Как организовать развивающие игровые занятия для детей 4 – 5 лет?

СОДЕРЖАНИЕ

Занятия для детей 4 лет обязательно должны быть не только развивающими, но и захватывающими. Помните, что в 4 года малыш еще не способен долго сидеть на одном месте (обычно рутинные тесты, требующие для прохождения более 40-50 минут, служат тяжелым испытанием для ребенка), поэтому наличие физкультминуток (приблизительные упражнения можно посмотреть ниже) обязательно. Какие же мероприятия рекомендованы ребенку 4 лет?

zanjatija-s-rebenkom.jpg
Занятия с ребенком 4-5 года будут интересными и родителям

Математические

Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

Базовая геометрия

Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).

geometricheskie-figury.jpg
Изучение геометрических фигур

Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра найди лишнюю фигуру.

Цифры и числа

Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.

izuchenie-cifr-1.jpg
Изучение счета с помощью разноцветных цифр

Равенства и неравенства

Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

Логические

Развитие логики крайне важно, поскольку ребенку осталось 2-3 года до школы (согласно мнению психологов, 4 года это наиболее подходящий возраст для освоения ребенком необходимых логических понятий).

logicheskie-rjady.jpg
Задание Логические ряды

Педагоги рекомендуют родителям выполнять развивающие упражнения по следующим темам:

Похожи или отличаются

Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

Если Вы не хотите изготавливать материалы самостоятельно, можно приобрести специальные развивающие книжки.

Найти общее

Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних). Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек. Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.

igra-najdi-razlichie.jpg
логическое задание Найди отличие

Найти ошибку

Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, летом я люблю кататься на санках). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

Концентрация внимания и памяти

Малыш не должен отвлекаться от выполняемого ими задания в течение 5-10 минут (при этом уроки по продолжительности не превышают 40-50 минут), кроме того, малыш должен помнить недавно прочитанную или услышанную информацию. Если вы хотите заниматься дома, то можно использовать самостоятельно сделанные карточки (желательно, чтобы изображения были максимально простыми. Для начала подойдут разноцветные или черно-белые геометрические фигуры): сначала малыш некоторое время смотрит на них, а потом по памяти перечисляет изображенные предметы.

zapominanie-predmetov-1024x768.jpg
Карточки на запоминание предметов

Для занятий на улице дополнительные материалы не понадобятся: в любое время года можно воспользоваться окружающими Вас предметами: зимой слепленными снеговиками, осенью разноцветными листьями.

Речевые

В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:

Понятная речь

Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).

razvitie-rechi.jpg
Задания на развитие речи

Соблюдение грамматических норм

Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка западающие слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.

uchim-bukvy-759x1024.jpg
Изучение и написание букв

Переход к иностранному языку

Если ребенок делает успехи в родном языке, можно начать заниматься с ним основами иностранного (обычно родители решают учить вместе с ребенком английский или немецкий). Иностранный язык можно изучать как дома, так и в специальных группах для дошкольников.

Спортивные

Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.

domashnjaja-fizkultura.jpg
Спортивные занятия дома

Рекомендуются игры с мячом, выполнение зарядки, несложных танцев и подвижных игр.

Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.

Как организовать занятия

Чтобы обучать малыша, не надо быть педагогом с многолетним стажем. Всё можно сделать и самим ничуть не хуже, чем на специальных занятиях. Любые занятия должны напоминать игру и быть весёлыми. Даже самые серьёзные предметы проще учить играя.Планируйте занятия на неделю вперёд. Так у вас получится полностью к ним подготовиться, найти необходимые материалы и решить, чему больше внимания будете уделять в этот раз.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-0.jpg

Занятия должны быть регулярными. На них обязательно надо выделять время в распорядке, по которому живёт ребёнок.Развивать надо логику, арифметику, речь, грамотность, творческие навыки, кругозор. Также не стоит забывать и про физические упражнения. Им следует регулярно уделять внимание.Распределять предметы надо максимально равномерно и понемногу изучать каждый на протяжении недели. Но надо, чтобы ребёнку это нравилось. Если в запланированное вами время он не хочет изучать цифры, попробуйте переключиться на что-то другое.

Составляя план занятий, помните, что дети ещё очень быстро устают и не могут заниматься слишком долго. Поэтому не пытайтесь все дисциплины пройти в один день.А если малыш ходит на специализированные кружки или секции, то пытайтесь дома закреплять пройденный на занятиях материал.

Практические задания для детей 45 лет

Родители должны помогать ребёнку закрепить и углубить уже имеющиеся знания.Задания для детейнадо постоянно усложнять. За год малыш должен научиться правильному употреблению предлогов, счёту до десяти, различать правую и левую стороны, что такое много/мало, больше/меньше, проводить карандашом линию, не отрывая карандаш.Если ваш малыш научился этому раньше, то не останавливайтесь и идите дальше. Иначе ребёнку перестанет быть интересным заниматься.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-1.jpg

Пособия и примеры

Сами практические занятия можно проводить по уже заготовленным пособиям и примерам длямальчикови девочек.

Это могут быть какие-то визуальные материалы, наклейки, задачи на развитие логики, письма и речи.

Всё это можно брать из уже готового. Это упростит весь процесс обучения.

Чтение и письмо

Если ваша цель научить ребёнка читать и писать до школы, то воспользуйтесь специальным букварём для дошкольников. Там есть всё, что нужно, чтобы научить малыша складывать буквы в слоги, а слоги в слова.Можно не ограничиваться только этимиразвивающими занятиями для детей 45 лет, а играть в специальные игры. К примеру, загадайте ребёнку букву, а он пускай найдёт её в букваре и укажет на все предметы, которые на неё начинаются. Это поможет ему научиться выделять первый слог в словах.

Затем можно делать это на скорость. А ещё через какое-то время задание можно усложнить поиском нескольких букв в конце слов.Ещё один вариант игры: расклеить бумажки с начальными буквами разных предметов в доме, чтобы ребёнок запоминал. А после задачу можно усложнить, и расклеить буквы неправильно, чтобы малыш искал ошибки.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-2.jpg

Карточки и наглядные материалы

Для любой дисциплины рекомендуется использовать специальныеразвивающие карточки,на которых изображеныинтересныекартинкиили задания.К примеру, они очень пригодятся в изучении сторон. Можно найти красочный или забавныйрисунок, на котором наглядно изображено, где правая, а где левая сторона.

А числа и умение считать можно закрепить с помощью раскрасок, на которых сперва надо соединять по порядку точки. Это будет очень интересно ребёнку, поскольку ему будет любопытно, что же там за изображение зашифровано.Сюжетные картинки пригодятся для развития речи. К примеру, берёте рисунок, показываете малышу и просите сочинить рассказ. Для того чтобы он получился более полным, задавайте наводящие вопросы.Парные карточки полезны для развития логики. Это, например, игры, в которых надо найти для одного изображения связанное с ним другое: для ноги обувь, для руки перчатку и так далее.

Виды развития ребёнка

Развитие ребёнка может быть:

  1. Физическим.
  2. Психическим.
  3. Эмоциональным.
  4. Сенсорным.
  5. Музыкальным.
  6. Речевым.
  7. Познавательным.
  8. Задачи на внимание.
  9. Задачи на мелкую моторику.
  10. Математическим.
  11. Творческим.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-3.jpg

Каждому из этих видов развития на протяжении одной недели надо уделять достаточно времени, чтобы ребёнок был занят разносторонне. Не забывайте и не игнорируйте ни один из них. Хотя, если малышу что-то не нравится, попробуйте переключиться на другие задания. А позже вернётесь к тому, что не нравилось малышу, но уже с другими задачами.

Физическое

Четырёхлетнему малышу надо много движения. Во времязанятий с ребёнкомотрабатывайте навыки ловкости, координации и выносливости. Для этого предложите малышу занятия гимнастикой, танцами, плаванием, ездой на велосипеде и другими физическими упражнениями. Не забывайте также и просто играть в подвижные игры.К примеру, если вы выбираете гимнастику, то желательно тратить на неё около 20 минут несколько раз в неделю. Лучше делать это днём, а не перед сном.

Лучше, чтобы это были групповые занятия. Так малыш будет стремиться не отставать от других, и ему будет намного веселее.

Психическое

Психика у детей развивается невероятно быстро. Они расширяют спектр своих эмоций и становятся более восприимчивыми к реакциям взрослых. Поэтому старайтесь одобрять все успехи дошкольника и уважать его желания. Это поможет сформировать ему позитивное представление о себе.Занятия на психическое развитие должны включатьупражненияна внимание, память и мышление.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-4.jpg

Учите ребёнка обобщению предметов по определённому признаку, собиранию изображения из частей, определению сходств и различий картинок и игрушек, выбору из группы предметов одинаковых, повторению определённой последовательности движений, складыванию конструктора по образцу, определению лишнего, поиску антонимов к словам, запоминанию сюжетов картин, пересказыванию сказок, описыванию событий.Очень полезно в этом возрасте учить весёлые стишки и песенки.

Эмоциональное

Эмоциональное развитие тоже важно для малыша. В четыре года он начинает понимать взаимоотношения людей, может замечать изменения настроения человека, который находится рядом с ним и учится выражать собственные эмоции. Дошкольник уже умеет проявлять сочувствие и внимание. Он ощущает, какое отношение к нему проявляют другие.

В развитии эмоций основополагающим является общение. Выражайте свои эмоции. Объясняйте ребёнку, что вы чувствуете в разных ситуациях. И рассказывайте, как называются разные эмоции и почему они могут возникать.Желательно, чтобы в семье не было никаких ссор, злости и раздоров. Ребёнок к этому слишком чувствителен.Можете рассказывать поучительные сказки, чтобы ребёнок понимал на примере их героев, как надо поступать в разных ситуациях, а как лучше не надо. Разыгрывайте с ним сценки с помощью игрушек.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-5.jpg

Сенсорное и музыкальное

Благодаря сенсорным занятиям у детей совершенствуется слух, обоняние и осязание.Для развития ребёнка 4 летследует предлагать ему угадывать предметы на ощупь. Так он будет узнавать о существовании твёрдых, мягких, шершавых, гладких, тёплых и холодных вещей. Включайте в занятия и игры, связанные с запахом и вкусом.В четыре года дети уже знают некоторые музыкальные инструменты, знакомы с некоторыми песнями и музыкой разных ритмов. У них уже есть любимые песенки и мелодии, которым они будут подпевать и под которые будут танцевать.

Чаще включайте музыку, пускай малыш танцует. Предлагайте ему повторять некоторые движения за вами. А также пойте вместе или устраивайте караоке.

Речевое

Речьразвиваетсяу ребёнка в этом возрасте с невероятной скоростью. Самое большое влияние на него имеет общение с родителями и другими детьми. Благодаря этому происходит увеличение словарного запаса карапуза, обучение построению предложений и выражению своих мыслей словами.Многие в четыре года ещё не умеют выговаривать шипящие и р, поэтому стоит больше времени уделять занятиям на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи малыша, обучайте его песенкам, стишкам, рассматривайте и обсуждайте картинки, воспроизводите сюжет сказок или придумывайте свои, читайте и обсуждайте истории, слушайте аудиозаписи сказок, загадывайте загадки, делитесь впечатлениями от прошедшего дня, занимайтесь артикуляцией, изучайте буквы и звуки, разделяйте слова на слоги.

Разделите эти упражнения на разные занятия и постоянно отрабатывайте их. Вы увидите, что благодаря им ваш ребёнок заговорит очень красиво и без ошибок. Если малыш имеет большие проблемы с речью, и занятия даются ему с огромным трудом, нелишним будет показаться специалисту.

Мелкая моторика

Мелкая моторика это один из важных пунктов развития ребёнка. Она помогает развивать речь и другие навыки, поскольку сильно взаимодействует на разные зоны мозга. Поэтому давайте ребёнку поиграть с песком, кубиками, конструктором, бусинами, крупой, фасолью и так далее.Обязательно делайте пальчиковую гимнастику, учите карапуза завязывать узлы, застёгивать и расстёгивать молнию, кнопки, пуговицы и крючки.Больше рисуйте и лепите, делайте аппликации и создавайте разные поделки из натуральных материалов.Очень эффективно перекладывать и разбирать разные крупы.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-6.jpg

Познавательное

Дети в этом возрасте активно познают мир. А познавательное развитие должно включать в себя занятия на память, мышление, логику и внимание.В домашних условияхможно подготовить специальные тематические карточки с рисунками и словами. К примеру, можно сгруппировать их в сезоны, наземный транспорт, профессии и так далее. На что хватит фантазии, в то и группируйте.

А на занятиях показывайте ребёнку изображения и чётко произносите слова. Рассказывайте про особенности вещей. Также просите называть цвета и формы предметов. А далее можно усложнить задание. К примеру, вы называете какие-то вещи, а малыш должен обобщить их и сгруппировать.Изучайте с ребёнком части целого и учитесь находить лишнее.

Для развития внимания

Важно научить малыша сосредотачиваться и замечать детали. Это очень понадобится ему в школе.Для того чтобы этому научить своего карапуза, просите его повторять за вами определённые действия, зачёркивать определённую букву в тексте (можно усложнять, и одну зачёркивать, а другую подчёркивать), играйте с ним в съедобное/несъедобное, летающее/нелетающее. Ещё одна интересная игра: притрагивайтесь к частям тела и называйте их, пускай малыш за вами повторяет, а потом начните ошибаться.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-7.png

Творческое

Творчество очень важно в жизни ребёнка. Лепите с ним из теста или пластилина, рисуйте, делайте аппликации из бумаги или натуральных материалов. А также разыгрывайте разные сценки с помощью игрушек.

Математические

Математика нужна малышу потому, что ему уже скоро в школу и хорошо бы ему до этого уже иметь какую-то базу. Учите малыша цифрам,счётуи геометрии. Но, как и в предыдущих случаях, обязательно превращайте процесс обучения в занимательную игру.

Базовая геометрия

Изучайте основные геометрические фигуры: круг, ромб, квадрат, прямоугольник, овал и треугольник. Сначала просто показывайте их малышу, а затем просите, чтобы из ряда фигур он выбирал ту, что вы назвали. А позже можно усложнить занятие, и изучать их объёмные аналоги.

Пользуйтесь изображениями фигур, таблицами с примерами из жизни, а можете даже поискать эти фигуры в быту и проводить занятия на них.

Цифры и числа

К школе ребёнок должен научиться считать хотя бы до 10 и писать эти цифры. Делать это лучше всего с помощью любимых игрушек малыша, специальных палочек, различных фигурок или математического домино Считаю легко.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-8.jpg

Равенства и неравенства

Ребёнок должен освоить принципы сравнения предметов: что больше, а что меньше. Ему также следует научиться самому складывать равенства. Это тоже лучше всего делать с помощью игрушек. К примеру, рассказывайте малышу сказку, доходите до важного момента и просите разделить героев на равные части, чтобы они уместились в два автобуса. Тут очень важна ваша фантазия.Хотя существует также множество уже готовых заданий в интернете, которые вы можете найти и применять в обучении.

Логика

Четыре года это лучший возраст для начала развития логики. Предлагайте ребёнку находить совпадения и различия на изображениях. Задач на это довольно много, выбирайте те, что вам нравятся, и занимайтесь по ним. Упражняйтесь в поиске общих качеств одного группы предметов. К примеру, посуды. А также в поиске лишних предметов в группе.Ещё одно довольно эффективное упражнение поиск ошибки. Ребёнок должен уметь найти их не только на картинках, но и в словах. Например, в предложении: Зимой я постоянно купаюсь в озере.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-9.jpg

Концентрация памяти и внимания

Родители должны приучать ребёнка выполнять одно задание, не отвлекаясь около 10 минут. Постепенно это время надо повышать, пока оно не достигнет 50 минут. Больше не надо. Также надо тренировать память малыша, чтобы он запоминал недавний рассказ или произнесённую вами информацию.Предлагайте ребёнку посмотреть на несколько изображений и запомнить их, а затем назвать не подглядывая.

Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме

Игра это основная форма деятельности для ребёнка. Надо просто включать в неё немножко обучения. Все игры легко превращаются в прекрасные развивашки. И практически всё, что лежит в корзине с игрушками, может превратиться в обучающий материал.

Конструкторы

Конструктор одна из самых полезных игрушек для развития. Берите не обычные наборы, а те, в которые входят вспомогательные предметы и персонажи. К примеру, существуют комплекты с животными или с напечатанными буквами на блоках.Вы можете просить малыша придумывать новые фигуры, которые можно составить из блоков, или пофантазировать, как бы его строение выглядело в жизни. А если в наборе есть дополнительные персонажи, то можно разыгрывать сценки и создавать целый вымышленный город.Предложите ребёнку свою схему постройки, нарисованную на листике, и пускай он воплотит её в жизнь. Или смастерите из блоков лабиринт и попросите малыша пройти по нему к вам.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-10.jpg

Настольные игры

Настольные игры бывают очень разными. Дошкольникам можно играть с пазлами для изучения алфавита, домино, разными проходилками или картами.Это будет интересно не только ребёнку, но и вам. К тому же в этом случае вам не надо придумывать какие-то задания. Производители уже всё сделали за вас, и вам надо лишь найти время, чтобы в них поиграть. Но это можно считать и их минусом одновременно, поскольку уже ничего нового, кроме того, что написано в инструкции, вам придумать не удастся.

Любимые игрушки

Используйте любые игрушки малыша для развития его умений и навыков. Например, если ваш ребёнок обожает машинки, то наклейте на них буквы алфавита или цифры, а с другой стороны поместите паркинг со словами, которые начинаются на эти буквы или с такими же цифрами. И пускай малыш правильно припаркует свои автомобили.

А если ваш ребёнок не может жить без кукол, то раздавайте им конфеты и подсчитывайте их или же решайте задачки на то, сколько у кого сладостей при разных условиях.Ещё один чудесный вариант игры магазин. Тут и считать, и вычитать, и умножать надо, и разговаривать с покупателем. Эта игра развивает множество разных навыков.

Razvivayuschie-zanyatiya-i-igryi-dlya-detey-4-let-11.jpg

Подручные материалы

Поделки из подручных материалов замечательно помогут в развитии творческих способностей ребёнка. Можно использовать самые разнообразные материалы: крупы, бытовые предметы, бумагу или специальные творческие наборы.

Делать надо из них то, что вы сейчас изучаете: цифры или буквы. А как сделать саму поделку, из чего и чем прикреплять это всё ваша фантазия.

Бумага

В 4 года уже можно смело с ребёнком пробовать создавать оригами. Схем очень много. Берите бумагу и самые простые варианты оригами, малышу должно понравиться мастерить разных животных.Также можно создавать разные аппликации из бумаги, картона и клея. Позвольте ему детскими ножницами вырезать нарисованные вами элементы, а потом приклеивать их.Бумажными изделиями можно украшать обучающие тетради, тогда они будут нравиться ребёнку больше. Или вообще используйте специальные наклейки за старания.

Природные материалы

Различные поделки можно мастерить с ребёнком из того, что окружает нас постоянно. Это могут быть шишки, камешки, веточки и так далее. Из них можно создавать животных, птиц или даже маленьких людей.А с помощью ниток, пуговиц и красок их можно превращать в сказочных героев.

Нитки и клубки

Различные верёвки могут превращаться в кукол и зверей. А из ниток можно создавать красивые узоры, вплетая их и привязывая к сетчатой ткани.

Просто дайте ребёнку необходимые материалы, покажите несколько первых движений, а затем просто наблюдайте за увлечённой работой малыша. Иногда ему может понадобиться ваша помощь, не отказывайте. Предлагайте свои варианты узоров или игрушек, которые можно создать. Делайте всё вместе. И постоянно общайтесь. Добавляйте в любое занятие элемент подсчёта, называния букв или цифр.

Возрастные особенности ребенка 45 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста познавательный: почему?. Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let2.jpg

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • Что бывает ? (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • Что будет, если ? (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • Что можно делать ? (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами);
  • Что где? (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка);
  • Кто это? (например: ушастый, серый, трусишка кто это?).

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let3.jpg

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке ложку, к шапке шарф, к курице яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких путаниц могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let4.jpeg

Память не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может ошибиться, при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Совет

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let5.jpg

Внимание вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее оборудование всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему съедобное несъедобное (сладкое несладкое, летает не летает, одежда не одежда).
  • Что нового? (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • Найди отличия (на двух картинках).
  • Караван мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • Что изменилось?. Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let6.jpg

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия детские прописи. Это прекрасные развивалки для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы сливаются в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Совет

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let7.jpg

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник это юбочка, круг солнышко, треугольник с прямоугольником домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let8.jpg

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

Совет

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let9.jpg

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие познавашки, как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

Совет

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются онеобходимости подготовки кшколе. Ведь кпоступлению впервый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой икарандашами, азам математики. Приступить кподготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания инепотерял интерес кобучению вдальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малышподвижный, энергичный, нообрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь крисованию.
  2. В4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная икостная ткани.
  3. Вразвитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Онначинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет всвоем мире фантазий, создает сказочные страны. Онпредставляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему вреальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия вчетыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. Учетырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса(рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). Вречи появляется выражение иинтонация. Ему нравится озвучивать свои действия ивсе, что находится перед глазами. Онлюбознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы ицифры.

Потребности ребенка вразвитии ивполучении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, воснове которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, нотребуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить навопросы ребенка, отказ отпроведения познавательных игр ибесед может привести купущению важного момента и, как следствие, возникновению умалыша задержки психического развития. Вдальнейшем уребенка проявятся трудности собучением вшколе.

Какбы нижелали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное ихразвитие требует отвзрослых организации иучастия вдетских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых это залог положительного результата. Организация игр непотребует больших затрат сил ивремени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают ихвозраст, психику. Рабочие тетради ипособия широко представлены вкнижных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную иполезную методику иоформление.

Важно:когда ребенку 4 года, развивающие занятия сним дома должны быть захватывающими. Вэтом возрасте малыши еще неспособны долго усидеть наместе, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий сдетьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, отлепки доспорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий истараться его придерживаться. Составляйте такой план напять-шесть дней, наосновании результатов предыдущей недели. Незабывайте, что ребенку также, как ивам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки необременяли малыша, авоспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в4-5 лет.

Ориентируясь наэту информацию, высможете составить для себя список тех умений изнаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь ипамять:

  • использование более 1000 слов (до3000 слов кпяти годам), построение фразы из5-9 слов;
  • речь должна быть понятна нетолько родителям, ноидругим людям;
  • знание признаков строения человека иживотных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь поописанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы навопросы, верное ихзадавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление ивнимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; доконца 5 года происходит постепенный переход кобобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия исходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета пообразцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи напротяжении нескольких минут (около 5), непереключаясь напосторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить иназвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание накартине предметов, нарисованных неправильно, собъяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться наотдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от0 до10, умение сосчитать объекты, соотнести ихколичество сцифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от1 до5 инаоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: поровну, меньше, больше.

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, всередине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • игеометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения втечение 15-20 мин, ответы навопросы посодержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров ивидов искусства: песни, загадки, картины, музыки идр.;
  • умение спомощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.

Чтение, подготовка кписьму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; нестоит бояться нагрузки малыша чтением, ноинельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости ибыстроты;
  • рост мышц быстрый, нонеравномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост загод должен прибавиться всреднем на5-7 см, масса тела до2кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение незавершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, аосанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма вкислороде; увеличение объема легких приводит кзамене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки науроках приводят кутомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается впокраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться надругую деятельность.

Совет: вплан физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег идр. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся влегкой ивеселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения надетском тренажере, кататься нароликах, велосипеде, крутить обруч

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, томожно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так ивспециализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить наосновании пособий сзаданиями для детей 45 лет. Полистайте сребенком два-три пособия вмагазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны нестолько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание )

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов иягод;
  • знание домашних животных, диких животных, атакже некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года покартинкам, знание ихпримет.

Полезно включать взанятия базовое обучение различным наукам. Кпримеру, ознакомление скосмосом, странами, морями Чаще это получается спонтанно. Если вфильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить иединицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, нонельзя делать изобучения культ. Усиленное давление наребенка, требование отнего послушания, кроме сопротивления, никчему неприведет.

Источник: развивашка.онлайн.

Как правильно развивать ребенка в домашних условиях?

590a03ed3483c8a3c99e39ab88d10f8f_360x279.jpgВо многом, токак будет учиться ребенок в школе, зависит от того, как с ним занимаются родители. Хорошая атмосфера в семье, забота и внимание, открытые и доверительные отношения с матерью являются залогом легкого развития малыша.

У многих родителей возникают трудности с воспитанием ребенка, ввиду затянувшегося кризиса трех лет. Этому способствуют неправильно подобранные способы взаимодействия с малышом, частые наказания, запреты, подавление воли, непонимание причин поведения, потребностей.

Некоторые матери не учитывают, что ребенок подрос, продолжают общаться с ним на том же уровне, занимать его теми же играми, что и в 2-3 года. Это приводит к тому, что развитие приостанавливается.

Занятия для 4-5-летних детей должны быть не только обучающими, но и увлекательными. Ребенок еще неспособен в течение долгого времени сидеть на одном месте. Задачи, тесты, которые занимают 40-50 минут, являются для старших дошкольников тяжелым испытанием. Поэтому необходимо делать перерывы на отдых.

Развитие в домашних условиях предполагает решение таких важных задач:

original_360x240.jpg

  • формирование навыков общения;
  • развитие самоконтроля в поведении;
  • привитие правил и норм поведения в социуме;
  • совершенствование интеллектуальных способностей;
  • формирование тяги к знаниям.

Проводить развивающие занятия для детей 4 лет дома необходимо, даже если малыш посещает садик.

К данному процессу нужно подходить грамотно иответственно. Надо учитывать имеющиеся навыки ребенка, его физические и психические особенности.

План логопедических занятий

Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.

Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.

67f1e0779e3af5a954ce69e751abe08c_360x276.jpgПричин отклонений немало:

  • нарушение памяти, рассеянность;
  • слабость мышц артикуляционных органов;
  • проблемы смелкой моторикой;
  • несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.

Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнятьдома.

Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:

  • соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
  • создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
  • развитие слуховой функции;
  • стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.

Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.

Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:

  • регулярность;
  • упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
  • хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.

Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.

План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:

  • психологический настрой;
  • анализ букв и звуков слов;
  • постановка звука;
  • автоматизация звука в речи;
  • пальчиковые игры.

Задания для развития логического мышления

Логика это метод мышления, в ходе которого человек применяет полученные знания для решения какого-нибудь вопроса. Для старших дошкольников характерно наглядно-образное мышление.

Все, что совершает ребенок этого возраста, ориентировано на практическую деятельность. Малыши начинают устанавливать связи среди явлений и объектов.

7360188164eb72c1535ffebcef30b5dd_360x294.jpgИгры, развивающие логику, делятся на такие типы:

  • дидактические или настольно-печатные. Суть заключается в поиске пары, соответствия, группировки по общему признаку. Это пазлы, графические игры, наборы для составления последовательности;
  • развивающие. Сюда входят игры, которые состоят из ряда уровней сложности. Они позволяют осваивать навыки, отрабатывать исовершенствовать их;
  • речевые. Они влияют на становление речи, построение предложений.

Примерные логические развивающие задания для детей 4-5 лет:

  • изобразить на бумаге девочку, которую пришли поздравить с днем рождения гости. Можно найти такой рисунок в интернете и распечатать его. Сказать ребенку: У Маши день рождения. Ее пришли поздравить друзья. Маша держит воздушные шарики. Сколько шариков, свечей на торте? Чего больше, шариков или свечей, праздничных колпачков на головах у детей или шариков?;
  • найти картинку, на которой изображены дети, играющие на улице. Показать ее ребенку и спросить, сколько мальчиков, девочек он видит. При описании картинки стоит использовать слова один, много, мало.

Игры для улучшения памяти и внимания

Многие дети старшего дошкольного возраста неусидчивы (особенно это касается мальчиков). Гиперактивность может негативно отразиться на обучении. Важно проводить занятия, которые повышают сосредоточенность, концентрацию внимания и улучшают память.

Для улучшения памяти и внимания подходят такие игры:

osnovnye-pravila-vospitaniya-rebenka-do-goda_360x245.jpg

  • Меньше-больше. Делает малыша более сообразительным. Суть заключается в том, чтобы называть разные слова и предлагать их сделать большими или маленькими. Например, заяц зайчище зайчик, дом домище домик;
  • Как называется?. Игра тренирует мышление, речь, сообразительность, память. Нужно описать малышу какое-нибудь животное, растение, объекти предложить угадать, о чем идет речь. Например, часы, которые помогают проснуться (будильник), большая ложка для перемешивания супа (поварешка). Можно меняться с ребенком ролями;
  • Что кому?. Развивает логику исообразительность. Суть занятия называть ребенку какое-нибудь животное или человека определенной профессии и просить сказать предмет, который ему может пригодиться.

Как научить ребенка читать и писать?

Педиатры считают, что чем раньше малыш научится читать, тем более высоким будет его интеллект. В престижные школы обычно берут тех детей, которые уже освоили азы грамоты. Поэтому родителям полезно начинать учить ребенка 4-5 лет читать и писать.

Необходимо приобрести красочный букварь. Стоит выбирать издания крупного формата:они лучше привлекают внимание детей.

ucim-alfavit-5_360x288.jpgИзучать буквы следует в таком порядке:

  • твердые гласные (а, э, у, ы, о);
  • твердые звонкие согласные (м, л);
  • глухие и шипящие согласные (ш, т, к, ж, д);
  • остальные.

Первое, что нужно сделать выучить алфавит. На одном занятии надо знакомиться с однойбуквой. Следующий урок стоит начинать с повторения ранее рассмотренных букв. Затем можно приступать к чтению простых слогов (ма, ла, па).

Чтобы малыш понял, как образуется слог, надо сказать ему, что согласная буква бежит к гласной, догоняет ее. После такого объяснения большинство детей начинает произносить две буквы слитно. Далее переходят к чтению сложных слогов.

Письмо дается многим детям тяжело. Умение писатьв большинстве случаевзависит от развитости ловкости пальцев, координации движений, терпения, усидчивости. Поэтому важно уделять внимание развитию этих навыков.

073d0a6ece0642cea1183c432219d3e6_360x239.jpgНачинать обучать письму рекомендуется с обычных палочек, штрихов, которые следует рисовать на чистой бумаге. Это научит ребенка координировать свои движения.

Рекомендуется использовать специальные насадки на ручки и карандаши. Они помогают правильно держать предмет для письма. Есть насадки для левшей и правшей.

Стоит использовать прописи, в которых ребенку нужно обводить разные контуры, фигуры. С пятилетнего возраста можно учить малыша писать печатными буквами. Начинать стоит с простых букв (о, с, л). Далее надо приступать к написанию сложных букв.

Интересные уроки рисования

Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.

Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:

  • обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
  • применение раскрасок;
  • рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).

При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.

Мастер-класс по изображению лиственного дерева:

  • начертить внизу листа бугорок;
  • над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
  • два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
  • пририсовать ветки;
  • придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
  • на бугорке прорисовать траву.
Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-dlya-detej-v-4-5-let.html
  • https://smrebenok.ru/razvitie-rebenka/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-4-let.html
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivayushhie-zanyatiya-4-5-let
  • https://www.1obl.ru/free-time/raznoe/provodim-razvivayushchie-zanyatiya-dlya-detey-4-5-let-doma/
  • https://momjournal.ru/semya/zanyatiya-s-detmi/razvivayushhie-4-5-let.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит