В доме, где есть дети, всегда бывает беспорядок: разбросанные игрушки, пролитый сок, крошки от печенья. Многие родители нервничают из-за этого, ругают детей, постоянно наводят порядки и заставляют малышей это делать. Интернет пестрит мастер-классами, где родителям дают советы, как приучить детей к порядку. Европейские ученые проводят исследования, в ходе которых разбирается склонность детей к разбрасыванию вещей.
Между тем, психотерапевты утверждают, что бардак это и есть жизнь, а идеальный порядок не принесет ребенку счастья.
Почему в детской всегда беспорядок
Как известно, мир начался с хаоса, а в детской комнате как раз и творится этот самый хаос: везде разбросаны игрушки, фломастеры, краски, рисунки. Психологи советуют родителям не перестараться в наведении порядка той зоны квартиры, в которой играют их детки.
Вещь, которая, как кажется, лежит не на своем месте, в действительности может лежать именно там, где она должна быть. Взрослым кажется, что место книжкам на книжной полке, а дети считают, что книги должны лежать на полу. Тем самым, они как бы помечают свою территорию. Это касается и взрослых, когда, например, на рабочем месте у человека творится хаос, но он прекрасно знает, где у него лежит ежедневник или важные документы. Это его личное пространство, и он организовал его так, как ему удобнее.
Детские психологи говорят, что беспорядок в детской комнате не несет никакого вреда, наоборот, оказывает пользу в развитии малышей.
Таким образом, они развивают мышление и тренируют мозг. Для того, чтобы найти желаемую игрушку, сначала детки должны представить, как она выглядит, а затем включить логику и догадаться, где она может находиться. Стоит отметить, что бардак, в основном, творится в рабочем пространстве у творческих натур. Художник, например, отлично знает, где найти нужную ему кисточку, хотя со стороны может показаться, что в этом хаосе ничего невозможно отыскать.
Известный автор пирамиды человеческих потребностей Абрахам Маслоу настоятельно рекомендует не заставлять руководителей наводить порядки на рабочих местах подчиненных. Маслоу считает, что это стимулирует работников мыслить творчески и находить нестандартные способы решения рабочих задач.
Художник Илья Репин никогда не мыл свою чашку, из которой пил чай. Ему казалось, что узоры, которые образовывались на стенках чашки, помогали творческому мышлению. Когда кто-то все-таки вымыл его любимую чашку, художник впал в уныние и депрессию.
Многие взрослые люди просто помешаны на чистоте и порядке. Но любая крайность это плохо, поэтому ничего удивительного, если у женщины, которая каждый раз раскладывает все вещи по своим отведенным местам и маниакально вытирает пыль со всех поверхностей, не складываются личные отношения. Приведем простой пример.
Молодой человек познакомился с девушкой, они начали жить вместе. Их связывают теплые, романтические отношения, девушка приносит по утрам кофе в постель любимому, при этом зорко следит, чтобы он не пролил ни капли на чистую постель.
Со временем она начинает отчитывать его за рубашки, которые он тут же не повесил в шкаф, а положил на диван.
Ее раздражает, что молодой человек не ставит вымытые чашки в строгой последовательности, не убирает обувь в шкаф, его ключи не висят на ключнице, а валяются на полке. Мужчина очень быстро соберет свои мятые джинсы и валяющиеся на диване рубашки и уйдет, если, конечно, он сам не является приверженцем стерильной чистоты и порядка, что маловероятно.
Родители наверняка не хотят, чтобы их дети в будущем остались одинокими. Мамам и папам хочется, чтобы сыновья и дочери имели много друзей и приятелей, состоялись в профессиональном плане, создали крепкую, дружную семью. Казалось бы, какая связь коммуникативных навыков и порядка в доме? Психологи утверждают, что самая прямая. Ребенок не должен зацикливаться на чистоте и порядке, ему должно быть комфортно в своем личном пространстве. Но в крайности впадать, конечно же, не стоит.
Куча мусора под ногами, разбросанные огрызки, фантики от конфет, пятна на ковре, завалы одежды и игрушек это тоже неправильно, ведь у ребенка должно быть понятие, что для вещей есть свои места, которые он сам должен определить.
Как приучить детей к порядку
Родители часто используют метод запугивания для того, чтобы дети приучились наводить порядок в своей комнате: Если не уберешь игрушки, мы не пойдем в кафе, Как тебе не стыдно, у тебя такой бардак в комнате. Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе можно добиться обратного эффекта. Какие методы можно использовать, чтобы ребенку захотелось прибраться в своей комнате?
- Если дети любят слушать, как родители читают им книжки, можно совместить уборку и чтение интересной истории. Например, мама читает дочке Гарри Поттера, пока та складывает игрушки в коробку. Если ребенок отвлечется от уборки и будет слушать маму, сидя рядом, не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте читать, и дочь через какое-то время снова займется своим делом, при этом слушая сказку.
- Родители часто водят детей не только в садик/школу, но и отдают в спортивные, музыкальные, танцевальные кружки, также с раннего возраста практически все малыши начинают учить иностранные языки. Это обуславливается тем, что взрослым хочется дать ребенку как можно больше, чтобы эти знания пригодились в дальнейшем. С одной стороны, ребенок занят интересным делом, но, с другой, он очень устает. Если вечером, после напряженного дня, мама начнет заставлять его заниматься уборкой, он наверняка возмутится. В этом случае уборку лучше отложить на выходные. Даже если вас раздражает бардак в комнате сына или дочери, постарайтесь не обращать на него внимание, а в субботу или воскресенье посвятить какую-то часть времени на наведение порядка.
- С маленькими детьми можно вместе придумать места, где должны находиться их игрушки и книжки. Соберите все игрушки в центре детской комнаты и предложите малышам самим разложить их по поверхностям и шкафчикам. Они будут чувствовать свою самостоятельность и ответственность за принятие решения. Родители не навязала им свое мнение, и это очень важно в становлении детской психики. Можно купить несколько ящиков для игрушек и подписать каждый: Куклы, Конструктор, Пазлы и т.д. Главное не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
- С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши. Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше. Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
- Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: У тебя все должно лежать на своих местах, тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение.
Пускай лучше в доме будет беспорядок и детский смех, чем стерильная чистота и испорченные отношения в семье. Относитесь ко всему с улыбкой, не злитесь, если малыш пролил сок или рассыпал крошки от печенья. Вместе займитесь уборкой, превратив ее в игру, и вы увидите, что ваш ребенок останется довольный. В мире нет идеальных людей, а беспорядок точно не причина для того, чтобы ссориться.
Слово нельзя в жизни ребенка
Свое первое нельзя ребенок обычно слышит в возрасте 6-8 месяцев. Нужно ни запрещать что-то такому маленькому ребенку? Наш ответ да. В этот период малыш начинает ползать и активно исследовать мир вокруг. Родители уже не могут, как раньше, контролировать действия малыша и вынуждены говорить слово нет. В раннем возрасте ребенок только начинает понимать, что можно, а что нельзя. Старайтесь запрещать малышу что-либо только в том случае, если это действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трех лет ребенок уже способен понять разницу между рисованием на бумаге и на обоях. Соответственно, начиная с этого возраста, запреты можно конкретизировать. Сколько вещей можно запрещать ребенку?
От того, какое количество запретов получает ребенок, зависит, каким человеком он вырастет. Ребенок, который привык, что ему говорят, что можно, а что нельзя, скорее всего впоследствии будет испытывать нехватку уверенности в себе и трудности при принятии решения.
Запреты, безусловно, должны присутствовать в жизни каждого ребенка. Но не стоит ими злоупотреблять. Чтобы вырастить думающего, решительного, уверенного в себе человека, нужно с умом подойти к тому, как преподносить ребенку запреты.
Как правильно запрещать ребенку?
1. Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Так ли страшно, если малыш испачкается, играя с красками, или прыгнет в лужу?Чтобы ребенок понимал смысл слова нельзя, под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то ребенку приходилось как можно реже. Если у вас маленький ребенок, уберите опасные и ценные предметы из зоны доступности. Тогда вы будете точно знать, что малыш может свободно передвигаться по комнате и ему ничего не угрожает. Если ваш ребенок постарше, нужно научиться находить с ним компромисс. Например, чтобы он не мешал вам во время готовки обеда, поставьте рядом игрушечную кухню, пусть ребенок готовит параллельно с вами. Если ребенок требует с ним немедленно поиграть, а вы заняты, не спешите говорить нет, а предложите ему конкретное условие я доделаю дела и через 10 мин с тобой поиграю. Объясните ему, почему вы не можете сейчас выполнить его желание.
Чем реже вы будете произносить слова нет и нельзя, тем лучше ребенок будет их понимать.
2. Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. В некоторых семьях складывается ситуация, когда один из родителей старается быть строим, а другой, наоборот, добрым и все разрешает. Попустительская позиция не принесет пользы, так как ребенок будет думать, что запретов можно ослушаться. Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.
3. Нельзя значит нельзя! Не отменяйте свой запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать, плакать или кричать.Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже.Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения и научиться хорошо себя вести.
4. Выберите подходящую интонацию. Иногда, когда мы не знаем, как отказать ребенку, чтобы не показаться плохим родителем, говорим это ласково, как бы извиняясь. Или же, наоборот, кричим на детей, чтобы слова скорее подействовали. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез.
5. Не ссылайтесь на мнение других людей. Не кричи, ты мешаешь соседке делать уроки, не трогай это, а то нас отсюда выгонят и т.д. Ограничения, связанные с общественным мнением, кажутся нам естественными. Однако их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Чтобы этого не произошло, не объясняйте свои запреты, ссылаясь на окружающих. Озвучивайте ребенку свое личное мнение и чувства, которые вы испытываете в данной ситуации.
Что можно, а что нельзя запрещать ребенку?
Важно различать запреты по степени их строгости. Категорически запрещены ребенку могут быть действия, связанные с опасностью для жизни и здоровья: например, уходить с незнакомыми людьми, приближаться к огню, драться, выбегать на дорогу, вставать на подоконник. Некоторые запреты могут быть не столь жесткими: соблюдение режима дня, употребление вредных продуктов и т.д. Остальные действия, по мнению специалистов, не требуют запретов. Ребенок имеет право выражать свои эмоции и мнение, пробовать новое, ошибаться. Однако каждый родитель должен решить для себя, что именно для него неприемлемо в поведении ребенка.
В подходе М. Монтессори свобода ребенка от желаний и воли взрослого является одним из основополагающих принципов. Но это не значит, что нельзя ничего запрещать ребенку. В понятие свободы вкладывается не абсолютная вседозволенность, а реализация права ребенка на проявление своей индивидуальности. В Монтессори-группах свобода и дисциплина удивительным образом сочетаются друг с другом. Дети могут свободно перемещаться по комнате и брать с полок любые игрушки, при этом никто не кричит, не бегает, не забывает убирать игрушки на место. Приходите на занятия в детский Монтессори-центр Созвездие и убедитесь в этом лично!
Для чего нужны запреты?
Запретов не должно быть много, но и без них совсем обойтись нельзя. Дело в том, что правила и запреты играют очень важную роль в развитии ребенка. Дети постоянно узнают новое о мире вокруг и нуждаются в структурировании информации. Знакомство с правилами поведения делает мир понятным для ребенка. Детям необходимо ощущение стабильности и уверенности во внешнем мире. Например, ребенок спокойно идет спать, зная, что когда он ляжет в кровать, мама прочтет ему сказку. То же самое действует в отношении запретов: к примеру, нельзя есть сладкое, пока не пообедаешь.
Как справиться с негативной реакцией на запрет?
Родителям важно не только знать, как запрещать ребенку что-либо, но и как правильно реагировать на его ответное поведение. Психологи выделяют несколько типов детских реакций на запреты:
-
Протест, злость, плач. Такая реакция естественна для ребенка, которому не разрешили то, что он хочет. Нужно уметь выдержать такие реакции и правильно на них реагировать. Например, можно сказать ребенку Я понимаю, ты расстроен из-за того, что. Принятие и обозначение чувств ребенка позволит ему легче перенести запрет.
-
Манипуляция. Ребенок пытается добиться своего обходными путями, уговаривают, обращаются за помощью к другому родителю, иногда дело доходит даже до шантажа. Не стоит поддаваться на провокации, иначе у ребенка закрепится эта модель поведения как успешная.
-
Принятие. Дети просто успокаиваются, когда понимают, что за ними следят и о них заботятся.
Какой бы ни была реакция ребенка на ваш запрет, вы должны быть к ней готовы. Ни в коем случае нельзя уходить и оставлять малыша один на один со своими переживаниями, если он сам этого не хочет. Если ребенок еще маленький, попробуйте отвлечь его и перевести внимание на что-то другое. Как отказать ребенку старше 1,5 лет и не вызвать у него истерику? Нужно попытаться с ним договориться. Обязательно объясните ребенку причину своего отказа и, если это возможно, предложите альтернативу. Умение договариваться поможет ребенку в будущем налаживать контакты с окружающими.
Выводы
Итак, слово нельзя в жизни ребенка играет немаловажную роль. Запреты необходимы, чтобы показать маленькому человеку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих, что вызывает вашу злость. Как и другие правила, запреты делают мир понятным и предсказуем. Но чтобы ребенок понимал смысл ограничений, не стоит говорить слово нельзя слишком часто. Не бойтесь предоставить ребенку немного свободы. Он сам научится соблюдать большинство правил, наблюдая за поведение значимых взрослых и сверстников. Если вы чувствуете, что ситуация требует слова нельзя, запрещайте ребенку уверенно, спокойным голосом, а также обязательно объясните ему, почему вы так поступаете. Не бойтесь негативной реакции со стороны ребенка, если вы правильно на нее среагируете, она быстро сойдет на нет.
Заключение
Проблема запретов остро стоит практически в каждой семье. Помимо того, что дети обычно негативное реагируют на ограничения, зачастую родителям сложно определиться с тем, что стоит запрещать ребенку, а что нет. Часто, оказавшись в проблемной ситуации, мы бессознательно используем запреты, считая, что таким образом быстро и правильно разрешим проблемы. Неосознанные запреты связаны с личностной тревожностью, желанием все контролировать, злостью. Отслеживайте свои эмоции и чувства. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Психолог детского центра Созвездие не только подскажет вам, как правильно запрещать ребенку, но и поможет справиться с другими возможными трудностями, возникающими в процессе воспитания.
Помните, что вы являетесь для своего ребенком самым важным человеком на свете. Чаще хвалите его, проявляйте внимание, слушайте, уважайте его свободу. Только тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, сильным человеком.
Зарядка для ума
Помните, что мир зародился из хаоса? А где в доме то место, где всё лежит не на своих местах?Правильно, детская комната. Фломастеры и краски, обрезки и огрызки, игрушки и одежда здесь есть всё. Наводя порядок в детской, психологи советуют не перестараться.
Беспорядок вещь относительная. Если вам кажется, что в комнате все лежит не на своем месте, не спешите убирать. Ведь для хозяина комнаты вещи как раз лежат на своих местах, будь то детская или рабочий кабинет. Кроме того, разбросанные вещи несут и еще один скрытый подтекст человек пытается инстинктивно пометить, оградить своё пространство. Будь то ребёнок, что не убирает игрушки или взрослый мужчина, который разбрасывает носки, трусы и инструменты по дому, — комментирует Андрей Бабин.
Кроме того, психологи склонны утверждать, что детям бардак только на пользу. Малыши таким образом тренируют свой мозг. Ведь если игрушки и вещи разбросаны по комнате, прежде чем воспользоваться нужной вещью, нужно представить себе её образ, а затем вспомнить, где она находится. Это хороший стимул для развития детского интеллекта.
Жизнь как армейская кровать
Есть расхожее мнение, что бардак присущ творческим натурам. И это не безосновательно. Часто бывает, что убираясь на своем рабочем столе, я понимаю, что убирать-то и нечего, хотя вроде бы много всего, но все лежит именно так, как мне удобно: и кисти, и краски, и клочки бумаги и всякие принадлежности, — делится мнением вольный художник Татьяна.
Вот и Абрахам Маслоу, автор известной пирамиды потребностей, в книге Дальнейшие рубежи развития человека настоятельно рекомендует руководителям компаний не заставлять сотрудников блюсти идеальный порядок, а принимать как данность небрежность, поскольку беспорядок на рабочем месте может способствовать зарождению и созреванию новых перспективных идей.
Кстати,знаменитый художник Репин много лет не позволял никому мыть свою любимую чайную кружку. Для него она имела особую ценность и даже философичность. Чай из посуды с осевшим на стенках черным налетом казался ему вкуснее. А когда кружку все же помыли, то художник очень разгневался, а потом впал в уныние. Творческие люди творчески даже в своем беспорядке.
Квартира одного моегознакомого (он известный в Челябинске человек искусства) заставлено и завалено все. Сухие травы сушатся под потолком, стоят на полу бутылки всех калибров, лежатдиски, газеты, кажется, что все вперемешку. Но есть в квартире одна тропка, по которой он и ходит обычно. И ему так нравится. Это его порядок.
А есть другой приятель, который сбежал от любовницы, потому что она была жуткая аккуратистка. В ее квартире всегда была идеальная чистота.Когдаон хотел привычно засунуть вещи в шкаф, то заметил, что там все вещи лежат идеальными рядами. Ему сразу вспомнилась натянутая и гладкая армейская кровать. Она ласково обещала ему, что будет рада купать его в ванной каждый день. Он блаженно представлял себе эту картину. Но при мысли, что так будет изо дня в день, он взял из шкафа свои помятые джинсы и больше решил не возвращаться. Порядок это дисциплина и постоянный контроль, как в армии. Но армейскую муштру терпят год или два, а не всю жизнь, — констатирует доктор Бабин.
Порядок это болезнь?
Некоторые психологи сходятся во мнении, что особое бдительное отношение к порядку это признак психического расстройства. Психотерапевт Андрей Бабин подтверждает это примерами из своей практики.
Есть женщины, которые воспринимают беспорядок или грязь как катастрофу. Они бесконечно моют, стирают, убирают. Нередко так проявляется синдром повышенной тревожности. Долгая уборка приводит к успокоению и усталости. Наверняка среди ваших знакомых есть те, кто после неприятностей на работе может до полуночи ходить по дому с тряпкой, вытирая пыль с полок, отмывая раковину или натирая до блеска пол.
Нередко идеальный порядок бывает и профдеформацией. Иногда гонка за стерильностью дома случается у медиков, которые привыкли к идеальной чистоте на работе, — рассказывает психотерапевт.
Впрочем, от беспорядка тоже бывают депрессии. Поэтому в каждом конкретном случае нужно прислушиваться к своему внутреннему чувству комфорта и жить так, как удобно.
Рассуждая о беспорядке и аккуратности, Андрей Бабин советует не впадать в крайности. Не спешите судить о человекепо тому, кладет ли он вещи на свои места. Беспорядок может быть милым и уютным, а порядок нужен для того, чтобы его нарушать. Ведь все мы со временем меняем и обои на стенах, и мебель в квартирах, задавая своему жилищу и жизни новый порядок. Так стоит ли привязываться к порядку, если он по природе своей создан, чтобы его нарушать, — поделился своей жизненной философией эксперт.
Что касается аккуратности, многие ошибочно думают, что это врожденное чувство.
На самом деле воспитать в себе или в другом человеке какое-то качество можно. В том числе и аккуратность. Но задумайтесь, нужна ли она. Ведь аккуратность обезличивает. Если бы каждый из нас был аккуратен, то мы все носили бы одинаковую одежду и одинаковую прическу, одинаково разговаривали и были бы похожи друг на друга. Но нас привлекает индивидуальность. И это правильно.
Проверенные советы челябинцев по наведению порядка в доме
Анна Викалюк: Рекомендую в этом плане книгу Мари Кондо Магическая уборка. Эта книга не про чистоту, она скорее про отношение к вещам. А переняла я именно подход к отбору нужных и ненужных вещей. И дочку приучаю к этому же подходу. Книга читается легко и на одном дыхании, уборка делается не сразу, но очень эффективно! Надо навести один раз такой порядок, который очень легко поддерживать в ежедневном режиме.
Дарья Филичкина: Маленькие дети и порядок? Это невозможно.Мы с детьми придумали свой лайфхак — окей гугл сет таймер фо ту минитс и за две минуты собираем раскиданное в специальную коробку. Через пару минут порядок.
Мария Хворостова: Ясклонна к бардаку. Носков не разбрасываю, но посуду мою «завтра», на стол скидываю в одну кучу банки с кремом, нужные записки, поделки ребенка и важные документы (которых потом не могу найти, когда требуется). А самое страшное — это обувь не по сезону. А я жуткая сороконожка, у меня триллион пар обуви всевозможной. Сначала все мои летние сандалии, босоножки, мокасины, кеды и шлепанцы как минимум до конца осени «украшают» коридор, где-нибудь в начале зимы наконец перемываются, ставятся сохнуть, пока не зарастут новой пылью, потом еще раз перемываются, сушатся… А все потому, что мне страшно их убирать! Так как в шкафу и так свалка из обувных коробок и пакетов с обувью. Их там просто горы! А в теплый сезон вся та же песня повторяется с зимней обувью. За нее я, как правило, берусь не раньше майских праздников…
Дочь (5 лет) тоже может побросать вещи как попало. Оставить кукол на полу, где играла, закинуть резиночки с заколочками на подоконник, оставить мячик на кухонном столе… Но ее не так уж сложно замотивировать на порядок (тьфу-тьфу-тьфу). Говорю ей, чтознаю, какой она может быть аккуратной и как у нее обычно здорово получается все убрать на свои места. В процессе горячо одобряю. Ну и обязательно хвалю результат и ее саму за этот результат. Говорю: правда, самой приятно, когда у тебя в комнате такой порядок? Сразу становится уютно и красиво. Она соглашается, ей очень нравится.
Ирина Колесникова: Порядок в доме — это моя боль. Но я стараюсь использовать такой прием, как «флай-леди». Например, я сегодня вымыла половину микроволновки и вытерла пыль с подоконников. А завтра домою вторую половину и наконец-то ототру следы мелков с пола и дверцы шкафа в детской. А когда-нибудь я доберусь до духовки, на которую пока только грустно, но с надеждой смотрю.
Наталья Штеле: Мы с мужем сходимся в том, что дома должно быть чисто. Именно чисто — не пыльно. Живем без пятен, со свежими шторами, обивка мягкой мебели чистая, чистые обои. Вещи, как правило, лежат на своих местах.Вдвоем мы с ним смогли определить эти места и друг с другом договориться. Но сейчас нас четверо, и у каждого может быть свое представление о размещении предметов — мы ищем удобные варианты. Детям 3,9 и 1,7 лет. В формате игры мы вместе собираем игрушки в корзину и ящики, «укладываем» кукол по домикам, убираем детскую одежду в шкаф. Дочь помогает протирать пыль, просто ходит за мной с тряпочкой и машет по мебели, но это веселое совместное занятие. Я сама не очень люблю домашнюю рутинную работу, и это растёт из детства. Мама всегда очень уставала: на работе наработается, потом домашняя смена — готовка, уборка, стирка, глажка… Нас с сестрой привлекала и мы безрадостно тянули это вместе с ней. Повзрослев, я стала понимать необходимость этой работы, но большого удовольствия от создания уюта и кулинарных экспериментов все же не получаю. Хочется, чтобы моя дочь относилась к домашним делам иначе, чтобы они не тяготили ее.
Кстати
Слово бардак пришло в русский язык из тюркского, где значило буквально стакан. Стаканы подавали в питейных заведениях, где не редко случались пьяные драки и часто царил беспорядок. Эти заведения стали называть по аналогии кабаками, а бардак стал синонимом беспорядка.
Детская площадка vsстройка
Карл Теодор Соренсен, ландшафтный архитектор, разрабатывая детские игровые площадки в1930-х годах, обратил внимание, что втовремя как взрослые, делающие заказы иоплачивающиеих, были полностью довольны, местные дети, похоже, были неввосторге. Быстро устав откачелей игорок, ребятишки постоянно стремились пробраться наокрестные стройки.
Соренсен решил, что построит игровую площадку, которая будет стройкой, где будут песок, щебень, молотки игвозди. Она стала невероятно популярной среди детей, которые начали строить дома идругие сооружения, разрушать ихистроить что-то новое.
Настоящая стройка интереснее любой детской площадки. Источник
Похожая детская площадка The Yard вМиннеаполисе, открытая в1949году, изначально была обречена напровал, так как дети прятали инструменты, пытаясь монополизировать ихвгонке засамое эффектное сооружение. Какое-то время казалось, что взрослые должны вмешаться, очистить площадку иизменить правила игры. Вконце концов это оказалось ненужным. Дети объединились, чтобы определить собственные правила. То, что вначале казалось возможностью творческого самовыражения, стало стимулом ксовместной работе как сообщества.
Чем полезны неформальные игры
Хаотичные неформальные игры (футбол впарке сосвитерами наземле вместо ворот) несут теже выгоды, что иформально проводимые (ограниченная повремени игра наподходящем поле ссудьей).
Питер Грей, психолог Бостонского колледжа, отмечает, что внеформальной игре каждый должен быть счастлив: если определенное количество игроков перестанет хотеть играть, игра закончится. Это предполагает компромисс, эмпатию иналаживание отношений сболее молодыми, слабыми инеопытными товарищами.
Подход они имы чужд неформальной игре. Неудивительно, что навыки, которые мыразвиваем втаких играх, помогают добиться лучшего положения вомногих жизненных ситуациях, чем навыки оторганизованных игр.
Свобода принимать решения
Свободная игра естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что оннебеспомощен. Виграх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться слюдьми наравных, анетолько быть послушными или непослушными подчиненными.
Они качаются накачелях, катаются нальду или лазают поснарядам надетской площадке, залезают налестницы идеревья или даже скатываются наскейтборде поперилам.
Дети выбирают опасные ситуации, чтобы проверить свой страх ивзять его под контроль. Источник
Виграх наобщение они учатся договариваться сдругими, угождать друг другу, быть менее агрессивными ипересиливать злость вовремя конфликтных ситуаций. Еще всвободной игре дети естественным образом понимают, что они любят. Они пробуют разные занятия иоткрывают для себя свои пристрастия италанты. Ничему такому нельзя научить устно, этим вещам учатся напрактике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры, это радость иинтерес.
Больше безопасности
Акакже безопасность? Недавно команда из15ученых попыталась проанализировать данные, которые они могли найти орискованных играх наоткрытом воздухе. Категории риска были перечнем родительских ночных кошмаров: большая высота, высокая скорость, опасные инструменты вроде ножей итопоров, опасные элементы типа огня иводы, жестокие игры, драки, риск потеряться. Ивсеже ученые пришли квыводу, что подобные игры имеют свои преимущества: больше физической активности, улучшенные навыки общения, сниженная агрессия исниженный уровень травм.
Игра внеподготовленных условиях учит ребенка осторожности. Источник
Как такое возможно, что игра детей настройке также безопасна (аможет быть, даже безопаснее), как иигра наодобренном оборудовании срезиновым напольным покрытием ивигровом комплексе, тщательно обитом мягким материалом? Вконце концов, молотки, подъемные башни, открытый огонь, деревья ивсе остальное действительно могут быть опасными.
Хелле Небелонг, архитектор детских площадок, удостоенный многих наград, говорит: Когда расстояние между всеми перекладинами всетке для лазания или лестнице одинаково, ребенку ненужно концентрироваться натом, куда онставит ногу. Стандартизация опасна потой причине, что игра становится упрощенной иребенок недолжен беспокоиться освоих движениях. Это нельзя перенести навсе бугристые иассиметричные формы, скоторыми каждый сталкивается напротяжении жизни.
Меньше агрессии
Наэтом преимущества беспорядочной игры незаканчиваются. Ученые провели исследование школ, которые создали рядом пустыри для детей младших классов, чтобы тесвободно гуляли вовремя перемен. Серьезных травм было небольше, аменьше, чем наобычных площадках. Еще удивительнее, что когда дети возвращались назанятия после прогулок, они вели себя лучше ивнимательно слушали учителей.
Добавьте немного хаоса
Мынедооцениваем способности ребенка позаботиться осебе ипринять адекватное решение. Недавая детям достаточно свободы, мыотнимаем уних возможность научиться контролировать свои эмоции иповедение. Когда мыизлишне защищаемих, лишая возможности практиковать собственные навыки, учиться принимать мудрые иглупые решения, испытывать боль ивцелом создавать ужасный беспорядок, мысчитаем, что любимих. Номыможем также ограничивать ихвозможность стать полноценными людьми.
Игровая площадка вроде The Land полностью сбивает столку взрослых. Она кажется чем-то опасным, анархичным. Вот почему наней весело играть. Именно поэтому она является хорошей подготовкой креальной жизни, наполненной хаосом.
Поматериалам книг Хаос, Свобода учиться.
Обложка поста unsplash.com.
Помогать родителям или бабушке
Иногда ребенок искренне пытается помощь маме, бабушке,например, поднести тарелку с едой на стол, налить напитки в стаканы, поучаствовать в процессе смены постельного белья и т.д, но родители ограждают его от этого, чтобы он случайно ничего не разбил, не рассыпал, не испортил, не поранил себя. Но через некоторое время эти опасения меняются на жалобы о том, что ребенок ничего не хочет делать, даже если его просишь.
А это происходит потому, что своими запретами вы просто отбили охоту у малыша помогать вам и проявлять интерес к этому, все равно же не разрешат. Малышу очень важно чувствовать, что он нужен, что его ценят и любят, а ваша похвала и одобрение будут подпитывать в нем эту мысль. Поэтому разрешайте крохе помогать, а после этого благодарите его, даже если он сделал это не так, как нужно.
Если ребенок увидит, что его начинания оценены, он будет стараться и научиться всему!
Фантазировать
Когда ребенок фантазирует, придумывает небылицы и смешные истории, это развивает его правое полушарие, которое отвечает за творчество, пространственное мышление, память, интуицию, эмоции.
Если вы будете разговаривать с малышом об этом, поддерживать его выдуманные разговоры и проявлять искренний интерес это будет хорошим вкладом в развитие вашего крохи.
Совершать ошибки
Ребенок только тогда будет понимать, что хорошо, а что плохо, когда сам сможет увидеть разницу. Позволяйте ребенку исследовать этот мир, иногда падать, делать ошибки, пробовать еще раз и побеждать. В этом путь развития по жизни! Если постоянно ограждать малыша от ошибок, он может стать аморфным к проблемам и в будущем не будет знать, как поступать в трудной ситуации.
Заниматься творчеством и пачкаться
Рисунок для ребенка способ выразить свои чувства и эмоции, которые он не может рассказать на словах! Не запрещайте крохе рисовать и заниматься творчеством только потому, что боитесь грязных стен и отпечатков краски на полу. Всегда можно сделать краску в домашних условиях, которая будет без проблем отмываться и застелить стол/пол старыми газетами.
Шуметь и бегать
Безусловно, есть общественные места, где вызывающее поведение, шум и беготня будут мешать другим людям, об этом нужно рассказать ребенку. Но дома пусть он дурачиться от души, выражает свои эмоции, выплескивает энергию! Ведь дом это место, где можно быть самим собой! Вам иногда тоже полезно услышать своего внутреннего ребенка и попрыгать, побегать, подурачиться вместе с крохой!
Залазить на спортивные комплексы на площадках
Помните, что ребенку нужно куда-то делать свою энергию. И если вы не хотите, чтобы дома он прыгал по диванам и сбивал пыль, лучше дайте ему проявить свою активность на улице.
Нет ничего плохого детского любопытства, когда кроха хочет залезть на все спортивные комплексы на площадке, повисеть на турнике, как бы мы не переживали за его безопасность и здоровье.
Если постоянно запрещать ребенку это делать, он и не научится быть юрким, пробовать свои силы в чем-то новом и понимать, что нужно делать, чтобы не падать. Тогда, когда он станет постарше, он будет тренироваться уверенно и не боятся травм, а вы будете за него спокойны.
Самостоятельно есть
Согласны, иногда проще и быстрее накормить ребенка самой, чтобы вся кухня не стала похожа на поле боя с кашей. Но попытки ребенка есть самостоятельно помогают ему почувствовать себя взрослым, уверенным в своих силах, а это очень важный навык.
Ни в коем случае не нужно пресекать эти порывы ребенка к самостоятельности! Кроме того, держа в руках ложку, малыш развивает моторику рук и координацию движений.
Брызгать водой
Дети обожают играть с водой: в ванной, в раковине, на улице с водными пистолетами. А особенно эта любовь проявляется летом! Конечно, после таких игр мокрым оказывается не только ребенок, но и все вокруг, а иногда и родители.
Тем не менее, это прекрасная возможность для ребенка почувствовать себя счастливым, проявить свои эмоции и насладиться игрой. Не отнимайте у него эти моменты, а присоединяйтесь к баловству!
Не доедать все на тарелке
Заставлять ребенка съедать все на тарелке дело неблагодарное. Во-первых, это приводит к скандалам за обеденным столом, а в перспективе и к проблемам с ЖКТ, из-за постоянного переедания. Кушать тоже нужно с хорошим настроение и желание, тогда и еда будет усваиваться лучше.
Детский организм способен сам регулировать размеры порций,и иногда крохе нужно намного меньше, чем вы пытаетесь ему дать. Не заставляйте детей есть, как только ребенок будет голоден он вам об этом сообщит!
Брать в руки бьющиеся предметы
Если вы видите, что на горизонте стоят довольно хрупкие предметы, а вам ребенок любознательный и активный, обязательно захочет их посмотреть, сразу объясните, что вещи могут сломаться, поэтому брать их можно только аккуратно. Не стоит запрещать ребенку исследовать мир и приближаться к бьющимся вещам, иначе ему будет сложно научиться понимать их ценность и хрупкость. А дети понимают то, что сами могут увидеть и пощупать.
Открыто выражать свое мнение
Уже с детства ваш кроха маленькая личность, у которого есть свои желания, мечты, ожидания. Дайте ребенку выражать их, открыто говорить, что он хочет, о чем думает, этот навык здорово упростит ему жизнь в будущем.
- https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/besporyadok-i-deti-pozvolyat-ili-zapreschat.html
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/rol-nelzya-v-zhizni-rebenka-ili-kak-pravilno-zapreshchat.html
- https://chel.aif.ru/society/bardak-_eto_zhizn_besporyadok_v_dome_polezen_detyam_i_vzroslym
- https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/11/06/vernite-detyam-xaos-zachem-rebenku-besporyadok-i-opasnosti/
- https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/10-veshhej-kotorye-nelzya-zapreshhat-rebenku/