Как помочь ребенку избежать стресса во время праздников или каникул

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание статьи:

  • Почему появляется страх и тревожность у ребенка
  • Чем опасно чувство тревоги и страха у детей
  • Возрастные особенности появления фобий
  • Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги

Эмоция страха свойственна ребенку еще с младенческого возраста. Множество проявлений страха закладываются под влиянием воспитания и нередко не исчезают в течение всей жизни. Они закрепляются в сознании и негативно отражаются на психике. В статье мы рассмотрим причины возникновения страхов у детей и способы эффективной работы по избавлению от тревожности и фобий.

Почему появляется страх и тревожность у ребенка

Большинство страхов приходят по генетической связи, как впечатления об опасностях, подстерегающих человека в древности. Это нормальное состояние психики, и с возрастом такие переживания проходят. На примере развития и роста детей можно проследить, как переживания страха проходят определенную траекторию, пока малыш постепенно не избавляется от них. В семь месяцев, например, ребенок боится в отсутствии матери, в восемь сторонится незнакомцев по внутреннему ощущению, воспринимая их, как враждебно настроенных. Только к двум годам этот страх и тревожная реакция на незнакомцев исчезают.

Кроме особенностей каждого возрастного этапа фобии могут порождаться по следующим причинам:

  • Какое-либо событие, в результате которого малыш испытал сильный испуг (нападение собаки, внезапная болезнь родных и т.п.);
  • Чрезмерное проявление эмоций и паника при предупреждении об опасности со стороны взрослых;
  • Конфликты в семье, по причине которых у ребенка появляется чувство собственной вины в происходящем.

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Возрастные особенности проявления фобий

В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания:

  • От рождения до шести месяцев. Неожиданные звуки, резкие движения, отсутствие опоры вызывают у малыша сильную тревогу;
  • От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты. Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружения и обстановки;
  • От года до двух лет. По-прежнему присутствует боязнь чужих людей. На передний план выдвигается страх отрыва от матери. Также ребенок боится засыпания, получения ушибов, посещения медработника;
  • От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов отторжения со стороны матери или отца, новых сверстников. Малыш боится сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Он боится грозы, молнии, темноты. Его тревожит страх одиночества. К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания;
  • С трех до шести. Наиболее ярким в этот период является страх темноты и замкнутого пространства. Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей, которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров;
  • С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Образы героев фильмов и сказочных персонажей продолжают тревожить детское воображение. С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов, в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности;
  • С семи до одиннадцати. У ребенка наблюдается проявление мнительности, тревожности, навязчивости. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей, не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются школьные страхи получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников, боязнь физического насилия, а также страх перед природными явлениями;
  • С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства, смерти.

Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги

Страхи у детей живут и продолжают тревожить до тех пор, пока ребенок не почувствует безопасность и защиту, которую должны обеспечить родители и ближайшее социальное окружение. Для преодоления страхов проводится специальная методическая работа, которая оказывает эффективное влияние на оздоровление детской психики и освобождение от тревоги:

  • Арт-терапевтический подход. В процессе рисования и рассказывания у ребенка происходит освобождение от переживаний и негативных чувств. С помощью изображения пугающих образов малыш перестраивает свое отношение к неприятной травмирующей ситуации;
  • Применение игровой терапии. Ребенку предоставляется возможность с помощью исполнения роли образа или персонажа, который внушает ему страх, избавиться от переживаний и тревоги;
  • Манипулирование страхами. Ребенок должен понять и принять ситуацию, в которой у него зародился страх. Путем узнавания объекта страха и его принятия малыш учится привыкать к нему, таким образом, постепенно уменьшая тревогу по поводу провоцирующего переживания объекта;
  • Использование песочной терапии. Являясь самым органичным методом борьбы с тревогами у детей, этот метод позволяет им наиболее ярко выражать свои переживания и эмоции, преодолевать психическое напряжение, отыгрывать свои внутренние травмирующие ситуации и излечиваться от фобий.

Работа по преодолению детских страхов должна вестись комплексно с учетом возрастных особенностей ребенка, влияния семьи и социального окружения. Тем не менее, основополагающим фактором защиты детей от различных фобий являются детско-родительские отношения.

Если малыш родился в семье, где родители с самого рождения проявляют грамотное и внимательное отношение к его тревогам, детские страхи не представляют какой-либо угрозы для психического и эмоционального развития ребенка.

Родителям необходимо серьезно и ответственно относиться к каждому этапу взросления ребенка, помогая ему правильно развиваться, с легкостью преодолевать трудности и тревоги.

Покажите ребенку на своем примере, что такое спокойствие

Способ, которым родители могут помочь ребенку уменьшить предпраздничное беспокойство это на собственном примере показать, как нужно справляться с излишним волнением и тревогой. Им следует максимально приложить усилия, чтобы разрядить напряженную обстановку, если такая возникла дома. Чтобы свести к минимуму беспокойство у ребенка. Например: перед выступлением на празднике расскажите своему ребенку, как вы сами справлялись с волнением в его возрасте.

stsenarij-novogodnego-utrennika-600x401.jpg

Чтобы свести к минимуму беспокойство у детей во время каникул перед выступлением на празднике, научитесь прежде всего справляться со своим собственным беспокойством и стрессом.

Сами создавайте условия для хорошего поведения ребенка

Старайтесь не брать своего ребенка в места, переполненные людьми, особенно это касается торговых центров, где всегда шумно и много народа в предпраздничные дни. Ваш ребенок может капризничать или устроить истерику если он голоден или хочет спать. Не берите с собой ребенка и в те отделы магазина, в которых вы не сможете купить ему, то, что он попросит.

file-kak-pomoch-rebenku-izbezhat-stressa-600x400.jpg

Распорядок дня полезен для ребенка

Чтобы минимизировать предпраздничный стресс у ребенка, постарайтесь сразу после праздника, чтобы ребенок вернулся к своему обычному распорядку дня. Например: если во время каникул праздничный концерт затянулся, и ребенок лег спать поздно. На следующий день постарайтесь уложить ребенка вовремя.

kak-pomoch-rebenku-izbezhat-stressam-600x338.jpg

Следите за тем, что ест ребенок

За всей этой предпраздничной суматохой родители совсем забывают о здоровом питании ребенка. А если у ребенка еще и каникулы, то он большую часть времени проводит один дома. Для того, чтобы ребенок продолжал правильно питаться и на каникулах, приготовьте ему заранее еду на день. Покажите, как ее можно разогреть на плите или более безопасным методом в микроволновой печи. Контролируйте по мере своих возможностей потребление ребенком сладостей и мучных изделий.

Оставляйте дома больше фруктов, которые ребенок может использовать как перекус.

kak-pomoch-rebenku-izbezhat-stressae-600x369.jpg

Двигаться ребенку полезно

Прогулки на свежем воздухе и физические упражнения, отличный способ улучшить настроение. Выделите время и вместе с ребенком сходите на каток или в бассейн. Такое полезное времяпровождение хорошо снимает накопившеюся усталость и стресс.

kak-pomoch-rebenku-izbezhat-stressafb-600x320.jpg

Планируйте свои поездки в гости с ребенком правильно

Как бы ни были заманчивы предложения провести больше времени с друзьями и родственниками. Постарайтесь так спланировать поездки с ребенком, чтобы не быть перегруженными эмоционально и физически. Чрезмерные ежедневные встречи и мероприятия способствуют усталости.

Пара мероприятий в неделю является хорошей альтернативой ежедневным поездкам на праздничные представления, которые способны вызвать стресс и усталость у ребенка.

novogodnie-kanikuly.jpg

Попросите ребенка о помощи

Если родители охотно хвалят ребенка после того, как он оказал какую-либо помощь. То и в следующий раз на просьбу сделать что-либо, ребенок с большой охотой согласится помочь. Например, предложите ребенку помочь вам выбрать подарки для младшего брата или сестры. Если вы дадите такое задание ребенку, то оно отвлечет его от предпраздничной суеты и заодно сможет повысить его самооценку, так как он самостоятельно будет справляться с просьбой.

podarok.png

Выделите время на спокойное общение с ребенком

Если во время праздников или каникул вы с ребенком отправились в поездку на курорт, где весело и шумно отдыхает масса людей, обязательно найдите время себе и ребенку, чтобы вместе побыть в тишине. Отыщите тихий и спокойный уголок почитайте книгу ребенку, подпишите открытку с праздником бабушке и дедушке. Вместе со своим ребенком прогуляйтесь на свежем воздухе вдали от отдыхающих людей. Поинтересуйтесь, а нравится ли ему здесь отдыхать.

prazdnichnyj-ritual-600x410.jpg

Поговорите с ребенком о помощи другим людям

Расскажите ребенку о благотворительности и помощи другим людям. Например: предложите ребенку подготовить какой-нибудь подарок малышу из малообеспеченной семьи. Если ваш ребенок самостоятельно ходит в магазин, попросите его купить продукты для бабушки и дедушки из соседней квартиры, конечно, перед этим узнайте, нужна ли им помощь. Такая помощь поможет занять ребенка на каникулах и с пользой провести свободное время. Он будет отвлечен от проблем, вызывающих беспокойство и стресс.

Что такое повышенная тревожность

Страх досадный, нонепременный спутник жизни человека. Онвшит внаши инстинкты изапускается как часть механизма выживания. А.И.Захаров, один изведущих специалистов вобласти детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнкаСтрахи в этом возрасте
от 1 до 3 летстрах неожиданных звуков, темноты иболи
от 3-15 летстрах одиночества изамкнутого пространства
от 5 до 7 летстрах смерти
от 7 до 11 летстрах чужих оценок, когда дети начинают бояться быть нетем, кого уважают, ценят ипонимают

Какже определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел запределы нормы иперешел втревожное расстройство психики?

Нормальная тревога это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив клинически устойчивое состояние. Оно присутствует вфоновом режиме.

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его натабурет ипопросить спеть перед незнакомой публикой, новбольшинстве жизненных ситуаций онбудет спокоен ирадостен. Ребёнок сповышенной тревожностью, редко может расслабиться ииспытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь водиночестве, отправляясь нашумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

obl-02-6-bb.png

Страхи имеют гендерную зависимость. До12лет они сильнее тревожат мальчиков, апосле 12лет девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями вжизни ребёнка. Например, развод родителей, провал насоревнованиях, смерть любимого домашнего питомца ит.п. Риск возрастает, если негативные события совпали повремени или накатились серией.

Читайте также:Дети от другого брака: как построить здоровые отношения

obl-03-6-bb.png

Однако специалисты единодушны вомнении, что основная причина детских тревожных расстройств это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. Тоесть, высокая тревожность родителей передаётся ихдетям. При этом речь идёт неогенетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), аометодах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя изсамых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность усвоего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка отлюбых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить изполя зрения. При каждом чихе мчатся вбольницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе сним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. Врезультате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром инеспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни неудовлетворены своим жизненным результатом ихотят, чтобы ребёнок воплотил ихмечты. Другие, наоборот добились высокого положения вобществе инежелают, чтобы ихпозорил отпрыск неудачник. Главное, что ихобъединяет это желание добиться некого идеала. Ксожалению, онредко доступен ребёнку. Витоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителейи, соответственно, потерять ихлюбовь.

Спартанцы

obl-04-6-bb.png

Воспитанные вавторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог имсформировать характер иволю. Поэтому они передают эстафету поколений ивоспитывают своего ребёнка попринципу так закалялась сталь. Тоесть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. Витоге онначинает считать себя хуже другихи, чем ниже падает его самооценка тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы имамы сложнее, чем упрощенные типы. Ихметоды воспитания сложная смесь индивидуальных убеждений, привычек итемпераментов. Кроме того, надетей влияют нетолько родители, ноидругие взрослые изблизкого окружения ребёнка, начиная отбабушек идедушек, изаканчивая воспитателями ипреподавателями. Поэтому авторы книги Эмоциональная устойчивость школьника Б.И.Кочубей иЕ.В.Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта ипровоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой несовпадают либо требования папы имамы, либо требования родителей иучителей. Например, мама запрещает учиться спростудой, аучитель наказывает запропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный хорошист, ародители требуют, чтобы оннепременно стал лучшим учеником вклассе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка иподчёркивают его зависимость отвзрослых. Например, папа требует сейчасже перестань реветь или ябуду брать впоход только твоего брата.

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

obl-05-4-bb.png

Большинство тревожных детей враннем возрасте просто немогут объяснить свои проблемы, авподростковом настойчиво ихотрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот ихкраткий перечень (без классификации поразличным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли вгруди;
  • ощущение комка вгорле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение пустоты вголове;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного Я.

Затем перепроверьте свои наблюдения спомощью опросника (авторы ЛаврентьеваГ.П. иТитаренкоТ.М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1балл:

  • Ваш ребёнок неможет долго работать, неуставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен искован вовремя выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит онапряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет внезнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки унего обычно холодные ивлажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Необладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает струдом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает унего страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто неможет сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Нелюбит браться зановое дело;
  • Неуверен всебе исвоих силах;
  • Боится сталкиваться струдностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20баллов, тоувашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов средняя; 1-6 баллов низкая.

obl-06-2-bb.png

Получив печальный вердикт, нестоит паниковать. Вотличие отповеденческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает помере ихвзросления. Однако изакрывать нанеё глаза попринципу само пройдёт тоже нестоит. Помнению специалистов, дети сповышенной тревожностью находятся взоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство непокинет ивовзрослом возрасте, аунекоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется наихжизненном успехе, объяснять ненужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10нельзя

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать наребёнка, тем более вприсутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его сдругими детьми, как вхорошем, так ивплохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое выделаете ребёнку втечение дня, иперечитайте этот список перед сном. Большинство изних окажутся однотипными имелочными, непринесли никакой пользы илишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, неучитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений залюбой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Неторопите идайте ребёнку время привыкнуть кновой ситуации илюдям.
  1. Заставлять соревноваться сдругими детьми. Особенно виграх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. (Слушай только меня! Ваши учителя ничего непонимают!)

Рекомендации поснижению тревожности или 10надо

obl-07-bb.png

Если вызаметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь кребёнку поимени иподдерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие кмиру.
  1. Чащеи, желательно, публично (например, засемейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники иприглашайте наних одноклассников. Даже ваше присутствие вдругой комнате, благотворно скажется натревожном ребёнке. Онбудет чувствовать себя увереннее, чем вполном одиночестве нашкольной перемене, иэто постепенно изменит онём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если оннепризнаётся.
  1. Будьте последовательны впоощрениях инаказаниях. Представьте, как дезориентирован ииспуган ваш ребенок, если вчера вылишь бросили взгляд нанедоеденную кашу, асегодня накричали затоже самое.
  1. Соблюдайте собственные правила инезапрещайте ребёнку без веских объясненийто, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия втребованиях свашим супругом идругими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий отбудущего идемонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте сребёнком трудности вобучении иобщении, исовместно вырабатывайте стратегию движения куспеху.
  1. Исамое главное. Если выневсилах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете 10нельзя), тообратитесь запомощью кпрофессиональному психологу. Пришла пора разобраться спризраками собственного детства. Хотябы ради вашего ребёнка.

Римма Казанцева

Иллюстрации: Юлия Прососова

Распространенные причины тревожности у детей

Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства. Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, живущих под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться. Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.

По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:

  • Непоследовательность взрослых.

В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.

  • Отдаление родителей.

Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.

  • Завышенные требования.

Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.

  • Угрозы со стороны родителей.

Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!, Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!.

  • Проявление недоверия к малышу.

Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие запрещенных предметов, читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.

  • Активное подавление.

Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от нормы. Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.

  • Соперничество в семье.

Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В проигрыше чаще всего остается старший ребенок. Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.

Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.

Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.

Признаки тревожного состояния у малыша

shutterstock_77485684.jpg

Тревожный ребенок легко расстраивается и по натуре пуглив. Он тихий и молчаливый, всегда ожидает неприятностей, боится публичных выступлений и всего нового. Малыш обладает низкой самооценкой и чувствует неуверенность в себе, а потому начинает суетиться, когда ему предлагают сыграть в новую игру, или когда он оказывается в незнакомой компании.

У ребенка, которому присуща тревожность, могут часто возникать проблемы со сном, периодически отмечаться: психосоматические боли в мышцах и гортани, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, повышенное потоотделение (при нормальном состоянии физического здоровья).

Тревожность может приводить к негативным последствиям и значительно усложнять жизнь ребенка, поэтому родители должны бросить все свои силы на преодоление этого болезненного состояния.

Борьба с тревожностью: повышаем самооценку ребенка

Тревожность присуща неуверенным в себе детям. Поднять самооценку быстро практически нереально! Это труд, требующий ежедневной отдачи Чаще хвалите малыша, подчеркивая его сильные стороны и даже самые маленькие победы. Хорошо, если об успехах крохи будут знать его сверстники и друзья семьи. Важно, чтобы у ребенка было хобби, в котором он смог бы ощущать свой талант. Главная цель родителя помочь ему найти это занятие. Возможно, стоит отдать его на курсы, в кружок, или посвятить какое-то время усердным поискам его творческой ниши.

Если ребенок маленький, сделайте для него Цветок достижений. Возьмите ватман и оформите его в виде цветка. В центр вклейте фотографию героя, а на лепестках пишите его достижения. Лучше всего, если это будет описание конкретных действий и определенного поведения (выиграл в Морской бой, помог маме убрать со стола, сам зашнуровал ботинки и т. п.). Изготавливать такие цветочки можно постоянно, вписывая в них достижения предыдущего дня.

Для неуверенного в себе подростка можно сделать доску почета, где будут собраны все его грамоты, награды, медали, хорошие оценки. Пусть стенд дополнительно оформляют своими отзывами сами родители. Доска почета должна быть на виду, чтобы гости могли видеть достижения чада и хвалить его за успехи.

Помогаем малышу справляться с беспокойством

Чаще разговаривайте с ребенком и узнавайте, что его тревожит, чего он боится. Показывайте ему мультики или художественные фильмы, где герои точно так же страшатся опасности, но преодолевают свои страхи и достигают поставленной цели. Объясните, что страх испытывают все, но важно уметь справляться с этим чувством.

Проанализируйте свое поведение как родителя. Возможно, вы слишком много требуете от ребенка, или его ритм жизни чересчур стремителен для него самого. Каждому человеку необходимо какое-то время для одиночества и обособленности, а потому важно, чтобы у чада было свое, личное пространство. Если таких условий нет, а есть только строгий и не всегда справедливый родитель это загоняет малыша в рамки, вселяя в его сердце неуверенность и тревогу.

Снимаем внутреннее напряжение

Научите ребенка релаксационным дыхательным упражнениям для полного расслабления тела, глубокому брюшному дыханию. Снять напряжение и проработать мышечные зажимы помогут занятия йогой или массаж перед сном. Простое упражнение падение в пропасть (для его выполнения малышу нужно будет встать прямо, после чего отпустить страх и упасть назад, чтобы стоящий позади взрослый подхватил его) поможет ребенку не только расслабиться, но и ощутить доверие по отношению к своему родителю.

Чаще хвалите кроху, обнимайте и целуйте. Он должен чувствовать, что близкие люди любят и ценят его за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств.

Полезные рекомендации родителям

shutterstock_345252758.jpg

Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них. Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже репетировать с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
  • Делайте акцент на том, что нет худа без добра. Будьте позитивны!
  • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
  • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
  • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
  • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: Ты сильный!, Ты справишься!, Я всегда буду рядом..

Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть лузера, предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации боюсь учителя, боюсь воспитателя.

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра ПсихоМед

Источники:

  • https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/straxi/straxi-i-trevozhnost-u-detej/
  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-pomoch-rebenku-izbezhat-stressa.html/
  • https://www.vitajournal.ru/psychology/developmental/povy-shennaya-trevozhnost-rebyonka/
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/kak_pomoch_rebenku_preodolet_trevozhnost/
  • https://psihomed.com/trevozhnost-u-detey/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит