Профессии для людей с ограниченными возможностями

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Пространство воспитания
Примерный перечень специальностей, по которым обучаются инвалиды и лица с ОВЗ в образовательных организациях профессионального и высшего образования
Перечень профессий
Профессиональная подготовка для лиц с ограниченными возможностями с Санкт-Петербурге

1. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая полноценной функции обеих конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах, заданного темпа выполнения производственных операций, поднятия тяжестей на высоту и их перемещения; работа, выполняемая в неблагоприятных микроклиматических условиях (холод, сырость); работа, связанная с повышенной опасностью травматизма, в контакте с токсическими веществами сосудосуживающего действия; работа с длительным пребыванием на ногах, требующая полной сохранности объема движений в суставах, объемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей; длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения, предписанный темп работы; шум, вибрация.

Рекомендуемые профессии и специальности — профессии для рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (радиомеханик по обслуживании и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, машинист расфасовочно-упаковочных машин, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант электромеханических испытаний и измерений); — механическая обработка металлов и других материалов (контролер электромонтажных работ, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин, контролер измерительных приборов и специального инструмента); — строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (столяр); — эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (электромонтер по эксплуатации электросчетчиков, контролер энергонадзора); — производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов , часовщик по ремонту механических , электронных часов); — электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов, обмотчик элементов электротехнических машин); — общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (облицовщик деталей мебели); — производство кожаной обуви (обувщик по пошиву ортопедической обуви, модельер колодок, сборщик вера обуви, обувщик по индпошиву обуви); — кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий); — швейное производство (комплектовщик материалов, кроя и изделий, копировщик, модистка головных уборов, фурнитурщик, швея); — связь (телеграфист); — брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (переплетчик, ретушер); — производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов); — производство игрушек (сборщик музыкальных инструментов и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электроигр); — общие профессии производства художественных изделий (чеканщик художественных изделий); — производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик хирургических инструментов агрегатов, сборщик очков); — сельское хозяйство; — животноводство (оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах, животновод); — растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта); — производство консервов (аппаратчик сокотоматного агрегата); — крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата); — профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин, бухгалтерский и экономический обсчет); — торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

2. Для лиц с нарушениями зрения

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: значительная и средней тяжести физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная значительная и средняя нервно-психическая нагрузка, неблагоприятные метеорологические условия (условия «горячего» или «холодного» цеха), контакт с вредными веществами 1, 2, 3, классов опасности, напряжение зрения выше погранично допустимого уровня, производственный шум, вибрация, постоянные наклоны туловища, ультразвук и различные виды излучения выше предельно допустимых уровней, освещенность рабочего места ниже нормы, напряжение зрения – размеры менее 0,5 мм, работа в вечерню смену, в цехах, в которых имеются движущиеся (перемещающиеся ) агрегаты, оборудование и устройства.

Рекомендуемые профессии и специальности — эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора); — строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (облицовщик-литочник, штукатур, печник); — производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборка очков); — общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, обойщик мебели, плетельщик мебели); — трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий и полотна); — производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик, обувщик по пошиву ортопедической обуви); — кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий); — швейное производство (модистка головных уборов, приемщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, фурнитурщик); — брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик); — производство игрушек (заготовщик материалов и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек, оформитель игрушек); — производство художественных изделий из кожи и меха (сборщик изделий из кожи и меха); — зеленое хозяйство (озеленитель); — связь (телеграфист); — сельское хозяйство; — животноводство (пчеловод, учетчик молока в животноводческих комплексах и фермах, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор машинного доения, животновод); — растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта); — хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по производству соков и сиропов, оператор по переработке и хранению картофеля, овощей, плодов, ягод); — профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик пункта проката, садовник, приемщик заказов (комплексного приемного пункта); — торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

3. Для лиц с нарушениями слуха

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая хорошего слуха или общения с людьми; работа, связанная с опасностью травматизма (на высоте, на неустойчивых плоскостях, у движущихся механизмов на конвейере и др. работа, связанная с опасностью травматизма по причине отсутствия слухового контроля); повышенные уровни шума, вибрации неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы; контакт с химическими веществами нейротоксического действия; работа, требующая хорошей координации движений.

Рекомендуемые профессии и специальности — профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин, лаборант химико-бактериологического анализа); — механическая обработка металлов и других материалов (контролер станочных и слесарных работ, фрезеровщик, токарь); — слесарные и слесарно-сборочные работы (разметчик, слесарь-инструментальщик, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь ремонтник, слесарь электрик по ремонту электрооборудования); — строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр, строительный монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, облицовщик-мозаичник, облицовщик-плиточник, столяр строительный, плотник, штукатур, печник); — производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту электронных, кварцевых, механических часов); — производство медицинского инструмента, приборов, оборудования (сборщик очков, сборщик хирургических элементов, аппаратов); — электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов); — производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи (монтажник радиоаппаратуры и приборов); — общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (обойщик мебели); — общие профессии производства керамических, фарфоровых, фаянсовых изделий (гончар); — производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий); — трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий и полотна); — производство текстильной галантереи (кружевница); — ручное качество (ковровщица, разрисовщица ткани, ткач; — производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по индпошиву обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви); — меховое производство (скорняк-раскройщик); — швейное производство (вышивальщица, комплектовщик материалов кроя, и изделий, портной, раскройщик, фурнитурщик, швея); — кондитерское производство (бисквитчик, кондитер); — крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата); — брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, переплетчик); — производство игрушек (сборщик игрушек, сборщик электроигр, оформитель игрушек); — общие профессии производства художественных изделий (чеканщик художественных изделий); — зеленое хозяйство (озеленитель); — сельское хозяйство; — растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта).

4. Для лиц с психическими заболеваниями

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, особенными требованиями к комбинаторике, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксилогических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (прочие нарушения, движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движений (при нарушении тонкой моторики рук).

Рекомендуемые профессии и специальности: — профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин); — слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ); — строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр строительный, монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, столяр строительный, лепщик архитектурных деталей, штукатур); — электротехническое производство (обмотчик элементов электрических машин); — общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр деревообрабатывающего производства мебели, изготовитель декоративных элементов мебели); — общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки); — производство фарфоровых и фаянсовых изделий (живописец, отводчик); — общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар); — производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий); — трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий из полотна); — местная промышленность народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, ковровщица, разрисовщик ткани, ткач; — производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, затяжчик обуви); — кожгалантерейное производство (ремонтировщиккожгагантерейных изделий); — швейное производство (вышивальщик, копировщик, пошивщик шорно-седельных изделий, швея); — общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины); — брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик); — рекламно-оформительские и макетные работы (исполнитель художественно-оформительских работ); — производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек); — общие профессии производства художественны изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик); — производство художественных изделий из дерева и бересты (выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха); — зеленое хозяйство (озеленитель); — сельское хозяйство; — животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта); — хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранении картофелю, овощей, плов, ягод); — профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады; — профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).

5. Для лиц с заболеваниями нервной системы

Противопоказаны факторы производственной среды и трудового процесса: повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксических химических веществ и вредных волнующих факторов; работа, требующая полноценных функций обеих верхних конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах; работа с длительным пребыванием на ногах, подъемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма; длительная вынужденная рабочая поза, связанная с точностью движений; воздействие высоких и низких температур, психическое напряжение в связи с работой, требующей повышенного внимания, принятия самостоятельных решений в условиях опасности для больного.

Рекомендуемые профессии и специальности — слесарные и слесарно-сборочные работы (контролер измерительных приборов и специального инструмента, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования); — эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора); — производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту механических и кварцевых часов); — производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик очков, сборщик хирургических инструментов и аппаратов); — электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов); — производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи (монтажник радиоаппаратуры и приборов); — общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (оператор сушильных установок, разметчик по дереву, изготовитель декоративных элементов мебели); — общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки, полировщик стекла и стеклоизделий); — местная промышленность народные художественные промыслы; — производство текстильной галантереи (кружевница); — производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по индпошиву обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви, модельер колодок, сборщик обуви, затяжчик обуви); — швейное производство (вышивальщица, закройщик, копировщик, модистка головных уборов, портной); — производство игрушек (сборщик музыкальных и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электрогитар); — производство художественных изделий из дерева, бересты (выжигальщик по дереву, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте); — производство художественных изделий из кожи и меха (вышивальщик по коже и меху, сборщик изделий из кожи меха); — фотоработы (фотолаборант, ретушер); — сельское хозяйство (пчеловод, оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах); — крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата); — производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту изделий и узлов музыкальных инструментов сборщик язычковых инструментов); — связь (телеграфист); — профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин, бухгалтерский и экономический обсчет).

Умственная отсталость, коррекционная школа. Что дальше?

Мама ипарень тем временем разместились вкреслах.

Представься, велела мать.

Здравствуйте, сказал парень. Меня зовут Вася. Мне семнадцать лет. Яучусь вдевятом классе.

Унего ивречи имелся какой-то логопедический дефект, нопониманию оннемешал. Даисам дефект был совершенно непротивный, что-то вроде грассирования.

Очень приятно, Вася, ответилая. Меня зовут Екатерина Вадимовна.

Унас диагноз органическое поражение головного мозга, сообщила мать. По-человечески слабоумие. Нопри этом как человек наш Вася очень хороший: добрый, отзывчивый, всегда всем помочь готов, если понимает как. «Застревает» иногда, учителя жалуются. Ноесли ему напомнить, что онделал, идать небольшого пинка всё снова двигается. Унас полная семья, есть младшая девочка. Мыквам пришли насчет профориентации.

Кого профориентации? тупо осведомиласья, судорожно перестраивая сложившуюся уменя (и, очевидно, высосанную изпальца, теперь янемогла этого непризнать) семейную картину.

Васи, конечно, удивилась женщина. Сестренке-то его недавно семь исполнилось, рано ейеще.

Простите, искренне извиняюсья. Янесообразила сразу.

Даэто ужпонятно, женщина грустно улыбнулась. Ихведь таких как? Пока маленькие учат-учат, икоррекция, иразвитие, ильготы всякие, иконцерты, ивлагерь мытри раза, считай, бесплатно ездили. Ашкола уних какая замечательная! Учителя просто ангелы, возятся стакими сложными детьми, что ябы умерла сразу, наверное.

Авот потом всё это сразу кончается, исидят они подомам перед телевизором или, вот, перед компьютером теперь ивсё, чему научились, постепенно забывают. Сколько ятаких историй знаю, увы.

Можно вучилище, конечно, нам говорили, есть такое. Нотам специальности такие, для которых нужно концентрироваться, итерпение, идолго однообразно, ируки хорошие стонкой моторикой, асэтим всем унашего Василия полный швах.

Новот мысмужем подумали: аможет, инеобязательно так-то? Естьже простые работы, где необязательно сидеть ичто-то там тюх-тюх-тюх, каждый день одно итоже. Нунадоже попробовать поискать, вовсяком случае! Вот ипришли посоветоваться.

depositphotos_104637790_s-2019.jpg

Профориентация подростка. Какие есть ресурсы?

Так. Профориентировать медицински слабоумных ребят мне, кажется, еще недоводилось. Нучтож, тем интереснее. Естьли уВаси ресурсы? Впрочем, один яуже знаю: любит помогать. Это значит, сфера обслуживания. Новкаком состоянии интеллект? Тестировать его поВекслеру? Долго имуторно. Но, может быть, кто-то уже сделал это доменя?

Ура! Сделали, для какой-то комиссии. Неочень-то яимдоверяю они часто используют сокращенный вариант теста, авыводы делают почти навскидку, нонам навскидку инужно. Общий коэффициент семьдесят восемь. Очень неплохо насамом деле.

Что унас есть еще?

Вася рассказывает осебе, очень адекватно реагирует намои уточняющие вопросы. Говорит короткими, нопонятными фразами: подлежащее, сказуемое, дополнение. Яуверена, что его этому специально научили. Иправильно сделали. Столько явижу вполне нормальных детей иподростков смутной, неструктурированной, захлебывающейся речью…

Более того, яподозреваю, что мать меня «просчитала» (яявно непервый психолог наеежизненном пути) иответы намои вопросы ссыном заранее подготовила иразучила. Нуичто? Онможет визменившихся условиях воспроизвести заученный алгоритм, иэто уже здо́рово.

Вася любит помогать. Онлюбит детей, женщин, стариков иживотных. Взрослых мужчин онпобаивается, вихприсутствии теряется (это относится даже кродному отцу) ивыглядит более слабоумным, чем насамом деле. Еще боится крови идопаники пауков.

Вася физически сильный ипочти здоровый (при нарушении несложной диеты иобжорстве, ккоторому онсклонен, унего заболевает живот ибывают поносы). УВаси очень истощаемое внимание. Онкатегорически нелюбит никакой спорт, нолюбит гулять ивообще много ходить. Любит кино итеатр, особенно детский икукольный, номожет высидеть ивзрослый спектакль, вкотором почти ничего непонимает.

Крупная моторика вполне удовлетворительная, мелкая между плохо иочень плохо (хорошо умеет читать, ноочень плохо пишет идаже струдом попадает внужные клавиши компьютера). Странный ресурс очень любит арифметику, обожает цифры как сущность, любит ихписать, рисовать, раскрашивать, решать примеры впределах сотни. Знает понятие отрицательных чисел, умеет ими оперировать.

Удивительно! говорюя.

Да, сулыбкой соглашается мать. Он, когда меньше был, даже комплименты такие говорил: «Какая выдобрая, красивая тетя! Совсем как цифра три!». Все очень удивлялись.

Яхочу работать! говорит Вася. Нехочу дома сидеть. Дома скучно. Хочу ходить много, делать что-то полезное, как взрослый человек. Иденежки зарабатывать, имаме ихотдавать, чтобы она могла нам покушать купить.

Работа для подростка сУО

Мыдолго всё обсуждали. Уход заживотными опасно. Уход затяжелыми больными боится крови, исключено. Что-то накомпьютере невозможно из-за моторики. Сфера обслуживания? Торговля? Для того чтобы расставлять пополкам продукцию, унего явно нехватит объема иконцентрации внимания. Ноестьже идругие рабочие места вбольших магазинах, например грузчики носить корзинки, составлять тележки…

О, мне очень нравятся магазинные тележки! своодушевлением воскликнул Вася.

Хорошо, мыпопробуем, сказала мать. Можно мыпотом еще придем, расскажем?

Да, конечно.

***

Ничего унас невышло, женщина пришла одна. Онсколько-то носил эти корзинки вмагазине, апотом ему надоело, ионпросто ушел домой. Никому ничего несказал. Даеще ибутылку кефира ссобой унес, незаплатив. Очень неудобно.

Акак вам объяснил, почему ушел?

Сказал: мне скучно, ходить некуда, уйти нельзя, никто сомной неразговаривает. Иделать нечего, когда корзинок нет.

Выхотите продолжать попытки?

Да, однозначно. Вася сам очень хочет. Насамом деле идея работы ему очень нравится. Онсам очень расстроился, что ничего невышло, ипереживал из-за кефира: онпотом понял, что получилось, как будто онего украл.

Вася любит много ходить. Иумеет читать. Может быть, курьером? Это сдельная работа. Онсможет ходить столько, сколько захочет.

Да, точно, выправы, это ему может подойти.

***

Ему даже нестолько ума, сколько выдержки нехватило! Вася вместе сотцом, высоким мужчиной сседыми висками. Два, почти три месяца все шло хорошо. Апотом оннеправильно понял сложный адрес, два часа бегал кругами вокруг большого здания, вломился вдве чужие конторы, напугал там девушек, позвонил отправителям, пытался уточнить, атам какой-то клерк повторил тотже адрес исказал: это ваша работа!

Онпытался позвонить матери, она неуслышала звонка, ябыл насовещании, тогда онпсиханул, выбросил пакет вурну ипобежал навокзал уехать состыда куда подальше иникогда больше домой невозвращаться. Хорошо, позвонил перед тем сестре проститься. Она сразу перезвонила нам, имыперехватили его навокзале…

Мне очень стыдно, япоступил неправильно, понуро сказал Вася, крутя напальце номерок отгардероба.

Но? это отец.

Ноявсе равно хочу! Вася вскинул голову, погладил пальцами цифру наномерке иплотно сжал толстые губы. Тут стало видно, что сын сотцом похожи. Яочень хочу работать! Мне понравилось насамом деле! Ясебя так хорошо чувствовал! Исестре котенка игрушечного купил. Амаме конфет.

Ода, подтвердил отец. Ондействительно очень прямо вырос заэти два месяца. Мывсе заметили. Поэтому мыхотим продолжать попытки.

Япреисполнилась уважения кихупрямой ипозитивной семейной воле. Ночтоже имеще предложить?

Мыкак-то никак пока незадействовали его арифметическое хобби, вспомнилая.

Увы! невесело усмехнулся отец. Вэпоху электронно-вычислительных машин это будет трудновато использовать.

Нотут мой взгляд снова упал наномерок.

Гардероб! воскликнулая. Цифры. Понятное дело, огороженное стоечкой. И, кажется, всоседней взрослой поликлинике опять уволился гардеробщик…

Мыидем туда прямо сейчас! решительно заявил отец. Вася сготовностью вскочил.

Как сделать карьеру… вгардеробе

Прошел… год? Два? Три? Опять Вася смамой. Круг замыкается? Уних опять невышло? Бедные они, бедные…

Номать улыбается.

Мынепро профориентацию вэтот раз. Мыпро карьеру.

Осторожно возвращаю пальцем уползшие под челку брови.

?!!

Мыстретьего раза так удивительно попали, что это просто чудо! объясняет женщина. Онэти номерки разве что себе под подушку некладет, унего там какие-то сложные системы, как что куда вешать ивообще… Истаричкам онпальто подавал, иулыбался всем, илюбили его, идаже (вполиклинике-то!) чаевые давали. Или конфетку, там.

Ему сестра-хозяйка вполиклинике сказала: Вась, даутебя просто призвание какое-то кэтому гардеробному делу, первый раз такое вижу! Тыявно нашу-то поликлинику перерос. Сейчас лето настанет, все равно увольняться, инадо тебе дальше двигаться, гардеробную карьеру делать.

Онее-то постеснялся, пришел домой именя спрашивает: мам, что такое гардероб язнаю, ачто такое карьера? Ну, яему, как могла, объяснила, онвоодушевился иговорит: так там еще больше номерков будет? Тогда яхочу ееделать!

Нучтож, яего ксебе втехническую библиотеку вгардероб устроила. Новые номерки, новые вешалки онбыл вполном восторге. Полгода унего ушло только нато, чтобы совсеми сними познакомиться (это онтак про номерки говорит) ивыработать свою систему, куда что ивкаком порядке вешать. Потом чисто наслаждался. Одна проблема: когда номерок теряется, онплачет. Нояужего научила вкаморку уходить. Атак всё отлично, мы, сами понимаете, рады донельзя.

Нотут вот летом онкомне приходит иговорит: чтож, мам, пора мне двигаться дальше. Мысотцом так исели. Вкаком смысле, спрашиваем. Ну, отвечает, сновыми номерками знакомиться, карьеру делать. Мыему: Вась, отдобра добра неищут, надоже понимать… ноонуперся.

Отлично! воскликнулая, неожиданно воодушевившись. Вася, тыабсолютно прав! Человек должен расти, пока это возможно. Утебяже явно есть резерв. Тыеще недостиг своего максимального объема номерков ипредельной скорости взаимодействия сними. Вася, сейчас яскажу тебе, где находится вершина гардеробной карьеры! Икуда тебе надо стремиться. Мать смотрела наменя стревогой. («Остапа понесло», подумала ятрезвой частью своего сознания.) Это театральный гардероб, Вася! Гардероб втеатре, понимаешь? Вася истово закивал. Там очень много номеркови, когда кончается спектакль, надо моментально обслужить много-много народу. Иномерки там очень красивые.

Азнаешь, что сказал самый известный русский режиссер Станиславский? Ясделала торжествующую инасквозь театральную паузу. Мать Васи округлила глаза. Онсказал: театр начинается сгардероба! Тоесть гардероб это чутьли несамое главное втеатре!

Неужели прямо так исказал?! Вася отвосторга даже захлопал владоши.

Именно! Хоть умамы спроси, хоть уинтернета.

Спасибо. Японял. Ябуду дальше делать карьеру. Иястану гардеробщиком втеатре. Явидел там номерки. Они прекрасны.

***

Мама без Васи. Сконфетами ислезами. Прошло много времени, яеенепомню. Она напоминает: театр начинается свешалки! Слабоумный юноша, любящий номерки.

Спасибо, спасибо. Вызнаете, нам несразу, ноудалось втеатр, вбольшой, внастоящий. Иего там все знают. Ончутьли незнаменитостью стал. Иоднажды это правда, мне другие служащие подтвердили, известный режиссер привел кнему вгардероб своих студийцев, попросил Васю рассказать осебе, апотом сказал: вот смотрите, вот это призвание! Вот так надо служить театру! Увсехли увас есть такоеже сильное, красивое кпрофессии актера? Укого нету уходите, пока непоздно, иищите свое, как Василий нашел!.. Спасибо вам…

Дамне-то зачто? удивиласья. Этоже вывсё сами сделали. Вся ваша семья, включая маленькую сестренку. ИВася, конечно. Арежиссер прав: увсех есть призвание, главное его вовремя найти.

Специфика профориентации детей-инвалидов

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

Дети с нарушением слуха.

Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

Дети с нарушением зрения

Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.

Нарушения речи

Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое распространенное нарушение это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.

Задержка психического развития

К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы.

Умственная отсталость

Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.

Аутизм

Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ

  • Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
  • Расширение граней самопознания.
  • Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
  • Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность

Сужение рамок для выбора профессии.

Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.

Выявление предпочтений

Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Знакомство с профессиями

Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.

  • Определение важнейших качеств для профессии.
  • Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.

На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.

  1. Личный профессиональный план работы с инвалидами.

Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.

  • Определение возможностей трудоустройства.
  • Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.

Формы работы для реализации программы профориентации лиц с ОВЗ

  1. Чтобы реализовать задачу просвещения и информирования детей с ограниченными возможностями, необходимо проводить такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями в школе, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. К примеру, ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Несмотря на кажущуюся банальность, именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно.
  2. Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.
  3. Развитие навыков и умений. Для этой цели прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации.

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями

Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.

Также не менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста это важнейшее условие профориентационной работы.

Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.

Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ

В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:

Профориентация инвалидов по зрению

Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.

Профессии для детей с проблемами слуха

Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.

Проблемы нервной системы

Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.

В завершение можно подвести итоги

  • Главным факторов профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
  • Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
  • Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.

Автослесарь

Средняя зарплата: 40000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха.

Автослесарь занимается техническим обслуживанием транспортных средств. Он может устранять их неисправности, производить косметический ремонт, устанавливать на них новое оборудование по заказу владельцев. Специалисты в такой области востребованы в СТО, дилерских автоцентрах. Опытный автослесарь также может открыть собственное дело, оказывая автомобилистам услуги по ремонту их машин в частном порядке.

6qNvzMHlUF.jpg

Архитектор

Средняя зарплата: 45000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха.

Архитектор специализируется на проектировании зданий и других конструкций, может также создавать проекты благоустройства окружающих территорий, разрабатывать интерьерные решения. Профессия востребована в строительных, девелоперских компаниях, дизайнерских студиях, проектных институтах, территориальных управлениях по архитектуре и градостроительству.

Бармен

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения.

Бармен занимается приготовлением коктейлей и напитков для посетителей заведения за барной стойкой. Порой ему нужно общаться с клиентами и помогать в разрешении конфликтных ситуаций. Такие специалисты востребованы в барах, кафе, ресторанах (в которых есть барная зона), в клубах. Для успешной работы барменом важна хорошая координация движений, которой можно добиться даже с нарушениями функций зрения.

UwKW5A8PPM.jpg

Бухгалтер

Средняя зарплата: 40000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха и речи.

Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского и налогового учета, помогает организации правильно и своевременно уплачивать налоги, отправлять все необходимые отчеты в государственные учреждения, экономить финансовые средства. Такой специалист востребован практически в любой компании (в крупных организациях функционируют целые бухгалтерские отделы), а современные технологии позволяют выполнять бухгалтерскую работу на компьютере и даже в удаленном формате.

Вахтер

Средняя зарплата: 20000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций нижних или верхних конечностей.

Вахтер дежурит на проходной какой-либо компании или организации. В числе его обязанностей пропуск посетителей и сотрудников (при предъявлении необходимых документов), открывание и закрывание ворот, прием документов на грузы. Чаще всего работа вахтера предполагает нахождение на одном, специально оборудованном месте, поэтому она подходит инвалидам-колясочникам. Не стоит путать вахтера с охранником: задержанием злоумышленников и предотвращением преступлений занимаются другие специалисты.

Гардеробщик

Средняя зарплата: 20000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения и слуха.

Гардеробщик принимает верхнюю одежду, головные уборы, другие личные вещи (при наличии камер хранения) у посетителей заведения, помещает их на хранение и выдает обратно. Он также может принимать плату от клиентов в случае платного размещения предметов в камерах хранения. Гардеробщики нужны в театрах, музеях, клубах, государственных, образовательных учреждениях в любых местах, где предполагается относительно долгое пребывание людей.

Дизайнер

Средняя зарплата: 40000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха и речи, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Дизайнер разрабатывает художественно-конструкторские проекты в различных сферах: от проработки внешнего вида сайтов до визуализации оформления интерьеров. Эта профессия хороша тем, что заниматься ею можно полностью удаленно (как в качестве штатного сотрудника, так и на фрилансе). Специалисты по дизайну востребованы в рекламных агентствах, строительных и ремонтных компаниях, дизайн-студиях и многих других организациях.

Закройщик

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Закройщик снимает мерки, разрабатывает лекала и раскраивает ткани в соответствии с технологиями их обработки, после чего передает заготовки портному или швее. Такой специалист может работать на швейном предприятии, либо в ателье индивидуального пошива одежды. Он также может расширить свои профессиональные знания и стать портным-закройщиком, то есть заниматься и раскроем материалов, и непосредственным пошивом изделий.

Инженер-программист

Средняя зарплата: 60000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Инженер-программист занимается разработкой программного обеспечения любого плана: это могут быть мобильные приложения, веб-дизайн, специфические программы для использования на производствах, компьютерные игры и многое другое. Выполнять эту работу можно удаленно, общаясь с заказчиками или работодателями через мессенджеры. Инженеры-программисты чаще всего трудоустраиваются в IT-компании, в IT-отделы других компаний, либо становятся фрилансерами.

LDz-HcwEiY.jpg

Комплектовщик

Средняя зарплата: 25000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушений функций речи, слуха и зрения, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Комплектовщик занимается сбором узлов и механизмов, различной продукции в соответствии со спецификациями. Комплектовщиками также могут называть водителей погрузчиков в больших складских помещениях. Оба варианта профессии востребованы на предприятиях, в дистрибьюторских торговых компаниях, транспортно-логистических организациях, гипермаркетах.

Курьер

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи, слуха и зрения.

Курьер занимается доставкой товаров и корреспонденции. Он должен забирать такие посылки, развозить их по нужным адресам и передавать в руки адресатам (возможно, получая их подписи). Курьер может быть пешим, перемещаться на общественном или личном транспорте. С учетом постоянно возрастающей популярности интернет-покупок эта профессия становится все более и более востребованной.

Лаборант

Средняя зарплата: 25000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное или высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха и речи, инвалидами с нарушениями функций нижних конечностей.

Лаборант проводит лабораторные испытания, анализы, измерения и другие процедуры, необходимые в разработках и исследованиях. Он также участвует в сборе и анализе материалов, заполняет сопутствующую документацию, отвечает за исправность лабораторного оборудования. Такие специалисты нужны в научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях, в медицинских и фармацевтических организациях.

Маркетолог

Средняя зарплата: 40000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних или верхних конечностей.

Маркетолог занимается организацией и проведением рекламных кампаний, продвижением фирмы, бренда или человека в интернете, расчетом бюджета на рекламу. В условиях высокой конкуренции практически во всех рыночных отраслях, грамотный маркетинг нужен любой современной компании. Специалист в области рекламы может предоставлять и более узкие услуги (например, настраивать кампании в конкретных соцсетях, выполнять таргетинг, и т.п.). Работа может выполняться в удаленном формате (или на фрилансе).

RwTX4XUbMD.jpg

Массажист

Средняя зарплата: 40000.

Необходимое образование: среднее специальное, курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Массажист воздействует на поверхность тела человека с помощью рук, улучшая обменные процессы в его организме, разогревая суставы, расслабляя мышцы, способствуя ослаблению болей, вызывая расслабление нервной системы. Массажисты нужны в медицинских, косметологических учреждениях, салонах красоты, частных массажных кабинетах. В этой сфере главное профессионализм и умелые руки, поэтому нарушения функций зрения, речи и слуха не помешают успешному трудоустройству.

Оператор call-центра

Средняя зарплата: 25000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Оператор call-центра принимает входящие звонки, консультирует клиентов по возникшим у них вопросам, обрабатывает жалобы, помогает решить спорные вопросы, вводит полученную информацию в базу данных, совершает исходящие звонки (для предложения услуг, подтверждения заказа; по заявкам на обратную связь, оставленным на сайте). Такие операторы нужны большинству современных организаций, в некоторых случаях выполнять подобную работу можно даже удаленно.

gs_lQwcgT4.jpg

Парикмахер

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи и слуха.

Парикмахер выполняет стрижки, прически мужчинам, женщинам и детям, занимается покраской волос, проводит лечебные процедуры для улучшения их состояния. В его обязанности также входит дезинфекция, очистка инструментов и рабочего места. Такой специалист может работать в парикмахерской или салоне красоты, либо открыть собственное дело. В парикмахерском искусстве первоочередное значение имеет координация движений, хорошее зрение и талант, поэтому нарушения слуха и речи не станут преградой на пути к успеху в этом деле.

Рабочий земельного строительства

Средняя зарплата: 20000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Такой сотрудник занимается подсобными работами при разбивке газонов, создании зеленых насаждений, строительстве скверов, спортивных площадок, детских игровых площадок. Рабочие земельного строительства нужны в девелоперских, строительных, ремонтных компаниях, государственных учреждениях.

Столяр

Средняя зарплата: 35000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Столяр занимается обработкой древесины, реставрацией и изготовлением мебели, ремонтом деревянных изделий, полировкой и шлифовкой древесины, производством небольших предметов из дерева (например, шкатулок), работает с лакокрасочными материалами. Такой специалист может работать на предприятии, в административно-хозяйственном отделе какой-либо организации, а также оказывать столярные услуги или продавать результаты своего труда в частном порядке.

ZlwdWtLzcT.jpg

Уборщик

Средняя зарплата: 20000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Уборщик занимается наведением чистоты в помещениях, либо на прилегающей к зданиям территории. Он может отвечать только за сухую уборку, или также за влажную (в том числе, предполагающую использование моющих химических средств). Уборщики нужны всем государственным, частным организациям и обеспеченным частным лицам, нанимающим их через клининговые компании.

Фасовщик

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Фасовщик дозирует и расфасовывает продукцию, помещая ее в тару. Продукция может измеряться по весу или штучно, тара может быть промежуточной или упаковочной (во втором случае фасовщик будет выполнять и функции упаковщика). Чаще всего на нее также требуется приклеивать этикетки со штрих-кодами, информацией о весе, стоимости и других параметрах продукции. Фасовщики нужны на предприятиях, складских комплексах, в гипермаркетах.

I2IyWxtn7R.jpg

Ювелир

Средняя зарплата: 30000 руб.

Необходимое образование: курсы, среднее специальное или высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Ювелир занимается изготовлением украшений, художественных изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных и цветных металлов. Главное в этой работе профессионализм, хороший вкус, отменное зрение и развитая мелкая моторика рук. Такие специалисты могут работать в ювелирных компаниях, либо продавать изделия ручной работы самостоятельно (для этого можно использовать, в том числе, многочисленные интернет-площадки).

Это лишь некоторые профессии, подходящие людям с ограниченными возможностями. Однако практически в любой сфере можно найти вакансии, которые теоретически можно занять вне зависимости от физических ограничений. Главное быть профессионалом или быть готовым учиться, а также найти адекватного работодателя и трудовой коллектив. Возможно, это удастся не с первого раза, но если прикладывать усилия, то вы обязательно получите результат.

ziZSNbwkyR.jpg

Источники:

  • https://www.nevapmsc.ru/about/canrod.html
  • https://www.7ya.ru/article/U-rebenka-umstvennaya-otstalost-Smozhet-li-on-ustroitsya-na-rabotu/
  • https://WorkKing.ru/proforientatsiya/notes/invalidov.html
  • https://infourok.ru/statya-materialy-po-proforientacii-dlya-detej-s-ovz-i-invalidov-4061149.html
  • https://www.profguide.io/article/professii-dlya-lyudej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит