Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Первый год жизни ребенка – базовый. Начинается он с самого яркого среди всех кризисов – кризиса новорожденности. Кризис новорожденности сопровождается формированием чувства привязанности у ребенка. Происходит это в три этапа: поиск близости с матерью, умение отличать знакомых людей от незнакомых, возникновение чувства привязанности к особо значимым людям. Если первый кризис прошел благополучно, то малыш продолжает знакомство с собой и миром, пока не достигает нового этапа – необходимости отделения от матери и расширения своих возможностей. Так начинается кризис одного года.

Суть первого года жизни

Основная деятельность первого года жизни ребенка эмоциональное общение с матерью. Только в процессе общения с близким взрослым у ребенка устанавливаются новые психические процессы и формируются новые свойства личности.

В течение первого года жизни ребенок:

  • учится чувствовать себя и окружающий мир, улавливать сигналы извне и изнутри, реагировать на них;
  • познает себя и свое тело (как целиком, так и отдельные части, например, руки и ноги), окружающее пространство (ползает и проявляет другую активность);
  • знакомится с игрушками и предметами быта;
  • учится понимать речь и говорить первые слова;
  • делает первые шаги.

Если в первое полугодие жизни ребенку хватает материнской ласки и заботы, общения просто так, то во втором полугодии у него возникает потребность сотрудничать с мамой, например, он просит принести конкретную игрушку, показать устройство предмета, помочь разобраться.

Суть кризиса первого года

Первые шаги ребенка признак разрыва диады мать-дитя и момент начала самостоятельности ребенка. Уже не мама ведет ребенка, а ребенок указывает направление активности, ведет за собой.

Кризис первого года жизни протекает в среднем в возрасте 10-14 месяцев. Суть кризиса отражается двумя основными проявлениями:

  • Ребенок расширяет свои возможности для освоения окружающего мира и отделяется от матери за счет самостоятельных шагов. Диада мать-дитя превращается в сотрудничество двух самостоятельных индивидов мать и ребенок.
  • Происходит познание мира и окружающих предметов с помощью первых слов. Речь находится на переходном этапе, автономна, понятна только близким людям.

В момент перестройки годовалого ребенка наблюдаются характерные нарушения: изменение биоритмов, режима сна и бодрствования, изменение витальных потребностей (чувство голода), эмоциональные аффективные реакции (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако кризис этого возраста не считается острым.

Риски кризиса

Суть кризиса отделение ребенка от матери. Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения. Если потребность ребенка в самостоятельности остается неудовлетворенной, то он незамедлительно реагирует протестом и недовольством при давлении со стороны взрослых, неуважении его желаний.

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, лучше знает, что нужно ребенку, то негативные реакции малыша не заставят себя ждать:

  • крик протеста;
  • бурные двигательные реакции (махи руками, отрицание головой из стороны в сторону);
  • обиды и слезы;
  • демонстративное надувание щек и т. д.

Взрослый все еще нужен ребенку, но стиль общения теперь должен быть другим. Взрослый должен способствовать отделению ребенка, насколько бы тяжело не было самой матери (не все готовы признавать взросление детей, тем более в таком раннем возрасте).

Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?

Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.

В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.

Признаки наступления кризиса

  1. Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
  2. Ухудшается сон.
  3. Может ухудшиться аппетит.
  4. Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
  5. Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
  6. Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
  7. Хуже реагирует на привычные и любимые игры.

malysh-tret-rukoj-glaza.jpg

Рекомендации родителям

potrebnosti.jpg

Преодолеть успешно кризис одного года позволит:

  1. Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
  2. Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло. Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка потребность в другом человеке.
  3. Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения. У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
  4. Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
  5. Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
  6. Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов. Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
  7. Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными. Важны все три элемента.

Речь и активность два опорных пункта этого возраста. Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов. Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.

Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает. Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться. Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое все хорошо на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния. Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни малыша что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.

rebenok-narushaet-zapret.jpg Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты

  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.

Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.

  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.

    obshhenie-s-rebenkom.jpg Общение лучший способ остановить развитие кризиса

  5. По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
  6. Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.

    starshie-deti-pomogajut.jpg Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша

Окончание младенчества

К психологическим признакам положительного завершения младенчества относится:

  • Ребенок большую часть бодрствования пребывает в хорошем настроении, радуется близким и значимым взрослым, настороженно относится к незнакомцам, активен в поисках нового и доверяет окружающему миру.
  • Ребенку нравится общение с ровесниками и взрослыми, он старается добиться его всеми известными способами, насколько может активно общается.
  • Может спокойно играть самостоятельно и довольствоваться периодическими переглядками с мамой.

У ребенка появляется новая деятельность игровая, но это не значит, что нужно заваливать его игрушками. Однако и одной игрушки будет недостаточно. У ребенка всегда должен быть выбор предметов для изучения. Если их слишком много, малыш растеряется и не сможет сосредоточиться, один предмет лишит самостоятельности и права выбора.

Таким образом, кризис одного года переходный этап от младенчества к раннему детству. Результат успешного прохождения кризиса ходьба и автономная речь. Автономная речь искаженное повторение речи взрослых (слоги, буквы, звуки и т. д.). Кроме того, речь ситуативная и эмоциональная. Нормальное поведение ребенка в возрасте года манипуляции с предметами в присутствии взрослого и с его помощью.

Почему такое происходит?

Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.

Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.

Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.

Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус. У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам. Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.

Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые Нет, Нельзя, Не трогай и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.

Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?. Или же: я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?.

Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.

К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает выбирать себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.

rebenok-plachet8.jpg

Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое Я.

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Отличительные признаки

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Причины кризисного поведения ребенка

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Советы детских психологов и педиатров

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.
Depositphotos_31659189_original.jpg
Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Не стоит бояться

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Что такое кризис 1 года?

11-2-300x198.jpg

На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.

Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после трудными для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.

Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.

Признаки

Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:

  1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
  2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
  3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
  4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
  5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Особенности развития

Ребенок активно осваивает новые навыки хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.

Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.

Основа познавательного и эмоционального развития общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.

Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.

Продолжительность

Кризис 1 года длится 67 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.

Обычно первые признаки кризиса проявляются в 1011 месяцев и проходят к 1,5 годам.

Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

22-2.jpg

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово нет, уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, какманипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Запрещенные действия

Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

Психологи советуют не применять следующие меры:

  1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
  2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
  3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь сломать кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Стоит ли бояться перемен в поведении?

Кризис первого года жизни естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.

Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.

3232.jpg

Возрастные кризисы возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 1214 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 12 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим нет!. От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: Низы не могут, а верха не хотят? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют маминым хвостиком.
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 1012 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: Непослушные дети Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Причины трудного характера

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц полтора), один год, три года, шесть восемь лет, 12 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

krizis-1-goda-u-rebenka3.jpg

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Что происходит с поведением

Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:

  • Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
  • Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
  • Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.

krizis-1-goda-u-rebenka4.jpg

Некоторые родители предпочитают незаметно исчезать, пока кроха занят. Однако такой способ организации отлучек чреват тем, что малыш потеряет уверенность в маме, и прилипнет к ней еще сильнее, движимый паническим страхом потерять своего самого близкого человека. Психологи рекомендуют придумать ритуал прощания: мама говорит пока, целует, оставляет какую-то свою вещицу, объясняет, куда она пошла и когда вернется. Говоря годовалому сыну или дочке о времени возвращения, используйте выражения вроде после того, как ты проснешься/покушаешь творожок/вернешься с прогулки и обязательно сдерживайте данное обещание. Такой тип взаимодействия рождает доверие, со временем карапуз научится безболезненно вас отпускать, радостно махать ручкой и бежать по своим делам.

  • Наступает период явного прощупывания границ дозволенного. Годовас упрямится, не слушается, как будто нарочно нарушает запреты, отказывается подчиняться. Отсюда противоречивость поведения: садись кушать неть! хорошо, тогда иди играть неть, ам! Он просит определенную игрушку, но, получив ее, тут же отшвыривает. Хочет гулять, но не дает себя одеть.
  • Маленький человечек показывает агрессию по отношению к родным и посторонним людям бьет, кусает, щипается.krizis-1-goda-u-rebenka5.jpg
  • Первые я сам! начинаются именно сейчас. Обнаружившиеся вдруг способности свободно передвигаться в пространстве открывают массу неизведанных возможностей, чадо везде лезет, открывает дверцы, раскидывает все предметы, до которых может дотянуться, требует выдать ему ложку с едой, причем все эти манипуляции он может проделывать нон-стоп весь день, в отличие от мамы, которая уже к обеду падает с ног от усталости.

Многие детки склонны к слезам, истерикам, тотальной мамозависимости и вне всяких кризисов. Часто это связано с течением беременности, родов, особенностями первых часов жизни новорожденного. Исследования показывают, что развитие детской психики происходит очень быстро, скачкообразно, маленький человечек ежесекундно усваивает огромное количество информации, все это является мощнейшей нагрузкой, с которой детский организм пока не умеет справляться. Научиться этому поможет способность родителей принимать своего ребенка, его эмоции, умение быть рядом, поддерживать и доверять.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения. Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом.

  • Вместо ограничений возможности. Большое количество запретов серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить нельзя и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

krizis-1-goda-u-rebenka6.jpg

На каждое нельзя постарайтесь найти альтернативное можно. По стеклу стучать запрещено, постучи лучше по своему стульчику. Книги мы не рвем, возьми обычную бумагу. Кидать тяжелую игрушку опасно, вот тебе мяч.

  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы он ничего не ест! Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы.krizis-1-goda-u-rebenka7.jpg
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.

Помогите другим родственникам с расшифровкой детских просьб, рассказывайте, что значит тот или иной звук, жест. Малыш охотнее будет общаться с теми, кто его понимает.

  • Ценность общения. Разговаривайте озвучивайте свои действия, называйте предметы, чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
  • Не мама для ребенка, а ребенок при маме. Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения. Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

krizis-1-goda-u-rebenka8.jpg

Сегодня психологи говорят о необходимости порядка трех часов самостоятельной игры или творчества для дошкольников в течение дня. Не нужно круглосуточно развлекать деток, позвольте им побыть наедине, придумать какую-нибудь свою деятельность, даже просто послоняться по квартире. Для годоваса это может быть ковыряние в коробке с макаронами или 10-минутное самозабвенное стучание ложкой по табуретке.

  • Море слез. Верным спутником кризиса 1 года у ребенка в возрастной психологии называется плач. Дети могут плакать долго, громко, по любому поводу. При помощи слез карапузы пытаются сломить волю взрослых, вытребовать желаемое. Стоит ли идти на уступки, лишь бы чадо не плакало? Нет, если речь идет о четко обозначенных запретах, имеющих принципиальное значение. Малыш должен понимать, что слово родителя окончательное, твердое и незыблемое. Посредством ограничений маленький первооткрыватель знакомится с понятием границ, а также приобретает уверенность в устойчивости окружающего мира, его надежности, системности, что очень важно для гармоничного развития личности. Плачущего ребенка можно и нужно пожалеть, приласкать, принять и назвать испытываемые им эмоции, дать выплеснуть через слезы свою обиду, злость, негодование. Любящий взрослый, проявляющий понимание, лучше, чем повсеместное потакание во избежание негативных переживаний. Говорите слова поддержки, но будьте твердыми в своих решениях: Я вижу, ты расстроена, что эту куклу нельзя взять с собой на улицу, ты очень хотела с ней погулять. К сожалению, на площадке она испачкается, поэтому мы ее оставим дома, возьми грузовик или мяч, это можно. Малыш должен понимать, что главный в семье не он, а мама и папа, и они решают.

krizis-1-goda-u-rebenka9.jpg

Каких методов общения следует избегать

Кризис одного года этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:

  • Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки задавить авторитетом, заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
  • Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми.krizis-1-goda-u-rebenka10.jpg
  • Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.

Говорите малышу о том, что запрещено, спокойным ровным голосом, без улыбки, вне игры. О каждом нельзя придется повторять несколько десятков раз каждый день, будьте последовательны и серьезны.

  • Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
  • Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
  • Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

krizis-1-goda-u-rebenka11.jpg

  • Поддерживайте баланс сил отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.
  • Позвольте себе ошибаться. Растить детей трудно, этому нигде не учат, вы имеете право не знать, не уметь, уставать, поступать неправильно.

Сложные периоды это всегда шаг вперед, после выхода из кризиса карапуз станет более сознательным, интересным, он будет учиться бегать, разговаривать. Совсем скоро с ним можно будет шутить и полноценно общаться, приобщать его к своим интересам, вести более насыщенную жизнь, приобщать малыша к семейным традициям и вместе создавать новые. Пройдя первый кризис вместе в малышом, оставаясь ему другом, поддержкой, вы заложите фундамент счастливой жизни для вашего ребенка и ваших с ним гармоничных отношений.

[mrp postnumb=4]

Источники:

  • https://osp-sakhalin.ru/simptomy/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka.html
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-1-goda.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-pervogo-goda.html
  • https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html
  • https://pups.su/psihologiya/krizis-1-goda.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит