Родителям на заметку: как научить ребенка в 1 классе читать

СОДЕРЖАНИЕ

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

obuchenie-chteniju-1024x512.jpg
Обучение чтению главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.

tKxb8_croper_ru.jpeg
Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?

sovmestnoe-chtenie.png
Совместное чтение лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам дефектологу и логопеду.
prichiny-disleksii.jpg
Причины дислексии нарушения чтения

Полезные советы для родителей

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.

nuzhno-li-uchit-chitat-do-shkoly-1024x768.jpg
Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.
semejnoe-chtenie.jpeg
О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.

chtenie-igrushkam.jpg
Чтение игрушкам увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.

nelzja-nakazyvat.jpg
Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок оглядывается на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Чтение между делом. Читать можно не только книги. Во время прогулки изучайте вывески магазинов, в поликлинике рассмотрите полезные плакаты о болезнях и их профилактике.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.

pravila-polzovanija-shulte.jpg
Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

Быстрое чтение: дань модеили необходимость?

Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит навыполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.

НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.

Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.

В статье Ребенок читает медленно: что делать?, мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.

У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.

Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.

Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.

Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как жи ши на письме звучат в реальности и т.п.

Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.

Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье.К детямболее младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей.

На что обратить внимание: учимся читать быстро

ctenie-04.jpgprochado.ru

1. Развитие антиципации (предугадывания).

Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.

2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

На самом деле, работа непосредственно с текстом лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение не самоцель. Цель ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.

3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.

Отсутствие интереса результат неправильного обучения. Учиться читать из-под полки не выход.

4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.

Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.

Как научить ребенка читать: 1 класс,игры и упражнения

ctenie-03.jpgpedsovet.su

Всевозможные игры со словами и регулярные упражнения и тренировки помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.

Буква-шутница

Приготовьтекарточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.

Предложите ребенку прочитать текст. Постепенно, можно усложнять задание: больше букв-шутниц вводить в с виду нормальный текст.

Вычеркивание

Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате.Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О.Засекаем время и ребенок выполняет. Смысл задания не как можно больше вычеркнуть, а не пропустить ни одной.

Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю зеленым,О закрашивай фиолетовым, Ы обводи кружочком и т.п.Хорошо время от времени давать редкие буквы: Ф, Ъ, Щ.

Записывать задание ненужно тренируем память,ребенок должен держатьзадачу в голове.

Тарабарский язык

Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова в одну стопку.

Смысл в том, чтослова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.

Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие тарабарские слова: МУРБУРКА, МУРБУРГА, МУРЬБУРГА, МУБРУРКА, МУБРУКРА и т.п.

Чтение повершкам икорешкам

Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает по вершкам. Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое по корешкам закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.

Вреднючка

Вреднючка читает слова неслева направо, асправа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.

Читать наоборот труднее, но детям весело, они судовольствием тренируются и играют со словами-перевертышами.

Одновременное чтение

Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.

Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.

Зрительный диктант

Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.

Скороговорки

Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.

Бросок засечка

На слове бросок ребенок начинает читать. Услышав засечка, он откидывается на спинку стула и закрывает глаза отдыхает. Через 5 секунд снова бросок! ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.

Знакомый-незнакомый

Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.

Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?.

Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?

Признаки успешной адаптации кшколе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается обучителях ировесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (неплачет поутрам, нормально засыпает вечером ит.д.). Уребенка нет страхов поповоду сверстников иучителей, онадекватно реагирует назамечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вычасто видите ребёнка уставшим, оннеможет заснуть вечером иструдом просыпается утром. Ребёнок жалуется наодноклассников, натребования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, онвнутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности вучебной деятельности. Лишь кконцу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются кшкольной среде.

166671541.jpg

Часто бывает, что внешние проявления удетей одинаковые чаще всего это слезливость, обиды, усталость, ноимеют совершенно разные причины. Исними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины вбеседе спсихологом отмечала, что девочка негативно отзывается ободноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись ввиде криков, слёз, нежелания ходить вшколу. Как выяснили позже психологи, уИрины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация иустойчивость внимания, девочке нехватает воли иусилий высидеть науроке.

Всередине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, нереагирует назамечания учителя, чуть что вслёзы. Разговор сучителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, онструдом считает иплохо запоминает. Проблемы накапливаются инакапливаются, анаказания взрослых иихстрогость только мешает.

Довольно часто родители понезнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (впериод адаптации они могут привести кперегрузкам; лучше оставить лишьто, что малыш давно знает иумеет);
  • резко меняют отношения всемье («Тытеперь большой, должен сам мыть посуду» ит.д.)

166623170.jpg

Как помочь ребенку?

  • Впервые недели обучения первоклассника вшколе важно помочь ребёнку поверить всебя, всвои силы ивозможности.
  • Проявляйте интерес кшколе, классу, вкотором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Некритикуйте своего малыша, даже если онплохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка впериод адаптации кшкольному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть наодном месте, медлительным сложно привыкать кшкольному ритму.
  • Поощряйте ребенка нетолько заучебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки состороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым втой или иной деятельности.
  • Никогда нискем несравнивайте своего ребёнка это приведет либо кповышенной гордости, либо кзависти ипадению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка сего прежними достижениями.

Ипомните, что детские проблемы непроще взрослых. Конфликт сучителем или сверстником поэмоциональному напряжению ипоследствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи сначальством наработе.

Успех адаптации вшколе вомногом зависит отродителей, аучителя ипсихологи вам обязательно помогут.

Упражнения для улучшения техники чтения

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению,родители могут воспользоваться следующими приемами.. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор — хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, — все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним — про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.5. Интересный прием для тренировки навыка чтения «Секретное письмо». На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:Многократное чтениеШкольнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.Чтение в темпе скороговоркиДети отрабатывают четкое и правильное, а главное быстрое чтение текста. Окончания слов не должны «проглатываться» ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текстаШкольник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: «Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.Следующее упражнение «Бросок засечка»Его цель развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение «Молния»Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния! и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Как сделать обучение потребностью

Пожалуй, самое главное в деле подготовки ребенка к школе это научить его испытывать интерес и получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений.

Любому понятно, что в таком случае вам не придется заставлять делать домашние задания, зубрить таблицу умножения и правила русского языка, настаивать на прочтении детских книжек, сидеть с малышом цензором над написанием палочек и крючочков.

Ищите в каждом задании практическую необходимость и объясняйте её малышу

Ребёнок должен ясно понимать, что, для чего и зачем он учит и узнаёт. Какую пользу и значимость несут те или иные знания.

Пусть малыш учится видеть причины: зачем решать задачу, писать палочки и знаки, резать бумагу, клеить детали и прочее.

Пока он не поймёт этого смысла, у него не будет причины стараться всему научиться.

Давайте как можно больше практических примеров и заданий, связанных с реальными ситуациями в жизни. Начинайте с простых заданий, например, таких:

  • Как
    узнать время, если не знаешь цифры? Ведь так можно опоздать на работу или в
    кино.
  • Чтобы
    сшить платье или сделать поделку, нужно научиться пользоваться ножницами.
  • Хватит
    ли яблок для варенья, если трое внучат
    принесли бабушке каждый по одному яблоку? Чтобы понять это, надо научиться
    считать.
  • Сколько
    всего нужно ложек и вилок к обеду, если в семье пять человек?

Ну и прочие реальные ситуации разъясняйте по ходу дела.

Пусть считает птичек на крыше, сколько прилетело, улетело, осталось. Сколько пирогов напекли и как поровну разделить на всех.

Ступеньки на вашей лестнице в доме. Пусть учится читать название улицы, где живёт и т. д.

Научите получать удовольствие и интерес от приобретения новых знаний и умений

Постепенно приучайте ребенка, чтобы он всегда спрашивал, как делать что-то, если непонятно.

Многие дети бросают дело, если не знают, как продолжить, а спросить при этом у взрослого боятся. Иногда, бывает такое, даже ревут от стыда (что не поняли), от своей беспомощности.

Тут главное успокоить, ласково подбодрить и объяснить, что нужно. И никогда не отмахиваться: Мне некогда, потом покажу.

В противном случае пара-тройка таких отмашек и ребёнок перестанет обращаться к вам за помощью, разочаруется в вас, почувствует свою ненужность и так и будет наплевательски относиться и к делам, и к учёбе.

Научите ребенка планировать свою работу

Начните с пазлов!

Онипрекрасно заставляют малыша продумывать начало, этапы работы и представлять конечный результат.

И не только пазлы.

Конструкторы лего, мозаики, аппликации

И вообще абсолютно любое конструирование.

Можно собирать модели самолётов, кораблей, строить дома и целые города из кубиков и всего, что найдётся под руками.

sovet4-1024x708.jpg

Прекрасная тренировка планирования изготовление аппликаций, панно, макетов зданий из спичек, картона.

Поделки и игрушки, открытки и кормушки

  • Поделки из солёного теста, а также из любых природных материалов.
  • Новогодние игрушки и украшения, топиарии, открытки к праздникам.
  • Самодельные кормушки для птиц, домики для домашних животных эти все посильные изделия старайтесь делать вместе с рёбёнком.

Обязательно обговаривайте, с чего начинается работа (с примерного образца и подбора материалов), что за чем делается и до конца, а также какую пользу принесёт изделие.

Малыш должен, глядя на образец-картинку, размышлять и выстраивать в голове все этапы предстоящей работы от начала до конца. Начиная со складывания простейших пирамидок в полтора-два года и до склеивания сложнейших моделей парусников и космических кораблей.

Такие наборы для конструирования, изготовления фигурок из гипса и прочего детского творчества как для мальчиков, так и для девочек сейчас продаются в каждом магазине детских товаров.

Моего племянника такое хобби конструирование моделей кораблей привело к отличному окончанию школы, университета и престижной должности инженера подводных лодок.

Можно этим заниматься, когда лепите пельмени, делаете печенье, клеите обои, собираете что-то из мебели.

Просто рассказывайте и показывайте, с чего начинать и как всё делать. Ребёнок должен обязательно помогать, чем сможет.

Научите ребенка правильно ошибаться!

Ошибки это нормально!

Многие мои старательные ученики впадают в истерики и рёв, если у них не получается сделать поделку, написать в тетради красиво или решить задачку.

Как успокоить наших бедолаг? Здесь отлично работает спокойный тон и ежедневное внятное объяснение, что никакая учёба без ошибок не бывает.

Обычно я смотрю, что не так, и сразу объясняю, как исправить тот или иной промах. Мой девиз в таком случае: если долго мучиться, все всегда получится!

Я часто говорю детям, что ошибка это пружинка, от которой отталкиваешься, чтобы прыгнуть ещё выше. Она всего лишь показывает, что ты не умеешь, чтобы этому научиться.

placeholder-180x256.png

К концу первого полугодия, как правило, после таких объяснений мои малыши более спокойно относятся к ошибкам. Даже исправляют их как-то весело, с азартом.

Выработайте такой подход ещё дома. Расскажите сыну или дочке о своих косяках, это придаст ребёнку уверенности, что ошибаться это нормально и бывает у всех.

Научите малыша делать работу до конца

Другое дело, если ученик имеет привычку не доделывать задание до конца или не хочет исправлять то, что напортачил, бросает начатое на половине. Это хуже всего исправить.

Значит результат ему не интересен или нет навыка усидчивости.

Понятно, что отругать в этом случае только вызвать отвращение.

Обязательно похвалите, напомните, как будет выглядеть сделанное дело, дайте перерыв, отдых.

Но, в любом случае, приучайте заканчивать начатое дело. Постарайтесь, чтобы малыш получил удовольствие от самой работы и от ее результата.

Хвалите, покажите важность того, что он делает.

Практические советы на предшкольном этапе

  • Не бойтесь оставлять ребёнка одного дома сначала ненадолго, потом увеличивая время, предварительно проговорив с ним правила безопасности. В школе ведь вы с ним быть не сможете!
  • Приучите к тому, чтобы малыш мог занять себя сам полезным делом.
  • Учите его принимать решения. Для этого учитесь уважать его мнение, но так, чтобы оно не навредило. Спокойно объясняйте, почему что-то лучше, а что-то хуже для него.

Спрашивайте, к примеру: Ты пойдёшь со мной в магазин? Я хочу с тобой посоветоваться, какой подарок выбрать папе, Ты наденешь тёплую куртку, ведь на улице похолодало?

  • Уважайте
    его право на ошибки.
  • Все
    требования к малышу должны быть посильными по времени и нагрузке.
  • Давайте
    ему время подумать.
  • Обязательно
    устраивайте малышу маленькие и большие праздники, всегда отмечайте его победы.
  • Не ругайте строго за неудачи. Лучше не спеша
    разберитесь, где был промах, что нужно подтянуть.
  • При
    возникших трудностях не стесняйтесь обращаться к узким специалистам: логопеду,
    дефектологу, психологу, педиатру и другим.

А готовы ли родители к школе?

Думаю, вы уже немного начали догадываться, что сами должны себя подготовить к школьному периоду сына или дочки.

sovet2-1024x721.jpg
  • Настройтесь,
    что нужно отпустить малютку от себя и дать ему инициативу и самостоятельность.
  • Сделайте
    всё возможное, чтобы ребёнок не догадался о вашем волнении.

Успокойтесь, вы же с ним занимались и, конечно, будете и дальше ему помогать. Ребёнок вырос, пусть вступает во взрослую жизнь. Ваше доверие, отсутствие излишней опеки, груз ответственности за учёбу пойдут на пользу взрослению. Разбудите в себе оптимизм и уверенность в том, что ребёнок справится со всеми трудностями. Тогда и он обязательно поверит в себя.

  • Если
    вас сильно лихорадит, сходите на консультацию к психологу, будущей
    учительнице, подруге, к своей маме. Излейте ваши опасения и невроз за чашечкой
    чая (или чего покрепче, хорошо помогает).
  • Контролируйте
    своё поведение. Прикажите всем домочадцам не нервировать будущего
    первоклассника!
  • Установите в семье спокойные, адекватные отношения, со вниманием относитесь ко всему, что говорят дети. Вникайте в их проблемы и старайтесь решать их сразу, не откладывая на завтра. Только ваш спокойный позитивный настрой поможет ребёнку не впасть в панику и адекватно воспринять переход в свой новый школьный статус.

Удачи вам, дорогие родители, бабушки и дедушки, пишите отклики и до следующей встречи.

О развитии речи ребенка и связанном с ней навыком, который поможет хорошо и легко учиться в школе, быстро находить себе друзей и единомышленников, даже поможет найти себе хорошую работу в будущем, у нас пойдет разговор в следующей статье.

Источники:

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-v-1-klasse-chitat.html
  • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat-v-1-klasse/
  • https://www.7ya.ru/article/1-klass-i-adaptaciya-k-shkole-6-sovetov-roditelyam-pervoklassnikov-17014/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/26/pamyatka-dlya-roditeley-pervoklassnika-po-chteniyu
  • https://induka.ru/sovety-roditelyam-budushhih-pervoklassnikov-kak-nauchit-rebenka-uchitsya/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит