В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.
Важность выбора
Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% совсем не задумываются, а 70% не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.
Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.
Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.
Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.
Сложности выбора специализации
Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.
Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.
В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.
В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.
Важно знать
Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:
- навыки;
- любимое занятие;
- сферу наибольшего интереса;
- желания и тип темперамента.
После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.
К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.
Рейтинг специальностей
Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.
Обзор профессий
О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.
Помощь профориентолога
Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.
Интернет-тесты
Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:
- помогающие в выборе специальности;
- помогающие сориентироваться в выбранной специальности.
Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.
Советы родителям
Родители самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.
- Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
- Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
- Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
- Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.
Заключение
В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.
Профориентация что это и зачем
Обязательного предмета профессиональная ориентация в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.
Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь Smart Course. Системы развития подростков. В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг дать ребенку компас, разобраться вместе, чего он хочет.
Весь процесс профориентации это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: Все, эта профессия тебе подходит. Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.
Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: Мы можем разложить термин профориентация это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам.
Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать
Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.
В начальной школе кружки можно менять легко, считает Кирилл Кузнецов. Давить на то, что раз поступил в музыкалку заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить.
Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования. Так, на первый взгляд безобидное мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами должен продолжать может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии.
В этом возрасте дополнительные занятия еще не будущая профессия. Но к 1618 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.
Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.
Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.
Возраст и навыки: на что обратить внимание
У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.
У дошкольников это два параллельных процесса. Первый знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике это важный опыт копирования жизни взрослых.
В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.
Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем, говорит Кирилл Кузнецов.
К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый родственник, учитель или друг, к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей все это влияет на будущий выбор.
Но выбор вуза это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.
Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, рассказал Тимур Жаббаров. Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.
Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка.
Когда профориентация не помогает?
Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.
За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать с родителями, с семьей, с контекстом, рассказывает Тимур Жаббаров. По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет.
Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.
Сам термин профориентация это обман. Надо стараться не попадать в это поле, советует Дима Зицер. Понятно, почему любой родитель оказывается в этом это многовекторное давление. Соседка сказала: Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать в 14 лет. Учительница сказала: Вам пора бы определяться с профессией. По телевизору сказали: Вот, пора записываться на курсы перед университетом. Все у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать.
Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.
Кратко о профориентации:
- Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
- Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого помочь сохранить это умение.
- Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку это мотивирует детей.
- Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
- Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
- Совет психолога или консультация тренера это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.
Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест Профориентация. Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .
Пройти Профориентацию!
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Мария, редактор
2. Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не престижны. Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Ангелина, переводчик
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. Покажите профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Лида, специалист по рекламе
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Настя, копирайтер
Конечно, переезд ребёнка в другой город это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
5. Забудьте про тесты профориентации
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию
Стандартная логика: хорошо даётся математика иди учиться на компьютерщика, хорошо даётся литература на филолога, ничего не нравится тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мария, менеджер
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
8. Не заставляйте заканчивать обучение
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что раз начал заканчивай.
Антон, дизайнер
Диплом об образовании и несколько лет учёбы это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
А вам родители помогали с выбором?
Небойся сойти спроторенного пути
Есть избитая фраза: Тыможешь стать тем, кем хочешь. Хоть она икажется затертым штампом, так ужвышло, что это правда. Нопочему тогда все еще есть люди, которые занимаются несвоим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу куспеху, счастью исамореализации?Дорожная карта
Ответ кроется внашей природе. Одно изеековарных свойств заключается втом, что мысклонны выбирать пути, которые донас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, иобойти его чертовски трудно.
Именно так ивыглядит формула успеха внашем обществе: универсальный путь, покоторому все идут, дыша взатылок впереди стоящему, необращая внимания нато, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, тынанем.
Наши персональные Конвейеры повинтику собраны извсех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов изаранее предопределенных вариантов выбора, которые мывпитываем стого дня, как выползли изпесочницы иподумали, кемже мыстанем, когда вырастем.
Мыслышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо былобы работать всемейном бизнесе. Слышим, что унас слишком большие амбиции (нам это говорят для нашегоже блага). Ивсе решения мыпринимаем под давлением этих требований истрахов.
Мывыполняем свой долг. Мывкалываем наработе итащимся позаранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность икомфорт.
Возможно, самое сложное дело втвоей жизни переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды иубеждения, и, вконце концов, это бывает попросту страшно. Нооно того сто́ит.
Начни свопросов ксебе. Идешьли тытуда, куда хочешь? Оправдываетли твоя цель затраченные усилия? Недумай отом, кем тыдолжен быть, или кем тебя считают друзья, или кем тыпытаешься казаться всоцсетях. Кто тынасамом деле здесь исейчас?
Эти вопросы помогут тебе понять, чем тыотличаешься отдругих, что делает тебя уникальным ичто тыможешь предложить миру.
Отделяй ненужный Шум отполезных советов
Мыпостоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, ивесь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Онисходит отчленов семьи, учителей, социальных педагогов ивцелом отобщества.
Онвкнигах, которые мычитаем, втелешоу, которые мысмотрим, вовсех социальных сетях и, что опаснее всего, онвнутри нас самих. Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти постопам успешных братьев исестер. Другим онтвердит, что они никогда недобьются успеха ввыбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся зачто-то новое, чего никто больше неделает.
Спрятаться отШума незначит превратиться вбунтаря, который мечтает набить налбу татуировку иплюет народителей. Речь вообще одругом. Речь отом, чтобы объективно посмотреть навсе настойчивые рекомендации, чужие ожидания иконструктивную критику ипринять собственное взвешенное решение.
Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум отполезных советов иотзывов:
Попробуй взвесить чужие предположения иубеждения ипосмотри, гармонируютли они ствоими интересами иценностями илиже, напротив, противоречатим. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность иего слова чем-то втебе отзываются, есть вероятность, что это неШум. Аесли что-то тебе подсказывает, что это непро тебя, это Шум.
Ищи дело жизни настыке своих интересов
Люди, которые живут наиболее полно, стараются встроить свои интересы вработу. Подумай: чем тебе нравится заниматься? Может быть, тывсе выходные выкладываешь видео, которые снял? Аможет, гуляешь полесу или высаживаешь цветы впарке? Или строишь современные здания, играя вMinecraft?
Непугайся, если интересы, которые тывсебе обнаружишь, покажутся тебе несерьезными. Внаши дни рынок настолько разнообразен итак часто ирезко меняется, что можно найти массу удивительных способов совместить свои увлечения сработой.
Интерес кпросмотру мультфильмов субботним утром может привести круководящей должности нателеканале Cartoon Network, как это случилось сМайком Лаццо. Изчеловека, который просто любил разглядывать кости, вырос видный специалист вобласти судебно-медицинской антропологии так было спрофессором Университета Теннесси доктором Биллом Бассом.
Главное незагонять себя врамки. Мысли неординарно, комбинируй разные интересы, отражающие одновременно несколько сторон твоей личности, так утебя будет больше шансов найти что-то, что тебе понравится. Придумай себе роль. Изобрети, если еееще нет.
Изучай свои Основы
Увлечения, дела, которые тебя вдохновляют, это кирпичики, изкоторых строишься тысам. Ноинтересы только первая составляющая. Есть еще кое-что, связывающее ихвоедино. Назовем это Основами.
Если вкратце, Основа это твой центральный элемент, откоторого зависит, что именно приносит тебе удовольствие. Она побуждает тебя увлекаться теми или иными занятиями ипочти наверняка проявляется вкаждом изних.
Допустим, тылюбишь готовить. Эта информация лежит наповерхности. Нодавай копнем глубже ипосмотрим: начем основан этот интерес? Тебе нравится экспериментировать срецептами блюд ипридумывать новые? Нравится работать руками? Тыпишешь детальный отзыв после посещения каждого кафе? Тычувствуешь прилив сил, когда учишь племянницу печь печенье?
Поняв, что именно притягивает тебя кпредмету твоих интересов, тылучше поймешь, какой путь выбрать, чтобы оннепротиворечил твоим особенностям. Посмотри напримеры ниже. Какие изних находят втебе отклик? Ачто тебе совсем неподходит?
Чтобы осознать свои Основы, надо выйти запределы привычного представления осебе. Ихнельзя сформулировать фразами типа яхороший человек или ялюблю готовить. Мне нужно оком-то заботиться или мне нужно создавать что-то новое вот это уже другое дело.
Атеперь соедини всето, что делает тебя тобой, твои Основы иКлючевые интересы. Так тыполучишь сценарий того, чем хочешь заниматься вжизни.
Тебе ненужно принимать решение прямо сейчас. Попробуй поменять один изКлючевых интересов или Основу. Миксуй снова иснова. Пока что твоя цель определить все сочетания, которые покажутся тебе привлекательными.
Помни: твои мечты небезумны
Первая трудность напути кжизни, основанной наинтересах, осознать, что такая жизнь вообще возможна. Принять сам этот факт может быть крайне сложно. Если втвоей картине мира никогда небыло места идее стать журналистом, инженером, шеф-поваром французского ресторана, уличным художником, скульптором или обжарщиком органического кофе, толюбой изэтих вариантов покажется тебе диким.
Из-за ограниченного вида, который открывается перед нами сКонвейера, мыотказываемся поступать по-другому. Ноправда втом, что укаждого изнас есть масса возможностей.
Даже самые странные идеи могут работать иприносить доход, если неуклонно следовать своим интересам. Возьмем, кпримеру, Элис Бенштейн. Имея ученую степень, она работает накондитерской фабрике Jelly Belly. Элис объединила свою любовь ккулинарии инауке исейчас зарабатывает, изобретая новые вкусы конфет.
Есть идругие профессии, словнобы сшитые назаказ для конкретных людей. Вот некоторые изних:
Существует множество людей, которые непросто балансируют между домом иработой, адействительно живут судовольствием, занимаются любимым делом ипроцветают. Атеперь ответь: разве правыте, кто называет твои мечты безумными?
Больше отом, как разобраться всебе, вырваться зарамки инайти дело жизни, вкниге Дорожная карта
Иллюстрации изкниги
Ответ 1. Пусть выбирает по любви
Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.
Правило 1. Ребенок это не вы
Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.
Правило 2. Начинайте заранее
Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?
Ответ 2. Начинать с младшего школьного возраста
Считать или писать сочинения? Рисовать или собирать конструктор? Присмотритесь и по возможности давайте ребенку информацию в этом направлении, создавая среду. Если долго сидит за компьютером не бейте тревогу, а запишите на курсы программирования. Увлечение вполне может стать любимой работой.
Правило 3. Выбираете не вы
Если школьник будет считать, что профессию выбрали ему вы, у него появится к ней отторжение. Особенно это будет заметно в подростковом возрасте, когда отделение от родителей выступает в роли рефлекса. Когда ты что-то делаешь для себя, ты делаешь это хорошо знаете поговорку? Вот и ребенок, выбравший вуз или предмет сам, будет посвящать ему время с большим удовольствием.
Правило 4. Личность
Профессия это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.
Ответ 3. Профессия должна подходить характеру
Правило 5. Дни открытых дверей
Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу. Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.
Ответ 4. Ходить на дни открытых дверей
Каждый раз, придя в вуз, спрашивайте своего ребенка: Что ты думаешь по этому поводу? Если школьник не думает ничего (такое тоже бывает подростковый инфантилизм), то, прежде чем читать лекцию, спросите: Ты хочешь знать мое мнение? И вот тогда можете начинать с плюсов и минусов учебного заведения.
Ответ 6. Начните с общего
Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты пусть увидит сферу во всем ее многообразии.
Ответ 7. За компанию
Классика кинематографа поступить в вуз за компанию. Школьник очень зависим от мнения сверстников, что имеет две стороны. Белая: ему будет не так страшно поступать. Черная: он не выберет профессию, которая ему нравится, просто потому, что это не модно или не престижно.
Поговорим о белом варианте. Минимум за год до поступления предложите школьнику найти кружок по интересам такое мини профессиональное сообщество единомышленников, пусть познакомится с будущими абитуриентами. Сейчас много курсов, а в школах до сих пор действуют Школа юного журналиста, Исторический клуб или подобные организации.
Поговорим о черном варианте. Бороться с друзьями подростка бесполезно, так вы только настроите его против себя. Лучше сесть и поговорить по душам, расспросить, что именно нравится ребенку и правда ли это его мнение.
Читайте также: Мой ребенок сдает ОГЭ (ЕГЭ). Советы родителям
Ответ 5. Клубы по интересам
Ответ 8. Востребованность профессии
Переворачиватель панд в зоопарке это, конечно, мечта, но После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами ой как страшно и ой как сложно.
Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали.
9 сентября в 15.25 смотрите на нашем сайте лекцию психологов Галины Тимошенко и Елены Леоненко Как узнать, каким станет ваш ребенок во взрослой жизни. Лекция состоится в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ), которая будет проходить с 6 по 10 сентября на ВДНХ.
Статья подготовлена совместно с Национальным ресурсным центром наставничества Ментори (проект «Рыбаков Фонда»)
- https://psyhoday.ru/uspekh-i-dengi/kak-opredelitsya-s-vyborom-professii-podrostku.html
- https://hh.ru/article/302527
- https://Lifehacker.ru/kak-pomoch-vybrat-professiyu/
- https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/28/5-sovetov-kotorye-pomogut-podrostku-opredelitsya-s-budushhej-professiej/
- https://rosuchebnik.ru/material/proforientaciya-dlya-shkolnikov/