Носить ли ребенка на руках? Что говорит биология

СОДЕРЖАНИЕ

novorozhdyonnii-rebyonok-na-rukah-u-papi.jpgНовые исследования американских ученых доказали, как полезно носить детей на руках. Хотя давно было замечено, что если к ребенку прикасаются, то его развитие идет нормально, особенно это заметно в домах ребенка и детских больницах. Если малыша не трогают и не общаются с ним, а просто обеспечивают надлежащий уход, то он может болеть, отставать в развитии и даже умереть.

Трудно точно сказать, откуда пошел миф о том, что ребенка можно приучить к рукам, и он потом не слезет. Явно не от хорошей жизни. Скорее всего в тяжелые времена, когда женщинам приходилось много работать почти сразу после родов, просто не было другого выбора. Но уже у наших мам появилась возможность хоть несколько месяцев понянчить своих малышей, но это вредное убеждение крепко засело в умах. И детям приходилось большую часть времени сидеть в кроватке, пока мама моет, стирает, готовит тоже, конечно, не от хорошей жизни. Да еще и пеленали детей туго, чуть ли не до года. Вот и отставали они в развитии. А теперь говорят, что современные дети акселераты, уже в полгода ползают. На самом деле им просто наконец-то предоставили благоприятные условия для развития, их наконец-то носят на руках, целуют и отпускают в свободное ползание по полу.

Моя знакомая, пролежав в кроватке первые месяцы, пока мама была занята домашними хлопотами и боялась лишний раз прикоснуться к ребенку и приучить к рукам, в полгода еще не умела ни переворачиваться, ни тем более ползать или сидеть. Только тогда педиатр забил тревогу. Это, конечно, крайний случай. Но тем не менее боязнь избаловать встречается часто, такие необласканные дети даже на вид грустны, бледны, неактивны, плохо кушают.

Вернемся к нашим ученым. В исследованиях участвовали младенцы, рожденные в срок, и недоношенные. Исследования показали, что чем больше недоношенных носили на руках и прикасались, тем лучше они развивались и догоняли здоровых сверстников.

И еще научный факт. Все живые существа делятся на выводковые и гнездовые виды не будем вдаваться в подробности. И только человек и другие высшие приматы относятся по этой классификации к носимым. То есть они полностью предназначены и приспособлены для того, чтобы их носили на себе на руках, в слинге, а у приматов детеныши сами цепляются за шерсть родителей.

Нельзя приучить детей к рукам. Они сами от природы такие ручные. Носимые на руках. А вот попытки отучить совершенно противоестественны.

Биология

Носить ли ребенка на руках? С биологической точки зрения есть несколько важных моментов:

  • Детеныши человека рождаются глубоко недоношенными по сравнению с животными. Это обусловлено тем, что в связи с прямохождением наш вид может произвести на свет плод только с определенным (небольшим) объемом черепа. И кроме 9 внутриутробных месяцев ребенку необходимо еще ровно столько же времени, чтобы достаточно созреть. То есть еще 9 месяцев наш малыш настолько беспомощен и хрупок, что ему необходимо по возможности создать условия, близкие к внутриутробным. Пребывание на руках помогает ему ощущать границы своего тела, как это было в тесной матке, и поддерживать температуру тела на нормальном уровне. Находясь на руках мамы или в слинге, малыш чувствует привычные покачивания, запахи, тепло и биение маминого сердца. А состояние покоя и доверия, как известно, стимулирует развитие ребенка.
  • Ношение на руках укрепляет мышцы ребенка за счет того, что ему приходится поддерживать головку, шейку и спинку и стараться сохранять равновесие. Особенно поза футболиста укрепляет мышцы спины. У таких ребятишек и вестибулярный аппарат отлично формируется. Ребенок скорее научится держать головку, переворачиваться, сидеть и ползать, ловко группироваться и владеть своим телом с возрастом. А физическое развитие напрямую связано с психическим. Наши бабушки только всплеснут руками вот акселераты! Да нет, просто их носили на ручках.
  • Рядом с мамой малышу спокойней и грудь всегда рядом. Ребенок хорошо набирает вес.
  • Контакт живот к животу уменьшает колики.

image.jpg

Психология

С точки зрения психологии желание не приучать к ручкам вряд ли приведет к желаемому результату самостоятельности. Физическое отделение от матери делает ребенка тревожным, разрушается привязанность. Он плачет мама не берет на ручки, грустно, обидно, доверие падает. Ребенок будет еще больше плакать и проситься на ручки, потому что только так можно добиться реакции от мамы. И доброжелатели скажут ну вот, всё-таки приучила!

Напротив, частое нахождение малыша в непосредственной близости с мамой, её быстрая реакция на зов малыша формирует базовое доверие к миру, которое лежит в основе будущего уровня счастья и удовлетворения жизнью. Согласно трудам психолога Эрика Эриксона базовое доверие к миру формируется в течение первого года жизни и в последующем мы имеем то, что имеем, и ничего исправить будет невозможно.

Спокойный и уверенный в любви матери ребенок легче пойдет по естественному пути отделения от близкого взрослого, отправится на исследование окружающего мира и будет гармонично развиваться. В то время как тревожный ребенок все больше жмется к маме.

Быт

Хорошо, с наукой и мифами всё понятно. Но современным мамам нужно кучу дел по хозяйству успеть сделать, и себе время уделить, а если еще старший ребенок есть как тут носить на руках? Всё можно решить. Привлекайте помощников, бытовую технику, правила тайм-менеджмента и флай-леди. А в глобальном смысле разрешите себе первый год не быть идеальной хозяйкой.

Многие дела можно делать с ребенком на руках, это полезно не только для укрепления мышц, но и для умственного развития малыша, его знакомства с вашим укладом жизни. Многие дела можно делать с ребенком в слинге. И не так много дел, в которых малыш помеха.sling-dlya-noski-detej.jpg Кстати, вопреки опасениям, это неопасно ни для позвоночника малыша (просто держите его правильно), ни для спины мамы, ведь нагрузка увеличивается постепенно по мере роста ребенка.

Не всегда всё так однозначно, жизнь многогранна и люди разные разные мамы, разные обстоятельства, разные темпераменты и потребности у малышей. Тем не менее можно уверенно сказать, что законы развития именно таковы, это подтверждают и научные исследования и простые жизненные наблюдения и опыт самих мам.Интересные статьи:

Как успевать заниматься с детьми: 5 лайфхаков

Если ребенок вызывает раздражение

Когда нельзя отлучать ребенка от груди

Значит, там унас гнездо?

Невсе слышали отакой классификации, нозападные ученые делят живых существ надве крупные категории: гнездовые ивыводковые виды. Деление идет согласно особенностям рождения иподращивания детенышей. Угнездовых видов малыши рождаются слепыми, недоразвитыми. Первые недели идаже месяцы жизни они вынуждены проводить вгнезде, утеплого маминого бока. Это, например, котята или крольчата.

Новорожденные выводковых видов появляются насвет почти самостоятельными: они способны спервых часов следовать замамой игораздо более развиты.

Ккакой изэтих категорий выотнеслибы человеческого детеныша? Велик соблазн причислить homo кгнездовым видам, нетакли? Все признаки налицо: явная беспомощность, потребность вовзрослом… Иоднакоже нетак.

Гнездовые виды имеют несколько ярких особенностей, которых лишен человек. Во-первых, гнездовые малыши, оставшись одни, будут молчать как партизаны взасаде, опасаясь привлечь внимание хищника. Во-вторых, укрольчих или тигриц очень калорийное молоко ведь неисключено, что перерывы между кормлениями будут довольно продолжительными.

Юный хомо сапиенс, оставшись один, немедленно задействует первую сигнальную систему, проще говоря начнет кричать. И, несмотря навсе заветы советской педиатрии, получать голубоватое мамино молоко онжелает намного чаще, чем юные тигрята кое-кто просит есть каждые 20-30минут.

Эти различия идругие характерные признаки позволили ученым выделить человека, даидругих высших приматов вособую категорию носимые виды. Иными словами, все тело новорожденного приспособлено впервую очередь для того, чтоб его носили наруках!

Если только что родившегося малыша положить кмаме наживотик, унего немедленно активизируются все существующие рефлексы: онначнет перебирать ручками иножками, отталкиваться, кивая головкой, ипоползет вверх, стремясь добраться догруди итам закрепиться.

Онгромко плачет, оставшись водиночестве, потому что наинстинктивном уровне знает: яненаруках значит, меня потеряли! Придет тигр сожрет. Надо как можно активнее сигналить: Мама, ятут, скорее подбери!.

Большая часть клеток кожи, способных кэффективной терморегуляции, находится наспинке, втовремя как живот ихпочти лишен. Это значит, что, свернувшись калачиком умамы нагруди, ребенок точно незамерзнет.

Наконец, вынеобращали внимания нато, что маленькие дети способны слегкостью аплодировать нетолько ладонями, ноиступнями? Почему умалыша кривые ножки? Тольколи из-за того, что вживоте умамы было тесно? Новедь жеребята растут едвали вболее просторных условиях, арождаются спрямыми ногами! Ответ прост: такое строение ножек позволяет наиболее качественно вцепиться вмамину шерсть всеми конечностями!

Правда, шерсть мысвами впроцессе эволюции побольшей части утратили. Ноеесуспехом может заменить… да-да, именно слинг.

452639479.jpg

Необмануть доверие

Мывыяснили свами, что сама природа предназначила малыша для того, чтобы как можно больше времени проводить наруках. Поэтому приучить крукам малыша невозможно впринципе: онуже изначально такой. Можно попробовать пойти отпротивного иотучить его отрук новыше мыуже говорили отом, что это, чаще всего, сложно инеэффективно. Более того, неимея возможности реализовать одну изсвоих основных потребностей, ребенок будет страдать.

Хрестоматийной стала внаше время классификация психолога Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который выделяет восемь основных периодов развития человека. Ученый говорит отом, что именно впервый год жизни учеловека формируется базовое доверие кмиру. Если эту стадию пропустить, компенсировать еекак-то впоследующей жизни невозможно.

Именно отсюда растут ноги увсевозможных комплексов итрудностей характера. Иными словами, говоря упрощенно, человек, укоторого сформировано базовое доверие кмиру, может просто незамечать неприятности, считая ихмелочами жизни. Еслиже оно несформировано, каждая проблема выбивает изколеи, переживается остро иболезненно.

Формирование базового доверия, поЭриксону, основано насоответствии реальности бессознательным ожиданиям ичувству безопасности, аименно напостоянном присутствии мамы взоне досягаемости. Новорожденный неимеет чувства времени: если мамы нет сним сейчас, оннеможет знать, что она скоро вернется. Оннезнает, что происходит, нечувствует себя вбезопасности. Искаждой новой маминой отлучкой чувство опасности все сильнее, ауровень доверия все ниже…

Чем младше ребенок, тем меньше унего возможностей как-то повлиять намамино решение небрать его наруки лишний раз. Ночеловек растет изамечает, что если требовать яростно ипоследовательно, мама рано или поздно сдается.

Вот здесь-то иприходит время разводить руками: какже так, столько сделала, чтоб неприучать, аонвсе равно привык.

Втоже время малыш, который срождения много времени проводит умамы наруках, постоянно находится внаиболее благоприятной обстановке. Онслышит привычный звук маминого сердцебиения, ощущает ееласковое тепло, влюбой момент может приложиться кгруди, асовсем скоро начинает заглядывать вмилые глаза. Ондоверяет маме имиру.

Поэтому, когда, подрастая, ончувствует желание покорять просторы вселенной, ручной ребенок отпускает маму бесстрашно. Если она досих пор всегда была рядом, тосчегоже сейчас ейнедоверять? Агукну придет, апока… что это увас заблестящая штучка во-о-он там?..

Биология итрадиции

Акакже опыт прошлых поколений, спроситевы? Какже мамы ибабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?

Конечноже, нет. Мыобсудили свами особенности развития человека, присущие ему как биологическому виду. Асуществуют еще икультурные традиции, сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.

Если маме надо уйти наполдня вполе или назавод, куда нельзя брать ссобой младенца, унее нет выбора, носить или нет. Ейпридется запеленать, положить влюльку иприложить все усилия, чтоб невыбрался инепричинил себе вреда.

Отсюда истремление мамы как можно раньше освободить руки, незадумываясь овыводковых, гнездовых иносимых типах итеории Эриксона.

Новладея информацией, каждая мама сама может решить, начто тратить силы впервые месяцы: бороться сприродой вославу достижений цивилизации или сделать еесвоей союзницей, мягко адаптировавшись кновым условиям своей жизни ипроведя эти дни так, как высший разум планировал изначально для homo sapiens.

Источники:

  • https://duetdush.ru/nosit-li-rebenka-na-rukah-nauka-i-mify/
  • https://www.ourbaby.ru/article/Nosit-li-rebenka-na-rukah-Chto-govorit-biologiya/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит