Что такое рифма и как рифмовать слова?

СОДЕРЖАНИЕ

Рифма это пара созвучных друг другу слов (или даже сочетаний слов с другими частями речи), которые обычно располагают в конце каждой строки стихотворения. Всего в литературной теории выделяют три основных вида рифмы:

  1. Парная (смежная) рифмовка тип, где рифмуются попарно первая-вторая, а затем третья-четвертая строки (записывается так: aabb). Это самый очевидный способ рифмовать слова, которым часто пользуются начинающие и те, кто не разбирается в литературе. Тем не менее, парная рифмовка используется практически во всех стихотворных жанрах; ей написано множество известных поэтических произведений.
  2. Перекрестная рифмовка схема рифмовки, где попарно рифмуются первая-третья, а также вторая-четвертая строки (abab). К этому же типу относится и редкая сквозная рифма такая, где все четыре строки четверостишия рифмуются друг с другом (aaaa).
  3. Кольцевая (опоясывающая) рифмовка наименее очевидный способ того, как можно рифмовать слова, основанный на рифме первой-четвертой, а также второй-третьей строки (abba).

Эти три типа установлены традиционными правилами стихосложения, однако для большинства стихов авторы используют сплетенную рифмовку сочетание нескольких из вышеперечисленных типов.

С помощью следующего проекта вы изучите, как формируется рифма и на практике придумаете несколько рифм.

Проект: Рифмовать просто

Составлять стихи и подбирать красивые и сложные рифмы не самое простое занятие, но на начальном уровне рифмовать может любой. Цель этого проекта изучение рифмы и того, как разные люди справляются с заданиями на рифмовку слов разной сложности. Вы сможете создать собственный список слов и исследовать то, как участники справляются с подбором рифм к словам разной сложности за ограниченное время. Выполнение такого проекта не потребует от вас больших усилий или долгой подготовки, а только небольшого предварительного исследования литературоведческой теории по теме и умения быстро конспектировать все ответы участника. Чтобы собрать первую группу из 8 добровольцев, вы можете пригласить в нее своих друзей и родственников (также будет полезно найти себе ассистента). Успешность в таком задании может зависеть от как от возраста или образования, так и от словарного запаса или интуитивного чувства рифмы. Все эти факторы вы сможете исследовать в следующем проекте.

Что нам понадобится:

  • несколько участников;
  • список из 8 слов, для которых нужно будет подобрать рифмы;
  • письменные принадлежности (по одному листку бумаги на каждого участника, несколько ручек или карандашей);
  • секундомер.

Ход эксперимента:

  1. Самостоятельно или вместе с кем-то из тех, кто не будет участвовать в исследовании при помощи мозгового штурма придумайте список существительных, который вы предложите добровольцам. Всего стоит заготовить чуть меньше десятка слов. Попробуйте сделать так, чтобы какие-то из рифм были очевидными, а какие-то, наоборот, было сложно найти. Цель вашего эксперимента будет заключаться в том, чтобы выяснить насколько вы были правы. Если вам не удается полностью придумать весь список самостоятельно, попробуйте найти условия аналогичных экспериментов в Интернете или использовать для вдохновения работы признанных поэтов (лучше брать пары слов из разных произведений, написанных разными авторами, и следить за тем, чтобы среди них не было слишком известных стихотворений).
  2. Можно приступать к основной части эксперимента. Соберите всех участников, найдите для всех подходящее место, затем объясните правила: каждый человек будет в одиночку заходить в комнату и выполнять устное задание.
  3. Сформулируйте гипотезу. Как вы думаете, что произойдет? Все ли участники смогут справиться с заданием? Сколько в среднем времени это займет? Какие рифмы окажутся более очевидными, а какие затруднительными? Кому из добровольцев задание дастся легче, а кому сложнее? Чем все это может быть обоснованно? Постарайтесь запомнить свои предположения до начала работы.
  4. Начните приглашать людей в комнату. Если кто-то не знаком с рифмой объясните им что это такое, приведите несколько примеров и дайте начальную информацию по теме. Поясните, что в тесте есть ограничение по времени. Ответьте на все возникшие вопросы.
  5. Заготовьте бланки, в которые будете вписывать ответы участников. Вверху каждого бланка напишите имя, а внизу каждое из слов, которое вы будете ему предлагать вместе с пространством, в которое можно будет вписать ответы. Подготовьте несколько запасных бланков на случай если что-то пойдет не так. Удостоверьтесь, что все ваши письменные принадлежности работают, положите рядом несколько запасных. Приготовьтесь очень быстро записывать слова на слух.
  6. Пусть вы или ваш ассистент включит таймер на 30 секунд. В то же время вы должны назвать участнику первое, самое простое слово и попросить его подобрать как можно больше рифм к нему. Остановите его по истечении отведенного времени.
  7. Повторите процесс для всех оставшихся слов, постепенно увеличивая их сложность.
  8. Повторите процесс со всеми оставшимися участниками.
  9. Подсчитайте количество рифм к каждому слову у каждого участника. Сравните результаты с предположениями, высказанными до начал работы. Сделайте выводы.

Вывод:

Успехи в рифмовке слов в целом зависят от человека, его словарного запаса и общей начитанности, однако можно проследить и общие тенденции. Помимо глаголов и прилагательных, не исследовавшихся в этом проекте (из-за особенностей морфемики они рифмуются слишком просто), лучше всего обычно рифмуют простые сочетания согласных звуков с гласными а, о и у, чуть хуже с гласными и, ы и е.

Заключение

С помощью серии подобных экспериментов вы сможете вычислить тенденции людей в рифмовке. В большинстве случаев проще всего рифмуют короткие, одно и двусложные слова, но можно вывести и более детальные схемы. Например, вы можете изучить разновидности рифмовки слов и попробовать проследить, какой из видов рифм по ударению даётся людям проще, а какой сложнее (по схеме ударения типы выделяют такие: мужские, женские и дактильные/ гипердактильные).

Также к интересным результатом может привести расширение аудитории: постарайтесь подобрать как можно более разнообразных добровольцев для проекта, а перед началом теста узнать чуть больше их личных данных.

После окончания эксперимента вы также можете попробовать группе людей подобрать как можно больше рифм вместе при помощи мозгового штурма, а также предложить им дополнительную теоретическую информацию по теме рифмовки.

Источники:

  • https://koliot.ru/nauchnye-proekty/sotsialnye-nauki/chto-takoe-rifma-i-kak-rifmovat-slova

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит