методический сборник «Сказания о великих людях России»

СОДЕРЖАНИЕ

Российская Федерация это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.

35112.jpg

Рейтинг

Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности. Среди наиболее ярких личностей, которые в той или иной степени оказали влияние на ход как российской, так и мировой истории, стоит упомянуть следующих:

  1. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
  2. Пётр Великий.
  3. Александр Суворов.
  4. Михаил Ломоносов.
  5. Дмитрий Менделеев.
  6. Юрий Гагарин.
  7. Андрей Сахаров.

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

35113.jpg

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Пётр Первый

Значение правления Петра I, прозванного за свои заслуги перед государством Великим, сложно переоценить. Выдающийся гражданин России Пётр Первый находился на престоле 43 года, придя к власти в 17-летнем возрасте. Он превратил страну в величайшую империю, основал на Неве город Петербург и перенёс в него столицу из Москвы, провёл ряд удачных военных походов, благодаря чему значительно расширил границы государства. Пётр Великий начал торговать с Европой, основал Академию наук, открыл множество учебных заведений, ввёл обязательное изучение иностранных языков, заставил представителей знатных сословий носить светские наряды.

35114.jpg

Значение правления Петра I для России

Реформы государя укрепили экономику и науку, способствовали развитию армии и флота. Его успешная внутренняя и внешняя политика стала основой для дальнейшего роста и развития государства. Вольтер высоко оценил внутренние преобразования России в петровские времена. Он писал, что русским людям за полвека удалось добиться того, чего другие народы не смогли достичь за 500 лет своего существования.

А. В. Суворов

Самый выдающийся гражданин России второй половины XVIII века это, безусловно, великий полководец, генералиссимус русских сухопутных и морских сил Александр Суворов. Этот талантливый военачальник провёл более 60 крупных битв и ни в одной из них не получил поражения. Армии под командованием Суворова удавалось побеждать даже в тех случаях, когда силы противника значительно превосходили её по численности. Полководец принимал участие в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов, блестяще командовал российскими войсками во время штурма Праги в 1794 г., а в последние годы жизни руководил Итальянским и Швейцарским походами.

35115.jpg

В сражениях Суворов применял разработанную им лично тактику ведения боевых действий, которая значительно опережала своё время. Он не признавал военную муштру и воспитывал в солдатах любовь к Отечеству, считая её залогом победы в любом сражении. Легендарный полководец следил за тем, чтобы во время военных походов его армия была обеспечена всем необходимым. Он героически разделял с солдатами все тяготы, благодаря чему пользовался у них огромным авторитетом и уважением. За свои победы Суворов был награждён всеми существующими в его время в Российской империи высокими военными наградами. Кроме того, он являлся кавалером семи иностранных орденов.

М. В. Ломоносов

Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.

35116.jpg

Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.

Д. И. Менделеев

Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года профессором общей химии.

35117.jpg

Всемирная слава великого химика

В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.

Периодическая таблица не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.

Ю. А. Гагарин

Юрий Гагарин выдающийся гражданин России советской эпохи. 12 апреля 1961 г. на космическом корабле Восток-1 он впервые за всю историю существования человечества совершил полет в космос. Пробыв на орбите Земли 108 минут, космонавт вернулся на планету героем международного масштаба. Популярности Гагарина могли позавидовать даже мировые кинозвёзды. С официальными визитами он побывал более чем в 30 иностранных государствах и объездил весь СССР.

Выдающийся гражданин России Юрий Гагарин был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он готовился к новому космическому полёту, однако авиакатастрофа, случившаяся в марте 1968 г. во Владимирской области, трагически оборвала его жизнь. Прожив всего 34 года, Гагарин вошёл в число величайших людей XX века. Его именем названы улицы и площади во всех крупных городах России и стран СНГ, памятники ему установлены во многих зарубежных государствах. В честь полёта Ю. Гагарина 12 апреля во всём мире отмечают Международный день космонавтики.

35118.jpg

А. Д. Сахаров

Кроме Гагарина в Советском Союзе были и многие другие выдающиеся граждане России. СССР прославился на весь мир благодаря академику Андрею Сахарову, внёсшему неоценимый вклад в развитие физики. В 1949 г. совместно с Ю. Харитоном он разработал проект водородной бомбы первого советского термоядерного оружия. Кроме того, Сахаров провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира.

Кроме науки Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью, за что попал в немилость к советскому руководству. В 1980 г. он был лишён всех званий и высших наград, после чего депортирован из Москвы в Горький. После начала Перестройки Сахарову разрешили вернуться в столицу. Последние годы своей жизни он продолжал заниматься научной деятельностью, а также был избран депутатом Верховного Совета. В 1989 г. учёный работал над проектом новой советской конституции, провозглашавшей право народов на государственность, однако скоропостижная смерть не позволила ему довести начатое дело до конца.

35119.jpg

Выдающиеся граждане России 21 века

Сегодня в нашей стране живёт огромное количество людей, прославляющих её в политике, науке, искусстве и других сферах деятельности. Самыми известными учёными современности являются физики Михаил Алленов и Валерий Рачков, урбанист Денис Визгалов, историк Вячеслав Воробьёв, экономист Надежда Косарёва и т. д. К выдающимся деятелям искусства XXI века можно отнести художников Илью Глазунова и Алёну Азёрную, дирижёров Валерия Гергиева и Юрия Башмета, оперных певцов Дмитрия Хворостовского и Анну Нетребко, актёров Сергея Безрукова и Константина Хабенского, режиссёров Никиту Михалкова и Тимура Бекмамбетова и других. Ну а наиболее выдающимся политиком России сегодня считается её Президент Владимир Путин.

Ход мероприятия:

Поиграем в нашу любимую игруЛабада. Дружно шагаем мы, тра-та-та, тра-та-та. Мы танцуем танец. ЭтоЛабада. Мои плечи хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за плечи, повторяют начало и так шагают, взявшись за плечи, по кругу, называют новую часть тела локти,(колени, голову, шею и т. д.). Темп ускоряется с каждым новым кругом.

Воспитатель: Вы дружно живете! Любите играть друг с другом! О чем я обещала вамрассказать?

Дети: ОПушкине, как он учился в лицее.

Воспитатель: Да, о том, как в детские годыА.С.Пушкин учился в лицее.Принесите стулья, поставьте на краю ковра. А. С.Пушкин родился в Москве, в 1799 году. В домеПушкинабыла бабушка Мария Александровна Ганнибал. МаленькийПушкин любил слушать рассказы бабушки о старине.ЕщеПушкин любил слушатьсказкисвоей няни Арины Родионовны. В кабинете у Сергея ЛьвовичаПушкинаА кто это Сергей Львович?

Дети: ПапаПушкина.

Воспитатель: Да, в кабинет отца была великолепная библиотека. В библиотеке были собраны на французском и русском языках, но особенно много было книг на французском языке.

Пушкиночень рано научился читать, и чтение его было любимымзанятием.В 8 лет он уже начал писать стихи, басни и даже написал комедию, которую он читал своей сестренке Оле Ольге Сергеевне. Учитель не похвалил комедию, иПушкин сжег ее.И детских стихов поэта не сохранилось.

В Царском селе былоткрыт Лицей.Туда пригласили работать лучших учителей России. И родителиПушкинарешили отдать его в новое учебное заведение. Из Москвы в Петербург собрался ехать дядяПушкина Василий Львович вот он то и отвез племянника в Лицей. Добирались они из Москвы до Петербурга целую неделю, потому что ехали на лошадях.

19 октября 1811 года в Актовом зале Лицея был торжественно отмечен деньоткрытияэтого учебного заведения. Было принято 30 воспитанников, среди них был иПушкин.В лицейском зале между колоннами был поставлен большой стол, накрытый красным сукном с золотой бахромой. На нем лежала грамота об учреждении лицея. Справа стояли воспитанники и их наставники. А слева- профессора. Остальная часть зала былазанятакреслами для публики. Из Петербурга приехали педагоги, именитые гости и даже Царь Александр Первый. А так же и родители воспитанников.

В лицейские годы произошла первая встречаПушкинас выдающимисяписателями: Василием Жуковским, Гавриилом Державиным, Николаем Карамзиным.

Державин признал в лицеистеПушкинасвоего преемника как поэта. Николай Карамзин сказал:Пари как орел, но не останавливайся.

Время, свободное отзанятий,Пушкини его товарищи проводили в Екатерининском парке. Парк украшали широкие липовые аллеи. Пересекаясь под прямыми углами, аллеи образуют зеленые КУРТИНЫ углы, на которых посеяна трава, образуя небольшую полянку. Среди куртин размещены павильоны и статуи. А вокруг большого пруда расположен ПЕЙЗАЖНЫЙ парк. Это название вам знакомо?

Дети: Да.

Воспитатель: Так называют разнообразные группы деревьев на широких полянках, которые кажутся естественно выросшими. Но, оказывается, их так вырастили садовники. А среди деревьев извилистые дорожки, пешеходные тропинки. В парке были памятники Чесменская колонна в честь победы России над Турцией. У павильона, Камероновой галереи статуя Геркулеса и Царскосельская статуяПушкин,когда стал поэтом, написал стихи оней:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.

Воспитатель: У лицеистов очень рано начиналисьзанятия. Вставали очень рано, гуляли, занимались физкультурой. Нам тоже пора идти на физкультуру. После физкультуры еще расскажу.

Цель:Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.

Приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т. Я. Калининой. Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.

Предварительная работа:Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков. Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них. Разучивание хоровода «Красный сарафан», музыка А. Варламова. Подготовка детьми силуэтов для коллажа к сказу Бажова «Серебряное копытце».

Материалы:Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации воспитателя по изо деятельности Т. Я. Калининой к сказам, портрет П. П. Бажова, шкатулка с угощением;

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель).

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод «Красный сарафан».

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.

Дети садятся на скамеечки.

-Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя. Рассказ см. приложение.

3. Путешествие в картинную галерею

-А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.

1- 2 — 3 — повернись

Дети идут к стене, где висят картины

-В нашей галерее находятся картины — иллюстрации к сказам.

Картины показываются по — порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. «

2.-«Огневушка -Поскакушка»: «У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг — тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. «

3.»Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много — мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила»

4.»Синюшкин колодец»: «Поворотился Илюха в ту сторону. Видит — девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка — и сказать нельзя»

5.»Медной горы хозяйка»: «Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа — то. Из шёлкового малахиту платье. «

-Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в «Комнату Знаний»

-А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети присаживаются на скамеечки.

«Отгадайте загадки»:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка — Поскакушка)

«Из какого сказа эти строки?»

1. «Глядит, — а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесёт старушонку. «(«Синюшкин колодец»)

2. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. «(«Серебряное копытце»)

«Ответьте правильно на вопросы»

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки?(П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы?(В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?(Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство?(Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно. «(Кошка Мурёнка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима?(Филин)

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь я умения ваши проверю.

5. Путешествие в » Мастерскую»

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера — умельцы. И приглашаю вас в мастерскую.

1 — 2 — 3 — повернись

В мастерской окажись!

Дети подходят к столам, где находят силуэты персонажей сказа «Серебряное копытце», клей и др.

-Я знаю, что вы подготовили силуэты персонажей сказа, которые помогут вам создать коллаж по любимому сказу.

Самостоятельная деятельность детей.

Звучит музыка. Дети наклеивают заготовки на фон.

Хозяйка рассматривает готовый коллаж, узнаёт, каким способом дети раскрашивали заготовки; замечает, что не хватает драгоценных камней, которые выбивал Серебряное копытце, дарит стразы на клейкой основе или бусинки — каменья; благодарит за работу.

-Вот это настоящие мастера!

6. Подведение итогов работы.

-Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Приложение 1.

Павел Петрович Бажов(рассказ о писателе).

Бажов Павел Петрович знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка — поскакушка»,»Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».

Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него «необыкновенная биография в необыкновенное время».

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали тайные сказы — народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых тайной силой — Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою кладовую он пополнял всю жизнь.

Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение — сборник сказок Малахитовая шкатулка, за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что «Малахитовую шкатулку» послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. «Малахитовую шкатулку» перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

А после войны был избран депутатом в Верховный Совет СССР, помогает людям и продолжает писать свои сказы.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»).

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Занятие — Сказание Рассказ о человеке, прославившем страну

Цель: Содействовать обогащению развития представлений воспитанника обокружающеммире на основе понимания им монологической речи взрослого.Содействовать обогащению развития ребенка через такие формы, как сказание (форма общения с ребенком как эпический монолог взрослого об истории, великих людях отечества).Развиватьречевую активность ребенка, используя наглядный, иллюстративный материал. Содействовать обогащению развития словаря, включая в него слова,обозначающие этические качества, в том числе волевые и интеллектуальные, личностные характеристики.

Оборудование:портреты К. Э. Циолковский, А. С. Пушкин, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Л. Н. Толстой, П. С. Нахимов. Репродукции картин Т. ЯблонскаяХлеб, Г. ГореловПортрет сталевара, А. ПластовУжин тракториста, М. ГлюкЛесорубы, И. КиммКузнецы.

Предварительная работа:Занятие- сказание о Пушкине, сказание о К. Э. Циолковском, сказание о А. В. Суворове, сказание о М. И. Кутузове, сказание о Л. Н. Толстом, сказание о П. С. Нахимове.

Мотивациязанятия:

Воспитатель:(смотрит на портреты)Вот интересно, можно ли вот всех вместе и ученых, и писателей и тех, кто хлеб выращивает, и металл выплавляет как-то о них обо всех вместе сказать, кто они?(онипрославили Россию). Да, родились эти люди,прославившие Россию, в разных уголках. Пушкин в Москве, Кутузов в псковской области, Кутузов — в Петербурге. Вот мы украсим портретами группу. Нашастрана не только большая, она славится учеными, поэтами, писателями, военными. А вы сумеете назвать их имена ирассказать, чем онипрославили Россию?(сумеем)Очень хорошо, проверим после завтрака, про кого вы сможетерассказатьтак, чтобы было понятно, что этотчеловек прославил Россию.

Ход мероприятия: Все собрались около портретов великих людей России.

Воспитатель: Всех ли вы знаете? И по имени отчеству назовете, и фамилию помните? Это-то вы знаете, а чем знамениты? Это кто?(писатель)А это кто?(полководец)А вот мы и послушаем, как вы про кого-нибудьрасскажете. Интересно ли вас будет слушать? Надо сидеть, чтобы вас удобно было слушать.

Воспитатель: Тырасскажи, чем знаменит этотчеловек, но не называй его. А мы догадаемся, если ты все правильнорасскажешь.

Заранее подготовленные дети составляют своирассказы, а другие отгадывают, о ком был рассказ.

Воспитатель: Знаменитые люди эти, где жили?(В России). Так, только знаменитые люди живут в России?(Нет, те, кто хорошо работать умеют.)А этих людей знает весь мир? Вот имена их не знают, а чем же они славятся, почему о них портреты написаны?(Результатами труда)Если бы эти люди так умело не работали, тогда бы великие люди не сделали свои открытия. Мы с вами обязательно еще будем говорить о людях,прославивших нашу Родину.

Константин Эдуардович Циолковский.

С детства он очень плохо слышал, был глухой. Но считал, что нельзя прожить жизнь, не сделав чего-то полезного для людей. Поехал в Москву, но решил не поступать в училище, а учиться самому. С утра он приходил в главную библиотеку Москвы, где изучал разные науки. Через некоторое время Циолковский сдал экзамен на право быть учителем. Он с семьей поселился в г. Калуге и стал преподавать в гимназии. Зимой любил кататься на коньках, а летом пить чай в садике. А еще он стриг всех мальчишек с улицы. Он интересовался астрономией и первым увидел в ракете снаряд, который способен вывести землян в межпланетноепространство. Ученый, философ, он верил, чточеловексможет полететь с Земли в Космос и даже жить в Космосе.

Александр Сергеевич Пушкин.

Родился в Москве. Пушкин очень рано научился читать, и чтение было его любимым занятием. В восемь лет он уже начал писать стихи, басни. В доме Пушкина была бабушка Мария Александровна Ганнибал, маленький Пушкин любил слушатьрассказыбабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны. Свои знаменитые сказки Пушкин писал по рассказам бабушки и няни. Учился в лицее,занятияу лицеистов начинались очень рано, он очень много учился. Когда закончил лицей, переехал жить в Петербург, поступил на службу. Он увлекался театром, балами. Пушкин приезжал в имение своей матери с. Михайловское. Здесь он много работал, писал свои лучшие стихи, а вечерами ездил верхом и ходил в гости. У него было четверо детей, погиб на дуэли с французом бароном Дантесом.

Суворов Александр Васильевич.

С детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненныммальчиком: Ну, где ж тебе быть военным! — смеялся над ни отец — Ты и ружья не поднимешь!. Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дома, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна, только вскроются реки, а Суворов бух в студеную воду. Его теперь нестрашили ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службупростым солдатом, кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом. Тридцать пять больших боев провел, в каждом был победителем.

Михаил Илларионович Кутузов

Родился в Петербурге. Отца за его большой ум и знания называлиразумной книгой. Свою любовь к знаниям и труду привил он своему сыну с самого детства. Когда Миша подрос, его отдали в Кадетский корпус. Мальчик рос здоровым и веселым. Товарищи любили его за доброту, а учителя за ум, способности и прилежание. Отлично учился, усвоил математику, тактику. Изучил шесть языков — немецкий, французский, латынь, турецкий, английский, шведский. Любил литературу и военную историю. Вскоре получил офицерский чин и стал командиром роты. Стал служить в полку, которым командовал Суворов. Учился у Суворова науке побеждать. Понял, что сила армии в солдате, всю жизнь ценил и берег русских солдат. Его солдаты всегда были сыты, хорошо обмундированы. Участвовал во многих боях, в бою под Очаковым был тяжело ранен. Пуля пробила ему голову, врачи думали, что он умрет. Но Кутузов победил смерть. Его направили за границу поправлять здоровье. Он ездил по странам Европы, изучал их историю и жизнь.

Лев Николаевич Толстой

Родился в Ясной Поляне. Матери своей он не помнил, она скончалась, когда ему было 1,5 года. У него было три брата исестра. Когда ему было девять лет, семья переехала жить в Петербург, и в том же году неожиданно умер отец. Когда ему исполнилось 16 лет, он поступил в Казанский университет. Здесь он изучает французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский языки. Решил изучить сельское хозяйство, математику, историю, географию, музыку и живопись. По совету брата уезжает на Кавказ, там учит кумыкский язык и джигитовку, потом поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в русско-турецкой войне. Потом путешествует по Европе, изучая как выращивать овощи, рожь, пшеницу, как ухаживать за коровами, свиньями, птицей. Возвращается в Ясную Поляну иустраиваетшколу для деревенских детей, преподает в этой школе. Обучая деревенских детей, он пишет для них азбуку и многие другие произведения.

Павел Степанович Нахимов

Родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился на отлично в Морском Кадетском Корпусе Петербурга. Ему был присвоен офицерский чин мичман. Он был зачислен на корабль. Совершил кругосветное плавание, отличился храбростью в морском Наваринском бою и был награжден орденами. Вскоре его назначили командиром строящегося фрегатаПаллада. В ходе постройки корабля Нахимов предложил много изобретений, которые сделали корабль лучшим кораблем того времени. Он был умелым, решительным, смелымчеловеком, спас эскадру.

10. Никита Михалков

10-47.jpg Оскароносный режиссер, сценарист и актер родился 21 октября 1945 года в семье известного советского поэта, автора гимна Сергея Михалкова и поэтессы Натальи Кончаловской.

Вклад Никиты Михалкова в российский и мировой кинематограф колоссален: его актерские и режиссёрские работы всегда высоко отмечались как зрителями, так и критиками.

На экране он воплощал разноплановые образы, среди которых Коля из Я шагаю по Москве, Паратов из Жестокого романса, Алексей Устюжанин из Сибириады, комдив Котов из Утомленных солнцем и др.

В качестве режиссера он снял множество лент, которые навсегда вошли в золотой фонд кино. Самыми известными режиссерскими работами Никиты Сергеевича считаются картины: Свой среди чужих, чужой среди своих, Родня, Утомленные солнцем, Сибирский цирюльник, 12 и прочие.

9. Михаил Калашников

9-49.jpg Знаменитый на весь мир военный инженер родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края.

Его главное изобретение автомат Калашникова известно во всем мире. За свою уникальную разработку, спасшую жизнь многим советским солдатам, Михаил Калашников был удостоен Сталинской премии.

Автомат Калашникова до сегодняшнего дня остается одним из самых популярных и надежных в мире.

8. Михаил Барышников

8-47.jpg Будущая звезда мирового балета родился 27 января 1948 года в Риге.

В самом начале своей балетной карьеры Барышников моментально стал широко известен. Его уникальное танцевальное дарование отмечали именитые хореографы и артисты.

В 1974 году во время гастролей в Канаде Барышников принял решение попросить у властей этой страны политического убежища.

Живя на Западе танцовщику удалось добиться славы и признания таланта. Помимо этого, ему удавалось успешно сниматься в Голливуде и даже быть номинированным на премию Оскар за роль второго плана.

7. Мария Шарапова

7-51.jpg Известная на весь мир теннисистка родилась 19 февраля 1987 года в городе Нягань.

Ей удалось войти в десятку женщин в истории, которые стали обладательницами карьерного шлема (она одержала победу во всех турнирах Большого шлема в разные годы).

Кроме того, она является лидером по рекламным заработкам среди всех спортсменов мира.

6. Георгий Жуков

6-46.jpg Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза родился 19 ноября 1896 года в деревне Стрелковка, Калужской губернии.

Он остался в истории как один из главных творцов Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В годы войны Жуков стал вторым человеком в стране после Сталина в военной иерархии. Он не раз выезжал в на линию фронта, принимал командование в самых тяжелых ситуациях, стоял у истоков большинства крупнейших стратегических операций. За это в народе его стали называть маршалом Победы.

Умер легендарный полководец 18 июня 1974 года в Москве. Урна с его прахом была вмонтирована в кремлёвскую стену.

5. Владимир Ленин

5-51.jpg Владимир Ленин (Ульянов) родился в 1870 г. в Симбирске.

Роль этого человека, не только в российской, но и в мировой истории сложно переоценить. Конечно, гений, для кого-то злодей, для кого-то добродетель.

Он кардинальным образом изменил судьбу страны показав на примере, как может быть на практике воплощена идея социалистического государства.

Захватив власть в 1917 году, партия большевиков во главе с Лениным создали новый тип управления страной, основной задачей которого было стимулировать как можно быстрее свершение мировой революции.

В 1922 г. после неудачного покушения, Ленин тяжело болел, поэтому ему пришлось отойти от активной политической деятельности.

Последующие два года он был фактически отстранен от власти. Скончался Ленин в 1924 году на своей даче в Горках, под Москвой.

Его тело не было предано земле по сей день оно находится на всеобщем обозрении в Мавзолее на Красной площади в Москве.

4. Алла Пугачева

4-49.jpg Будущая примадонна советской и российской эстрады родилась 15 апреля 1949 года в Москве.

Карьера Пугачёвой ознаменована как невероятным всесоюзным, так и международным успехом на эстрадной сцене. Ее песни знает вся Россия, а неповторимый тембр певицы невозможно спутать ни с каким другим.

Среди ее самых известных композиций: Арлекино, Айсберг, Женщина, которая поет, Старинные часы, Миллион алых роз и др.

3. Владимир Высоцкий

3-49.jpg Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 в Москве.

Этот разносторонне одаренный человек прославился как поэт, актёр театра и кино, а также автор-исполнитель песен. Помимо этого, он писал сценарии и прозу.

Спустя 7 лет после кончины, Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме Место встречи изменить нельзя посмертно.

Кроме этой культовой роли в картине Станислава Говорухина, высоцкий запомнился зрителям своей ролью в фильме Высота, Как царь Петр арапа женил, Плохой хороший человек и др.

Первые написанные им стихи относятся к началу 1960-х годов. Поначалу Владимир Семенович исполнял их в кругу друзей и знакомых, а через несколько лет его произведения получили широкую популярность благодаря распространявшимся по территории всей страны магнитофонным записям.

Поэзия Высоцкого отличалась своей самобытностью и многообразием он писал юмористические, сатирические, лирические, уличные, лагерные, военные, бытовые, сказочные тексты.

Кончина поэта и артиста совпала с проведением Олимпиады в Москве в 1980 году. Несмотря на отсутствие официального некролога, на его похороны пришло очень много людей, желающих проводить в последний путь человека, которого многие называли душой России.

2. Юрий Гагарин

2-48.jpg Имя Юрия Гагарина известно на весь мир, а его биографию некогда знал каждый советский школьник. Именно ему было суждено стать первым человеком, побывавшем в космосе.

Летчик-космонавт еще при жизни стал легендой. Гагарин открыл совершенно новую страницу в покорении людьми космических просторов и стал символом развития отечественной космонавтики.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут МСК с космодрома Байконур стартовал космический корабль Восток с Юрием Гагариным на борту. Прошло 108 минут и космонавт осуществил благополучное приземление вблизи от деревни Смеловки в Саратовской области. Через двое суток вся Москва приветствовала героя Советского Союза.

За свою недолгую жизнь Гагарин сделал очень много для популяризации космонавтики, и даже сам мечтал стать членом лунного космического экипажа. Однако его грандиозным планам не дано было осуществиться.

27 марта 1968 года самолет, которым управлял Юрий Алексеевич разбился недалеко от деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Обстоятельства той аварии еще до конца не выяснены. По этому поводу на всей территории Советского Союза был объявлен общенациональный траур.

1. Александр Пушкин

1-46.jpgПушкин это наше всё! И трудно с этим поспорить. Для русскоговорящих людей Александр Сергеевич это не просто первый поэт нашего отечества, это еще драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, также его можно по праву назвать величайшим теоретиком литературы, историком, публицистом.

Этот человек, которому судьбой было отпущено всего 37 лет, считается одним из наиболее известных русских литературных деятелей первой трети XIX века.

Родился будущий поэт 6 июня 1799 года в Москве. Пушкин начал создавать свои первые поэтические и драматические шедевры уже в семилетнем возрасте.

В годы учебы в Лицее он стал знаменит после того, как прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину.

Он одним из первых русских писателей начал зарабатывать при помощи своей поэзии и литературы.

Он прославился не только своей уникальной лирикой, но и прозой (Капитанская дочка, Пиковая дама, Метель и др.).

Также он сочинял драматические произведения (Борис Годунов, Медный всадник и др.), сказки (Сказка о золотом петушке, Сказка о попе и работнике его Балде и др.), а также произведения в революционной направленности (Во глубине сибирских руд) за вольнодумство поэта несколько раз отправляли в ссылки.

8 февраля 1837 года произошла та самая злополучная дуэль Пушкина с Жоржем Дантесом интриганом, который порочил имя супруги поэта Натальи Гончаровой. В результате во время поединка Александр Сергеевич был смертельно ранен и скончался в тяжелых муках спустя два дня.

Источники:

  • https://BusinessMan.ru/new-vydayushhiesya-grazhdane-rossii-spisok-biografii-interesnye-fakty-i-dostizheniya.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/21/metodicheskiy-sbornik-skazaniya-o-velikih-lyudyah-rossii
  • https://top10a.ru/samye-izvestnye-lyudi-rossii.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит