Деятельность педагога будет продуктивной, если он знает, а также применяет закономерности и принципы воспитания на практике. Преподаватель пользуется разными методиками обучения, ставя перед учащимися определенные задачи и цели. Однако воспитательная работа включает в себя ряд устойчивых и повторяющихся особенностей. Эти общепринятые нормы не меняются в зависимости от обстоятельств.
Основные закономерности и принципы воспитания
Методы, инструменты и содержание воспитательного процесса основаны на определенных законах.
Занимаясь с детьми, преподаватель должен учитывать их:
- индивидуальные потребности;
- активность;
- психическое состояние;
- физические возможности;
- интеллектуальные способности;
- взаимодействие с окружающей средой.
Закономерности и принципы воспитания строятся на совместных усилиях педагога, а также ученика. Учебный материал приспосабливается к каждому ребенку в отдельности. Без свободного выражения мыслей и чувств теряется качественное развитие воспитанника. Напряженная обстановка снижает трудоспособность школьника на 50-60%. В доброжелательной атмосфере шансы на успех, независимо от рода деятельности, увеличиваются почти в 10 раз.
Одним из главных принципов воспитания в педагогике служит обоюдное переживание полученной победы. На протяжении всего процесса обучения ученик должен чувствовать, что преподаватель заинтересован в его успехе.
Закономерности воспитания базируются на принципах, которыми руководствуются педагоги. Эти основы внедряются на всех этапах образовательной деятельности. Предложенные ниже методики применяются в равной степени и в полном объеме. Во избежание проблем в развитии ребенка важно использовать все перечисленные положения.
Классификация принципов воспитания
На формирование личности ребенка влияют общественность, семья, учебное заведение и трудовой коллектив. Поэтому воздействовать на детей необходимо через систему ценностей.
В этом учителю поможет комплекс:
- методов;
- средств;
- приемов;
- инструментов.
Психологи советуют применять все имеющиеся техники обучения. Если только использовать метод убеждения, полностью игнорируя право учителя на принуждение, дети вырастут замкнутыми и эгоистичными людьми. Вместе с тем важно руководствоваться главными принципами воспитательной деятельности.
Индивидуализация
В ходе образовательного процесса основной упор делается на качества учащегося. На каждом жизненном этапе у ребенка укореняются определенные ценности, ориентиры и предпочтения.
Поэтому педагог обязан постоянно изучать его:
- темперамент;
- привычки;
- взгляды;
- черты характера;
- образ мышления;
- отношение к учебе, труду;
- мотивы;
- интересы.
Такой анализ поможет преподавателю выбрать правильную тактику воспитания. Благодаря полученным сведениям он вовремя заметить и устранить возможные опасности на пути к достижению целей. Понимание возможностей и силы воли каждого воспитанника откроет путь к развитию творческих способностей ребенка.
Воспитатель должен побуждать детей проявлять инициативу как можно чаще. Только так школьники смогут стать самостоятельными и ответственными людьми.
Важная роль педагога
Личный пример преподавателя оказывает самое мощное воздействие на учащихся. На его плечах лежит организация активной деятельности детского коллектива, а также образовательного процесса в целом.
В обязанности учителя входит:
- продумывать порядок проведения занятий;
- устанавливать допустимые объемы материала;
- лимитировать сроки выполнения заданий;
- оказывать необходимую помощь ученикам;
- контролировать качество и количество проделанной работы;
- обеспечивать материальное или моральное вознаграждение.
По этой причине к педагогу предъявляются высокие требования. Его профессионализм проявится в умении грамотно использовать каждый из приведенных принципов.
Учителю недопустимо воспитывать в учащихся чувство преданности к нему, а также способствовать развитию предвзятого отношения к другим. Не стоит поощрять детей к угодничеству, подхалимству или лести.
Гуманизм
Преподаватель должен верить, что каждый его ученик способен достичь положительных результатов в учебе. На этой простой истине построены основные закономерности процесса воспитания. Все дети обладают определенными умениями и способностями. Цель каждого уважающего себя педагога максимально раскрыть имеющийся в них потенциал. Для этого ему необходимо сосредотачиваться на положительных сторонах личности воспитанников. Хвалить их за достижения или даже приложенные усилия.
Такие добрые слова:
- придадут школьникам уверенности в себе;
- укрепят отношения в коллективе;
- наладят дружескую связь между руководителем и подчиненными;
- создадут атмосферу сотрудничества в группе.
Не стоит забывать, что окружающая среда и социум оказывают мощное влияние на детей. Внешние условия часто навязывают ложную систему ценностей. Это приводит к внутренней борьбе в сознании ребенка. К тому же наставник должен помочь ученику всесторонне развиваться, чтобы потом самоопределиться в жизни.
Учитель обязан заботиться о социально-психологическом микроклимате школьного коллектива. Ему нужно умело сочетать потребности каждого учащегося с особенностями группы в целом.
К закономерностям и принципам воспитания также относится обязанность педагога научить воспитанников самостоятельно совершенствовать свою личность, качества и мастерство. В этом случае воспитатель передает ученику собственные навыки, умения и приемы обучения.
Фундаментальные принципывоспитания видео
Требования к принципам воспитания
Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:
- обязательность требует обязательного, полного воплощения принципов воспитания в практическую деятельность;
- комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса;
- равнозначность, среди принципов нет главных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.
Принципы воспитания. Персонификация
Последние исследования в психолого-педагогической области показали важное значение учета личностных характеристик и возможностей ребенка. Персонификация — это опора, прежде всего, на личностные качества: его ценностные ориентиры, направленность личности ребенка, жизненные планы, уже сложившиеся установки, преобладающие мотивы деятельности и поведения.
Принцип персонификации в воспитании требует от воспитателя:
- постоянного изучения и знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников;
- умения диагностировать и знание реального уровня сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
- постоянное привлечение каждого из воспитанников к посильной для него и постепенно усложняющейся по сложности воспитательной деятельности, которая обеспечивает прогресс в развитии личности;
- своевременного выявления и устранения причин, мешающих достижению цели, изменение тактики воспитания в зависимости от новых условий;
- максимальной опоры на собственную активность личности;
- сочетания воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания;
- развития самостоятельности, инициативы, самодеятельности воспитанников.
Комплексное осуществление данных требований позволяет уйти от упрощенности возрастного и индивидуального подходов, позволяет воспитателю учитывать глубинное развитие процессов. Среди индивидуальных особенностей, на которые следует опираться воспитателю, особенно выделяются восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.
Природосообразность
В развитии человека огромную роль играют наследственные факторы. Это является основополагающим принципом педагогики. Данный принцип называется принципом природосообразности. В общем виде он означает отношение к любому человеку как части природы, опору на его природные силы и создание условий для его развития, взятых из природы. Долгий период времени принцип природосообразности в педагогике был забыт. Современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему, добивается точного понимания возможностей учеников. Этот принцип позволяет устранить противоречие между одинаковыми обучающими программами, рассчитанными на равность всех учеников.
Культуросообразность
Принцип культуросообразности подразумевает учет в процессе воспитания и образования внешних условий, в которых находится человек, культуры общества. Состояние культуры общества выступает в качестве базы развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества предъявляет к системе образования соответствующие требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Следует учитывать возможность противоречия между принципом природосообразности и принципом культуросообразности. И в случае конфликта необходимо противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек, как носитель культурно-исторических ценностей, в процессе жизнедеятельности воспринимает, развивает эти ценности, стремится к созданию новых культурных реалий. Таким образом, человек — центр культуры, а сама культура является его творением.
Гуманизация
Гуманистическое воспитание ставит своей основной целью гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между всеми участниками педагогического процесса. В гуманизме развитие личности рассматривается как взаимосвязанные изменения в рациональной и эмоциональной сферах, которые характеризуют уровень гармонии самости и социумности. Достижение такой гармонии является основным направлением гуманистического воспитания.
Дифференциация
Дифференциация заключается в том, чтобы в воспитании учитывались возрастные и индивидуальные особенности человека.
- https://mind-control.ru/deti/zakonomernosti-i-principy-vospitaniya/
- https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/zakonomernosti_i_principy_vospitaniya/