Часть 1. Домашние животные для ребенка 1-3 лет

СОДЕРЖАНИЕ

Роль животных в воспитании и развитии ребенка

Психологами доказано, что животное в доме это сильнейший стимул для ребенка к самосовершенствованию и дисциплине. Общение с питомцем стимулирует у малыша развитие самых лучших качеств:

  • Доброты;
  • Сострадания;
  • Ответственности.

Ребенок начинает понимать, что забота и привязанность к ближним, порождает ответную любовь. Домашний питомец учит ребенка гордиться своими достижениями. Ведь маленький эксперт наблюдает за поведением питомца, его привычками и самочувствием, и теперь там, где заходит разговор о вопросах содержания и ухода за животными, к его словам и советам начинают прислушиваться даже взрослые. Сто раз отмерить свою жилплощадь, а потом завести питомца по возможности

Критерии выбора

Каждый родитель проходит через это мама, давай купим собачку (кошечку, хомячка, рыбок, черепашку). Конечно же, мама с папой не остаются глухи к просьбам любимого чада. Они начинают думать, взвешивать и советоваться. Есть несколько критериев, по которым стоит выбирать, какое животное привести в дом:

  • Квадратные метры жилплощади. Если вы живете в малогабаритной квартире, то покупка щенка собак крупных пород, будет неверным решением. Вскоре животное вырастет и в вашем доме места станет еще меньше. В этом случае, свой выбор лучше остановить на рыбках, грызунах или кошке, попугайчике;
  • Аллергия. Шерсть животных, в некоторых случаях, вызывает аллергические реакции. Пострадать от нее может не только ребенок, но и другие члены семьи. Поэтому черепашка или рыбки будут наиболее приемлемым вариантом;
  • Свободное время. Рано утром вся семья разбегается по своим делам. Родители идут на работу, дети в детский сад или школу. Как известно, чтобы животное знало, где можно справлять свои физиологические потребности, нужно некоторое время приучать его к лотку или прогулкам. Поэтому, лучше, если в доме поселится питомец, которого нужно содержать в клетке или аквариуме (грызуны, попугайчик, рыбки).

За и против можно перечислить еще множество. Для каждой семьи они разные, но все ответы сводятся к одному а есть ли вообще возможность завести домашнего питомца.

Домашние животные для самых маленьких детей

Итак, рассмотрим по порядку все плюсы и минусы содержания разных видов животных в доме:

1. Кошка или собака

Плюсы. Маленький, пушистый, забавный комочек, которого вы принесете в дом, обязательно станет любимцем всей семьи. Восторгу малыша не будет предела. Ему будет приятна мягкая шерстка котенка или щенка, интересны его игры и вместе они будут весело проводить время.

Минусы Их гораздо больше:

  • Маленькое животное, как и маленький ребенок это всего лишь несмысленыш, который требует воспитания, а на это нужно потратить массу времени и нервов;
  • Котенку или щенку, пока он еще совсем маленький, нужно уделять максимум внимания, чтобы приучить его к лотку, месту для сна, времени прогулок и питания, и так далее;
  • Животное это всего лишь животное и если ребенок делает ему больно (пусть не желая этого), то оно обороняется. Результат царапины, укусы, слезы малыша и испуг питомца;
  • Болезни. Основные из заболеваний, которым подвержены дети, в доме у которых есть кошки или собаки глисты, аллергия и лишай. Поэтому за здоровьем питомца следить придется очень тщательно;
  • Гигиена. Невозможно каждую секунду находиться рядом с малышом и бесконечно мыть ему руки. Поэтому придется придумывать различные ухищрения, чтобы ребенок не тянул в рот ручонки, которыми только что играл с любимцем.

Вывод. Из всего вышесказанного становится понятно, что если родители, все же, решили завести в доме пушистика, то им нужно запастись массой терпения и привыкнуть к мысли, что вместо одного сорванца в доме теперь будет два.

2. Грызуны хомяки, морские свинки, декоративные мыши, крысы, кролики и шиншиллы

Плюсы. Самый большой плюс для родителей – то, что эта категория животных не нуждается в пристальном внимании и не требует много времени для ухода за ними. Кроме того, до хомячка, сидящего в закрытой клетке, ребенок самостоятельно добраться не сможет. Это очень хорошо, как для самого животного, так и для ребенка.

Минусы. Грызуны, хоть и считаются достаточно умными животными, плохо поддаются дрессировке, и их лояльность по отношению к малышу зависит только от склада характера самого животного. Зачастую, именно животные этой категории могут больно поранить ребенка. Есть еще несколько отрицательных сторон в содержании грызунов дома:

  • Продукты жизнедеятельности этих животных имеют очень неприятный запах, и клетку чистить нужно будет практически ежедневно;
  • У этой категории питомцев срок жизни достаточно короткий. Например, домашние крысы живут около 2 лет. Объяснить расстроенному ребенку, куда делось его любимое животное через 2 года, будет сложно;
  • Шиншиллы и кролики очень подвержены заболеваниям, нужно будет особо тщательно следить за здоровьем зверька, и делать все прививки. Кроме того, кролики очень чувствительные существа. Вряд ли животное будет долго жить в доме, где всегда шумно и много людей.

Вывод. Грызуны это достаточно удачный вариант выбора.

3. Рептилии

Плюсы. Конечно же, не имеются в виду крокодилы или экзотические ящеры. К рептилиям, которые благополучно могут сосуществовать с людьми, относятся черепахи. Очень неприхотливое животное, требует минимум внимания и ухода. Достаточно почистить ее клетку и покормить. На этом проблемы заканчиваются. Черепаха живет долго, поэтому психологической травмы в связи со смертью животного, ребенок не получит.

Минусы. Общение ребенка и животного подразумевает совпадение, как минимум, темпераментов. Поэтому, приобретая черепаху, стоит знать, что подвижному и энергичному малышу, скорее всего, быстро наскучит медлительный питомец, который большую часть времени спит в коробке. И потом, тактильные ощущения для ребенка значат очень много. Если пушистых животных можно взять на руки и получить от этого удовольствие, то кожу и панцирь черепахи, вряд ли, можно назвать приятной.

Вывод. Удобное для родителей, но очень скучное для малыша животное.

4. Птицы

Плюсы. Выбирая пернатого питомца для малыша, нужно знать, что самые неприхотливые и забавные из домашних птиц – это волнистые попугайчики. Яркие и звонкие они придутся по душе любому малышу. А если у вас хватит терпения и заботы приручить птичку к рукам, то вскоре она станет самым лучшим другом вашего ребенка.

Минусы. Минусов не так много, но они есть. Птицы очень беспокойные существа. Есть риск, что ребенок, решив подержать в ручках попугайчика, просто напугает его до смерти. От клетки, где содержатся птицы, в разные стороны летит много мусора остатки корма и перышки. Поэтому уборка самой клетки и вокруг нее станет ежедневной обязанностью родителей.

Вывод. Приемлемое во всех отношениях и для родителей и для ребенка животное.

5. Рыбки

Плюсы. Очень простые в содержании и уходе домашние животные. От них никогда нет мусора, они не бегают по дому и не разбрасывают шерсть и игрушки ребенка, с ними очень просто. К тому же, никогда не вызывают каких-либо заболеваний и аллергии.

Минусы. Самый большой минус родителям придется следить за тем, чтобы рыбки не были голодными и систематически менять воду в аквариуме.

Вывод. Самый удачный выбор для тех, кто не имел раньше в доме питомца. Кроме того, ребенку будет интересно смотреть на красивых рыбок, плавающих в аквариуме.

Заключение

Итак, из всех рассмотренных вариантов, самыми удачными можно признать попугайчиков и рыбок.

Главное, что нужно знать какое бы животное вы не выбрали, все заботы по уходу, воспитанию и лечению питомца с этой минуты ложатся на ваши плечи. До пяти лет ребенок просто не сможет взять на себя ни одну из перечисленных обязанностей.

И в заключении стоит сказать, не позволяйте своим эмоциям взять верх над разумом в тот момент, когда в зоомагазине вы видите миленького котенка или щенка. Не принимайте сиюминутное решение. Ведь от вашей импульсивности, будет зависеть не только судьба питомца. Вы можете нанести своему ребенку психологическую травму в тот момент, когда ваше терпение кончится, и вы отдадите его любимца кому-то. Решение взять в дом еще одного члена семьи должно быть осознанным и взвешенным.

Веселые картинки

Картинки самый доступный наглядный материал при изучении практически любой темы с дошкольниками. Для самых маленьких деток (примерно в возрасте года или даже чуть меньше) больше подойдут игрушки (можно приобрести специальные пластиковые наборы домашней серии). Но яркие, крупные картинки тоже вполне могут их заинтересовать, особенно если они красочные и без лишней пестроты. Ну а если есть возможность увидеть кого-то воочию еще лучше. До года с животными детки знакомятся обычно именно так.

Для детишек 23 лет уже полезно уметь сопоставлять изображения мультяшные в мультфильмах, детских книжках (или фигурки игрушек) с реалистичными картинками или фотографиями. Такие карточки лучше изготовить из плотного картона с закругленными уголками и заламинировать. Это сделает их долговечными и позволит использовать во всевозможных играх с детками старшего дошкольного возраста. Например, можно написать возле каждого изображения букву или целое слово для обучения чтению.

Также для закрепляющих игр пригодятся картинки с изображением отдельных частей тела разных животных и разрезные карточки, состоящие из нескольких частей (в зависимости от возраста ребенка). Картинки можно купить в готовых наборах или скачать из интернета и распечатать.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey2.jpg

Кто первый в списке?

Здесь все индивидуально. Чаще всего первым в списке оказывается плюшевый котенок или щенок. Но это не аксиома. Возможно, в доме живет какой-то питомец или питомцы (не обязательно кошка или собака это может быть попугай, морская свинка, хомяк, крыса). Тогда, скорее всего, первыми предметами в изучении животного мира станут они.

Кроме того, на последовательность изучения влияет место проживания дошколенка: у деревенских детей больше шансов познакомиться с коровой, свиньей, другими обитателями домашнего подворья. Городским ближе кошки и собаки.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey3.png

О ком из домашних животных вообще можно рассказать малышам?

Младшим дошкольникам лучше начинать знакомство с наиболее часто встречающихся из них. Например, верблюда, кролика, нутрию, перепела или индейку можно приберечь на некоторое время. А начать с тех представителей домашней фауны, которые на слуху и на виду (в книжках со сказками, стихами, песенками, в мультиках или телепередачах):

  • кошка;
  • собака;
  • корова;
  • лошадь;
  • баран;
  • коза;
  • свинья.

Сюда же можно подключить и домашних птиц: кур, уток, гусей. Только малышу необходимо объяснить разницу между птицей и зверем, если он сам пока ее не понимает.

Проводить обучение нужно в системе координат малыша: он знает, что все существа различаются внешне, по-разному называются, у них есть папы, мамы и малыши, они по-своему разговаривают и кушают разную пищу. Поэтому каждый рассказ нужно начинать с общего описания: как называется животное, как выглядит, какие звуки издает, как называются папы, мамы и детеныши разных животных, чем они питаются. В конце такого рассказа нужно добавить информацию о том, чем каждое из них полезно для человека.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey4-1.jpg

Дикие или домашние?

Если с ребенком активно занимаются родители, то к двум-трем годам он уже вполне имеет представление о том, что некоторые звери живут с людьми, а некоторые в лесу или степи. Поэтому ему уже вполне можно объяснить, в чем отличия домашних питомцев от диких зверей:

  • живут рядом с человеком;
  • не боятся человека, многие из них и вовсе ручные;
  • знают своего хозяина;
  • получают от него пищу;
  • заботятся о своем потомстве вместе с ним;
  • живут в домике, который сделал хозяин;
  • их детеныши в безопасности на них не нападут, например, волки или медведи, как в лесу;
  • служат человеку или приносят ему другую пользу.

Если ваш маленький незнайка начнет расспрашивать о ком-то, кого нет в вашем списке, не одергивайте его. Ответьте на интересующие его вопросы, покажите изображение животного, поищите информацию о нем. Не гасите в своем почемучке самую яркую и полезную искру любознательность. Она поможет ему в будущем успешнее обучаться в школе.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey5.jpg

Чтобы лучше запомнить

Как известно, малыши гораздо легче усваивают информацию, которая преподносится в увлекательной форме, как сказка или игра. Когда мы изучаем со своими детьми домашних животных, мы учим их заботиться о питомцах, бережно к ним относиться, не обижать. То есть делаем своих чад не только умнее, но и добрее, ответственнее. Чтобы все эти знания не остались мертвым грузом, важно сделать закрепление изученной темы веселым и интересным. Помочь в этом могут:

  • мультфильмы;
  • сказки или рассказы о животных;
  • стихи, песенки;
  • загадки;
  • пословицы, скороговорки;
  • рисование или лепка.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey6.jpg

Поиграем?

И, конечно же, незаменимый инструмент для этой цели игра. Игр можно придумать множество. Вот несколько примеров:

    • Кто как говорит? Родители называют животное, а ребенок должен сказать, какие звуки оно издает, а затем продемонстрировать это: кошечка мяукает, (мяу); свинка хрюкает (хрю).
    • Кто что кушает? Малышу предлагают две стопки карточек. В одной изображение животных, в другой их пища. Он должен подобрать правильные варианты (сено корова, косточка собака, трава баран).
    • Папа, мама, я. Можно предложить малышу изображения самок, самцов и детенышей, а он пусть разложит их по семьям и назовет (кошка-кот-котенок, лошадь-конь-жеребенок, баран-овца-ягненок, корова-бык-теленок). А можно показать кого-то одного, а ребенок пусть назовет остальных членов семьи.
    • Где я живу? Мама показывает сыну или дочке картинку с изображением животного, а ребенок должен сказать, как называется его домик (у коровы коровник, у лошади конюшня, у собаки конура). Деткам до 3 лет лучше предложить две стопки карточек и попросить подобрать нужные пары.
    • В чем польза? Взрослый показывает изображение, а дошкольник должен назвать, чем полезно данное животное (собака охранник, кошка ловит мышей, корова дает молоко, баран, коза шерсть).
    • Лапы, усы и хвосты. Задача маленького игрока отгадать, кому принадлежит часть тела, изображенная на карточке. Это могут быть мордочки, лапы, рога, вымя, пятачок и т.д. Другой вариант игры положить с двух сторон от ребенка карточки: с одной стороны с частями тела, с другой оставшиеся изображения без этих частей. Пусть попробует найти хозяев всех лап, усов или хвостов.
    • Зверопазлы. Картинки с целым изображением разрезают на несколько частей (чем старше малыш, тем частей больше) и предлагают ему собрать их. А затем пусть расскажет, что он запомнил о собранном животном.

domashnie-zhivotnye-dlya-detey7.jpg

  • Скажи ласково. Мама говорит: собака, ребенок должен ответить: собачка; овца овечка, лошадь лошадка и т. д.
  • Стало много. Принцип похож: перевести сказанное в форму множественного числа (свинья чавкает свиньи чавкают, кот лакает коты лакают).
  • Кто лишний? Задача игрока выбрать из предложенных карточек лишнее изображение и назвать признак (например, положить среди 4 картинок с домашними животными одну с диким; или с животными птицу, с рогатыми безрогого, со взрослыми детеныша).

Изучать домашних животных с детьми всегда легко и увлекательно. Малыша не придется специально усаживать за изучение он сам живо включится в процесс и, вероятно, начнет задавать множество уточняющих вопросов. Это естественный процесс. Он говорит о том, что кроха развивается правильно. Задача взрослых обязательно помочь ему в этом.

Ход занятия:

Игра-приветствие Наши умные головки

Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент Чудесный сундучок

Вот чудесный сундучок, Вам, ребята, он дружок. Очень хочется узнать, Как, вы, любите играть!

Дидактическое упражнение Найди тень

— Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому.

domashnie-jivotnye-3god.jpg

Конструирование На ферме

— Разложите геометрические фигуры в соответствующие места на картинке. Куда вы положили круг? Овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

domashnie-jivotnye-3god4.jpg

Дидактическая игра Кто живет на ферме?

Дети опускают руку в чудесный мешочек и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их.

Корова

У коровы есть рога И копыта на ногах. Травушку она жует, Деткам молочко дает. — У коровы ребенок называется теленок. Теленок говорит: Му-у-у. Скажите так, как говорит теленок.

Резание ножницами Трава для коровы

Дети разрезают ножницами полоску бумаги зеленого цвета.

Изобразительная деятельность На лугу

— Нарисуйте зеленым карандашом траву, синим карандашом нарисуйте воду в озере, наклейте на лугу фигурки домашних животных.

domashnie-jivotnye-3god5.jpg

Музыкально-ритмическое упражнение На лугу пасутся ко..

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками.

Свинья

У грязнули-свинки На спине щетинка, На мордашке пятачок, Сзади тонкий хвост-крючок.

— У свиньи ребенок зовется поросенок. Поросенок говорит: хрю-хрю. Скажите так, как говорит поросенок.

Конструирование Забор для поросят

— Возьмите бруски и постройте вокруг поросят забор. Вот так. (Показ воспитателя).

Упражнение Наполни кормушку для поросят

Дети наполняют ложкой разноцветные мыльницы-кормушки крупой.

Лошадь

У лошадки длинногривой Нрав веселый и игривый. Сено съест она сейчас Да и покатает нас.

— У лошади ребенок зовется жеребенок. Жеребенок говорит: и-го-го. Скажите так, как говорит жеребенок.

Дидактическая игра Что умеет лошадь?

— Вы умеете четко говорить слово да? Скажите. А теперь скажите слово нет. У вас хорошо получилось, значит вы сможете поиграть со мной в интересную игру. Я буду спрашивать вас о том, что умеет лошадь, а вы думайте и отвечайте: если лошадь умеет это делать, говорите да. А если лошадь не умеет этого делать, говорите нет.

Лошадь умеет быстро скакать? Лошадь умеет по небу летать? Лошадь умеет травку жевать? Лошадь умеет копытами стучать? Лошадь умеет в игрушки играть? Лошадь умеет громко ржать: иго-го?

Подвижная игра Карусели

Дети двигаются по кругу в темпе, соответствующем музыке и словам песни.

Коза

Козочке прыгучей, Озорной, бодучей Нравится украдкой Есть капусту с грядки.

— У козы ребенок зовется козленок. Он говорит: Ме-е-е. Скажите так, как говорит козленок.

Игра с прищепками Разноцветные рожки

— Какого цвета у козленка колокольчик, такого же цвета сделайте ему рожки из прищепок. (Затем можно предложить детям поменяться картинками).

Кролики

Не обидит мухи Кролик длинноухий. В клетке для него всегда Есть морковка и вода.

— У кролика детеныш называется крольчонок.

Дидактическая игра Рассади кроликов

— Перед вами кролики. Покажите самого большого кролика, самого маленького, двух одинаковых кроликов. Кролики живут в клетках-домиках. Рассадите кроликов в подходящие по размеру клетки.

domashnie-jivotnye-3god3.jpg

domashnie-jivotnye-3god2.jpg

Овца

Шерстка у барашка Мягкая, в кудряшках. Постригут барашка и Свяжут теплые носки.

— У овцы ребенок зовется ягненок. Ягненок говорит: бе-е-е. Скажите так, как говорит ягненок.

Лепка Кудряшки у барашка

Дети отрывают кусочки белого пластилина и наклеивают к изображению барашка.

Собака

Косточки собака гложет, Злых людей кусает тоже Чтобы не забрался вор, Сторожит и дом и двор.

У собаки детеныш называется щенок. Щенок говорит: гав-гав. Скажите так, как говорит щенок.

Дидактическая игра Будки для собак

— Подберите подходящие по цвету крыши и двери собачьим будкам.

Изобразительная деятельность Щенок

Дети наклеивают на лист-фон солнышко, косточку. Затем поролоновым штампом рисуют собаке шерсть коричневого цвета и пальчиками дорисовывают цветы.

Дидактическая игра Найди маму

— А теперь возьмите карточки с детенышами и найдите их мам.

Конструирование Ферма

Проводится сооружение коллективной постройки Ферма и ее обыгрывание.

Скачать конспект игрового занятия для 1-й младшей, ясельной группы детского сада (детей 3-го года жизни), тема: Домашние животные

Тематическое занятие Домашние животные

Приветствие и разминка

Начали мы нашу встречу с приветственного хоровода. Мамы пели первый раз и еще слов то не знаем, а ребята смотрели на нас, разбредаясь по комнате.

Потом мы добавили энергии в наше утро и станцевали: У жирафа пятна, пятна Железновой, Ладошка и Автобус этого же автора. Аудио можно найти в ВКонтакте.

Получилась своего рода зарядка для мам, но мы уверены, что малыши через несколько занятий присоединяться к нашим танцам.

Сказка

Затем из волшебного рюкзачка мамы Кати выглянули герои сказки Курочка ряба.

Катя очень артистично рассказывает малышам эту простую сказку. А герои это бумажные бабка и дедка, курочка и мышка, которые одеваются на пальцы руки.

Будет много фото, так как это же живая игра и очень интересно наблюдать за эмоциями, хотя надо отметить, что фотоаппарат не всегда успевал за бегающими малышами, и некоторые кадры получались смазанными.

Развитие мелкой моторики

Курочка такая молодец, что снесла яичко, поэтом убыло принято решение покормить ее. Для пернатой подружки были приготовлены на выбор три лакомства: фасоль, горох и червячки. В начале по одной горошинке перекладывали в кормушку, а потом уже и горстями. Итог куры накормлены, пальчики ребятишек размялись и потренировались в пинцетном захвате предметов.

Продолжаем развиваться

Пришла к ребятам бабушка и поблагодарила за то что курочек покормили. Да вот незадача, у бабули сломался забор вокруг домика, и разбежались все домашние животные. Ставлю домик и предлагаю построить заборчик. Только ребятишкам домик очень приглянулся… Вообщем, дом сломали, но забор построили и отправились искать животных.

Изучаем животных на плакате

А чтобы легче было искать бабушка на плакате показала животных, да и музыка помогла из колонок доносилось мычание, кукареканье и кудахтанье.

Пока малыши смотрели кто есть кто на плакате, мама Саша расставила на полу фигурки домашних животных. Вот их то ребята потом и нашли принялись угощатьфасолью, горохом, пошли в ход и червячки, недоеденные курочками, и прибавилось сено.

Все домашние животные поблагодарили за вкусный обед, а ребята отправились на кухню тоже подкрепиться печеньем, а потом принялись за изобразительное искусство.

Раскрашиваем животных

Мама Саша приготовила раскраски, которые сама нарисовали, а малыши вооружившись красками и кисточками принялись за работу. Интересно за ними наблюдать, так как приемы и техники рисования у них очень разные))))

Тренировкакрупной моторики

После небольшого спокойствия детишки принялись шалить. А организовала все это безобразие мама Катя со своей рукотворной игрой. Фото не передадут всей прелести процесса, добавлю видео.

Суть игры втулка от туалетной бумаги одевается на втулку от фольги и с помощью взмаха рукой снаряд запускается. Дети в восторге, да и мамы поиграли.

Опять мелкая моторика и координация

Надо немного успокоиться после такой активности. И малышам предложили тазик с шариками и мелкими детальками для опускания в баночки. Мы не ставили задач сортировки по цветам, размерам и формам, мы просто позволили поиграть с баночками и их наполнением. И здесь было интересно наблюдать за тем как дети себя ведут. Один берет по одному шарику, другой дает соседу, а третий вообще горстями загребает.

На этой приятной ноте мы закончили занятие, которое растянулось больше чем на час. А мы ведь еще столько напланировали. Но не страшно, ведь скоро новая встреча и новые открытия. Ждем в гости к Маме Гале новых друзей.

Мама Галя

Источники:

  • https://detki.today/domashnie-zhivotnyie-dlya-rebenka-1-3-let.html
  • https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/domashnie-zhivotnye-dlya-detey
  • http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/domashnie-jivotnye-3god.html
  • https://grow-clever.com/2013/09/domashnie-zhivotnye/
  • http://naukaveselo.ru/zanyatiya-s-detmi-2-goda-domashnie-zhivotnyie.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит