8 типов интеллекта ребенка: советы по развитию

СОДЕРЖАНИЕ

Вы не задумывались, почему дети редко оправдывают ожидания взрослых? Почему родители выбирают для малыша лучшую школу, готовят его к великому будущему, но он внезапно карьере юриста предпочитает спасение бездомных животных? Вся причина в том, что мы еще не научились учитывать тип детского интеллекта в развитии наших детей, что до сих пор делим учеников на гуманитариев и технарей, одаренных и самых обыкновенных.

Психологом Говардом Гарднером уже давно была установлена множественность интеллекта, которая разрушает стереотипы о детских способностях и доказывает: каждый малыш уникален и талантлив, просто таланты у всех очень разные. Он выделил 8 типов интеллекта. И если вы хотите, чтобы ваш малыш нашел свое призвание, добился в жизни успеха, нужно вовремя понять, какой же тип интеллекта у него доминирует.screenshot_1.jpg

Содержание статьи:

1. Типы интеллекта у детей: их особенности

  • логико-математический ум
  • визуально-пространственный тип интеллекта
  • вербальный или лингвистический интеллект
  • музыкальный тип интеллекта
  • межличностный или эмоциональный интеллект
  • телесно-кинестетический
  • экзистенциальный или духовный тип интеллекта
  • натуралистический интеллект

2. Как определить тип интеллекта у ребенка?

Типы интеллекта у детей: их особенности

Логико-математический ум

Ему свойственен интерес к числам, логическим задачкам. Ребенку с логико-математическим интеллектом нравится во всем находить причинно-следственные связи, считать, запоминать любую информацию, связанную с числами (даты, номера машин, телефонные номера). Из логиков получаются отличные финансисты, программисты, бухгалтеры или физики.

Как учить такого ребенка? Ищите применение его таланта на практике в решении задач на логику, в упорядочивании вещей и обязанностей, в планировании расходов на покупки и др.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Ваш малыш относится к этой группе, если любит возиться с конструктором, хочет знать, как устроены вещи внутри, любит красиво одеваться, хорошо запоминает маршрут прогулки и ориентируется на местности. Призванием для него может стать дизайн, медицина, архитектура, естественные науки или искусство.

Как учить визуала:

  • поощрять любовь к рисованию;
  • подстегивать к придумыванию новых фантастических героев, необычных машин, историй;
  • предоставлять свободу в выборе одежды;
  • покупать пазлы, сложные конструкторы.

Вербальный или лингвистический интеллект

Ваш ребенок с раннего возраста начал много говорить, рассуждать, не по годам умно и грамотно выражать свои мысли, любит читать, быстро запоминает новые слова (в том числе и иностранные)? Это будущий лингвист. Если развивать у ребенка лингвистический интеллект, он может стать писателем, журналистом, политиком, редактором, переводчиком.

Как развивать вербальный ум:

  • общаться и постоянно вводить в круг общения новых людей;
  • вместе читать и обсуждать прочитанное, анализировать характеры, чувства, поступки героев, делиться мнениями;
  • писать диктанты;
  • дискутировать на разные темы.

Музыкальный тип интеллекта

Ребенок тонко чувствует ритм, сходу запоминает и может воспроизвести мелодию, поет, жить не может без музыки? У него точно музыкальный ум. Если развивать малыша в данном направлении, в будущем он будет отлично разбираться в музыкальных стилях, узнавать по мелодии ее автора или исполнителя, может стать отличным музыкантом, композитором, диджеем, ведущим на радио, музыкальным критиком, звукооператором или дирижером.

Как помочь ребенку развиваться:

  • обязательно дать музыкальное образование (музыкальная школа, уроки вокала, занятия с репетитором дома);
  • инициировать проведение домашних концертов;
  • мотивировать к созданию музыкальной группы, выступлениям на публике.

Межличностный или эмоциональный интеллект

Ребенок с межличностным интеллектом главный заводила в песочнице, всегда в окружении друзей. Перед его обаянием не могут устоять ни дети, ни взрослые. Он чувствует людей, их настроение, желания, потребности, умеет нравиться, может в любой ситуации отстоять свое мнение и даже навязать его окружающим. Такой ребенок легко заводит знакомства. Он красиво двигается, изящно жестикулирует, обладает живой мимикой.

Из детей с эмоциональным типом интеллекта вырастают хорошие педагоги и политики, менеджеры и дипломаты, ведущие и начальники.

Чтобы малыш мог реализовать свой дар, нужно:

  • мотивировать его к участию в разных школьных и внешкольных мероприятиях;
  • развивать любовь к чтению;
  • развивать аналитические способности, вовлекать в обсуждения, дискуссии.

Телесно-кинестетический

О таком ребенке говорят, что к нему приделан моторчик. Ребенок-непоседа, шумный, активный, никогда не сидящий на месте. Его энергия распространяется на любую деятельность, поэтому кинестетики обожают что-то мастерить, лепить, делать своими руками из подручных материалов. К сожалению, телесно-кинестетический ум часто недооценивают, считают, что дети с таким типом интеллекта плохо обучаемы. Но это не так. Из кинестетиков вырастают не только спортсмены, артисты, танцоры, но и великолепные инженеры, механики, хирурги, организаторы праздников, ремесленники.

Задача взрослых помочь ребенку:

  • обязательно занять его в спортивной (танцевальной) секции;
  • развивать социальные навыки, поощрять выступления на публике, участие в разговорных конкурсах;
  • развивать моторику, предлагать разные виды прикладного творчества.

Экзистенциальный или духовный тип интеллекта

Он имеет такие черты: сознательность, медленная речь, неспешные движения, глубокое понимание чувств других людей, застенчивость, но при этом и эмоциональность, вдумчивость и не по возрасту серьезные размышления. С таким набором качеств ребенок найдет призвание в психологии и психиатрии, философии и педагогике, религии и политике.

Как развивать духовного ребенка:

  • давать высказаться и внимательно слушать;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • учить планированию и прогнозированию результатов принимаемых решений;
  • развивать коммуникативные навыки.

Натуралистический интеллект

Есть дети, которые больше всего на свете любят природу, животных. Они замечают самые незначительные детали в поведении насекомых, постоянно приводят домой голодных и раненых зверят, не устают наблюдать за природными явлениями. Это тоже большой талант, который найдет свое выражение в профессии геолога, ветеринара, фермера, эколога, лесника, биолога, астронома.

Как помочь малышу раскрыть свой дар:

  • доверить заботу о домашнем питомце;
  • чаще организовывать вылазки на природу, настоящие туристические походы;
  • подарить ребенку литературу и инструменты, которые помогут ему исследовать, глубже узнавать окружающий мир (микроскоп, телескоп);
  • приобщить к выращиванию овощей на грядке.

Как определить тип интеллекта у ребенка?

1458853252_23f3a235-c7d8-4295-8129-1fdf5fb30181.jpg
Как определить тип интеллекта у ребенка?

Единственный способ раскрыть детские таланты позаботиться о гармоничном, всестороннем развитии ума. Это значит, что с раннего возраста необходимо:

  • развивать память, воображение, пространственное, логическое, образное, системное, критическое мышление;
  • приучать к интеллектуальному труду;
  • развивать любознательность;
  • мотивировать.

Существует ли развивающая методика, универсальная для всех типов детского интеллекта? Да, это усовершенствованная ментальная арифметика. Программа разрабатывалась с учетом особенностей психического развития дошкольников и учеников начальной школы (5-11 лет). Она подходит для застенчивых и гиперактивных учеников, для логиков и визуалов, для кинестетиков и маленьких натуралистов. Метод ментальной арифметики сочетает в себе эффективный курс развития умственных способностей, познавательного интереса и навыков работы с информацией, личных волевых качеств. Все это условия, при которых ребенок может раскрыть и реализовать разные грани своего интеллекта.

Поделиться:

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Природный

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Foto-2-13.jpg

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

Музыкальный

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Foto-3-13.jpg

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Foto-4-13.jpg

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Экзистенциальный (философский)

Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.

Foto-5-13.jpg

Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.

Для таких людей идеально подойдет профессия:

  • политика;
  • психолога;
  • философа;
  • историка;
  • археолога;
  • писателя.

Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Foto-6-11.jpg

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело залог здорового ума.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Foto-7-11.jpg

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Foto-8-7.jpg

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Foto-9-7.jpg

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых дислексия, с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.

Личностный (внутренний)

Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.

Foto-10-6.jpg

Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.

Подходящие профессии:

  • психолог;
  • социальный работник;
  • ведущий;
  • учитель.

В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.

Смесь реальности и виртуальности

Во-первых, представители поколения Альфа это дети, в восприятии которых нет разделения на миры: реальный и виртуальный. Они рождены от мамочек, которые вынашивая их, уже пользовались смартфонами, планшетами, ноутбуками и другими гаджетами всеми неотъемлемыми атрибутами современной эпохи и ХХI-го века. И с первых дней жизни малыши имеют к ним доступ, умеют пользоваться раньше, чем начинают ходить и говорить.

pokolenie-alfa-600x367.jpg

Контент

Поколению Альфа с самого рождения предоставлена возможность потреблять, стать творцами и участниками контента. Вначале родители буквально со дня рождения размещают детские фотографии и видео с ними в интернете, а позже они сами сам создают аккаунты в разных социальных сетях и начинают удивлять мир своими постами, набирающими рекордные количества просмотров, зарабатывая на этом огромные суммы от рекламы, становясь объектами исследований потребителей со стороны маркетологов.

alfa2-600x400.png

Персонализация

Дети поколения Альфа нуждаются в индивидуальном подходе во всём. Их социальные сети формируют для них персональную ленту, предлагая музыку, информацию и видео, которые должны у них вызвать интерес и понравиться, с учётом их предпочтений и вкусов.

pokolenie-alfa2-600x338.jpg

Образование для них понадобится также индивидуальное, учитывающее природу и особенности личных интересов и потребностей. При этом, они зависимы от технологий, очень мобильны и одновременно могут заниматься несколькими делами.

Концентрация и связанные с ней проблемы

Восприятие лавины бесконечной и неизбежной информации приводит к тому, что у поколения Альфа возникают серьёзные проблемы с концентрацией. Это, наряду с негативными аспектами, имеет и положительную сторону в развитии критического мышления, умения делать выбор и новых качеств менталитета.

pokolenie-alfa3-600x399.jpg

Параллельно происходит развитие и разносторонней многозадачности в условиях дефицита времени. Ведь приходится успевать всё: и выполнить домашние задания, просмотреть свои страницы и аккаунты в соцсетях, новые видео в YouTube, добавить фото в Инстаграме, ответить на сообщения, прослушать понравившуюся музыку. И всё это за пару часов хронически дефицитного времени.

Профессии будущего

Сегодня мир меняется настолько быстрыми темпами, что нынешние дети возрастом до 10-ти лет, представляющие это самое поколения Альфа, будут осваивать профессии, которых ещё существует и им не обучают в университетах. По результатам исследований современных социологов и футурологов можно сделать вывод о том, что профессии в цифровых реалиях ХХI века человеку придётся менять в течение жизни много раз.

professii.jpg

Родители и дети поколения Альфа

Поскольку детей Альфа рождают и воспитывают родители-миллениалы, они получают серьёзное внимание и отношение. Семьи этого типа отличаются ответственным осознанием родительства и формами общения с детьми, выстраиваемых на близких и доверительных диалогах.

roditeli-i-deti-alfa-600x400.jpg

Поколение долгожителей

Дети поколения Альфа имеют шансы на более благополучную и более продолжительную жизнь по сравнению с другими, в связи с качеством и плодами прогресса в сферах медицины, обслуживания, культуры потребления, выпавших на эпоху их развития и жизни.

tos-alfa-600x400.jpg
five years old child laughing in the living room or kindergarten, a happy kid playing like an airplane

По данным прогнозов продолжительность их жизни может возрасти до 70-100 лет.

Высокие моральные принципы и толерантность

Поколению Альфа с самого детства прививают прогрессивные ценности цивилизации: бережное отношение к природе и окружающей среде, необходимость защиты животных, культуру потребления, толерантность. Они с детства более уравновешены и менее агрессивны, чем дети предыдущих поколений.

photo-alfa-600x401.jpg

С такими качествами и отношением это поколение сможет выстраивать новый мир, который поднимет цивилизацию на новый уровень развития, культуры комфорта и благосостояния, решит проблемы экологии, сохранения окружающей среды и социального неравенства.

Признаки аутизма в раннем возрасте

Отдельные признаки аутизма у детей в возрасте до 1 года заметны практически с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенок не улыбается, у него отсутствует выразительная мимика, нет выраженной реакции на приближение взрослого.

Признаки аутизма у детей в возрасте от полугода до 2 лет картина аутизма представлена следующими симптомами:

  • избеганием контакта глазами, даже с родителями;
  • отсутствием реакции на собственное имя;
  • речевыми расстройствами;
  • отношением к собеседнику как к неодушевленному предмету;
  • избеганием обращения за помощью;
  • совершением ритуалов (открывание-закрывание дверей, включание-выключание света, кружение вокруг своей оси);
  • мычанием, произношением нараспев нечленораздельных звуков;
  • отсутствием желания участвовать в сюжетно-ролевых играх;
  • повышенной чувствительностью к сенсорному дискомфорту (громким звукам, мокрым пеленкам).
autizm-do-goda.jpg
Аутизм до года ребенок не улыбается и отстранен

У малышей с аутизмом навыки речи могут отсутствовать полностью либо оставаться на уровне раннего развития.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет несколько специфичны:

  • он ведет себя эмоционально холодно при контакте со взрослыми и другими детьми;
  • при общении использует периферическое зрение;
  • в деятельности применяет ритуалы;
  • демонстрирует однотипность, стереотипность мышления;
  • говорит, используя шаблоны, не сопровождает речь жестами;
  • придерживается жестких правил в распорядке дня;
  • страдает эмоциональными нарушениями (тревожностью, раздражительностью, гневливостью).
simptomy-autizma-e1505847962601.png
Симптомы аутизма

Существуют специфические физиологические признаки аутизма, такие как судорожный синдром, проблемы с иммунной системой, синдром раздраженного кишечника, дисбактериоз, дисфункция поджелудочной железы.

Особенностью детского аутизма является неравномерность развития психических функций ребенка. Одни процессы развиваются медленно, другие, наоборот, слишком быстро. Единых признаков аутизма не существует.

? ? ? Каждый ребенок с проблемой ведет себя по-разному.

Ранний детский аутизм

Проявления раннего детского аутизма (РДА) многообразны. Малыш может вести себя возбужденно, либо заторможено, проявлять агрессию либо гиперактивность, стремиться к соблюдению ритуалов в речи и поведении.

Различают 2 вида детского аутизма:

  1. Синдром Каннера. Аутизм появляется с момента рождения, сопровождается нарушениями в интеллектуальной сфере, задержкой либо отсутствием речи до 16 месяцев. Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
  2. Синдром Аспергера. Наряду с сохранной речью и интеллектом у ребенка отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, что выражается в отстраненном поведении и отсутствии интереса к другим людям. Люди с синдромом Аспергера лучше адаптируются к жизни в обществе.
autizm-u-rebenka-15-goda.png
Аутизм в 1,5 года безучастность

Атипичный аутизм не относится к РДА, поскольку проявляется в возрасте 3 лет и позднее.

Причины аутизма у детей

Исследования по проблеме возникновения аутизма у малышей показали, что основными провоцирующими факторами являются следующие:

  • генная модификация;
  • энцефалит;
  • нарушение работы головного мозга;
  • гормональные изменения;
  • последствия вирусных инфекций;
  • отравление ртутью;
  • злоупотребление антибиотиками;
  • химическое воздействие на плод через организм беременной женщины.

Исследования показали: если существует наследственная предрасположенность, то любой негативный фактор, будь то инфекция или стресс, может стать предпосылкой к появлению расстройства.

otsustvie-kontakta.jpg
Отсутствие контакта с родителями

Доктор Дэвид Амарал пришел к выводу, что можно выделить 2 типа детей-аутистов. К первой группе относятся мальчики. Явные признаки аутизма проявляются с полутора лет, что связано с развитием полушарий мозга. Вторую группу составляют аутичные дети, имеющие проблемы с работой иммунной системы.

Исследование продемонстрировало, насколько важно, выбирая способ диагностики и лечения, опираться на индивидуальные особенности психики малышей.

Аутизм у детей: признаки, симптомы

У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения. Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику.

Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.

odnoobraznye-igry-e1505848166252.jpg
Однообразные игры много часов

Особенности сенсорного восприятия

Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.

Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.

zakryvanie-ushej-e1505848215559.jpg
Закрывание ушей особенность

Парадоксальность поведения ребенка выражается в одновременном поиске однотипных впечатлений, сверхпристрастности и отсутствию интереса к миру.

Нарушение адаптации

Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте.

У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.

Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи всплывают, когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.

ne-smotrit-v-glaza-e1505848280385.jpg
Ребенок не смотрит в глаза

Особенности развития детей с аутизмом

Тревожные симптомы дают о себе знать еще в младенчестве. Картина аутизма формируется постепенно. Пик аутизации приходится на возраст от 3 до 5 лет.

Треть детей подросткового возраста наряду с аутизмом страдает эпилепсией. У многих ребят выявляются незаурядные способности. При легкой степени аутизма подростки способны к установлению контактов. Трудности заключаются в том, что у них не хватает коммуникативных навыков.

Диагностика и прогноз

Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.

Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде. Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу. Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.

autizm-u-rebenka-11-let.jpg
Аутизм в 11 лет нежелание общаться

Особенности общения родителей с ребенком

Научиться общаться с аутичным малышом то же самое, что освоить чужой язык. Главное, что должен запомнить родитель: от его поведения зависит эмоциональное состояние малыша.

Основные правила взаимодействия выглядят следующим образом:

  • помогать по необходимости, не назойливо;
  • оказывать помощь не подавляя активность;
  • избегать постановки непосильных задач.

Чтобы сформировать желаемое поведение родитель должен показать пример, затем похвалить за правильное выполнение. Можно буквально показывать те или иные действия, затем просить повторить, либо делать рукой ребенка.

Для поддержания контакта достаточно находиться в зоне досягаемости, чтобы ребенок ощущал присутствие. Если он эмоционально холоден, такое родительское поведение позволит постепенно сблизиться. В случае, когда малыш сильно привязан к взрослому, некоторая отстраненность позволит развить самостоятельность.

Главное условие любви к ребенку принятие. Многие родители боятся и стесняются своеобразных поведенческих проявлений.

Если ребенок начинает действовать стереотипно кружится, раскачиваться, следует попытаться переключить его внимание. Способы отвлечения должны быть разнообразными, чтобы не закрепилось стереотипное поведение.

autizm-vazhno-e1505848405245.jpg
Важно знать родителям

Обращаться к малышу следует на понятном для него языке, но слишком упрощать речь не стоит. Полезно приобщать малыша к совместной деятельности, например, накрыванию на стол, участию в уборке комнаты. После того, как малыш выполнить поручение, следует его похвалить. Совместная деятельность позволяет воспитывать в ребенке чувство ответственности, учит взаимодействовать в команде, контактируя с другими людьми.

?Необходимое условие успеха создание теплой, душевной атмосферы в семье.?

Требуя невозможного, родители усугубляют ситуацию. Ребенок начинает проявлять агрессию, либо замыкается. Полностью вылечить аутизм невозможно. Ранняя диагностика аутизма позволяет увеличить шансы на то, что ребенок сможет адаптироваться в коллективе. Коррекционные занятия проводятся индивидуально в специально оборудованных классах или дома. Разработана специальная система для обучения аутичных ребят, которая позволяет максимально приблизить их к жизни в современном обществе, а также повысить качество жизни в целом.

Персонажи вашей психики

Теория системной психологии семьи рассматривает 3 вида субличностей:

  1. Менеджеры, роль которых контроль поступков, приводящих к болезненным ощущениям. Они ответственны за то, чтобы человек не испытывал болезненных чувств, или, по крайней мере, уменьшить их по возможности.
  2. Изгнанники это хранители нашего стыда, боли, воспоминаний о тяжелых травмах. Эти личности стараются возвращать сознание людей к событиям прошлого и заставляют испытывать болезненные чувства. Они мечтают о том, что со временем их излечат от боли, и поэтому старательно обращают на себя внимание. Менеджеры яростно борются с ними, стараясь заглушить их голос. Когда не могут справиться в одиночку, подключают третий тип, пожарных.
  3. Пожарные в борьбе не церемонятся в выборе средств, а выбирают радикальные методы, позволяющие избегать болезненных эмоций. Они могут выражаться в заедании стресса или в том, что одна из сторон конфликта накричит на другую.

Каждый из этих типов выполняет свои функции, провоцируя человека поступать порою так, как он не поступил бы в обычное время.

Шварц поясняет в своей теории, что в стрессовой ситуации ребенок родитель бывает и так, что одна часть психики может в ответ на поведение ребенка вызвать ваш гнев и крик. Другая при этом, будет призывать вас к мирному исходу конфликта.

situatsiya.jpg

Три типа психики могут провоцироваться поведением ребенка, и работать нужно с каждой из них.Конечно, никто из родителей не хочет доводить ситуацию до абсурда. Лишь, получив доступ к центральной части личности, называемой самость, можно выйти из этой модели зависимости.

Центральная часть личности человека самость

По теории психолога Шварца, самость есть в каждом человеке с момента его рождения. В этой центральной части нашей личности (ядре) есть все необходимое, что поможет нам стать образцовыми родителями. Лишь из самости возможно взаимодействовать с окружающей нас действительностью, проявляя свои лучшие природные и человеческие качества: смелость, человеколюбие, сострадание, любопытство, ясность ума, терпение, креативность, настойчивость, игривость.

Только такое слаженное взаимодействие всех трех типов персонажей способно обеспечить правильный подход к воспитанию ребенка.

samost.jpg

Основная мысль воспитания ребенка родителями, не заключается в том, чтобы научить его тому, что он не умеет делать или не знает. Главное, устранить то, что мешает ребенку правильно себя вести и этим вредит ему.

Бывают ситуации, в которых вы обижаетесь на ребенка за его высказывание или действие с его стороны. Реакция на это может быть самая разная, и пока малыш растет, возможны всякие ситуации в процессе его воспитания.

Ребенок, активизируя то один тип вашей маленькой личности, то другой, даже не думая об этом, дает понять, что именно вы должны в себе исцелить, исправить, чтобы вы испытывали в дальнейшем, как можно меньше болезненных чувств!

Это трейлер мультика. Рекомендуем пересмотреть все серии и второй сезон это поменяет ваши понятия о происходящем

Источники:

  • https://kipmu.ru/8-tipov-intellekta-rebenka-sovety-po-razvitiyu/
  • https://vsepromozg.ru/teoriya/tipy-intellecta
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/deti-pokoleniya-alfa.html
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/prichiny-poyavleniya-autizma.html
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-uznat-chto-u-rebenka-v-golove.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит