Конспект занятия по теме «Животные холодных стран» в старшей группе

СОДЕРЖАНИЕ

Программные задачи:

  • формировать представление о климате в холодных странах, о типичных обитателях данной климатической зоны (белый медведь, тюлень);
  • систематизировать представления об особенностях приспособления животных к среде обитания;
  • закрепить представление о суше и водных пространствах, полюсах;
  • развивать умение сравнивать животных одного вида, но разной среды обитания;
  • закреплять умение соотносить животное со средой обитания;
  • активизировать в речи слова и выражения по теме занятия;
  • стимулировать развитие связной речи (умение строить полные предложения);
  • воспитывать познавательное отношение в природе, бережное отношение к живым существам.

beliy-medbed.jpg

Материал и оборудование: телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток, мультимедийная презентация Животные холодных стран; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Пояснительная записка: игра-занятие проводится в форме путешествия в холодные страны с использованием мультимедийной презентации (скачать презентацию Животные холодных стран).

Воспитатель(В.). Здравствуйте, ребята! Меня зовут, сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа С добрым утром! (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Я ведь к вам, ребята, пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.

(Воспитатель достаёт телеграмма от доктора Айболита).

В. Я сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

В. Она от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

В. (читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

В. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

Дети. Да.

В. Давайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

В. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Динамическая пауза Мы идём! (в парах).

Мы идём, идём вперёд, 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Слайд № 1

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

giv-severa.jpg

Загадка.

Целый день лежать не лень

Толстым должен быть (тюлень).

Слайд № 2.

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза Мороз.

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Руки трите, трите, трите, (далее выполняются движения по тексту).

Ручками похлопайте

И на ручки подышите.

Ножками потопайте.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Слайд № 3.

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

Слайд № 4.

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Слайд № 5.

В. На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Давайте мы устроим настоящую метель.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой.

Детям раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. После чтения слов нужно дуть на снежинки так, чтобы как можно дольше не падали на пол.

Дуй, дуй, не зевай.

Упасть снежинке не давай.

Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.

Загадка.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

Слайд № 6.

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

Дидактическая игра Сравни медведей Слайд № 7.

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) Слайд № 8.

В. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

В. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. Слайд № 9.

В. Белые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Давайте поиграем в игру Белые медведи.

Подвижная игра Белые медведи. Слайд № 10.

Один ребёнок медведь, остальные медвежата. Медведь по команде ловит медвежат, они становятся цепочкой и вместе ловят остальных.

Раз, два, три. Лови!

В. Порезвились медведи, нужно отдохнуть. Присядьте на коврик.

Релаксационная пауза Колыбельная медведицы

Дети закрывают глаза, имитируют сон под музыку.

В. Просыпайтесь, нам пора возвращаться, чтобы отправить письмо доктору Айболиту.

Динамическая пауза.

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Пора нам выполнить последнее задание.

morj.jpg

Дидактическая игра Собери картинку.

Выполняется в индивидуальном порядке. После выполнения задания дети назвать то, что у них получилось. Если кто-то выполняет быстрее, ему предлагается сложить ещё одну картинку. Все остальные подключаются.

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Их изображения мы отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В. Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)

О. Пуйша

Малодцы!нам на борт пришло письмо с фотографией зверей обитающих в антарктиде давайте же их посмотрим: НУ ВОТ БЕДА ФОТОГРАФИИ КТО ТО ПОРЕЗАЛ????НО МЫ СМОЖЕМ ИХ СОБРАТЬ И ТОДА МЫ УЗНАЕМ КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЕН НА ФОТО!!!! ДЕЛИМСЯ НА(НА ДВЕ КОМАНДЫ)КТО ЖЕ ЭТО????ПИНГВИНЫ;;Вопросы к занятию:

1. Где живут пингвины?2. Чем питаются пингвины?3. Как пингвины появляются на свет?4. Пингвины живут поодиночке или стаями?5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?6. Для чего пингвину лапы с перепонками?7. Умеют ли пингвины летать?8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?

ОТВЕТЫпингвины живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку. (Показ картинки)Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.

ДетиА У ВАС КТО ИЗОБРАЖЕН???

Воспитатель.тюлени, поговорим о них.

рассказывает стихотворение про тюленя.

Может плавать целый деньВ ледяной воде тюлень!На холодном льду лежит,И не мёрзнет, не дрожит.

Детирасскажите что вы знаете о тюленях.

Воспитатель.Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них есть усы-вибриссы.Самая страшная угроза для тюленей ледоколы.Прохождениекораблей-ледоколовчерез залежи самок с малышами, не умеющими плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.

Воспитатель.А СЕЙЧАС МЫ НЕМНОГО С ВАМИ ПОИГРАЕММЕДВЕДИ ИДУТ НА ОХОТУ Игра———— сама по себе простая: выбирается двое водящих, они держатся за руки. Остальные игроки разбегаются по игровой площадке. Задача водящих догнать кого-нибудь и взяться за руки вокруг него (окружить, так сказать). Первый пойманный садится, второй пойманный с первым образуют еще одну пару. Третий пойманный садится, четвертый с третьим образуют еще одну пару и так далее, пока всех не переловят.В обычных правилах практически не бывает уточнений, а я бы еще добавил: нельзя прорываться через сцепленные руки водящих и нельзя под сцепленными руками пролезать; можно поймать игрока, окружив его у стены, то есть, не захватив руки за ним, а просто прижав его к стене и поставив руки с двух сторон.А так, игра интересная и очень нравится детям.

(

Воспитатель.А ведь мы ещё про северных птиц не говорили. (Выставляет изображение белой чайки и кайры). Кто это? Кто хочет рассказать о них? Будем говорить по одному предложению, сравнивая их. Выходят по желанию два ребёнка, они говорят по одному предложению один про одну птицу, другой про другую.

Чайка белая, лапки у неё чёрные. Кайра сверху чёрная: голова, шея, крылья, хвост, а грудь и брюшко белые.

Чайки зимуют на Севере. Кайры зимуют на Севере. Весной чайки и кайры слетаются к скалам.

Воспитатель. Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое названиептичьи базары. А для чего они это делают?

Дети.Чтобы выводить птенцов.

Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Кайры тоже не строят гнёзд.

Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Кайры тоже дружны. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.

Чайка питается чужими птенцами, грызунами, моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют на глубину, ловят под водой мелкую рыбу.

Воспитатель. А какие животные всю жизнь проводят в холодном море и не выходят на сушу никогда?

Дети.Кит гренландский, северные дельфины: белуха, нарвал (единорог), касатка.

Воспитатель.Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети.Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга..

Воспитатель.Молодцы, ребята. Все отвечали хорошо, были активны. А ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ А ТЕПЕРЬ МОЖНО ПО ЖЕЛАНИЮ НАРИСОВАТЬ ПОНРАВИВШЕЕСЯ ЖИВОТНОЕ.

загадки1. И зимой ,и летом в чёрный фрак одет он. Очень важный господин .По фамилии .

2.Я без моря — никуда,В море — вся моя еда.Сам живу на берегу,Круг полярный стерегу.Лапы — что-то вроде ласт.Я как морж, но не клыкаст.

Отгадка (ответ):Тюлень

3.поморники просмотр слайда 4. Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? — Белые… (медведи)

5. Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь… (моржи)

6.Он для всех хороший другв тундре, где Полярный круг.Есть рога и тёплый мех,что зимой так греет всех.Возит нарты далеко,с ним на Севере легко.(олень)Ищет ягель целый день.Это-...(Северный олень)

7.показ слайда (Овцебык) 8.Этот зверь, себе на грех,Дорогой имеет мех.Двести сорок три стрелкаДень и ночь палят в зверька.(песец)

9. Это самый крупный зверь,Словно лайнер многотонный.А питается — поверь! —Только мелочью — планктоном.Проплывает тут и тамПо арктическим морям.(Кит)

Лев

Берегитесь, зебры полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran2-1.jpg

Лев на охоту вышел!

Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рёв, львиное рыканье. И все звери притаились.

Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran3-1.jpg

Кого он этой ночью поймает?

Пингвины

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran4.jpg

Это совсем удивительные птицы на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по- своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и белом жилете.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran5.jpg

Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско! Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.

Кит

Кит самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran6.jpg

Заплывёт кит в холодные моря, где один лёд да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решётки, а называются эти решетки китовым усом.

Слон

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran8.jpg

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Бегемот

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran10.jpg

Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится этот толстый обжора на поле всё поле сожрёт, а что не сожрал сомнёт. И уйдёт потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнет и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достаёт, а то разинет свою пасть а она у него огромная, как раскрытый чемодан, и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.

Северный олень

На Севере снег да лёд, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достаёт лишайник ягель.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran11.jpg

Чьё молоко пьёт на Севере человек? Оленье. На чем ездит? На олене.

Чьё мясо ест? Оленя.

Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Орангутанг

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran13.jpg

Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушёл в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.

Крокодил

Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran15.jpg

Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.

Морж

Морж толстый, тяжёлый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran16.jpg

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.

Нырнёт глубоко под воду и пасётся на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывет кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

Белый
медведь

Белый медведь это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги тёплая, её мороз не прохватывает. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочём ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran19.jpg

Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу рыбу или моржонка, наестся и сразу завалится спать, прямо тут же на льду.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran18.jpg

А когда выспится, опять побредёт. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

Носорог

Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадным зверь носорог. Нипочём ему колючки и шипы, твёрдые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копьё от неё отскочит, стрела сломается. Пробьёт такую шкуру только пуля из винтовки.

zhivotny-zharkikh-i-kholodnykh-stran21.jpg

У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберёт, а сразу бросается бодаться.

Вспыльчивый зверь и подозрительный.

:

— : , .

detsad-258348-1580930757.jpgdetsad-258348-1580930982.jpg

1. — -.

, , . , .

detsad-258348-1580930787.jpgdetsad-258348-1580930843.jpg

2. ?

. .

:

1. , , ? ()

2. , ? ()

3. ? ()

4. ? ()

5. , ? ()

6. ? ( )

7. ? ()

8. ? ()

9. ? ()

10. ? ()

11. ? ()

12. ? , . ()

13. ? ()

14. ? ()

15. ? 16 . . ()

16. , ? ()

17. ? ()

18. , ? ( )

19. , , ? ()

. ( -)

detsad-258348-1580930869.jpgdetsad-258348-1580930900.jpg

3 ?

: , , , , , , , , . , , , ( — ):

1. , ( .)

2. , . ( )

3. , .: , . ( , .)

4. , :. ( , .)

5. , (, )

6. ,

7. , . . . ( .)

8. , . ( , , , .)

9. . ( , — .)

4. ( -)

. , , , (., ). .

detsad-258348-1580931128.jpg

5

,

,

,

.

? ?

, , . ()

?

,

.

?

, ,

. ()

,

()

-, — . , !

, , ()

.

, ()

,

, ,

,

, ()

,

.

()

-.

, .

, ,

. ()

, .

,

. ()

, —

.

,

.

.

?

? — ()

,

,

,

? ()

, ,

!

, . ()

,

,

,

. ()

,

. ()

, ,

,

, .

? — . ()

,

?

.

! -. ()

detsad-258348-1580931158.jpgdetsad-258348-1580931177.jpg

6- — -.

.

detsad-258348-1580931210.jpgdetsad-258348-1580931239.jpg

( )

.

. — .

.

detsad-258348-1580931270.jpgdetsad-258348-1580931306.jpgdetsad-258348-1580931325.jpg

:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-obrazovatelnaja-oblast-poznanie-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-zhivotnye-zharkih-stran-s-primeneniem-yeor.html

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-zhivotnyh-zhivuschih-v-zoparke.html

http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-zhivotnyh.html

http://karta555.ucoz.ru/load/konspekt_zanjatija_na_temu_zhivotnye_zharkikh_stran/1-1-0-2

http://zagadki-pro.ru/tema/zagadki-pro-zhivotnyh-zharkih-stran/

Цели и задачи занятия

Для начала необходимо определиться с целями занятия. Проведение урока в подготовительной группе на тему Животные холодных стран может преследовать следующие цели и задачи:

  • расширить словарный запас детей рассказами о животных, их повадках и детенышах, местах обитания;
  • познакомить детей с птицами и животными холодных стран, а также с географическими наименованиями и положением этих регионов;
  • развить внимание, слуховое и зрительное восприятие информации;
  • формирование и развитие активного познавательного процесса, нахождение причинно-следственных связей;
  • создание навыков общения и сотрудничества в коллективе;
  • формирование бережного отношения и любви к животному миру и природе в целом.

Необходимый материал

Для проведения тематической недели Животные холодных стран будет необходим дидактический материал с изображением животных жарких и холодных стран, глобус или карта мира, подробная карта Севера, цветные фишки, пластилин, бумага и карандаши для рисования, карточки-загадки, фигурки животных. Можно использовать все, что позволит наглядно познакомить детей с темой занятия. Воспитателю понадобится также конспект Животные холодных стран в подготовительной группе. При соответствующем техническом оснащении возможно применение слайдов и проектора.

Подготовка к занятию

Для занятия на тему Животные холодных стран лучше выделить несколько дней (тематическая неделя в течение 5 рабочих дней), с обычной продолжительностью занятия 25-30 минут. В первый и во второй дни рекомендуется провести ознакомительную работу: показать детям изображения животных, кратко описать их, показать обучающие видеоматериалы или мультик Умка, прочесть рассказы об обитателях Крайнего Севера.

Чтобы ребенка подготовить к занятию, лучше всего предварительно поработать с ним дома. Попросите родителей составить рассказ о животных холодных стран для детей, в котором будут встречаться такие слова, как тундра, Арктика, Антарктика, белый медведь, полярная сова, морж, пингвины, тюлень, льдины, полярная ночь, песец, северный олень и другие. После рассказа родителям рекомендуется задать вопросы, проверяющие, насколько хорошо ребенок усвоил новые названия, места обитания животных и птиц, способы их пропитания.

Занятие. Начальный этап

Занятие Животные холодных стран в группе лучше проводить на третий день тематической недели. Для привлечения внимания детей и их организации желательно рассадить ребят в полукруг, а ведущему встать по центру. В руках у воспитателя глобус, с помощью которого он объясняет, где находятся северные страны, а также то, что Северный и Южный полюса Земли — самые холодные места на нашей планете. Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. Но, несмотря на это, в этих местах есть обитатели. Далее предлагается назвать детям, какие животные холодных стран им знакомы. Как называются детеныши пингвина, тюленя, моржа, белого медведя и других животных?

Затем воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие на Северный полюс, объяснив, что из-за далеких расстояний и холода попасть туда можно самолетом или кораблем-ледоколом. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно сделать, прежде чем отправиться в дорогу (одеться теплее). Почему?

Познавательные моменты

После «прилета» на Северный полюс воспитатель говорит детям, как вокруг холодно, кругом вечная мерзлота, сугробы, льдины, а еще видно северное сияние. Затем предлагается ребятишкам отправиться на поиски животных: Вот какой огромный сугроб, посмотрите, кто же в нем сидит? Это белый медведь — дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу. Он приготовил вам, ребята, интересные вопросы о себе: чем он питается? Почему не замерзает? И др..

Двигаясь дальше, гид по Северу на льдине замечает моржа. Воспитатель: Моржи — это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна. Скажите, ребята, что у моржей вместо лап? Как морж добывает пищу?.

Прослушав ответы детей, можно сделать динамическую паузу, также используя тематику северных животных.

Физкульт-пауза

Попросите детей подняться с мест. Воспитатель: Давайте представим, что мы стая пингвинов и пройдемся вразвалочку, как они. Можно держаться паровозиком. Посмотрели направо, посмотрели налево, подняли ручки и похлопали! А затем попрыгаем, раз-два-три. Какие замечательные пингвины, молодцы!

Еще один вариант подобной подвижной минутки. Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают ворота. Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье. Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.

Продолжение занятия

Затем в сугробах воспитатель замечает песца. Он объясняет, что песец — это псовая порода, он схож с лисой, но чуть меньше ее. У них очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами. После чего целесообразно задать детям вопросы на запоминание рассказа о песце.

Далее видно северного оленя. Воспитатель: Северный олень — это благородное красивое животное, у него ветвистые рога. Шерсть у оленя густая и жесткая, оберегает его от морозов. Питается северный олень мхом ягелем, травой и грибами. Это животное приручили народы Севера, и теперь олень служит им транспортом, дает молоко и теплую одежду.

На занятии о животных холодных стран в подготовительной группе, если позволяет время, можно рассказать о тюлене. Это такие животные, которые обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета. После воспитатель задает вопросы о тюлене.

Завершающие логические игры

В завершение занятия можно провести с детьми несколько игр на логику. В игре Назови правильно воспитатель называет пару примеров, чтобы дети поняли суть игры. У белого медведя лапы толстые. Значит, он толстолапый. А как называют песца с острыми зубами? Острозубый. У моржа толстая кожа (толстокожий), быстрые ноги у оленя (быстроногий), у тюленя короткая шерсть (короткошерстный).

В игре Посчитай животных ребенок соотносит числительные и животных. Один олень, два оленя, много оленей, один песец, два песца, много песцов и т.д.

Игра Собери животное. Воспитатель берет несколько предварительно разрезанных пополам (по диагонали, вертикали, горизонтали) карточек с изображениями животных и перемешивает их. Задача детей — найти правильную часть животного.

Завершая путешествие, дети садятся на самолет или ледокол в обратную дорогу, воспитатель благодарит их за интересное путешествие.

Закрепляющее занятие

На четвертый день тематической недели полезно провести занятие, призванное закрепить изученный материал. Для этого воспитателю на карте или глобусе необходимо отметить фигурками животных места их обитания. Затем попросить нескольких ребят сделать то же самое.

В игре Сравни животных воспитатель отмечает их отличительные особенности. Например, морж крупный, а тюлень мельче. У тюленя шерсть короткая, у белого медведя длинная. У песца лапы, а у моржа ласты.

Также можно раздать детям карточки с изображением животных жарких и холодных стран и попросить отобрать только северных животных, а лишние убрать. Можно создать соревновательный процесс по столам. В процессе игры можно загадывать детям загадки про животных жарких и холодных стран.

В конце закрепляющего занятия детям можно прочесть рассказ о животных Севера (например, Отважный пингвиненок, Г.Снегирев) и задать несколько вопросов об услышанном.

Практические занятия

На пятый, завершающий день тематической недели, раздав детям необходимый материал, можно попросить их нарисовать понравившееся северное животное. Или же слепить из пластилина, предварительно показав им, как можно сделать, например, пингвина.

После того, как дети нарисуют или слепят животных, важно пообщаться с ними, почему их привлекло то или иное животное, что ребенок знает о нем.

Домашнее задание в виде создания совместно с родителями самодельной книжки-малышки с рассказом и рисунками о северном животном поможет закрепить полученные знания у ребенка, создаст дополнительный повод для общения его с родителями и будет способствовать развитию воображения.

Занятие, на котором дети дошкольного возраста больше узнают о животных отдаленных стран, будет не только очень интересным и увлекательным для малышей, но и полезным, ведь такие уроки развивают внимательность, расширяют словарный запас, формируют навыки общения и так далее.

Источники:

  • https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-teme-zhivotnye-xolodnyx-stran-v-starshej-gruppe.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/14/konspekt-zanyatiya-po-teme-zhivotnye-holodnyh-stran
  • https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-charushina/zhivotnye-zharkih-i-holodnyh-stran-charushin-e-i/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-v-starshei-grupe-zhivotnye-severa-i-zharkih-stran.html
  • https://www.syl.ru/article/371692/zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-jivotnyie-holodnyih-stran

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит