Все дети рано или поздно сталкиваются с буллингом: либо в качестве жертвы, либо в качестве обидчика, либо в качестве свидетеля, причем как онлайн, так и в реальности. Все эти роли оказывают разрушающее влияние на личность ребенка. Как помочь детям в каждой из ситуаций буллинга рассказывают педагог Мелисса Ловенштейн и психотерапевт Дженнифер Фрид.
Статистика и типология
Если вы в своей жизни никогда не испытывали систематической травли или другого насилия со стороны человека, у которого больше власти или влияния, то вам может показаться, что буллинг это мелочь. Тем не менее, согласно доклада департамента образования США, один из четырех детей в возрасте от 12 до 18 лет был жертвой буллинга за последний школьный год. В Украине, согласноисследования, проведенного дляUNICEF, с буллингом сталкиваются 89% школьников.
Дети, ставшие жертвами буллинга больше подвержены тревожности и депрессии. Нам стоит перестать думать о буллинге в картинках из старых фильмов, вроде окунания человека головой в унитаз, это случается, но намного реже. Травля приняла новые формы, и страдают от нее, прежде всего, дети, которыесчитаются группой не такими. Часто буллинг в реальной жизни вырастает из кибербуллинга: злобные сообщения, угрозы, слив какой-то информации в сеть и последующий шантаж.Людям намного проще выражать свои негативные эмоции и обижать других, прячась за монитором. Недавнее исследование агентстваMcAfee показало, что случаи кибербуллинга утроились за последний год.
Суть проблемы
Буллинг это не просто злость и подлость. Это неосознанное агрессивное поведение, возникающее из-за реального или ощущаемого дисбаланса власти. Буллинг имеет тенденцию повторяться и оставляет жертву в состоянии страха и стресса. Похожий эффект буллинг оказывает и на тех, кто оказывается свидетелем происходящего. Если дети поссорились или даже обозвали кого-то, или один раз исключили кого-то из своей команды, то это не классифицируется как буллинг. Но если в детском коллективе формируется культура безнаказанного насилия, то это может создать у них ощущение дозволенности унижения других.
Последствия
Последствия могут быть самыми разрушительными. Мы все слышали о тех жертвах буллинга, которые совершили из-за этого самоубийство. Сейчас на экраны вышел новый телесериал 13 причин почему по книге Джея Эшера, где очень точно проиллюстрирована эта проблема. Жертвы буллинга могут прогуливать школу, перестать успевать в учебе, и этиперенесенные в детстве страдания несут вред и во взрослой жизни: намного чаще сверстников ставшие взрослыми жертвы буллинга чаще болеют и имеют психологические проблемы.
Если вы думаете, что ваш ребенок жертва буллинга
В идеале ребенок приходит и рассказывает вам о том, что его травят. Но если ребенок об этом не говорит, авы видите, что он стал грустным, расстроенным, боится чего-то, начните разговор сами. Скажите, что вы замечаете, что что-то не так, опишите детально, какие именно изменения в ребенке вы видите, но не давайте оценок. Никакого сарказма и поучений. Создайте для вашего ребенка безопасное пространство, где он может поделиться чем-то, что ему болит или за что ему стыдно. Задавайте открытые вопросы: Мне кажется, что ты какой-то грустный в последнее время. Что-то случилось, что расстроило тебя? или Ты не хочешь идти в школу в последнее время и даже пытаешься сказаться больным, чтобы остаться дома, когда ты совсем не болен. Если в школе что-то происходит, почему ты не хочешь туда идти, давай поговорим об этом.
Будьте терпеливы. Расскажите, как вы пережили жестокое отношение со стороны других. Если ребенок расскажет вам о случаях буллинга, которые повергают вас в шок или гнев, не спешите реагировать сломя голову. Проявляйте эмпатию, думайте, слушайте: Вот это был действительно стыдный момент!, Похоже, что твой друг в этом случае ведет себя совсем не по-дружески!. Можете добавить позитива и похвалы: А ты правильно повел себя! или Хорошо, что ты этим со мной поделился, отаком трудно говорить!. Дайте ребенку понять, что у него могут быть любые мысли, но убедите его в том, что никто не заслуживает быть жертвой буллинга. Никтои никогда. В момент, когда ребенок раскрывается, не бегите разбираться с родителями обидчика или с учителями. Для начала пусть ребенок выскажет свои чувства, постарайтесь подбодрить, успокоить его в ответ. Так ребенок будет знать, что может всегда вам все рассказать.
Если ваш ребенок обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то, во-первых, его необходимо остановить, во-вторых, создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
Вам нужно заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. Как этого добиться? Есть такой примирительный подход, когда работают со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком, свидетелями. И между ними должен произойти честный разговор, который нужно умело модерировать. Здесь нужен фасилитатор, который сначала поговорит с каждым по отдельности. Потом все собираются вместе, обидчик садится в центр круга он должен принять на себя ответственность за происшедшее. Обидчику также следует напомнить о его сильных сторонах и позитивных качествах. Затем ребенку нужно объяснить, что в случае честного намерения исправиться которое нужно представить в виде текста и дать подписать ребенку его не только простят, но дадут возможность исправить то, что он сделал. В школах эта процедура дает прекрасные результаты, и жертвы, и обидчики говорят об огромном испытанном облегчении, а процент рецидивов очень низок.
Дома в разговоре с ребенком пытайтесь применить этот примирительный принцип. Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
Как еще можно помочь
Если первый этап с родителями провален, ребенок, будь-то жертва или обидчик, не раскрылся, нужно искать хорошего терапевта. Ищите тех, кто практикует диалектическую поведенческую терапию или десенсибилизацию и переработку движением глаз эффективность этих двух методов доказана исследованиями. Пожалуйста, не забывайте, что многое зависит от культуры общения в вашей семье. Каждый человек у вас дома должен чувствовать себя свободным говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь, что на него накричат или станут ругать и поучать. Если в сложных разговорах дома случаются крики, постарайтесь вернуть полемику в цивилизованное русло и дать возможность каждому прокомментировать такое агрессивное поведение. Унижение и угрозы не должны стать привычной формой общения. Если члены семьи были неправы, они должны признать, что были неправы, попросить прощения и узнать у тех, кого обидели, как исправить содеянное, и исправлять.
Источник:goop.com
Фотоиз телесериалов13 Reasons Why и Big Little Lies
Что такое буллинг
Буллинг(от английского bullying запугивание, издевательство, травля) это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространении слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Кто участвует в буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 1011 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка это не касается, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин травма наблюдателя. Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.
Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?
Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди
- Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
- Нервный тик, энурез
- Печальный вид, беспокойство, тревожность
- Нарушенный сон, кошмары
- Длительное подавленное состояние
- Участившиеся простуды и другие заболевания
- Склонность к уединению, нежелание общаться
- Проблемы с аппетитом
- Излишняя уступчивость и осторожность.
<>
Школьный буллинг — что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: Что же ты не дал сдачи?!, Не будь тряпкой!, Сам виноват и так далее.
Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- Я тебе верю. Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- Мне жаль, что с тобой это случилось. Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- Это не твоя вина. Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- Хорошо, что ты мне об этом сказал. Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность. Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.
Что делать учителю
Проблема буллинга в школе и в классе отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в проект. Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная опция уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Причины буллинга
Причин буллинга в начальной школе много и среди них можно выделить:
- Педагог некорректно и неровно относится к детям в классе;
- Учитель поощряет ябед;
- Учитель не знает о проблеме буллинга или не разбирает детские ссоры и невинные конфликты;
- Еще одна немаловажная причина в нарушении социально-психологической системе учитель -ученик родитель
Оценивает одних учеников перед другими, вызывает этим зависть и затаенную обиду. Дети в силу возрастных особенностей и того, что у них отсутствует опыт эффективной коммуникации, могут компенсировать свои неприятные чувства жестоким обращением с любимчиками.
Такие ученики потенциальные жертвы буллинга. Например: учитель выходит из класса во время урока и просит кого-то из детей записать, кто плохо себя вел, пока он отсутствовал. Педагог делегирует свои полномочия ученику, который начинает шантажировать одноклассников, демонстрирует превосходство и значимость для учителя. Остальные дети затаивают обиду и могут негативно относиться к ябеде всю школьную жизнь.
Ученые давно заметили, что учитель начальных классов влияет на обучающихся иногда больше, чем родители. Родители слышат такую же, как у педагога, интонацию голоса, манеру говорить, ребенок копирует жесты учителя. Педагог сближает детей, они учатся сотрудничать, понимать друг друга. Ученики бессознательно присваивают стиль учителя. От того, каким был первый учитель, во многом зависит успешность обучающегося в будущем.
Учитель не знает о семейных проблемах обучающихся. Дети, которых отвергли родители, остаются в роли жертвы и среди одноклассников. Но могут, наоборот, выступать в роли агрессора, чтобы компенсировать проблемы и неприятности в семье.
Как должны реагировать родители детей, подвергающихся буллингу
Замечать возможные тревожные сигналы: ребенок расстроен после школы (или даже готов заплакать), у него отмечаются проблемы с желудком, головные боли по утрам, он плохо спит. Эти симптому могут свидетельствовать о наличии школьных страхов (перед плохими отметками, другими неудачами), но могут также свидетельствовать о том, что ребенок стал объектом буллинга.
Если родители заметили тревожные сигналы, они должны дать понять ребенку, что у них всегда есть время, чтобы поговорить с ним. В разговоре посвятить ребенку все свое внимание, быть открытым. Но никогда не принуждать ребенка к разговору.
Если ребенок доверился родителям для разговора, вести себя спокойно, сосредоточенно, не проявлять никакого раздражения или возбуждения (родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность это признаки слабости), об этом я рассказывала на страницах своего блога. Нужно показать ребенку, что вы его понимаете, утешить его, но не надо стараться выглядеть всезнайками и поучать ребенка, т.к. это только еще больше подорвет его и так пошатнувшиеся самооценку и доверие к себе.
Действовать незамедлительно: в присутствии ребенка позвонить учителю (классному руководителю) поговорить с ним или договориться о встрече. Родители должны дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение, чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы.
Некоторые дети чувствуют себя в новой среде неуверенно, некомфортно и небезопасно. Им предстоит не только получать знания и умения, но и научиться добрым и ровным отношениям, как с педагогами, так и с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и не обижая других.
Как ребенок должен реагировать на буллинг
Если ваш ребенок страдает от травли, важно научить его давать отпор, отстаивать свои границы, показывать, что мир может быть не только жестоким, но и дружелюбным. Дети в таком состоянии часто являются заложниками туннельного мышления, они не представляют, что проблему можно решить, и их жизнь может протекать как-то по-другому. Поэтому важно показывать ребенку, что в жизни есть много другого, что он важен не только для тех, кто его задирает, что он может быть полезен и любим другими людьми.
Родителям стоит с ребенком обсудить все возможные сценарии травли. Как правило они повторяются: это обзывания, повреждение вещей, угрозы и физическое насилие. Ребенок должен действовать неожиданно, чтобы сбить с толку нападающего.
На оскорбления нужно отвечать спокойно, без ругани: если ребенок заметил, что его вещи испортили, то следует сообщить учителю, но сделать это нужно при всех.
Если дошло до крайних мер физического насилия, то стоит бежать или громко кричать.
Заключение
В заключении хочется сказать, что ситуация травли в школе, как бы это прискорбно не звучало, явление частое, но его можно предугадать. Со стороны родителей необходимо быть более внимательным к ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, быть открытыми и доверительными.
Учите ребенка постоять за себя и других, не молчать, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.
- https://womo.ua/bulling-ot-a-do-ya-vse-chto-dolzhnyi-znat-roditeli/
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling
- https://doveriprover.ru/bulling-prichiny-profilaktika-i-chto-nuzhno-znat-roditelyam-chtob-obezopasit-svoyego-rebenka