Хочу работать в детском саду: куда пойти учиться на воспитателя

СОДЕРЖАНИЕ
  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду, — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения Образование и педагогические науки (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению Дошкольное образование с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • Педагогика и методика дошкольного образования;

  • Менеджмент в дошкольном образовании;

  • Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС;

Программы повышения квалификации

  • Педагогика и методика дошкольного образования;

  • ФГОС в дошкольном образовании;

  • Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС;

  • Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС;

  • Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС.

Программы профессионального обучения

  • Младший воспитатель;

  • Помощник воспитателя.

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;

  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.

  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.

  • Гибкий график и режим обучения выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.

  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.

  • Доступные цены социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Куда пойти учиться

590.png

1. Если выученик 9-11 классов колледж

Срок обучения: 3-3,5 лет

Внекоторых детских садах при приёме наработу именно выпускникам колледжей отдаётся особое предпочтение программа вних более подробная ипрактически ориентированная. Вовремя обучения студенты проходят практику, поэтому выпускаются нетолько схорошим багажом теоретических знаний, ноипониманием, как функционрует детский сад инасколько они готовы ктакой работе.

Где учат: Педагогический колледж № 15 (Москва), Колледж при МГПУ, Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, Свердловский областной педагогический колледж.

2. Если вывыпускник или получили другую специальность вуз понаправлению Образование ипедагогическая деятельность

Срок обучения: 4-5 лет

Хотя большинство детских садов готовы принять наработу сотрудников, укоторых есть любой педагогический диплом, Управление дошкольного образования настаивает, чтобы работники детского сада всё-таки имели специализированный диплом сквалификацией воспитатель. Такие студенты углубленно изучают методики развития именно дошкольников это стоит иметь ввиду при поступлении ввуз.

Пример названия программ сприсвоением квалификации воспитатель: психология ипедагогика дошкольного образования, дошкольное иначальное образование, дошкольное образование илогопедия.

Где учат: кафедра дошкольной педагогики МПГУ, Томский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный университет имени Пушкина.

3. Если выпедагог или получили другую специальность профессиональная переподготовка

Срок обучения: 3-12 месяцев

Довольно часто желание работать сдетьми посещает людей вовзрослом возрасте, когда заспиной уже есть высшее образование или карьера вдругой области. Специально для тех, кто внезапно решил сменить направление деятельности, предусмотрены программы профессиональной подготовки набазе первого высшего. Чтобы нанеё поступить, ненужно сдавать экзамены только оплатить курс. Всжатые (иногда даже слишком) сроки выпогрузитесь вдебри детской психологии иметодик школьного образования.

Если направление вашей текущей деятельности никак несвязано спедагогикой, курсы профпереподготовки должны удовлетворять следующим требованиям: быть неменее 1000 часов, адокумент обобразовании присваивать квалификацию воспитателя.

Где учат: Педкампус, Дошкольное образование винституте Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург).

4. Если выпедагог или получили другую специальность специализированные курсы для монтессори, вальдорфских ианглийских садов

Срок обучения: 10-12 месяцев

Как правило, детские сады, вкоторых применяются специальные методики, частные. Главным образом потому, что подразумевают создание особой развивающей среды, выходящей зарамки государственных стандартов.

Специалистов монтессори-педагогики ивальдорфских садов готовят вспециальных центрах как вформате повышения квалификации (для тех, кто уже отучился впедагогическом вузе поспециальности), так ипрофессиональной переподготовки (для тех, укого первое образование непедагогическое). При выборе центра подготовки важно обращать внимание наего лицензию иаккредитацию.

Что касается работы воспитателем вчастных детских садах наанглийском языке, вдополнение кпедагогическому образованию нужно иметь высокий уровень английского нениже уверенного Advanced. Сертификаты осдаче международных экзаменов, подтверждающие языковой уровень, ненужны достаточно пройти интервью наанглийском ипродемонстрировать свои знания.

Где учат: Международный институт монтессори-педагогики, Дошкольный Вальдорфский Центр, Центр Монтессори-Питер, Евразийский центр монтессори-педагогики, Периодический семинар для учителей вальдорфских школ.

Убедитесь ещё раз: как понять, что высможете быть воспитателем

590.png

1. Небоитесь проверить себя. Можно устроиться няней или помощником воспитателя (для этого необязательно нужно педагогическое образование) ипонаблюдать запроисходящим состороны. Можно пообщаться сознакомыми работниками дошкольного образовательного учреждения.

2. Готовы тратить наэто много времени. Воспитатель нетапрофессия, накоторую все поголовно идут отбезысходности или вкачестве эксперимента. Чтобы работать сдетьми, важно осознавать свои возможности иресурсы, быть замотивированным иготовым кбесконечному самообразованию.

3. Соответствете требованиям. Решите для себя, вкаком детском саду вам хотелосьбы работать. Позвоните внего иузнайте точные требования квоспитателям несмотря навведение единого профстандарта педагога в2017 году, многие учреждения по-разному оценивают квалификацию кандидатов наработу.

4. Осознаёте риски. Изучите возможность профилактики эмоционального выгорания. Педагоги находятся втопе списка профессий, наиболее подверженных возникновению этого синдрома. Поэтому учиться справляться сним нужно задолго дотого, как первые симптомы застанут вас нарабочем месте.

Если выготовы, 27сентября станет вышем профессиональным праздником. Именно сегодня вРоссии отмечается день воспитателя ивсех дошкольных работников.

Источники:

  • https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya
  • https://mel.fm/instruktsii/9631475-educator_work

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит