Часто мы думаем, что возраст это цифра в паспорте. Оказывается, не всё так однозначно. Настоящий возраст это целый комплекс психо-физиологических характеристик. Можно выглядеть молодо, иметь гладкую кожу и цветущий вид, но при этом изнутри быть уже настоящим стариком. И наоборот, иметь потрёпанный вид, но долго и активно жить. И влияет на это наш биологический возраст.
Интересные факты
Прежде всего, биологический возраст показывает, насколько лет чувствует себя сам организм. И если в паспорте мы не в силах изменить его, то биологический возраст нам подвластен. А значит мы можем сами на своём примере узнать, что такое долгожительство. И на тему, как прожить долго, есть интересные факты и выводы специалистов.
Исследования в этой области, которые проводятся в большинстве стран, выявили один странный феномен практически все долгожители мира имели вредные привычки (в основном курили). И это как-то переворачивает наше представление и понимание того, к чему нужно стремиться и что делать, что бы увеличить продолжительность своего пребывания на Земле.
Ярким примером этого парадокса является жизнь Жанны Кальман, которая умерла, прожив 122 года, но при этом она до 117 лет курила. Хотя учёные про этот факт говорят следующее: Неизвестно, сколько бы лет прожила эта женщина, если бы совсем не курила. Вероятно, гораздо дольше.
Профессор немецкого Университета Халле Андреас Симм всё же настаивает на том, что между здоровым образом жизни и биологическим возрастом есть тесная связь. Он считает, что этим возрастом можно управлять и поворачивать его даже вспять. И у него даже есть чёткие рекомендации, что нужно делать, чтобы дольше жить.
Маркеры старения
Все хорошо знают, что существуют различные маркеры, выявляющие на ранней стадии то или иное заболевание, например онкологическое. На сегодняшний день учёные выявили ряд биомаркеров, которые могут тестировать уровень старения. Например, показатели гормона роста, накопление свободных радикалов, гликирование белков и ряд других биомаркеров можно использовать для тестирования своего биологического возраста.
Особенно большую роль в этом процессе Андреас Симм возлагает на гликирование белков. Что это такое? Наш организм очень любит быстрые углеводы, которые поставляют быструю глюкозу, своего рода горючее. Организму не надо при этом сильно трудиться и он такие халявные углеводы, естественно, любит. Поэтому среди нас так много сладкоежек и пожирателей кондитерской выпечки.
Но от такой пищи происходит нарушение баланса. Быстрое поступление сахара в кровь часто бывает лишним для организма. И избыток глюкозы приводит к реакции с белками. От этого нарушается функция последних. Белки становятся не работоспособными, так как меняется их правильная структура. В итоге, они соединяются с глюкозой и называются уже гликированными белками.
Исследования показали, что при старении в тканях накапливаются конечные продукты гликирования, которые принято называть в научном мире AGE. Они могут самостоятельно образовываться в нашем организме, а могут попадать с пищей. Хорошие поставщики AGE, это жареная, копчёная, сладкая и мучная еда.
Считается, что чем выше уровень AGE в организме, тем выше опасность развития многих серьёзных болезней. В этот список входят сердечно-сосудистые заболевания, диабет, болезни Альцгеймера и многие другие. Люди, имеющие высокий показатель гликированных белков, плохо переносят операции и с трудом восстанавливаются после них.
AGE, эта своеобразная аминокислота, которая содержится во всех органах: лёгких, печени, почках, головном мозге и пр. Она легко замеряется по пробе кожи, и этот маркер способен определить биологический возраст человека.
Так же, этот уровень можно определить, сдав анализ крови на гликированный гемоглобин (HbA1C). Анализ можно делать не натощак. Оценки результата таковы:
Ниже 7.6% хорошо.
От 7.6 до 9% удовлетворительно.
Выше 9% плохо.
Отчего зависит уровень маркера старения?
20% это наследственный фактор.
80% это образ жизни.
Все, кто ест много сладкого, всегда биологически старше своего возраста. Отсюда следует один простой вывод сахар сильно изнашивает организм. И все, кто заинтересован в долгожительстве, должны минимизировать, а лучше исключить все продукты с высоким гликемическим индексом. Это конфеты, торты, сладкие газированные напитки, молочный шоколад и пр.
5 правил долгожительства
Андреас Симм вывел несколько правил, основанных на доказательной медицине. И назвал их золотые правила долгожительства. Итак, что надо делать, что бы жить долго?
Первое правило
Оно самое главное правило регулярная и адекватная возрасту, физическая активность. И здесь не нужно перегибать палку и заниматься изнуряющим (суровым) спортом. Но важно знать, что человек должен быть активен в течение всего дня, а не проводить час-два на тренировке и потом снова залегать на диван.
Для чего это необходимо? Движение позволяет правильно и постоянно усваивать кислород. А он, в свою очередь, снижает интенсивность гликирования белков в организме. Поэтому правильные физические нагрузки меняют показатель AGE в любом возрасте.
К тому же, надо понимать, что все спортивные достижения мы делаем только для себя. Сегодня мы прошли 500 метров, завтра мы пройдём 700 метров, и будем увеличивать нагрузки равномерно и комфортно для себя. Не нужно ставить сверх цели и во всю стремиться к ним. Всё должно приносить удовольствие, а не напряжение.
Идеальным считается быстрая ходьба и танцы. Но не надо забывать про растяжку всех частей тела. Особое внимание надо уделять позвоночнику.
Кстати, есть простой тест своего биологического возраста. Берёте и заводите правую руку за голову, ладонью касаясь шеи и части позвоночника. А левой рукой пытаетесь пальцами достать до пальцев правой руки. Если вы пальцы обеих рук сцепили в замок, то ваш биологический возраст около 25 лет. Если даже не дотянулись кончиками пальцев друг до друга, то ваш возраст стоит на черте 60 лет. Конечно, это всё условно, но доля истины в этом есть.
Считается, что благодаря ежедневным физическим упражнениям, можно биологический возраст уменьшить на 10-15 лет. Особенно полезна растяжка позвоночника.
Второе правило
Надо есть как можно больше цветных овощей. А вот употребление фруктов оказывается и не так полезно. Хотя раньше была распространена рекомендация диетологов употреблять пять разных фруктов в день. К сожалению, такой совет признали неверным. Часто люди от сладких фруктов набирают лишний вес. К тому же, фрукты, содержащие много сахара и фруктозы, запускают процесс гликирования белков. Странно, но факт!
Ещё в рацион рекомендуют добавлять много различной рыбы и обязательно пить чистую воду. Вместо сладкого приучить себя есть сухофрукты и немного мёда. Не забывать все виды орехов и специй.
Третье правило
Больше общайтесь. Если вам уже за пятьдесят, то находите себе единомышленников в любимой вами теме. Чаще с ними встречайтесь, обменивайтесь опытом, включайте при этом свои положительные эмоции.
Постоянно занимайтесь саморазвитием. Раньше часто встречалась информация, что нужно больше отгадывать кроссвордов, изучать иностранные языки, развивать память и пр. Да, это хорошо, но ещё нужно добавить сюда походы в кинотеатры, в театры, обязательные встречи с друзьями, интерес к политике и пр. Нужно всегда оставаться в центре жизни и быть социально активным.
И приучайте себя просто (без повода) радоваться жизни!
Четвёртое правило
Спите не менее 7 часов в сутки. Ложитесь спать не позднее 23-00 часов, так как до 24-00 часов ночи во сне вырабатываются нужные организму гормоны.
Пятое правило
Сохраняйте интерес к лицам противоположного пола. Здесь не имеется в виду секс направо и налево. Здесь подразумевается правильное отношение к себе. Если вы женщина, то любите в себе эту женщину и не забывайте про неё. Если вы мужчина, то уважайте своё мужское и правильно его позиционируйте.
Заключение
Учёные уже доказали, что болезнь атеросклероз, главную причину инфарктов и инсультов, в большей степени вызывает гликирование белков. А их в нашем организме на 80% создаёт неправильный образ жизни.
Долгожительница Жанна Кальман, действительно, курила, но всегда была большой оптимисткой. Очевидцы рассказывают, что она ела много овощей и до последних дней каталась на велосипеде.
Имеет смысл и нам пересмотреть свой образ жизни и, вероятно, что из этих пяти правил нам что-то и приглянется. И вопрос, как прожить долго, решится в нашу сторону.
Рекомендую прочитать:Основы здорового питания и что любили наши предки
Будьте здоровы и оставайтесь на связи!
Недетские страсти
Три высших образования, мир как на ладони, масса увлечений Наталья Фаяршина была уверена, что это и есть настоящее счастье. Должность юриста в крупной компании, дорогие квартира, машина
Я, как и многие подруги, была настолько ориентирована на карьеру, что всё остальное просто не существовало. В итоге мне тридцать с хвостиком, а жить-то не для кого! — говорит Наталья.
К счастью, всё сложилось. Через год после свадьбыпара узнала, что ждёт сына. Будущей маме тогда было 33. Беременность проходила довольно легко, но для медиков возраст стал показанием к кесареву сечению.
Термин старородящая тогда будто приклеился ко мне, — вспоминает Наталья. Помню, санитарка в роддоме всё время бубнила: Взяли моду под старость рожать. Воспитывать-то на пенсии собираетесь?
Со вторым ребёнком решили не тянуть. Как и многим сверстницам, решившимся на продолжение рода после 35 лет, назначили дополнительные генетические исследования. И, как гром среди ясного неба, вердикт врачей: повышенный риск рождения ребёнка с синдромом Дауна. Эскулапы настаивали на аборте. Ни за что! — решили супруги. На свет родилась здороваядочка.
Трудности перевода
Поздняя беременность, как и в случае с Натальей, почти автоматически причисляет пациенток к группе риска. Статистика говорит о том, что большую часть детей с синдромом Дауна привели в мир возрастные мамы. Возможно, это одна из причин того, что термин старородящая вызывает такой спектр негативных эмоций. В последние годы его, кстати, заменили на более корректный возрастная первородящая. Его применяют по отношению к дамам, впервые решившимся на малыша после 35. Впрочем, и такие трудности перевода на фоне недавно появившегося определения представительниц древнейшей профессии как женщина с низкой социальной ответственностью многие считают недопустимыми и требуют ещё более лояльного прочтения. Но дело даже не в терминологии. По мнению гинекологов, именно зрелые будущие мамы одни из самых дисциплинированных пациенток, и их шансы родить здоровое потомство очень высоки.
Я, как врач, всегда за то, чтобы женщины рожали. В любом возрасте. Благодаря современной медицине сегодня можно сохранять своё репродуктивное здоровье максимально долго. Поэтому и рожениц после 35-40 лет действительно стало больше, — говорит акушер-гинеколог высшей категории Наталья Голых. При этом хочу отметить, что рост наблюдается среди дам, идущих за вторым, третьим ребёнком. Говорить о том, что в последнее время происходит заметный скачок появления поздних первенцев пока не приходится, хотя возраст и сдвигается в сторону увеличения. Причины поздних родов кроются не только в социальных аспектах, когда сначала женщина предпочитает строить карьеру. Есть и другие. Например, длительное лечение бесплодия. Довольно распространена сейчас процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), к которой чаще всего прибегают именно зрелые женщины.
При этом определяющим фактором в любом возрасте становится состояние здоровья будущей мамы. В поздней беременности риски есть, но при помощи современных методов диагностики все они выявляются ещё на ранних сроках. Зрелые дамы гораздо ответственнее относятся к предварительному шагу планированию беременности, проходят обследования и заранее решают проблемы со здоровьем, если таковые имеются, восполняют организм витаминами и минералами, меняют образ жизни и т. д. А это, в свою очередь, предполагает более удачное течение беременности.
В последний вагон?
И всё же нельзя отрицать тот факт, что современная молодёжь всё чаще стремится к западной модели планирования семьи и детей. Консервативное родительское а часики-то тикают! не мешает молодым людям в стремлении сначала встать на ноги в финансовом плане, и лишь потом обзаводиться потомством.
Мы планируем с мужем стать родителями к 28-29 годам. До этого времени получить образование, устроиться на хорошую работу, поездить по миру, пожить для себя, — говорит 23-летняя Ксения Смирнова. Я психологически ещё не готова брать на себя такую ответственность. Мы хотим дать своему ребёнку максимальные возможности для развития и вовсе не считаем, что запрыгиваем в уходящий состав поезда.
При этом Ксения и её муж Артём штудируют медицинскую литературу и прекрасно осведомлены, что ближе к тридцати у женщины вырабатывается меньше гормонов, снижена эластичность суставов и тканей, и это может осложнить беременность и роды. Что если партнёр старше 40 лет, шансы снижаются: ухудшается качество спермы из-за вредных привычек, плохой экологической обстановки. Не сбрасывают они со счетов и многолетние вредные привычки, которые, безусловно, влияют на здоровье будущей матери и ребёнка.
Поэтому, в каком бы возрасте вы ни планировали создать семью, помните, что появление малыша — очень ответственное решение, которое изменит всю вашу жизнь. Поэтому подходить к нему нужно с большой серьёзностью в любом возрасте.
Для нас это роды высокого риска
Ирина Андреева, к. м. н., зам. главного врача по акушерству и гинекологии медсанчасти № 9 им. М. А. Тверье:
В моей личной практике самой старшей первородящей маме был 51 год. Недавняя пациентка нашего роддомарожала в возрасте53 года. А в целом рожениц за сорок действительно стало больше.
Обычно у возрастных беременных имеются большой перерыв между родами, случайная беременность, многократные попытки ЭКО или планированная отсроченная беременность, построенная карьера, груз соматической патологии в виде избыточной массы, артериальной гипертензии, сахарного диабета, миомы матки, хронического метроэндометрита. Немало и тех, кто имел рак и предраковые заболевания и состояния, факты курения. Почти 30% беременных женщин позднего репродуктивного возраста страдают миомой матки, узлы которой при беременности обычно увеличиваются за счёт отёка, а мелкие иногда исчезают.
Для нас, акушеров-гинекологов, роды в старшей возрастной группе это обычно роды высокого риска. Способ родоразрешения у возрастных мам выбирается в зависимости от множества факторов. Если беременность протекала благополучно и факторов риска не так много, то естественные роды вполне возможны и часто успешны.Ночаще акушеры встречаются скровотечением,аномалиями родовой деятельности, затруднением рождения плечевого пояса плода.
В позднем репродуктивном возрасте кесарево сечение выполняется однозначно чаще. Это связано с отягощённым анамнезом, ЭКО, наличием предлежания плаценты, миомы матки, с препятствием рождению плода, плацентарной недостаточностью, недонашиванием, преждевременной отслойкой плаценты или её врастанием, тяжёлой артериальной гипертензией и преэклампсией, тяжёлой соматической патологией.
В то же время стоит отметить, что возрастные мамы во время родов работают с врачами в настоящем тандеме, они хорошо осведомлены о течении самого родового процесса, и это сильно облегчает оказание медпомощи.
Поздние дети — желанные
Причин у поздних родов множество, — говоритврач-психотерапевт Татьяна Водянникова. -И далеко не всегда они исключительно социальные. При удачном стечении обстоятельств женщина, успевшая построить карьеру, выходит замуж и исполняет заветную мечту. Но зачастую она обнаруживает, что все принцы на белом коне уже давно поседели или женаты. И принимает решение воспитывать ребёнка самостоятельно. Такой вариант развития событий тоже встречается довольно часто.
В моей практике было много семей, не имевших возможности завести детей по медицинским показаниям. Обследования, длительное лечение всё это оттягивает деторождение. В нескольких случаях пары решались на усыновление ребёнка, а спустя три-четыре года с радостью узнавали, что забеременели. Так раскрывшиеся материнские инстинкты дают путь внутренней женской энергии.
По своему опыту хочу сказать, что от поздней беременности женщина получает больше удовольствия. Потому что опыт подсказывает, как лучше себя вести, на что обратить особое внимание, от чего нужно отказаться или, напротив, ввести в свою жизнь.
Что касается психологической готовности к появлению детей, то у женщины за 30 больше жизненного опыта, чтобы лучше воспитать малыша, они внимательнее и терпеливее относятся к его потребностям и развитию. Поздние дети, как правило, являются действительно желанными. Поэтому мотивация и настрой совершенно иные. Главный аргумент взрослых мам осознанный подход к зачатию и беременности. Отсюда и возникает разница между физиологической и психологической готовностью к материнству.
Три сыночка с разницей почти в 10 лет
Все мои дети представители разных поколений, — рассказывает 38-летняя мама троих детей Елена Репина. -Разница между ними — примерно десять лет. И скажу, что и течение беременности, и их воспитание крайне отличаются.
Как прошла первая беременность, я порой даже вспомнить не могу летала как птичка. С первенцем я была ещё молода и совсем неопытна в родительских делах, только начала учиться в институте. И это, безусловно, наложило свой отпечаток: времени на занятия с ребёнком было мало, нужно было не только получать образование, но ещё и работать, искать себя в профессии. Да и время тогда было другое: мне, 17-летней маме, пришлось вынести много непонимания даже не столько со стороны сверстников, сколько от взрослых людей, которые осуждали на каждом шагу. Я всё это вытерпела благодаря своим родителям, которые поддерживали меня не только психологически, но и финансово.
Второй сын родился в 29 лет. Это было уже осознанное решение. Материально к тому времени наша семья уже твёрдо стояла на ногах – дом, машина, понимание того, в какой детсад и даже школу пойдёт мальчик. Ходила с ним без особых проблем. Но он не торопился с появлением на свет: мы увиделись с ним уже на 42-й неделе беременности. Говорят, что для поздних рожениц это нормально. Роды были очень непростыми, ведь к тому времени он уже весил больше четырёх килограммов.
Решение пойти за третьим ребёнком, даже несмотря на возраст, пришло как-то само собой. И если во вторую беременность хотелось непременно мальчика, то на этот раз было абсолютно всё равно лишь бы здоровый. Поздняя беременность это совершенно другие ощущения. Ты уже многое знаешь и понимаешь: от чего совершенно спокойно можно отказаться, а на что стоит обратить внимание. Сегодня я бы самой себе юной дала кучу полезных советов.
Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его
Духовно-нравственное воспитание личности это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.
Цели семейно-нравственного воспитания
Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.
Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.
Дети копируют поведение родителей
Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.
Формирование четких нравственных установок и убеждений вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.
К числу базовых нравственных качеств личности относятся:
Чувство правды. Представления ребенка об окружающем мире, а также самом себе, должны максимально соответствовать действительности. Стремление к истине ценно тем, что на его основе позже будут развиваться такие качества, как совестливость, правдивость и честность. Эти качества, имеющие социальную природу, развиваются на основе врожденной потребности в познании, стремлении к поиску истины. Особую роль необходимость воспитания этих качеств приобретает в дошкольном детстве, когда параллельно с бурным развитием фантазии у ребенка обнаруживаются и склонность ко лжи и притворству. Развитие чувства правды тонкий процесс, требующий от родителя особого чувства такта, взаимного доверия и здравого смысла.
Воспитания семейных ценностей
Чувство доверия. Заслужить доверие детей способен только тот, что сможет подарить им чувство защищенности и положительные эмоции. Доверие дает ребенку раскрываться перед родителем, делясь с ним своими мыслями, чувствами и переживаниями. Доверие воспитывается на основе позитивного восприятия ребенка, поддержке и способности верить в него.
Чувство справедливости. Это чувство подталкивает ребенка искать правду, использовать доступные средства для принятия наиболее оптимального и взвешенного решения. В основе чувства справедливости лежит полноценное представление ребенка о хорошем и плохом, о дозволенном и запретном, о допустимом и непозволительном. Немаловажными качествами, необходимыми для формирования чувства справедливости, также являются способность к объективной самооценке ребенка и правильного восприятию происходящего.
Чувство эмпатии. Это качество дает ребенку возможность понимать и принимать чувства, испытываемые окружающими его людьми. Способность к сочувствию, состраданию и сопереживанию подавляет в ребенке чрезмерные проявления эгоизма, учит его бескорыстию и делая добрые дела, не ожидая за это похвалы или поощрения. Ребенок, обладающий развитой эмпатией, отличается способностей смотреть на ситуацию с разных ракурсов, признавая правду каждой из сторон ситуации.
Чувство симпатии. Это чувство дает возможность делать выбор в пользу того или иного человека в семье и ближайшем окружении, основываясь на личном предпочтении. Симпатии ребенка к тому или иному человеку зависит от того, насколько он к нему благосклонен. Ребенок, как правило, проявляет свою симпатию в мелочах, однако именно эти, зачастую невидимые глазу детали и выдают истинное отношение детей к окружающим.
Чувство вины часто корнями уходит в семью
Чувство собственного достоинства. Сможет ли ребенок должным образом отреагировать на критику со стороны значимых для него людей? И сможет ли он при этом руководствоваться актуальными для себя нормами морали и нравственности? Все это определяет, прежде всего, чувством собственного достоинства ребенка возможности отстоять свои права и защитить собственное Я тогда, когда это действительно необходимо. Чувство собственного достоинства может проявиться и при необходимости защищать себя как личность, и как исполнителя той или иной работы. Чувство собственного достоинства во многом базируется на таких качествах, как честность и адекватная самооценка.
Чувство самоуважения. Самоуважение это качество, родственное чувству собственного достоинства. Оно формируется путем формирования в ребенке положительных качеств и признании их со стороны взрослых. На самоуважении сказывается как самооценка ребенка, так и его восприятие другими детьми. Семейно-нравственное воспитание, помимо всего прочего, должно помочь ребенку обрести уверенность в себе и своих способностях.
Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.
Чувство самоуважения одно из самых важных в жизни
Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.
Принципы семейно-нравственного воспитания
Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:
Методы стимулирования детей
Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.
Недопустимые наказания побои и оскорбления
Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот за что получил от родителя похвалу.
Очень важно строго дозировать и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели. Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.
Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.
Первичная социальная адаптация и ее особенности
Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.
Стадии социализации детей младшего возраста
Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает считывать вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.
Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
Обучение от окружающих что оказывает влияние на детей
В частности к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Принцип доверия основа общения с родителями
Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка
Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.
В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.
Способы развития детей
Роль игры в формировании морально-нравственных качеств
Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.
Сюжетно-ролевые игры обучение взрослой жизни
Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.