Буллинг (травля): какие 10 типов детей находятся в зоне риска

СОДЕРЖАНИЕ

Травля жестокое явление современности, от которого не застрахован ни один школьник. Поводов, по которым хулиганы выбирают себе мишень для издевательств, множество: возможно, ребенок отличается оригинальной внешностью или просто случайно оказывается не в том месте не в то время.

child-depression-600x400.jpg

Американский врач Джоэл Форман, профессор медицины, совместно с автором более двух десятков книг для подростков и сторонницей движения против буллинга в школах Шерри Гордон выделили 10 типов подростков, чаще всего подвергающихся травле.

doktor-goel.png
Доктор Джоел, Доцент кафедры педиатрии, медицины окружающей среды и здравоохранения в Медицинской школе Маунт Синай в Нью-Йорке

Лидеры и лучшие

Спортсмены, занимающие первые места в соревнованиях, победители школьных олимпиад по предметам часто становятся предметом восхищения преподавателей, родителей, других учеников. Повышенное внимание окружающих первый повод для буллинга.

Зависть к успехам других вызывает у менее успешных учеников злобное стремление унизить их.

Хулиганам не нравится, что их учеба и поступки вызывают у взрослых лишь раздражение, тогда как лидерам в учебе и спорте достаются все лавры. Лучший выход, по их мнению начать травить более успешных учащихся, чтобы те почувствовали себя неуверенными, а окружающие поставили под сомнение их достижения.

bulling-kto.png

Отличники

Хорошая учеба и отличные оценки важный показатель не только для учеников и учителей, но и для сторонников решать проблемы путем травли. Одаренные в науках, старательные, быстро выполняющие задания дети подвергаются нападкам хулиганов чаще, поскольку те пытаются с помощью унижения переключить внимание взрослых на себя, избавить себя от чувства зависти к лучшим учащимся.

Тихони и интроверты

Дети, находящиеся в стрессе, депрессивном состоянии, просто не любящие шумные компании и совместные игры, подвергаются нападкам любителей травли очень часто. Хулиганы, чувствуя их незащищенность, начинают манипулировать ими, выискивая слабые стороны характера, пользуясь их зачастую низкой самооценкой.

Физические более сильные личности получают удовольствие от постоянного унижения более слабых, что приводит к еще более закрытому состоянию и стрессу последних. Им нравится осознавать, что их издевательства над тихонями почти никогда не имеют последствий слабаки не умеют давать отпор, лишь убегают или покорно терпят травлю.

bulling-fratrie-2-600x337.jpg

Одиночки

Дети, имеющие друзей, свой круг общения в классе, реже становятся жертвами буллинга, чем одиночки. Ребенок, у которого нет хотя бы одного друга, избегает общественных мероприятий, выбирает свободный стол во время обеда в столовой, в одиночестве остается на переменах. Дети, лишенные друзей, сознательно или по стечению обстоятельств не имеют поддержки, поэтому им приходится терпеть нападки и насмешки одноклассников.

Взрослые, которые нацелены на построение благополучных взаимоотношений в детском коллективе, должны позаботиться о том, чтобы у одиночек появился хотя бы один друг, с которым можно было бы проводить время, вместе отражать нападки хулиганов.

Любимчики учителей

Расположение учителей не всегда заслуживается отличными оценками, иногда дети подхалимничают, стараясь выбиться в любимчики педагогов. Остальные ученики прекрасно понимают, что внимание и снисходительность со стороны взрослых к этим детям незаслуженные. Поэтому таким псевдолюбимчикам приходится несладко в классе.

Буллинг зачастую направлен на таких детей из-за чувства мести, желания выявить их истинную личность.

В ход идут не только запугивание любимчиков, но и распространение нелицеприятных слухов о них, киберзапугивание, всяческие способы снизить популярность у взрослых.

detailed_picture-600x400.jpg

Дети с физическими недостатками

Изъяны во внешнем облике ребенка привлекают внимание, причем чаще всего вызывают негативное впечатление у сверстников. Злым насмешкам одноклассников подвергаются слишком оттопыренные уши, большой нос, кривые зубы, полнота, высокий рост, в общем все, что отличает внешность человека от нормальной, считающейся в обществе привлекательной.

Это наиболее болезненный вид травли для преследуемого ребенка, так как уникальные особенности внешнего вида никуда не денешь, по крайней мере, не спрячешь в один момент.

Подшучивания, оскорбления, порой довольно злобные сравнения делают жизнь ученика невыносимой. Пока взрослые не разъяснят, насколько неприятно такое поведение этому ребенку, что смеяться над недостатками нельзя, жертве буллинга будет сложно находиться в школе.

bulling-v-shkole-600x400.jpg

Особенные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья)

Хулиганам доставляет особое удовольствие издеваться над инвалидами по здоровью, детьми с заболеваниями, явно проявляющимися внешне. Синдром Дауна, аутизм, астма, аллергия, дислексия список болезней и болезненных состояний огромен, и на каждого обладателя находится жестокий насмешник.

Издевательства позволяют себе дети, которые не научены взрослыми толерантному поведению по отношению к одноклассникам с особенностями здоровья. Здесь важна роль педагогов и родителей школьников: взрослые должны объяснить, что каждый имеет право учиться и жить в мире с другими, независимо от имеющихся у них заболеваний и особенностей поведения вследствие этого.

Дети с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Даже во взрослом обществе геев и лесбиянок не всегда принимают адекватно. Что уж говорить о детском коллективе, где жестокость к таким личностям превышает все мыслимые нормы. В старших классах, когда личные взаимоотношения преобладают над учебным процессом, буллингу, скорее всего, будут подвержены учащиеся с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

kuda-obrashhatsya-za-pomoshhyu-600x401.jpg

Жестокость и непримиримость к особенностям личности должна быть категорично запрещена взрослыми, поскольку это может привести не просто к ненависти, но и к преступлениям против таких подростков.

Дети другой веры

Толерантность к вероисповеданию также может стать поводом для начала травли, особенно когда в классе или школе преобладает количество учеников одной веры, и вдруг приходит новый ученик, явно принадлежащий к другой конфессии. Запугивание могут прекратить учителя, разъяснив, что каждый человек вправе выбирать вероисповедание, и никакая вера не должна подвергаться насмешкам и издевательствам.

oad-qvhhq-600x337.jpeg

Дети другой расы

Буллинг бывает направлен на представителей иной, чем у большинства расы. Непохожий на других внешне ученик часто вызывает не просто любопытство, а желание посмеяться над ним или начать запугивать его. В этом случае также важна роль учителей и родителей: насколько быстро и понятно они донесут до детей положения конституции страны о равенстве людей разных рас и национальностей.

Все перечисленные особенности детей могут стать поводом для начала травли.

Важно не только пресекать явление буллинга в школе по какому бы ни было поводу, но и объяснить ребенку-жертве, что ни он сам, ни его особенности не должны вызывать чувство собственной вины за это.

Источники:

  1. Thornberg R & Delby H.How do secondary school students explain bullying?
  2. Brewer G & Kerslake J.Cyberbullying, self-esteem, empathy and loneliness.
  3. Fox CL, Farrow CV.Global and physical self-esteem and body dissatisfaction as mediators of the relationship between weight status and being a victim of bullying.

Что такое буллинг

Буллинг(от английского bullying запугивание, издевательство, травля) это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространении слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 1011 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка это не касается, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин травма наблюдателя. Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?

Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
  • Нервный тик, энурез
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность
  • Нарушенный сон, кошмары
  • Длительное подавленное состояние
  • Участившиеся простуды и другие заболевания
  • Склонность к уединению, нежелание общаться
  • Проблемы с аппетитом
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

<>

Школьный буллинг — что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: Что же ты не дал сдачи?!, Не будь тряпкой!, Сам виноват и так далее.

Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • Я тебе верю. Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • Мне жаль, что с тобой это случилось. Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • Это не твоя вина. Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал. Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность. Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

Что делать учителю

Проблема буллинга в школе и в классе отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в проект. Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная опция уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Вести «дневник буллера»

— Кто чаще всего становится агрессором?

— Обычно это дети, к которым в семье применяется насилие. То есть которые видят насилие как нормальное проявление своего несогласия с чьей-то позицией или внешним видом. Если ребенок с самых младших лет видит, что папа унижает маму, бьет ее, то он усваивает это как нормальную модель поведения. Или, например, когда видит, что мама совершает психологическое насилие над отцом, постоянно его унижает, называет неудачником ребенок воспринимает все как норму.

Еще в зоне риска стать агрессорами, находятся дети, которые растут в семьях, где есть жесткие предубеждения. Например, к людям неславянской внешности, нетрадиционной ориентации и т.д. Если такие родители или окружение ребенка транслирует это, проговаривает стереотипы, то большой шанс, что ребенок будет это применять в своей повседневной жизни, в школе. Например, если при виде ромов, которые пришли на площадку, мама неуважительно пшикает и забирает детей с площадки. Тогда, если в класс приходит девочка из ромов, ребенок будет к ней относиться предубежденно, и это может послужить причиной травли.

— Дайте совет, что делать, если начался буллинг?

— Важно определить администрации школы, каким должен быть протокол реагирования на буллинг. Мне кажется, это самое действенное. Родители, если администрация школы к этому не приходит, должны инициировать сами, пойти к директору и спросить: что вы советуете сделать во время буллинга? Это должна быть единая система для всей школы. И учителя, и родители, и дети должны четко знать, как действовать в подобных ситуациях. И этот протокол должен быть действенным, а не существовать только на бумаге.

Детям что посоветовать? Я не знаю. По опыту все то, что мне говорили в детстве, не срабатывало. Мне говорили не обращать внимания. Но как я могу не обращать, если я от этого страдаю. Я бы посоветовала ходить к психотерапевту, он сможет обеспечить простор безопасности, принятия и где ребенок сможет выговориться и не будет осужден. И вести дневник буллера.

— А что такое «дневник буллера»?

— Это когда жертва буллинга тщательно записывает, когда произошел инцидент, где, с кем, что произошло и кто был свидетелем. Эта методика показана в фильме «Чудо» про мальчика, который родился с заболеванием (у него не было лица). Ему сделали много операций, он пошел в школу и справлялся с травлей. Я очень советую посмотреть этот фильм. Там хорошо показано, как может помочь дневник. Об этом методе слышала давно, он хорошо помогает, когда надо наказать агрессоров. Одно дело, когда ты говоришь: «меня травят». А другое, когда четко показываешь: вот за последний месяц меня травили 52 раза. И все записано, можно спросить у таких-то свидетелей. Тогда можно чисто психологически решить вопрос и повлиять на администрацию. Есть записи, можно с этим пойти в полицию.

Как наказать обидчика по закону

— Как наказать обидчика своего ребенка по закону? Работает ли программа «Школьный офицер»?

— Программа работает, она очень эффективна. Из отзывов, которые я слышала, в школах, к которым прикреплен офицер полиции, случаи травли значительно реже. По поводу того, как наказать обидчика. Закон по буллингу пока не принят. Но если действия, произведенные агрессором, можно квалифицировать как «криминальное правонарушение» или «административное правонарушение», то можно обратиться в суд.

— Несколько лет назад была на слуху история о мальчике, который долгое время был жертвой буллинга. Родители отдали его на секцию борьбы. И в итоге, когда обидчик опять взялся за свое, мальчик его забил насмерть.

— Ребенку важно понимать, что он не один, что его поддерживают. В обществе бытует мнение, что ребенку «нужно через это пройти, это закаляет, вырастет — будет мужиком». Но это не закаляет. Был проведен ряд исследований, которые доказали, что люди, которых в детстве травили, больше склонны в молодом возрасте к суицидам, к тревожности и депрессивным состояниям, чем те, кого не травили.

Что делать? Во-первых, отказаться от мысли, что ничего серьезного не происходит, что дети сами разберутся. Ситуация буллинга требует внимания всех — и родителей, и детей, и администрации школы, и учителей.

Я считаю, что важно донести до школьников и родителей информацию о том, какие есть сейчас методы борьбы с буллингом, как себя вести, если стал жертвой буллинга. Что делать, если стал свидетелем буллинга.

Печальная статистика

Закон о штрафах нужно доработать

— Народные депутаты внесли законопроект №8584. Если правонарушение допустит ребенок (до 16 лет), штраф в размере 340 850 грн должны будут выплатить его родители. Это будет работать?

— Законопроект пока не принят. Более того, за него нельзя голосовать в том виде, в котором он есть сегодня. Его нужно очень серьезно дорабатывать. Под определение «буллинг» в этом документе можно подогнать любое проявление агрессии. Вот пример: на перемене подрались два ученика, что-то не поделили, и любого из них можно будет привлечь к ответственности. Но это же не буллинг. Это просто драка. Буллинг — это когда идет целенаправленная систематическая травля ребенка. И такие случаи нужно наказывать и пресекать. Но в законопроекте нигде не говорится о систематичности процесса.

— Есть статистика жертв буллинга в Украине?

— ЮНИСЕФ приводит цифру такую цифру: 67% детей до 17 лет сталкивались с буллингом в своей жизни. Если верить статистике МОН, то за 2017 год в украинских школах было зафиксировано 109 тысяч обращений относительно буллинга. Согласно нашим исследованиям, 63% учителей подтверждают, что они сталкивались с буллингом в своих классах. «Сталкивались» — имеется в виду не были жертвами, но видели, что происходит. Жертв буллинга в Украине, согласно одному из исследований, — 21%.

Кстати

В зоне риска инклюзивные классы

— Согласно НУШ, во всех школах появятся инклюзивные классы, которые должны формироваться в зависимости от регистрации детей с такими потребностями. Насколько велик риск того, что эти дети станут жертвами буллинга?

— Это интересный вопрос. Фонд демократических инициатив проводил опрос на тему «Что украинцы знают и думают о правах человека». Согласно опросу, взрослые люди часто сталкиваются с дискриминацией по состоянию здоровья и признаку инвалидности. Когда подобный опрос провели в школе, оказалось, что с детьми «по признакам здоровья и признакам инвалидности» вообще нет проблем. Но когда спросили учителей, есть ли в классе дети с особыми образовательными потребностями или инвалидностью, то 98% учителей сказали нет. Так что мы не можем полагаться на данные, что детей за признаком инвалидности у нас не дискриминируют. У нас их попросту не видели в школах! Соответственно, когда возникает вопрос, будет ли травля, то я боюсь, что она будет, потому что наше общество не готово принимать таких детей.

Поскольку школа является отображением общества, а в обществе дискриминация людей с инвалидностью очень заметная, то можно допустить, что в школе произойдет то же самое. Другое дело, что ведется колоссальная работа с внедрением инклюзии в школе. Есть отдельный онлайн-курс для учителей младшей школы, где рассказывают, как работать с такими детьми, как избегать дискриминации и буллинга на платформе ЕдЕра.

Я не раз слышала о том, что когда приходит в класс ребенок с особыми образовательными потребностями, то родители пугаются. Часто сталкиваюсь с мнением: «ага, Новая украинская школа хочет сделать так, чтобы наши «нормальные» дети учились на уровне этих «ненормальных» детей». Эта риторика ужасная. Как дети, которые приходят в класс, могут относиться к детям с особыми образовательными потребностями как к равным, если взрослые транслируют такое мнение?

К сожалению, бывают случаи, когда родители пишут коллективное заявление и просят не включать в класс ребенка с особыми образовательными потребностями.

Мне кажется, что если дети будут с самого детства видеть детей с особыми образовательными потребностями, если они будут находиться в одном инклюзивном пространстве начиная с садика, то они это будут воспринимать нейтрально, относиться как ко всем, и не будет у нас травли.

Личный опыт

Классный руководитель огласила мне бойкот

— Меня травили за особенности внешности, а потом за то, что я очень выпендривалась: хотелось быть лидером, а лидером быть я не умела. Я тогда не смогла справиться с травлей. (Уже потом во взрослом возрасте пошла к психотерапевту и очень долго с ним занималась.) А тогда в школе не было никакого реагирования. Учителя тоже привлекались к травле. Был случай, когда мой классный руководитель огласила мне бойкот и месяц сама со мной не разговаривала и призывала детей со мной не общаться. Уже не помню за что. Потом мы с ней были в очень хороших отношениях. Но суть в том, что такой момент был. Просто часто, к сожалению, учителя и сами дети не осознают того, что происходит. Что то, что они делают, может наносить психологические травмы человеку. Поэтому важно не отворачиваться от этого, а четко говорить, что то, что ты делаешь, наносит прямой вред человеку, это недопустимо. И называть это прямым словом что это насилие, преступление, агрессия. А не прикрываться тем, что они что-то «не поделили, это же дети». Да, они дети, но это дети, которые совершают насилие.

Корни конфликта в семье

Конфликтные отношения с родителями служат причиной побега детей из дома.

Нежелание выслушать и понять своего сына или дочь приводит к тому, что он идет на крайние меры, стараясь таким образом привлечь к себе внимание взрослых.

Хорошо, если родители, забив тревогу сразу после пропажи ребенка, находят его и возвращают домой. Но есть случаи гибели детей от рук взрослых, оказавшихся на их пути, или гибнут от несчастных случаев.

sbezhal2.jpg

  • В семьях, где к детям относятся с пониманием, уважают его мнение, принимают в дом друзей такого произойти не может. Так может стоит задуматься именно взрослым, что это их поведение, нежелание жить интересами своего ребенка толкает его на такой протест.
  • Дети очень эмоциональны и чувствительны к несправедливости. Но они способны также чувствуют заботу родителей о себе, которая выражается в мягких наставлениях и примерах из жизни. Криками и побоями вы только отвернете ребенка от себя.
  • Не унижайте своего отпрыска перед его друзьями или другими взрослыми. Это вызывает взрыв эмоционального поведения, особенно у подростков, и может привести к депрессии или, напротив, к истерии. Унижая ребенка, вы тем самым показываете, что считаете его стоящим на ступеньку ниже своих друзей.
  • Прежде, чем вынести какое-то суждение по тому или иному вопросу, обязательно поговорите со своим сыном или дочерью. Задайте вопросы, внимательно выслушайте их ответы. Постарайтесь объяснить, что, несмотря на то, что ребенок в этой ситуации прав, не стоит усугублять отношения и доводить до открытой войны. Стоит напомнить пословицу: лучше худой мир, чем хорошая война.
  • В ситуации буллинга (открытой агрессии и гонения) не всегда виноват сам ребенок. Дети эгоистичны, видя успехи в знаниях тихого, замкнутого одноклассника, они могут довести его пребывание в школе до кошмара. Родители должны поддерживать ребенка в такой обстановке, в которой могут всячески показать, что они на его стороне. Некоторые дети не выдерживают прессинга одноклассников и заканчивают суицидом.
  • Необходимо с ребенком обсуждать правила безопасности и в быту, и на улице. Дети способны забывать наставления родителей и чувство опасности им не очень знакомо, поэтому не ленитесь каждый день перед выходом ребенка из дома напоминать ему об этом. Лучше всего на конкретных примерах из жизни убеждать детей, как важно быть осмотрительным на дорогах, как вести себя, если попал в незнакомую ситуацию. Тогда они будут вести себя намного осторожнее.
  • Если обнаружите исчезновение ребенка из дома, не теряя времени, призывайте на помощь соседей, родных, полицию, волонтеров. Необходимо обзвонить всех друзей, обследовать подъезды и чердаки близлежащих домов. Бывает и так, что уйдя из дома, ребенок боится последствий возвращения домой.
  • Побег ребенка из дома или потеря его в незнакомой местности должны прогнозироваться родителями. Можно незаметно положить в потайной карман ребенка записку с указанием адреса и контактного номера телефона. Кроме того, нужно следить, чтобы мобильник ребенка при выходе из дома был всегда заряжен, в идеале включена геолокация. Подросток будет всегда противиться таким мерам, считая, что родители следят за ним неотступно. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что это вынужденная мера безопасности важна, прежде всего, для него самого.

Если все же имел место случай побега из дома, найдя ребенка, не бросайтесь наказывать его, или что еще хуже, избивать. Это может послужить толчком к следующему уходу из дома. Выслушайте его спокойно, объясните, как вы переживали его отсутствие, и надеетесь, что в дальнейшем такого не повторится.

sbezhal1.jpg

Что ребенок должен знать несколько раз прочитайте ему эти правила!

Поведение взрослых должно убеждать детей в том, что в семье их поймут, простят и примут, что бы ни случилось. При ссоре с родителями нельзя, не выяснив мнения окружающих громко хлопать дверью. Нужно постараться понять, с чем в данной ситуации мать и отец не согласны, к чему призывают. Важно внушить детям, что важнее и дороже них у родителей ничего нет. Ребенок в любом возрасте их мир, их вселенная!

sbezhal5.png

  1. В чужом доме чужие, незнакомые люди могут обидеть. Никогда не надо заходить в чужую квартиру, даже если хозяин настоятельно приглашает, ссылаясь на дружбу с родителями. Это может быть обман, цель которого заманить ребенка в дом. Свои люди это только те, которые живут вместе, оберегают от всех невзгод. Одним словом семья.
  2. На просьбы незнакомых людей необходимо отвечать отказом. Неловкость ситуации всегда можно прикрыть фразой: родители не разрешают мне общаться с посторонними, после этого необходимо быстро уйти. Если взрослые начинают запугивать и требовать не рассказывать никому того, чему ребенок стал свидетелем, это повод, сразу же идти к домой и рассказать о сложившейся ситуации.
  3. Никогда не нужно посещать чужие подъезды, даже в компании друзей или знакомых. Нужно уметь распознать провокации и не поддаваться на них. Уместнее всего подумать, нужно ли тебе это, а если нужно, то для чего. Дети никому ничего не должны, поэтому не стоит подчиняться просьбам посторонних людей.
  4. Нужно знать, что нормальный взрослый человек никогда не ищет помощи у детей. Если он просит помочь в каком-то деле, то необходимо отвечать отказом, звать на помощь взрослых, по возможности убегать. Обычно такие люди не хотят огласки, они сами уберутся, только не надо стесняться и молчать.
  5. Если бы можно было с первого взгляда определить: где человек хороший, а где плохой, то преступлений бы не существовало. Как правило, преступники прекрасные психологи, которые располагают к себе собеседника, знают, чем кого можно заинтересовать. Поэтому нельзя разговаривать и вступать в полемику ни с кем из посторонних. Неизвестно, кем он может оказаться на самом деле.
  6. Категорично нельзя садится в чужие машины! Большинство преступлений против детей происходят именно так.
  7. Контакты в интернете не стоит афишировать. Ими могут воспользоваться люди, весьма странные и нездоровые психически. Да и общаться с детьми нормальные взрослые не будут, слишком велико различие в интеллекте. В таких переписках заинтересованы взрослые, преследующие нехорошие цели.
  8. В случае, если потерялся, сразу необходимо набирать телефон 112. Желательно обратиться за помощью к полицейскому или продавцу в магазине. Ожидать маминого приезда нежно там же, не отходя далеко.
  9. Избежать осложнений в неприятных ситуациях может помочь умение быстро бегать. Если незнакомец схватил за руку или старается куда-то тащить, нужно громко кричать, а лучше, убегать от него туда, где много людей.

Всем родителям стоит посмотреть серию Побег из мультсериала Про Миру и Гошу. В ней наглядно представлена ситуация побега из дома в результате проступка. Вы получите представление о том, что случается с ребенком, когда он один на улице, и поймете, как в такой ситуации должны себя вести родители.

Источники:

  • https://detki.guru/zdorove/bezopasnost/bulling-travlya-kakie-10-tipov-detey-nahodyatsya-v-zone-riska.html
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling
  • https://kp.ua/life/618444-bullynh-v-shkole-kazhdyi-piatyi-rebenok-zhertva-travly
  • https://detki.guru/zdorove/bezopasnost/pochemu-deti-sbegayut-iz-doma.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит