Профессия лесничий — описание, обязанности и зарплата

СОДЕРЖАНИЕ

Лесничий это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Многие называют лесничего лесником, так вот: лесник и лесничий две разные профессии. Профессия подходит тем, кого интересует биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Большинство людей путают лесничего и лесника. На самом деле это разные профессии, хоть и родственные. Лесник это лесной сторож. Он охраняет свой участок леса от незаконных порубок, охоты и пр. Лесничий лесоуправитель. Он отвечает за жизнь лесного хозяйства (лесхоза) в целом, так что поговорка он за деревьями не видит леса не про него.

Лесничего интересует не только охрана деревьев и животных от преступников, но и помощь лесу как экосистеме. Лесничий отвечает за то, чтобы рубка деревьев не вредила лесу, чтобы вырубленные или выгоревшие места вовремя засаживались новыми деревьями, чтобы не было завалов старых поваленных стволов и т.д. Он организует подготовку семян и саженцев, определяет время и место посадки. Благодаря усилиям лесничего и его помощников, вместо пустоши может вырасти целый искусственный лес, так называемые лесопосадки.

Также лесничие ведут прокладку просек, которые делят лес на кварталы, на случай пожара проводят окапывание лесов по краю (преграда для низового огня) и регулярно проверяют состояние просек и вскопанных участков. Иными словами, лесничий занимается лесоустройством, ведёт хозяйственную работу не случайно организации, управляющие лесами, называются лесхозами или леспромхозами.

Рядовой лесничий подчиняется главному лесничему лесхоза (лесничества). При этом он возглавляет службу лесников, лесоводов, участковых техников и т.д.

Чтобы лес оставался здоровым, лесничий отслеживает признаки болезней, появление насекомых-вредителей. Если нужно, планирует санитарную вырубку деревьев. Во время такой вырубки удаляются больные, поврежденные и усыхающие деревья, т.е. те, что уже невозможно вылечить. Часто больное дерево само превращается в рассадник вредителей или инфекции. Например, спиленные заражённые древоточцем деревья, ни в коем случае нельзя оставлять рядом со здоровыми. И лесничий организует вывоз и утилизацию больных деревьев.

Но даже если нет опасности заражения, в лесу не должно оставаться больших завалов. Как и сухостой, они опасны: при лесном пожаре сухая трухлявая древесина станет быстрым проводником для пламени.

Чтобы правильно провести вырубку, нужно хорошо знать биологию вредителей, с которыми предстоит бороться. В некоторых случаях вырубку проводят зимой, в других летом и т.д.

При этом надо учитывать, подросла ли смена пострадавшим деревьям. Когда речь идет о ценных породах, редких экземплярах или просто о деревьях, имеющих историческое значение, их стараются сохранять как можно дольше. Для этого используют специальные средства и стараются застать проблему в самом начале.

Для хорошей работы лесничему требуются глубокие знания, которые даёт высшее образование. Однако не надо думать, что лесничий это стратег лесного хозяйства, который может только руководить и сам своими руками ничего не делает. Лесничий должен хорошо знать свой лес и поэтому много по нему ходит. Он участвует в процессе вырубки, посадки, лечения деревьев. Ему случается работать не только с картой и карандашом, но также бензопилой и лопатой.

К минусам работы лесничего можно отнести то, что его труды порой дают лишь отдалённый результат. Агроном, засеивая поле кукурузой, точно знает, что к осени она поспеет, и если не случится пожара, войны, засухи или наводнения, хозяйство соберёт урожай. У лесничего всё не так. Сажая в землю крохотные дубовые саженцы, лесничий не может рассчитывать, что будущим летом он пройдётся под сенью шумной дубравы. Результат будет виден лет через тридцать сорок, а то и через восемьдесят лет. И всё же эта работа очень нравится тем, кто интересуется растениями и животными, но склонен к работе не в тиши лабораторий, а среди живой природы.

Рабочее место

Лесничие работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах (наряду с егерями), заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.

Важные качества

Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу, ему необходимо мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду.

Знания и навыки

Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров, разбираться в экономических и юридических вопросах ведения лесного хозяйства.

Обучение на лесничего

Чтобы стать лесничим, нужно окончить вуз по специальности Лесное хозяйство или Лесное дело.

Вузы: Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С. М. Кирова Воронежская государственная лесотехническая академия Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева Марийский государственный технический университет и мн. др.

Рабочее место

Лесничие работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах (наряду с егерями), заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.

Важные качества

Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу, ему необходимо мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду.

Знания и навыки

Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров, разбираться в экономических и юридических вопросах ведения лесного хозяйства.

История возникновения профессии

С давних времен во многих религиях мира лес является священной экологической системой. Как правило, охраной лесного хозяйства занимались люди, которые находились рядом и пользовались его ресурсами и дарами.

Леса помогали скрываться от недругов, кормили целые селения. Древесину, добытую в лесу, использовали во время постройки и в качестве топлива.

Первые воспоминания о людях, охраняющих лес, приходятся на IX век. Начиная с этого времени, экологическая система находилась под защитой от несанкционированной вырубки и охоты. Следящих за порядком на территории нанимали на службу феодалы. Но по той простой причине, что в состав феодальных угодий входили не только леса, а поля, водоемы и пастбища, работников называли не просто лесниками, а представителями лесной стражи. Официальное учреждение должности датируется XVIII веком.

На огромной площади, принадлежащей Российской Федерации, лесные массивы стали активно разрастаться и возрождаться в середине XX столетия. А первые лесничества были созданы в начале века.

Профессия лесник описание

Лесник это работник лесного хозяйства (сокращенно — лесхоза), штатный сотрудник лесничества. Под его защиту передается имущество, принадлежащее государству. За каждым человеком, исполняющим обязанности лесника, зафиксирована определенная часть лесного фонда, которую необходимо постоянно обходить и контролировать. Когда работник замечает какие-либо нарушения на своей территории, он обязательно должен поставить в известность лесничество.

Для каждого обхода предусматривается индивидуальный паспорт с указанием строений, сооружений, лесных насаждений, земель и прочего имущества, которые фиксируются в документе.

Требования к кандидату

Для того, чтобы овладетьпрофессией,необходимо пройти специальную подготовку на базе лесной школы, колледжа, техникума по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство или посетить специальные курсы.

В хозяйствах, в которых имеются охотничьи угодья, на лесника дополнительно возлагаются обязанности егеря.

А какие обязанности профессия лесника подразумевает под собой? Какими важными качествами должен обладать кандидат на данную должность? Является ли льготной профессия лесник?

В наши дни оклад лесника составляет 6-7 тыс. рублей в месяц. Однако представители власти планируют осуществить индексацию заработной платы и увеличить ставку на 6 %. Также для штатных сотрудников власти собираются ввести льготы, благодаря которым работники смогут платить меньше за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте.

Необходимые качества

Профессия лесника предполагает, что у кандидата на должность должны быть определенные качества:

  • отличная физическая подготовка;
  • крепкое здоровье;
  • любовь к окружающей среде;
  • смелость, отвага и стремление защищать природу;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость и привычность к ручному труду;
  • внимательность и хорошая память.

Профессия лесника: обязанности

Должностные обязанности лесника включают в себя исполнение следующих мероприятий во время обхода закрепленной площади:

  • обнаружение и тушение, а также предупреждение лесных пожаров;
  • охрана леса от незаконной вырубки;
  • защита животных;
  • защита зеленых насаждений от заболеваний и вредителей;
  • проведение хозяйственных работ.

Работник лесничества не только занимается высадкой деревьев, он также следит за порядком на вверенной ему территории. Определяет делянки для рубки сухостоя. Прореживает посадки. Лесник следит за здоровьем леса: уничтожает вредных насекомых, проводит лечение и уничтожает нездоровые растения.

Работник обязан обладать знаниями и навыками в области ботаники, зоологии, природопользования. Должен уметь читать и составлять карты, а также владеть способами ведения лесного хозяйства. При появлении на территории посторонних людей, желающих поохотиться или нарубить дров, лесник обязан проверить документы, которые подтверждают право на эти действия.

Особенности профессии лесника

Лесное хозяйство и его обитатели нуждаются в защите от стихийных бедствий и разрушительной деятельности безответственных людей.

Штатным сотрудникам необходимо всегда быть в хорошей физической форме, для того чтобы суметь обойти большие территории, наказать браконьеров и пресечь незаконные действия нарушителей.

Также человек, желающий стать лесником, должен обладать крепким здоровьем. К медицинским противопоказаниям во время приема на данную работу относят: болезни, связанные с опорно-двигательной системой, аллергии, различные дефекты зрения и слуха.

Профессия лесника обязывает человека всегда быть на природе. Даже в плохую погоду ему необходимо выполнять должностные инструкции: регулярно контролировать закрепленную за ним территорию.

К отрицательным сторонам данной профессии относятся постоянные риски для здоровья и жизни человека. Обморожения, нападения вооруженных браконьеров или хищников, угроза жизни при стихийных бедствиях — это неполный список всех опасностей, которые подстерегают лесника.

Работникам лесничеств в отличие от других профессий приходится ждать плодов своей работы долгое время. По той простой причине, что любое дерево, высаженное лесником, растает очень медленно, на протяжении 50-75 лет, а то и дольше. Задача лесника — следить за тем, чтобы взамен каждому срубленному дереву обязательно было посажено молодое растение.

Профессиональный праздник лесника отмечают ежегодно 17 сентября.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я не знаю, чем каждый из вас хотел бы позаниматься. А поможет мне это узнать Радуга интересов. Предлагаю каждому выбрать ленточку того цвета, который больше нравиться. А вы знаете, что каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто выбрал красный цвет тот хотел бы активно подвигаться. Кто выбрал синий цвет тот хотел бы узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кто выбрал желтый цвет тот хотел бы проявить свое творчество. Кто выбрал зеленый цвет тот ищет общения с друзьями. Кто выбрал оранжевый цвет хочет поиграть.Всем этим мы сегодня с вами и будем заниматься. Но для начала побеседуем. Воспитатель:Ребята,кем становятся дети, когда вырастают? (Ответы детей) Чем взрослый отличается от ребенка? (Ответы детей)Да ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой, сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Взрослые имеют профессию, ходят на работу и умеют делать свое дело очень хорошо.

Воспитатель:Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком, у него очень редкая профессия, но чтобы узнать, кем он работает, вы должны открыть буквы зашифрованного слова. Согласны? У меня есть кубик его нужно бросить какая цифра выпадет такую букву по счету мы, и откроем, но сначала нужно выполнить правильно задание на столе с такой, же цифрой. Итак, начинаем. Кто первым бросит кубик?

1. Задание: Кто скорее соберет?

Цель: Выявление знаний детей о стадиях развития животных (насекомых, земноводных); развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: личинка, куколка, икра, головастик.

Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания, вам нужно разделится на 2 группы, каждая получает набор из карточек с изображением стадий развития животного. Вам необходимо правильно выстроить последовательную цепочку развития лягушки и бабочки.

Будьте внимательны! От этого зависит результат вашей работы!

Давайте проверим правильность выполнения задания.

(Из яичек появляются гусеница, гусеница превращается в куколку, из куколки выводится бабочка).

(Лягушка откладывает икру, из икры появляются головастики, у головастиков вырастают задние и передние лапы, затем исчезает хвост, и лягушка выходит на сушу).

Ребята, как думаете, вы справились с заданием?

Да, ребята, правильно, отлично справились!

2. Задание: Четвертый лишний

Цель: Формирование умения вычленять лишний объект из группы однородных объектов на основе обобщения и анализа их отличительных признаков. Обогащение и активизация словаря: белый гриб, лисички, опята, мухомор, ель, дуб, тополь, колокольчик, нарцисс

Инструкция: Для выполнения задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор из 4 карточек с изображением растений. Вам необходимо убрать лишний предмет, объяснив причину. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?

Объясни свой выбор! Ребята посмотрите, как вы думаете, они правильно выбрали?

Молодцы! Дружно работали!

3. Задание: Угадай кто это?

Цель: Продолжать учить узнавать и различать животных по частям тела, обращая внимание на наиболее характерные особенности внешнего вида животных и птиц (глаза); развивать способность к синтезу предметов на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рысь, енот, филин.

Инструкция: В этом задание ребята, вам надо угадать животное по изображению его глаз. Здесь главное проявить сообразительность и каждому постараться высказаться.

Кто еще как думает? Может кто-то думает по-другому?

Замечательно ребята! Вы такие сообразительные!

Физминутка: (Звучит запись пения птиц в лесу).

Ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте все в круг, закрывайте глаза, представьте, что мы в лесу летом. Все дети входят в лес. Открывайте глаза. Идем тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки

Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идем дальше. Перед нами бьет родник, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходим из леса.

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на такой вопрос: Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей). А теперь сравните ваши ответы с изображениями на плакате.

Отдохнули? Продолжаем отгадывать слово! Кто хочет бросить кубик? (Ответы детей).

4. Задание: Черный ящик

Цель: Расширение знаний детей о пищевых предпочтениях животных и птиц в дикой природе; создание условий для обогащения сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей; развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рябина, желудь, кора.

Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания вам надо опустить руку в черный ящик, определить на ощупь и высказать свое мнение, что там находиться. А затем ответить на вопрос: Для какого животного в дикой природе это является пищей? Но чтобы определить, кто первый начинает, нужно каждому выбрать фишку. Для того чтобы выполнить задание нужно хорошо подумать! Ребята у кого фишка с цифрой 1, опускай руку.

Подумай, что за предмет у тебя в руке? Проверяй! Что у тебя в руке, смотри!

Умнички отгадали все предметы!

5. Задание: Кто где живет?

Цель: Выявление знаний детей о местах обитания животных в дикой природе (птиц, насекомых, рыб, зверей); развитие способностей группировать предметы на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: хатка, берлога, муравейник, дупло, улей, гнездо, норка.

Инструкция: Для выполнения этого задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор карточек с изображением животных и карточек с изображением мест их обитания в природе. Вам необходимо правильно сгруппировать картинки, чтобы каждое животное было закрыто карточкой с изображением его места обитания. От быстроты ваших действий зависит успешное выполнение задания.

Проверяйте. Кто живет? Где живет?

Хорошо поработали и успешно справились с заданием! Молодцы!

6. Задание: Назови правило

Цель: Уточнение и обогащение представлений детей о правилах поведения в дикой природе; развитие экологического сознания, формирование представления о ценности окружающей живой природы.

Инструкция: Ребята, чтобы выполнить это задание вам нужно выбрать фишку с цифрой. И глядя на плакат Чего не следует делать в лесу, придумать правило, для картинки с таким же номером. Внимание! Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываемся по одному.

А что будет если? А что может случится?

Мне очень понравились ваши ответы!

Воспитатель: Вот молодцы со всеми заданиями справились, и на доске открылось слово? (Лесник). Кто же такие лесники? Чем они занимаются? (Ответы детей). Параллельно демонстрируется плакат Как лесник заботится о лесе, помогающий детям сформулировать ответы.

Воспитатель: Вы правы, а теперь предлагаю посмотреть видео письмо от Игоря Николаевича, который работает лесником в заповеднике Кузнецкий Алатау, это папа Вовы, мальчика из моей группы, садитесь скорее на стулья.

(Видео-письмо от лесника)

Здравствуйте ребята, если вы смотрите мое видеописьмо, значит, успешно справились со всеми заданиями и отгадали зашифрованное слово. Да моя профессия называется лесник и все что вы делали, выполняя задания, помогло вам узнать больше о моей профессии, о том с кем и где я работаю.

Лесники важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком. Они хорошо знают всех обитателей леса. Они стараются помочь животным в трудное время зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Заботятся о лесе берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников.

Ребята, я посылаю вам посылку с пригласительными билетами ко мне в заповедник, чтобы вы могли полюбоваться природой родного края и еще сильнее полюбить ее. А любить это значит беречь, заботиться, и не забывать о правилах поведения на природе. Для этого посылаю вам эти памятки. Ведь забота о красоте окружающей природы — это дело каждого из нас!

Воспитатель: Достает посылку, открывает и показывает ее содержимое детям Ребята, посмотрите здесь и приглашение, и памятки, я их отдам после занятия, мы все вместе прочитаем, а памятки возьмете домой на память. Посмотрите, здесь еще лежит микрофон, я предлагаю, ребята вам сейчас рассказать о том, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали, оправдались ли ваши ожидания, чем вам больше понравилось заниматься, хочу сразу сказать, что микрофон не простой, а волшебный все ваши ответы Игорь Николаевич услышит. (Ответы детей)

Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось наше заниматься, было интересно и увлекательно. Спасибо вам ребята за интересные ответы, спасибо за работу и внимание.Наше занятие окончено. До свидания!

Источники:

  • https://www.profguide.io/professions/Lesnichiy.html
  • https://lesnichestvo-zelva.jimdofree.com/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-1/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC/
  • https://nauka.club/karera/professiya-lesnichiy.html
  • https://FB.ru/article/323493/professiya-lesnika-obyazannosti
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573522/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит