматы с 5 лет и старше
Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.
Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.
Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:
После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.
Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.
Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.
Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.
Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.
Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски. И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.
Видео: Как родителям научить своих детей играть в шахматы
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка 1 очко;
- Конь 3 очка;
- Слон 3 очка;
- Ладья 5 очков;
- Ферзь 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.
Как правильно мотивировать ребёнка
Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.
Приведем несколько приемов для мотивации малыша:
- Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
- Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.
- Можно организовать небольшой семейный турнир по шахматам. Если у вас, к примеру, мама не умеет играть в шахматы, можно дать юному шахматисту задание научить ее играть. В процессе обучения он будет тренироваться и больше понимать игру. При этом ребенок повысит свой статус и будет стараться поддерживать его. В турнирах он будет занимать не последнее место, за счёт не умеющей мамы или бабушки, и будет стараться продвигаться по турнирной таблице, чтобы выйти на первое место;
- Следующий этап по мотивации юного шахматиста, а также этап развития, нужно посетить шахматный клуб или секцию. Лучше это сделать, когда у них будет проходить турнир, этот процесс еще больше заинтересует малыша и он захочет посещать шахматный кружок.
Напоследок несколько советов от Фиксиков:
Зачем вашему ребенку шахматы?
Полезность шахмат для развития ребенка мало кто оспаривает. Эту тему мы обсуждали на страницах нашего блога не раз и повторяться не будем. Отмечу только пару моментов:
Шахматы подходят как физически активному ребенку, так и спокойному в этом отношении.
- В первом случае занятия будут способствовать балансу в развитии ребенка, поскольку шахматы развивают внимательность, усидчивость.
- Во втором, шахматная игра разумная альтернатива физически активным видам спорта. Это тоже спорт, который привлекателен удовольствием от победы и развивает спортивные качества, полезные для дальнейшей жизни.
Кроме того, увлечение шахматами неизбежно приведет к расширению круга общения. В то же время, в процессе игры личное пространство человека остается недоступным для других.
ТОП-7 лучших
Сделаем небольшой обзор шахматных учебных заведений в Москве, которые наиболее известны и могут по праву считаться в числе лучших:
1.Школа Ботвинника
Работает с 1936 года. В разное время качестве тренеров-преподавателей здесь работали М.Юдович-старший, Владимир Лепешкин, Марк Дворецкий. Сегодня в школе пятнадцать квалифицированных тренеров и более 500 детей.
Из ныне действующих гроссмейстеров выпускники школы Ботвинника Михаил Кобалия, Вадим Звягинцев, Борис Грачев, Андрей Рычагов (один из преподавателей).
Находится в районе м. Воробьевы горы, Университет. Имеет отделения в других районах Москвы.
Сайт здесь
2.Школа Анатолия Карпова
Работает с 2003г. В 2015 году у школы Карпова появилось отдельное пристанище на Хорошевском шоссе. В качестве тренеров работают гроссмейстеры, мастера, большинство преподавателей имеют высокую категорию. Обучается более 300 учеников.
Регулярно проводятся лекции, сеансы, семинары.
Сайт здесь
3.Юность Москвы. Спортивная школа олимпийского резерва
Работает с 2005 года и стала своего рода преемником знаменитых спортивных обществ (Труд, Спартак, Буревестник) которые курировали или возглавляли Ботвинник, Смыслов, Петросян,
Находится в шахматном клубе имени Т.Петросяна на Большой Дмитровке.
Страничка школы здесь
4.Школа олимпийского резерва Ориента (Перово)
Работает с 1974 года. В Ориенте занимается около 700 детей под руководством 17 преподавателей.
Один из лучших молодых гроссмейстеров России Даниил Дубов воспитанник шахматной школы Перово. Из этих стен вышло немало и других сильных шахматистов.
Находится в районе метро Новогиреево (Федеративный проспект). Есть филиалы в деских центрах и школах в восточном и юго-восточном округах столицы. Обучение бесплатно
Сайт школы здесь
5.Школа студия Александра
Работает с 2006 года. Основатели:
Александра Костенюк— 12-я чемпионка мира по шахматам. Полагаю, в дополнительных рекомендациях не нуждается.
Наталия Костенюк— специалист с большим оптом работы с детьми.
Школа-студия имеет отделения на Бауманской, Кропоткинской, Братиславской.
Сайт здесь
6.ДЮСШ-58
Создана и работает на базе бывшего ГЦОЛИФК- головного спортивного института страны. Соответственно и тренерский состав сформировался из числа выпускников этого профильного ВУЗа
7.Шахматная школа Кузьминки
Работает с 1986 года.
Учебное заведение с богатой историей и традициями. У руководства настоящие энтузиасты своего дела и квалифицированные педагоги с большим стажем работы с детьми. Находится по адресу Волгоградский проспект 109.
Сайт здесь
Разумеется, есть и другие варианты. Список можно посмотреть здесь В Москве более 50 шахматных учебных заведений. Как видите, выбор есть и вполне достаточный. Однако…
Не спешите …
Не спешите отдавать ребенка в шахматную секцию. К сожалению, не везде есть разделение по группам на основе возраста и уровня игры.
Если ребенок практически не умеет играть, он начнет свою шахматную жизнь с полосы неудач, поражений. Это может привести к тому, что он быстро охладеет к игре.
На начальном этапе рекомендую научить ребенка играть, и чтобы он какое-то время повозился с шахматами под вашим присмотром.
Если вы сами не очень знакомы с игрой, проблему можно решить с помошью видеокурса.
Вполне подходящий, а возможно и лучший вариант, обучение в нашей онлайн школе. Кстати, приобретая видеокурс, вы получите месяц обучения бесплатно.
Итак, варианты есть. Ясно одно: Шахматы принесут ребенку только пользу и исключительно пользу.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
- https://chessday.ru/39-pravila-shahmat.html
- https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html
- https://chessmatenok.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty/
- https://SemyaTut.ru/deti/obuchenie/shaxmaty-dlya-rebenka.html
- https://chessmatenok.ru/shkoly-shahmat-v-moskve/