Чем «страшна» неполная семья для ребенка?

СОДЕРЖАНИЕ

Статья опубликована в православном журнале для родителей Виноград (№36, июль-август 2010).

Как вырастить ребенка в неполной семье? Эта проблема, к сожалению, актуальна для православной среды ненамного меньше, чем для людей невоцерковленных. Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Стоит прислушаться к советам профессионального психолога.

Ерошенко Н.Н.,

кандидат психологических наук

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель на него падает двойная нагрузка. Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги. И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.

Как возникла неполная семья?

Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто отсутствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
  • Кем был заменен отсутствующий родитель?
  • Каким был отсутствующий родитель?
  • Каким является присутствующий родитель?
  • Каков сам ребенок?

Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой

Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести и эту степень обязательно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

odin.jpg

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.

Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, правдивости и искренности воспитателя.

Кроме того, не стоит забывать, что ребенок не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

О трудностях отцов-одиночек

У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребенка грудью А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.

И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.

Повторный брак

К повторному браку нельзя относится однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений новый брак нежелателен.

Потребности ребенка для здорового развития

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их открытиям. Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы открывал мир. Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Мифы касательно воспитания ребенка в неполной семье

Советское наследие из консервативных взглядов на семью до сих пор живет почти в каждом из нас. Каждый мужчина или женщина будет цепляться за свой брак, каким бы он плохим не был, даже если дальнейшее сожительство негативно отразится на ребенке. К примеру, каким бы плохим не был мужчина, сколько бы он раз не изменял жене, не унижал ее физически или морально, женщина все равно с большей вероятностью останется в браке с ним, так как ребенку нужен отец.

И все равно, что ребенок будет расти, наблюдая бесконечные ссоры между родителями, формируя таким образом свое мировоззрение. Родители считают, что если они разведутся, то они своим примером обрекут ребенка на несчастья в собственной семейной жизни в далеком будущем.

nepolnaya-semya-2-600x375.jpg

На деле же исследования, проведенные в начале 00-х показали совсем иной результат: психологи выяснили, что для формирования детской психики предпочтительнее жить спокойной жизнью с одним из родителей, чем существовать среди непрекращающихся скандалов с обоими родителями. Полная семья почти во всех случаях не является гарантией того, что ребенок будет расти в доброй и счастливой среде, а уж тем более не является фундаментом для успеха во взрослой жизни.

Другой камень преткновения заключается в однополом воспитании. Основная мысль такова: ребенок растет и наблюдает исключительно одну гендерную модель поведения, чаще всего женскую. По понятным причинам, это особенно плохо это сказывается на мальчиках.

Действительно, ряд психологов считает, что подобное однополое воспитание приводит к серьезным сложностям с самоидентификацией ребенка, с его становлением в коллективе, с успехами с противоположным полом и так далее.

Но взглянем на эту проблему с иной стороны. Возьмем довольно типичный для многих жителей нашей страны пример неполной семьи, состоящей из матери, 10-летнего сына, бабушки и дедушки. На первый взгляд, ребенок обречен на женское воспитание, но никто не отменял роль дедушки и прочих родственников мужского пола дядей, старших двоюродных или троюродных братьев. Дед научит азам рыбалки, дядя Богдан расскажет и покажет, как мастерить что-нибудь в гараже, старший брат Саша даст порулить машиной и тому подобное. Благодаря таким постоянным мелочам ребенок получит вполне достойное мужское воспитание, даже при отсутствии отца в семье.

nepolnaya-semya-4.jpg

Также стоит затронуть такое популярное мнение, что дети из неполных семей имеют более худшую успеваемость. Действительно, причин так полагать можно найти множество: один родитель не может самостоятельно проследить за успеваемостью ребенка, или же ребенок вследствие стресса хуже усваивает учебный материал.

Но и это мнение на деле оказывается ошибочным. Социологи из Санкт-Петербурга в 2015 году провели исследование, в котором приняли участие множество семей с Васильевского острова. Результаты исследования показали следующие результаты: на успеваемость ребенка влияет не то, в какой семье он рос полной или нет, а целая совокупность факторов. Социологи отметили, что на успехи ребенка в основном влияют его взаимоотношения с родителями и со сверстниками.

Похожее исследование, но в более крупных масштабах, не так давно было проведено в ряде стран Азии. В ходе его проведения не было найдено существенных различий в успеваемости детей с полных и с неполных семей. Незначительный перевес не в пользу родителей-одиночек наблюдался в Японии, однако противоположная ситуация сложилась в Индонезии и Таиланде, где дети из неполных семей продемонстрировали куда большее лучшую успеваемость в учебе, в сравнении с теми, кого воспитывают сразу оба родителя.

Неочевидные плюсы воспитания ребенка одним родителем

Общество легко придумает и назовет множество недостатков воспитания ребенка в неполной семье. Однако мы назовем некоторые неочевидные плюсы, от того, что ребенок воспитывается только одним родителем.

  1. Ребенок сможет избежать негативного примера или психологических травм, если он не будет расти, наблюдая за проблемным браком отца и матери.
  2. Ребенок из неполной семьи раньше взрослеет. Да, он может получить менее качественное образование, но при этом начнет более раньше строить свою карьеру, приближая свое формирование, как взрослого и успешного человека.
  3. Ребенок из неполной семьи часто стремится восполнить недостающее семейное тепло в своем собственном браке. Таким образом, мальчики, которые росли без отца, нередко становятся заботливыми родителями.

nepolnaya-semya-3.jpg

Если родитель ответственно подойдет к своей роли, всегда будет находить время, чтобы поддержать ребенка в трудную минуту, будет активно помогать ему по мере необходимости, то всем этим он сможет в одиночку обеспечить ребенку достойное детство. Помните, что развод родителей ни в коем случае не должен влиять на счастливое будущее ребенка.

А судьи кто?

Как правило, пренебрежительные суждения по типу там ребенка воспитывает одна мама, папа неизвестно где я слышу от людей, состоящих в браке. Не то чтобы они долго думали над этой фразой, скорее она произносится на автомате родителями, педагогами, заведующими дошкольных организаций, директорами школ. Эта деструктивная установка способствует стигматизации семьи как не достаточно хорошей. И это несмотря на периоды в истории России, когда неполная семья означала гибель одного из родителей при защите своей страны, делая эту семью героической.

Как будто в случае развода или принятия решения о самостоятельном материнстве или отцовстве вам выдают открытку: Поздравляем, вы стали семьей группы риска. К слову, в ту же группу риска вы попадаете, если вздумаете вступить во второй брак (ничем ведь не угодишь!) или удочерить/усыновить ребенка.

Несмотря на то, что с каждым годом таких семей становится больше, миф о вреде неполной семьи очень живуч. Объективно, если мы хотим списать неполные семьи как недостаточно пригодные для воспитания детей, как в Спарте, слишком много людей придется сбрасывать со скалы. Значит, термин нормальная семья пора пересмотреть. Если норма это допустимый диапазон, нам придется признать, что неполная семья может рассматриваться как вариант нормы.

Как вы лодку назовете

Поговорим про термин. Неполная семья звучит как обделенность, ущербность, как некая предполагаемая пустота, вакантное место в семье. В силу обстоятельств ребенок воспитывается одним родителем.

Представьте, если в паре родителей существует более или менее равное разделение обязанностей в сферах заботы о ребенке, ведении хозяйства, обеспечении дохода, то родитель, воспитывающий ребенка один, фактически берет на себя полную ответственность за все эти сферы, и во многих случаях вполне успешно справляется с ней. Если это возможно, подтягивая ресурсы родных, друзей, бывших супругов, а иногда безо всякой помощи. Но вместо признания усилий или моральной поддержки, часто слышит только упреки-клише в свой адрес что вы хотите, неполная семья.

В книге Ю. Гусевой Нежные мальчики, сильные девочки приводится более адекватный и гуманный термин. Предлагается определять семью исходя из родителя, который берет ответственность за ребенка соответственно материнская семья (мама + ребенок или дети) и отцовская семья (папа + ребенок или дети). Согласитесь, гораздо приятнее жить в материнской семье, чем в неполной.

Мама главное слово в каждой судьбе

Часто сами матери, оказывающиеся в условиях, когда они с ребенком один на один, испытывают затруднения и сомнения в своих педагогических родительских силах. Причиной может быть как социальное давление (срочно ищи кого-нибудь, кому ты нужна будешь с ребенком), негативное влияние мифов о неполной семье, так и финансовые сложности.

Изучая вопрос о влиянии неполной семьи на ребенка, я вспомнила доклад А. А. Реана, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, который прозвучал в 2018 году на Всероссийской конференции Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, организованной ФГБНУ Центр защиты прав и интересов детей.

В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность. Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:

  • Ребенку необходимо чувствовать хороший уровень контроля и внимания со стороны матери (да, именно матери); дети, совершавшие преступления, описывают уровень материнского контроля как недостаточный, отсутствующий, себя как недисциплинированных внешний контроль очень важен для психики ребенка, т. к. все, что мы проконтролировали снаружи, постепенно переходит на внутренний контроль самого ребенка. Любопытно, что подростки воспринимают снижение контроля со стороны родителей, уважение свободы ребенка как отсутствие заботы, внимания и эмоционального контакта.
  • У ребенка очень важно формировать положительное отношение к матери; негативное отношение к матери перерастает в негативное отношение с другим людям и в негативное отношение к нормам права (!) так что если вы слышите, как человек негативно отзывается о своей матери, это тревожный симптом в любом возрасте.
  • Именно мать является эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, а бабушка выбирается в наперсники в два раза чаще, чем дедушка; степень влияния членов семьи выглядит так: мать 57,5%, отец 23,7%, бабушка 8,2%, дедушка 4,3%, старшие братья/сестры 6,2%. Следовательно, именно мама оказывает наибольшее влияние на личность ребенка, в идеале мама, с которой ребенок в отношениях близости и доверия.
  • Положительно влияет на формирование законопослушного поведения сохранение традиции семейных ужинов; оказывается, совместный вечерний прием пищи (5-7 раз в неделю) делает детей более устойчивыми к формированию зависимостей от курения, алкоголя и наркотических веществ.

Следовательно, ключевой фигурой, влияющей на ребенка, является мама: хорошо контролирующая, имеющая доверительные отношения с ребенком, сохраняющая традицию семейного ужина и воспитывающая ребенка/детей в уважении к ней.

Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.

Счастье это когда все дома?

И последнее. К сожалению, полная семья не дает вам никаких гарантий относительно того, как сложится жизнь (в том числе семейная) у ребенка. Можно сколько угодно сохранять двух родителей в деструктивной семье, конфликтной семье, семье с психологическим или физическим насилием. Но думать, что эти отношения родителей не скажутся на ребенке, по меньшей мере, наивно. В то же время есть успешные люди, создавшие крепкие семьи, несмотря на то, что сами были воспитаны в материнских или отцовских семьях, или в детском доме.

Нам придется сместить фокус внимания с количества членов семьи на качество взаимоотношений между ними. Если дома у ребенка члены семьи рады друг другу, он уверен, что у него есть надежный тыл, поддержка, понимание со стороны взрослых эта семья счастливая, и не важно отцовская она, материнская или в ней двое родителей.

Важно не количество членов семьи, а то, насколько адекватны и психологически комфортны семейные отношения.

Определение, причины неполной семьи

Неполные семьи это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Причины неполных семей

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

Проблема родителей проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей бабушка мать ребенок, где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным боязнь повторить ошибку; овдовевшим память по умершему супругу; одиноким отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит возвратный брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей

Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения. Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь). В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 4 раза чаще.

Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.

В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.

Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.

Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье

Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.Исполнительная власть: жилье.Церковь: материальная и натуральная помощь.Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.Психолог: проблемы психологического климата в семье.Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

Почему женщина решает рожать без мужа

Но часто бывает так, что женщина мечтает о материнстве, но мужа у нее нет. А годы неумолимо бегут, и времени становится все меньше. Во времена наших прабабушек таких женщин жалели и презирали, они были маргиналами в обществе. Современная мораль позволяет женщине стать матерью одиночкой по собственному желанию. Пусть, такой дорогой ценой, но радость материнства она все-таки ощутит!

Во многих мировых религиях женскому целомудрию уделялась очень важная роль. Девочку с ранних лет подготавливали к роли матери и жены. Матерью она становилась только после замужества. Рождение вне брака считалось большим позором, таких рожениц осуждали и даже подвергали наказаниям.

Современные ориентиры нравственности сместились, и девочки все больше мечтают об успешной карьере, чем о крепкой семье. В условиях жизненной гонки, где женщины нередко опережают мужчин, у многих из таких успешных дам просто нет времени на поиски будущего мужа и семейные обязанности. Многие современные женщины просто не хотят тратить свое время на домашние хлопоты и воспитание детей. Более продуктивной тратой жизненного времени, по их мнению, является построение успешной карьеры.

rebenok-dlya-sebya1.jpg

К тому же от современных мужчин общество практически ничего не требует, и если мать осталась одна с ребенком на руках, то в этом обвиняют, как правило, самих женщин. Мужчины все чаще отказываются от ответственности, так как современная мораль устойчиво навязывает нам негативное отношению к семье как к некому препятствию к легкой и беззаботной жизни.

Очень часто к решению стать матерью-одиночкой подталкивают женщину негативные установки по отношению к мужчинам, которые были заложены еще в детстве. Как правило, такие девочки росли в неполных семьях, где отец ушел из семьи или папа был алкоголиком. Негатив, заложенный в детскую душу, может во взрослой жизни сыграть злую шутку, сделав женщину настоящей мужененавистницей.

Почему неполная семья это плохо?

Какой бы заботливой и любящей ни была мать, все равно она не сможет заменить отца. Для воспитания полноценной личности все-таки нужно воспитание обоих родителей, как утверждают психологи. Когда женщина тянет груз воспитания за двоих, то это негативно отражается как на ее психике, так и на состоянии ребенка.

Согласно естественным законам, женщина должна отдавать свою любовь не только детям, но и супругу. В случае одинокого материнства у женщины сохраняется огромный потенциал нерастраченной любви, который ранит ее. Как правило, та любовь, которая предназначается мужу, в полной мере отдается детям. И такие дети становятся настоящими центрами вселенной для мам, они их безмерно балуют.

rebenok-dlya-sebya2.jpg

Даже самостоятельно приняв решение воспитывать ребенка без отца, каждая женщина столкнется с такими прелестями неполной семьи как расспросы малыша о своем отце, тяжесть от нагрузок, которые должны делиться на двоих, горькое осознание одиночества. Нередко у женщин возникает внутреннее недовольство своей судьбой, которое они бессознательно переносят на своего ребенка. Женщина может заявлять своему малышу: Я одна на себе все тащу, а от тебя никакой благодарности, Я ночи не спала, работала за двоих, чтобы обеспечить тебя. Такие женщины забывают о том, что материнство это нормальное состояние для женщины, а не какой-то героический подвиг, за который дают медали. Дети, особенно маленькие, как правило, не в состоянии оценить великие жертвы своей матери, и недоумевают, почему их обвиняют в неблагодарности.

Дети бывают разные и порой требуют очень строгого воспитания. Не каждая женщина может проявить нужную строгость в воспитании. Особенно это касается воспитания сыновей. Отлично, когда перед глазами есть хороший пример мужественности в лице дяди, дедушки и т.д. Но когда его нет, то женщине приходиться волей-неволей быть и за папу и за маму, что искажает ее природную сущность хрупкого сосуда. Приходится вырабатывать исконно мужские черты характера.

Психологи говорят о том, что матери-одиночки со временем смиряются с таким положением вещей и уже не представляют себе другого варианта семьи и чувствуют себя вполне комфортно. Но проблемы начинаются тогда, когда ребенок вырастает и начинает осознавать, что все может быть по-другому. В чужих семьях он видит любовь мужчины и женщины, слышит, как другие дети рассказывают о своих папах и чувствуют комплекс неполноценности.

Источники:

  • https://www.pravmir.ru/rebenok-v-nepolnoj-seme/
  • https://detki.guru/vospitanie/nepolnaya-semya-dlya-rebenka-tak-li-eto-ploho.html
  • https://www.psyh.ru/chem-strashna-nepolnaya-semya-dlya-rebenka/
  • https://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-socialno-ehkonomicheskie-problemy
  • https://www.garmoniazhizni.com/2015/04/29/rebenok-dlya-sebya/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит