Развитие пространственного мышления

СОДЕРЖАНИЕ

Пространственное мышление вид умственной деятельности, который обеспечивает формирование объемных образов, также включающий в себя рассуждение в терминах изображений и использование их в ходе решения различных задач (как практических, так и творческих). Основывается на образе, который имеет пространственные характеристики: форма, размер, положение в пространстве и др.

Ребенок с развитым пространственным мышлением

jj.jpg

Пространственное мышление отвечает за ориентирование в окружающем мире, решение геометрических задач и представление объектов в объеме. Закладывание подобных навыков происходит еще в дошкольном возрасте, так как в этот период развития обучение происходит наиболее просто и эффективно.

Пространственное мышление в возрасте от трех до восьми лет приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использовании при решении разного рода задач.

Не стоит бояться начать развивать навыки пространственного ориентирования у ребенка слишком рано. Ученые, занимающиеся изучением нейрофизиологии, выяснили, что в самом раннем детстве происходит развитие отделов головного мозга, которые влияют на размышления о пространственном положении объектов. Так младенцы в возрасте четырех месяцев показывают умения, которые связаны с мысленным вращением различных вещей.

Как пространственное мышление поможет первокласснику

schoolboy-934702_960_720.jpg

Навык пространственного мышления формируется в ходе определенных видов деятельности: лепка, аппликация, рисование и т.д. На уроках же математики, которые даются в младшей школе, разбирается узкий круг задач: детей обучают понятиям формы, длины, положения в пространстве. Но в рамках школьной программы рассматривается недостаточное количество геометрических задач, что оказывает негативное влияние на понимание фигур и задач, связанных с ними.

В ходе исследований предположение о важности повышения количества знаний по математике и геометрии в начальных классах школы подтвердилось, так как именно на этих уроках происходит:

  • Приобретение запаса геометрических образов
  • Формирование двух видов воображения: плоскостного и пространственного
  • Формирование базовых понятий о геометрии
  • Применение геометрических фигур в решении задач
  • Заложение базового навыка мышления с помощью методов геометрии (сравнение, анализ и т.д.)
  • Получение навыка конструирования
  • Приобретение творческого навыка

Умение мыслить в пространстве поможет первокласснику:

  • Достигнуть спортивных успехов
  • Организовать свое рабочее пространство
  • Научиться концентрироваться
  • Быстрее воспринимать информацию

Этапы развития пространственного мышления

apprentice-1694970_960_720.jpg

Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:

  1. Анализ разделение предмета на составные части.
  2. Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
  3. Абстрагирование в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
  4. Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
  5. Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.

Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:

  1. Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
  2. Понимание расположения в пространстве навык, формирующийся к трем годам.
  3. Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
  4. Понимание пространства как системы навык, который приобретается в начальных классах.

Развитие пространственного мышления в дошкольном возрасте

Развитие навыков ориентации в пространстве у дошкольников помогает передвигаться по местности, ориентируясь самостоятельно и эффективнее обучаться.

Как формировать пространственное мышление у детей до 3 лет для этого достаточно проводить с ребенком пару упражнений:

  • Поиск клада. Эта игра помогает развить навык ориентирования по плану или чертежу. Объяснив, что план (или карта) является изображением комнаты сверху, нужно нарисовать вместе с ребенком карту, показав, как располагается вся мебель в комнате. После этого попросите ребенка выйти из комнаты, чтобы вы смогли спрятать его игрушку и отметить ее расположение в комнате на карте.
  • Расставь правильно. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, согласно вашим указаниям (левее, правее и так далее), расположил геометрические предметы на поверхности стола.
  • Лабиринт. Игра проста: ребенок закрывает глаза, следуя инструкции, чертит на листе бумаги путь со слов ведущего.

Как стимулировать пространственное мышление у ребенка в возрасте 3-5 лет

  • Оригами и пазлы. В процессе складывания фигурок или картинок в сознании ребенка формируется финальный образ, по которому он ориентируется и продолжает сбор.
  • Перечерчивание фигур. Игра основана на освоении базовых истин геометрии и черчения. Это упражнение крайне вариативно: начиная с простого перечерчивания фигур, заканчивая рисованием по памяти.
  • Чертежи. Всё, что можно изобразить в виде схемы, карты и так далее.
  • Муха. В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова стоп участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение

Развитие пространственного мышления в младшем школьном возрасте

Полученная база пространственного мышления требует дальнейшего развития. Для этого стоит продолжать складывать оригами и пазлы, играть в тетрис, разгадывать загадки, ребусы. Важно уделить внимание прогулкам, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет

  • прогулки, на которых необходимо помогать ребенку ориентироваться в пространстве,
  • играть в игры, связанные с различными образами (загадки, ребусы, оригами, аппликации),
  • онлайн-тренажеры на пространственное мышление, настольные игры

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше

Дети в возрасте 7-11 лет получают уже более конкретные знания о формах, длине, расположении предметов в пространстве на уроках математики. Однако, информация ограничена, геометрических задач в школьной программе немного. Ученые пришли к выводу, что увеличение количества информации, которая дается на уроках математики в первые годы в школе, необходимо, так как именно на этих уроках происходит формирование:

  • Представления о геометрии и простейших понятиях в ней;
  • Воображения на плоскости и в пространстве;
  • Навыка применения фигур для решения задач;
  • Навыка размышления через математические методы;
  • Базового навыка конструирования.

Множественные исследования показывают, что уроки математики способствуют развитию всех видов мышления. Эти задачи и упражнения помогут развить пространственное мышление у ребенка:

  • Все задания, связанные с изучением свойств объектов и их положения в пространстве: рисование, аппликация, оригами;
  • Математические диктанты, основанные на графике;
  • Изготовление многогранных предметов, например, с помощью конструктора.

Задачи и задания на пространственное мышление

kar.jpg

Постепенно переходите от простых задач к более сложным.

Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет

Основная цель игровой деятельности, начиная с 3 лет формирование новых навыков и развитие уже полученных. Важно предоставить ребенку как можно больше знаний о существующих геометрических фигурах, их возможном расположении в пространстве.

  • Игра Помести кошку. Суть: попросите ребенка представить любое насекомое или животное и предложите подумать, куда оно может поместиться (коробка, кружка, шкаф и так далее).
  • Игра Расставь правильно. Положите перед ребенком предметы и попросите расставить, исходя из ваших указаний левее, правее, дальше или ближе. Можно взять кубики для этой игры.

1021750864.jpg

  • Метаморфозы. Суть проста: нужно нарисовать круг за квадратом, прямоугольник за треугольником и так далее. Задание можно усложнить, перейдя к объемным фигурам (кубам, цилиндрам, сферам).
  • Спецагент на задании. Ребенку нужно внимательно посмотреть на комнату, в которой он находится, чтобы запомнить предметы в окружении. Затем нужно задавать ему вопросы, пока ребенок, с закрытыми глазами, пытается воспроизвести в уме то, что увидел.
  • Рисунок на спине. Игра проста: вы рисуете на спине ребенка фигуры, он пытается отгадать их.
  • Муха. В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова стоп участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение.
  • Маршрут движения. С помощью карты вы показываете ребенку начальный и конечный пункт, он, в свою очередь, называя каждый поворот, рассказывает свой маршрут из пункта А в пункт Б.

ke.jpg

  • Волшебный мешочек. В небольшой мешочек нужно сложить разные объемные фигурки, чтобы затем ребенок на ощупь смогу угадать, что находится внутри.
  • Простые задания с бумагой. Так как перечисленные выше игры требуют определенные расходные материалы и время, можно воспользоваться максимально простым вариантом взять бумагу и ручку и придумать свои простые игры:
    • Фигуры из точек по образцу
    • Повторение узоров из линий
    • Дорисовывание зеркальной половинки картинки
    • Математические диктанты и так далее

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

kr.jpg

  • Сюжетные игры:
    1. Дом игрушек: в шкафу располагают игрушки, затем детям предлагают поиграть с ними (мол, игрушки устали и хотят развлечься), после игры нужно поставить игрушку на то место, где она стояла до этого.
    2. Кто где живет?: создается дерево, на котором располагаются животные, нужно попросить детей рассмотреть внимательно изображение и ответить на вопросы, кто и где живет.
    3. На подобный манер можно придумать множество сюжетов.
  • Игры в прятки. Прятки развивают пространственное мышление в форме игры. Для того, чтобы победить, нужно хорошо спрятаться, а для этого требуется найти выгодное место, уметь ориентироваться на месте, чтобы избежать ведущего.
  • Подвижные игры. Активные игры основаны на умении ориентироваться в пространстве. Догонялки хорошее ориентирование на месте и скорость позволяют победить в игре. Также этот вид активности поможет избавиться от информационной перегрузки у детей.

Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления

  • Графический диктант одна из развивающих игр, направленная на детей в возрасте 6-11 лет. Диктанты помогают развить не только мелкую моторику с координацией, но и пространственное мышление.
  • Настольные игры. Тренируют навык концентрации, стратегическое и пространственное мышление.

1031430190.jpg

  • Игра регулировщик. С помощью карты вы показываете ребенку начальную и конечную точку, а он, называя каждый поворот маршрута, описывает свой маршрут до пункта назначения.
  • Лабиринт. Ребенок с закрытыми глазами следует за инструкцией, чертя на листе бумаги путь со слов ведущего.
  • Зеркало наоборот. Правила просты: вы показываете определенные действия, ребенок повторяет, как бы становясь вашим отражением.
  • Словесные игры. Существует множество различных словесных игр (города, две правды и одна ложь, ассоциации и многие другие). Все они используют воображение и умение воспринимать информацию на слух. Также важна внимательность, чтобы соблюдать правила игры.

Сайты, настольные игры, книги

700kh210_banner_na_glavnuiu_mif.jpg

  • И. С. Якиманская Развитие пространственного мышления школьников. Работа рассматривает затруднения, возникающие в развитии пространственного мышления. Также автор пытается определить значение в различных видах деятельности. И. С. Якиманская рассказывает о результатах исследований механизмов, которые задействованы в создании пространственных образов и их использовании. Также делается акцент на различия, обусловленные индивидуальностью личности и возрастом, более того, раскрывается их природа и описываются методы выявления особенностей восприятия и их оценивания.
  • Развивающие игры

Следопыт Колобок игра, которая научит ребенка строить маршрут. Надо помочь колобку добраться до бабушки, но обойти стороной хитрую лису Патрикеевну. Подойдет детям от 5 лет.

1012981498.jpg

  • Катамино отличная развивающая настольная игра для возраста от 3 лет. По сути своей аналог тетриса. Может играть большое количество людей. Прекрасно подойдет как умное развлечение для всей семьи.

1025563874-e1562609791553.jpg

Морской бой старый, добрый и любимый с детства. Игра подходит детям от 7 лет.

1021834525.jpg

  • Английский язык для детей. Изучение новых языков требует усилий. Чтобы запомнить новые слова и грамматику нужна система, которую проще усвоить при развитом пространственном мышлении.
  • Развивалки онлайн. Существует множество сайтов, которые помогут развить навык пространственного ориентирования:

iqclub.ru огромная коллекция всевозможных игр, упражнений, задач для детей от 3 до 14 лет. Игровая онлайн форма привлекательна, проста и интересна.

j.jpg

InternetUrok настоящая домашняя школа, где можно развивать мышление и интеллект из любой точки мира. Может заменить, как обычные уроки, так и факультативные развивающие занятия.

LogicLike развивающая, образовательная онлайн-платформа для детей от 5 до 12 лет. Качественное, вдумчивое обучение подается в понятной, интересной форме. Здесь можно потренировать не только пространственное мышление, но и логику, математические способности. Ресурс награжден всевозможными премиями, в том числе премией Рунета в 2017 году, как лучший образовательный медиапроект 2017 года.

banner-fcca2e8e043bc14e56a9eef12921fcfe.png

Как развить пространственное мышление взрослым

  • Делайте наброски. Рисование требует рассмотрение объекта с разных ракурсов, понимания положения в пространстве предмета, действия правил перспективы и так далее.
  • Играйте в шахматы. Шахматы игра, основанная на стратегии, прочитывании намерений оппонента. Этот способ развитиямышления хорош, так как в процессе важно следить и продумывать не только свои ходы, но и напарника по матчу.
  • Используйте дворец памяти. Для большинства людей память и пространство вещи взаимосвязанные, поэтому, представляя свой мозг в качестве хранилища, вы развиваете и пространственное мышление, и улучшаете память.

ba3ccb7168d05669d993bc6bb1db4232.png

  • Запустите дрона. Управление летающим предметом в воздухе с помощью пульта управления гораздо сложнее, чем кажется. Это требует сноровки и концентрации, так как требуется в одно и то же время следить за положением дрона, и за управлением им.
  • Разгадывайте головоломки. Кубик Рубика, судоку, кроссворды и другие задачи помогают развивать пространственное мышление, ведь требуется внимание и понимание, какую форму примет головоломка в конце.

1022705711.jpg

  • Исследуйте физический мир. Этот способ научит представлению предметов из окружающего мира, оценивать расстояние, на котором тот или иной объект находится.
  • Научитесь мысленно вращать предметы. Умение без изменений представлять плоский или объемные предмет в пространстве.
  • Играйте в видеоигры. Конечно, не каждая игра подойдет для развития навыков ориентирования в пространстве. Идеальным вариантом являются: 2048, Civilization, Minecraft и все те, что основаны на существовании мира, в котором продвижение идет на расчете дальнейших шагов.
  • Играйте в настольные игры. У настольных игр действие такое же, как и от видеоигр. Однако главное превосходство в манипуляциях с реальными объектами. Поэтому стоит задуматься о приобретении Манчкина, Монополии, Дженги или других не только для улучшения пространственного мышления, но и для занимательного вечера с друзьями и родными.

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств зрения, слуха, обоняния, осязания. И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им учите ребенка думать. При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

Предлагайте ребенку:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: одинаковые, различные, больший, меньший, справа, слева, между. Осознанное оперирование этими терминами приходит позже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

Вам помогут:

  • игры на формирование трехмерных представлений Помести кошку (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), Расставь правильно (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), Составь маршрут;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других (где находится кошка? за домом).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и улучшать.

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, какого цвета стол слева от тебя?;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, Геометрика, шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск клада с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить на плоскости, но по мере взросления задачи становятся трехмерными, и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками по-взрослому создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по тени (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор Геометрия в кубиках, либо блоки Дьенеша / кирпичики Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе от простого к сложному.

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок не тянет, отстает, не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

  • Задачи на перестановки;
  • Задачи на шахматном поле;
  • Фигуры. Развертки. Отражения;
  • Периметр и площадь;
  • Алгоритмы;
  • Шестеренки;
  • Соты. Судоку. Японские кроссворды.

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов например, только форму, размер или только месторасположение. Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как Найди лишнюю фигуру или Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим.

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Простые задания с бумагой и ручкой (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции (нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа);
  • проходить лабиринты (помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе интерес со стороны ребенка.

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для начинающих) или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, провезти машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома цветок, а вместо дороги траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите методику: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания прямого действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык пространственное мышление.

Простые игры на развитие пространственного мышления

Игра Помести кошку

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра Расставь правильно!

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра Метаморфозы

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, разрезать игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра Спецагент на задании

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра Рисунок на спине

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра Муха

В нее играют два человека, плюс один наблюдатель. Игроки представляют а наблюдатель расчерчивает игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра Маршрут движения

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут направо и налево. Затем смените роль: теперь ребенок диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова вверх и вниз.

Игра Волшебный мешочек

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией навыком нарисовать в уме картинку. Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. Картинка трехмерного мышления предельно достоверная. Продукт образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда с отсутствием соответствующего опыта и тренировок. Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании ориентироваться в пространстве, навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не блуждал в трех соснах с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Этапы развития

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

  • Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами — слуховыми, зрительными и двигательными;
  • Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;
  • До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;
  • Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

Развитие в дошкольном возрасте

Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте.

Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственного интеллекта до поступления ребенка в первый класс. Основы математики закладываются в ограниченном формате оперирования числами. Проведенные исследования выявили, что воспитатели детских садов имеют слабое понимание пространственного мышления, воображения и восприятия, поэтому чаще всего, ребенок попадает в школу не будучи подготовленным в области математики. Однако, родители в состоянии самостоятельно развивать у своих детей восприятие пространства, выполняя с ними упражнения и задания из области математики и геометрии. Эти методы являются доступными для детей, старше трех лет и уже определяющих фигуры и цвета.

  1. Найди клад. Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на плане.
  2. Помести кошку. Суть задания в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.
  3. Расставь правильно!. Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача расставить их по вашему указанию ближе, дальше, вперед, назад, и т.п.
  4. Лабиринт. Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: влево, вправо, вперед, назад и т.п.
  5. Кто самый внимательный?. Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, какого цвета стол стоит слева от тебя?

Как мы видим, несмотря на узкую методологическую базу развития мышления пространства у детей дошкольников, родители сами в состоянии разработать задания и проверочный тест, требующие ориентирования в пространстве и знания основ математики.

Развитие в младшем школьном возрасте

Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач. Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов — формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;
  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

  1. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.
  2. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.
  3. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.
  4. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.
  5. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.
  6. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

И в заключение

Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

4406e308d6ff73746e191b823d2e1d0f373176b2.png

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

422ed26ef84b86af964e0831c7c5e1153c592464.png

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху — внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

Если нравится тебе, то делай так

  • Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево право интересно выполнять под известную песенку Если нравится тебе, то делай так. Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх — вниз, в стороны, поочередно влево — вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.
  • Аналогично выполняются движения для ног: Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) .
  • Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед — назад, влево — вправо.

Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх — вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Игрушки помощники

cf02f2a21cf37809a6bba980c61ae8004ad4d08e.pngШироко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: Машина поехала влево, а мячик покатился вправо, Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую, Какой игрушки не стало с правой стороны?

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки — прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой:

Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они ‒ сапожки. Этот ‒ с левой ножки, (ребенок показывает ножки и сапожки)Этот ‒ с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем галошки. (Объяснить, что галошки — это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)Эта ‒ с правой ножки, Эта ‒ с левой ножки. Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой:

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова ‒ правою ногой, Снова ‒ левою ногой, После ‒ правою ногой, После ‒ левою ногой. Вот тогда придешь домой!

Народныеигры на основе потешек также заинтересуют детей:

Ну-ка, топни ногой, И притопни другой. Топни левой, Топни правой. Левой, правой, Левой, правой.

На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию) Танцевали гопака: Правой ножкой топ,топ! Левой ножкой топ, топ! Ручки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?

Творческие задания

Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:

  • Считаем ступеньки левой ножкой, правой ножкой.
  • Мяч вверх полетел, а потом — вниз.
  • Для решения задачи можно преобразовать подвижную игру Карусели: Еле-еле, еле-еле закружились карусели, влево — вправо, влево — вправо.
  • На улице также можно играть во множество самостоятельно придуманных игр на ориентировку в пространстве: Покажи белый дом слева, найди высокое дерево справа, Что впереди нас, а что сзади? , Кто идет с левой стороны от нас?

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:

Сюжетные игры

030573d7565fb51c2cc40f8da5bd3303137bee31.pngДля знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:

  • День рождения куклы, в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
  • Наш мишка заболел, под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.

Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.

Игры в прятки

  • Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом прокладывается путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д. Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
  • Как новый вариант игры, можно использовать разноцветные стрелки, указывающие путь к игрушке. Взрослый активизирует дошкольника с помощью вопросов: В какую сторону показывает зеленая стрелка?, А сейчас куда идти по красной стрелке?
  • Далее можно усложнить задание: предложить дошкольнику спрятать предмет и руководить действиями взрослого.

Подвижные игры

Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:

  • Мяч в корзину (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
  • Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой).

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения — алгоритмы, требующие применения логического мышления:

Графический диктант

Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) . Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.

Настольные игры

fc2077708ef82f38d8c0a4bddfaadaf837ba7b76.pngКлассикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны Ход конем, Колумбово яйцо, Разрезные картинки, Сложи узор, головоломки.

Игра Регулировщик

Актуальна для закрепления правил дорожного движения.

  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь водителю: прямо до светофора, вправо и т. д.
  • Аналогично проводится игра на игровом поле Пройди по улице, перейди дорогу с мелкими игрушками.

Лабиринт

  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
  • Как вариант, можно усложнить задание: Найди самый короткий путь.

Зеркало наоборот

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

274e0ab7ad5a2a105f19a8cdac7ab3f0857b50a7.png

  • Скажи наоборот: вверх-…, влево-…, север-… (как вариант проводится игра с мячом),
  • Я начинаю, а ты продолжай (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере…).

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Источники:

  • https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/prostranstvennoe-myshlenie.html
  • https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/razvivaem-prostranstvennoe-myshlenie
  • https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/doshkolnik-prostranstvennoe-myshlenie
  • https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-doshkolnikov.html
  • https://myintelligentkids.com/dlya-chego-nuzhno-razvivat-prostranstvennoe-myshlenie-u-doshkolnikov

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит