Что такое блокада Ленинграда: для детей

СОДЕРЖАНИЕ

В истории нашего города есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

От нас с Вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители — ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: Вставай, страна огромная! И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Наш город оказался в блокадном кольце.

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду Наступила зимаНастали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900Это почти 2,5 года .

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего — только вода.Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами. Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? -ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской. Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала Дорогой жизни А почему она так называлась? К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовиказвучит песня Ладога

В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил. Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Блокада Ленинграда это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?CHto-takoe-blokada-Leningrada-dlya-detej-1.jpg

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дорога Жизни

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, герой .Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.Blokadnyj-Lenngrad-vydacha-hleba.jpg

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.CHto-takoe-blokada-Leningrada-1.jpg

У каждого блокадника своя трагическая история. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была Савичевы все умерли. Осталась одна Таня. Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали. В 1945 году она вернулась в Ленинград.

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.CHto-takoe-blokada-Leningrada-detyam.jpg

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.Blokadnij-Lenngrad.jpg

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Учащиеся среднего возраста имеют уже небольшой социальный опыт и определенный багаж накопленных знаний. Они уже готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда. Рекомендации к построению беседы в том, чтобы большее внимание уделить литературным произведениям, документальным свидетельствам. Обсуждение стратегий выживания людей. Темы сопереживания, сочувствия, милосердия являются приоритетными. Вызвать интерес к дальнейшему изучению.

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

  • Как вообще стало возможным допустить блокаду такого города, как Ленинград.
  • Каковы были варианты развития событий.

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Нельзя только оперировать статистическими данными о количестве сброшенных на город бомб и разрушенных домах. Абстрактные цифры не вызовут такого эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники. Опираться нужно только на факты, избегая обобщений. Участники блокады были живыми людьми, перед которыми стоял и моральный выбор, и каждый делал его сам. Не нужно навязывать детям своих эмоций, они должны испытывать свои собственные.

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Дошкольникам и младшим школьникам

  • Лист фикуса. Автор блокадница В.Н.Семенцова. Как многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
  • Вот как это было. Автор Юрий Герман.
  • Кукла. Автор Г.Черкашин.Kukla-.-Avtor-G.CHerkashin.jpg

Средним школьникам

  • 900 дней мужества. В.Воскобойников.
  • Оружие для победы. В.Воскобойников.Oruzhie-dlya-pobedy-.-V.Voskobojnikov..jpg
  • Василий Васильевич. В.Воскобойников.

Старшеклассникам

  • Седьмая симфония. Автор Т.Цинберг.Sedmaya-simfoniya-.-Avtor-T.TSinberg.-e1553676963695.jpg
  • Мальчишки в сорок первом. Автор В. Дубровин.

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю под себя. Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя проходить, их нужно учить.

О блокаде Ленинграда детям

Савичевы

-савичева.jpgВ одном прекрасном городе, Ленинграде, жила счастливая девочка Таня. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Таня была самым младшим из пяти (ещё трое умерли до рождения Тани от скарлатины) и самым любимым ребёнком в семье Савичевых. Папа, Николай Родионович, был пекарем (в царское время владел пекарней, кондитерской и даже кинотеатром), а мама, Мария Игнатьевна, работала портнихой в швейной Артели имени 1 Мая и считалась одной из лучшей вышивальщиц.

Конечно, мама шила красивую, модную одежду и для своих детей. А дом украшали и создавали уют затейливые салфеточки, элегантные шторы, нарядные скатерти. Даже после смерти отца Тани, одних маминых доходов хватало на то, чтобы поднимать пятерых детей.

Все в семье Савичевых были музыкально одарены, особенно брат Леонид, поэтому в доме Савичевых было много инструментов и постоянно проходили самодеятельные весёлые концерты. Леонид с Михаилом играли, мама с Таней пели, остальные держались припевкой. Это была дружная, творческая, увлечённая семья.

В мае 1941-го Таня окончила третий класс, и лето Савичевы собиралась провести на Чудском озере, у себя на родине, в селе Дворищи. Начало войны изменило не только планы, но и всю жизнь некогда счастливой семьи. В этот день бабушке Евдокии Андреевне исполнилось семьдесят четыре года, семья хотела уехать после празднования её Дня рождения.

Все, кроме брата Михаила (он уехал 21-го июня), остались в Ленинграде и решили помогать Армии. Мужчины отправились в военкомат. Однако Леониду отказали по причине плохого зрения, а дяди Василий и Алексей не подошли по возрасту. В армии оказался только Михаил. После взятия немцами Пскова, в июле 1941 года, он стал партизаном в тылу врага. Родные же считали его погибшим, так как у него было возможности передать им от себя весточку.

Сестра Нина отправилась рыть окопы в Рыбацком, Колпино, Шушарах (рядом с Ленинградом), после чего начала дежурить на вышке поста воздушного наблюдения. Женя тайком от бабушки и мамы стала сдавать кровь для спасения раненых бойцов и командиров. Леонид в две смены работал на Адмиралтейском заводе. Мария Игнатьевна была отправлена на производство военного обмундирования. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым освобождать подвалы от мусора, тушить зажигалки, рыть траншеи.

Блокада Ленинграда 900 дней ада

Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как он хотел, у Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград задушить голодом и сравнять с лицом земли. Кольцо блокады сжалось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну.

***Блокада это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили.

Неприятель ждёт, что сломленный голодом и другими бедами народ сдастся в плен или его останется так мало, что враг беспрепятственно войдёт в город, таким образом его захватив.

.jpgБыло подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. По радиосети людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

В осаждённом городе на тот момент оставалось около трёх миллионов жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.

-ленинграда-детям.jpg

Голод

С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба.

У граждан, которые во время блокады находились в больницах, из талонов вырезали пайки на этот период. Этот же порядок распространялся на детей, которые находились в детских домах и учреждениях дошкольного образования. Практически во всех школах были отменены занятия. Однако их всё равно старались проводить. В основном это происходило в бомбоубежищах. В одной из найденных школьной тетрадидетской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища.

Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше 125 грамм. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром.

***Для сравнения возьмите в руки два яйца (не мелких). Так вот, они весят примерно 125 граммов.

При этом нужно понимать, что под хлебом в этом случае понимался небольшой кусок клейкой массы, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой.

К тому же, за этим маленьким кусочком надо было ещё отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети.

Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

-блокады.jpg

Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая, отказывались в мирное время.

В период зимы 1941 1942 годов и ростом смертности от истощения, с каждым днем стало возрастать число детей, потерявших родителей. Матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения.

Дети в блокаду

Дети в дни блокады были практически безнадзорными. Родители, старшие братья и сёстры практически сутками работали на заводах и фабриках, многие из них умирали, умирали и другие родственники. Не редко это происходило на глазах у детей. Зачастую, если позволяли силы и возраст, детям приходилось самим хоронить своих близких. Многие ребята помогали взрослым, никто не хотел оставаться в стороне.

Александр Фадеев в путевых заметках В дни блокады писал: Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. Зажигалку, которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Юные ленинградцы вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки.Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

С весны и до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

Холод

В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы или Фонтанки. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям.

-ленинграда.jpg

В книге Воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано:

Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.

Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день.

.jpgТопливо не поставляли. Для обогрева квартир люди, которые смогли найти металл, и было кому из его мастерить, использовали самодельные печки, называемые буржуйками. Дров не было, поэтому жгли мебель, книги, паркет. Возможно, эти печи были названы так именно потому, что были не всем доступны.

Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить её объем.

И только весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. Значит, оживают наши ребятишки.

Дорога Жизни

Настоящим пульсом блокадного города была Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

-про-блокаду.jpg

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

Дорогой жизни производилась и эвакуация жителей.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня

-блокаде-ленинграда-детям.jpg

Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило умерла прямо на заводе. Вероятно, чтобы не забыть дату смерти Жени, Таня решила её записать и взяла записную книжку Нины. На странице под буквой Ж она написала:

Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.

Скоро умерла бабушка. Ей был поставлен диагноз: третья степень алиментарной дистрофии. При таком состоянии требовалась срочная госпитализация, но Евдокия отказалась, ссылаясь на то, что ленинградские больницы и без того переполнены. В книжке Нины на странице с буквой Б Таня написала:

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

28 февраля 1942 года не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Тогда то, когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре,ту самую маленькую записную книжку Нины, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала даты смерти своих родных, умерших от голода.

Они не знали тогда, что Нина вместе со всем предприятием, где она работала, была спешно эвакуирована через Ладожское озеро на Большую Землю. Письма в осаждённый Ленинград почти не ходили, и Нина, как и Михаил, не могла передать родным никакой весточки. В дневник сестру и брата Таня так и не записала, возможно, надеясь, что те живы.

Леонид, работая на Адмиралтейском заводе днём и ночью, редко приходил домой, хотя завод был недалеко от дома на противоположном берегу Невы. Как и Жене, ему зачастую приходилось ночевать на предприятии, работали по две смены подряд.

В Истории Адмиралтейского завода есть такие строки: Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер. Ему было всего 24 года. На букве Л Таня, объединив слова часов и утра в одно, написала:

Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г.

3 апреля в 56 лет умер Василий. Таня на букве Д сделала соответствующую запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой:

Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.

Незадолго до смерти Алексею Савичеву был поставлен тот же диагноз, что и Евдокии третья степень алиментарной дистрофии, и при этом настолько запущенная, что его не могла спасти даже госпитализация. Страница на букву Л уже была занята записью про Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. По неизвестным причинам слово умер Таня почему-то пропустила:

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

Марии Савичевой не стало утром 13 мая. На листке под буквой М Таня сделала соответствующую запись и слово умерла тоже почему-то пропустила:

Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.

Очевидно, со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина живы, потому что на букве С У и О она написала:

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня.

Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне Нижегородская) область, в поселок Шатки.

Жители откармливали и согревали сирот. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года, в возрасте 14 лет, Таня Савичева скончалась в больнице от неизлечимой болезни прогрессирующей дистрофии. Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48, куда она попала после смерти матери.

Прорыв

Вражеское кольцо стало возможным прорвать 18 января 1943 г. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. В этот день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 811 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.

После прорыва осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась. Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Но лишь год спустя, 27 января 1944 года наступил он, самый, наверное, памятный день для сегодняшних петербуржцев день снятия блокады Ленинграда. Операция под названием Январский гром отбросила неприятеля на много километров от границы города.

Статистика и факты

900 (а точнее 871) дней и ночей длилась страшная блокада. Согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибло более 700 тысяч ленинградцев, а общее количество погибших за эти годы по последним данным составило более миллиона человек. Следует отметить, что только 3-4 процента из них погибло от бомбёжек, в основном люди умирали от голода и холода.

За период блокады из города были эвакуированы 1,5 миллионов человек. На 1 мая 1943 года население города составляло 640 тысяч человек.

Сила духа

Только подумайте! Во время осады ни на день не прекращался выпуск военной продукции на заводах. Работали все мужчины, женщины, старики, подростки, дети в полуобморочном от голода состоянии. Не становились помехой и постоянные бомбежки Кировского завода. Если в сентябре-октябре воздушная тревога, во время которой все покидали рабочие места и прятались в убежищах, объявлялась при любом количестве вражеских самолетов, то вскоре было решено не оставлять работу при налете 1-2 авиаторов. Родина нуждалась в оружии, все это прекрасно понимали

Кроме того, восажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. А в 1942 году, не смотря ни на что, провели новогодние школьные ёлки.В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получили небольшую порцию супа, каши роскошная еда по тому времени. А еще в городполучилось привезти мандарины, их раздавали детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его, прижимая под одеждой, уносили домой маме, младшим братьям и сестрёнкам.

Вот это сила духа!

-блокаде-детям1.jpg

27 января официально является Днём воинской славы России День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Детям блокадного Ленинграда

За свой недолгий путь земнойУзнал малыш из ЛенинградаРазрывы бомб, сирены войИ слово страшное БЛОКАДА.

Его застывшая слезаВ промёрзшем сумраке квартиры Та боль, что высказать нельзяВ последний миг прощанья с миром

***Твоя душа взметнулась в небо,Голодное покинув тело.А мать несла краюшку хлебаТебе, сынок Да не успела

***Спит малыш, обняв игрушку Длинноухого щенка.В мягком облаке подушкеСны спустились свысока.

Не буди его, не надо, Пусть продлится счастья миг.О войне и о блокадеОн узнает не из книг

Спит ребёнок. Над НевоюПтицы белые кружат:В путь далёкий за собоюСобирают журавлят

(Елена Коковкина)

Поделитесь пожалуйста этой статьёй со своими друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей. Пусть и они расскажут о блокаде Ленинграда детям. Будем помнить!

Мира всем нам, храни Господи!

С теплом и любовью, Юлия Халова.

Самая суровая зима

Самое тяжелое время за все время осады первая зима. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 C. Морозы стояли затяжные, воздух оставался холодным подряд в течении многих дней. Также из-за природной аномалии в городе практически в течении всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня

9a00ebaa1272db5cac5b7f3b5f2ab617.jpg

Никто до сих пор не может поверить, что наш народ продержался столько времени, и это с учетом того, что к этому никто не был готов, так как в начале блокады не было достаточного количества еды и топлива, чтобы нормально продержаться. Многие не пережили голода и холода, но Ленинград не поддался. И через 872 он был полностью освобожден от фашистов. За это время погибло 630 тысяч ленинградцев.

Метроном биение сердце города

Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власти установили 1500 громкоговорителей. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки.

Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. Радио работало в круглосуточном режиме. По распоряжению руководства осажденного города жителям было запрещено отключать радио. Оно было главным источником информации. Когда дикторы прекращали трансляцию передача, метроном продолжал свой отсчет. Этот стук назвали биением сердца города.

Полтора миллиона эвакуированных жителей

За все время блокады было эвакуировано в тыл почти 1,5 миллиона людей. Это составляет около половины численности населения Ленинграда. Было проведено три крупных волны эвакуации. Примерно 400 тыс. детей вывезли в тыл за первый этап эвакуации до начала осады, однако многие потом вынуждены были вернуться назад, так как фашисты оккупировали эти места Ленинградской области, где они укрывались. После замыкания кольца блокады эвакуация продолжалась через Ладожское озеро.

Кто осаждал город

Кроме непосредственно немецких частей и войск Гитлера, осуществлявших главные действия против советских войск, на стороне фашистов воевали и другие воинские формирования из других стран. С северной стороны город блокировался войсками Финляндии. Также на фронте присутствовали итальянские формирования.

Screenshot_28.jpg

Они обслуживали торпедные катера, действовавшие против наших войск на Ладожском озере. Однако, особой эффективность итальянские моряки не отличались. Кроме того, воевала на этом направлении и Голубая дивизия , сформированная из испанских фалангистов. Испания официально не воевала с Советским Союзом, и на фронте с ее стороны были только добровольческие части.

Коты, спасшие город от грызунов

Практически все домашние животные были съедены жителя осажденного Ленинграда уже в первую блокадную зимы. Из-за отсутствия кошек страшно расплодились крысы. Под угрозой оказались запасы продовольствия. Тогда было решено завести котов из других регионов страны. В 1943 году четыре вагона прибыли из Ярославля. Они были заполнены кошками дымчатой окраски именно их считают лучшими крысоловами. Кошек раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены.

125 граммов хлеба

Именно такой минимальный паек получали дети, служащие и иждивенцы в самый сложный период осады. На доля рабочих приходилось 250 граммов хлеба, по 300 грамм выдавали участникам пожарных бригад, тушивших пожары и бомбы-зажилагки, учащимся училищ. 500 грамм получали бойцы на переднем края обороны.

Screenshot_32.jpg

Блокадный хлеб состоял в значительной степени из жмыха, солода, отрубей, ржаной и овсяной муки. Он был очень темного, почти черного цвета и сильно горчил. Его питательный свойств не хватало любому взрослому человеку. Люди не могли долго продержаться на таком рационе и массово умирали от истощения.

Потери во время блокады

Точных данных о погибших нет, однако, считается, что погибло не менее 630 тыс. человек. По некоторым оценкам число погибших доходит до 1,5 миллионов. Наибольшие потери пришлись на первую блокадную зиму. Только за этот промежуток времени от голода, болезней и других причин умерло более четверти миллиона человек. По статистики, женщины оказались выносливее мужчин. Доля мужского населения в общем числе погибших 67%, а женщин 37%.

Screenshot_27.jpg

Трубопровод под водой

Известно что, для обеспечения снабжения города горючим по дну озера был проложен стальной трубопровод . В сложнейших условиях, при постоянных обстрелах и бомбежках всего за полтора месяца на глубине в 13 метров были смонтированы более 20 км труб, по которым затем стали перекачиваться нефтепродукты для снабжения горючим города и защищавших его войск.

Седьмая симфонияШостаковича

Прославленная Ленинградская симфония, первые прозвучала, вопреки расхожему мнению, не в осадном городе, а в Куйбышеве, где проживал в эвакуации Шостакович в марте 1942г… В самом Ленинграде жители смогли услышать ее в августе. Филармония была заполнена людьми. Одновременно музыку транслировали по радио и громкоговорителям, чтобы ее могли услышать все. Симфонию могли слышать как наши войска, так и фашисты, осаждавшие город.

Проблема с табаком

Кроме проблем с нехваткой продовольствия, была острая нехватка табака и махорки. При производстве в табак для объема стали добавлять самые разные наполнители хмель, табачную пыль. Но даже это не могло полностью решить проблему. Было решено использовать для этих целей листья клена они лучше всего подходили для этого. Сбором опавших листьев занимались школьники, которые собрали их более 80 тонн. Это помогло сделать необходимые запасы эрзац-табака.

Зоопарк пережил блокаду Ленинграда

Это было тяжелое время. Ленинградцы умирали буквально от голода и холода, помощи было ждать не откуда. Люди не могли позаботиться толком даже о себе и естественно, им было не до животных, которые в это время ждали своей участи в Ленинградском зоопарке.

Screenshot_30.jpg

Но даже в это нелегкое время нашлись люди, которые смогли спасти несчастных животных и не дать им умереть. На улице то и дело взрывались снаряды, водобровод и электричество были отключены, животных нечем было кормить и поить. Сотрудники зоосада в срочном порядке занялись перевозкой животных. Часть из них перевезли в Казань, а часть на территорию Белоруссии.

Screenshot_29.jpg

Естественно, далеко не всех животных удалось спасти, а некоторых хищников пришлось застрелить собственноручно, так как если бы они высвободились бы каким-нибудь образом из клеток, то стали бы представлять угрозу для жителей. Но тем не менее, этот подвиг никогда не будет забыт.

Обязательно посмотрите это документальное видео. После его просмотра вы не останитесь равнодушными.

Позор с песней

Довольно популярная видеоблогер Милена Чижова записывала песню про сюси-пуси и свои подростковые отношения и зачем-то вставила строчку Между нами блокада Ленинграда. Этот акт настолько возмутил пользователей интернета, что они незамедлительно начали ставить дизлайки блогерше.

После того, как она поняла, какую глупость совершила, она немедленно удалила ролик ото всюду. Но тем не менее первоначальная версия все равно гуляет по сети, и вы можете послушать ее отрывок.

На сегодня это все интересные факты о блокаде Ленинграда для детей и не только. Мы постарались рассказать о них кратко, но это не так просто. Конечно же их намного больше, ведь данный период оставил важный исторических след на нашей страны. Подвиг героев не будет забыт никогда.

Screenshot_31.jpg

Ждем вас снова на нашем портале.

Источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/02/21/detyam-o-blokade-leningrada
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/chto-takoe-blokada-leningrada-dlya-detej.html
  • https://www.colta.ru/articles/specials/8849-kak-rasskazat-o-blokade-leningrada
  • http://eliseyka.ru/o-blokade-leningrada-detyam/
  • http://webfacts.ru/interesnye-facty/istoriya/interesnye-fakty-o-blokade-leningrada-dlya-detej-i-vzroslyx-kratko.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит