Тест «Несуществующее животное»: описание, проведение и интерпретация

СОДЕРЖАНИЕ

Применение теста Несуществующее животное в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики главным образом выявление скрытых эмоций у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

На заметку:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к методике Несуществующее животное и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как Злое животное, Счастливое животное и Несчастное животное.

Тест Злое животное позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; Счастливое животное расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; Несчастливое животное показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим астения; пассивность; иногда депрессивное состояние. Сильный нажим эмоциональная напряженность; ригидность[1]; импульсивность. Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу) конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий Штриховые линии тревожность как черта личности. Множественные линии тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. Эскизные линии стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку, импульсивность; органическое поражение мозга. Линии, не доведенные до конца, астения, иногда импульсивность. Искажение формы линий органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер тревога, стрессовое состояние. Уменьшенный размер депрессия, низкая самооценка. Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям. Рисунок смещен вниз иногда сниженная самооценка. Рисунок смещен вбок иногда органическое поражение мозга. Рисунок выходит за край листа импульсивность; острая тревога. Рисунок помещен в углу депрессия.

Тип животного

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.

3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 89 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам 13-17-летним.

6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза Глаза отсутствуют астения. Глаза пустые, без зрачков и радужки астения, страхи. Глаза с зачерненной радужкой страхи. Глаза с ресницами демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе. Глаза с прорисованными кровеносными сосудами ипохондрия, невротическое состояние. Форма глаз искажена невротическое состояние.

Уши Большие уши заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность. Отсутствие ушей замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ большая речевая активность, с прорисовкой губ чувственность. Рот открытый зачерненный легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность. Рот с зубами или клыками вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова Голова, увеличенная в размере, оценка эрудиции своей и окружающих. Голова отсутствует импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание. Две или более головы противоречивые желания, внутренний конфликт. Форма головы искажена органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове Перья тенденция к приукрашиванию и самооправданию. Рога защита, агрессия. Грива, подобие прически чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура Множество составных частей и элементов мощная энергия. Малое количество составных частей и элементов экономия энергии, астения. Фигура, состоящая из острых углов, агрессивность. Кругообразная фигура скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры Чешуя, панцирь потребность в защите. Шипы, иглы защитная агрессия. Тело, покрытое густыми волосами, значимость сексуальной сферы. Узор на шкуре демонстративность. Раны, шрамы невротическое состояние. Вмонтированные механические части интровертированность, трудности в общении. Оружие режущее, колющее или рубящее агрессивность. Крылья романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию. Внутренние органы, кровеносные сосуды ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание. Половые органы, женская грудь, вымя высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост Хвост, повернутый вправо, отношение к своим действиям и поведению. Хвост, повернутый влево, отношение к своим мыслям, решениям. Хвост, поднятый вверх, положительная, уверенная окраска к этим отношениям. Хвост, опущенный вниз, отрицательная окраска к отношениям. Хвост толстый значимость сексуальной сферы. Хвост толстый, покрытый шерстью, очень высокая значимость сексуальной сферы. Красивый хвост, например, павлиний демонстративность.

Ноги Отсутствие ног, их недостаточное количество пассивность или неумелость в социальных отношениях. Избыточное количество ног потребность в опоре. Толстые, большие ноги ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом) Прорисовано тщательно умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения. Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку в некоторых случаях нарушение логического мышления. С идеализацией и приукрашиванием склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр) демонстративность. Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.) чувство одиночества. Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.) потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии. Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.) невротическое состояние.

Питание

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией интровертность. Ест все подряд импульсивность. Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.) нарушения общения. Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.) невротическое состояние. Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.) невротическая агрессия. Питается людьми негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.) агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание. Любит много спать астеническое состояние, накопившаяся усталость. Играет, гуляет, развлекается проекция своих желаний. Занято поисками пищи ощущение трудностей в жизни. Не любит сидеть без дела импульсивность. Ходит вверх ногами символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

Упоминание о размножении значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.) напряженность в сексуальной сфере. Указание на отсутствие друзей ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей высокая ценность общения. Упоминание о врагах боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим. Сообщение об обеспечении едой ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Анализ рисунков к тесту Несуществующее животное

ВАЖНО!
По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.

Татьяна, 35 лет

Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей. Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно (рис.3).

Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, кричат о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир.

i_013.jpg
Рис. 3. Европейский гламурный Крылокот

Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного:

Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.

Это своего рода фантазийное желание сбежать в края гламурные и обрести свободу, питаясь конфетами и новостями, также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности.

Вадим, 50 лет

i_014-287x300.jpg
Рис.4. Амикрабос

Вадим более 25 лет живет с женой, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у него все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру Вадим мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение жены. Обладает большим энергетическим потенциалом.

Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис.4). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение, ушей, рта, и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам. Рисунок Вадима сопровождается следующим рассказом:

Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения импульсный, энергетический.

Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании Вадима иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. Способ передвижения импульсный, энергетический свидетельство трудностей в жизни Вадима, которые он так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ему приходится тратить немало энергии.

Ирина, 54 года

Женщина невысокого роста, с приветливой и милой улыбкой на лице. Имеет два высших образования; второе, медицинское, получила только год назад. Сейчас она не знает, зачем оно ей и не понимает, для чего столько лет училась. При этом твердо уверена, что ее участь состоит в вечном обучении. Ее жизнь складывается из череды судьбоносных действий и планов, с помощью которых она желает уйти от действительности. На мой взгляд, это своеобразная программа спасения собственной души, как раз тот случай, когда мы говорим: Помоги себе сам.

Дело в том, что, прожив с мужем 27 лет, Ирина неожиданно узнала о существовании у него второй семьи: будучи в браке с ней, муж параллельно проживал с молодой женщиной и детьми от него. Тем не менее Ирина смогла простить его и продолжать с ним жить. Это был ее выбор, другое дело, почему имела место подобная ситуация. Попробуем разобраться по рисунку (рис.5).

Если посмотреть на это несуществующее животное, то с виду оно как будто довольно симпатично, если бы не искаженная форма головы и руки-крюки, похожие на птичьи лапки.

Свое несуществующее животное Ирина назвала Михотрон. По-моему, название напоминает какой-то механизм, а рисунок самого животного необычного механического мишку. Скорее всего, жизнь Ирины ей самой напоминает жизнь по инерции, схожую с каким-то механизмом, далеким от мира чувств и любви. Конечности, направленные к телу, свидетельствуют об интровертности, когти на агрессию, а открытый рот без зубов и языка на легкость в возникновении опасений и страхов в ее жизни. Радужки глаз, частично зачерненные, только подтверждают наличие страха у автора рисунка.

Вот что рассказывает Ирина о своем Михотроне:

Животное живет в лесу, размножается почкованием [очень странно для животного, не правда ли?]. Любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. Боится резких шумов. Любит играть в прятки.

i_015.jpg
Рис.5. Михотрон

Рассказ только подтверждает внутренний страх и тревогу Ирины перед будущим, указывает на некоторую нервозность и уход от действительности, но, тем не менее, раскрывает нам вполне реальные желания женщины. Например, ожидание заботы и внимания. Ее животное любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. То, что Михотрон боится резких шумов, говорит об усталости Ирины и возможном нервном истощении. По словам самой Ирины, она от всего устала. А вот то, что ее Михотрон любит играть в прятки, означает, как ни странно, очередную игру Ирины с судьбой: сейчас она оформляет документы в Америку для постоянного проживания там.

Даша, 13 лет

Девочка выглядит спокойной, застенчивой и тихой.

Рисунок (рис.6) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Даша так описывает образ жизни этого животного:

Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела.

Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится).

i_016-300x182.jpg
Рис.6. Трехглаз

В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение (Друзей у него нет, так как он слишком добрый), страх (Он очень боится своих соперников) и сильная потребность в эмоциональном тепле (Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду (Он любит плавать по дну). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.

В чем заключается главная мысль методики?

Тест Несуществующее животное был разработан психологом Майей Захаровной Дукаревич. Данная диагностика является проективной, то есть не предполагает использования стимульного или наглядного материала. Ребенку дается задание нарисовать необычное существо, и в дальнейшем он работает лишь с карандашами, бумагой и собственной фантазией. Интерпретировать рисунок должен специалист, который выяснит:

  • на каком уровне находится самооценка ребенка, его умственное развитие;
  • какова степень тревожности тестируемого;
  • склонен ли он к агрессии, депрессивности;
  • насколько он открыт к общению с другими людьми;
  • насколько развит его творческий потенциал.

Главная суть теста понять внутренний мир ребенка. Сама методика весьма проста в произведении, поскольку специального оборудования или материалов для нее не требуется: понадобятся лишь карандаши и бумага.

Стоит понимать, что однозначные выводы, исходя из результатов лишь одного теста, делать не стоит. Эта методика позволяет сделать лишь предположения о состоянии тестируемого. А заключение о психическом состоянии ребенка может делать психолог после проведения дополнительных тестов.

Как правильно провести тест Несуществующее животное?

Методика рекомендована для диагностики детей дошкольного возраста (примерно 5-6 лет). Ребенку предлагают нарисовать фантастическое существо, используя разноцветные или простые карандаши. Фломастеры, ручки и краски для этого теста не подходят, поскольку расшифровка линий, сделанных ими, слишком затрудняется. Использовать ластик в процессе рисования разрешается. На выполнение задания специалист выделяет всего 3 минуты. При этом тестируемого ничего не должно отвлекать: в комнате он должен находится один в абсолютной тишине такая обстановка поможет ему сосредоточиться на задании.

Перед началом работы дошкольнику следует дать четкие инструкции, что он должен сделать:

  1. Придумать и нарисовать животное, которого в реальности не существует.
  2. Фантастическое животное должно иметь все части тела, а не только что-то одно (например, только голову).
  3. Дать существу имя.

Когда рисунок будет готов, нужно попросить ребенка рассказать о своем животном. Для этого можно задать ему наводящие вопросы:

  1. Где обитает животное?
  2. Что кушает?
  3. Что обычно делает?
  4. Чем любит заниматься больше всего?
  5. Что не любит делать?
  6. Есть ли у него друзья? Если есть, то кто они?
  7. С кем живет существо?
  8. Есть ли у него враги? Если да, то кто они?
  9. Чего боится существо больше всего?
  10. Какое оно? (Доброе или злое, большое или маленькое и т.д.)

Ответы на эти вопросы помогут точно описать эмоциональное состояние ребенка, так как, даже не подозревая об этом, дошкольник, описывая своего персонажа, подробно рассказывает о самом себе, о своих проблемах и переживаниях.

Интерпретация рисунка Несуществующее животное

Изначально следует рассмотреть манеру, с которой выполнен рисунок. По силе нажима карандаша судят о состоянии тестируемого:

  • слабый нажим пассивность, астения, склонность к депрессивности;
  • сильный может свидетельствовать о ригидности испытываемого, эмоциональной напряженности и импульсивности, тревожности;
  • твердость нажима, при которой рвется бумага, — знак агрессии, конфликтности и гиперактивности.

Линии с острыми углами говорят о подозрительном отношении к окружающим, множественные штриховые затемнения в нижней части фигуры повествуют о том, что ребенок хочет защититься от насмешек сверстников, что его авторитет подорван. Если существо изображено с темными контурами справа, это говорит об умении ребенка отстаивать свою точку зрения, если речь идет о реальных действиях. Двойные линии слева говорят о желании защитить свои вкусы и убеждения.

По качеству линий также можно кое-что сказать о состоянии ребенка:

  • штриховые линии означают тревожность тестируемого;
  • множественные импульсивность, тревожность из-за теста, стресс;
  • эскизные штрихи говорят о стремлении ребенка к контролю над собой и своей тревогой;
  • искаженные и не попадающие в нужное место линии импульсивность, психическая нестабильность, органическое поражение мозга;
  • линии, не доведенные ребенком до конца, свидетельствуют об астении и импульсивности.

По расположению и размеру рисунка судят о:

  • наличии тревожности и стресса (если рисунок увеличен);
  • депрессивности, низкой самооценке (если рисунок уменьшен);
  • завышенной самооценке или стремлении к высоким достижениям (если изображение расположено в верхней части листа по центру);
  • сниженной самооценке (если он смещен вниз);
  • желании контролировать себя, свои поступки и мысли (при смещении изображения вправо);
  • застенчивости, бездеятельности, слабой социальной активности (при смещении рисунка влево);
  • острой тревожности и импульсивности (когда изображение не помещается на листе и выходит за его пределы);
  • депрессии (если рисунок расположен в углу).

Расшифровка самого несуществующего животного — достаточно объемное задание, поскольку нужно учесть много аспектов, уделить внимание каждой детали рисунка. В таблице указаны всевозможные интерпретации изображения, которое сможет выдумать дошкольник.

Интерпретация типа животного

Согласно типологии, психолог М.З. Дукаревич рекомендует расшифровывать рисунки следующим образом.

  1. Реальное животное с реальным названием и образом жизни для дошкольника является нормой. В других случаях свидетельствует о плохом воображении.
  2. Животное, существовавшее ранее, но вымершее рисунок говорит о плохой фантазии ребенка, невысоком уровне культуры.
  3. Сказочное животное (русалка, леший, дракон и т.д.) для детей в возрасте до 9 лет считается нормой. Так ребенок отождествляет себя со сказочным героем, фантазирует, примеряя на себя его способности, привычки, поведение. В другом случае изображение говорит о низком уровне культуры и недостатке фантазии.
  4. Существо с человеческими чертами говорит о потребности в общении.
  5. Животное, тело которого состоит из разных частей тела разнообразных животных, свидетельствует о невысоком творческом потенциале и рациональном мышлении.
  6. Механизированное существо рисунок говорит о креативности дошкольника, необычном подходе к жизни, нерациональности мышления.
  7. Животное, в котором трудно выделить детали, сходные с какими-либо реальными существами или предметами, при этом оно выглядит целостно и гармонично. Такие рисунки выполняют одаренные личности с богатым воображением и фантазией.

Обязательно следует учитывать название несуществующего животного, которого нарисовал ребенок.

  1. Летающий кенгуру, Ползающий слон и другие аналогичные названия свидетельствуют о четком понимании целей, к которым стремится тестируемый.
  2. Названия с латинским окончанием, к примеру, куралесиус, турокипис — говорят о неплохом интеллектуальном развитии ребенка и желании продемонстрировать свою эрудицию.
  3. Звукоподражательные имена, типа бибизяка, някер, свидетельствуют о легкомыслии, беспечности.
  4. Если имена юмористические (шаропузик, кулебяка), то это знак снисходительного отношения к окружающим, оптимистического настроения.
  5. Слишком длинные и сложные имена говорят о том, что ребенок настоящий фантазер.
  6. Имена с повторяющимися слогами (кум-кум, изи-изи) свидетельствуют о незрелости в развитии ребенка.

Работа над ответами ребенка

Заключительный этап расшифровки детского рисунка Несуществующее животное — это интерпретация ответов на вопросы о способе существования животного. Если способ жизни и место обитания существа совпадает с изображением на бумаге, то это нормально и логически оправданно. В других случаях прослеживается нарушение логического мышления. Что именно могут скрывать дети, узнаем из таблицы.

Как видим, каждая мелочь в рисунке для теста Несуществующее животное важна. Правильная интерпретация существа поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, какие проблемы его отягощают, каким характером и внутренним миром он обладает. Благодаря такому простому тесту появляется возможность вовремя выявить и устранить проблемы без вреда для ребенка. А если возникли трудности с расшифровкой рисунка, следует обратиться к психологу он точно поможет разобраться в проблемах и ответит на все волнующие вопросы.

comments powered by HyperComments

Рисунок как отражение психического состояния

Проективные методы в психологии основаны на том факте, что все внутренние психические процессы, а также особенности характера проецируются вовне, отражаются на поведении человека.

animal2.jpgС изменением настроения меняется не только выражение лица, но и характер движений. Например, у рассерженного, раздраженного человека движения резкие, угловатые, часто плохо скоординированные. Его мышцы сильно напряжены достаточно вспомнить сжатые в гневе кулаки или желваки на скулах из-за того, что слишком плотно, до скрежета сжимаются зубы.

Если такому человеку дать в руки карандаш и попросить что-то нарисовать, то его состояние отобразится на листе бумаги. Линии рисунка будут такими же напряженными и резкими, угловатыми и колючими, как и движения. А из-за мускульного напряжения появляется такой сильный нажим, что карандаш даже может рвать бумагу. Да и рисовать в этом настроении человек будет, скорее, какого-нибудь злобного зубастого монстра, а не маленькую пушистую киску.

А вот когда мы находимся в добром, благодушном настроении, расслаблены и довольны, то и движения у нас плавные, округлые, неторопливые, аккуратные. И такие же округлые, плавные и аккуратные линии появятся на листе бумаги, если мы захотим что-то нарисовать. И даже страшный дракон на рисунке окажется милой, улыбающейся зверушкой.

В рисунках отражается не только ситуативное настроение, но и устойчивые черты и особенности психики:

  • состояние волевой сферы;
  • особенности эмоций;
  • черты темперамента;
  • отношения человека к миру и к самому себе;
  • общительность или замкнутость, болтливость или молчаливость;
  • уровень агрессии;
  • уровень интеллекта и креативности.

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов Несуществующее животное. Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста Несуществующее животное

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с ключом расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание рисовать.

А вы знаете, что означают непроизвольные рисунки?

Основная часть фигуры: голова

animal3.jpgГолова это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин проявление женственности, у женщин кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

animal4.jpgК таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих украшающих фигуру деталейв целомговорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз то агрессия направлена против нижестоящих подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

Рисование способствует развитию мышления, а эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного индивидуальности. Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но ив их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, бегемотокот или летающая собака свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

***

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ несуществующего животного, как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Автор Марина Голубева

Теоретические основы

Метод исследования личности с помощью проективного теста Несуществующее животное построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — Всякая мысль заканчивается движением).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения

Инструкиця

Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем.

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, чебурашка, лошарик и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например дельфинокрыл, конекит и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности следует решить дополнительно).

Положение анфас, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувствуши, рот, глаза. Значение детали уши прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницытакже заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками когтями, щетиной, иглами характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перьятенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо отношение к своим действиям и поведению. Влево отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью если выставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа больше в процессе деятельности (реальной), слева больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии слабая паутинообразная линия, возит карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий жирная с нажимом не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, островки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, запачкивание, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему Я, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегекот, мухожер и т.п.). Другой вариант словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (ратолетиус и т.п.). Первое рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (лялие, лиошана, гратекер и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (риночурка, пузыренд и т.п.) при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру, лю-лю, кус-кус и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (аберосинотиклирон, гулобарниклета-миешиния и т.п.).

Суть рисуночного проективного теста Нарисуй несуществующее животное

Целью диагностики является определениестепени тревожности испытуемого, егосамооценки и других важных особенностей подрастающей личности.Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого:все части тела животного, которое предлагается изобразитьребёнку,отражают процессы, происходящие на психическом уровне. Их прорисовываниене контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями это позволяет составить полную картину состоянияребёнка.

Порядок проведения психологической диагностики

Для прохождения теста испытуемому понадобится датьлист бумаги и пишущие средства карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки,фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным,ребёнка следуетчётко проинструктировать:

  1. Нужно изобразить только такое животное, которое не существует в реальностии не может встретитьсяни в лесу, ни в зоопарке, ни в цирке итак далее.
  2. У нарисованного существадолжны быть все части тела, а не какая-то одна (например, голова).
  3. При необходимости можно пользоваться ластиком.
  4. Желательно дать название результату фантазии, подписав рисунок.

    Ребёнку полагается использовать для рисования только карандаши

После того как испытуемый выполнит задание,нужно попросить рассказать егоо своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов

Анализманеры выполнениярисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека. Слабыйговорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильныйозначает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность.Твёрдость нажатия на карандаштакой силы, от которойдаже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активностьиконфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Тип линийПсихологические показатели
штриховыетревожность
множественныестрессовое состояние, импульсивность, тревога из-за тестирования
эскизныестремление к контролю над тревогой и над собой
не попадающие в нужное место, искажённыеимпульсивность, психические расстройства, поражения мозга органического характера
не доведённые до концаастения, импульсивность

Идеальный вариант расположения рисунка в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека.Смещение изображённогоживотного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз заниженную. Если существосмещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, переход в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость.Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное сбежало с листка и не уместилось на нём полностью это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнокнаходится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессииили обладаетнизкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Рассмотрение изображённого существа

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовалреальное животное и описал егоестественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может бытьнормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

  • Исчезнувшее с поверхности Земли, но ранее реально существовавшее (например, динозавры разных видов или мамонты). Такой рисунок может быть следствием педагогической запущенности и бедности фантазии школьника, общего невысокого уровня культуры.
  • Сказочное или фольклорное. Драконы, лешие, русалки и прочие существа, нарисованные детьми до 89 лет психологическая норма. Если же взрослый ребёнок или подростокрисует подобное, то это происходит от недостатка фантазии или от низкого культурного уровня.
  • Сконструированное животное (с использованием частей тела от разных существ лапы от собаки, голова крокодила, хвост петуха и так далее)говорит о приверженности к рационализмуинебольшом творческом потенциале.
  • Сэлементами человеческого облика. Такой подход к изображению связан с большой потребностью в общении и присущ(в основном) подросткам в возрастеот13 до 17 лет.
  • Механизированное существо, состоящее из всевозможных шестерёнок, винтиков и технических узлов. Представление такого рисункасвойственно людям с необычным подходом к жизни, креативным видением.
  • Оригинальное и сложное животное, в котором очень трудно вычленить составляющие части и принадлежность к реальному миру. Подобные существа рождаются у людей творческих, с богатой фантазией, умеющих придумывать неординарные вещи.

    Плод детской фантазии может кого-то напугать или рассмешить

Части тела

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализачастей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностикиио его психическом здоровье в целом.

Часть телаХарактеристика верхней части тела (о чём свидетельствует такое изображение)
ПоложениеОтсутствиеРазмер и количествоФормаДополнительныемоменты
ГоловаОбращена вправо человек действия; влево субъект часто переживает и размышляет, не уверен в себе; прямо признак эгоцентризмаИмпульсивность или психическая болезньДве и более внутриличностный конфликт, противоречивостьИскажённая органическое поражение мозга, психоболезнь; больше тела символ интеллектуальных способностей испытуемогоПририсованные перья желание приукрашивать действительность; рога агрессивный настрой, защита; грива подчёркивание своей половой принадлежностиили повышенная чувственность
ГлазаАстенияНеправильная неврозС чёрной радужкой страхи; пустые, без зрачков астения; с кровеносными сосудами ипохондрия, невроз; с ресницами высокое самомнение, манерность поведения
УшиЗамкнутость, нежелание слышать других, вступать в контактБольшие и много заинтересованность в получении информации, подозрительность, мнительность, зависимость от чужого мнения
РотНепропорционально большой эрудированность, развитый интеллект, рационализмКруглая тревога, боязнь чего-либоПриоткрытый и с языком признак болтливости; с губами чувственность; без языка и губ страх, недоверие; с зубами символ агрессии

Фигура животного не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании. Если онаизобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого,составных частей очень мало-такой рисунок говорит обастении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит озамкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.

Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённыйвправо символизирует отношение школьникак своему поведению и поступкам, влево к мыслям и решениям (вверх положительное, вниз отрицательное).Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) свидетельство демонстративности.

Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы.Маленькие ножки свидетельствуютоб импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам.Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьникуравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них.Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, которыйне склонен к инакомыслию и творческому началу.

Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе

Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:

  • желании защититься (чешуя, панцирь);
  • агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
  • сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
  • демонстративности (узоры и рисунки на теле);
  • неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
  • романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
  • затруднениях в общении (части механизмов в теле).

Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовкачеловек склонен следить за своими рассуждениямии ответственно подходить кпринятию решений.Небрежность в изображении местприсоединения лап к телу или полное отсутствие этого показатель недостаточного контроля над собой.

Название существа

  • Летающий крокодил, водоплавающий ягнёнок и подобные имена животныхговорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
  • Наукоподобные термины с налётом латыни зверолетиус, устрашонис и прочие свидетельство эрудиции ребёнкаи его желания показать это.
  • Звукоподражательные имена зверюшек (мамзяка, каряка) признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
  • Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён пузырик, нескладушечка, несапиенсный хомик.
  • Когда имяочень сложное и длинное, то это означает, что придумавший егочеловек большой выдумщик и фантазёр.

Толкованиеответов на вопросы

По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа

Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано.О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисуноки рассказ о существованииживотного никак не связаны друг с другом.

Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.

Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, этоговорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) тестируемыйодинок и остро переживает это.Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: в тайге, в непроходимых болотах, в лесной чащобе.Невроз может выдаватьпоселение животного в неприятные условия тину, грязь, лужу, помойку.

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты это выражение в полной мере может быть применимок ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьникана этот счёт:

  • ничем, воздухом, энергией интравертность тестируемого;
  • всем, что попадётся импульсивность;
  • несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) нарушения коммуникативных отношений;
  • неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) невроз;
  • внутренними органамиживотных, кровью невроз, граничащийс агрессией;
  • людьми отрицание, негативизм, агрессия.

В рассказах ребёнка животное может:

  • много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
  • крушить, ломать это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
  • развлекаться и гулять такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
  • искать пищу эта характеристика подаёт сигнал окаких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.

Если нарисованное существолюбит неординарные занятия (вродехождения на голове или вверх ногами), торебёнку, придумавшему такие действия для животного,не чуждо стремлениевыйти за рамки обыденностиинарушить стандарты поведения.

Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажейневозможностью сидеть без дела.

Когдаописание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать выводобоязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному.Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей скорее всего, в жизни ребёнкатакое же положение вещей. Рассказо большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.

Примеррасшифровки

Гламурный крылокот такое название дал существу автор рисунка
  • Полностью закрашенная радужка глаза свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
  • Испытуемый зацикленна себе, об этом свидетельствуетпрямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
  • Тревожные сигналыштриховка хвоста и расположение персонажана краюлиста.
  • Также о беспокойстве говорятмножественные линии в изображениинекоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
  • Не слишком маленькие уши крылокота показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
  • Энергетический потенциал автораочень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
  • О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируютбольшие крылья. Возможно, автормечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможностиэто сделать.
  • Тестируемыйсклонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.

Проведение теста Нарисуй несуществующее животное замечательный способ получить представление о внутреннем мире,характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.

Источники:

  • https://5psy.ru/obrazovanie/test-nesushchestvuiushchee-zhivotnoe.html
  • https://jliza.ru/nesushhestvuyushhee-zhivotnoe.html
  • https://evio-club.com/uprazhneniya/samorazvitie-uprazhneniya/test-nesushhestvuyushhee-zhivotnoe/
  • https://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%C2%BB
  • https://paidagogos.com/vsyo-o-risunochnoy-psihodiagnostike-nesushhestvuyushhee-zhivotnoe.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит