Методики обучения ребенка иностранному языку

СОДЕРЖАНИЕ

Вот уже несколько десятилетий, как английский можно смело признавать языком глобального общения: им пользуются во всех уголках земного шара и для делового, и для неформального общения. Поэтому многие современные родители считают, что детей с самого раннего возраста стоит обучать английскому: так он станет как второй родной. Так ли это? Стоит ли ребенка практически с пеленок учить говорить на иностранном языке? Кого лучше нанимать в качестве преподавателя для малыша? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

В первую очередь стоит сказать, что раннее детство делится на два условных периода, в каждый из которых усвоение языка (да и всей информации о мире) характеризуется своими особенностями. До трех лет у малыша лишь копится словарный запас. На этом этапе он может только воспринимать звучащую вокруг речь, обрабатывать ее и воспроизводить. Словом, до трехлетнего возраста возможно лишь обучение с помощью погружения в языковую среду: если ребенка будут окружать говорящие на английском языке люди, он сам начнет говорить по-английски.

Примерно к трем годам происходит так называемый лингвистический прорыв и начинается период активного развития навыка устной речи. В дошкольном возрасте ребенок, словно губка, впитывает все больше информации. При этом он уже может сосредоточить внимание на какое-то время, появляется усидчивость, способность к логическому мышлению. Самое, пожалуй, благодарное время для начала целенаправленного изучения иностранного языка. Но, конечно, не только с помощью зубрежки правил и выявления языковых закономерностей. А как иначе?

Ниже мы расскажем о методиках и инструментах обучения дошкольников английскому.

Методики обучения малышей английскому языку

Из множества методов, которые предлагает современная педагогика, опытные преподаватели советуют выбирать 13 и чередовать их на занятиях. Сложно сказать, какая методика эффективнее, все зависит от индивидуальных способов ребенка воспринимать и запоминать информацию.

Методика Зайцева

Одна из самых известных и распространенных. Заключается в обучении малыша чтению и умению составлять слова с помощью специальных грамматических кубиков и систематизирующих таблиц. Используются кубики разных цветов: сначала идет изучение букв и тренировка составления слов, затем предложений. Сочетание яркой наглядности и игрового элемента делает метод отличным решением для изучения английского с самыми маленькими учениками. Метод Зайцева помогает выстроить алгоритмы применения изученных правил и учит искать закономерности на занятиях другими предметами.

Методика Домана

Хотя метод Глена Домана применим с младенчества, обучение английскому с его помощью особенно эффективно с 4 лет. Используются специальные информационные карточки, содержание которых показывают ребенку и одновременно проговаривают вслух. Сначала занятия совсем короткие по минутедве, но материал повторяется много раз, пока информация прочно не закрепится. Этот метод можно назвать запечатлением. Когда ребенок подрастает, можно ввести игровые элементы с карточками, затем показывать презентации, ролики.

Игровой метод

Как нельзя лучше подходит для дошкольников, при этом может быть адаптирован под любой возраст. В играх можно изучать как грамматику и фонетику, так и отрабатывать навык общения. Суть методики ясна из названия: все обучение проходит в естественном игровом процессе. Выделяют игры:

  • Ролевые (ситуативные). В этих играх разыгрываются сценки модели реальных ситуаций. Делятся на репродуктивные, то есть повторяющие, и импровизационные. В первом случае дети представляют типичную ситуацию и диалог в ней, во втором используют творческий подход, придумывая собственный сценарий.
  • Соревновательные основаны на принципе кто лучше?. Кто быстрее отгадает кроссворд? Кто составит самый интересный рассказ? Кто выполнит все команды правильно? Побуждение к соревнованию помогает детям быстрее усваивать материал, проявлять больше старания в усвоении грамматических правил и речевой практике.
  • Творческие. Данный вид деятельности развивает не только языковой навык, но и художественные задатки. Есть несколько видов творческих игр:
    • Словесные игры сочинение стихов, песенок, рассказов;
    • Драматические постановка сначала маленьких сценок, затем пьес;
    • Изобразительные раскрашивание, рисование, графические диктанты.
  • Музыкальные. Разучивание песенок, танцев. Использование музыкального сопровождения помогает закрепить ритм речи, услышать ее мелодику, а двигательная активность и возможность коммуникации разнообразят процесс обучения.

Проектный метод

Применим для детей 56 лет. Дети вместе с преподавателем выбирают тему для проекта, выполняют задания на протяжении нескольких занятий, собирают информацию, подключают творческий подход. Помимо языковой наполненности проекты учат ребенка самостоятельности, умению искать материал и объединять разрозненные знания в логическую цепочку.

Погружение в языковую среду

Общение с ребенком происходит только на английском языке. Сначала занятия могут быть совсем короткими, затем по мере развития навыка удлиняются. Полезно совмещать практику с бытовыми занятиями, например: умываться и завтракать, комментируя действия, или обсуждать прошедший день во время прогулки. В качестве помощи можно использовать наглядные материалы (карточки, таблицы).

Комбинированная методика

Как следует из названия, в этом методе по усмотрению преподавателя смешиваются все предыдущие: от игр до серьезных проектов. Плюс подхода в его разнообразии и широком спектре инструментов для занятий.

Инструменты для уроков с дошкольником

Если взрослым людям для изучения английского бывает достаточно учебника, то детям очень важна развлекательная составляющая занятий: она не только помогает удерживать внимание, но и делает более эффективным усвоение материала.

  • Книжки с картинками. Для самых маленьких яркие книжки с картинками, а также с буквами и словами, для детей постарше с народными английскими песенками, сказками, короткими рассказами. Иллюстрации разнообразят занятие, не дадут заскучать и помогут образно представить написанные слова.
  • Phonics и фонетические игры. Короткие видеоролики, аудиодорожки, карточки, скороговорки все, что поможет в отработке правильного произношения.
  • Мультфильмы на английском. Muzzy, Baby Einstein, Super Why!.. Герои этих мультфильмов не только полюбятся детям своими приключениями, но и обучат основам грамматики, поупражняются вместе с малышом в произношении и составлении фраз.
  • Рабочие тетради и прописи. Big Red Bus, I love English эти учебные материалы сочетают в себе наглядность и возможность практики. Почти все рабочие тетради дополняются аудиоматериалами. Использование инструмента позволит пополнять словарный запас, развивать творческий подход к изучению языка, тренироваться в письме, однако использовать их имеет смысл с детьми 56 лет.

Разумное использование любых инструментов повысит степень заинтересованности маленького ученика и облегчит формат занятий.

Плюсы и минусы обучения малышей иностранному

Сегодняшние родители все чаще стараются как можно раньше начать процесс обучения своих детей: они приводят малышей в центры раннего развития, записывают на дополнительные занятия или занимаются дома, считая это полезным для дальнейшего развития ребенка. Обучение иностранному языку при этом входит в тройку самых популярных направлений.

Действительно, педагоги считают, что раннее изучение иностранного несет в себе много плюсов:

  • дает новые источники информации об окружающем мире;
  • способствует развитию коммуникативного навыка;
  • развивает логическое и пространственное мышление;
  • дает более широкое понятие о фонематическом разнообразии;
  • облегчает обучение другим предметам в будущем;
  • тренирует память.

Но не стоит забывать и о подводных камнях. Ребенка в дошкольном возрасте очень легко перегрузить информацией, что скажется не только на эффективности занятий, но и на дальнейшей мотивации. Также нужно следить, чтобы малыш не подменял понятия одного языка другим. И конечно, важно, чтобы малыш усвоил правильное произношение, а для этого будет отличным решением обучение из первых уст.

Почему важно изучать иностранный язык с носителем

Пожалуй, никто не сможет так хорошо обучить английскому языку как тот, для кого он родной. У преподавателя-носителя языка есть и необходимый словарный запас, и знание необходимых грамматических правил, и понимание, как лучше построить речь. Ребенок усвоит произношение и научится бегло говорить по-английски, общаясь с учителем. Но важно обратить внимание на то, чтобы у преподавателя было правильное, чистое произношение, без примеси диалектов и акцента. Также стоит следить за балансом: общение на английском не должно превалировать над коммуникацией на родном языке, идеальное соотношение ― 50:50.

Раннее обучение английскому языку прекрасный способ дать больше знаний о мире с самого детства и подготовить малыша к будущей жизни в условиях глобализации, когда стираются языковые границы. Но важно, чтобы изучение английского доставляло ребенку удовольствие и не мешало нормальному детскому развитию. Разумным решением может стать наём в семью няни со знанием английского языка.

Особенности обучения детей английскому

С какого возраста начинать учить ребенка английскому? Стоит ли это делать раньше или дождаться школы? Споры на эту тему не утихают до сих пор. Одни родители не хотят создавать малышам дополнительную нагрузку, другие приветствуют раннее развитие и стремятся дать детям все необходимые знания чуть ли не с пеленок.

На самом деле, ранний возраст это время активного познания мира, поэтому ребенок с интересом воспринимает новую информацию, легко учит родную речь.

Еще один важный момент: ребенок еще не боится совершать ошибок в ходе изучения языка. У него отсутствует психологический барьер, поэтому дети гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же, ребенок воспринимает процесс обучения как игру, поэтому грамотный преподаватель легко удержит интерес малыша. Конечно, детям сложно усидеть на месте, им тяжело долго сосредотачиваться на каком-либо одном деле, поэтому уроки английского выстраиваются таким образом, чтобы детям было интересно (посредством игр, песен, движения). Ребенок не приступает к изучению алфавита и грамматики сразу же, сначала он учится говорить, слышать и запоминать английские слова и фразы.

Для разного возраста существуют свои методики обучения английскому:

  • С младенческого возраста обучают английскому по методике Глена Домана. Она развивает зрительную память ребенка, используются рисунки и написанные на них слова. Эта методика нередко может применяться вплоть до среднего школьного возраста.
  • Детям от трех лет подойдут кубики Зайцева.
  • Детей от четырех до пяти лет часто обучают по проектной методике. Здесь занятия посвящаются какой-то определенной теме, по которой дети готовят творческие проекты.

С четырех лет вполне можно проводить регулярные уроки английского. Однако до 6-7 лет дети еще не учат грамматику, поскольку у них не развито абстрактное мышление.

Помимо навыков общения, изучение английского дает детям чувство уверенности, развивает самостоятельность и творческие способности, критическое мышление и способность ставить цели и достигать их. А ведь именно эти качества также очень важны и при адаптации в школе, и в будущей социальной жизни.

Принципы подачи учебного материала дошкольникам

Чтобы занятия действительно были эффективными и не перегружали ребенка, они должны следовать определенным принципам.

Добровольность занятий Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учить английский в раннем возрасте. Если уроки станут обязанностью, то они могут быстро надоесть, и впоследствии малышу может быть сложно изучать язык. Главная задача родителей и учителя вызвать интерес к языку, и в этом хорошо помогает игра. Через игру дети познают мир и легко вовлекаются в процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки.

Мотивированность ребенка и интерес к урокам У ребенка нет той мотивации учить английский, которая есть у взрослых. Им не нужно строить карьеру, они не осознают, что английский понадобится им в будущем. Поэтому важно заинтересовать ребенка чем-то другим. Если ему будет интересен процесс обучения, если это будет весело и неутомительно, ребенок сам будет стремиться к занятиям. Придумайте свою мотивацию.

Комфорт ребенка при обучении Комфорт еще один важный момент при обучении. Одни дети легко остаются в группе с другими детьми и преподавателем, другим нужно, чтобы рядом находился один из родителей. Это зависит и от возраста ребенка, и от его характера. Если занятия будут для ребенка проходить естественно, то он легко начнет осваивать материал. Если вы видите, что ребенок сопротивляется изучению, не стоит оставлять это без внимания. Возможно, ему не подходит методика, не нравится учитель или ему просто тяжело. Стоит изменить подход, чтобы вернуть интерес.

Последовательность обучения До шести лет нет смысла нагружать детей правилами, орфографией и грамматикой, зато хорошо учить вместе новые слова через песни, танцы, игры. Главное, чтобы подача материала была последовательной и новые знания легко ложились на то, с чем ребенок уже знаком.

Основные методики обучения детей иностранному языку

Ассоциативный метод Детям с их развитым воображением этот метод подходит отлично. Его суть в том, что изучаемая фраза или слово связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.

Коммуникативный метод (лексический подход) Это метод изучения языка через общение, обсуждение так дети постепенно учатся думать на английском. Можно обсуждать, как прошел день, насколько была интересной новая книжка или фильм, куда ходили на выходных. Таким образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко используют в речи.

Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы С помощью этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В основе их интересные диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.

Метод погружения Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь. Хороший способ общаться с носителем языка, который не сможет отвечать по-русски. Метод погружения учит думать на английском хороший навык, который очень пригодится в будущем.

Английский для детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте при обучении английскому ребенок, прежде всего, учится коммуникации. Основной упор делается на то, чтобы дети начали понимать английскую речь и могли реагировать на нее. В этом возрасте закладываются и основы произношения. Дети употребляют элементарные английские слова, заучивают фразы из песенок, учатся распознавать слова в играх. Важно, чтобы английские слова обозначали понятия, которые хорошо знакомы детям на родном языке, и чтобы они легко сочетались друг с другом.

Еще одна особенность восприятия информации в этом возрасте у детей хорошо развита образная память, поэтому слова демонстрируются наглядно. В этом помогают реальные предметы, картинки, игрушки. Активно используется в обучении и рисование, раскрашивание, вырезание, обведение по точкам творческая работа также способствует более легкому запоминанию слов. Часто обязательная составляющая урока физкультминутка, на которой все упражнения и действия также сопровождаются называнием их на английском.

Однако надолго сохранять внимание дошкольникам еще сложно, поэтому урок обычно не превышает 30-40 минут. Как правило, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Уроки английского в дошкольном возрасте развивают память, внимание, сообразительность, наблюдательность и хорошо готовят ребенка к школе.

Английский язык для детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст это также время исследования и познания мира. Дети в этот период очень любознательны, активны, им еще сложно усидеть на месте, и они могут быстро утомляться. Поэтому зачастую для младшего школьного возраста также используются игры, подвижные задания, стихи и песни, мультфильмы. Ребенок уже не так быстро теряет интерес во время занятия, однако важно все-таки выстраивать процесс в увлекательной форме, чередовать разные задания.

Важный аспект этого возраста начало учебной деятельности. Возрастает внимание ребенка, оно становится более устойчивым. К 7-9 годам детям уже намного проще в течение определенного периода выполнять заданную программу. Улучшается память она становится сознательно регулируемой. В этом же возрасте растет стремление детей к достижениям. Они уже умеют ставить цели и добиваться результата. Эта особенность позволяет привить интерес к английскому языку.

Уроки уже могут длиться 40-45 минут, проводить их можно 2-3 раза в неделю.

Обучать английскому дошкольников или детей младшего школьного возраста родители могут, конечно, и своими силами. Для этого они сами должны хорошо владеть языком, чтобы поставить правильное произношение. Можно использовать известные методики, разработанные специалистами. Однако, во-первых, у родителей не всегда есть возможность заниматься с детьми регулярно, а во-вторых, может не хватать уровня языка или мастерства преподавания. Ведь, одно дело самому хорошо владеть языком, и совсем другое объяснить или помочь ребенку его изучить.

Хороший способ нанять репетитора. Но такой метод больше подходит уже школьникам, которым необходимо, например, подтянуть уровень. Если же вы хотите, чтобы занятия проходили легко и комфортно, а подход к обучению был системным, то стоит отдать его в языковую школу, где есть специальные программы для детей до 7-9 лет. Занятия там проходят в группах, что способствует и социализации ребенка, и лучшему освоению языка. Он не только учит английский, но и развивает умение командной деятельности. С детьми работают профессионалы, которые используют самые современные методики и создают нужный интерес.

Так, постепенно, через игру и увлекательные задания, английский становится частью жизни ребенка, что впоследствии помогает ему добиваться успеха в жизни.

Актуальность изучения английского языка в детском саду

Психофизически дошкольный возраст является наиболее подходящим для изучения иностранного языка, ведь у малышей хорошо развита долговременная память, то есть способность надолго запоминать то, что делалось, а главное, говорилось на уроке, а также оперативная память, необходимая для запоминания временной информации. Таким образом, дошкольники способны запоминать целые блоки слов и грамматических конструкций. Столь благодатная почва способствует разработке системы обучения самому распространённому иностранному языку английскому.

Изучение иностранного языка способствует развитию творческих способностей ребёнка, его коммуникативных навыков, когнитивных способностей, а также воспитывает уважительное отношение к родной и чужой культуре.

Цели изучения английского языка

Миссия изучения иностранного языка включает:

  • развитие произвольных (то есть управляемых сознательно) и непроизвольных памяти, внимания, мышления и воображения;
  • расширение кругозора детей (знакомство с иностранным языком автоматически вводит их в контекст другой культуры, а значит, создаёт основу для воспитания уважительного отношения к другим народам);
  • создание условий для развития способности малышей решать коммуникативные задачи на иностранном языке в рамках конкретной тематики (это своего рода прикладная цель изучения английского языка, позволяющая не только взрослым, но и детям чувствовать себя комфортно в окружении англоговорящих людей);
  • развитие мотивации к творчеству и познанию;
  • воспитание космополитичной личности, заинтересованной в изучении иностранных языков и образа жизни людей за границей.

Как и любое другое образовательное направление, изучение английского систематизируется задачами, которые решаются на определённом этапе его освоения. Занятия по английскому строятся по принципу крепости, которую дети с каждым годом достраивают, опираясь на имеющиеся знания, постоянно повторяя пройденный материал. Получается, что набор задач в разных группах будет одинаковым, и варьироваться, усложняться, будет только материал, на котором этот комплекс прорабатывается.

Задачи проведения занятий по английскому языку

Реализовать эти цели помогает решение следующих задач:

  • обогащать словарный запас по темам (к примеру, младшая группа животные, цвета, средняя части тела, члены семьи, старшая названия школьных атрибутов, подготовительная количественные, качественные прилагательные и т. д.);
  • способствовать накоплению материала для органичного самоощущения малышей в иноязычной среде (такая языковая раскрепощённость в будущем поможет ребёнку не бояться вступать в диалог с иностранцами);
  • обучение выстаивать грамотные монологические и диалогические высказывания;
  • формирование основ правильного английского звукопроизнесения и интонирования;
  • развитие фонематического слуха;
  • стимулирование способности к догадке;
  • тренировка звуковысотного слуха;
  • воспитание заинтересованного отношения к традициям других стран.

С какого возраста начинать изучение иностранного языка

Ответ на этот вопрос, кроме объективной готовности детей к обучению, обусловлен ещё одним фактором: наличием в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) нужного специалиста. Есть 2 распространённых подхода, определяющих начало знакомства с иностранным языком:

  • со второй младшей группы (дети 34 лет) и вплоть до выпуска из сада;
  • со средней группы (дети 45).

Так или иначе, цели и задачи образовательного курса в разном возрасте будут едины. А вот формы взаимодействия с малышами будут отличаться, усложняясь к старшим группам.

Виды занятий по английскому языку в детском саду

Самым востребованным видом уроков иностранного языка является интегрированное занятие, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), в которой комбинируются разные виды деятельности для освоения одной темы. К примеру, на уроке в средней группе в процессе рассмотрения частей тела малыши играют, поют и делают аппликацию.

Кроме того, занятия могут классифицироваться по этапу знакомства с иностранным языком:

  • первое (с нуля), на котором ребята осваивают два приветствия (Hello, Hi!) и вежливую форму How are you?;
  • второе, на котором вводятся названия 23 животных (впоследствии эти слова-существительные станут базой для добавления определений-прилагательных, характеризующих разные свойства предметов).

По степени погружения в тему занятия могут быть:

  • вводным (оно может быть построено на просмотре видеоролика по теме и его обсуждении, к примеру, Времена года в старшей группе);
  • уроком систематизации и обобщения;
  • итоговым занятием по теме.

Приёмы при изучении английского языка в ДОУ

Традиционно на занятиях в детском саду используются 4 метода работы, реализуемые через определённые приёмы.

Метод игры

Обучающая деятельность с детьми дошкольного возраста организуется в игровой форме. Это определяется не только использованием на занятии персонажей-игрушек помощников воспитателя, но и собственно игровой деятельностью: обучающими, подвижными и театрализованными играми.

Обучающие игры

Этот приём позволяет организовать процесс познания у детей: они узнают что-то новое, обсуждают, а уже затем пытаются связать с тем материалом, который изучался ранее.

Подвижные игры

Любой вид познавательной активности, к которому относятся и занятия по английскому языку, требует смены интеллектуальной направленности на подвижную.

Театрализованные игры

Наиболее продуктивным методом практики диалоговой речи является вовлечение детей в театрализованные игры. Для занятий по иностранному языку наиболее подходящими видами игр будут сюжетно-ролевые и имитации.

Наглядность

В обучении английскому языку в образовательных учреждениях страны педагоги опираются на технологию прямого обучения. Это означает, что дети получают представление об объекте, названном словом, не при помощи перевода, а благодаря тому, что малыш может соотнести слово иностранного языка с закреплённым в сознании образом, то есть путём наглядной семантизации. Наглядность призвана расширить комплекс этих самых образов с помощью:

  • картинок (например, изучая животных, мы много раз перекладываем картинки, запоминая, какие слова какого зверя называют);
  • введения в работу персонажа-игрушки, который представляет детям материал занятия (удобно использовать сквозного героя, присутствующего на каждом уроке);
  • демонстрации (к примеру, в младшей и средней группе педагог сам показывает положение органов артикуляции при произношении звуков или расширяет суть лексического материала за счёт прилагательных, выражающих эмоциональные состояния грустный, весёлый, задумчивый и пр.);
  • показа (тема освещается в виде видеороликов, которые дети смотрят, а затем обсуждают).

Видео: приём показа ролик о временах года на английском языке

Предметно-развивающая среда

Уголок (зона, область) английского языка является важным элементом предметно-развивающей среды группы. Обычно его располагают рядом с зоной развития речи, обучения грамоте. В перечень материалов для английского уголка входит:

  • флаг, герб Великобритании, а также портрет королевы (в некоторых ДОУ в оформление включается и символика США);
  • традиционные игрушки (плюшевый мишка Винни-Пух, Микки Маус, игрушка йо-йо);
  • перечень праздников с фотографиями их антуража;
  • картинки с иллюстрациями разных литературных персонажей (Робина Гуда, Питера Пэна, Алисы и др.);
  • фотографии видов Лондона и/или Вашингтона;
  • учебники (например, We Are Learning Еnglish с картинками, Activity Book for Children учебник, представляющий собой раскраску, сборники английских рифмовок и пр.);
  • материалы для игр (лото для дидактических, ленточки, мячики для подвижных, элементы костюмов для театрализованных);
  • технические средства обучения (музыкальный центр, диски с песнями и аудиоприложениями для книг, ноутбук, мультимедийный проектор).

Практические методы

В раннем дошкольном возрасте практические методы стимулируют предметно-манипулятивную деятельность малышей, то есть помогают им легче и быстрее запоминать слова. Это:

  • рисунки (лексический материал должен презентоваться в сочетании с наглядностью, чтобы дети закрепляли в голове слово и образ);
  • аппликации, поделки (обычно используются для обобщения изученного материала, например, аппликация из вырезанных картинок Части тела).

Словесный метод

Речевые приёмы играют важную роль в освоении иностранного языка: с одной стороны, они являются способом организации взаимодействия с детьми (например, для мотивации на совместную деятельность), а с другой, представляют собой средство обучения, инструментарий.

Стихотворения и песни

Учить иноязычные слова не в контексте живого общения сложно, и для детей частичное решение этой проблемы заключается в заучивании стихотворений и песен, что позволяет:

  • легко запоминать новые слова и предложения;
  • отрабатывать произношение;
  • вникнуть в звуковую культуру слова (заученный блок слов в рифмовке помогает малышу оценить звуковое созвучие языка).

Стихотворения и песни позволяют решать не только практические задачи обучения, но и воздействовать на эмоциональную сферу малышей через хоровое повторение, приучая их работать вместе. Кроме того, рифмовки привлекают внимание малышей и являются удачным способом мотивировать детей на работу, а также повторять изученный лексический материал. Подборку стихотворений на разные темы можно найти здесь.

Что касается песенного материала, то работа с ним на занятиях по английскому языку предполагает не только прослушивание, заучивание текста, но и собственное исполнение. Важный момент: значительно легче дети запоминают песни, которые сопровождаются простыми движениями, показанные другими ребятами или игрушками. Ознакомиться с примерами таких попевок можно в картотеке из 13 лучших детских песенок для малышей.

Русские стихотворения с английскими словами

Одним из способов запоминания иностранных слов является разучивание рифмовок на родном языке с добавлением английских слов по русской рифме:

  • Вот и winter наступила, Белым snow всё покрыла. Хорошо на skates кататься И на sledge с горы помчатся. Mouse надевает skis, Но за ёлкой ждёт сюрприз. Mouse мчится всё быстрей. Cat, как wind, летит за ней. Ой, да это же трамплин. Покатился Cat один. Превратился в снежный ком, Вновь всё дело кувырком. Ребятня сегодня play. А у Cat тяжёлый day.
  • Любезная duck, то есть утка, Присядьте со мной на минутку! Нет, спасибо, fox лисица, С вами что-то не сидится!
  • Green зелёный, как лужок, Как лягушка, как листок, Как кузнечик, как трава. Green зелёная ботва. У Катюшки платье red, У бабули красный плед, В вазе красные цветы. Слово red запомнил ты? Нежно я цветы люблю Незабудки цвета blue. И тюльпан, и василёк Синий полевой цветок. Проведи эксперимент, Краски все смешай в момент. Так получишь краску black, Рассказал нам мальчик Джек.

В своей практике я использовала такие стихотворения уже с младшей группы. В процессе работы над рифмовками мы с детьми создавали по ним иллюстрации. Заучивание диалогической формы стихотворений мне кажется уместным по ролям, например, любезная duck и fox лисица.

Скороговорки

Речевой приём, используемый для закрепления произношения, практикуется в старшей и подготовительной группах. Для дошкольников скороговорки рекомендуется выбирать не только по качеству отрабатываемого звукового материала, но и по содержанию шуточные фразы запоминаются быстрее. Например, для отработки свистящего звука [s] малыши легко запомнят такую скороговорку:

  • I scream, you scream, we all scream for ice cream. (Я кричу, ты кричишь, мы все кричим на мороженое).

Загадки

Испытанный временем мотивационный приём, который помогает повторить изученный ранее языковой материал в основном лексического характера, то есть слова. Однако загадки можно использовать и для повторения изученных слов по теме, то есть на итоговом занятии или на этапе закрепления материала на интегрированном уроке.

К примеру, тему Животные с воспитанниками старшей группы я закрепляю таким набором загадок:

  • I am green, I always jump. (A frog).
  • I am grey, black, white, I am furry, I live with people. (A cat).
  • I am big or small and I am the best friend for all of you. (A dog).

Сказки

Поскольку дети владеют языком ещё не на достаточном уровне для понимания цельных текстов сказок на английском, в своей работе я практикую сказки на русском языке с английскими словами и фразами. К примеру, для отработки вежливых конструкций excuse me, thank you, please, а также для повторения названий животных я предлагаю воспитанникам средней группы сказку Лев и Мышь. A Lion крепко задремал. И тут он почувствовал, что по спине пробежала a Mouse. The lion поймал the mouse за хвост и уже было открыл рот, чтобы её проглотить, как the mouse пропищала: Excuse me, Lion! I am a mouse. I am little и добрая. Please, let me go. I can help you, когда ты окажешься в сложной ситуации. The Lion громко рассмеялся: I am a lion. I am big. You are a mouse and you are little. Как a little mouse сможет помочь a big Lion? You cant help me. И всё же the Lion отпустил мышку: All right. Mouse, go! Мышка сказала: Thank you! Good bye!, и быстро убежала.

На следующий день the Lion застрял в капкане и не мог выбраться. На его крики примчалась Мышка и, сказав: I must help you, перегрызла верёвки. Thank you! стал благодарить её the Lion. Теперь я увидел, что и a little Mouse способна оказать неоценимую услугу. Так Лев и Мышка стали добрыми друзьями.

Методика проработки сюжета сказки заключается в:

  • актуализации в речи знакомых детям слов (lion, mouse);
  • отработке слов и конструкции I am (you are)+ прилагательное (I am big);
  • прослушивании сочетаний слов с переводом (a big lion, a little mouse);
  • театрализации отрывков сказки с фразами (I can help you я могу помочь тебе, You cant help me ты не можешь помочь мне, All right хорошо, ладно, I must help you я должен помочь тебе).
  • однословных ответах на вопросы (Кто крепко задремал? A Lion, Какой была мышка? little, Отпустил ли Лев Мышку? yes и др.);
  • создании рисованной иллюстрации к сказке.

По своему опыту могу сказать, что малышам очень нравится такая форма работы, поэтому в моём арсенале есть ещё две сказки.

Это интересно. Сказки также являются и удобным материалом для аудирования, то есть восприятия содержания текста на слух. В детском саду этот приём часто используется для организации игры в Разведчиков: малыши слушают сказку и отмечают перестановкой фишек или чёрточками на листочке, сколько раз был упомянут тот или иной персонаж.

Как индивидуализировать работу с детьми в процессе НОД по английскому языку

Вопросы индивидуализации работы с детьми актуальны для изучения английского языка, так как его освоение зависит от особенностей процесса запоминания, способности концентрироваться на том или ином виде деятельности, а также от типа темперамента: холерики, как правило, легче постигают новый материал, чем флегматики. Особого внимания заслуживает индивидуальный подход при выработке правильного произношения, которое определяется речевым развитием малыша. Кому-то без труда даётся повторение звуковых комплексов иностранного слова, а кому-то не удаётся воспроизвести даже половину звуков в правильном порядке. Работу с такими ребятами нужно строить на основе приёма хорового повторения: сначала педагог произносит слово сам, а затем вместе с ребёнком. При этом с каждым повторением громкость голоса взрослого должна снижаться и постепенно сходить на нет. Кроме того, способами индивидуализации являются:

  • подготовка блока дополнительных упражнений для малышей, быстро справляющихся с основными заданиями (например, разложить животных, изображённых на карточках, на две группы домашние и дикие, проговаривая название каждого зверя);
  • дополнительные рифмовки и скороговорки для заучивания ребятам, испытывающим сложности с запоминанием слов;
  • работа в группах, где малыши, испытывающие трудности в изучении, объединяются с теми, у кого проблем в обучении нет (правда, тут педагогу нужно следить за ними, вовремя пресекая ситуацию, когда слабый перестаёт даже пытаться отвечать);
  • вовлечение стеснительных, зажатых детей в подготовку помещения для урока (к примеру, дать малышу поручение разложить картинки, собрать нужные игрушки и пр.).

Рабочая программа по английскому языку в детском саду

Порядок изложения материала и сути курса английского языка определяется рабочей программой, которую составляет учитель иностранного языка при содействии старшего воспитателя и методиста на основании общей образовательной программы ДОУ. То есть рабочие программы в детских садах могут быть разными, но при этом требования к составлению программного документа и результаты работы за первый год будут одинаковыми.

Принципы составления рабочей программы по иностранному языку

Требования к составлению рабочей программы определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • В основе программы лежит принцип развивающего образования, реализуемый через разного рода активность ребёнка.
  • Программа соответствует принципам дошкольной педагогики и возрастной психологии.
  • Содержание программы опирается на разумный минимум, то есть доступный для освоения малышами объём знаний и умений.
  • Знания, умения и навыки владения иностранным языком формируются при единстве целей и задач учебно-воспитательного процесса.
  • Уроки английского носят характер интеграции областей образования (познания, физического, речевого развития и пр.).
  • Программа предполагает индивидуальный подход к каждому малышу.
  • Материал для занятий подбирается последовательно и систематично, то есть изучение нового опирается на уже усвоенное.
  • Занятия организуются в кабинете иностранного языка дважды в неделю в утренние часы или после дневного сна, чтобы дети ещё не успели устать, а значит, полноценно воспринимали учебную информацию. Продолжительность урока в младшей группе 20 минут, в средней и старших 30 минут.

Результаты первого года обучения английскому в ДОУ

К завершению первого года изучения английского языка малыш должен знать:

  • 4050 английских слов (из тем Животные, Числительные до 10, Глаголы-действия, Мир вокруг: игрушки);
  • 6 речевых клише повествовательных предложений (Меня зовут , Мне (возраст), Я вижу , Я могу , Я люблю , У меня есть );
  • 4 речевых образца-вопроса (Сколько тебе лет? Как тебя зовут? А ты умеешь ? У тебя есть ?);
  • 710 стихотворений, песен, скороговорок.

Это интересно. Параллельно с изучением лексического материала дети знакомятся с алфавитом.

Примеры составления рабочих программ

Как уже отмечалось, в зависимости от установок общей образовательной программы и наличия специалиста программа по английскому языку может быть рассчитана на 2 или на 3 года:

  • рабочая программа Funny English;
  • рабочая программа Весёлый английский;
  • рабочая программа Английский язык в детском саду: от 3 до 7 лет.

Перспективный план по изучению английского языка в ДОУ

На основании рабочей программы составляется перспективный план работы, позволяющий распределить изучение тем по часам, а также подобрать оптимальные приёмы, осуществляющие миссию организации занятий по иностранному языку.

Методика проведения занятий по английскому языку в детском саду

Каждое занятие по английскому языку ознаменовывается введением 23 новых слов или 12 предложений (в младшей группе 1 слово, 1 предложение или 2 слова). Выбор словарного материала опирается на общие представления малышей, то есть дети учат название понятий, с которыми они знакомы в родном языке. Такой принцип выбора материала облегчает процесс включения изученных слов в разговорную форму речи, то есть реализацию основной цели изучения иностранного языка: вступать в неподготовленное общение с иностранцами.

Временной план занятия

2030 минут занятия распределяются между тремя этапами:

  • вводным (введение в тему с помощью короткой беседы или прослушивания песенки) до 3 минут;
  • основным (изложение и отработка материала занятия) 1523 минуты;
  • заключительным (оценка работы, общее впечатление от занятия, причём диагностику делает ребёнок) 26 минут.

Таблица: конспект первого занятия в младшей группе по английскому языку (фрагмент)

Это интересно. Возрастная группа указывается ориентировочно, так как занятия по английскому языку могут начинаться и с младшей, и со средней группы.

Видео: занятие по английскому языку с детьми 34 лет

Видео: занятие в младшей группе с носителем языка

Видео: занятие по английскому языку со старшими дошкольниками

Видео: занятие по английскому языку на тему Lets Speak English в подготовительной группе

Особенности развития памяти и процессов мышления дошкольников указывают на то, что изучение иностранного языка следует начинать как можно раньше. Методика проведения занятий по английскому языку в детском саду определяется спецификой обучения неродному языку, а также особенностями работы с дошкольниками. Всё это требует от педагога тщательно выверенной комбинации методов и приёмов взаимодействия с детьми.

С чего начать изучать английский язык с ребенком самостоятельно: методика погружения

Недавно всю нашу страну покорила малышка по имени Белла Девяткина. Эта девочка в свои 4 года владеет 7-ю (помимо своего родного) языками: английским, немецким, французским, испанским, итальянским, китайским и арабским.

На самом деле ребенок может освоить и большее количество языков, ведь, как писал Масару Ибука в нашумевшей книге После трех уже поздно:

мозг ребенка может вместить безграничный объем информации

Так, если в семье мама русская, папа англоговорящий, а нянечка, скажем немка, то ребенок будет без каких-либо сложностей говорить на всех трех языках. И никакого смешения языков не будет (о чем говорят многие скептики). Просто мама будет у малыша для В лесу родилась елочка, а папа для ABC songs.🙂

Но родители Беллы русские! Как тогда это возможно? Оказывается, ее мама с детства говорила с ней только на английском языке (то есть условия двуязычия были созданы искусственно). После того, как родители заметили ее интерес к языкам, они наняли ей репетиторов-носителей языка вот и получилась малышка-полиглотка.

И такой пример далеко не один. Масару Ибука в своемтруде тоже рассказывает о таких детях-билингвах (кстати, почитайте эту книгу она изумительна).

Если вы владеете английским отлично и чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы говорить только на нем, то никакой теории и статей вродес чего начать учить английский с ребенком с нуляне понадобится. Просто говорите с малышом на английском языке. Вот и все.

Обратите внимание: в этом случае вам нельзя будет разговаривать с дошкольником на русском языке. Другие члены семьи говорят с ним по-русски, но вы ТОЛЬКО по-английски.

Но что делать родителям, которые не настолько уверены в своем английском? Ведь в таком случае обучение по методике погружение в языковую среду будет невозможно (если только вы не наймете себе native speaker в качестве няни). На этот вопрос мы и ответим в статье.

С какого возраста начинать учить английский с ребенком?

По поводу этого вопроса между педагогами развернулась целая дискуссия: когда лучше начинать, стоит ли учить английский с малышами или нет? Наш ответ да, стоит. Но главное дождаться, когда у ребенка закончится процесс формирования родного языка. То есть он будет иметь чистое звукопроизношение и в должной мере развитую связную речь. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Но минимум с 2,5 лет (не раньше).

Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно с чего начать?

Лучше всего отдать ребенка в специальные языковые ясли, если имеется возможность. Тогда вам не придется брать на себя такую серьезную ответственность, к тому же у ребенка в сознании будет то самое разделение языков (дома русский, в яслях английский). А сами вы можете поддерживать интерес и прогресс ребенка играми, мультиками, песенками и т.д.

Если вам все же хочется учить английский с ребенком самостоятельно, то можно замотивировать его куклой-англичанкой. Приобретаете куклу (можно куклу-перчатку) и знакомите ее с малышом, говоря, что по-русски она ничего не понимает. Чтобы пообщаться с англичанкой, ему предстоит выучить новый, но очень интересный язык. Ну а дальше вместе с этой куклой вы играете, смотрите мультики, учите песни и стихи обо всем этом и пойдет речь ниже.

Например, в качестве куклы отлично подойдут персонажи из Улицы Сезам

Какие языковые навыки можно развивать у дошкольников?

Разумеется, никакой грамматики, написания и т.д. Ребенок в дошкольном возрасте может:

  • воспринимать речь на слух,
  • говорить сам,
  • читать (вместе с родителем, а потом изучать/разглядывать книгу самостоятельно, если она его заинтересует).

То есть осваивать ребенок будет все те же навыки английского языка, что и русского в этом возрасте.

Кстати, насчет говорения и правильного произношения английских звуков можно сильно не волноваться. Это мы, взрослые, перестраиваем свой артикуляционный аппарат после привычных нам русских звуков. А ребенок гораздо скорее научится верному произношению.

Для развития этого навыка лучше всего петь песенки и разучивать Nursery Rhymes за англоговорящим диктором: детское обезьянничество и уникальный детский слух сделают свое дело. Если все же будут какие-то недочеты, то просто поправьте малыша, но без всяких сложных разъяснений.

Предлагаем вам самим разобраться в английских звуках. Читайте статьи:

  • Звуки / ɜː /, / ɒ /, / ɔː /,
  • Звуки / /, / ʌ /, / a: /,
  • Звуки /d-t/, /z-s/.

Как учить английский с детьми с самого начала: 5 конкретных способов

1. Смотрите с ребенком мультики на английском языке. Вы думаете, ему будет непонятно? Ошибаетесь 🙂 У детей в этом возрасте невероятная языковая интуиция. Они могут не понимать слова, но им помогут эмоции в голосах героев и на их нарисованных лицах, им поможет музыка и т.д. Вы удивитесь, но после просмотра мультика, он может начать повторять слова из него, напевать песенки.

Также используйте специальные русскоязычные мультфильмы для изучения языка. Список сайтов с мультфильмами здесь.

2. Разучивайте с ним английские слова и фразы (первое слово не просто так взято в кавычки). Это не уроки и не учебные занятия. Это ваше повседневное общение с ребенком, во время которого вы говорите ему английскую лексику.

Мама, смотри машина! Да, и правда машина. А знаешь, как это будет по-английски? Car! This is a car.

Главные правила:

  • Слова нужно использовать в контексте ситуации: во время обедаговорим о еде, во время прогулки по зоопарку о животных и т.д.
  • Соответственно, осваиваем только те слова, которые связаны с нынешним бытом ребенка: семья, цвета, одежда, животные, фрукты и т.д.
  • Любое слово должно тут же подкрепляться наглядным образом: для слова dog это игрушка, картинка / фотография или лохматый и гавкающий пес рядом с вами 🙂

Такой наглядный образ поможет с легкостью усвоить новые слова

Еще одно: чтобы ребенок сразу же осваивал английскую грамматику (опять же в кавычках) говорите ему целые фразы. Ведь если вы будете говорить ему отдельные слова он повторит слова, а если целые предложения он станет использовать предложения.

Dog! This is a dog!

Также для освоения новых слов можно использовать различные игры, раздаточные материалы (раскраски, задания и т.д.), при работе с которыми ребенок будет получать огромнейшее удовольствие! Игры и бесплатные сайты вы найдете здесь.

3. Учите с ним детские песенки и стишки. Найти их можно на сайтах ниже (или поискать в Яндекс и Google). Преподносить ребенку сам стих лучше всего в виде небольшой инсценировки, ведь многие стишки имеют под собой некий сюжет и легко разыгрываются (вживую или на куклах).

Малыш может попросить перевести стих на русский вы переводите, а потом опять разыгрываете постановку перед ним. Главное правило: НЕ просить ребенка повторить за вами. Ваша задача заинтересовать его этим непонятным языком. Многие детки могут сначала просто слушать и слушать, и слушать, а потом внезапно начать шпарить эти стихи наизусть 🙂

Например, песенка Old Macdonald had a farm разыграна во множестве разных мультиков. Текст песни есть здесь.

Этапы работы над стихом:

  • Сначала вы сами изучаете содержание стихотворения или песни, отрабатываете свое произношение (звуки в словах, интонацию, ритм).
  • Затем тренируетесь выразительно читать его и продумываете наглядную опору для ребенка: инсценировка с игрушками, какой-нибудь танец в общем включите фантазию!
  • Теперь можно представить ваш труд на суд малыша. После этого обсудите представление с ребенком: что он понял, какой момент понравился ему больше всего.
  • После предложите ребенку присоединиться к вашей постановке и подготовить совместный номер для других членов семьи. Но для этого малышу предстоит выучить этот стишок (так появится мотивация).
  • Еще можно найти (или придумать) пальчиковую или жестовую игру, основанную на этом стишке. Тогда можно периодически предлагать ребенку играть в нее в любых подходящих ситуациях (разумеется, если он сам этого захочет).

4. Читайте вместе с ребенком книги на английском языке. Начинать можно, когда он уже знает отдельные слова. Простые сюжеты будут вполне понятны детям, а картинки разъяснят непонятное.

Если какая-нибудь книга его по-настоящему заинтересует, то он будет брать ее самостоятельно и разглядывать, изучать (это создаст мотивацию к тому, чтобы научиться читать). К тому же, ребенок будет глазами фотографировать слова и запоминать их внешний вид. Получается, ваша задача заинтересовать его чтением.

Систематическое обучение чтению начинается только в 4-5 лет по принципу от простого к сложному:

  • Для начала выбирайте односложные слова из 2-х 3-х букв (максимум из 4-х 5-ти) без немой e, без буквосочетаний th, ch, ph. А еще лучше, чтобы ребенок уже знал эти слова на слух.
  • Для изучения английского алфавита используйте песенки и онлайн игры (они есть ниже).
  • Если вы решите рассказать ребенку про то, как читаются английские буквы, то ни в коем случае не сбрасывайте на ребенка сразу все правила чтения. Например, если вы говорите о букве а, то сначала давайте ребенку слова, где эта буква обозначает звук / / cat, dad и т.д. Затем идем к следующим буквам b, c, d и т.д, для которых тоже берем только один тип чтения. И только на втором круге рассказываем про следующий тип.

Для обучения ребенка чтению вам поможет изумительный сайт www.starfall.com. Например, заходите в этот раздел и учитесь вместе с малышом читать слова с коротким звуком / a / (). Каждый звук произносится веселым детским голосом и сопровождается объясняющей анимацией. Просто находка!

Где можно найти книги для чтения на английском:

  • www.childrenslibrary.org каталог электронных книг с удобным поиском: слева выбираем возраст, а сверху язык (английский, разумеется).
  • www.oxfordowl.co.uk часть электронных книг на этом сайте тоже доступна в бесплатном режиме, к тому же на сайте есть советы для родителей и разные упражнения для ребенка, чтобы он научился читать.
  • www.storynory.com аудиокниги (в основном, сказки), которые читаются профессиональными дикторами. Прослушивание аудиозаписей поможет приучить к мелодике языка.
  • Еще больше полезных сайтов вы найдете ниже.

И помните, что все же электронная книга не сравнится с настоящей, которую можно потрогать, а потом с увлечением полистать. Поэтому обязательно прикупите несколько красочных английских книг к себе в библиотеку!

5. Затевайте с малышом веселые игры! И он даже не заметит, что во время этой игры вы его чему-то учите. Когда ребенок совсем маленький, организуйте совместные игры. Подросшему ученику можно предложить онлайн-игры для изучения английского. Ниже вы найдете список и тех, и других.

Учим английские слова для детей игры

Классический способ изучения новой лексики словарные карточки (то есть слово + перевод + картинка). Кстати, в нашем блоге есть целая книга карточек с наборами слов.

Примеры словарных карточек от Lingualeo. Полный список находится тут.

Но будет еще лучше, если вы создадите их совместно с малышом. Вместе подберете картинки, приклеите их к листочкам бумаги или картона и т.д. Тогда уже во время подготовки к играм в английский язык ребенок что-то усвоит. Что дальше делать с карточками? Вот несколько вариантов:

1. Карточки можно использовать для игры в пантомиму. Сначала вы говорите малышу английское слово (и показываете его на карточке), а ребенок должен изобразить это слово жестами. Потом можно играть в обратную пантомиму ребенок (или вы) изображаете животное, действие, предмет, которое он вытянул, а остальные участники угадывают.

2. Игра Show me. Кладете перед ребенком несколько карточек, а затем из этого списка называете одно слово ребенок должен коснутьсянужной карточки.

3. Yes-No game. Вы демонстрируете карточки и говоритеслова верно или неверно(показывая бегемота, произносите тигр). Ребенок отвечает Yes или No.

Is it a tiger? No!!!

4. Игра Whats missing. Раскладываете ряд карточек (4-5 штук). Смотрите на них вместе с малышом и проговариваете слова. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одно слово. Назови, что пропало?

5. Игра Jump to. Вы раскладываете на полу карточки в вертикальный ряд и даете ребенку задание допрыгнуть до какого-то слова (отлично подойдет, если малыш заскучал).

Это лишь несколько механик с использованием карточек. Включив фантазию, вы сможете придумать еще больше вариаций игр. А мы пойдем дальше. Какие еще игры можно использовать?

1. Виселица классическая словесная игра. Но лично меня жуткий образ виселицы очень пугает, поэтому предлагаю от него уйти. Например, можно сделать по типу вот этой онлайн игры: нарисовать мышку, а рядом начать рисовать котика. Когда котик готов мышка проиграла 🙂

Онлайн игра, созданная по типу Виселицы, использует образ мышки, которая охотится за сыром

2. Еще одну известную детскую игру тоже можно переквалифицировать на английский язык это Съедобное-несъедобное (думаю, правила вам известны).

3. Игра по типу Города(называть слово на последнюю букву предыдущего), но с любыми другими английскими словами. Так можно переделать любую словесную игру (поищите их в Интернете найдете миллион идей).

4. Еще один отличный тип игр пальчиковые. Посмотреть примеры можно здесь.

5. Игра Is it . ?. Вы постепенно рисуете какой-то объект, а ребенок пытается его угадать. Например, нарисовать половину круга, а ребенок гадает:

Is it a ball? Is it the Sun? No, (продолжаете рисовать) Is it an apple? Yes!🙂

6. Еще один вариант игры Is it . ? карточка с дыркой. Вырезаете в куске ткани(или листе бумаги) дырочку и накладываете ее на словарную карточку. Водите дырочку по картинке, а ребенок угадывает, что там спряталось.

7. Волшебный мешок. Складываете в мешок разные предметы, а малыш достает их и называет. Еще более интересный вариант: он опускает руку в мешок и на ощупь угадывает содержимое.

8. Игра Touch your nose, leg, hand (в общем части тела).

Touch your mouth, говорите вы, и малыш трогает свой рот.

9. Игры помогут детям легко выучить цвета английского языка. Например, вы даете ему предметы разных цветов и просите найти и отобрать из них вещиопределенного цвета (кстати, такое же задание может касаться слов, начинающихся на какую-то букву и др.).

10. Еще один пример игры на цвета Find something. in the room.

Find something redin the room!, и ребенок ищет что-нибудь указанногоцвета.

11. Как учить глаголы.Выполняете с малышом какое-то действие и проговариваете, что именно делаете:

Fly! We are flying, и изображаете, что летите. Lets sing! We are singing!, и держите в руках воображаемый микрофон. Jump! Jump!, и весело прыгаете по комнате.

Не забывайте и про ролевые игры. Например, сыграйте в магазин. Задача ребенка купить продукты у англоговорящей продавщицы (это вы). Перед этим вы вспоминаете слова и фразы, которые пригодятся ему в магазине, а после ребенок разыгрывает эту ситуации. Такую игру можно провернуть с любыми вымышленными условиями.

И обязательно разыгрывайте пьесы, сказки и т.д. Например, предложите ребенку снять клип или фильм! Девчонки точно будут в восторге. 🙂

Полезные сайты. Учим английский язык с нуля для детей: игры, алфавит, видео, материалы для распечатки

Когда ребенок уже подрос, можно предложить ему поиграть в онлайн-игры. В частности, когда вам нужно свободное время, чтобы выполнить дела по дому.

www.vocabulary.co.il

Об этом сайте уже упоминалось выше, когда речь шла про игру Виселица. На нем есть огромное количество словесных онлайн-игр. Например, игра Whack a mole помогает в веселой форме повторить алфавит: нужно стучать молоточком по буквам и собрать верную последовательность алфавита.

Прицеливаемся и бьем молотком по нужной букве

Или игра Word paths, где дети должны собрать слова из имеющихся букв с определенным гласным звуком. Как видите, игры рассчитаны на разные возрасты, а значит сайт будет помогать вашим детям много лет.

www.eslgamesplus.com

Еще один отличный сайт с онлайн-играми для детей. Например, эта игра, где за смайликами спрятаны:

  1. глагол,
  2. картинка для этого глагола.

Задача совместить. При каждой попытке слова озвучиваются. Играть одно удовольствие.

Игра Pirate Waters Board Game тоже заслуживает отдельного внимания. Сначала выбираете тему, которая уже известна ребенку (например, части тела). Затем бросаете кости (для этого надо кликнуть по изображению кубика) и идете по доске. Вам задают вопрос, а вы выбираете ответ. Если он дан правильно снова кидаете кости.

Если попадаете на пирата начинаете сначала. В этом случае ребенок несколько раз повторит правильную конструкцию, пока проходит игру. Единственный недостаток нет озвучки правильного ответа (что развивало бы слуховые навыки). Поэтому совет: первые разы играть вместе с ребенком, чтобы:

  1. помочь ему разобраться с условиями игры (потом его самого за уши не оттащишь),
  2. приучить его каждый раз проговаривать правильный ответ самостоятельно (чтобы конструкции отложились в памяти).

www.mes-english.com

На этом сайте есть и материалы для распечатки (+ возможность сделать свои собственные рабочие листы), и видео, и игры. Остановимся на играх. Например, здесь есть отличная онлайн-игра на словарный запас. Сначала заходим в столбик Vocabulary и слушаем-запоминаем слова. Потом заходим в раздел Question and answer и слушаем вопрос-ответ:

Whats this? Its a Lion!

А затем в столбик Question only, где отвечать уже нужно вам с малышом.

supersimplelearning.com

На этом сайте тоже есть мультики, песни и игры. Например, интерактивные игры на алфавит, которые подойдут для начинающих малышей. Выбираете набор букв и уровень (сначала Level 1).

Далее, нажимаете на букву (например a) и прослушиваете произношение этой буквы (вернее, звука, конечно, но малышам таких сложностей знать не надо) и слова, начинающегося с нее. Все это действо снабжается веселой картинкой.Озвучка и мультипликация у игры просто отличные!

На следующем уровне вам предлагают выбрать букву по услышанному слову. На третьем уровне только по звуку.

learnenglishkids.britishcouncil.org

Еще один суперполезный сайт (оно не удивительно это же British Council). Например, игры на слова, где нужно сопоставить слово и картинку. Или игра Trolley Dash, где вам нужно на скорость купить все продукты из списка покупок (проверено: очень увлекает!)

www.englishexercises.org

Большое количество заданий (онлайн и для скачивания). Например, здесьнужно посмотреть видео и заполнить пропуски нужными словами (для детишек постарше).

www.thewiggles.com.au

На сайте вновь есть и видео, и игры, и материалы для скачивания. Например, есть игра, где нужно вставить пропущенную букву в слово, а здесь необходимо собрать паззл.

Выбери, какой буквы не хватает слову? Кстати, анимация сопровождается мяуканьем 🙂

www.cambridgeenglish.org

Задания и игры на этом сайте находятся:

  • в разделе Learning English => Parents and Children => Activities for children
  • и в разделе Games and social media.

Например, , где нужно опустить в корзину именно то, что хочет покупатель. Также на сайте есть и мультики, и песни.

www.abc.net.au

На этом интерактивном сайте тоже есть игры, а также мультики (в разделе Watch) и раскраски для скачивания (в разделе Make).

Кстати, и у нас на Lingualeo есть замечательный курс для самых маленьких.

2. Сайты для скачивания раздаточных материалов: поделки, задания, раскраски

Эти ресурсы помогут вам сэкономить средства на покупке раскрасок и книжек с заданиями. Принтер и бумага это все, что вам понадобится.

buggyandbuddy.com

Потрясающий сайт с кучей поделок, экспериментов и идей для всех, кто занимается с малышами. Например, в разделе Free Printables можно найти всевозможные материалы для распечатывания: раскраски, листы с интересными заданиями и др.

www.abcteach.com

Сайт, на котором можно создавать всевозможные рабочие листы самостоятельно или скачать уже имеющиеся (карточки, кроссворды и многое другое). Нужно зарегистрироваться. Есть платные и бесплатные аккаунты с разными возможностями.

www.englishforkids.ru

Русскоязычный сайт и настоящая сокровищница для родителей и учителей: полезные статьи и советы, игры, материалы для скачивания Например, в разделе Сказки есть тексты русских сказок на английском языке.

www.enchantedlearning.com

Здесь тоже имеются всевозможные материалы для детей: рифмы, задания, раскраски Например, в разделе Books to print есть потрясающие раскраски (по ссылке пример раскрасок на голубой цвет). Для скачивания нужно зарегистрироваться.

busyteacher.org

На ресурсе есть огромное количество рабочих листов в разделе Worksheets => Vocabulary.

bogglesworldesl.com

Здесь также много раздаточных материалов, которые скачиваются в формате doc.

3. Изучение английского языка для детей в мультфильмах: список сайтов

В принципе, на большинстве из предыдущих сайтов можно найти мультики на английском языке. Но самый быстрый способ искать их в youtube. Существует бесконечное количество специальных каналов:

  • ABCkidTV Nursery Rhymes: канал со знаменитыми abc songs,
  • Super Simple Songs: еще один канал с детскими песенками,
  • Teremok Baby: там есть подраздел Английский для детей Мяу-Мяу,
  • KidsTV123,
  • Kids TV Nursery Rhymes And Childrens Songs.

И другие (их о-о-очень много). Сам youtube будет рекомендовать вам похожие каналы (посмотрите справа), вот и выбирайте из них на свой вкус 🙂

Кстати, при подготовке статьи я нашла довольно интересный мультик Занимательные уроки Р. Саакаянца. Правда, мультик подойдет для детей постарше, поскольку в нем много теории.

Для поиска интересных материалов также советую воспользоваться тематическими группами в соцсетях, например, Вконтакте. В них концентрируется все самое интересное! Например, группа Elementary English или Английский для детей и родителей. Кстати, в последней я нашла ссылку на статью 200 (!!!) полезных сайтов (плюсом к тем, которые мы сегодня рассмотрели).

Важные правила напоследок: учим английский язык с нуля самостоятельно бесплатно для детей

После того, как в руках у нас появились все необходимые инструменты, предлагаю еще раз проговорить самые важные теоретические моменты:

  • Изучение языка начинается с восприятия на слух и умения повторить. Следовательно, для дошкольников и младших школьниковнеуместна какая-либо теория. Толькопостоянная речевая практика в виде диалогов, рассказов, инсценировок.
  • Никаких абстрактных понятий! Детям можно давать только то, что они могут потрогать: слова, буквы (а не звуки!).
  • Обращайте внимание на способности ребенка. Он любит петь? Пойте песни на английском! Рисовать? Работайте со специальными раскрасками! Считать? Математика на английском языке почему бы и нет!
  • Дети не должны скучать! Если ребенку все-таки не интересно, не заставляйте его. Ваша задача заинтересовать.
  • Учите только то, что окружает ребенка: члены семьи, части тела, животные, цвета И подавайте все в контексте.
  • Дети должны фотографировать целые слова (как иероглифы). Не нужно учить с ними буквы отдельно от слов.
  • С ребенком нужно постоянно заниматься: даже огромные успехи могут быть забыты, если устроить малышу месячный перерыв.
  • Показывайте положительный пример. Не забывайте про свой английский. Если вы еще не зарегистрированы на Lingualeo, сделайте это. Если давно не занимались, покормите львенка прямо сейчас! 🙂

И еще одно: не забывайте о родном языке. В первую очередь, ребенок должен в совершенстве владеть русским языком, а лишь потом иностранным. Ведь младенец это чистый лист, и ни один язык не дарован ему с рождения.

Методики сверхраннего изучения иностранного языка

В случаях, когда ребенок не растет в двуязычной среде, на помощь родителям в обучении приходят популярные методики сверхраннего развития. Они предполагают возможность изучения иностранного языка в одно время с родным. Одним из условий включения в обучение детей 0 4 лет является обладание родителями хороших знаний в выбранном языке.

Самые популярные методики, используемые в этом периоде:

  1. Подход Глена Домана. Обучение при помощи карточек с изображением предмета. Внизу или с обратной стороны карточки написано слово или словосочетание;
  2. Кубики Николая Зайцева. Используются для изучения английского. Подразумевают изучение по кубикам, на которых размещены все встречающиеся слоги;
  3. Методика Марии Монтессори. Есть два варианта изучения. Через ознакомление с культурой выбранной страны или метод погружения, предполагает проведение всех занятий в выбранный день на иностранном языке.
  4. Проектная методика. Используется и в старшем возрасте, но возможно начало обучения с 3-х лет. Предполагает работу ребенка над заданной темой и подготовкой творческого материала по изученному. Работа наиболее подходит для группового обучения, но при внесении небольших изменений возможен и индивидуальный подход.

Использование методик сверхраннего развития при обучении иностранному языку имеет положительный эффект при качественном обучении и постоянных занятиях. В случае, если родители не могут обеспечить употребление предложенного материала в повседневной жизни, изучение иностранного языка в возрасте до 4-х лет не имеет смысла.

Методики сверхраннего развития предполагают обучение до определенного уровня в короткие сроки. Дальнейшее обучение лучше всего выстраивать, используя подходы, проверенные опытом языковых школ и курсов. Они рассчитаны на детей старше 4-х лет.

Методики обучения иностранным языкам с 4 до 7 лет

Изучая предложения различных языковых школ, можно наткнуться на большое количество различных техник и методик преподавания иностранному языку. Расписывая многочисленные плюсы разных подходов, школы стремятся заполучить клиентов, а родители вынуждены делать сложный выбор. Как выбрать подходящую методику и не ошибиться?

На самом деле количество подходов для обучения детей дошкольного возраста не так много. Они отличаются своими техниками и основной целью обучения. Практически все фирменные методики в своей основе имеют один из базовых подходов:

  1. Классическая методика;
  2. Коммуникативный подход;
  3. Индивидуальный подход.

Перечисленные методики позволяют выбирать ту базу, на которой будет выстроено знание языка ребенка. Будет ли сделан упор на разговорной речи, запоминании конкретных слов или же программа будет выстроена по определенной схеме зависит от того, какую методику выберут родители.

Классическая методика

Предполагает изучение языка по определенной схеме, обозначенной в специально разработанном методическом материале. Наличие базового учебника, на котором строится обучение обязательно. Выстроенная логическая цепочка занятий с обязательными повторениями изученного материала и небольшими грамматическими оговорками позволяет равномерно насыщать речь ребенка новыми словами, выстраивать конструкции на уже изученной языковой базе. Закрепление материала происходит через творческое проявление ребенка и игру.

Использование классической методики не исключает некоторых вариантов заучивания сложного материала. Возможны разнообразные домашние задания. Само занятие состоит из отдельных блоков, в которые помещается материал на развитие определенных языковых навыков. Активно используются аудио и видеозаписи при практике произношения. Использование наглядного материала и различных вариантов изучения материала позволяет обучать детей визуалов и кинестетиков.

Плюсы:

  1. Ребенку предлагается максимальный объем информации и равномерно развиваются все стороны владения языком;
  2. Закрепление материала упражнениями и повторением;
  3. Подходит для домашнего обучения при наличии методического материала.

Минусы:

Очень активным детям сложно усидеть на месте во время занятия. Им может становиться скучно при повторении материала.

Коммуникативная методика

Разработанная в Кембриджском университете методика предполагает обучение только носителями языка, благодаря которой ребенок погружается в языковую среду. Первоначально была создана для изучения английского, но успешно используется при обучении другим языкам. Обучение идет при помощи уже изученного ранее материала, родной язык на занятиях практически отсутствует. Преподаватель использует различные вербальные и невербальные методы для донесения материала. Благодаря живому общению и высокой восприимчивости детского мозга, ребенок быстро начинает понимать материал. Методика отлично подходит для аудиалов.

Наибольшего успеха добиваются дети, которые обучаются по этой методике в рамках группы. Они слышат речь не только преподавателя, но и своих сверстников, что положительно сказывается на интересе ребенка к языку.

Плюсы:

  1. Возможность обучения как в группе, так и один на один;
  2. Достаточно быстрое освоение разговорной речи и ее применение;
  3. Благодаря активному использованию речи, ребенок развивает речевой аппарат, улучшается произношение в родном языке.

Минусы:

Не подходит для замкнутых детей.

Индивидуальный подход

Эта методика предполагает под собой подбор техник и способов обучения ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Подходит для обучения родителями и репетиторами. Некоторые языковые школы предлагают индивидуальное обучение, но оно стоит на порядок выше группового. Особенность этой методики заключается в том, что исходя из интересов и особенностей характера ребенка подбирается материал, который будет изучаться. Подбирается вид занятия, но при необходимости он заменяется на другой.

Плюсы:

  1. Обучение с собственной скоростью и по отдельной программе;
  2. Возможность менять подходы и техники в любой момент.

Минусы:

При обучении отсутствует общение со сверстниками, которое необходимо ребенку в этом возрасте.

Методики изучения иностранного языка могут иметь множество названий, но для правильного выбора родители должны четко понять, чего они хотят добиться в итоге.

Как подобрать подходящую методику?

Подбор подхода для начала обучения и продолжения после сверхранних методик должен основываться на анализе особенностей ребенка.

Среди важных факторов при подборе:

Основной тип восприятия ребенка;

  • Черты характера ребенка. Для общительных и смелых детей хорошо подходит коммуникативная методика, а для скромных и замкнутых индивидуальный подход;
  • Для детей, которые изучали иностранный язык до 4-х лет нужно провести анализ знаний для определения уровня знания языка. По результатам принять решение о том, нужно ли ребенку продолжать индивидуальное обучение или же определить в группу детей в выбранной школе. Проведя анализ особенностей ребенка, родители могут выбрать тот вариант, который наиболее подходит малышу.

Подбор основного направления изучения и техники преподавания влияет на многие факторы изучения:

  • Интерес ребенка и его стремление обучаться;
  • Качество и количество усвоенной информации;
  • Сможет ли малыш достигнуть поставленной родителями цели в обучении. Если родители стремятся обучить ребенка с целью поступления в специализированную школу, то наилучшим вариантом будет классический или индивидуальный подходы. Они предполагают изучение не только устной речи, но и грамматики. В случае, если целью будет обучение ребенка разговорной речи, лучшим вариантом признается коммуникативная методика.

Советы родителям, которые обучают детей самостоятельно

Если вы решили обучать иностранному языку самостоятельно, то вам помогут следующие советы:

  1. Ребенку должно быть интересно. Нельзя заставлять. Результатом скучного и навязанного обучения будет полное отсутствие желания изучать его в дальнейшем.
  2. Обучение должно соответствовать возрасту и особенностям.
  3. Не нагружайте ребенка грамматикой до 6-7 лет. Обучайте его разговорной речи и приобщайте к новой культуре. Грамматические основы кроха сможет освоить уже в школе.
  4. При обучении используйте максимально возможные варианты развития речи.
  5. Не спешите осваивать новый материал, пока достаточно не закреплен изученный ранее. Не торопитесь за полгода изучить годовой курс. При чрезмерной нагрузке дети устают от обучения и перестают интересоваться новым материалом. Также чрезмерное усердие в изучении иностранного языка может негативно сказаться на качестве родного.
  6. Создайте для ребенка языковую среду. Любой язык закрепляется только в том случае, если он используется не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни. Обсуждая с малышом что-либо, спрашивайте его, как это будет звучать на иностранном языке. Вне занятий рассказывайте новые слова, которые подходят по контексту события.
  7. Не стоит обучать новым словам, если кроха не видит и не понимает их значения. Наглядность нового материала является залогом его запоминания.
  8. Не стоит останавливаться на изучении отдельных слов. Обучайте ребенка целым фразам. Показывайте ему, каким образом идет построение языка. Дети до 7-ми лет очень чувствительны к звучанию языка и легко запоминают логическую последовательность слов.
  9. Смотрите различные мультфильмы на выбранном языке. Даже, если вам будет казаться, что кроха не понимает смысла. Малыш воспользуется звуковой интуицией и поймет смысл слов и событий. Вы удивитесь, но уже через некоторое время он начнет использовать в речи фразы и песни из мультфильма.
  10. Разучивайте различные стихотворения и песни. На базе разученного материала рассказывайте его по ролям.
  11. Читайте книги не только на родном языке, но и на иностранном.
  12. Не забывайте о собственном произношении и совершенствовании языка. Нельзя обучать иностранному языку, если вы допускаете ошибки в произношении или построении слов.
  13. Занятия с ребенком должны быть регулярными. Стоит повторять пройденный материал перед тем, как знакомить с новым.

Будьте терпеливы и не ждите моментальных успехов в усвоении языка. Сделайте обучение приятным и радостным и вы удивитесь, как быстро ваш малыш не только догонит вас в знаниях, но и перегонит.

Источники:

  • https://www.eg.ru/digest/angliiskii-dlja-malyshei.html
  • https://www.kp.ru/guide/obuchenie-detei-angliiskomu-jazyku.html
  • https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/zanyatie-po-angliyskomu-yazyku-dlya-doshkolnikov.html
  • https://corp.lingualeo.com/ru/2016/11/30/uchim-angliyskiy-s-rebenkom/
  • https://kukuriku.ru/obuchenie/inostrannye-yazyki/metodiki-obucheniya-rebenka/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит