Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

СОДЕРЖАНИЕ

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово кризис окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл перестройка, глобальное качественное изменение.

362.jpgЧто характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное.Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт.В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или Я сам. Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис Я сам это теперь кризис 2 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более плавающий момент наступления кризиса.

352-580x386.jpg В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

Следующий кризис 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

Следующий кризис подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой в подростковом кризисе, а папа в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в Маленьком принце, когда король издал законы: Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать. Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое горячо: Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно.

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает

371.jpgОбъяснение должно быть доступным по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит не тем местом. Ребенок слышит только тон.Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он всебольшеделаетсяот нас независимым. Давайте встречать это как данность и с радостью!

Читайте также:Кризис среднего возраста враг или друг?Подросток и религия

Существует ли кризис первого года?

Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу малых кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый детский жаргон). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям и в большинстве случаев удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Когда именно происходит кризис первого года?

Считается, что начало кризиса первого года может поджидать ребенка уже в девять месяцев. Примерно к полутора годам (плюс-минус) он затихнет и наступит непродолжительный стабильный период развития. Завершится он новым кризисным витком в районе второго дня рождения малыша.

5bcedba6e709d_0x0.png

У всех детей бывает кризис первого года?

В общем-то, да, у всех. Проявляться он может по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в маме (в этот момент вы можете заметить, что он просто не желает слезать с рук, вечно канючит и просит любви и ласки), но при этом хочет активно познавать и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. В это время противоречивость поведения один из основных принципов существования дитя, который вчера был миленьким младенчиком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.

Каковы основные признаки первого кризиса?

Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок. Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно. И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так). Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.

5bcedbd9786cb_0x0.png

Что делать?

Во-первых, понять, что этот этап неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому. Именно сейчас ему важно понять, что он не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления.

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово нельзя сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.

Как понять слово Кризис

Это конъюнктура изменений в любом аспекте организованной, но нестабильной системы, особенно это касается кризиса структуры.

Критические изменения, хотя и предсказуемые, всегда имеют некоторую степень неопределенности в отношении их обратимости или степени глубины, в противном случае они были бы просто автоматическими реакциями, как физико-химические.

Читайте также: Что такоеВаучер, МРОТ, Сублимация

Кризисы могут обозначать травмирующее изменение жизни и здоровья человека или нестабильную и опасную социальную ситуацию в политике, экономике, войне и т.д.

Это также может быть определение крупномасштабного экологического события, особенно связанного с резкими изменениями. В менее конкретном плане кризисами называются чрезвычайные ситуации или трудные времена.

Каким бывает кризис

Человек может столкнуться с несколькими их видами. Один из наиболее распространенных это кризис здоровья, который возникает, когда в ходе болезни происходят серьезные изменения.

Например, нервный срыв, когда субъект теряет контроль над своими эмоциями. Обычно это происходит в стрессовой ситуации: У матери жертвы случился нервный срыв, когда она услышала трагическую новость.

cryz-ch-3.jpg

Другой момент сложной ситуации для человека обычно возникает, когда он достигает определенного возраста. Люди говорят о кризисе в 40 лет, и имеют в виду трудность противостояния изменениям, характерным для каждого этапа жизни.

cryz-ch-4.jpg

В то время как многие люди стареют, не обращая внимания на эти вопросы и не наслаждаясь своей повседневной жизнью, тело и разум претерпевают прогрессивные и необратимые изменения.

С психологической точки зрения, кризисы настолько распространены, насколько они необходимы для развития человека, и они не всегда негативны или настолько очевидны.

Любое препятствие, которое представляется в жизни, каким бы малым и незначительным оно ни казалось на первый взгляд, представляет собой вызов, который, если он будет решен и преодолен, приведет к новому этапу в спирали роста.

cryz-ch-2.jpg

Социальные кризисы, которые выходят за рамки человека, возникают в результате процесса изменений, угрожающих структуре. Такие изменения порождают неопределенность, поскольку их последствия невозможно определить. Когда изменения глубокие и ведут к чему-то новому, можно говорить о революции.

Экономический кризис это момент, когда в экономике появляются негативные показатели, спад активности, высокий уровень безработицы и рост бедности

Наконец, политический кризис это конфликтная ситуация, угрожающая преемственности правительства: Отставка трех министров привела к большому политическому кризису в Аргентине.

В экономике

Это фаза экономического цикла, в которой наблюдается период дефицита производства, сбыта и потребления товаров и услуг.

Фаза характеризуется негативными последствиями, при этом рецессия это нисходящее циклическое движение, спад падение ниже минимального уровня предыдущего цикла, а депрессия экстремальный случай в силу своей продолжительности или последствий, порождаемых циклической нестабильностью.

Статья по теме:Как выбрать самую высокооплачиваемую профессию

Традиционно типология или классификация кризисов производится в соответствии с их основной причиной или сектором, который их вызывает:

  1. Сельскохозяйственные проблемы, которые в доиндустриальных обществах связаны в основном с циклами неурожая (вызванными главным образом экологическими факторами), а в индустриальных обществах с рыночным сельским хозяйством с нарушениями рынка (особенно уязвимыми являются области монокультуры плантационное земледелие).
  2. Промышленный (особенно чувствителен к экономическому циклу индустриального капитализма, начиная с 19 века).
  3. Кризисы снабжения, которые могут возникать в результате сбоев в работе, стихийного бедствия, политического кризиса (закрытие границы) или социальной проблемы (транспортная забастовка).
  4. Кризис предложения вызван отсутствием товара, в результате чего цена на него растет непропорционально.
  5. Кризис спроса.

Феномен глобализации означает, что крупные транснациональные корпорации действуют в планетарном масштабе, умножая свою мощь, но в то же время повышая свою уязвимость.

В культуре

Кризис в культуре наступает, когда общественная жизнь резко меняется. Происходит разрыв актуальной культуры со всеми институтами и структурами. Меняется мораль, отношение к определенным общественным проблемам.

cryz-ch-5.jpg

Это понятие очень многогранное, чтобы его понять, лучше всего взглянуть на историю XX века, когда изменения в культуре переворачивали с ног на голову целые страны.

Цели людей стали разительно отличаться от целей предыдущего поколения. На культуре сказывается столкновение нравственных идеалов с реальной жизнью. Пропадает энергия культурных ценностей, общество чувствует духовный голод и ищет что-то новое.

В психологии

Это поведенческая, эмоциональная, познавательная и биологическая реакция человека на определенное событие.

Проблема возникает, когда человек сталкивается с препятствием на пути к достижению своих целей или жизненных ожиданий.

В подобных условиях способность дать эффективный и скорректированный ответ на проблему временно теряется из-за того, что обычные механизмы решения терпят неудачу.

cryz-ch-6.jpg

Жизнь можно определить, как длительный процесс изменений (малых и больших, физических, социальных и психологических), который начинается с выхода плода из чрева матери и заканчивается смертью.

Жизнь это движение вперед и назад, страдание и наслаждение; желание перейти от меньшего к большему, что иногда сопровождается страданиями.

Это происходит либо в результате естественного развития субъекта (подростковый возраст, сорокалетие и т.д.), либо в результате внешних или внутренних событий (разрывы, потери, болезни и т.д.).

Более того без минимума напряженности невозможно жить. Это была бы плоская жизнь, без потрясений, но и без возможности психологического роста. Это как соль: избыток вреден, но ее полное отсутствие лишает людей удовольствия от еды.

cryz-ch-7.jpg

Кризис это искра, спорное событие, которое инициирует разрушение и последующее восстановление индивидуальности.

Каждая из жизней усеяна моментами проблем, конфликтов и изменений. Пожилые люди всегда рассказывают о своей жизни в связи с сильными событиями (напряжением и проблемами), от которых они пострадали.

Кризис (будь то политический, религиозный или психологический) можно определить по-разному, но есть слово, которое синтезирует все значения: дисбаланс между до и после.

Каждая сложная ситуация имеет одну и ту же последовательность: конфликт, беспорядок и адаптация (или дезадаптация).

Конфликт подразумевает напряженность между различными аспектами, но он также несет в себе семена перемен. Боль и страдания необходимы для того, чтобы выйти на третий этап адаптация.

Поэтому причиной кризиса является не конфликт, а ответная реакция субъекта. То есть проблема не в проблеме, а в том, как на нее реагируют.

По этой причине понятно, что из-за одного и того же события (смерть, разлука, болезнь) один человек может пережить сложную ситуацию, а другой нет.

Почему меняется поведение

0079445c6a24609d3dd5316fd4a497e656d.jpeg

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Как вести себя родителям

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

При отсутствии доверительных отношенийребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали нет, оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй! Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.), А что это там за окном ворона делает? подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Дошкольный возраст (от 3-7 лет).

Кризис 7 лет.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 67 лет называют возрастом вытягивания (ребенок быстро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Как мы отмечали выше, ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 — 7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 67-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению взрослых обязанностей. Он может пространно, по-взрослому рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его логическая аргументация имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом Я не маленький.

Одновременно с симптомами странного поведения и трудновоспитуемости возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 67 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или логика чувств.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно, и задача как себя вести вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

Одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6 — 7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рядом с маленьким ребенком всегда должен быть добрый, заботливый, любящий взрослый. Который поможет малышу научиться жить в этом мире, справляться с трудностями, говорить о своих чувствах, переживаниях, успехах.

Литература.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. 1996.
  2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Материал подготовила Руденко Лариса Геннадьевна,

педагог-психолог ЦДиК Диалог

Источники:

  • https://www.pravmir.ru/krizisy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-doshkolnika/
  • https://n-e-n.ru/firstcrisis/
  • https://SEOslim.ru/voprosy-i-otvety/chto-takoe-krizis.html
  • https://www.baby.ru/wiki/kak-proavlaetsa-krizis-5-let-u-rebenka-i-cto-pri-etom-delat-roditelam/
  • https://ramdialog.edumsko.ru/activity/specialist/psychologist/post/463104

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит