Как поднять самооценку у ребенка – 11 правил родителям

СОДЕРЖАНИЕ

Чтобы человека уважали окружающие, в первую очередь, он должен уважать себя сам. Для того, чтобы добиться успеха и зарекомендовать себя в социуме, нужно оценивать свою собственную значимость. Самооценка формируется в глубоком детстве, и родители первые, кто должен помочь в становлении у ребенка правильной Я-концепции.

kak-povsit-samoocenk-600x439.jpg

Формирование самооценки в детстве

Чтобы впоследствии жизнь в социуме у маленького человека сложилась удачно, родители должны с раннего детства способствовать формированию самооценки у малыша. Взрослым может казаться, что они безгранично любят сына или дочку, балуют их, проводят вместе много времени, а на практике своей постоянной, часто необоснованной, критикой делают сына или дочь неуверенными в своих силах. Внешне в семье все может казаться идеальным: совместные путешествия, праздники, прогулки по парку на выходных. Но это будет лишь красивой картинкой, если родители постоянно говорят ребенку о том, что он ничего не может, у него ничего не получится.

samoocenka.png

Важно! Малышу пока сложно представить свое Я с объективной точки зрения. Он видит себя таким, каким видят его папа и мама. Поэтому родителям нужно убеждать сына или дочь каждый день, что они самые лучшие, красивые, послушные и т.д.

kak-povsit-samoocenku-imeni-600x315.jpg

Обязательные правила для родителей

  1. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.
  2. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.
  3. . Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!
  4. . Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
  5. Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей. Например, его начали травить в школе одноклассники. , выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.
  6. . Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.
  7. какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.
  8. . Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.
  9. . Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.
  10. . Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.
  11. . Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.

kak-povisit-600x426.jpg

Как можно поднять самооценку

Воспитание это не только система запретов и наказаний. Чтобы поднять самооценку, научите сына/дочь говорить да:

  • праву самостоятельно выбирать себе одежду;
  • быть самим собой;
  • быть любимым;
  • проявлять эмоции.

Психологи советуют использовать простой и доступный метод, чтобы снизить у детей уровень стресса, нервозности и помочь почувствовать себя более уверенным. Часто родители не обращают внимания на хорошие поступки своих детей, но сразу реагируют, когда они начинают капризничать и плохо себя вести. В результате у ребенка формируется комплекс неполноценности.

kak-povsit-samoocenku-sunduk-600x397.jpg

Чтобы этого не произошло, поиграйте с ним в такую игру:

  1. Смастерите вместе сундучок желаний. Для этого можно использовать красивую коробочку или декорированную банку.
  2. Дайте малышу задание: каждое достижение, пускай небольшое, он должен записывать на листочек. Например, прочитал рассказ, полил цветы, покормил рыбок, выучил стишок. Если сын/дочь еще не умеют писать, пускай взрослые напишут о его хорошем поступке, а ребенок опустит листочек в сундучок.
  3. Раз в неделю родители с детьми достают листочки и читают, что на них написано. Будет хорошо придумать дополнительный стимул за хорошие поступки, например, совместный поход в кафе или детский кинотеатр.

Дети с помощью этой игры научатся обращать внимание на свои успехи и достижения. Возрастет уверенность в своих силах и появится желание проявлять лучшие качества.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает. Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь! Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

78194512-1024x685.jpg

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться трудных детей тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: А почему одно? Если дарили игрушку: А почему эту, а не другую? Раньше я только ворчала: Вечно тебе все не нравится!

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе о плохом она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент хорошего она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о хорошем, рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи не сочетаются. Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: Не скреби туфлями об асфальт обдерешь мысы, Не лезь в лужу намочишь новое, Не ходи по траве от нее останутся пятна. Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол виновата

d5d85bdcc4c44aa9.jpg

Понятие вина я заменила на слово ответственность. И если вина предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа За что боролись, на то и напоролись или Я же тебе говорила сама виновата теперь. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. Последи за сестрой, сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила! Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить нет и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!

Вот он, этот распространенный механизм в действии: Если я откажусь неважно, что в данный момент мне плохо, я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут.

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят. Если не хочется это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни не угодить. И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить нет, не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу своего интереса, и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться.

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Автор Ольга Уткина

Если хвалить, топравильно

Большое значение вформировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка ипоощрение они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека кобщению, сотрудничеству сдругими людьми…». Если ребенок неполучает своевременного одобрения впроцессе деятельности, унего появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, еюнадо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что ненадо хвалить ребенка вследующих случаях:

  1. Зато, что достигнуто несвоим трудом физическим, умственным или душевным.
  2. Неподлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая идобрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить изжалости.
  5. Изжелания понравиться.

Похвала ипоощрение: зачто?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться кдетям, чтобы отыскать талант, заложенный вребенке, иразвить его. Важно поощрять любое стремление ребенка ксамовыражению иразвитию. Нивкоем случае нельзя говорить ребенку, что ему нестать великим певцом, танцором ит.д. Подобными фразами вынетолько отбиваете уребенка стремление кчему-либо, ноилишаете его уверенности всебе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей залюбые заслуги: захорошие отметки вшколе, запобеду наспортивных соревнованиях, закрасивый рисунок.
  3. Одним изприемов похвалы может быть аванс, или похвала зато, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру всебя, свои силы: «Тыэто сможешь!». «Тыэто почти умеешь!», «Тыобязательно справишься!», «Явтебя верю!», «Утебя все получится!» ит.д. Похвала ребенка сутра это аванс навесь долгий итрудный день.

Владимир Леви советует помнить овнушаемости ребенка. Если выговорите: «Ничего изтебя никогда невыйдет!», «Тынеисправим, тебе одна дорога (втюрьму, вмилицию, вдетдом ит.д.)» тонеудивляйтесь, если так оно ислучится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, ионо действует. Ребенок может поверить вваши установки.

Наказания: правила для родителей

Важную роль вформировании самооценки играет нетолько поощрение, ноинаказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

413432.jpg

  1. Наказание недолжно вредить здоровью нифизическому, нипсихологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или ненаказывать, ненаказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки инерешительны. Никакой «профилактики».
  3. Заодин раз одно наказание. Наказание может быть суровым, нотолько одно, завсе сразу.
  4. Наказание незасчет любви. Чтобы нислучилось, нелишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда неотнимайте вещи, подаренные вами или кембы тонибыло, никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал навас, нопри этом сегодня помог больному или защитил слабого. Незабудьте объяснить ребенку, почему вытак поступили.
  7. Лучше ненаказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, недают стать другим.
  8. Наказан прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь невспоминать о»старых грехах». Немешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вырискуете сформировать умалыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мынесправедливы, наказание подействует вобратную сторону.

Ненаказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, вовремя игры, вовремя работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок несправляется сострахом, сневнимательностью, сподвижностью, сраздражительностью, слюбым недостатком, прилагая искренние старания. Ивовсех случаях, когда что-либо неполучается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мыневсебе, когда устали, огорчены или раздражены покаким-то своим причинам…

32313.jpg

Для развития адекватной самооценки уребенка

  • Необерегайте ребенка отповседневных дел, нестремитесь решить занего все проблемы, ноинеперегружайте его. Пусть ребенок поможет суборкой, получит удовольствие отпроделанной работы изаслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы онсмог почувствовать себя умелым иполезным.
  • Неперехваливайте ребенка, ноинезабывайте поощрять, когда онэтого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так инаказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте вребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения куспехам инеудачам. Сравните: «Умамы неполучился пирог ну, ничего, вследующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог неполучился! Никогда больше небуду печь!».
  • Несравнивайте ребенка сдругими детьми. Сравнивайте его ссамим собой (тем, каким онбыл вчера или будет завтра).
  • Ругайте законкретные поступки, аневцелом.
  • Помните, что отрицательная оценка враг интереса итворчества.
  • Анализируйте вместе смалышом его неудачи, делая правильные выводы. Выможете рассказать ему что-то насвоем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что выближе кнему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой онесть.

Игры итесты

Япредлагаю вам познакомиться снекоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, атакже сформировать иподдержать унего адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с3лет.

Нарисуйте налисте бумаги или вырежьте лесенку из10ступенек. Теперь покажите ееребенку иобъясните, что насамой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые ит.д.) мальчики идевочки, навторой ступеньке чуть получше, натретьей еще лучше итак далее. Авот насамой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики идевочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение наступеньках, можно его обэтом переспросить.

Атеперь спросите: накакой ступеньке стоялбы онсам? Пусть нарисует себя наэтой ступеньке или поставит куколку. Вот выивыполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя напервую, ступеньки снизу, тоунего заниженная самооценка.

Если на тосредняя (адекватная).

Аесли стоит на тосамооценка завышена.

Внимание: удошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию осамооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое онхотелбы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему ненравится или нравится его имя, почемубы онхотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию осамооценке малыша. Ведь часто отказ отсвоего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем онесть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, вкоторых ондолжен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми изжизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один изродителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Тыучаствовал всоревновании изанял первое место, атвой друг был почти последним. Оночень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3апельсина, тебе исестре (брату). Как тыподелишьих? Почему?
  • Ребята изтвоей группы вдетском саду играют винтересную игру, атыопоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли вигру. Что будешь делать, если дети незахотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения ииспользовать ихвреальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее ксвоим детям, поощряйте ихвалитеих, проводите больше времени вместе, ивыпоможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Яввас верю!

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! Завышенные стандарты формируют у чада неуверенность, детскуюзастенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
  • 3485d7a07dd6fc85ec6b6866f8d76547631b25a4.jpegОбщение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития — используя сверстников как сравнительный материал, ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

c20f3e98e0c4ef3475475e2a377a54632d885f85.jpeg

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя самым лучшим, становится одним из многих. При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается подмять детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

c154502e9638bb37c287beb9db8324335968f329.jpegНеуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

0b4d25b624230f33b8d5dab0516daf2a8d2110b4.jpegАдекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика Лесенка является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую больше плохие, чем хорошие;
  • пятую плохие;
  • шестую очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

fdc7fa057130e33091c9c1549f289f32f5d8bb54.jpegВыбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. Посмотри, Вася прекрасно учится, Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи. Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, Вася отлично знает математику, ты — русский язык, Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду.
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. cf340dfd8471bd4340eb8c022a784a2d252c4cac.jpegБыть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка это психологическая проблема, необращать внимания, накоторую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет наформирование личности ребенка, выражается вовнешних ивнутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется вунылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, покоторым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже помалейшему поводу;
  • неверит всобственные силы, использует отговорки: янесмогу, уменя неполучится;
  • избегает общения сосверстниками;
  • нехочет браться зановое дело.

Симптомы Комплекса неполноценности

Этот комплекс формируется удетей еще сдошкольного возраста, инегативно влияет наформирование целостной личности. Очень важно вовремя выявить признаки комплекса неполноценности иискоренить.

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения опирается намнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) идаже если онирешиться высказать свое мнение отказывается отслов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения сосверстниками наотрез отказывается гулять сребятами надетской площадке, ему кажется, что оннедостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым инеинтересным среди мальчиков идевочек.
  • Боится возражать взрослым неможет отстоять себя вразговорах состаршими, недает отпор заобиды, оскорбления.
  • Задевают вшколе иводворе другие дети недают прохода, ребенка часто бьют иобижают.

Проявляется этот комплекс вежедневном взаимодействии сокружающим миром ивопределенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать ихвалить хорошие поступки.

Как повысить самооценку иуверенность всебе мальчику7-8лет

Адекватная самооценка это успешность вовсех его проявлениях: взаимоотношениях вколлективе, формировании семьи, наработе ит.д. Ввосемь лет формируется представление осебе идругих, это обусловлено кризисом ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Практические советы поформированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети это будущие взрослые, которых нужно поддержать втрудную минуту, похвалить, одобрить ихповедение, тогда они вырастут уверенными всебе людьми, успешными иактивными членами общества.

Копия родителей начинаем работу ссебя

Дети отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям ввиде тревожности инизкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку иуверенность всебе ребенку? Похвалой можно нетолько улучшить, ноиухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, неимеющая смысла.

Хвалить можно инужно, похвала окрыляет детей идает установку становиться еще лучше, стремиться куспеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • замужество;
  • зажелание преобразить мир клучшему;
  • задоведение дел доконца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств иоценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком иоказаться зависимым отмладших. Интересоваться мнением детей, благодарить заоказанную помощь впределах ихсил нужно вежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний врядли обойдется, нонаказания никак недолжны быть вовред здоровью или морально унижать.

Наказывать нужно правильно:

  • невредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше ненаказывать;
  • наказание должно быть незасчет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • заодин раз одно наказание;
  • неотнимать личных вещей;
  • поздние наказания лучше ненаказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет засобой формирование комплексов;
  • наказание прощение, чтоб небыло чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Как сравнение сдругимивлияетнасамооценку

Дети уникальные создания, икаждый отличается своими достоинствами. Увсех изних разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив вчем-то своем. Задача родителей определить иподкрепить талант, ноужникак несравнивать свое чадо сдругими. Это пагубно влияет напсихику иосознание собственного Я, своих сил. Если постоянно сравнивать, тоформируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его нелюбят потому, что оннетакой как другие, недостойный.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые идейственные напрактике упражнения помогут воспитать решительного человека слидерскими качествами.

  • Игра Копилка успеха. Суть: нужно взять коробку иоформить вместе сребенком, так как ему нравиться. Внее онбудет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать набумаге: красиво продекламировал стих, выполнил контрольную поязыку напять, хотя боялся ит.д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры всвои силы.
  • Игра Заверши предложение для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч сначалом фраз: Ямогу, Яумею, Янаучусь иподобные, аребенок каждый раз завершает предложение ибросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем онесть, ичего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что онкогда-то этого неумел, носмог научиться.
  • Игра Звезда квартиры. Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) вцентре снарисованным цветком слепестками, либо солнце случами. Посередине наклеить фотографию ребенка. Втечение обусловленного времени(1-2 недели)налепестках взрослые идети будут записывать положительные качества идостижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. Вконце плакат снимают иотдают ему самому.

Следить иподнимать самооценку детей нужно неодноразово, апостоянно. Адекватная оценка себя основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия исчастья. Доверие, взаимопонимание идружеские отношения залог успеха воспитания уверенного всебе деятеля.

Источники:

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-podnyat-samootsenku-u-rebenka-11-pravil-roditelyam.html
  • https://mama-likes.ru/advices/povysit-samootsenku-neuverennomu.html
  • https://www.7ya.ru/article/Kak-povysit-samoocenku-rebenka-Sovety-psihologa/
  • https://myintelligentkids.com/kak-povysit-samoocenku-rebenka
  • https://vospitanie.guru/vos/kak-povysit-samoocenku-rebenku

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит