Как и когда правильно знакомить детей с деньгами

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Деньги и отношение к ним.
  2. Родительский ликбез.
  3. Карманные деньги.
  4. Совсем не мелочь!
  5. Заработаю сам!

1. Деньги и отношение к ним.

Обращаться с ними ребенок должен с малых лет. Это поможет избежать финансовых ошибок в дальнейшем. Конечно, научить всему этому должны родители. Знать бы, как. Еще не так давно взрослые не считали нужным финансово просвещать детей — вообще, в нашей культуре эта тема была табу для обсуждения (О деньгах в приличном обществе не говорят). Но сегодня отношение к деньгам кардинально изменилось — это уже не зло, а возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, свободу от обстоятельств, расширение кругозора, путешествия. Мы осознаем, что живем в обществе, где все есть товар (даже наши способности, знания и умения), который нужно уметь как покупать, так и продавать. И конечно, в этой ситуации старые воспитательные модели уже не работают — финансово подковывать ребенка надо в духе времени. Прежде всего, важно избегать двух распространенных ошибок. Не стоит ограждать чадо от всех материальных проблем (иначе можно вырастить иждивенца, сидящего у родителей на шее). Но и не впадать в другую крайность — постоянно говорить о деньгах, преувеличивая их значимость (это формирует алчность, зависть). В идеале — найти золотую середину. Начните с себя — разберитесь с собственным умением распоряжаться деньгами, отношением к ним. Нельзя же научить ребенка тому, чего не умеешь сам! Это важно сделать потому, что отношение к дензнакам ребенок выносит из семьи, причем опираясь не только на слова, но и на дела — наблюдая за действиями родителей и делая соответствующие выводы.

2. Родительский ликбез.

Чтобы ребенок понимал сущность денег и их стоимость, вам необходимо:ОБСУЖДАТЬ СОВМЕСТНО ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ. Да, малышу бывает трудно понять, что деньги — это эквивалент товаров и услуг. Но даже дошкольнику можно и нужно на доступном языке объяснять, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу. И сколько, например, конфет можно было бы купить на деньги, потраченные на ремонт мобильника, выкупанного им лично в ванне! Комментируйте свои действия в отношении денег: например: Новую машинку мы сегодня не станем покупать — деньги нужны на продукты.ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА СОБСТВЕННОРУЧНО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ. Например, 3- летний малыш может вручить деньги продавцу, когда вы делаете покупку. 7-летний — сам сходить в ближайший магазин за хлебом или молоком с выделенной вами суммой. Пусть посчитает, сколько придется заплатить и сколько останется сдачи (ее он может потратить на свое усмотрение). ПРИВЛЕКАТЬ СЫНА ИЛИ ДОЧКУ К СОСТАВЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА. Конечно, задача разработать генеральную линию развития семьи и все финансовые решения, связанные с этим, — всецело родительская. Но ребенок тоже может внести свои пожелания и предложения — скажем, о том, как лучше провести отпуск (подороже или подешевле — но зато хватит денег и на ремонт в его комнате). При этом важно учить наследника отделять главное от второстепенного: на что стоит основательно потратиться, а на чем — сэкономить. Умение оценивать финансовые затраты позволяет формировать видение, откуда можно приумножать свои накопления и прибыль. Еще один важный момент — учите распределять бюджет так, чтобы удовлетворить нужды каждого члена семьи, никого не обидев. Обсуждать первоочередность и необходимость какой-либо крупной покупки надо непременно всей семьей!

3. Карманные деньги.

Иногда можно услышать от родителей: Зачем ему карманные деньги? Одет, обут, накормлен — что еще надо? Но специалисты уверены: научить ребенка основам финансовой грамотности невозможно, если у него нет своих денег Выделяя сыну или дочке собственный капитал (оптимальный возраст для этого — 6-7 лет), мы достигаем сразу нескольких целей:РАЗВИВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. Имея собственный мини-бюджет, он учится тратить его по своему усмотрению, не отчитываясь за каждую копейку перед родителями (хотя ненавязчивый контроль трат все-таки нужен — во избежание неприятных последствий). Не исключаю, что поначалу ребенок будет спускать все деньги на какую-то чепуху за считанные часы. Зато потом задумается и научится экономить! УЧИМ ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ. Ребенок может копить на то, что очень хочется, но что пока родители не могут подарить: новый велосипед или компьютер. Приобретение за свои средства вдвое ценней! И относиться к купленной вещи он будет гораздо бережней.ЗАКЛАДЫВАЕМ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ С ДЕНЗНАКАМИ. Пусть ребенок еще мал, чтобы что-то вносить в общую копилку, но понять: кроме аттракционов, у семьи есть расходы посущественней (коммунальные платежи, выплаты по кредиту) — он вполне готов. И если родители выделили ему на разговоры по мобильному определенную сумму, а он исчерпал лимит то он должен покрыть разницу сам, из своих кровных, или ждать до начала следующего месяца. Итак, ребенку решено давать карманные деньги. Но как именно и сколько? В отношении размеров суммы четкого ответа нет. Ориентиров несколько: доход и возможности семьи, возраст и здравый смысл ребенка, сумма карманных денег, получаемых его друзьями (важно, чтобы он не чувствовал себя ущербным, нищим). Однако есть и постоянные величины — скажем, выдаваемое количество денег и сроки его выдачи. Младшим школьникам лучше давать карманные деньги еженедельно — поскольку они еще не умеют планировать свои расходы и могут спустить сходу даже месячную норму. А по мере взросления чада увеличивать и размер выплаты, и интервалы между ее выдачей. Можно также ввести систему премий — например, за успешное окончание четверти, и штрафов — за нарушение взятых на себя обязательств.

4. Совсем не мелочь!

Психологи предостерегают: выдача карманных денег ребенку не должна переводить семью на рыночный уклад! За что нельзя платить?ЗА УЧЕБУ — это главная обязанность школьника, которую он должен выполнять в любом случае. И она не должна превращаться в предмет торга! Иначе не исключена потеря интереса к учебе и ориентация только на высокий балл (когда ценятся не знания, а только количество и качество отметок), манипуляции, даже жульничество. Но это не исключает вероятности материальной похвалы за какие-то особые школьные достижения — скажем, за победу на олимпиаде.ЗА ПОМОЩЬ по дому, уход за братом (сестрой) или домашними животными — важно, чтобы ребенок делал все это из любви к ближним, а не ради выгоды. К тому же маме ни кто не платит за поглаженное белье или сваренный суп. Вообще, постарайтесь не поощрять (или наказывать) деньгами: мотивация ребенка не должна быть напрямую связана с финансами, а его мини-бюджет — зависеть от вашего настроения или его поведения. Только в этом случае можно привить чаду правильные денежные привычки.

5. Заработаю сам!

На вопрос, разрешать ли ребенку до 18 лет (подростку) подзаработать, психологи отвечают положительно. Раздавать рекламные листовки, присматривать за соседским ребенком, помогать в семейном бизнесе — вариантов масса. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком трудоемкими или длительными — работа не должна вредить здоровью, отвлекать от школьных занятий и препятствовать полноценному отдыху. Объясните подростку, что сейчас, когда он молод и неопытен, может заработать, выражаясь фигурально, только руками, но ведь работать головой куда эффективней — в том числе и финансово. А чтобы стать квалифицированным специалистом, надо хорошо учиться. Чем не дополнительная мотивация? Вообще, зарабатывать деньги ребенка тоже надо учить. Это значит — видеть возможности заработков и уметь их максимально использовать. А также рационально тратить деньги (понимая потребность и ценность того, что можно купить за них), уметь жить в кредит (важно показать, как формируются кредиты, что ты приобретаешь, а что теряешь, когда берешь его — можно даже в домашних условиях опробовать систему кредитования). Все это формирует ощущение денежных накоплений, трат и удовлетворения своих желаний. И ребенок задумывается: может, надо хорошенько взвесить свое желание — если сиюминутное удовольствие стоит слишком дорого?

Собственный финансовый опыт

Так уж заведено природой, что наш собственный опыт и является фундаментом того, что мы закладываем в ребенка. Память услужливо подсказывает, когда именно наши родители выделили первый раз деньги, доверяли ли или контролировали каждую копейку. Конечно же, необходимо учитывать и различные финансовые возможности, а также реалии современного мира, но в целом ребенок получит тот опыт, который известен нам самим.

deti-i-dengi2.png

Личные отношения с ребенком

Этот пункт более сложен, так как включает личностные факторы при построении товарно-денежных отношений. Нередко родители подкупают детей в обмен на то, что им нужно и что самое поразительное, считают такой подход не только правильным но и предметом гордости. При этом совершенно забывая, что ряд обязанностей ребенок должен выполнять без каких-либо условий, так как является членом семьи и общества.

К примеру, уборка личных игрушек или заправка постели. В противном случае, ребенок может уже будучи подростком или даже взрослым, и по прежнему неправильно относится к выполнению собственных обязанностей, считая, что он должен сначала получить плату. Но родители зачастую выбирают путь наименьшего сопротивления и чтобы не тратить время на уговоры и объяснения, стараются подкупить ребенка, добиваясь кратковременного эффекта.

А в итоге, сами родители, в будущем попросят ребенка что-то сделать и не получат отклика, ведь малыша уже приучили к определенным отношениям под названием сделаешь-получишь.

Так платить или не платить?

Деньги мощный аргумент, но и его можно использовать грамотно. В диалоге с ребенком деньгами лучше поощрять, а не платить. К примеру, ребенок весь день выполнял поручения по дому или просидел с младшим братишкой, чем существенно облегчил задачу маме. Почему бы в этом случае не сказать ему спасибо и не дать деньги, чтобы он себе что-нибудь купил вкусненькое. В этом случае, ребенок испытает радость, а не будет меркантильно трудиться только ради того, чтобы в конце дня получит зарплату.

Каков идеальный возраст для знакомства детей с деньгами?

Современные дети намного эрудированней своих родителей, когда те были в том же возрасте. Так что к 5 годам, они вполне могут провести определенный анализ финансовых особенностей принятых в вашей семье. Советуйтесь с детьми, когда ходите за покупками, объясняя, что такое стоимость по отношению к качеству или весу товара. Даже покупая игрушку, не стоит брать первую попавшуюся, на которую указал детский каприз, а заранее сообщите сумму, на которую ребенок может рассчитывать. Это побудит его делать более осознанный выбор, перебрав ряд игрушек в ценовом диапазоне.

deti-i-dengi.jpg

Немаловажный фактор личные сбережения ребенка. Выделив определенную сумму денег на игрушку или лакомство, вы можете подсказать ребенку, что он может выбрать более дешевый аналог, а остаток положить в копилку. На его вопрос зачем, объясните, что таким образом он сможет накопить на более весомую покупку.

И воздерживайтесь от совершенно непонятных ребенку фраз типа Мы не можем себе это позволить, Деньги достаются нелегко, Мы не богаты, чтоб покупать такие дорогие игрушки и прочие. Мало того, что ребенку непонятны взрослые проблемы, так у него еще и комплексы могут развиться на почве подобной позиции.

В идеале изменить посыл, сведя к фразе, что на сегодняшний день он может рассчитывать на определенную сумму, которая останется после покупки продуктов питания и бытовых расходов по дому. Таким несложным подходом, вы сможете подключить ребенка к планированию бюджета и распределению денежных средств.

В некоторых странах детимогут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль — на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний — не менее 1,5 евро, десятилетний — 10-12 евро, пятнадцатилетний — 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные — каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги — сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные «детские» банки — в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес — получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег — уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. «Оценки — это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, — считает Лариса Плотницкая. — Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки». То же касается и домашних дел, и поведения.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (37 лет);
  • младший школьный (711 лет);
  • подростковый (1114 лет);
  • ранняя юность (1418 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (37 лет)

MoneyRelationshios1_1522409061-630x315.jpg

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное Я сам!, когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в Хочу и надо. Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: Поужинать это хочу или надо? Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в Сейчас меньше или потом больше. Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (711 лет)

MoneyRelationshios2_1522409063-630x315.jpg

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Отличать потребности от желаний

1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

Тратить деньги с умом

1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

Не только брать, но и отдавать

1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

Подростковый возраст (1114 лет)

MoneyRelationshios3_1522409065-630x315.jpg

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Отличать потребности от желаний

1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

Тратить деньги с умом

1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте.

2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

Не только брать, но и отдавать

1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

Ранняя юность (1418 лет)

MoneyRelationshios4_1522409067-630x315.jpg

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Отличать потребности от желаний

1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

Тратить деньги с умом

1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

Не только брать, но и отдавать

1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

Почему важно говорить сдетьми офинансах?

Чем раньше выначнете разговор оденьгахсосвоим ребенком, тем быстрее воспитаете внем разумное отношение кфинансам исвоему бюджету.

Это позволит ему раньше пройти путь проб иошибок ипонять, как действовать вбудущем. Оннаучится планировать траты икопить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время иресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка зато онкупит еесам ипоймет, как двигаться ксвоей цели.

Дети более уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребенок нераспознает обман, ведь онпока непонимает рисков идоверяет всем подряд.

Лучше заранее обсудить сребенком, скакими способами мошенничества онможет столкнуться икак действовать втаких ситуациях. Например, хакеры взломали страницу друга всоцсети иотего имени попросят перевести деньги. Или пришло СМС-сообщение отом, что якобы поошибке сделали перевод ненатот номер телефона ипросят вернуть эту сумму. Необходимо объяснить ребенку, что подобные сообщения надо проверять: уточнить удруга потелефону или при встрече, действительноли это онпросит деньги, посмотреть баланс телефона былли насамом деле перевод. Алучше позвать напомощь родителей.

Если ребенок сдетства научится внимательно иосторожно действовать вфинансовых вопросах, это убережет его открупных потерь вбудущем.

Правило № 1. Объясняем вигровой форме

s_detmi_o_dengah_02.png

Знакомить детей сденьгами лучше всего через игры иэксперименты.

Смалышами можно начать спростого:

  • Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вынашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры иденьги изМонополии. Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку опризнаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы ицифры игде спрятаны другие защитные признаки.Можно собрать друзей ипровести конкурс: кто найдет больше животных ирастений накупюре спомощью лупы.
  • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги нерастут надеревьях инеберутся изящика (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии ипочему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги непоявляются сами собой попервому требованию. Можно устроить игру, например, впрофессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг кдругу зауслугами ирасплачиваться заних.

  • Что можно купить наденьги? Начните сэлементарного: вобмен наденьги мыполучаем продукты ижизненно необходимые услуги. Например, если некупишь молока, утром несчем будет есть мюсли, аесли неоплатишь электричество, вдоме будет темно ихолодно. Сыграйте вмагазин: проставьте цену наразных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то покупателем. Главное донести доребенка, что вещи недостаются просто так, нужно заних сначала заплатить.

Для младших школьников подойдут игры посложнее:

Игра всортировки. Предложите ребенку собраться набал, впоход или просто напикник. Определите, сколько денег выбылибы готовы наэто потратить. Составьте список вещей, которые вам моглибы потребоваться, укажите ихцену. Например, несколько бальных платьев, туфель иаксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого ипри этом уложиться вустановленный бюджет.

Обсудите сребенком, что онвозьмет ссобой? Какие вещи ему необходимы, акакие второстепенны? Поразмышляйте вместе сним, как отличить желаемое отнужного инепотратить лишнего. Стоитли спускать все деньги наплатье иидти набал босиком? Или отправляться нанеделю влес только сконфетами илимонадом?

Входе игры можно выбрать продукты идля настоящего семейного пикника. Тогда уребенка появится понимание, что его решение это неигра.

Квест вмагазине. Дети обожают, когда имчто-то покупают. Ноони должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете сребенком вмагазин, предложите ему стать вашим счетчиком исообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей это одна курица, 2 кгяблок или полкило конфет.

Правило № 2. Поощряем детские накопления

s_detmi_o_dengah_03.png

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его хотелки вконкретную финансовую цель.Ондолжен научиться делать выбор отказываться отлишнего впользу чего-то более важного иценного. Например, нетратиться нашоколадки каждый день, зато вконце месяца купить себе новую игрушку.

Научить детей откладывать намечтупоможет копилка. Это может быть иобычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет икупюр), икрасивая копилка смашинками или принцессами, итрадиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения.

Правило № 3. Доверяем детям покупки

Когда ребенок накопил, например, наигрушку, дайте ему возможность самому ееоплатить. Онбудет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, изапомнит это чувство навсю жизнь.

Уже сошкольного возраста детям можно доверять покупки вмагазине посписку отродителей. Приучайте ихбыть разумными ивнимательными, сравнивать цены иэкономить ноневущерб качеству. Сначала это стоит делать вприсутствии мамы или папы, азатем исамостоятельно.

Поиграйте впридирчивого покупателя: изучите сребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов исостав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, инаучите выбирать хорошие товары пооптимальной цене.

Правило № 4. Учим управлять бюджетом вбыту

s_detmi_o_dengah_04.png

Ивзрослым, идетям надо научиться реально оценивать свои ресурсы иуправлять тем, что есть. Потратитьли все карманные деньги сразу или растянуть нанеделю? Отложить намечтуили угостить весь класс мороженым?

Объясните ребенку, что суммы, которые выему даете или дарит бабушка надень рождения, полностьюего. Азначит ему решать, как ими эффективнее распорядиться.

Лучше давать ребенку деньги сразу накакой-то период, например нанеделю. Ежедневное спонсирование приведет ктому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей нанеделю шаг кдолгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка отпокупки еды посписку досамостоятельного планирования изакупки школьных принадлежностей, отвыбора подарка другу надень рождения нанужную сумму доуправления своим карманным бюджетом навсе каникулы.

  • Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты.

  • Дети лет с10 могут выступать финансовыми консультантами своей семьи. Научите ихбережному потреблению ипопросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда незакрывают кран иневыключают свет.

  • Насвоем примере родители могут рассказывать, как ведут семейный бюджет. Как выраспределяете зарплату? Сколько денег уходит наобязательные платежи? Сколько выоткладываете наотпуск? Сколько тратите наигрушки иразвлечения?

Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела

s_detmi_o_dengah_05.png

Чтобы невырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами посебе неимеют цены. Они означают ровно то, что наних можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно нетолько для себя, ноидля кого-то еще, кто нуждается впомощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму наблаготворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что онкому-то помог. Воспитывайте внем позитивное отношение кидее делиться скем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

Правило № 6. Уважаем право ребенка наошибки

Ваш ребенок это другой человек, иего взгляд навещи может отличаться отвашего. Будьте всегда готовы коткрытому диалогу, особенно ввопросах финансов. Небросайтесь сразуже критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, апотом поделитесь своим.

Пусть оннаиграется сбесполезными тратами вдетстве, зато вбудущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

Правило № 7. Исключаем негативные установки

s_detmi_o_dengah_06.png

Нестоит забивать детскую голову фразами вроде богатство это плохо, оттрудов праведных ненаживешь палат каменных. Заложенные вдетстве установки могут помешать ребенку стать благополучным вовзрослой жизни. Или итого хуже: внушая детям, что богатые люди это хапуги иторгаши, выможете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман имошенничество самый легкий ибыстрый путь кфинансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Неосуждайте их, ноинеслишком превозносите. Уребенка недолжно сложиться впечатление, что только люди скакими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными исостоятельными, если будут хорошо учиться инайдут любимое дело.

Инивкоем случае неперекладывайте надетей свои взрослые проблемы нежалуйтесь ребенку наипотеку ималенькую зарплату. Это может поселить вребенке тревогу, связанную сфинансами. Ивбудущем онможет, например, согласиться нанелюбимую работу только изстраха остаться без денег. Создавайте унего чувство безопасности иуверенности взавтрашнем дне.

Правило № 8. Отвечаем нанеудобные вопросы

s_detmi_o_dengah_07.png

Пап, асколько тызарабатываешь? Ваш доход это конфиденциальная информация. Адети довольно болтливы. Врядли выхотелибы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться отмесяца кмесяцу, расскажите, изчего она складывается. Можно ограничиться фразой: Достаточно для нашей семьи. Если ваш ребенок еще недорос досовместного планирования общего семейного бюджета, лучше недавайте точных цифр ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.

Почему уВаси дорогой смартфон, ауменя обычный кнопочный? Самое главное неначинать критиковать Васю иего родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. Иужтем более небегите покупать ребенку вкредит дорогой телефон, чтобы ему было нестыдно перед одноклассниками. Этим выпокажете ему плохой пример управления бюджетом.

Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон насовременный смартфон. Носовершенно необязательно тратить нанего много денег. Объясните подростку, что стоит обращать внимание нахарактеристики, которые действительно нужны, аненабренд. Выберите вместе сним достойный телефон поприемлемой цене. Так оннаучится делать осознанный выбор, аневестись нарекламные уловки. Даивынебудете переживать, что онпотеряет или унего украдут смартфон поцене подержанного космолета.

Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи сдругими, нестоит уходить воборону или переключаться наобвинение других. Объясните, что все люди, ихнавыки ито, что сейчас востребовано нарынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному ивкаждой семье свои ценности. Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить сребенком, кем онхотелбы стать вбудущем икакой видит свою взрослую жизнь.

Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения? Это хороший повод поговорить про финансовых мошенниковиобъяснить базовые правила финансовой безопасности:

  • Незаписывать ПИН-код накарте иникому его несообщать.

  • Никогда невыпускать карту изполя зрения, когда расплачиваешься ейгде-то. Так, например, вкафе официант должен принести переносной POS-терминал или пригласить вас наоплату ккассе.

  • Немедленно сообщать вбанк иродителям, если карта потерялась. Атакже если вам пришло СМС-сообщение опокупке или снятии денег вбанкомате, авыэтого неделали.

  • Неиспользовать открытые точки Wi-Fi (интернет вобщественных местах: транспорте, кафе, кинотеатрах), когда заходишь винтернет-банк или мобильный банк.

  • Неделать покупки винтернете насомнительных сайтах (например, вас должна насторожить слишком низкая цена напоследнюю модель кроссовок винтернет-магазине).

  • Нереагировать натревожные звонки, СМС, письма или сообщения всоцсетях отом, что вашему родственнику или знакомому нужны деньги. Вместо этого надо сразу звонить родителям или близким, предупредить, что отихимени рассылаются такие сообщения, возможно взломали ихаккаунт или почту.

  • Непереходить поссылкам вписьмах овыигрыше телефона, планшета, ноутбука ипрочего. Бесплатный сыр бывает только вмышеловке. Скорее всего, поссылке выполучите только вирус.

  • Невыкладывать всоциальных сетях фотографии новых покупок, обстановки ввашей квартире, билетов насамолет или поезд сдатами вылета иприлета. Неписать посты отом, как скоро выуедете наканикулы идома никого небудет. Так ваш дом может заинтересовать грабителей, пока выотсутствуете.

Деньги очень важная часть жизни, иродительский долг подготовить детей кправильному обращению сними. Ивтоже время стоит объяснить, что счастье, действительно, невмиллионах.

Источники:

  • https://zdorovye-mam.ru/znakomim-rebenka-s-dengami
  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/znakomit-detey-s-dengami.html
  • https://rg.ru/2017/11/01/kak-pravilno-nauchit-rebenka-rasporiazhatsia-dengami.html
  • https://Lifehacker.ru/kak-obrashhatsya-s-dengami/
  • https://fincult.info/article/kak-razgovarivat-s-detmi-o-dengakh/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит