Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:
- годовалый возраст;
- в три-четыре годика;
- семилетний кризисный период;
- кризисные явления с 13 до 17 лет.
Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.
Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.
Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.
Характерные признаки кризиса у подростков
Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой. Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет
Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.
Характерными кризисными проявлениями можно считать:
- Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
- У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.
Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.
Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои плюсы противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.
Основные фазы кризисного периода
- 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
- 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или прибиваются к дурным компаниям.
- 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.
Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.
Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.
Кризис подростковый выражается в двух видах зависимости и независимости.
Вид кризиса: независимость
Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.
Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.
Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.
Советы: Родителям надо прислушиваться к крику души своего ребенка.
Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.
Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.
Вид кризиса: зависимость
Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.
Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть под крылышком у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.
Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.
Советы: Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.
Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей подать ребенку пример своим поведением.
Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения зависимость, они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.
Как помочь подростку в преодолении кризиса
Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.
- Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
- Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
- Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
- Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
- Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
- Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
- Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
- Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.
Подростковый период это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.
Возрастные кризисы
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, кризис время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. То есть, это нормальное и нужное явление.
4 отличия кризисного периода от стабильного:
- В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
- Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
- Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
- Регресс в развитии: на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии (Выготский Л.С.).
Возрастные кризисы у детей:
- Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
- 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
- 3 года. Его еще называют кризисом Я сам. В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение Я. Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
- 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
- 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
- 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.
Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.
Характерные признаки кризисного периода:
- негативизм;
- упрямство;
- грубость;
- непослушание;
- своеволие;
- строптивость;
- обесценивание;
- деспотизм.
Особенности подросткового кризиса
Да, детство непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.
Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.
Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:
- Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
- Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
- Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:
- Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
- Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.
Важно помнить, что чаще всего в поведении тинейджеров проявляются обе эти направленности. Наш подросший малыш будет с пеной у рта доказывать, что он прав, что ему хорошо и не трогайте меня вообще. Но на самом деле в этот момент ему будет больше всего хотеться, чтобы вы подошли и обняли его, защитили, как в детстве.
Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:
- перепадам давления;
- тахикардии(учащенное серцебиение);
- головокружениям;
- обморокам;
- повышенной возбудимости.
Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.
Причины подросткового кризиса
- Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей. Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
- Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
- Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, свое мнение. Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
- Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
- Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.
Признаки кризиса подросткового возраста
Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:
- Психологические.
- Социальные.
- Биологические.
Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:
- Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
- Потеря интереса к старым увлечениям;
- Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
- Ощущение бессмысленности своей жизни;
- Ощущение себя неудачником;
- Страх перед будущим;
- Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.
Социальные признаки кризиса переходного возраста:
- Стремление к самостоятельности, независимости от родителей сепарация;
- Авторитет взрослого игнорируется;
- Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
- Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
- Занижение или завышение самооценки в зависимости от общения со сверстниками;
- Неуверенность в себе и в окружающем мире.
К биологическим признакам пубертата относятся:
- Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
- Быстрый рост и изменения тела.
- Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
- Мутация голосовых связок у мальчиков.
- Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
- Кожные высыпания.
Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего малютки. Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.
Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста
Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?
Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.
Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.
Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти. Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами. Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.
Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?
Ответ: да, можно.
Советы для родителей подростков
- Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
- Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
- Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
- Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
- Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов. Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
- Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
- Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:
Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.
Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему. Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.
Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.
Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:
- особенности физического и умственного развития;
- умение общаться в группе себе равных;
- отношение с родителями.
Кризис подросткового возраста кратко это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.
Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.
Психология подросткового кризиса
Проблема подросткового кризиса зависит от особенностей психологии личности. Это важный период нахождения своей обособленности от влияния взрослых и особенно зависимости от родителей чем старше, тем больше отделяется, как в плане физической зависимости, так и психологического мнения. Если раньше хороший контакт с родительскими фигурами непосредственно обеспечивал выживание, потому что даже самый умный и физически развитый ребёнок не может, как бы ни хотел обеспечить себе жизнь, то по мере получения знаний о мире и чувствования собственной силы, вопрос существования уже не зависит от старших, что даёт возможность не соглашаться и противостоять.
Появление критического мышления, следование последним веяниям, и получение информации не только от родителей формирует собственное мнение, редко совпадающее со старшими. На фоне чувствования своей силы и потребности в пространстве рождаются постоянные скандалы и другие акции, направленные на получение автономии.
Именно тут появляются наиболее глубокие комплексы или формируется адекватная самооценка, развиваются умения взаимодействовать с людьми или переходить в социальную изоляцию. Подростки смещают своё внимание со всего на отношения, поэтому дружба становится важнее учёбы и достижений, ради товарищей могут совершаться совершенно необдуманные и рискованные поступки.
То же самое касается и влюблённости, которая меняет психику и способы реагирования, приоритеты и шаблоны на всю жизнь. Потом будет много зрелых и глубоких отношений, но именно первая любовь, яркая своей трагичностью (нет понимания, как устанавливать отношения и чего ждать от другого) остаётся в памяти до конца дней, всё также, оказывая влияние на становление личности. Помимо сепарации от и взаимодействия важно обнаружение своего пола не на уровне понимания, как в четырехлетнем возрасте, когда девочки и мальчики начинают различать друг друга, а на уровне социо-культурного взаимодействия.
Гормональные всплески дают возможность почувствовать себя мужчиной, обусловливают отличия не только внешние, но и поведенческие, определяют жизненные задачи.
Сложный этот период не только для окружающих, считающих, что милого ребёнка подменили (многие даже начинают подозревать присутствие наркотиков и дурных компаний). Человек сталкивается с миром, являющимся для него загадочным и непонятным, где нет ориентиров, а есть только непонимание собственных эмоциональных и физических реакций. У подростка может регулярно возникать когнитивный диссонанс и потеря в ранее известных вещах он даже не может нормально воспринимать своё тело, меняющееся быстрее адаптационных возможностей психики, и каждый раз удивляется и требует времени для осознания.
В эмоционально-психологической сфере подростка много сопротивления, страха и стыда. Сопротивление касается назидающего тона взрослых, стыд обычно тесно связан с восприятием своего меняющегося тела, а страх сопровождает каждый день, потому что детство (с его безответственностью и обеспечением) кончилось и как дальше жить непонятно. Находясь в таких тяжёлых эмоционально условиях, у личности постоянно присутствует высокий уровень напряжения, которое сбрасывается агрессией на окружающих, опять же, потому что ещё не выработаны адекватные модели психологической трансформации.
Причины кризиса
Причины подросткового кризиса обусловлены многими изменениями. Дети начинают становиться более требовательными к окружающим родители должны обеспечивать покупку необходимых гаджетов, что диктуется рекламой, учителя должны выполнять инструкции и вежливые нормы, иначе светит ответственность перед законом. Даже дружеские связи не терпят чего-то двусмысленного, и если товарищ был однажды замечен в разговоре с врагом, то вычеркивается из списка близких.
Также требования увеличиваются и к себе, потому что происходит снижение самооценки, скачет самовосприятие и ребёнок пытается уже соответствовать взрослым нормам, хочет чего-то добиться, реализоваться. Не все эти требования удовлетворяются, что вызывает большой протест и негативизм.
Внешние факторы, способствующие усилению плохого самочувствия и повышению конфликтности, отсутствием изменений в требованиях родителей, несмотря на то, что сама личность ребёнка продолжает развиваться и трансформироваться. Это уже совершенно иной человек, чем год назад и крайне неприемлемо обращаться с ним в тех же интонациях и просьбах.
Они уже больше умеют и понимают, поэтому резко реагируют на критику, могут научить взрослых новшествам, поэтому негативно реагируют на советы, где сквозит отношение к ним в поучительном или снисходительном тоне, что напоминает общение с детьми.
У подростка уже начинает формироваться стремление брать ответственность, и психика требует реализации навыка самостоятельности и дальнейшего взросления, при этом всё ещё сохраняется несерьёзность и детская безалаберность. В некоторых ситуациях подросток может реагировать как взрослый и решать тяжёлые по своей серьёзности проблемы, в других совершать поступки, ориентируясь на свои желания, без осмысления последствий. Именно такие скачки, а не постепенное приобретение самостоятельности и зрелости является причиной кризисного состояния.
Скромность и воспитанность могут преподноситься как неуверенность, особенности фигуры рассматриваться только в негативном ключе. Подростку довольно тяжело принять своё новое тело и по достоинству оценить внутриличностные качества из-за неудовлетворённой потребности одобрения и чувствительности в этом возрасте к социальным воздействиям.
Признаки
Подростковый кризис замечают не сразу, обычно родители думают, что ребёнок стал непослушным или специально им грубит, некоторые выдвигают версии о причастности наркотических веществ или влиянии плохой компании. Только когда скандалы или затворничество становятся довольно продолжительными, когда одни и те же темы свободы звучат всё чаще, удаётся понять, что дело не в разовом непослушании, а в систематическом кризисном состоянии человека. Чтобы быстрее помочь или хотя бы облегчить проживание сложного периода необходимо быстрее распознать его начало по соответствующим признакам.
Появляется высокий уровень конфликтности на фоне негативизма относительно всего. Становятся неинтересны прежние стабильные занятия, бросаются все дополнительные кружки и хобби, при этом нельзя сказать, что им находится какое-то аналогичное развитие свойственно импульсивное и нестабильное пребывание в разных сферах. На уговоры вернуться куда-то, дотянуть месяц, чтобы получить диплом идти закончить обучение, работу, доходить оплаченный абонемент воспринимаются не в качестве здравого совета, а как попытки ущемления свободы и навязывания чужого мнения, поэтому встречают резкий отказ.
Поведение может быть непостоянным не только своими вспышками агрессии, но также и разницей в зависимости от обстановки и группы окружающих лиц. В школе среди сверстников и дома вы можете наблюдать как бы трёх разных людей не только по приоритетам, но и по действиям в идентичных ситуациях, реакциям на одни и те же фразы. Подросток старается быть удобным всем и черты оптимальные для одногодок могут быть неприемлемы дома, но выбрать одну линию поведения пока тяжело.
Может проявляться социальная изоляция в полном объёме или опять же относительно конкретных лиц.
Так проживающие кризис очень тяжело могут прекратить контакты вообще со всеми, погрузившись в мир книг, игр или самокопания, другие будут отстранёнными только среди одноклассников и душой компании среди дворовых ребят. Всё зависит от того, насколько глубоко подросток погрузился в кризисные переживания и сколько из происходящих событий способно его ранить чем больше таких моментов, чем больше чувствительных мест, тем меньшее количество контактов будет установлено.
Снижается учебная продуктивность, потому что основной интерес вызывают не знания, а социальные взаимодействия. Занятия могут всё также посещаться, но например уже не из-за стремления получить знания, а потому что там присутствует симпатичный человек. Поэтому же принципу выбираются любимые предметы и дополнительные занятия.
Когда вовремя не были замечены признаки подросткового кризиса ситуация может перерасти в неврозы, депрессии, расстройства аффективной сферы и даже суицидальные попытки. Конфликты в семье приводят к бродяжничеству и проживанию в притонах и на вписках в итоге формируется антисоциальный тип взаимодействия.
Особенности и характеристика подросткового кризиса
Особенности подросткового кризиса сводятся к тому, что появляется много психических новообразований, функционирующих изначально на грубом примитивном уровне, что не помогает лучше решать поставленные задачи, а только нагружает эмоциональные переживания.
Максимализм свойственный подросткам исходит из особенностей жесткой логики, требующей чётких ответов, максимально быстрых решений. Это связано с тем, что уже появляется критическое мышление, возможность анализировать и думать самостоятельно, но при этом не сформирована нюанонсированность. Мир уже может получать внутреннюю оценку, но она будет топорна и однозначна, причём такие же жёсткие критерии применяются и к собственной личности.
Происходит открытие себя как личности, становятся интересны собственные переживания, и они получают значимость. Если раньше всё строилось вокруг комментариев взрослых и даже свои чувства лучше интерпретировались под их комментариями, то теперь внешний мир становится лишь дополнением, а главный смысл получает внутренний. Отсюда появляются поиски смысла жизни, многих начинают интересовать вопросы религии и смерти, потустороннего это всё попытки самоопределения и постановки смыслов и целей существования.
Своё собственное существование напрямую соотносится с представлением о групповом мы. Данная уверенность граничит рядом с пониманием полнейшего одиночества, которое попеременно становится всё более ощутимым, чем причастность к определённой группе. Различия с теми с кем казалось, есть единство во всём, присутствие споров среди той группы, где взаимопонимание ставится во главу угла, являются сильными фрустирующими факторами для психики.
Также глобально одиночество может наступать вследствие переоценки своих возможностей. Это происходит на фоне того, что силы человека возрастают, он понимает, что может решать часть вопросов самостоятельно, не завися от взрослых, может обходиться без постоянной поддержки, и поскольку это происходит впервые в жизни, возникает ощущение своего всемогущества (точно так же детям родители кажутся божествами, могущими всё). Конечность сил и невозможность преодолеть реальные обстоятельства толкает в яму комплексов, разочарования и отчуждения.
Рекомендации родителям
Преодоление подросткового кризиса проходит значительно легче, если существует поддержка близких, а особенно родителей. Невозможно вложить свой ум и полностью оградить от проживания такого острого момента развития, но в то же время существует помощь, способная сделать этот период не травматичным. Следует уважать темп, с каким развивается ребёнок, и сколько бы лет ему не было, когда он начинает проявлять самостоятельность, необходимо дать больше ситуаций для реализации появившихся новообразований ответственности, а не продолжать тон обращения как в начальной школе.
Уважение является основой для поддержания контакта, причём оно должно относиться ко всему любые глупые и сумасбродные заявления подростка, принятые поспешно и эмоционально решения, странные друзья и предпочтения в своём внешнем виде. Если подросток первым услышит критику, то только эмоционально закроется, если же вы будете показывать, что уважаете его выбор, хоть и не понимаете, то рождается пространство для диалога, где можно выяснить причины такого поведения или решения, вместе обсудить и возможно прийти к другим вариантам.
Предоставляйте место его самостоятельности, вместе с ответственностью за совершённые выборы. Вы можете советоваться относительно покупок брать много дешевого или мало дорого, но при этом, строго соблюдая последствия (т.е. он получит реально меньше, если оно будет дороже, и выпросить не получится). Любое взрослое поведение необходимо транслировать примерами, а не только требовать на словах. Когда от сына ждут отчёта, где он задерживается поздно, уместно самим отзваниваться, если задерживаетесь на работе. Тут важно не то, что потом вы можете тыкнуть в то, что сами ведёте себя иначе, а формирование семейных традиций и способа жизни, когда иначе становится просто невозможно.
Строго соблюдайте личные границы это самое чувствительное место данного возраста, где возникает необходимость иметь что-то своё. Предоставляйте возможность побыть в одиночестве, не входя, не лезьте в рюкзак и другие вещи или шкафы, оставляйте своему ребёнку возможность что-то сохранить для себя. Делайте акцент на доверии, тогда не придётся нарушать границы личности и получится избежать скандалов. При этом важно не прогибать и свои границы прекращать разговоры в грубой форме, пресекать хамство, ставить свою позицию твёрдо и непреклонно. Подростки ещё сильны в детском виде манипуляции, поэтому необходимо отслеживать привычные модели поведения и не реагировать на милые вещи, прощаемые детям.
Родителям важно оставаться людьми, а не превращаться в воспитателей, говоря о чувствах и делясь историями. Для многих подростков становится откровением, что ранее родители были влюблены в других, они не догадываются во скольких авантюрах побывали родители и какими странными одеждами выражали свой протест. Показывайте фотографии и не забывайте присутствовать в ситуации сегодняшнего дня. Если вы остаётесь собой и предъявляете это миру, то и подросток получает право быть открытым без бунта.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра ПсихоМед
Что такое кризис подросткового возраста?
Возрастная периодизация в науке отводит подростковому возрасту период с 11 до 16 лет. Кризис продолжается на протяжении всего этапа. Возраст этот характеризуется тем, что понимающий, целеустремленный, коммуникабельный подросток вдруг становится замкнутым, капризным, трудноуправляемым, склонным к конфликтам. Взрослые перестают понимать, как же поступать со своим ребенком и каким образом выстраивать с ним отношения.
Что же случилось с подростком? А случилось то, что наступил тот сложный период, когда детство осталось позади, а взросление только начинается. Подросток часто совершает необдуманные поступки, принимает необычные решения, конфликтует, пытается остаться в одиночестве со своими мыслями.
Кризис подросткового возраста обусловлен множеством факторов:
- формируются жизненные принципы и идеалы;
- развивается процесс самосознания и определения собственного Я;
- происходит сознательный выбор будущей профессии;
- наступает пора первой влюбленности, которая зачастую оказывает сильное влияние на дальнейшую жизнь;
- начинается процесс полового созревания и гормональной перестройки организма.
Формирование личности подростка требует осознания своего места в жизни, понимания собственной значимости, правильной расстановки приоритетов и определения идеалов.
Как проявляется кризис: причины и симптоматика
Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.
Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.
Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем. То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения.
Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.
Причин кризиса личности подростка много:
- Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
- Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
- Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
- Самоутверждение. Постигая собственное Я, не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
- Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может затеряться, поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.
Какова симптоматика кризисного состояния подростка:
- Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
- Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.
Фазы подросткового кризиса у ребенка
Достаточно сложный кризисный процесс протекает неоднородно и претерпевает три фазы:
- негативную или предкритическую. Происходит переоценка взглядов, перестройка стереотипов и смена привычек;
- кульминационная. Характерна для возраста тринадцати лет, хотя бывают индивидуальные возрастные особенности. Здесь наиболее ярко проявляются все кризисные симптомы;
- посткритическая. Период характерен тем, что формируется новое мышление, происходит осознание себя самого и собственного отношения к окружающей действительности, складывается новый тип межличностных отношений.
Что делать родителям
Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.
По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.
Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации.
Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.
Кризис может проявляться в виде:
- независимости;
- зависимости.
Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.
Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.
Прислушайтесь к зову души своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним на равных, серьезно восприняв его доводы и точку зрения.
Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.
По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.
Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.
Мнения специалистов
Помните, какие были проблемы у вашего ребенка в кризисный период 3 лет? Как вы поступали тогда? Почти все советы и рекомендации, которым вы следовали тогда применимы для подросткового возраста. Как необходимо поступать родителям на сложном кризисном этапе взросления подростка
- Быть внимательными и чуткими к потребностям вашего ребенка: принимать его новых друзей, давая тактичные советы, содействовать в самореализации и самоутверждении, разделять новые интересы, деликатно относиться к романтическим чувствам и переживаниям;
- Забыть о том, что перед вами ребенок и полностью пересмотреть свое отношение к нему и способ общаться. Понять, что перед вами взрослый, серьезный человек и соответственным образом относиться к его мнению, уметь выслушать, дать дельный ненавязчивый совет, доверять ему и вести себя таким образом, чтобы завоевать его доверие.
- Решать проблемы посредством поиска компромисса;
- Обеспечить равные требования к выполнению правил всеми членами семьи;
- Относиться к подростку как к равноправной личности, учитывая его мнение при принятии семейных решений;
- Показывать на личном примере, как можно одержать победу над эмоциями и чувствами;
- Проявлять неподдельный интерес к новым увлечениям;
- Поощрять и хвалить за успешные начинания и стремление к постижению новых вершин;
- Не сравнивать с другими, а всемерно оказывать моральную и психологическую поддержку;
- Не давать критических оценок негативным словам или высказываниям.
Перед родителями стоит непростая задача сделать так, чтобы кризис в жизни ребенка прошел благополучно, чтобы минуя временные трудности в общении, стать своему ребенку настоящим другом. Для этого предоставьте подростку побольше свободы и возможности самостоятельного выбора. Современные молодые люди грамотнее, умнее, намного сильнее. Они мобильны, коммуникабельны и целеустремлены. Им необходимы альтернативы. Они сами в состоянии найти правильное решение, необходимо лишь тонко указать на короткие пути выхода из проблемной ситуации.
Родители, знающие особенности периода взросления подростков, способны помочь своему ребенку в благоприятном преодолении сложного возрастного периода становления личности. При условии внимательного и ответственного отношения родителей подросток вступит во взрослую жизнь с набором прекрасных качеств и черт характера, которые позволят ему правильно сформировать будущее, максимально выразить себя в учебной и профессиональной деятельности, гармонично выстроить личную жизнь, стать полноправным членом общества, самодостаточным счастливым человеком.
Особенности подросткового возраста
В возрасте от 11 до 17 лет ребёнок переживает бурные изменения, которыми сопровождается сложный процесс его перехода из мира детства в большой мир взрослой жизни.
Перемены начинаются с внешности ребёнка.
Одной из физиологических особенностей подросткового периода можно назвать непропорционально большие размеры его головы, ступней и кистей рук по отношению к остальным частям тела. Именно из-за этого ученики и ученицы 6-9 классов обычно выглядят нескладными и угловатыми.
Внутри организма подростка происходит бурная перестройка.
Его половые железы начинают интенсивно работать, выбрасывая в кровь огромное количество гормонов. У ребёнка появляется повышенный интерес к сексу.
Но о кризисе подросткового возраста родители и педагоги начинают говорить в тот момент, когда у ребёнка проявляются следующие особенности:
- Пререкания со взрослыми по любому поводу.
- Упрямство, нежелание принимать советы родителей.
- Странное чувство юмора, стремление смеяться над всем, что его окружает.
- Грубость и высказывания, шокирующие цинизмом.
- Обидчивость, болезненное самолюбие.
Все эти черты вызывают у родителей подростков тревогу и недоумение. Им начинает казаться, что дети делают им всё назло. И кризис переходного возраста у подростка может стать причиной серьёзного семейного разлада, если мама не сумеет понять и поддержать своего ребёнка в столь сложный для него период.
Кризис подросткового возраста: причины сложностей в отношениях с подростком
Любое отклонение в поведении детей переходного возраста вполне поддаётся объяснению.
- Медики утверждают, что в крови у подростков содержится настоящий гормональный коктейль, который в буквальном смысле заставляет кровь бурлить. Именно это является главной причиной подростковой вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональности и ранимости. В поисках путей избавления от психологического напряжения, мальчики и девочки этого возраста пробуют самые разные средства релаксации, в том числе секс, алкоголь и наркотики.
- Подростки по росту почти догоняют родителей и старших детей в семье. Разумеется, они чувствуют себя большими и пытаются отстоять свои права на самостоятельность. В то же время психологически они ближе к детям, которые совершенно не понимают, почему они кому-то что-то должны. Отсюда их нежелание брать на себя ответственность и отказ от выполнения обязанностей, навязанных им взрослыми.
- Кризис у подростков часто проявляется в вызывающем внешнем виде, за которым обычно молодой человек или девушка прячет ряд своих комплексов по поводу внешности. Сайт sympaty.net уверяет родителей: пирсинг, тату, стиль эмо, готические наряды, экзотические причёски, яркий цвет волос, стиль гранж всё это лишь попытки выразить свою индивидуальность и отвести взгляд прохожих от недостатков внешности, которые обязательно у себя находит каждый подросток. Обычно стремление выглядеть как-то особенно ближе к концу переходного возраста у него исчезает само собой.
- Подросткам очень важно, чтобы окружающие их принимали, немалую роль для них играет авторитет среди ровесников. Друзья для детей трудного возраста значат порой даже больше, чем родители, которые, как кажется подросткам, их просто не могут понять. Опыт приобретения новых друзей среди ровесников, установления дружеских связей, поиска собственной роли в своей группировке очень важен для подростка. Это помогает ему социализироваться, научиться договариваться с окружающими, выработать свой индивидуальный стиль поведения.
Часто родители развязывают настоящую войну с приятелями своего ребёнка за авторитет. И обязательно в такой ситуации проигрывают, поскольку одной из особенностей кризиса переходного возраста является отрицание мнений и позиций, которые навязываются извне.
Большинству детей переходного возраста важно на себе испытать истинность тех или иных теорий, а свою жизненную позицию им хочется выстроить на принципах, к которым они пришли сами.
Это вполне естественное желание, поэтому препятствовать ему нельзя.
Для того, чтобы уберечь детей от непоправимых ошибок, родители должны научиться незаметно подталкивать их к тем или иным жизненным выводам.
Контролировать жизнь детей, которые испытывают кризис переходного возраста, довольно сложно. И всё же мудрые родители справляются с этой задачей.
Решить её любой маме поможет владение некоторыми психологическими приёмами.
Психологический кризис переходного возраста: что рекомендуют психологи
Главная задача родителей подростка помочь ему пройти путь взросления без ошибок, которые невозможно исправить. Для этого очень важно ребёнка в данный период его жизни научить контролировать свои эмоции.
- С подростком нужно разговаривать спокойным уверенным тоном. Если в процессе общения вспыхнет ссора и ребёнок уйдёт в свою комнату, хлопнув дверью, как это обычно происходит в подобных ситуациях, маме или папе нельзя занимать позицию обиженного. Подождав минут двадцать, можно продолжить разговор, объяснив при этом ребёнку, что в его вспыльчивости виноваты гормональные изменения, однако эмоции всё же нужно держать на контроле: разговор в таком тоне обижает и ранит близких людей.
- Бурлящую кровь подростков можно усмирить, направив его кипучую энергию в нужное русло, например, на занятия спортом или на какое-нибудь творчество.
- Подростку важно помочь реализовать свой потенциал. В этом ему помогут занятия по интересам. Различные кружки и секции не только отвлекут внимание ребёнка в переходном возрасте от опасных интересов, но и повысят его самооценку, а также расширят круг общения.
- Поскольку подростковый кризис у детей характеризуется очень болезненным восприятием собственных внешних недостатков, родителям важно найти во внешности сына или дочери несколько привлекательных черт, обратить на них внимание ребёнка, объяснить, что людей без недостатков не бывает.
- Преодолеть кризис подросткам помогают близкие друзья. Роль такого друга для юноши или девушки может сыграть питомец, например, собака.
Бывают ситуации, когда кризис подросткового возраста протекает особенно остро и проблемно. Дети начинают употреблять наркотики, алкоголь, ведут беспорядочную половую жизнь, сбегают из дома. Такие проблемы решить без помощи профессиональных психологов не получится.
Поэтому родителям очень трудных подростков нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам. Автор Pelageja, сайт www.sympaty.net Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
- https://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html
- https://lifemotivation.ru/samopoznanie/krizis-podrostkovogo-vozrasta
- https://psihomed.com/podrostkovyj-krizis/
- https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/krizis-podrostkovogo-vozrasta/
- https://www.sympaty.net/20141218/krizis-podrostkovogo-vozrasta/