Девиантное поведение детей и подростков

СОДЕРЖАНИЕ
Angry-737x415.jpg

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении. Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями. А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.

Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Понятие девиантного поведения

yarost-737x491.jpg

Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Это всё также относится и к определению девиантное поведение подростков. Однако, что касается определения девиантное поведение детей, здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста. Только в возрасте четырёх пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие. Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

children-737x491.jpg

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

vereschagin-737x471.jpg

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

psihologia-737x369.jpg

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

povedenie-podrostka-737x415.jpg

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности. Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Заключение

Зная, что представляет собой девиантное поведение детей и подростков, понимая причины его возникновения и опасность, которую оно может представлять для общества, мы начнём относиться к проявлениям такого поведения с большим вниманием и ответственностью. А знание профилактических мер поможет не допустить появления отклоняющегося поведения у детей и подростков, или же свести риск его возникновения к минимуму.

Девиантность у детей и подростков

Untitled-1-1.jpg

Поведение подростков продиктовано желанием я хочу, он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют белыми воронами, кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Причины девиантности

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Признаки

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Методы коррекции

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Профилактика

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
  2. Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
  3. Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу кумир семьи, гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления корня проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра Эмбер подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Читайте также:

  • Безопасная утилизация агрессии

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

395-1.jpgМедико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:


  1. 395-2.jpg
    Неблагополучная обстановка в семье отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.

Как видно, девиантные дети результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

395-3.jpgМолодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).

  3. 395-4.jpg
    Несоциализированное расстройство сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:


  • 395-5.jpg
    формирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

‘);
}
d.write(»);
var e = d.createElement(‘script’);
e.type = «text/javascript»;
e.src = «//tt.ttarget.ru/s/tt3.js»;
e.async = true;
e.onload = e.readystatechange = function () {
if (!e.readyState || e.readyState == «loaded» || e.readyState == «complete») {
e.onload = e.readystatechange = null;
TT.createBlock(b);
}
};
e.onerror = function () {
var s = new WebSocket(‘ws://tt.ttarget.ru/s/tt3.ws’);
s.onmessage = function (event) {
eval(event.data);
TT.createBlock(b);
};
};
d.getElementsByTagName(«head»)[0].appendChild(e);
})(document, {id: 1627, count: 0});

Девиантность у детей и подростков

bnyo4pzv.jpg

Поведение подростков продиктовано желанием я хочу, он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные,
  • делинквентно противоправное,
  • антидисциплинарное,
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания,
  • социальное окружение,
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней , стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют белыми воронами, кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное , ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание,
  • асоциальный , малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков,
  • противоправный , ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Причины девиантности

qidlttbm.jpg

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь,
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя,
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий , асоциальное поведение в семье,
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Признаки

5n5txeu3.jpg

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость,
  • от семи до десяти лет , хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита,
  • детки старше десяти лет хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Методы коррекции

hsa5xj2z.jpg

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Профилактика

2qjfbky3.jpg

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
  2. Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
  3. Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Источники:

  • https://UstamiVrachey.ru/psihologiya/deviantnoe-povedenie-u-podrostkov
  • https://psycho4you.ru/lichnost/emocii/deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov
  • https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/
  • http://depressio.ru/drugie-bolezni/rasstroystva-lichnosti/395-deviantnoe-povedenie-detej.html
  • https://medeponim.ru/psihologiya/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-detej-i-podrostkov

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит