Как стать авторитетом в глазах ребенка?

СОДЕРЖАНИЕ

Невозможно единожды или сразу заработать авторитет в глазах ребёнка это такой процесс, который происходит на протяжении месяцев, лет, изо дня в день. И даже поступить определенным образом несколько раз и стать авторитетом для ребёнка является нереальной задачей.

Здесь следует уточнить, что подразумевают родители под авторитетом в отношении детей, т.к. если исходить из энциклопедического определения, то взрослые люди просто хотят добиться власти и подчинения младших. Это очень недальновидная и опасная ситуация, которой может привести к травме детской психики и инфантилизму будущего взрослого. Если же рассматривается типичное непослушание, свойственное подавляющему большинству детей, то для начала стоит попробовать рекомендации из статьи Что делать, если ребёнок не слушается.

В данной же статье под авторитетом родителя будет подразумеваться возможность взрослого влиять на решения и действия своего чада без дополнительной аргументации, мотивации и угроз на принципах добровольности и уважения.

Т.е. если ребёнок видит в ком-то авторитет, то он сделает то, что тот просит или велит, практически незамедлительно, при этом чётко понимая, что он и сам бы поступил так и даже скорее всего поступит в будущем, и думая что он выполняет правильное решение/действие. Наличие желания здесь не обязательно, таков мир часто нужно делать что-то вопреки своей лени или внутреннему сопротивлению, независимо от возраста.

Такой авторитет складывается из вашего ежедневного общения, взаимодействия с ребенком, из того, как вы реагируете на его поведение, как откликаетесь на его просьбы, включаетесь в его жизнь и поступаете в тех или иных ситуациях.

Любой маленький ребенок копирует или подражает поведению своих родителей, но это совсем не значит, что они являются для него авторитетом. Во время роста, воспитания у ребенка происходит считывание ваших моделей поведения то, что ребенок видит, он этому подражает. Вы являетесь для него живыми примерами того, как нужно взаимодействовать с людьми, поступать в разных ситуациях.

Когда ребенок взрослый (с 11 лет), он может уже сознательно решить для себя: Я не хочу быть похожим на маму или папу.

Авторитет для ребенка это когда то, что вы ему говорите, он этому верит, чувствует, что за этим есть правда, есть сила. Ребенок хочет следовать тому, что вы говорите, потому что он доверяет вам, он уважает вас. И ваши слова не являются для него пустым звуком. У вас есть некая связь с ребенком, и он это чувствует и не хочет вас расстраивать.

Мама и папа в роли друга для ребенка

Много времени мы проводим с ребенком, находясь не в роли учителя или воспитателя, а в роли друга. А друг это тот, с которым можно пошутить и посмеяться, который выслушает все ваши проблемы, просто поиграть.

Если мы хотим быть авторитетом для ребенка, своим поведением, своей реакцией мы должны дать почувствовать ему, что:

  • Я тебя понимаю.
  • Я тебя слышу.
  • Я тебе сопереживаю.
  • Я тебя поддерживаю.

Чтобы быть авторитетом для ребенка, он должен вам доверять. А это значит, что он может прийти к вам со всем, что у него на душе. Поэтому вы должны быть открыты для этого, вы можете сказать ему Ты можешь рассказать мне все, что угодно. Я обещаю, что выслушаю тебя. Я тебя не буду ругать. Очень многие дети боятся говорить правду, они начинают обманывать, лукавить.

Когда ребенок говорит вам что-то неприличное (письки, какашки любимые темы у малышей), не спешите ругать его или пристыжать за это. Скажите, что вы можете с ним обсуждать эти темы, но на улице такие слова лучше не говорить могут подумать, что это не очень воспитанно, не очень вежливо. Не говори эти слова в садике, но со мной ты можешь.

avtoritet1.jpg

Если ребенок говорит вам какой-то секрет, не предавайте его, никому об этом не рассказывайте. Если того требует ситуация, расскажите близким, но чтобы ребенок об этом не узнал. Иначе в другой раз он не пойдет к вам со своим секретом. Ребенок должен знать, что он может рассказать вам все (даже если это что-то неприятное) и это останется только между вами. Это залог того, что в будущем ребенок будет приходить к вам со всем, что его беспокоит и мучает.

Покажите ребенку, что вы его понимаете. Если ребенок выражает какие-то чувства (злость, досаду), скажите ему Я понимаю, ты сейчас злишься, Я понимаю тебя. Т.е. не спешите сразу же прекращать его эмоцию (Перестать плакать, Перестань злиться, Не нужно раздражаться). Проблема в том, что мы очень часто стремимся наложить запрет на выражение чувств малыша, что это неправильно или неуместно в данной ситуации.

Почаще обнимайте ребенка, говорите ему Я так рад(а), что ты у меня есть. Как только ребенок почувствует, что вы его поддерживаете, он тут же начинает более бережно относиться к вам происходит отзеркаливание.

Не жалуйтесь ребенку, что у вас не ладятся отношения с другим родителем

Нет ничего хуже для ребенка, когда вы рассказываете ему, как неправ ваш муж, или неправа ваша супруга. Некоторые родители ошибочно используют ребенка как возможность выговориться, желая переманить его на свою сторону, найти в ребенке союзника против кого-то из родителей.

И такие дети испытывают колоссальный внутренний конфликт, потому что они одинаково любят обоих родителей. И когда кто-то из родителей жалуется ребенку на другого родителя, малышчувствует, что он предает другого. Ребенка никогда нельзя перетягивать на одну или другую сторону.

Если ребенок спрашивает, почему родители поссорились, скажите ему Наши отношения тебя не касаются. Мы сами разберемся. Не надо ребенку рассказывать детали, причины вашей ссоры.

Не снижайте авторитет другого родителя в глазах ребенка

Когда мама что-то разрешила, папа не должен запрещать этого, и наоборот. Когда у вас единая семья, ребенку проще следовать семейным правилам, проще усваивать ограничения. Иначе онбыстро научается манипулировать.

Попросить прощения у ребенка, если вы что-то сделали неправильно

Некоторые родители принимают это за слабость и снижение своего авторитета в глазах ребенка это не так. Вы показываете, что вы обычный человек, который совершает ошибки, но пытается их исправить. Вы даете ребенку замечательный пример, как он может сам исправлять свои ошибки, согласиться с тем, что он ошибся, и извиниться за свою ошибку.

avtoritet2.jpg

Ложный авторитет

Некоторые родители считают, что авторитет можно заработать путем давления на ребенка, заставляя сделать его то, что вы считаете нужным. Онииспользуют психологическое давление или физические наказания, чтобы вынудить ребенка слушаться, подчиняться. Малышначинает бояться, он делает что-то из страха, из-за нежелания испытать боль или услышать крик. Такое поведение родителей направлено не на поиски причин, почему ребенок так себя ведет, почему он не слушается, чего ему не хватает, что я могу сделать, чтобы найти к нему ключик здесь идет акцент на послушание. Т.е. маму и папу не волнует причина, они не хотят с этим разбираться, ребенок должен слушаться, и все.

Такие родители ожидают от ребенка безвольного подчинения. Это ложный авторитет: ребенок может вас слушаться, но исключительно из-за страха наказания, а не из-за того, что вы для него авторитет. У ребенка может быть нормальная реакция: нежелание чего-то делать, несогласие со старшими. А беспрекословно подчиняющийся ребенок у него подавлена воля, он не может высказать и отстоять собственное мнение (что он хочет или не хочет).

Т.е. когда ребенок проявляет протест это нормально. И ваша задача, как родителей, это считаться с этим протестом, но не сдавать свою позицию.

Не нужно слепо требовать четкого выполнение приказов. Попытайтесь понять причины, почему ребенок не хочет это делать, что ему не нравится, а как он думает, предложить ему иные варианты, обсудить их, объяснить ему, почему вы говорите так, а не иначе. Вам важно не злиться и обижаться на ребенка, а спокойно, авторитетно, с уважением к ребенку (к его мнению и чувствам) продолжать объяснять, настаивать на своем и договариваться.

Авторитет с помощью подкупа

Когда вы постоянно сулите ребенку какие-то материальные блага за то, что он правильно себя ведет это самый лёгкий путь разрушить собственный авторитет в его глазах. Нельзя договариваться с ребенком купить ему что-то, если он будет хорошо себя вести. В этом случае ребёнок начинает слушаться только ради очередной новой игрушки. Дальше он начинает манипулировать, для него станет мало вашего слова или просьбы, он будет постоянно торговаться с вами А что мне будет, если я это сделаю?. Учтите, с каждым разом цена торга будет увеличиваться.

avtoritet3.jpg

Авторитет в назидание, если родители постоянно морализируют

Т.е. в адрес ребенка постоянно идут нотации, которые вообще не имеют смысла в таком количестве. Дети быстро развивают психологическую глухоту и перестают прислушиваться. Голос мамы вообще уходит на задний план. Лучше объясните ребенку на своем примере, как вы себя чувствуете, как другие чувствуют, но не будьте постоянным морализатором, иначе ребенок вообще перестанет обращать внимание на ваши пустые слова.

Уважение, понимание и поддержка

Это самые главные кирпичики, чтобы завоевать авторитет вашего ребенка.

Личный пример и последовательность

Если вы что-то обещаете ребенку обязательно выполняйте, не обманывайте его. Сюда можно отнести пустые угрозы, когда родитель обещает наказать, но не делает этого, и тогда слова родителя становятся ничего не значащими для ребенка.

Личный пример: если вы грубите ребенку, он тоже будет грубить; если вы кричите ребенок тоже будет кричать; если вы часто физически наказывайте ребенка он будет бить других детей или животных. Старайтесь вести себя с ребенком так, как вы бы хотели, чтобы он вел себя с окружающими людьми.

Если вы требуете ребенка следить за чистотой, когда у вас по квартире все разбросано, ребенку будет сложно.

Время, которое родители отводят для себя

Нельзя полностью растворяться в жизни других людей, в том числе и ребенка. У вас должно быть личное время для себя: хобби, спорт и т.п. Если у вас есть какие-то увлечения, вы всегда можете рассказывать своему ребенку. Вы можете его брать с собой в какие-то места, показывать видео, где вы за любимым занятием. Ребенок видит вас: Моя мама танцует занимается танцами, Мой папа катается на мотоцикле, Мой папа собирает монеты. Т.е. смысл в том, чтобы ребенок видел, что у вас тоже есть какие-то свои увлечения, что вы умеете посвятить время себе и готовы с ним разделить это.

Говорите с ребенком по душам

Доверие это важнейшая составляющая авторитета. Делитесь с ребенком, как прошел ваш день, что у вас было хорошего, что вы видели, какие у вас есть мысли (но детально не рассказывайте о своих личных переживаниях). Но никогда не делайте ребенка хранителем тайн от кого-то, других взрослых в семье. Никогда не делайте ребенка заложником одних секретов от других. В этом случае вы формируете с ним коалицию против взрослого, и ребенка это начинает тревожить вплоть до невротических симптомов. Не употребляйте фразы типа Я тебе расскажу, только не говори об этом папе, Я тебе скажу, но давай, это будет наш секрет от мамы. Не делайте из ребенка жилетку, в которую вы можете поплакаться.

При доверительном разговоре с ребенком не засыпайте его вопросами Я что у тебя случилось?, О чем ты думаешь?, Чем недоволен? От таких расспросов дети часто закрываются, уходят в себя. Поэтому лучший способ доверительного разговора начать рассказывать о себе.

Расскажите ребенку о своих достижениях

Вашему ребёнку будет интересно узнать, чего вы добились в жизни, чему вы научились в информативном ключе, чтобы ребенок просто знал о ваших заслугах.

Вопросы читателей

И в конце статьи отвечаем на вопросы от наших читателей.

Похожие записи:

Правильная авторитетность

Для начала нужно разобраться в определении этого понятия относительно восприятия ребенка. Под авторитетностью понимается добровольное признание ребенком лидерства взрослого, его значимости. Не нужно путать ситуации, когда развивается боязнь родителей, что характерно в семьях, где приветствуются серьезные наказания, например, физические, моральные.

Если взрослый является авторитетом для ребенка, то маленький человек испытывает к нему сразу комплекс чувств. Это может восхищение, гордость, доверие, желание подражать, уважение и другие чувства, базирующие на положительных эмоциях.

Методы развития авторитетности

Практически с младенчества родители для ребенка уже являются примером для подражания и людьми, которым они доверяют. В зависимости от воспитания, взаимоотношений, социального статуса семьи и некоторых других обстоятельств, авторитетность может быть потеряна, хотя поведенческое копирование взрослых будет поддерживаться. Важно не упустить момент, развить и поддержать у ребенка особое влияние, признание родителей.

Для каждого этапа взросления актуальны определенные приема становления авторитетом и это нужно учитывать, чтобы не усугубить ситуацию и не отдалится от ребенка.

Как заслужить авторитет у дошкольника

У малышей быть авторитетом достаточно просто, но важно делать это правильно. Позволять делать то, что другой взрослый не позволяет, это не метод воспитания. Более лояльного отношения таким способом добиться можно, но это не приведет к положительному результату, а станет причиной избалованности ребенка, конфликтов между родителями.

Психологами, а также специалистами по дошкольному образованию и воспитанию рекомендуется придерживаться следующей тактики:

  • Постоянно выражать свои чувства. В любом возрасте ребенку важно ощущать свою нужность. Рекомендуется проявлять любовь словами, похвалой, физической лаской, объятиями. Выражение чувств повысит доверие.
  • Отвечать на вопросы. Для маленьких детей выполнять этот пункт сложно, так как вопросов много и для взрослого они кажутся глупыми. Это все временно, вскоре малышу не потребуется помощь взрослого, а пока, ответы станут для него осознанием того, что его мама или папа все знают, он будет признавать их как самых умных, сообразительных.
  • Давать проявить самостоятельность. Целью развития самостоятельности является формирование мысли у малыша, что он способен на многое, может выполнять различные задания, нести ответственность, ему доверяют. Доверие в разных делах повысит самооценку у ребенка, улучшит взаимоотношение с тем, кто поручил задание.
  • Слушать. Выговориться нужно не только взрослым, но и детям. Родителям не упустить, когда чадо делится чем-то важным для него и в этот момент важно не смеяться над ним, не игнорировать. Если ребенок увидит, что его готовы выслушать поддержать, то к этому человеку он будет больше тянуться, доверять, видеть в нем сильную личность.
  • Выполнять обещания. Хотя бывает сложно держать обещания, их нужно выполнять. Если есть сомнения, то лучше корректно объяснить, почему в данный момент выполнить действие не получится, чем обманывать. Часто именно не сдерживание обещаний ведет к снижению авторитета.
  • Организовать совместные занятия. Занятия с ребенком, помощь ему в различных начинаниях делают из родителя всемогущего человека. Родитель красиво рисует, способен собрать любую конструкцию, лучше прячется и так далее. Совместные занятия один из лучших способов приобретения авторитета у дошкольника, а также подростка.
  • Подтверждать поступками те действия, которые требуются от ребенка. Это касается многих аспектов, например, взрослый говорит о чистоплотности, но сам не соблюдает ее, запрещает бросать мусор, а себе позволяет это делать. Соблюдение правил родителем, особенно о которых он постоянно говорит, поднимет его в глазах ребенка.
  • Наказание не должно унижать ребенка, причинять существенную физическую боль. Подобные методы воспитания подавляют ребенка как личность, провоцируют ряд комплексов и вызывают боязнь, злость ко взрослым, применяемым наказание. Научится нужно объяснять плюсы и минуса поведения, не оскорблять малыша, а в качестве наказания можно использовать ограничения привилегий, дать посидеть и подумать некоторое время. Для каждого случая выбирается соответствующие действия, но предпринимать их нужно постараться в спокойном состоянии, так как на эмоциях можно травмировать ребенка.

Однозначно ответить на вопрос, как заслужить авторитет у ребенка сложно, так как особое значение имеет темперамент, характер, насколько родители чувствуют потребности своего малыша.

Как заслужить авторитет у подростка

Если авторитет родителей у ребенка был устойчиво сформирован с раннего детства, то в подростковом возрасте нужно только корректировать действия, чтобы его не потерять. Сложнее дело обстоит в ситуациях, когда взаимопонимание, уважения и стремления быть похожим на родителей у дошкольника вообще было не развито. В таких случаях нужно действовать на основании личностных особенностей подростка, интересов, его кумиров, музыкальных, игровых и других предпочтений.

На практике можно ориентироваться на следующие методы, как стать авторитетом для подростка:

  1. Не проявлять активных форм протеста. Даже в случае непонимания действий молодого человека, несогласия с его мировоззрением, нужно аккуратно высказывать свое мнение. Если это не принципиальные вещи, например, выбор музыки, прически, одежды, то по возможности можно и согласиться с мнением ребенка. Есть вероятность, что он так само выражается и через некоторое время ему будет это неинтересно, а отношения с родителями будут неиспорченными.
  2. Интерес к увлечениям подростка. Осведомленность, хотя бы поверхностная, тем, чем интересуется ребенок, в значительной степени повысит авторитетность в его глазах. Например, подросток увлекается игрой, посвященной танкам, можно похвалить его за достижения, задать некоторые вопросы об особенностях военной техники. Это должен быть ненавязчивый интерес, отлично, если удастся взрослому проявить осведомленность о нюансах игры. По аналогии можно обыграть любую тему, интересующего подростка.
  3. Восприятие любых эмоций ребенка. Поддерживать подростка нужно в любом настроении, но также важна грань. Если ему грустно и тоскливо, нужно высказать слова поддержки и сообщить, что в любое время он может рассчитывать на любую помощь. Неотступно расспрашивать о причинах плохого настроения не нужно, действия спровоцируют раздражение, агрессию.
  4. Не перекладывать проблемы. Финансовые, семейные и другие проблемы не нужно перекладывать на ребенка, особенно подростка. Обвинения могут быть высказаны случайно, а в памяти это останется у молодого человека, что отразится на взаимоотношениях, спровоцирует комплексы.
  5. Уметь признавать свои ошибки. Согласие с совершенными ошибками относится к сильным качествам, не нужно стыдиться этого, а также стремится представить ситуацию искаженным образом.
  6. Не терять контроль над собой. Истерики, агрессия, крики, неадекватное поведение отдалит ребенка.
  7. Личный пример. Если от подростка требуется быть вежливым, то соответственно должен вести себя и взрослый. Аналогично и с образом жизни, заверяя ребенка о вреде алкоголя, но при этом употребляя спиртное часто и в больших количествах, не приведет к желаемым результатам.
  8. Найти общее дело. Нужно хорошо знать ребенка, чтобы предложить занятие, интересное для подростка и в котором взрослый будет более осведомленным, сможет поделиться опытом, навыками.
  9. Уверенность в себе. Четкость высказываний, требований, определенная позиция качества, которые притягивают подростков, в том числе, как основные лидерские качества.

Для каждого подростка нужно подбирать индивидуальную тактику, как для него стать авторитетом. Для кого-то достаточно хорошо зарабатывать, быть честным и справедливым, для других иметь успехи в спорте, карьере и даже компьютерной игре. Есть понятие искусственного авторитета, такой путь является быстрым, но продуктивным, ошибочным. Это случаи дозволения ребенку то, что другие взрослые запрещают, материальная заинтересованность. Такие действия прельщают молодых людей, но чаще только на некоторое время.

Как теряется авторитетность

Выстраивание схемы общения с дошкольником или подростком для становления в его глазах авторитетом может занять не один месяц, а потерять свой статус взрослый способен за один поступок. Из распространенных причин, в связи с которыми взаимоотношения с родителями меняются, ребенок не желает подражать им, теряется уважение, восхищение, выделяют следующие:

  • Кардинальные отличия в воспитании отца и матери, когда принятие определенной стороны проблематично, начинается отторжение обоих родителей.
  • Изменение требований, отсутствие четкой позиции, собственного мнения.
  • Зацикленность на цели, важной исключительно для взрослого, но не учитывающей интересы ребенка.
  • Вранье, искажение фактов, невыполнение обещаний.
  • Несоответствие поведения нормам, которые требует соблюдать родитель от дошкольника, подростка.

В глазах ребенка стать авторитетом несложно, главное начать с себя и стать примером для подражания, а также любящим, понимающим и верным другом.

Статья обновлена:

Основные виды родительского авторитета: их типология и характеристики

В каждой семье может быть организован авторитет. Однако родители должны не забывать о существовании нескольких его видов. Иначе можно получить обратный эффект.

Макаренко Антон Семёнович первым в педагогической науке предложил разделять авторитет на истинный и ложный. И если первый един, то второй имеет несколько разновидностей.

Ложный авторитет

Ложный авторитет это такое отношение воспитанников к своим родителям, которое заставляет их перенимать уже готовый опыт, как активный, так и пассивный.

В основе ложного авторитета лежит желание родителей добиться полного послушания. Подобная методика развивает не те качества, которые присущи у успешному и счастливому человеку.

Согласно типологии существует несколько видов ложного авторитета.

  • Авторитет подавления: ворчание, раздражение, террор, постоянные наказания, в том числе ифизические. Подобное поведение провоцирует жестокость, ложь и трусость.
  • Авторитет резонерства: поучения и назидательные беседы. Родители ошибочно полагают, что так они добьются положительных результатов выходит же всё с точностью до наоборот.
  • Авторитет любви: ласки, нежные слова, признания. Такая модель поведения воспитывает из ребёнка эгоиста, который пользуется чувствами родителей в своих целях.
  • Авторитет доброты: доброта, мягкость, уступчивость. Любой родитель старается от всего уберечь ребёнка, однако не стоит перегибать палку.
  • Авторитет дружбы. Родители действительно становятся для своих воспитанников лучшими друзьями. Но малышу следует понимать, что мама и папа это старшие члены семьи.
  • Авторитет подкупа. Макаренко считал, что это самый опасный и безвольный тип. Обещание и подарки это не лучший способ семейного воспитания.
  • Авторитет расстояния базируется на том, что родители стараются меньше времени проводить с детьми. Им кажется, что так малыш будет чтить маму и папу.
  • Авторитет высокомерия. К таким родителям ребёнок и сам перестанет тянуться, потому что будет думать, что его не любят и в нём не нуждаются.
  • Авторитет педантизма. Как сказал, так и будет вот основной девиз такого воспитания. Однако ничего, кроме запугивания, он под собой не несёт.

Истинный авторитет

Истинный авторитет это то, к чему должен стремиться каждый родитель. Только ставя правильные цели и отдавая отчёт своим поступкам, его можно добиться.

Не скрывайте от детей свой род деятельности, интересы, заслуги перед обществом. Не придумывайте и не преувеличивайте, однако нет ничего плохого в том, что дочка или сын будут гордиться своими родителями.

Взрослые должны знать, что происходит с их малышом. Но здесь нужно точно понимать, где находится грань между заинтересованностью и шпионажем.

Оказание помощи это одна из главных составляющих формирования истинного авторитета. Необязательно ждать, когда малыш обратится за советом можно самим проявить инициативу.

Взрослым не стоит быть надоедливыми и навязчивыми. Ребёнок хочет знать, что у него есть мама и папа, которые всегда помогут, и не будут навязывать своё мнение.

Родительский авторитет невозможен без формирования чувства ответственности и приучения к труду. Дети начнут понимать, что семья это не только развлечения, но и обязанности.

Только тогда, когда младший прислушивается к требованиям и советам взрослых, пора говорить о наличии авторитета. Помните, что он в любой момент может исчезнуть, если никак не поддерживать сформировавшиеся устои.

Факторы, влияющие на формирование авторитета

Авторитет это уважение между родителями и детьми, и основа здоровых отношений. Для того чтобы оно возникло и не исчезло, нужно несколько условий.

Важно понимать, что воспитанники стараются подражать своим родителям. Особенно это касается малышей дошкольного возраста. Ребёнок перенимает любую модель поведения как положительную, так и отрицательную. Поэтому в первую очередь родителям стоит воспитывать себя.

Ребёнок уважает маму и папу когда их слова и поступки не разнятся. Дети замечают любую мелочь, поэтому родители всегда должны подавать правильный личный пример.

Малыши уважают тех взрослых, которые готовы прийти им на помощь, понять, выслушать. Дети нуждаются в требовательном, но разумном отношении и любви.

Педагогический такт это то, без чего невозможно представить воспитательный процесс. Это значит, что родители понимают и учитывают индивидуальные особенности своего ребёнка.

Чаще всего проблемы в семье возникают тогда, когда нет организованной системы. Алкоголизм, неправильные отношения между родителями, ссоры при детях, предрассудки и суеверия уничтожают неокрепшую личность. Не получится организовать никакой авторитет в той среде, в которой нет места любви, взаимоуважению и правильным ценностям.

Распространенные ошибки в семейном воспитании

Одна из причин постоянных конфликтов это контроль. Чаще всего проблемы возникают тогда, когда родители забывают о том, что ребёнок это полноценная личность.

Для поддержания конфликтных ситуаций психологи предлагают несколько способов:

  • достижение мира любой ценой;
  • стремление к победе взрослый всегда старается выиграть любой спор;
  • компромисс это самый подходящий вариант;
  • избегание проблемы.

И авторитарное воспитание, и отсутствие какого-либо контроля приводит к одинаковым последствиям. Поэтому стоит поискать промежуточные варианты.

Психологи выделяют несколько моделей поведения:

  • родители постоянно говорят в приказном тоне, что нужно делать;
  • ребёнок высказывает своё мнение, однако взрослые к нему не прислушиваются;
  • малыш сам принимает решения, однако родители всё равно остаются в курсе всех его поступков;
  • практически все решения ребёнок принимает самостоятельно;
  • воспитанники сами выбирают: слушать им родителей или нет.

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка

В воспитании психологи выделяют несколько стилей. Именно они определяют особенности взаимоотношений родителей с ребёнком и его личное развитие.

  1. Для демократичных родителей важно, чтобы дети были дисциплинированные и самостоятельные. Они следят за тем, чтобы ребёнок правильно поступал, однако на него не давят. Разумная забота и тёплые чувства вот основа этой модели поведения. Обычно в таких отношениях нет места конфликтам, переживаниям и раздражениям.
  2. Для авторитарных родителей важно полное подчинение себе ребёнка. Запреты, контроль и указания лежат в основе этой воспитательной модели. В основном в таких семьях вырастают замкнутые и конфликтные дети. Несамостоятельность и неуверенность в себе дополняют этот образ.
  3. Одно из самых сложных воспитательных явлений это гипоопека. При такой модели поведения родители совсем не интересуются жизнью своих детей. Особенно пагубно такое отношение сказывается на подростках, которым нужен пример ответственного и уверенного в себе взрослого человека.
  4. Противоположным предыдущему отношению является гиперопека. Она характеризуется излишней заботой и контролем над жизнью ребёнка. Несамостоятельность, пассивность и отсутствие друзей вот последствия такой модели поведения. Сюда же можно отнести и слишком высокие ожидания.

Авторитет мамы

И мать, и отец в равной степени вносят вклад в формирование личности ребёнка. Однако у каждого из родителей есть и свои функции.

Мать это хранительница домашнего очага. Она отвечает за поддержку, опеку и заботу. Для ребёнка мама это любовь и уверенность в своей значимости.

Поскольку сейчас женщины перестали быть просто домохозяйками, они тоже учат детей самостоятельности. Часто матери не замечают, как берут на себя функции отца или забывают о своих желаниях и интересах. Узнайте, почему хорошая мама это в первую очередь счастливая и состоявшаяся женщина.

Авторитет папы

Отец это гарантия безопасности. Исторически сложилось так, что именно мужчина учил детей нравственным нормам поведения. Компетентность и образованность это влияние отца.

В современных семьях часто происходит подмена ценностей и ролей родителей. И той идеальной схемы слабая мать и сильный отец практически нигде не встретишь.

Психологи советуют родителям действовать сообща и не отнимать друг у друга обязанностей. Только так они смогут воспитать здоровую и успешную личность.

Советы психолога для повышения авторитета

Не каждый родитель решится обратиться за консультацией к семейному психологу. Однако специалисты действительно могут дать дельные советы, главное, им следовать.

Также клинический психолог исключит наличие у воспитанника таких психологических проблем, как:

  • тревожное расстройство;
  • дефицит внимания;
  • подростковая депрессия;
  • психози др.

Говорить о формировании авторитета можно только в случае, когда ребенок психологически здоров. Возможно его поведение связанно не с капризами или баловством, а психологической проблемой, которую нужно решить.

Как родителям вернуть и завоевать авторитет у ребёнка

  • В воспитаннике видеть не глупого человека, а маленькую личность.
  • Объяснять причины любого отказа.
  • Всегда предоставлять ребенку выбор.
  • С ранних лет воспитывать в малыше чувство ответственности.
  • Не игнорировать дочку или сына и их проблемы, даже когда они кажутся несущественными.

Узнайте какие вопросы должны задавать себе родители, чтобы воспитать психологически здоровую личность.

Как заработать авторитет у ребёнка в неполной семье

Если развод это неизбежное явление, нужно позаботиться о том, чтобы не нанести ребенку психологическую травму и объяснить, что его вины нет в происходящем. Как помочь ребенку пережить развод родителей читайте здесь.

Воспитание ребёнка в неполной семье это всегда сложный путь. Однако только от взрослых и их позиции зависит то, каким человеком вырастет малыш.

  • Родителю не стоит брать на себя функции и матери, и отца это невыполнимая задача.
  • Ребёнок всегда берёт пример со взрослых, а поскольку в неполных семьях есть только один родитель, он должен воспитывать себя.
  • Не вызывайте в малыше чувство жалости и не акцентируйте внимание на том, что не хватает помощи матери/отца.
  • Не вступайте повторно в брак, если ребёнок не ладит с новым членом семьи.
  • Иногда откладывайте все дела и уделяйте время малышу, чтобы он не чувствовал себя одиноко. Куда можно пойти на выходные чтобы провести время не только интересно, но и с пользой узнайте здесь.

Воспитать счастливого и успешного человека очень сложно, но возможно. И истинный здоровый авторитет облегчит родителям эту задачу.

Источники:

  • https://inha.ru/article/kak-stat-avtoritetom-dlya-rebenka/
  • https://motivacii-net.ru/kak-stat-avtoritetom-v-glazah-rebenka/
  • http://kreativlife.ru/avtoritet-roditelej-v-vospitanii-detej/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит