Главные педагогические принципы процесса воспитания и обучения ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ

Педагогические принципы воспитательного процесса отображают главные особенности организации и специфики воспитательного процесса.

vospitanie-i-obuchenie.jpg
Воспитание и обучение главная задача родителей

Принцип культуросообразности, или как воспитать культуру поведения у детей?

Он включает в себя навыки культурного общения ребенка, а также знание правил общества, в котором он находится.

Ребенок не должен видеть, что ваша вежливость и чуткость, которые вы демонстрируете ребенку, являются показными. Дети учатся подражать родителям, и скоро вы можете заметить, что малыш также относится и к вам в первую очередь.

kultura-obshhenija-1024x768.jpg
Культура общения суть

Если вы будете сами грубить и сквернословить, то это войдет и в привычку вашего ребенка.

Не стесняйтесь извиниться перед кем-то, тогда ваш ребенок находится рядом. Так вы сможете приобрести уважительное отношение вашего ребенка к вам.

obuchenie-vezhlivosti.jpg
Обучение вежливости на занятиях

Учите ребенка благородству, и проявляйте его даже тогда, когда вам совсем не хочется этого делать.

Совет родителям: проявляйте тактичность в отношении к другим людям. Старайтесь не говорить о чужих людях в плохом и неуважительном тоне. Для ребенка это будет хорошим уроком добра и человечности.

Принцип природосообразости, или как распознать способности Вашего ребенка?

Он предполагает, что воспитательный процесс основывается на согласовании с законами, по которым развивается природа и человек. Воспитание проводиться согласно полу и возрасту ребенка, а также, учитываются природные задатки и способности ребенка.

У ребенка есть технические способности если он:

tehnicheskie-sposobnosti-1024x682.jpg
Технические способности у мальчика
  • увлекается разнообразными механизмами и устройствами;
  • анализировать устройство разных приборов;
  • на протяжении нескольких часов может разбираться в причинах неисправностей разных аппаратов;
  • используя неисправные приборы, создает новые;
  • с удовольствием рисует и создает чертежи, эскизы;
  • увлекается технической литературой и заводит друзей с такими же интересами.

Если у ребенка преобладают музыкальные способности, то он:

rebenok-i-muzyka-1024x576.jpg
Музыкальные способности проявляются в любви к музыке и пению
  • увлекается музыкой, может долго ее слушать;
  • часто ходит на концерты;
  • с легкостью запоминает и воспроизводит мелодии и ритмы;
  • с наслаждением играет на музыкальном инструменте;
  • создает свои композиции;
  • интересуется разными областями музыкальной культуры.

Если у ребенка преобладают способности к научной деятельности, то он:

nauchnye-sposobnosti.jpg
Научные способности желание все узнать
  • легко понимает абстрактные понятия и обобщения;
  • увлекается взрослыми книжками и словарями, научно-популярными изданиями;
  • любить задавать вопросы, связанные с процессами мира, а также давать свое объяснение этим процессам.

Если у ребенка преобладают способности к артистизму, то он:

artisticheskie-sposobnosti.jpg
Артистические способности желание играть на публику
  • часто для выражения своих мыслей использует мимику и жесты, так как слов ему не достаточно;
  • очень увлекательно рассказывает истории;
  • есть способности к подражанию других людей;
  • любить выступать перед аудиторией;
  • легко перевоплощается, используя разнообразную одежду.

Если у ребенка преобладают способности к спорту, то он:

sportivnye-sposobnosti.jpg
Спортивные способности желание двигаться и достигать поставленной цели
  • находится все время в движении, энергичный, никогда не устает;
  • не боится получить травму;
  • легко вступает в спортивные игры;
  • умеет кататься на коньках, лыжах, очень любит бег;
  • имеет отличную пластику, движения скоординированные.

Если у ребенка преобладают художественные способности, то он:

hudozhestvennye-sposobnosti.jpg
Художественные способности жаление украшать жизнь
  • для выражения своих чувств использует рисунок или лепку;
  • часами может рассматривать произведения искусства;
  • замечает прекрасное в простых вещах;
  • в доме создает что-то неординарное и интересное.

Совет родителям: создавайте условия для развития выявленных способностей у ребенка, поощряйте даже кратковременные увлечения, но ни в коем случае не давите на него и не заставляйте занимать тем, что ему не по душе.

Принцип гуманизации: как воспитать в ребенке эмпатию?

Согласно этому принципу ребенок воспринимается как самостоятельный субъект собственного развития. Он предусматривает гуманные отношения между ребенком и взрослым, а также гуманное отношение ребенка к своему окружению.

chto-takoe-jempatija-1024x768.jpg
Эмпатия способность сопереживать

Пусть ребенок мысленно поменяется ролями с оппонентом

Если у ребенка возник конфликт, предложите ему в уме поменяться местами с оппонентом. Спросите его, чтобы он сделал и сказал на месте того, с кем он поссорился, чтобы он почувствовал в той ситуации. Если ребенок еще совсем маленький для этой цели можно эффективно использовать куклы.

Давайте пример ребенку, как нужно быть щедрым и великодушным

vospitanie-shhedrosti.jpg
Воспитание щедрости надо начинать с первого года

Покажите ребенку, что помогать другим людям и отдавать может быть весело и приятно для обеих сторон. Смотря на вас, ребенок и сам начнет так поступать. Например, заболел сосед. Предложите ребенку проведать его и принести горячего бульона.

Совет родителям: старайтесь научить ребенка делиться. Он должен научиться думать не только о своих потребностях, но и о чувствах других людей

Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?

Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик Не навреди!.

rebenok-melanholik.jpg
Ребенок меланхолик очень чувствительный

Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку. Старайтесь избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов. Нервный срыв может вызвать даже банальная игра. Также не нагружайте ребенка, когда делаете домашнее задание, старайтесь чаще делать перерывы. Стимулируйте развитие самостоятельности и инициативы у ребенка. Старайтесь не пугать свое дитя. Оградите его от просмотра фильмов ужасов.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик Не торопи!.

rebenok-flegmatik.jpg
Ребенка флегматика нельзя торопить

Помните, что детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не торопите и не давите на ребенка. Не высмеивайте его медлительность, особенно при других людях. Учите ребенка правильному распределению своего времени. Старайтесь развить у ребенка заинтересованность в играх требующих быстроты реакции.

Старайтесь научить ребенка быстрее переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Делайте все возможное, чтобы привить ребенку коммуникативные способности и совместной деятельности.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник Доверяй, да проверяй.

rebenok-sangvinik.jpg
Ребенок сангвиник черты

При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников это нежелание доводить начатое до конца. Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Помните, что проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик Ни минуты покоя.

rebenok-holerik.jpg
Ребенок холерик как себя вести с ним

При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы вашего чада. Стимулируйте его играть в спокойные игры, которые требуют концентрации внимания и усидчивости. Он должен научиться доводить начатое дело до конца. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка. Категорически запрещено использовать физическую силу в общении с ребенком. Если необходимо сделать замечание, то скажите его строгим и твердым тоном. Нет смысла в крике или телесных наказаниях. Ребенок-холерик намного лучше поймет замечание сказанное тактично и спокойно. Также для холериков очень важно, что к их мнению прислушиваются.

Каким бы ни был темперамент ребенка, стоит быть внимательным и чутким к нему в любой ситуации.

Принцип персонификации, или как развивать мотивацию у ребенка?

Он предусматривает обязательный учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Воспитывая ребенка очень важно развивать в нем мотивацию и интерес к окружающему миру.

chto-takoe-motivacija.jpg
Что такое мотивация определение

1. Постановка цели

Напишите для себя список занятий, которые как вы считаете, будут посильны и интересны для вашего ребенка. Например, вы можете сводить ребенка на один пробный урок на танцы, акробатику, музыкальную студию, кружок садоводства. Постарайтесь понаблюдать, что получается лучше всего и что именно вызывает наибольший интерес.

2. Установка требований

Очень полезным будет установить определенные, но очень четкие требования к ребенку. Он должен точно понимать, чего от него ожидают. Мотивация развивается по принципу любой привычки. Когда вы постоянно ждете от ребенка, что он будет выполнять ту или иную деятельность, то он поймет, что активность и участие в жизни это абсолютно нормальные и обычные вещи.

3. Личный пример

Очень часто родители совершают огромную ошибку, проводя много времени за нравоучительными рассказами, как и что надо делать. Но в этот момент они забывают о главном. Самым лучшим стимулом, для совершения какой бы то ни было деятельности это собственный пример. Вы можете показать на собственной модели жизни, как и чем необходимо заниматься, что делать и как поступать.

lichnyj-primer.jpg
Что такое личный пример

4. Скрытые подсказки

Для того чтобы стимулировать ребенка к деятельности нужно использовать все возможные средства. Например, вы можете расставить в доме небольшие подсказки. Они должны находиться в поле зрения ребенка. Это может быть книга или музыкальный инструмент, уже готовый к игре. Они должны находиться в поле зрения ребенка, так чтоб их можно было быстро и легко заметить. Такой прием может принести огромную пользу и результат в процессе мотивации ребенка. Самое главное позволить ребенку самому начать работу с этими подсказками, и лишь потом ненавязчиво включиться в этот процесс.

5. Поощрение общения

Стимулируйте вашего ребенка больше общаться. Не запрещайте ему ходить в гости к друзьям или принимать их дома. Особенно это актуально для подросткового возраста, когда дети часто отторгают родителей. Так вы сможете избежать этого. Таким нехитрым способом вы сможете сберечь крепкие и доверительные отношения с ребенком на долгие годы.

Основные принципы обучения

В педагогике выделяют следующие педагогические принципы обучения: направленности, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сочетания различных методов и средств обучения.

principy-obuchenija.jpg
Что такое принципы определение
  1. Принцип направленности обучения утверждает, что весь учебный процесс преследует цель развития всесторонне развитой личности.
  2. Принцип научности обучения. Для получения необходимых знаний необходимо не надо заучивать новые знания. Дети должны быть увлечены научно-поисковой деятельностью.
  3. Педагогические принципы систематичности и последовательности обучения предполагает, что знания, которые получают дети, подаются постепенно, по порядку и систематически.
  4. Принцип доступности требует, чтобы при обучении дети не испытывали чрезмерных нагрузок при обучении. Так как это отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии.
  5. Принцип наглядности: обучение основывается на чувственном опыте детей.
  6. Принцип сочетания различных педагогических методов и средств обучения. Обучение должно объединять различные методы и средства подачи материала: словесный, наглядный, репродуктивный и поисковый.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

  1. Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно).
    1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии. Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний.
  2. Принцип связи теории с практикой. Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.
  3. Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.
  4. Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.
  5. Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.
  6. Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.
  7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.
  8. Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.

Личностно-ориентированное образование

В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:

  • с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
  • с учетом образовательных потребностей;
  • с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
  • с направленностью на разный уровень программного материала;
  • исходя из того, что каждый ребенок это уникальная индивидуальность.

Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.

Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.

Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).

Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
  3. Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
  2. Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно Великой дидактике Коменского, является золотым правилом образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом всё, что слышимо, для восприятия вкусом всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут рука об руку.

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования они взяты из его труда Великая дидактика.

Некоторые основные моменты Великой дидактики Коменского

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав Великой дидактики Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/printsipy/printsipy-vospitaniya-i-obucheniya.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_obucheniya_i_vospitaniya/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/osnovnye_principy_vospitaniya/
  • https://4brain.ru/pedagogika/principy-didaktiki.php

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит