Опыты с водой для школьников 2-3 класса

СОДЕРЖАНИЕ

prew-opyty.jpg

Умение видеть чудо в обыденных предметах отличает гения от других людей. Формируется творческое начало в раннем детстве, когда малыш пытливо изучает окружающий мир. Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга.

Чем хороша вода для домашних опытов

Вода это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов. Преимуществами привычной нам субстанции являются:

  • доступность и дешевизна;
  • способность пребывать в трех состояниях: твердом, парообразном и жидком;
  • способность легко растворять различные вещества;
  • прозрачность воды обеспечивает наглядность опыта: малыш сможет сам объяснить результат исследования;
  • безопасность и нетоксичность веществ, необходимых для экспериментов: ребенок может потрогать руками все, что его заинтересует;
  • не нужно дополнительных инструментов и оборудования, специальных навыков и знаний;
  • можно проводить исследования как дома, так и в детском саду.

Сложность проводимых опытов зависит от возраста ребенка и уровня его знаний. Начинать эксперименты с водой для детей лучше с простейших манипуляций, в старшей группе ДОУ или дома.

Опыты для малышей (4-6 лет)

Всем маленьким деткам нравится сам процесс переливания и смешивания жидкостей разного цвета. Первые занятия можно посвятить знакомству с органолептическими свойствами вещества: вкусом, запахом, цветом.

У детей подготовительной группы можно спросить, чем различаются минеральная вода и морская.

В садике результаты исследований можно не доказывать и объяснять происходящее доступными словами.

Опыт прозрачности

Понадобится два прозрачных стаканчика: один с водой, другой с непрозрачной жидкостью, например томатным соком, молоком, коктейльные трубочки или ложечки. В каждую емкость погрузить предметы и спросить малышей, в каком из стаканчиков трубочку видно, а в каком нет? Почему? Какое вещество прозрачное, а какое непроницаемое?

Тонет не тонет

opiti8.jpg

Нужно приготовить два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Добавьте в один из стаканов соль из расчета две столовые ложки на стакан. Если опустить яйцо в чистую жидкость, оно опустится на дно, а если в соленую окажется на поверхности воды. У ребенка сложится понятие о плотности вещества. Если взять большую емкость и постепенно доливать пресную воду в соленую, яйцо будет постепенно тонуть.

Заморозка

nitka_i_sol.jpg

На начальном этапе достаточно будет налить воду в формочку вместе с ребенком и отправить в морозилку. Можно понаблюдать вместе за процессом таяния ледяного кубика, ускорить процесс, потрогав его пальчиками.

Потом усложнить эксперимент: положить на кубик льда толстую нить, посыпать поверхность солью. Через несколько мгновений все схватится вместе, и кубик можно будет поднять за нитку вверх.

Захватывающее зрелище представляют собой тающие кубики цветного льда, помещенные в прозрачную емкость с растительным маслом (можно взять детское). Опускающиеся на дно капельки воды образуют причудливый узор, который постоянно меняется.

Пар это тоже вода

Для эксперимента воду нужно вскипятить. Обратите внимание детей, как над поверхностью поднимается пар. Подержите над емкостью с горячей жидкостью, например термосом, зеркальце или стеклянное блюдце. Покажите, как с него стекают капельки. Сделайте вывод: если нагреть воду, она превратится в пар, при охлаждении он снова перейдет в жидкое состояние.

Заговор

349135_original.jpg

Это не опыт, а скорее фокус. Перед началом эксперимента спросите малышей, может ли вода в закрытой емкости поменять цвет от волшебного заклинания. На глазах у детей произнесите заговор, встряхните баночку, и бесцветная жидкость станет цветной.

Секрет в том, что на крышку емкости заранее наносится водорастворимая краска, акварель или гуашь. В момент встряхивания вода смывает слой краски и меняет цвет. Главное, не поворачивать внутреннюю часть крышки к зрителям.

Сломанный карандаш

1_cqwCNrJgZbKr6tVomfk07Q.jpg

Простейший опыт, демонстрирующий преломление изображения в жидкости, это помещение трубочки или карандаша в прозрачный стакан, наполненный водой. Погруженная в жидкость часть изделия будет казаться деформированной, отчего карандаш выглядит сломанным.

Оптические свойства воды можно проверить и таким способом: взять два одинаковых по размеру яйца и погрузить одно из них в воду. Одно будет казаться больше, чем второе.

Расширение при замерзании

Возьмите пластмассовые трубочки для коктейля, залепите один конец пластилином, наполните водой до краев и закупорьте. Поместите трубочку в морозилку. Через некоторое время обратите внимание малыша, что жидкость, замерзая, расширилась и вытеснила пластилиновые пробки.

Расскажите, что вода может разорвать емкость, если ее подвергнуть влиянию низких температур.

Сухая салфетка

43-0.jpg

На дно пустого стакана поместите сухую бумажную салфетку. Переверните его и опустите вертикально в таз с водой краями вниз до дна. Не допускайте попадания жидкости внутрь, удерживая стакан силой. Также в вертикальном направлении достаньте стакан из воды.

Если все выполнено правильно, бумажка в стакане не намокнет, этому будет препятствовать давление воздуха. Расскажите детям историю о водолазном колоколе, с помощью которого люди могут опускаться на дно водоема.

Подводная лодка

В стакан, наполненный водой, опускаем трубочку, сгибаем ее в нижней трети. Погружаем стакан полностью вверх донышком в емкость с водой таким образом, чтобы часть трубочки была на поверхности. Дуем в нее, воздух мгновенно наполняет стакан, он выскакивает из воды и переворачивается.

Можно рассказать детям о том, что рыбы используют этот прием: чтобы погрузиться на дно, сжимают мышцами воздушный пузырь, и из него выходит часть воздуха. Чтобы подняться на поверхность, накачивают воздух и всплывают.

Вращение ведра

photoq56.jpg

Для проведения этого опыта желательно позвать на помощь папу. Порядок действий следующий: берется прочное ведро с крепкой ручкой и наполняется водой до половины. Выбирается место попросторнее, желательно проводить опыт на природе. Ведро нужно взять за ручку и быстро вращать таким образом, чтобы вода не пролилась. Когда эксперимент закончится, можно понаблюдать за брызгами, проливающимися из ведра.

Если ребенок достаточно взрослый, объясните ему, что жидкость удерживается благодаря центробежной силе. Испытать ее действие можно на аттракционах, принцип работы которых основан на круговом движении.

Исчезающая монетка

monetka.jpg

Для демонстрации этого опыта налейте в литровую банку воды и закройте крышкой. Достаньте монетку и дайте ее в руки малышу, чтобы он убедился, что она самая обыкновенная. Пусть ребенок положит ее на стол, а вы поставите сверху банку. Спросите у малыша, видит ли он денежку. Уберите емкость, и монетка снова будет видна.

Плавающая скрепка

skrepka.jpg

Перед началом опыта спросите у ребенка, тонут ли в воде металлические предметы. Если он затруднится с ответом, бросьте вертикально в воду скрепку. Она погрузится на дно. Скажите малышу, что знаете волшебное заклинание, чтобы скрепка не тонула. С помощью плоского крючка, согнутого из второго экземпляра, медленно и аккуратно поместите горизонтально расположенную скрепку на поверхность воды.

Чтобы изделие стопроцентно не погрузилось на дно, предварительно натрите его свечкой. Фокус удается провести благодаря свойству воды, которое называется поверхностным натяжением.

Непроливающийся стакан

Для еще одного эксперимента, основанного на свойствах поверхностного натяжения воды, понадобится:

  • прозрачный гладкий стеклянный стакан;
  • горсть мелких металлических предметов: гаек, шайб, монеток;
  • масло, минеральное или растительное;
  • охлажденная вода.

Перед проведением опыта нужно смазать маслом края чистого сухого стакана.

Наполните его водой и по одному опускайте металлические предметы. Поверхность воды перестанет быть плоской и начнет возвышаться над краями стакана. В какой-то момент пленка на поверхности лопнет, и жидкость прольется. Масло в этом опыте нужно для снижения соединения воды и поверхности стакана.

Цветы на воде

P6160300.jpg

Необходимые материалы и инструменты:

  • бумага разной плотности и цвета, картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • широкая емкость с водой: таз, глубокий поднос, блюдо.

Подготовительный этап изготовление цветов. Нарежьте бумагу на квадраты со стороной 15 сантиметров. Сложите каждый из них пополам и еще раз вдвое. Произвольно вырежьте лепестки. Согните их пополам, чтобы лепестки образовывали бутон. Опустите каждый цветок в приготовленную воду.

Постепенно цветы начнут раскрываться. Скорость распускания будет зависеть от плотности бумаги. Лепестки выпрямляются вследствие набухания волокон материала.

Поиски сокровищ

Собрать мелкие игрушки, монетки, бусины и заморозить их в одном или нескольких частях льда. Суть игры в том, что по мере оттаивания предметы будут появляться на поверхности. Чтобы ускорить процесс, можно использовать кухонные принадлежности и различные инструменты: вилки, пинцет, нож с безопасным лезвием. Если играет несколько детей, можно устроить соревнование.

Все впиталось

Опыт знакомит ребенка со способностью предметов впитывать жидкости. Для его проведения возьмите губку и тарелку с водой. Погрузите губку в тарелку и наблюдайте вместе с ребенком, как вода поднимается вверх и губка становится мокрой.

Поэкспериментируйте с различными предметами, какие-то обладают способностью впитывать жидкости, а какие-то нет.

Кубики льда

ledyanie_korabli.jpg

Дети любят замораживать воду. Поэкспериментируйте с ними с формами и цветом: малыши убедятся, что жидкость повторяет форму емкости, в которую помещена. Заморозьте окрашенную воду кубиками, предварительно вставьте зубочистки или трубочки в каждую.

Из морозильной камеры вы достанете множество разноцветных корабликов. Наденьте бумажные паруса и опустите кораблики в воду. Лед начнет таять, образовывая причудливые цветные разводы: это проявляется диффузия жидкости.

Опыты с водой разной температуры

Этапы и условия процесса:

  1. Приготовьте четыре одинаковых стеклянных стакана, акварельные краски или пищевые красители.
  2. В два стакана налейте холодную воду, в два теплую.
  3. Теплую воду окрасьте в черный цвет, а холодную в желтый.
  4. Поставьте стакан с холодной водой в тарелку, емкость с теплой черной жидкостью накройте карточкой из пластика, переверните и поставьте так, чтобы стаканы располагались симметрично.
  5. Осторожно вытащите карточку, старайтесь не сместить стаканы.
  6. Холодная и теплая вода не смешаются благодаря свойствам физики.

Повторите эксперимент, но на этот раз вниз поставьте стакан с горячей водой.

Все опыты в детсаду проводите в игровой форме.

Опыты для школьников

Фокусы с водой для школьников нужно объяснять уже в начальном классе, знакомя с простейшими научными понятиями, тогда юный фокусник легко освоит в 811-м классе и физику, и химию.

Цветные слои

opit7.jpg

Возьмите пластиковую бутылку, треть ее заполните растительным маслом, треть водой, а еще одну треть оставьте пустой. Всыпьте в бутылку пищевой краситель и закупорьте ее крышкой. Ребенок может убедиться, что масло легче воздуха, а вода тяжелее.

Масло останется без изменений, а вода окрасится. Если бутылку встряхнуть, слои сместятся, но через несколько мгновений все станет, как было. При помещении емкости в морозильную камеру слой масла опустится вниз, а вода замерзнет сверху.

Решето-непроливайка

Все знают, что воду в решете не удержать. Покажите ребенку фокус: смажьте сито маслом и встряхните. Осторожно налейте немного воды по внутреннему краю сита. Вода вытекать не будет, так как ее удержит масляная пленка. Но если провести по дну пальцем, она разрушится, и жидкость вытечет.

Эксперимент с глицерином

7.jpg

Опыт можно провести накануне Нового года. Возьмите банку с винтовой крышкой, небольшую пластиковую игрушку, блестки, клей и глицерин. Приклейте игрушку, елочку, снеговика к внутренней стороне крышки.

Налейте в банку воды, добавьте блестки и глицерин. Плотно закройте крышкой с фигуркой внутри и переверните емкость. Благодаря глицерину блестки будут красиво кружиться вокруг фигурки, если регулярно перевертывать конструкцию. Баночку можно преподнести в качестве подарка.

Делаем облако

Это скорее экологический эксперимент. Если ребенок спросит у вас, из чего сделаны облака, проведите с ним такой опыт с водой. В банку объемом 3 литра налейте горячую воду, примерно на 2,5 сантиметра.

Поместите на блюдце или противень кусочки льда и поставьте на банку так, чтобы горловина была полностью закрыта.

Вскоре внутри емкости образуется облачко тумана (пара). Вы можете обратить внимание дошкольника на конденсат и объяснить, почему идет дождь.

Торнадо

tornado.jpg

Часто и дети, и взрослые интересуются, как образуется такое атмосферное явление, как смерч. Вместе с детьми можно ответить на этот вопрос, устроив следующий эксперимент с водой, заключающийся в следующих этапах:

  1. Подготовить две пластиковые бутылки объемом 2 литра, скотч, металлическую шайбу диаметром 2,5.
  2. Наполнить одну из бутылок водой и положить на горлышко шайбу.
  3. Вторую бутылку перевернуть, поставить на первую и плотно перемотать верхнюю часть обеих бутылок скотчем, чтобы не выливалась вода.
  4. Перевернуть конструкцию так, чтобы бутылка с водой была сверху.
  5. Устроить ураган: начать вращать устройство по спирали. Вытекающий ручеек превратиться в мини-торнадо.
  6. Наблюдать за процессом, происходящим в бутылках.

Торнадо можно устроить и в банке. Для этого наполните ее водой, не доходя до краев на 4-5 сантиметров, добавьте средство для мытья посуды. Плотно закройте крышкой и встряхните банку.

Радуга

eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej-02.jpg

Объяснить малышу происхождение радуги можно следующим образом. В солнечной комнате установите широкую емкость с водой, рядом поставьте лист белой бумаги. Опустите в емкость зеркало, поймайте им солнечный луч, направляйте его в сторону листа так, чтобы появился спектр. Можно использовать фонарик.

Повелитель спичек

Налейте в тарелку воду и пустите плавать по поверхности спички. Опустите в воду кусочек сахара или мыла: в первом случае спички соберутся вокруг кусочка, во втором отплывут от него. Это происходит потому, что сахар увеличивает силу поверхностного натяжения воды, а мыло уменьшает.

Вода течет вверх

eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej-03.jpg

Поместите в емкости с подкрашенной пищевым красителем водой белые цветы, лучше взять гвоздики или бледно-зеленые растения, например сельдерей. Через некоторое время цветы изменят цвет. Можно поступить проще: использовать в опыте с водой не цветы, а белые бумажные салфетки.

Интересный эффект получится, если один край полотенца поместить в воду определенного цвета, а другой в другую, контрастного оттенка.

Вода из воздуха

Домашний увлекательный опыт наглядно показывает, как происходит процесс конденсации. Для его выполнения возьмите стеклянную банку, наполните ее кубиками льда, всыпьте ложку соли, встряхните несколько раз и закройте крышкой. Минут через 10 на внешней поверхности банки появятся капельки воды.

Для наглядности оберните ее бумажным полотенцем и убедитесь, что воды достаточно. Расскажите ребенку, где в природе можно увидеть процесс конденсации воды: например на холодных камнях под солнцем.

Бумажная крышка

empedocles_fig2_600.jpg

Если перевернуть стакан с водой, она выльется. А может ли лист бумаги удержать воду? Для ответа на вопрос вырежьте из плотной бумаги плоскую крышку, превышающую диаметр краев стакана на 2-3 сантиметра.

Наполните стакан водой примерно до половины, поместите сверху бумажный лист и аккуратно переверните его. Из-за давления воздуха жидкость должна остаться в емкости.

Благодаря этому приколу ученик может заработать популярность среди одноклассников.

Мыльный вулкан

Понадобится: моющее средство, сода, уксус, картон для вулкана, йод. Налить в стакан воду, уксус, средство для мытья посуды и несколько капель йода или другого красителя. Сделайте конус из темного картона и оберните емкость с ингредиентами так, чтобы края соприкасались. Всыпьте в стакан соду, вулкан начнет извергаться.

Насос из свечи

IMG_4893_resize.jpg

Этот занимательный фокус с водой демонстрирует силу закона гравитации. Возьмите маленькую свечу, установите ее на блюдце и зажгите. Налейте в блюдце немного подкрашенной воды. Накройте свечу стаканом, постепенно жидкость вытянется внутрь него. Объяснение в изменении давления внутри емкости.

Выращивание кристаллов

kristall.jpg

Результатом этого опыта будет получение красивых кристаллов на поверхности проволоки. Для их выращивания нужен крепкий раствор соли. Определить, достаточно ли насыщенный раствор получился, можно, добавив новую порцию соли. Если она уже не растворяется, раствор готов. Чем чище вода, тем лучше.

Чтобы очистить раствор от мусора, перелейте его в другую емкость. Опустите в раствор проволоку с петлей на конце и поставьте все в теплое место. Для получения узорных поделок скрутите проволоку требуемым образом. Через несколько дней проволока обрастает соляным снегом.

Танцующая монетка

1445839205.jpg

Нужны стеклянная бутылка, монета и вода. Поместите в морозилку пустую бутылку без крышки на 10 минут. Монетку, смоченную водой, положите на горлышко бутылки. Меньше чем через минуту холодный воздух от нагревания расширится и начнет вытеснять монетку, заставляя ее подскакивать на поверхности.

Волшебный шарик

Инструменты и материалы: уксус, пищевая сода, лимон, стакан, воздушный шарик, бутылочка, изолента и воронка.

Ход процесса:

  • Налейте в бутылку воду, всыпьте чайную ложку соды.
  • Смешайте три столовые ложки уксуса и сок лимона.
  • Быстро влейте смесь в бутылку с водой через воронку и наденьте шарик на горлышко бутылки со смесью воды и соды. Реакция наступит моментально: состав начнет кипеть и шарик надуется, так как произойдет вытеснение воздуха.

Чтобы воздух из бутылки попадал только в шарик, замотайте горлышко изолентой.

Шарики на сковородке

Если на раскаленную поверхность вылить немного воды, произойдет ее исчезновение (испарение). При добавлении еще одной порции на сковородке образуются шарики, напоминающие ртуть.

Горящая жидкость

maxresdefault.jpg

Заклейте рабочую поверхность бенгальских палочек скотчем, оставив кончики, подожгите и опустите в прозрачный сосуд с водой. Палочки не погаснут, благодаря своему химическому составу в воде их огонь горит даже ярче, создавая эффект пылающей жидкости.

Управление водой

Сила звука еще одно средство изменения направления потока жидкости. Результат можно наблюдать, используя мощный динамик. Под воздействием музыки или других звуковых эффектов вода принимает причудливую фантастическую форму, образуя пену и мини-фонтаны.

Радужная вода

Познавательный эксперимент основан на изменении плотности воды. Для процесса возьмите четыре маленьких стаканчика с водой, красители, шприц и сахарный песок.

В первый стаканчик добавьте краситель и оставьте на время. В оставшихся растворите последовательно 1, 2 и 3 чайной ложки сахара и красители разных цветов. В прозрачный стакан шприцом наливается несладкая жидкость. Затем также шприцом на дно аккуратно выпускается вода, куда добавлено 0,5 чайной ложки сахара.

Третий и четвертый шаг: выпускается раствор со средней и максимальной концентрацией таким же образом: ближе ко дну. Если все сделано правильно, в стакане получится вода с разноцветными слоями.

Красочная лампа

eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej-04.jpg

Крутой опыт вызывает восторг не только у детей 5-6 лет, но и у младших школьников, и у подростков. В стеклянную или пластиковую бутылку заливается в равных частях вода и подсолнечное масло, засыпается краситель. Запускает процесс опущенная в воду таблетка шипучего аспирина. Эффект усилится, если проводить этот опыт в темной комнате, обеспечивая подсветку с помощью фонарика.

Образование льда

Для трюка понадобятся пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра, наполненная дистиллированной водой без газа, и морозильная камера. Поместите емкость в морозилку, спустя 2 часа достаньте ее и резко ударьте о твердую поверхность.

Вода на глазах начнет превращаться в лед. Объясняется эксперимент составом дистиллированной воды: в ней отсутствуют центры, отвечающие за кристаллизацию. После удара в жидкости появляются пузырьки, и процесс замораживания запускается.

Это далеко не все манипуляции, проводимые с водой. До неузнаваемости меняют ее свойства такие вещества, как крахмал, глина, шампунь. Почти все опыты дети 6-7 лет вполне могут проделывать сами на кухне или экспериментировать под наблюдением родителей, посмотрев видеоурок или поясняющие картинки.

Еще крутые опыты показаны в этом видео.

При необходимости нужно предлагать маленькому химику консультацию или помощь. Еще лучше проводить все исследования вместе: даже взрослые откроют для себя немало удивительных свойств воды.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайтеактивную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/igri/eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej.html

Если вам понравилась статья поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Как получить пену: химический опыт

Для осуществления опыта вам понадобятся следующие ингредиенты и изделия:

  • Марганцовка
  • Гидроперит
  • Мыло
  • Вода
  • Емкость с узким горлышком, подойдет обычная бутылка или колба
  • Большой разнос, желательно глубокий

Как получить пену, химический опыт:

  • Необходимо при помощи молотка или обычной ступки с пестиком растолочь две таблеткигидроперитав порошок. Их можно приобрести в любой аптеке, продаются они без рецепта и стоят копейки.
  • Далее, необходимо засыпать в емкость порошок, полученный из таблетокгидроперита, налить воды чуть больше половины, и добавить несколько капель жидкого мыла. После этого необходимо всыпать немного марганцовки.
  • В результате химической реакции будут образовываться пузырьки кислорода, которые заполнят пену. Из-за присутствия в колбе жидкого мыла, из бутылки будет течь огромное количество пены.
  • Обратите внимание, что благодаря содержанию марганцовки, пена будет розового цвета.

Желательно, чтобы дети не контактировали с этой пеной, так как она оставляет следы на одежде, которые потом достаточно сложно отстирываются.

opiti-s-penoi.jpg
Опыты с пеной

Химические опыты для школьниковс кислотами

Отличным вариантом заинтересовать школьников на уроках химии, является проведение простых химических опытов, которые объясняют взаимодействие некоторых веществ друг с другом, характеризуя их физические и химические свойства. Ниже представляем несколько химических опытов с кислотамидля школьников.

Химические опыты для школьников:

  • Густой дым. Опыт проводится с выделением большого количества дыма. Необходимо карбонат калия насыпать в небольшую емкость на дно, чтобы он равномерно его покрыл. Необходимо влить 25% раствор аммиака. Дальше, необходимо тонкой струйкой добавить концентрированную соляную кислоту. В результате химической реакции, выходит большое количество белого дыма. Обратите внимание, что этот опыт проводится исключительно в условиях химической лаборатории. Дома проводить опыт нельзя, ведь для его осуществления используются опасные химические вещества.
  • Пожар из денег. Необходимо взять небольшую купюру, спирт, пинцет, спички. Деньги поместить в раствор со спиртом, чтобы они равномерно пропитались. После этого необходимо зажать купюру пинцетом и поджечь ее. Стоит дождаться, когда огонь погаснет. В результате такого опыта купюра останется целой. Это происходит по той причине, что температура горения спирта гораздо ниже температуры горения бумаги, поэтому купюра не пострадает.
pozhar.jpg
Пожар

Химические опыты для детей 6-8 лет

Опыты для детей 6-8 лет должны быть абсолютно безопасными, так как малыши этого возраста любознательны, хотят попробовать на вкус, потрогать руками. Соответственно использовать агрессивные жидкости в опытах нельзя. Ниже приведем несколько распространенных, интересных опытов для детей младшего школьного возраста.

Химические опыты для детей 6-8 лет:

  • Танцующая монета. Необходимо взять пивную бутылку, тщательно ее вымыть, вылить содержимое и погрузить в морозилку примерно на один час. Далее, необходимо взять монету, которая полностью закроет горлышко бутылки. После этого монету смачивают водой, бутылку достают из морозилки. Сверху укладывают монету и ждут. В результате этого, воздух, который находится внутри бутылки, постепенно нагревается, и благодаря этому расширяется. Соответственно монетка сверху бутылки начнет дрожать и танцевать, перемещаясь сверху вниз. Это происходит благодаря извлечению потоков теплого воздуха из бутылки.
  • Светящаяся лампа. Для проведения опыта вам понадобится красивый сосуд. Необходимо наполнить его на 2/3 водой. Далее, добавляется 1/3 масла. Сверху на масло всыпается пищевой краситель. Сверху красителя необходимо небольшими порциями насыпать чайную ложку соли. Не нужно стремиться всыпать все одновременно. Под тяжестью соли, капли масла начнут опускаться на дно посудины, и тонуть в воде. Благодаря наличию красителя получаются разноцветные пузыри. Зрелище очень красивое, особенно, если снизу или сбоку направить луч света. Эти пузырьки из масла будут снова подниматься вверх.
svetyashayasya-lampa.jpg
Светящаяся лампа

Химическое молоко: опыт

Интересный, необычный опыт, который порадует детей, как в будний день, так и на любом празднике.

Химическое молоко, опыт:

  • Необходимо взять миску большого диаметра и небольшой глубины. Влейте примерно 100 мл жирного молока. Лучше всего брать домашнее, так как в нем процент жирности выше. Теперь сверху на разных участках необходимо насыпать небольшие порции сухого пищевого красителя. Лучше всего, если это будут красители разных цветов.
  • Необходимо в небольшой емкости растворить средство мытья для посуды в воде. Лучше всего выбрать качественное моющее средство, такое какФейри. Ватная палочка смачивается в растворе моющего средства, ею необходимо прикасаться к поверхности красителя. В результате химической реакции жира и моющего средства, жир как бы убегает, в результате чего капли смешиваются, создавая необычный эффект мозаики или радуги.
himicheskoe-moloko.jpg
Химическое молоко

Химический опыт дым без огня

Лучше проводить эксперимент в хорошо проветриваемом помещении, или под вытяжкой.

Химический опыт дым без огня:

  • Для этого необходимо фотографический фиксаж насыпать в чашку или металлическое блюдце.
  • Стоит приложить таблеткугидроперита, которая предварительно смачивается водой к порошку.
  • Благодаря реакции этих двух веществ образуется газ, и пары воды.
b76bd143616582d0b1ccade73e4f591e.jpg
Дым

Химические опыты для малышей

Они должны быть безопасными, без применения агрессивных компонентов и реактивов.

ВИДЕО:Химические опыты для малышей

Химический опыт вулкан с бихроматом калия в домашних условиях

Эксперимент можно дополнить имитацией вулкана. Ее можно изготовить из пластилина или теста.

ВИДЕО:Химический опыт вулкан с бихроматом калия в домашних условиях

Химические опыты с углекислым газом, содой

Химические опыты с углекислым газомоснованы на взаимодействии соды и уксуса. При помощи этих двух простых веществ, которые имеются в арсенале любой домохозяйки, можно сделать несколько интересных, необычных опытов.

Химические опыты с содой и углекислым газом:

  • Шарики. Необходимо взять несколько бутылок и срезать с них верхушки, примерно на 5 см. В результате у вас получится своеобразная воронка. На горлышко бутылки необходимо надеть шарик и проделать это с остальными горлышками. В получившуюся воронку необходимо всыпать по чайной ложке обычного гидрокарбоната натрия. То есть пищевой соды. В бутылки необходимо набрать немного воды и добавить примерно столовую ложку уксуса. Также желательно добавить красителей. Это сделает опыт более ярким. Теперь необходимо очень аккуратно, зажимая соду в шарике, надеть воронки на бутылки. Плавными движениями необходимо засыпать соду в бутылку. Не забывайте плотно прижимать воронку к бутылке, чтобы углекислый газ не выходил через щели. В результате химической реакции соды и уксуса выделяется большое количество углекислого газа, который заполняет шарики, надувая их.
  • Ракета. Для этого вам понадобится пластиковая бутылка на 2 л, три карандаша, примерно 50 г пищевой соды, стакан уксуса, скотч, винная пробка, бумажные полотенца. Необходимо, чтобы пробка очень плотно прилегала к бутылке. Необходимо скотчем приклеить карандаши к верхушке бутылки, чтобы она смогла стоять. Далее, необходимо добавить в бутылку уксус. Необходимо завернуть соду в бумажное полотенце и скрутить концы, чтобы она не высыпалась. В результате у вас получится что-то похожее на конфету с содой внутри. Далее, необходимо ввести конфету с содой в емкость, и закупорить пробкой, закрывая отверстие в горлышке другим свертком. Необходимо перевернуть ракету и поставить на землю. Желательно опыт проводить на улице, так как взрыв очень мощный и наблюдается через несколько секунд после начала эксперимента. Желательно отбежать от места происшествия примерно на 20 м. В результате сильной химической реакции крепкого уксуса и соды, в бутылке скапливается большое количество углекислого газа. Пробка снизу открывается, а сама бутылка взлетает.
shari.jpg
Шары

Опыт химическая грелка: описание

Химическая грелка часто используется рыбаками и туристами, чтобы подогреть небольшое количество пищи, или просто подержать руки в тепле. Этот способ используется как крайний случай, если более удачные варианты не подходят, или испортились в дороге. Ниже в видео можно увидеть, как проводить этот эксперимент.

ВИДЕО:Опыт химическая грелка, описание

Химический хамелеон: опыт

Довольно интересным, необычным экспериментом является химический Хамелеон. Основан на взаимодействии щелочи с марганцовкой. В результате этой реакции образуется вещество другого оттенка, поэтому раствор из розового цвет переходит в голубой, а потом в зеленый. Ниже в видео можно подробнее узнать, как провести этот опыт.

ВИДЕО:Химический хамелеон: опыт

Искусственная кровь: химический опыт

Опыт искусственная кровь основан на взаимодействиитиоцианатакалия с хлоридом железа. В результате химической реакции получается темно красная соль, которая очень похожа на кровь. Ниже в видео можно подробно узнать, как провести этот опыт. Он идеально подойдет для розыгрыша знакомых или одноклассников на Хэллоуин.

ВИДЕО:Искусственная кровь: химический опыт

Химические опыты с глицерином

Глицерин это жирное на ощупь вещество, которое используется в косметологии. С его участием можно провести много интересных, необычных опытов.В частности,проводится опыт с марганцовкой и поджиганием, в результате чего появляются искры, необычные переливы, которые образуются при смешении глицерина с водой и красителем. Ниже в видео можно увидеть интересные, необычные опыты с глицерином.

ВИДЕО: Химические опыты с глицерином

Горячий лед: химический опыт с солью

Горячий лед этоопыт, который проводится из доступных продуктов.

Горячий лед, химический опыт с солью:

  • Для проведения испытания вам понадобится всего лишь сода, уксус и соль. Необходимо влить в емкость примерно 200 мл уксуса. В смесь вводится 25 г соды. Необходимо подождать, пока пена не исчезнет и не пройдет химическая реакция.
  • Эту смесь необходимо поставить на огонь и варить при постоянном помешивании. Дождитесь, когда сверху и по бокам начнется образовываться корка. Это не что иное, как выпадение соли ацетата натрия. Она в результате кипячения откладывается на стенках. Как только вы увидели соль на стенках, необходимо выключить нагрев и поставить емкость на стол.
  • Далее, по каплям, необходимо добавить горячей воды из чайника. Это необходимо делать до тех пор, пока полученный осадок полностью не растворится. В результате получите полностью прозрачный раствор. Его необходимо поставить в холодильник и подождать, пока он охладится. Далее, нужно взять щепотку соли и добавить в раствор. В местах соприкосновения соли с раствором будут выпадать белые хлопья, которые очень похожи на лед.
shema-opita.jpg
Схема опыта

Вред курения и алкоголя: химические опыты

Дети плохо воспринимают информацию о вреде наркотиков, алкоголя. Именно поэтому необходимо создавать интересные, наглядные опыты, демонстрирующие вред курения.

ВИДЕО:Вред курения и алкоголя: химические опыты

Химические опыты с водой

Завораживающее зрелище растворения чернил в воде.

Химические опыты с водой:

  • Необходимо взять трехлитровую банку и набрать воды практически по горлышко. Нужно, чтобы вода отстоялась, и хлор из нее вышел.
  • Необходимо ввести в раствор примерно 2-3 капли обычных чернил.
  • В результате растворения чернил, которое происходит неравномерно, получается что-то похожее на черные клубы дыма.
yeksperimenti.jpg
Эксперименты

Опыт химические водоросли

Эксперимент основан на кристаллизации некоторых химических соединений.

ВИДЕО:Опыт химические водоросли

Химические часы опыт

Эксперимент основан на колебательной реакция Бриггса Раушера.

ВИДЕО:Химические часы опыт

https://youtube.com/watch?v=aV-1K5WMD7k

Химический опыт золотой дождьна химическое равновесие

Основан на взаимодействии йодида калия с солями свинца. Это опыт на химическое равновесие. Дело в том, что иодид свинца, который образуется в результате химической реакции, очень хорошо растворяется в горячей воде, но не растворим в холодной.

Химический опыт золотой дождь:

  • Для проведения испытания необходимо в большую банку влить очень горячей воды, практически кипятка. Следите, чтобы емкость не лопнула. Необходимо добавить в банку 7 г нитрата свинца.
  • Далее, небольшими порциями необходимо вливать раствор йодида калия. Он должен быть пересыщенным и крепким. При добавлении этого вещества образуется желтый осадок йодида свинца. Но из-за горячей воды мгновенно растворяется.
  • Необходимо постепенно перемешивать, чтобы температура оставалось горячей. По мере остывания раствора, иодид свинца будет оседать на дно колбы в виде золотистых хлопьев.
zolotoi-dozhd.jpg
Золотой дождь

Химический светофор: описание опыта

Для проведения опыта понадобится краситель индигокармин. Это средство используются в пищевой промышленности для окрашивания колбасных изделий, и при изготовлении десертов, выпечки. Ниже в видео можно увидеть, как осуществить этот опыт.

ВИДЕО:Химический светофор, описание опыта

Набор опытов Моя лаборатория химические опыты

Существует масса готовых вариантов химических наборов, которые содержат оптимальное количество необходимых веществ. Они достаточно доступные, но сделать их собственными руками гораздо дешевле. Ниже в видео представляем распаковку опытов Моя лаборатория.

ВИДЕО:Набор опытов Моя лаборатория химические опыты

Посуда для проведения химических опытов

Обратите внимание, что для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду. Конечно, лучше всего, если это будут химические стаканы и колбы, однако их нет на руках у обычных жителей нашей страны. Кроме того, такая посуда стоит приличных денег, поэтому придется использовать емкости, которые есть в свободном доступе.

Посуда для проведения химических опытов:

  • Лучше всего для проведения опытов с красителями брать ненужнуюпосуду на случай, еслиона окрасится. Ее будет достаточно сложно отмыть. Для этих целей обычно используют трехлитровые банки, ненужные стаканы. Лучше всего не использовать эмалированную посуду, так как на стенках остается слой красителя, который не отмывается.
  • Не используйте для проведения химических реакций с кислотами алюминиевую, а также чугунную посуду. На поверхности нет защитной пленки, поэтому химические вещества могут вступать в реакцию со стенками посуды, окисляя ее.
  • Кроме того, опыт может не получиться из-за прохождения дополнительных химических реакций. Довольно хорошо показал себя пластик. Очень часто проводят опыты в пластиковых бутылках. Они инертные по отношению к большинству химических соединений, которые применяются для проведения детских опытов.
himicheskaya-posuda.jpg
Химическая посуда

Химические опыты с перекисью водорода

Химические опыты часто проводятся с участием перекиси водорода. Это происходит по той простой причине, что средство можно приобрести в любой аптеке. Эксперименты основаны на взаимодействии перекиси с другими реактивами, с выделением углекислого газа, или пузырьков кислорода. В результате этого при добавлении мыла можно наблюдать огромное количество пены с крупными пузырями. Ниже в видео можно увидеть, какие опыты проводятся с перекисью водорода.

ВИДЕО:Химические опыты с перекисью водорода

Сахар: опыт химический с кристаллами

Этот опыт идеально подойдет для самых маленьких. Дело в том, что в ходе его проведения получаются симпатичные леденцы, которые можно употреблять внутрь. Для проведения опыта необходимо стакан сахара смешать со стаканом воды и довести раствор до кипения. Теперь необходимо смочить в нем палочку. Это может быть зубочистка, шпажка для закусок.

Сахар, опыт химический с кристаллами:

  • Желательно, чтобы она была не скользкая, а деревянная, шершавая. Мокрую палочку погружают в сахар и дают высохнуть. После этого в раствор, используемый для приготовления шпажки, необходимо всыпать один стакан сахара, добавить краситель.
  • Смесь проварить до растворения сахара. В итоге у вас получится очень вязкая масса. Палочку необходимо закрепить на бумажном кружке, или просто привязать нитку с зубочисткой, чтобы заготовка держалась, но не доставала до стенок и дна посудины.
  • В посудину выливается подготовленный раствор сахара, оставляется палочка в висячем положении. Необходимо дождаться, чтобы на поверхности палочек образовалось что-то похожее на елку. На это вам придется потратить одну неделю. Старайтесь, чтобы дети на протяжении 7 дней не трогали заготовку, не перевернули раствор. Опыт основан на пересыщении раствора, в котором кристаллизуются частички сахара.
kristalli.jpg
Кристаллы

Химический опыт с йодом

Йод имеется в аптечке у каждого, но далеко не все знают, что с его помощью можно провести массу опытов.

ВИДЕО:Химический опыт с йодом

Марганцовка: химические опыты

К сожалению марганцовку причислили к прекурсорам, поэтому ее стало сложнее приобрести. Несмотря на это, есть масса опытов для детей с применением марганцовки.

ВИДЕО:Марганцовка: химические опыты

Химический опыт Полимерные червяки

Для проведения опыта необходимо подготовить два раствора.

Химический опыт Полимерные червяки:

  • В одной емкости будет содержаться альгинат натрия, а во второй хлорид кальция. Теперь в шприц необходимо набрать раствор альгината натрия. Тонкой струйкой необходимо выдавливать его в раствор с кальций хлор.
  • Обратите внимание, что через 10-15 секунд внутри начнут образовываться полоски, очень похожие на червяки. Этот процесс широко используется в косметологии, а также в молекулярной кухне.
  • Альгинат натрия при взаимодействии с кальций хлор образует гелевые полоски. Для игры их необходимо вымыть в холодной воде.
chervyaki.jpg
Червяки

Химические опыты жвачка для рук

Инструкция по созданию липкого лизуна. Лучше всего проводить эксперимент в перчатках, так как масса плохо отмывается.

ВИДЕО: Химические опыты жвачка для рук

Химические опыты Лизун

Существует масса способов изготовления лизуна. Однако самым простым вариантом является использование клея pva, красителя, крахмала.

Химические опыты Лизун, инструкция:

  • Необходимо развести крахмал в воде, и отмерять такое же количество клея. Необходимо чтобы воды, клея и жидкого крахмала получилось в равных количествах. В итоге вам необходимо добавить в емкость клей pva и перемешать.
  • В эту пасту необходимо добавить краситель и тщательно усреднить. Можно смешивать несколько красителей, чтобы получить фантазийные расцветки. После того как вы подберете цвет, необходимо влить жидкий крахмал.
  • Стоит постоянно перемешивать смесь, чтобы она загустела. Подробнее узнать о том, как приготовить лизуна в домашних условиях можно здесь. В данной статье не только рецепт приготовления лизуна из крахмала, но и множество других методик.

Химические опыты: отзывы

Конечно, если у вас нет времени заморачиваться с проведением опытов, можно купить уже готовые наборы и следовать инструкции. Ниже можно ознакомиться с отзывами людей, которые приобрели подобные наборы.

Химические опыты, отзывы:

Елена. На день именинника в школе сыну подарили набор Юный химик. В нем очень много различных смесей. Самыми яркими, запоминающимися стали опыты Тайфун в бутылке, также Фараоновые змеи. На самом деле идеи очень простые, а стоимость ингредиентов низкая. Но гораздо проще купить целый набор.

Вероника. Мы приобрели набор с химическими опытами дочери 8 лет. Это были полимерные червяки. Набор очень простой и недорогой. В составе несколько одноразовых шприцов, пластиковые стаканчики и реактивы. Опыт очень понравился, младший сын также игрался с этими червяками. Я не переживала, так как знаю, что эти червяки абсолютно безопасны, даже если их съесть.

Матвей. Я приобрел набор опытов Юный ученый сыну. Больше больше всего запомнился опыт с гидрофобным песком. Правда с утилизацией были некоторые проблемы, так как это нельзя вылить в унитаз. Пришлось сливать воду, а песок выбрасывать в пакет. Ребенок был в восторге. Приобретали ко дню рождения. Праздник удался, этот набор опытов заинтересовал многих приглашенных гостей. Причем не только детей, но и взрослых.

lizuni.jpg
Лизуны

Самый простой способ приобрести коробку с детскими химическими опытами. Однако они не всегда стоят дешево, поэтому советуем выбрать опыт самостоятельно. Правильный выбор поможет осуществить опыты, которые оценят малыши и школьники.

ВИДЕО: Химические опыты для детей

Значимость занимательных опытов

По современным федеральным стандартам в общеобразовательных школах введена проектная исследовательская деятельность. Такой предмет программы, как химия, также не остался без внимания.

В рамках изучения сложных превращений веществ и решения практических задач юный химик на практике оттачивает свои умения и навыки. Именно в ходе необычных опытов учитель формирует у своих воспитанников интерес к предмету. Но на обычных уроках педагогу трудно найти достаточное количество свободного времени для нестандартных экспериментов, а проводить опыты по химии для детей просто некогда.

Чтобы исправить это, были придуманы дополнительные элективные и факультативные курсы. Кстати, многие ребята, которые в 8-9 классах увлекаются химией, в будущем становятся врачами, фармацевтами, учеными, ведь на таких занятиях юный химик получает возможность самостоятельно проводить эксперименты и делать по ним выводы.

Какие курсы связаны с занимательными химическими опытами?

В былые времена химия для детей была доступна только с 8-го класса. Никаких специальных курсов или внеурочных занятий химической направленности детям не предлагалось. По сути, работа с одаренными детьми по химии просто отсутствовала, что негативно отражалось и на отношении школьников к данной дисциплине. Ребята боялись и не понимали сложных химических реакций, допускали ошибки в написании ионных уравнений.

В связи с реформированием современной системы образования ситуация изменилась. Теперь в образовательных учреждениях опыты для детей предлагаются и в младших классах. Ребята с удовольствием проделывают те задания, которые им предлагает учитель, учатся делать выводы.

Факультативные курсы, связанные с химией, помогают ученикам старших классов получить навыки работы с лабораторным оборудованием, а придуманные для младших школьников содержат яркие, показательные химические опыты. Например, дети изучают свойства молока, знакомятся с теми веществами, которые получаются при его скисании.

Опыты, связанные с водой

Занимательная химия для детей интересна, когда в ходе опыта они видят необычный результат: выделение газа, яркий цвет, необычный осадок. Такое вещество, как вода, считается идеальным для проведения разнообразных занимательных химических опытов для школьников.

Например, химия для детей 7 лет может начинаться со знакомства с ее свойствами. Учитель рассказывает детям о том, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Педагог сообщает воспитанникам и о том, что в арбузе ее более 90 процентов, а в человеке — около 65-70 %. Рассказав школьникам о том, как важна вода для человека, можно предложить им некоторые интересные эксперименты. При этом стоит подчеркнуть волшебность воды, чтобы заинтриговать школьников.

Кстати, в этом случае стандартный набор химии для детей не предполагает какого-то дорогостоящего оборудования — вполне можно ограничиться доступными приборами и материалами.

Опыт Ледяная игла

Приведем пример такого несложного и тоже время интересного эксперимента с водой. Это сооружение ледяной скульптуры — «иглы». Для эксперимента потребуется:

  • вода;
  • поваренная соль;
  • кубики льда.

Продолжительность эксперимента 2 часа, поэтому на обычном уроке подобный эксперимент не провести. Для начала нужно в форму для льда залить воду, поставить в морозильную камеру. Через 1-2 часа, после того как вода превратится в лед, занимательная химия может продолжаться. Для опыта потребуется 40-50 готовых кубиков льда.

Вначале дети должны разложить на столе 18 кубиков в виде квадрата, оставив в центре свободное место. Далее их, предварительно посыпая поваренной солью, аккуратно прикладывают друг к другу, склеивая таким образом между собой.

Постепенно соединяются все кубики, и в итоге получается толстая и длинная игла изо льда. Чтобы сделать ее, достаточно 2 чайных ложек поваренной соли и 50 небольших кусочков льда.

Можно, подкрасив воду, сделать ледяные скульптуры разноцветными. А в результате такого несложного опыта химия для детей 9 лет становится понятной и увлекательной наукой. Можно поэкспериментировать, склеив кубики льда в виде пирамидки или ромба.

Эксперимент Торнадо

Данный опыт не потребует специальных материалов, реактивов и инструментов. Сделать его ребята смогут за 10-15 минут. Для эксперимента запасемся:

  • пластиковой прозрачной бутылкой с крышкой;
  • водой;
  • средством для мытья посуды;
  • блестками.

Бутылку нужно наполнить на 2/3 обычной водой. Затем добавляем в нее 1-2 капли средства для мытья посуды. Спустя 5-10 секунд в бутылку насыпаем пару щепоток блесток. Плотно закручиваем крышку, переворачиваем бутылку дном вверх, держа за горлышко, и крутим по часовой стрелке. Затем останавливаем и смотрим на получившийся вихрь. До того момента, как «торнадо» заработает, придется прокрутить бутылку 3-4 раза.

Почему возникает «торнадо» в обычной бутылке?

При совершении ребенком круговых движений возникает вихрь, сходный с торнадо. Вращение воды вокруг центра происходит благодаря действию центробежной силы. Учитель рассказывает детям о том, насколько страшны торнадо в природе.

Подобный опыт абсолютно безопасен, но после него химия для детей становится по-настоящему сказочной наукой. Для того чтобы эксперимент был более ярким, можно использовать красящее вещество, например, перманганат калия (марганцовку).

Эксперимент Мыльные пузыри

Хотите рассказать детям, что такое занимательная химия? Программы для детей не позволяют учителю уделять на уроках должное внимание опытам, на это просто нет времени. Значит, займемся этим факультативно.

Ученикам младших классов данный эксперимент принесет массу положительных эмоций, а сделать его можно за несколько минут. Нам потребуется:

  • жидкое мыло;
  • баночка;
  • вода;
  • тонкая проволока.

В баночке смешиваем одну часть жидкого мыла с шестью частями воды. Загибаем конец небольшого отрезка проволоки в виде кольца, Опускаем его в мыльную смесь, аккуратно вытаскиваем и выдуваем из формы красивый мыльный пузырь собственного изготовления.

Для данного эксперимента подходит только проволока, не имеющая нейлонового слоя. Иначе выдуть мыльные пузыри дети не смогут.

Для того чтобы ребятам было интереснее, можно добавить в мыльный раствор пищевой краситель. Можно устроить мыльные соревнования между школьниками, тогда химия для детей станет настоящим праздником. Учитель таким образом знакомит ребят с понятием растворов, растворимости и поясняет причины появления пузырей.

Занимательный опыт Вода из растений

Для начала педагог поясняет, насколько важна вода для клеток в живых организмах. Именно с помощью нее происходит транспортировка питательных веществ. Учитель отмечает, что в случае недостаточного количества воды в организме все живое погибает.

Для эксперимента потребуется:

  • спиртовка;
  • пробирки;
  • зеленые листочки;
  • держатель для пробирки;
  • сульфат меди (2);
  • химический стакан.

Данный эксперимент потребует 1,5-2 часа, но в результате химия для детей будет проявлением чуда, символом волшебства.

Зеленые листочки помещают в пробирку, закрепляют ее в держателе. В пламени спиртовки 2-3 раза нужно обогреть всю пробирку, а затем это делают только с той частью, где находятся зеленые листья.

Стакан следует разместить так, чтобы газообразные вещества, выделяющиеся в пробирке, попадали в него. Как только нагревание будет завершено, к капле полученной внутри стакана жидкости, добавляем крупинки белого безводного сульфата меди. Постепенно белый цвет исчезает, и сульфат меди становится голубого либо синего цвета.

Данный опыт приводит детей в полный восторг, ведь на их глазах меняется окраска веществ. В заключение опыта преподаватель рассказывает детям о таком свойстве, как гигроскопичность. Именно благодаря своей способности впитывать водяной пар (влагу), белый сульфат меди меняет свой цвет на синюю окраску.

Эксперимент Волшебная палочка

Данный эксперимент подходит для вводного занятия элективного курса по химии. Предварительно из фильтровальной бумаги нужно сделать заготовку в форме звезды и пропитать ее в растворе фенолфталеина (индикатора).

В ходе самого эксперимента прикрепленная к «волшебной палочке» звезда сначала погружается в раствор щелочи (к примеру, в раствор гидроксида натрия). Дети видят, как за считанные секунды у нее меняется окраска и появляется яркий малиновый цвет. Далее окрашенную форму помещают в раствор кислоты (для эксперимента оптимальным будет применение раствора соляной кислоты), и малиновая окраска пропадает — звездочка снова становится бесцветной.

Если опыт проводят для малышей, в ходе эксперимента учитель рассказывает химическую сказку. Например, героем сказки может стать любознательный мышонок, который хотел узнать, почему в волшебной стране так много ярких цветов. Для учеников 8-9 классов педагог вводит понятие индикатор и отмечает, какими индикаторами можно определить кислотную среду, а какие вещества нужны для определения щелочной среды растворов.

Опыт Джин из бутылки

Данный эксперимент демонстрирует сам педагог, пользуясь специальным вытяжным шкафом. Опыт базируется на специфических свойствах концентрированной азотной кислоты. В отличие от многих кислот, концентрированная азотная способна вступать в химическое взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности металлов после водорода (за исключением платины, золота).

В пробирку нужно налить ее и добавить туда же кусочек медной проволоки. Под вытяжкой пробирка обогревается, и дети наблюдают появление паров рыжего джина.

Для учеников 8-9 классов педагог пишет уравнение химической реакции, выделяет признаки ее протекания (изменение окраски, появление газа). Данный опыт не подходит для демонстрации вне стен школьного химического кабинета. По правилам техники безопасности, он предполагает применение вытяжного шкафа, так как пары оксида азота (бурого газа) представляют для детей опасность.

Домашние опыты

Для того чтобы подогреть интерес у школьников к химии, можно предложить домашний эксперимент. Например, провести опыт по выращиванию кристаллов поваренной соли.

Ребенок должен приготовить насыщенный раствор поваренной соли. Затем в него поместить тонкую веточку, и, по мере испарения из раствора воды, на веточке будут расти кристаллы поваренной соли.

Банку с раствором нельзя встряхивать или поворачивать. А когда через 2 недели кристаллы вырастут, палочку нужно очень осторожно вынуть из раствора и обсушить. А затем при желании можно покрыть изделие бесцветным лаком.

Заключение

В школьной программе нет более интересного предмета, чем химия. Но для того чтобы дети не боялись этой сложной науки, учитель должен уделять в своей работе достаточное времени занимательным опытам и необычным экспериментам.

Именно практически навыки, которые формируются в ходе такой работы, и помогут стимулировать интерес к предмету. А в младших классах занимательные опыты рассматриваются по ФГОСам как самостоятельная проектная и исследовательская деятельность.

№1.Опыт проводится при помощи воды и соли

Для проведения данного эксперимента понадобятся следующие предметы: вода; небольшой стаканчик; соль кухонная.

Ход работы: 1. Стакан необходимо наполнить водой по самые края. 2. Медленно помешиваем воду тоненькой проволокой и потихоньку сыплем в нее соль. 3. Цель опыта: показать, что в полный стакан воды можно всыпать почти полстакана соли, не пролив при этом ни капли жидкости. Почему так происходит: вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли. Если ее насыпать слишком много, тогда она перестанет растворяться, образуется осадок и вода перельется через край стакана. Поэтому следует точно знать пропорции, чтобы опыт удался и был интересен для школьника.

№2. Опыт с помощью воды и бумаги

Для опыта необходимо иметь: вода ножницы; цветные карандаши (фломастеры тоже подойдут); клей (желательно не сухой); листы цветной бумаги (тонкие и плотные); просторная емкость для воды (большая миска, таз, поднос).

Ход работы: 1. Аккуратно разрезаем бумагу на квадратики, чтобы стороны были по 15 сантиметров. Складываем их пополам и как можно ровнее вырезаем из данных лоскутков цветочки и отгибаем их лепестки вверх. По желанию можно вклеить в цветочки серединки из желтой или белой бумаги. 2. Кладем цветочки в тару с водой. 3. И вот момент истины: через несколько минут происходит невероятное цветы раскрывают свои лепесточки! Время проведения опыта зависит от того, какой плотности бумага, из которой сделаны цветки. Секрет удачного проведения эксперимента: все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они распускаются.

opiti-s-vodoi.jpg

№3. Опыт с помощью воды и воздушного шарика

Необходимые составляющие для эксперимента: банка или стеклянная ваза (с не очень широким горлышком); воздушный шарик; чайник; вода.

Ход опыта: 1. Набираем воды в шарик ровно столько, чтобы он никак не мог пройти в банку или в горлышко вазы. 2. Греем воду в чайнике и выливаем ее в тару. 3. Оставляем посуду с водой на небольшой промежуток времени, чтобы ее стенки успели нагреться. 4. Опустошаем банку и на ее горлышко кладем сверху шарик. 5. И тут происходит самое интересное: шарик потихоньку начинает втягиваться в горлышко посудины. Секрет данного опыта заключается в том, что нагретые стенки банки или вазы после опустошения начинают отдавать тепло воздуху, находящемуся внутри тары. Молекулы этого воздуха начинают двигаться в ускоренном темпе, и когда мы кладем шарик на горлышко посудины, то возникает разница в давлении внутри и извне. Поэтому шарик и проходит внутрь банки без каких-либо особых препятствий.

opiti-s-vodoi-i-sharikom-225x300.jpg

№4. Опыт с помощью воды и зубочисток

Для проведения этого опыта нам понадобятся: тара с водой; деревянные зубочистки; мыло; прессованный сахар (рафинад).

Ход работы: 1. Зубочистки кладем в емкость с водой. 2. В центр посудины предельно аккуратно помещаем прессованный сахар и наблюдаем следующее: буквально через десять-двадцать секунд зубочистки приходят в движение и начинают продвигаться в направлении сахара. 3. Потом кладем на дно тары мыло и зубочистки плывут в обратную сторону. Секрет данного опыта заключается в том, что сахар, как известно, имеет свойство впитывать влагу, поэтому он может создавать поток в направлении центра тары с водой. А вот мыло, наоборот, препятствует чрезмерному натяжению воды в центре посуды с водой, что заставляет зубочистки двигаться в противоположную сторону.

opiti-s-vodoi-i-milom-300x241.jpg Эти опыты с водой довольно простые, поэтому их можно с легкостью проводить дома. Ваш ребенок будет в восторге!

Опыт № 1 Потому что без воды и ни туды и ни сюды

Вода-это жидкое химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды всего лишь несколько суток.

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, сода, лимонная кислота, вода

Эксперимент: Взять две пробирки. Насыпать в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем в одну из пробирок налить воды, а в другую нет. В пробирке, в которой вода была налита вода стал выделяться углекислый газ. В пробирке без воды ничего не изменилось

Обсуждение: Данный эксперимент объясняет тот факт, что без воды невозможны многие реакции и процессы в живых организмах, а также вода ускоряет многие химические реакции. Школьникам можно объяснить, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ.

Опыт № 2 Что растворено в водопроводной воде

Реактивы и оборудование: прозрачный стакан, водопроводная вода

Эксперимент: Налить в прозрачный стакан водопроводную воду и поставить ее в теплое место на час. Через час вы увидите на стенках стакана осевшие пузырьки.

Обсуждение: Пузырьки это не что иное как газы, растворенные в воде. В холодной воде газы растворяются лучше. Как только вода становится теплой, газы перестают растворяться и оседают на стенки. Подобный домашний химический опыт позволяет также познакомить ребенка с газообразным состояние вещества.

Опыт № 3 Что растворено в минеральной воде или вода универсальный растворитель

Реактивы и оборудование: пробирка, минеральная вода, свеча, лупа

Эксперимент: Налить в пробирку минеральную воду и медленно выпаривать ее над пламенем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кристаллы будут хуже видны). По мере испарения воды на стенках пробирка останутся мелкие кристаллы, все они разной формы.

Обсуждение: Кристаллы это соли, растворенные в минеральной воде. У них разная форма и размер, так как каждый кристаллик носит свою химическую формулу. С ребенком, который уже начал изучать химию в школе, можно почитать этикетку на минеральной воде, где указан ее состав и написать формулы соединений, содержащихся в минеральной воде.

Опыт № 4 Фильтрование воды, смешанной с песком

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, воронка, бумажный фильтр, вода, речной песок

Эксперимент: Налить в пробирку воду и опустить туда немного речного песка, перемешать. Затем по схеме описанной выше сделать фильтр из бумаги. Вставить сухую чистую пробирку в штатив. Медленно выливать смесь песка с водой через воронку с бумажным фильтром. Речной песок останется на фильтре, а в штативной пробирке вы получите чистую воду.

Обсуждение: Химический опыт позволяет показать, что существуют вещества, не растворяющееся в воде, например, речной песок. Также опыт знакомит с одним из метод очистки смесей веществ от примесей. Здесь можно внести понятия чистые вещества и смеси, которые даются в учебнике химия 8 класса. В данном случае смесью является песок с водой, чистым веществом фильтрат, речной песок это осадок.

Процесс фильтрования (описывается в 8 классе) применяют здесь для разделения смеси воды с песком. Чтобы разнообразить изучение данного процесса, можно немного углубиться в историю очистки питьевой воды.

Процессы фильтрования применялись еще в 8-7 веках до н.э. в государстве Урарту (ныне это территории Армении) для очистки питьевой воды. Её жители осуществили постройку водопроводной системы с применением фильтров. В качестве фильтров использовали плотную ткань и древесный уголь. Подобные системы из переплетённых водосточных труб, глиняных каналов, снабженные фильтрами были и на территории древнего Нила у древних египтян, греков и римлян. Воду пропускали через такой фильтр нескскали через такой фильтр несколько раз, в конечном итоге доболько раз, в конечном итоге добиваясь наилучшего качества воды.

Одним из самых интересных опытов является выращивание кристаллов. Опыт очень нагляден и дает представление о многих химических и физических понятиях.

Опыт № 5 Выращиваем кристаллы сахара

Реактивы и оборудование: два стакана воды; сахар пять стаканов; деревянные шпажки; тонкая бумага; кастрюля; прозрачные стаканчики; пищевой краситель (пропорции сахара и воды можно уменьшить).

Эксперимент: Опыт следует начинать с приготовления сахарного сиропа. Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.

Теперь приготовим зародыши кристаллов палочки. Небольшое количество сахара рассыпаем на бумажке, затем обмакнем палочку в получившейся сироп, и обваляем ее в сахаре.

Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине таким образом, чтобы бумажка плотно прилегала к шпажке.

Затем разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам (важно, чтобы стаканы были прозрачными так процесс созревания кристаллов будет более увлекателен и нагляден). Сироп должен быть горячим, иначе кристаллы не будут расти.

Можно сделать цветные сахарные кристаллы. Для этого в получившейся горячий сироп добавляют немного пищевого красителя и размешивают его.

Кристаллы будут расти по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени. По окончании опыта получившиеся леденцы ребенок может съесть, если у него нет аллергии на сладкое.

Если у вас нет деревянных шпажек, то опыт можно повести с обычными нитками.

Обсуждение: Кристалл это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства. Например, алмаз природный кристалл и самый твердый и редкий минерал. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода это расплавленный лёд). Пример кристаллизации из раствора в природе выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. В данном случае, при выращивании кристаллов в домашних условиях мы имеем дело с наиболее распространённым способам искусственного выращивания кристаллизация из раствора. Кристаллы сахара растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя воды или при медленном понижении температуры.

Следующий опыт позволяет получить в домашних условиях один из самых полезных для человека кристаллических продуктов кристаллический йод. Перед проведением опыта советую посмотреть вместе с ребенком небольшой фильм Жизнь замечательных идей. Умный йод. Фильм дает представление о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомниться юному исследователю. А интересна она тем, что первооткрывателем йода была обыкновенная кошка.

Французский ученый Бернар Куртуа в годы наполеоновских войн заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые выбрасывались на берег Франции, находится какое-то вещество, которое разъедает железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

На своем небольшом заводе по производству селитры в г. Дижоне Куртуа собирался провести несколько опытов. На столе стояли сосуды, в одном из которых была настойка морских водорослей на спирту, а в другом смесь серной кислоты с железом. На плечах у ученого сидела его любимая кошка.

В дверь постучали, и напуганная кошка спрыгнула и убежала, хвостом смахнув колбы на столе. Сосуды разбились, содержимое смешалось, и внезапно началась бурная химическая реакция. Когда небольшое облачко из паров и газов осело, удивленный ученый увидел на предметах и обломках какой-то кристаллический налет. Куртуа начал его исследовать. Кристаллы никому до этого неизвестного вещества получили название йод.

Так был открыт новый элемент, а домашняя кошка Бернара Куртуа вошла в историю.

Опыт № 6 Получение кристаллов йода

Реактивы и оборудование: настойкой аптечного йода, вода, стакан или цилиндр, салфетка.

Эксперимент: Смешиваем воду с настойкой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ставим всё в холодильник на 3 часа. В процессе охлаждения йод выпадет в осадок на дне стакана. Сливаем жидкость, вынимаем осадок йода и кладем на салфетку. Выжимаем салфетками до тех пор, пока йод не станет рассыпаться.

Обсуждение: Данный химический эксперимент называется экстрагированием или извлечением одного компонента из другого. В данном случае вода экстрагирует йод из раствора спиртовки. Таким образом, юный исследователь повторит опыт кота Куртуа без дыма и биения посуды.

О пользе йода для дезинфекции ран ваш ребенок уже узнает из фильма. Таким образом, вы покажите, что между химией и медициной есть неразрывная связь. Однако, оказывается, что йод можно применять в качестве индикатора или анализатора содержания другого полезного вещества крахмала. Следующий опыт познакомит юного экспериментатора с отдельной очень полезной химией аналитической.

Опыт № 7 Йод-индикатор содержания крахмала

Реактивы и оборудование: свежая картошка, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Эксперимент: Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко не посинело вообще. Банан слегка посинел. Хлеб посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

Опыт № 8 Окрашивание пламени или реакция соединения

Реактивы и оборудование: пинцет, поваренная пищевая соль, спиртовка

Эксперимент: Возьмем пинцетом несколько кристалликов крупной поваренной соли поваренной соли. Подержим их над пламенем горелки. Пламя окрасится в желтый цвет.

Обсуждение: Данный эксперимент позволяет провести химическую реакцию горения, которая является примером реакции соединения. Благодаря наличию натрия в составе поваренной соли, при горении происходит его реакция с кислородом. В результате образуется новое вещество оксид натрия. Появление желтого пламени свидетельствует о том, что реакция прошла. Подобные реакции является качественными реакциями на соединения, содержащие натрий, то есть по ней можно определить содержится натрий в веществе или нет.

4Na+O2=2Na2O

Автор: Плетнева Мария, кандидат химических наук

Источники:

  • https://razvitie-vospitanie.ru/igri/eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej.html
  • https://heaclub.ru/prostye-i-bezopasnye-himicheskie-opyty-dlya-detej-shkolnikov-v-domashnih-usloviyah-opisanie-instrukciya-otzyvy-himicheskie-opyty-dlya-detej-na-den-rozhdeniya-prazdnik-utrennik
  • https://FB.ru/article/244538/himiya-dlya-detey-interesnyie-opyityi
  • http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/opyty-s-vodoj-dlya-shkolnikov-2-3-klassa.html
  • https://azbyka.ru/deti/domashnie-himicheskie-opy-ty-dlya-detej

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит