Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.
Главная цель воспитания трудолюбия формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.
Новые тенденции методики трудового воспитания
Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе принцип вариативности.
Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.
Условия успешной воспитательной деятельности
При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.
Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:
- Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
- Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
- Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
- Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
- Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
- Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.
Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.
Рекомендуем Проблемы трудового воспитания дошкольников.
Виды трудового воспитания
Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:
- учебный труд (физический, умственный);
- общественно-полезный;
- производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.
Воспитание в учебном труде усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.
Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.
Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.
Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.
Воспитание в дошкольном возрасте
Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:
- Самообслуживание обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
- Хозяйственно-бытовой поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
- Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
- Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).
Формы трудового воспитания
Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.
Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:
- Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
- Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
- Групповые (праздники, утренники, соревнования).
Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).
Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:
- работа в звеньях для выполнения работы;
- развитие трудовых традиций;
- смотры, выставки, конкурсы;
- отряды и трудовой десант;
- индивидуальные поручения.
Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.
Формы работы с дошкольниками
Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:
- Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
- Дежурства организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
- Коллективная, совместная деятельность деятельность группы детей, объединенная одной целью.
Методы трудового воспитания
Выделяют несколько групп методов:
- Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
- Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
- Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.
Средства воспитания в детском саду
С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:
- собственная деятельность;
- ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
- обучение трудовым навыкам;
- художественные средства.
Собственная деятельность необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.
Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.
К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.
Главные методы работы с дошкольниками:
- Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
- Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
- Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
- Практические методы собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.
Трудовое воспитание важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.
Самообслуживание.
Соблюдение правил гигиены, является первой и основной трудовой деятельностью малышей. Эти, на первый взгляд, привычные действия вызывают у ребёнка массу сложностей, нежелание этим заниматься, поэтому важно правильное поведение родителей запастись терпение и ни в коем случае брать эти обязанности на себя. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, то к 4-5 годам он уже практически полностью самостоятелен в самообслуживании. Наличие сформировавшихся умений и навыков у детей 6-7 лет позволяет родителям повысить требования к качеству и темпу самообслуживания. Дети должны уметь не просто быстро одеваться и раздеваться, но и сами замечать недостатки в своём внешнем виде и устранять их.
Хозяйственно-бытовой труд.
Этот вид труда неотъемлемая часть повседневной жизни заключается в создании чистоты и порядка в помещении, оказании посильной помощи взрослым.Малыши 2-х лет только начинают знакомиться с этим видом трудовой деятельности, наблюдая за взрослыми, старшими братьями и сёстрами, но уже в этом возрасте нужно привлекать к выполнению несложных поручений. Это может быть выражено в помощи сервировки стола, в уборке игр и игрушек, раскладывании или расстановке по местам каких-то вещей или предметов, уборке во дворе сухих листьев и т. д.
Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет существенно расширяется и усложняется. Так, в семье и детском саду дошкольники способны самостоятельно мыть игрушки, сервировать стол, убирать за собой посуду, подготавливать рабочее место к занятиям, а затем его убрать, при участии взрослого стирают кукольное белье, протирают пыль на мебели и подоконниках, застилают постель, на улице могут подмести дорожки, очистить лавочки от снега и т. д.
Хозяйственно-бытовой труд старших дошкольников еще более разнообразен, усложнён и становится систематическим. Дети могут его самостоятельно организовать, выбрать необходимый инвентарь, оценить результат, без напоминания убрать за собой после игр или занятий. Конечно, современная жизнь напрямую связана с бытовой техникой, почти в каждой семье используются стиральная машина, пылесос, микроволновая печь и др. В этом возрасте можно учить дошкольников пользоваться некоторыми бытовыми приборами, но только под контролем родителей.
Труд в природе.
Помимо того, что занятость с природными объектами доставляет детям не мало положительных эмоций, труд в природе имеет своей целью развивать наблюдательность, любознательность, устанавливать взаимосвязь между объектами экосистемы, воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому. Трудовая деятельность способствует получению и расширению знаний:
- о почве, её видах, способах ухода за ней, орудиях труда;
- о растениях, их строении, стадиях роста, особенностях развития, способах ухода;
- о животных, их внешних особенностях, условиях жизни, питании.
Труд в природе меняется на разных возрастных этапах, различны его формы и содержание. Малыши 2-3-х лет могут участвовать в поливе комнатных растений, протирать большие листья тряпочкой. Так же можно привлечь к посадке луковиц или крупных семян, для этого подготовить ящик с грунтом. Малыши вместе с родителями будут поливать и наблюдать за всходами. Если в семье есть животные, то дети могут их кормить, конечно, с помощью взрослого. На этом возрастном этапе родители должны помнить, что все трудовые действия сопровождаются показом и объяснением и обязательной похвалой.
[pullquote-left]В 4-5 лет дети уже должны самостоятельно набирать воду в лейку и поливать комнатные растения, протирать крупные листья, вместе со взрослым опрыскивать их, рыхлить грунт в горшках.[/pullquote-left] Они пробуют самостоятельно дозировать корм для рыбок и насыпать в аквариум, помогают чистить клетку птиц, хомяков. Конечно, не стоит забывать, что навыки детей еще далеки от совершенства, поэтому необходим контроль, чтобы не был нанесён вред живым объектам. В этом возрасте взрослый может оценивать результаты трудовой деятельности по качеству, а значит делать замечания и просить исправить ошибку.
Старшие дошкольники самостоятельно поливают и рыхлят грунт, опрыскивают растения, удаляют сухие листья и цветы, помогают пересаживать и подкармливать растения, высаживать рассаду, сажают мелкие семена. Детям этого возраста можно доверить кормление животных. Задача родителей заключается в контроле их деятельности, помощи в затруднительных ситуациях.
Ручной труд.
Он помогает детям получить первичную информацию о свойствах различных материалов, способах работы с ними. С этим видом труда дошкольников следует знакомить не раньше 4-х лет, потому как он подразумевает работу с разными видами бумаги и ткани, нитками, кожей, природным и бросовым материалом, тестом, гипсом, бисером, ножницами, клеем, шилом. Ручной труд превращает детей и родителей в творцов, поскольку позволяет проявить фантазию, изобретательность при изготовлении красивого изделия, которое можно использовать как игрушку, предмет быта, подарок. Вариантов работ великое множество: коллажи, панно, мягкие игрушки, салфетки, декоративные украшения, мелкие скульптуры и т.д. В семье можно организовывать тематические дни, например, Мастерская Деда Мороза, Мамина помощница, Художница-зима и т. д. Ручной труд подразумевает совместное творчество родителей и ребёнка.
Труд в игре.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредством игровой деятельности. В семье, детском саду можно организовать следующие виды игр:
- Игры с предметами
- Настольнопечатные игры
- Словесные игры.
1 Игры с предметами
Чтобы заинтересовать дошкольников в выполнении какого-то трудового действия можно разыграть мини спектакль. Любимая или новая игрушка просит помочь, например, полить цветы или накрыть на стол и ребёнок с удовольствием выполнит задание. Но такая игра лучше подходит детям 2-3 лет, и задача родителей от лица игрушки поблагодарить за помощь. Спектакль можно продолжить, посадив игрушку и ребёнка за накрытый стол и устроить небольшой праздник с угощениями. Содержание таких игр зависит от фантазии родителей.
Для детей постарше предложить такие игры:
- Что нужно парикмахеру (врачу, учителю, повару и т.д.)? перед ребёнком разные предметы, ему нужно выбрать необходимые;
- Волшебный мешочек лучше когда играют несколько дошкольников, они по очереди достают из мешочка разные орудия труда и называют профессию, которому он походит.
2 Настольно печатные игры:
Составление изображения человека какой-то профессии, его орудия труда, из разрезных частей или кубиков:
- Что для чего? перед ребёнком большие картинки или макеты огорода, квартиры, улицы и картинки с орудиями труда, бытовой техникой. Ему нужно распределить предметные картинки к соответствующим макетам. Например, веник нужно положить к макету квартиры;
- Кто пришёл на работу? взрослый показывает картинку с изображением человека какой-то профессии и карточки с цифрами 7 и 3, задаёт вопрос: Кто пришёл на работу?, ребёнок отвечает: На работу пришли 7 продавцов, 3 продавца; 7 учителей, 3 учителя и т.д.;
- Чего не стало? перед ребёнком несколько предметов бигуди, расчёска, фен, ножницы, ребёнок закрывает глаза, а взрослый что-то убирает, нужно сказать, чего нет.
3 Словесные игры:
Загадки о профессиях и орудиях труда:
- Исправь ошибку ребёнку нужно услышать ошибку в высказывания взрослого относительно профессиональной деятельности людей, например, строитель лечит животных. строитель стоит здания, швея стрижёт людей швея шьёт одежду и т.д. Взрослый загадывает профессию и описывает её не называя, ребёнок отгадывает, о ком идёт речь, потом сам составляет аналогичный рассказ.
Приобщение ребёнка к трудовой деятельности основано на примере родителей, которые должны помнить труд должен быть посильным и приносить удовольствие.
Задачи и цели трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника являетсяформирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.
Основные задачи трудового воспитания:
- Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
- Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
- Сформировать бережное отношение к труду
- Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость
Значение труда для развития личности
Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.
Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.
Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.
Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.
Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.
Формы и виды трудового воспитания
Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.
Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.
Виды трудового воспитания
Самообслуживание
Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.
Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:
- Постоянно совершать эти действия
- Следить за выполнением трудовых процессов
- Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности
По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.
Хозяйственно-бытовой труд
Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.
Труд в природе
Развитие трудовых способностей в природе это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания развить выносливость, волевые качества.
Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.
Ручной труд
Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.
Формы трудового воспитания
Выделяют три основные формы трудового воспитания:
- Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
- Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
- Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.
Методы и средства трудового воспитания
С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.
Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:
- Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
- Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
- Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:
- Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
- Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
- Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
- Практические задания труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком
Особенности трудового воспитания в семье
- Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
- Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
- Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
- Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
- Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
- Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
- Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
- Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
- Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают
Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста
Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.
У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.
Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.
Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.
Трудовое воспитание девочек
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.
Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.
В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
Советы родителям
- Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
- Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей это главное занятие
- С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
- Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
- Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
- Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых
- https://vospitanie.guru/trudovoe/formy-i-metody-4
- https://detki.guru/vospitanie/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov.html/
- https://vdecrete.ru/vospitanie/kak-privit-rebenku-trudolyubie-sredstva-metody-i-zadachi-trudovogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta