Чем характерно общение дошкольников со сверстниками

СОДЕРЖАНИЕ

Ребенок это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются душой любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

obshhenie-malyshej.jpg
Общение со сверстниками важная составляющая социализации

Стадии развития общения детей со сверстниками

При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

От 2-х до 4-х лет

  1. Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
  2. Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоциональнопрактический характер.
osobennosti-obshhenija.jpg
Особенности общения малышей между собой

На втором четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.

rol-obshhenija-1024x768.jpg
Роль общения со сверстниками главные моменты

Дети до 4-х лет

До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

В общении со сверстниками они очень часто произносят: ты мой друг, ты моя подруга. Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза нет, я не твой друг может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.

problemy-v-obshhenii.jpg
Проблемы в общении проявляются с 4-х лет

Дети 4-6-ти лет

Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.

pervye-podruzhki.jpg
Первые друзья появляются с 4-5 лет

В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.

narushenija-v-obshhenii.jpg
Нарушения в общении какие бывают у дошкольников

В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.

Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки глазами товарищей, таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.

deti-v-6-let.jpg
Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом

Старшие дошкольники 6-7 лет

С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.

Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников. К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни. Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя со стороны дети умеют сознательно управлять собственным поведением.

psihologija-obshhenija.png
Психологические аспекты общения детей со сверстниками

Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.

Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками

Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.

Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.

Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?

Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.

sjuzhetnye-igry-1024x768.jpg
Сюжетные игры пусть к общению

Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.

Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

obshhenie-v-igre-1024x682.jpg
В совместной игре дети раскрепощаются

Рекомендации родителям

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.

obshhenie-v-seme-1024x684.jpg
Основы полноценного общения закладываются в семье

1. Упражнение Составь рассказ.

Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: Я люблю, когда, Когда я сердитый, Меня беспокоит, Когда меня обижают, Я боюсь. Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2. Беседа Как стать самим собой.

В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

3. Упражнение Рисуем себя.

uprazhnenie-narisuj-sebja.jpeg
Упражнение Нарисуй себя поможет ребенку справиться со страхами

Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Как развивается общение со сверстниками у дошкольников

Общение детей на протяжении всего лишь нескольких лет от 3 до 7 проходит бурную эволюцию. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте начинается с того, что малыш просто желает играть рядом с такими же детками, как он сам.

dety-obshheniye-300x193.jpg

А к тому времени, когда дошкольнику предстоит идти в первый класс, происходит становление потребности в общении со сверстниками. У детей формируется заинтересованность в сотрудничестве. Им интересно вместе играть и выполнять различные дела. В старшем дошкольном возрасте ребята начинают замечают личностные качества сверстников и оценивают их как желанные, или такие, которые им не нравятся.

Получается, что от случайных минут взаимодействия, которыми ограничивается общение 3-4 малышей, коммуникативный процесс за два-три года стремительно обогащается. И вот уже 6-летние дети не мыслят своей жизни без общения со сверстниками. У них формируется устойчивая потребность быть в кругу таких же детей: играть вместе, дружить, ссориться, заниматься познавательной деятельностью, делиться впечатлениями

Отличительные особенности общения детей со сверстниками

Дети общаются между собой вовсе не так, как со взрослыми. Взрослые задают четкие рамки поведения ребенка и контролируют, чтобы его действия и слова соответствовали установленным стандартам. Находясь в обществе сверстников, ребенок, к его радости и огорчению одновременно, лишен регламента, регулирующего общение. То есть, некоторые стандарты вежливости и нравственности уже сформировались и у детей, но они еще минимальны.

Общение дошкольников имеет следующие особенности:

  1. Это эмоционально насыщенные контакты, сопровождающиеся импульсивной сменой эмоций, криками, смехом, плачем, обзыванием друг друга, восхищением от новых игрушек. Обычная картина: только что дети строили башню из кубиков сообща, а минуту спустя один из строителей хулиганит и разваливает конструкцию.
  2. Дошкольник в обществе детей более расковано высказывается, часто сопровождая слова кривлянием, необычными возгласами. Дети любят изобретать некие странные словечки, особенно в период активного словотворчества, и вместе обхохатываться над какой-нибудь буквоежкой.
  3. Дети игнорируют принципы диалога. Им, главное, высказаться самим, чем выслушать приятеля. Отсюда так много непонимания между детьми. Каждый сказал, что думал, а что говорил сверстник, пролетело мимо ушей.
  4. Многофункциональность детского общения. Общение со взрослым служит для ребенка источником информации и камертоном, отделяющим положительное от негативного и оценивающим правильность действий. От детей также можно услышать оценку своих действий, но и в ответ можно поуправлять. Даже младший дошкольник запросто поучает сверстников, заявляя, что они делают не правильно, а нужно так, как я.

Очевидно, что среди сверстников у ребенка больше свободы. Но некоторых дошкольников этот факт больше пугает, чем радует. Когда во взаимодействие детей вовлечен взрослый, то активно работают правила нельзя обзываться, нельзя отбирать игрушки и пр. Без взрослого контроля эти заповеди далеко не всегда соблюдаются, порождая конфликты и обиды. Но, несмотря на эти нюансы, после 4-х лет подавляющее большинство детей предпочитает общение с ровесниками.

Специфической особенностью общения дошкольников со сверстниками является то, что дети практически не видят личность партнеров по взаимодействию. Они пристально наблюдают за их действиями, пытаются превзойти, указывают на ошибки. Но совершенно не осознают, что перед нами такой же ребенок со своими пожеланиями, интересами, предпочтениями.

Дошкольник ждет внимания и понимающего отношения по отношению к себе. Но он не готов проявлять ответное внимание и замечать достоинства своих сверстников.

Формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Предсказуемо, что 3-летние малыши не могут общаться так, как дети постарше, а 6-7 летние дошкольники уже накопили опыт для более многогранного взаимодействия. Общение дошкольников протекает, в основном, в рамках игрового контекста. Преимущественно, в условиях сюжетно-ролевой игры. А также взаимодействуют в любой активной деятельности.

В психологии выделяют три формы общения в среде дошкольников:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Нельзя сказать, что перечисленные формы последовательно сменяют друг друга. Более подходящим является вывод, что каждая последующая форма общения наслаивается на уже опробованный в повседневных контактах формат взаимодействия. Например, пятилетние дети при встрече первым делом похвастаются игрушками или обновками, а затем начнут по-деловому договариваться об игре.

Кратко рассмотрим, как общаются дошкольники между собой на каждой возрастной ступени. Больше информации в статье Формы общения.

Эмоциональное общение младших школьников

Эмоционально-практическое взаимодействие малышей выражается в том, что они на непродолжительное время становятся соучастниками по шалостям, простеньким играм и действиям. Полепить куличики рядом, побегать вокруг горки, заливаясь смехом, вот и весь процесс совместных действий. Результат не важен. Малыши стремятся привлечь внимание к себе, занимаясь ровно тем же, чем и сверстники.

Но в эмоционально-практической форме общения есть место тому, чтобы ребенок проявил инициативу. Младшие дошкольники нуждаются в очень частой смене деятельности. И за те полчаса, которые они проводят на детской площадке, они несколько раз меняют свое занятие.

Редко ребенок сам по себе переходит из песочницы к качелям или горкам. Как правило, активные дети приглашают своих партнеров по игре последовать за ними. Приглашают взглядом, увлеченными возгласами Смотри, как я умею!.

Деловая форма общения у детей

В дошкольном возрасте заявляют о себе задатки делового сотрудничества. Пусть делом выступает только игра, детям приходится многое обсуждать и договариваться. Они вместе решают, в какую игру будут играть, устанавливают правила, придумывают наказания нарушителям этих правил и пр.

Деловые мотивы поначалу связаны с конкретными ситуациями. К примеру, пятилетний мальчик, заметив у сверстника робота-трансформера, подобного своему, тут же показывает, как его можно преобразовать. Девчонки, разложив своих кукол, выдают рекомендации по кукольному гардеробу.

sverstniky-300x225.jpg

Усложнение игр, исследовательская потребность детей, зарождение первых привязанностей приводят к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Тенденции к такому общению появляются не ранее 6 лет. Старшим дошкольникам важнее, с кем играть. А уж какую игру выберут, или каким делом займутся этот вопрос решится в процессе совместных обсуждений.

Развитию внеситуативного общения дошкольников способствует становление связной речи. Дети уже способны все понятно объяснить, аргументировать свою точку зрения, обсудить правила, по которым они намерены играть.

К тому же, после 5 лет дошкольники любят рассказывать другим о себе где они были, что увидели, что узнали. Подобные разговоры также становятся предметом общения. Заинтересованные дети задают вопросы, сомневаются в достоверности некоторой информации, что требует от рассказчика дополнительных доводов и является первым вызовом к формированию навыка убеждения.

Общение как необходимое условие развития личности дошкольника

Общество сверстников для дошкольника это зеркало, в котором он видит свое отражение. В разные годы ребенку посильно видеть только некоторые качества своих партнеров: она добрая, он жадина, тот мальчик дерется, эта девочка опять грустная Тем не менее, благодаря подобным отражениям дошкольник больше понимает самого себя. Он определяет, какими достоинствами и качествами обладает сам, сравнивая себя со сверстниками.

Среди ровесников дети повторяют нравственные суждения, которые сами неоднократно слышали от взрослых. Ничто так не помогает осознанию, как проговаривание вслух. Поучая сверстников, дети постигают истинный смысл нравственности: что можно, чего нельзя, как можно поддержать товарища, а что принесет обиду.

Конечно, в детском общении много категоричности и мало предупредительности. Однако к концу дошкольного возраста детям открывается ценность личностных качеств, что является главным достижением общения старших дошкольников со сверстниками.

Общение детей со сверстниками

Почему же общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми? Все дело в том, что у таких коммуникаций имеются особенности:

  • Главным отличием является то, что дошколенок ведет себя раскованно и непринужденно со сверстниками. В общении происходит эмоциональный всплеск, который сопровождается криками, смехом, спорами, иногда драками. Общение детей со сверстниками побуждает их на выражение эмоций путем мимики. Согласитесь, взрослые быстро устают от такого сумасшествия и стараются скорее прекратить его.
  • Следующей особенностью можно выделить желание быть индивидуальностью и не следовать строгим правилам. В процессе игры, а дошкольники так в основном общаются, малыши могут себе позволить покривляться, принять смешные позы, передразнивать друг друга, придумывают свои интересные истории и новые слова. Такое поведение очень важно в развитии индивидуальности, раскованность в общении.
  • Самой конфликтной отличительной чертой можно назвать неумение слушать собеседника, вести диалог. У дошкольников преобладают инициативные действия, поэтому часто происходят конфликты между ними.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Особенности общения детей дошкольного возраста проявляются поэтапно, по мере взросления и получения навыков общения. Общение ребенка с детьми одинакового возраста проходит тяжелый воспитательный путь. Этот процесс можно разделить на возрастные этапы в общении детей: младший, средний и старший дошкольный возраст.

Младший возраст приходится на промежуток от 2 до 4 лет.

В этом возрасте общение ребенка фокусируется на подражании себе подобных, точнее дети видят свое отражение в сверстнике. Они прыгают, бегают друг за другом, повторяют движения, кричат, при этом наблюдают за партнером.

Однако, внимание маленького человека переключается быстро на красивую вещь или игрушку, желание делиться в корне отсутствует и без вмешательства взрослых может разгореться конфликт. Поэтому в младшем дошкольном возрасте с детьми лучше играть без лишних предметов и игрушек в хороводные игры (каравай, кошки мышки и тому подобное).

При чем, дети данного этапа взросления не обращают внимания на победы и заслуги соперника, даже если похвала идет от взрослого. Кроха общается со сверстником на уровне эмоций. Замечали ли Вы, сколько восторга вызывает у одногодок обнаружение одинаковых предметов в одежде. Взрослые в силе налаживать взаимоотношения в детском коллективе путем выявления общих качеств.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходит переломный момент отношений малыша со сверстниками. Если раньше малыши играли просто сидя рядом, то теперь для детей важно участие однолеток в игре. В процессе воспитательной деятельности ребята наблюдают и оценивают товарищей, переживают зависть и ревность.

children-1730248_640.jpg

Сравнивая своих сверстников ребята оценивают, утверждают себя, выявляют свои таланты и умения. В этом возрасте главной задачей мальчишек и девчонок привлечь внимание сверстников. Чтобы организовать совместное времяпровождения ребенка со сверстниками, необходимо помочь с выбором игры, лучше сюжетно ролевой. Пусть дети придумают новый интересный сюжет и обыграют, так конфликтные ситуации можно уменьшить.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) можно увидеть в скачке межличностных отношений между сверстниками. Дети взрослеют и могут общаться на темы не только касающиеся игрушек или вещей. Они рассказывают как прошел выходной, делятся своими чувствами, интересуются мнением партнера, сопереживают и встают на защиту.

Старшие дошколята выбирают близких по духу товарищей и группируются по 2-3 человека, высказывая явную привязанность к своим друзьям. Конечно, бывают и проблемы на данном этапе взросления, ведь дошколята уже имеют свое мнение и сопернические качества не остыли.

Трудности в общении детей дошкольного возраста проскальзывают на каждом этапе взросления крохи. Чтобы они проходили более плавно, родителям нужно давать направления в правильное русло.

girl-516341_640.jpg

Какие же формы общения можно встретить? Большее внимание привлекает отрицательная форма общения детей, она выражается в агрессии, избыточной обидчивости, стеснительности и прочее.

В поведении дошкольника агрессия имеет место быть в несправедливых ситуациях, однако, мало кто захочет дружить с агрессивным мальчиком или девочкой. Еже ли агрессия является обычной реакцией на любые замечания, обращения, то родителям стоит обратиться к специалисту.

Обиженный кроха не доставляет особых неудобств для окружающих, впрочем, и дружить с ним не просто. Обидчивые дети могут подолгу не выходить из такого состояния и замыкаться в себе.

Стеснительные дети обычно находятся в стороне и боятся сделать первый шаг к знакомству. Даже когда с застенчивым малышом пытаются наладить контакт, будь то взрослые или сверстники, он прячется, молчит. Происходит это в большинстве случаев из-за заниженной самооценки, они боятся сделать что-то не так.

Еще одной формой общения является демонстративность. Такой малыш выпячивает себя и свои достижения перед всеми, хвастается красивой игрушкой. Совершая хороший поступок, такой малыш думает только о демонстрации своих умений. С подобными детьми сверстники с неохотой общаются, однако это общение необходимо самому демонстратору.

Не обращать внимания на такое поведение ни в коем случае нельзя. Родители иногда не подозревают о последствиях, которые будут мешать малышу во взрослой жизни.

Существуют две формы общения ребенка со сверстниками: эмоционально практическую и ситуативно деловую. Эмоционально практический жанр коммуникаций чаще встречается в младшей дошкольной группе, проходит в реальной обстановке и подчиняется условиям нахождения в ней. Основные конфликты происходят из-за неумения делиться, ждать, терпеть.

Ситуативно деловая форма формируется в возрасте 4 лет и продолжается до первого класса. Здесь происходит формирование ролевых качеств. Ребята с удовольствием вживаются в роль, тем самым ведут общее дело.

Общение детей дошкольного возраста

Общение детей дошкольного возраста со сверстниками необходимо для гармоничного роста, укрепления своего я, формирования своей точки зрения. Когда дошкольник общается только со взрослыми, у него нет возможности самосовершенствоваться и познавать мир.

Развитие лидерских качеств, смелости, добродушности может происходить только на уровне партнерских взаимоотношений. Играя без взрослых, ребята могут выдумывать новые правила, появляется возможность проявить инициативу, поддерживают друг друга в той или иной ситуации.

Конечно, возрастные особенности взаимодействия детей играют большую роль, но роль родителей в конфликтной ситуации направить игру в правильное направление.

Каждый родитель, который заботится о будущем своего чада, оценивает поведение сына или дочери. Корректирует (при необходимости) и старается посеять сильные, волевые, гуманные, морально устойчивые качества человека. Нормальное общение в коллективе в будущем зависит от коммуникации дошкольников со сверстниками сейчас. Научите дошколят адекватно относится к окружающим своим примером.

Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html
  • https://alldoshkol.ru/obshhenie/obshhenie-doshkolnikov-so-sverstnikami
  • https://detiivzroslie.ru/vospitanie/obshhenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит