Факторы, влияющие на толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями

СОДЕРЖАНИЕ

В этой статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование лояльного отношения к детям-инвалидам и предложения вмешательства. Исследование показало, что дети, которые взаимодействуют с детьми-инвалидами или даже наблюдают за ними легче проявляют толерантность к ним, чем дети, не имеющие прямого контакта с детьми с ОПРФ*.

Интеграция детей-инвалидов в обычный класс

Интеграция детей-инвалидов в обычный класс поможет улучшить взаимодействие. Даже косвенный контакт, такой как наблюдение за играющими с детьми-инвалидами, снижает тревожность и увеличивает сочувствие к детям-инвалидам. Дискриминация ставит стену между ними. Часто, причиной негативного восприятия и недобрых жестов к детям-инвалидам является отсутствие понимания и тревожные реакции инвалидов. Вероятнее всего, это основано на страхе и дискомфорте, чем чисто на злобе. Школьные опыты детей-инвалидов могут иметь положительную и отрицательную окраску и влияют на поведение учителей и учеников, а также на общую политику школы.

Школьные учителя могут взять на себя инициативу за формирование толерантного, школьного климата по отношению к детям с ограниченными возможностями и в случае необходимости инициировать толерантность. Дети-инвалиды часто подвергаются стигматизации, встречая поведенческие и физические барьеры в школе и в повседневной жизни. Хотя федеральное законодательство (например, Закон об инвалидах 1990 года) защищает неотъемлемые права детей с ограниченными возможностями, но не всегда может защитить их от тонких форм дискриминации и предрассудков.

Дети школьного возраста с ОПРФ зачастую имеют отрицательные переживания, связанные с их инвалидностью, и школьные консультанты, администраторы и учителя должны создать более комфортные условия для них, способствующие их академической успеваемости, личному и социальному росту. Исследуя поведение и взаимоотношения учителя и учеников, а также системные факторы, связанные со школой, учителя и сотрудники школы могут выявить области для вмешательства и реагировать соответствующим образом.

Ориентация персонала школы

Исследователи рекомендовали сотрудникам школы обучаться, чтобы помочь продвинуть отношения сотрудничества между учащимися с ограниченными возможностями и без инвалидности. Они предположили, что формирование толерантного взаимодействия между этими учениками чаще всего не встречается в природе и учителя должны эффективно способствовать взаимодействию, если они хотят, чтобы дети-инвалиды занимались наравне со своими сверстниками. Кроме того, опыт показал, что для успешного внедрения детей-инвалидов в классы образования очень важно, чтобы они научились взаимодействовать с детьми без инвалидности.. Кроме того, исследователи обнаружили, что преподаватели дошкольных и школьных учреждений, которые прошли подготовку кадров имеют стратегии оказания помощи межличностного взаимодействия детей-инвалидов и детей без инвалидности. Учителя могут научиться облегчать контакт между этими учениками и помочь научиться взаимодействовать, если им будут представлены возможности и поощрения. Можно усомниться в эффективности школьного учителя, который обладает негативным отношением к ученикам с ОПРФ.

playing-in-the-wind-1419570-1024x647.jpg

Мероприятия по улучшению отношений

Профессиональная деятельность учителей также может быть разработана таким образом, чтобы учителя научились лучше отвечать потребностям всех учащихся и научиться изменять уроки таким образом, которые были бы полезны всем присутствующим в классе. Директора школ должны моделировать новые методы подготовки учителей. Зачастую учителя чувствуют себя неуютно при работе с детьми, у которых физические и интеллектуальные отклонения, потому что они не обладают достаточными знаниями или некомпетентны.

Ученые пришли к выводу, что дети без инвалидности обычно предпочитают взаимодействовать с детьми без физических или интеллектуальных отклонений. Кроме того, они обнаружили, что отношение большинства детей к инвалидам классифицируют как нейтрально- положительные, а девочки относятся более лояльно, но чуть более 20% учеников настроены негативно. Они также обнаружили, что дети, которые имеют друга или одноклассника с инвалидностью имеют более позитивное отношение к ним, чем дети без непосредственного контакта с инвалидами.

*ОПРФ особенности психофизического развития

Отношение к инвалидам в обществе

shutterstock_92902894.jpg

Статистика указывает на двойственное отношение к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, если респондентам предлагают вопросы общего характера, большинство отвечает: инвалиды такие же члены социума и заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Большинство россиян готовы жертвовать на социальные программы деньги и считают, что инвалидам должны быть предоставлены равные со всеми возможности.

Но это только до тех пор, пока дело не касается чего-то более конкретного и личного. Например, опросы, проведенные в Москве, Петрозаводске и других городах Российской федерации, выявили: многие школьники не хотят учиться вместе с особенными детьми и родители с ними солидарны. На практике это оборачивается тем, что дети-инвалиды и их родители нередко сталкиваются с негативным отношением. Матери особенных детей жалуются, что их детей обижают на детских площадках, а иногда даже просто просят покинуть места общего пользования, чтобы не смущать или не травмировать здоровых ребятишек. Сами дети с ограниченными возможностями говорят, что их нередко дразнят, обижают, толкают и прогоняют здоровые ровесники.

Но не меньше негатива ранит и неумеренная жалость. Как найти золотую середину, как воспитать в детях правильное отношение к людям с особенностями?

Правовые вопросы для инвалидов и личный комфорт окружающих

В 1995 году ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности, призывая всех членов общества быть терпимее и добрее ко всем окружающим, вне зависимости от расы, религиозных предпочтений, физического здоровья и других качеств.

В России принято несколько законов и постановлений, направленных на создание для людей с ограниченными возможностями нормальных условий для жизни и осуществления своих прав.

В реальности инвалиды часто сталкиваются со многими трудностями, начиная от приема на работу и заканчивая отсутствием элементарных условий для передвижения по городу.

Дети с особенностями имеют право обучаться вместе со всеми остальными сверстниками. Но на самом деле учебные заведения нередко ищут поводы отказать таким детям в зачислении, находя множество отговорок.

Те же граждане, которые соглашаются пожертвовать средства на помощь детям-инвалидам, голосуют против установки пандуса у подъезда, в котором нуждается инвалид-колясочник. Правовые вопросы отодвигаются на второй план, когда речь заходит о собственном комфорте.

Почему так происходит? Почему люди проявляют бестактность и равнодушие, сталкиваясь с особенными детьми и взрослыми?

Общество и инвалиды

На самом деле наши сограждане не жестоки и не равнодушны, во всяком случае, в большинстве. Просто очень многие из них не знают, как нужно себя вести, ведь каждый человек с ограниченными возможностями особенный, со своим собственным отношением к своей проблеме. Проще сделать вид, что ничего не замечаешь, чем пытаться найти подход к особенному ребенку или взрослому.

Кто-то из людей с особенностями совершенно не комплексует из-за отсутствия частей тела или нарушения их функций, живет, как живется, не чувствует себя инвалидом и не ждет милостей ни от природы, ни от общества. Принимает помощь легко, не жалуется на ее отсутствие, и даже жалеет тех, кто оказывается в замешательстве, столкнувшись с необходимостью взаимодействия с инвалидом.

Другие не могут избавиться от негатива, от обиды на жизнь, обошедшуюся с ними так несправедливо.

Третьи горят желанием доказать всему миру, что они не отличаются от всех остальных, воспринимают сочувствие и желание помочь как оскорбление и унижение. При этом их может ничуть не меньше ранить и отсутствие внимания и желания помочь.

Наверное, для правильного взаимодействия с особенными людьми необходим не только такт, но и эмпатия. Чтобы почувствовать себя в чужой шкуре, ощутить чужую боль и беспомощность, или внутреннюю силу и жизнелюбие, и вести себя соответственно. Потому что общих правил в отношении к инвалидам быть не может.

Но такую чуткость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста.

Воспитание чувств

shutterstock_356459291.jpg

Очень часто мы можем ранить походя, не задумываясь над последствиями своих действий.

Ситуация: мать, гуляя со своим малышом, встречает на детской площадке ребенка с ДЦП. Странный малыш с неловкими, словно изломанными движениями, обязательно привлекает внимание здоровых детей. Что делают многие мамы в такой ситуации? Говорят своим деткам: Не смотри на него, нельзя! Иногда даже закрывают им глазки рукой и уводят ребенка, опасаясь психологической травмы и неудобных вопросов.

Особенный ребенок, если замечает такую реакцию, страдает, чувствуя себя изгоем, чудовищем, неприкасаемым. Здоровый малыш, спасенный матерью от неподходящего зрелища, делает вывод: с некоторыми детьми, не похожими на других, общаться не стоит. Наверное, они плохие, если на них даже смотреть нельзя.

Но если мать внушает своему здоровому ребенку, что всех не таких нужно жалеть, это тоже не лучший вариант. Жалость действительно способна ранить, унизить.

Какой же путь правильный?

Уважение к личности. Каким бы ни был человек, он уникален и неповторим. Он живет, и имеет право пользоваться всеми возможностями и благами социума. Маленький мальчик с синдромом Дауна и девочка, страдающая эпилепсией, точно также любят играть с другими детьми, ходить в цирк или в бассейн, как все остальные дети. Ребенок с ДЦП точно так же нуждается в социальных взаимодействиях для гармоничного развития, как здоровый ровесник. Непривычная внешность малышей, родившихся с физическими отклонениями, не должна вызывать нездорового любопытства и уж точно негатива. Любой ребенок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви вне зависимости от своих физических особенностей.

Как относиться к особенному ребенку?

Просто как к ребенку. Которому иногда нужна помощь, внимание, самостоятельность и все остальное, в чем нуждаются обычно дети. Не нужно приучать их к жалости, к снисходительности. Свои особенности малыш и так знает, но вот как он станет к ним относиться зависит от его окружения.

Перечень заболеваний

Вне зависимости от вида заболевания инвалидом является ребенок, если у него отмечается хотя бы одно из следующих условий:

  • Наличие постоянного расстройства нормальной работы организма, что может развиться в результате травмы, заболевания, родов.
  • Отсутствие самостоятельной речи, движений, выполнения действий.
  • Потребность в социальной защите.

Детская инвалидность присваивается на определенный срок, продление производится через индивидуально назначенный МСЭ (медико-социальной экспертизой) период. Обычно группа присваивается на 12 года или до 16 лет. Перечень заболеваний 2019 года, которые претендуют на оформление инвалидности:

Со стороны дыхательной системы на присвоение группы претендуют при астме, трансплантации легкого, туберкулезе, саркодиозе. Со стороны кровеносной системы при стенокардии, гипертензии, аневризме, ишемии сердца, аритмии, атеросклерозе. Со стороны пищеварительной системы при язве, колитах, энтеритах, панкреатите, холецистите, хроническом гепатите. Со стороны мочеполовой системы:

  • при пиелонефрите;
  • почечной недостаточности;
  • отсутствии почки;
  • мочекаменной болезни.

Со стороны иммунной системы:

  • при анемии;
  • гемофилии;
  • ВИЧ;
  • трансплантации органов;
  • агранулоцитозе;
  • иммунодефиците.

Со стороны соединительных тканей:

  • при красной волчанке;
  • склерозе;
  • артрите.

Со стороны центральной нервной системы (ЦНС):

  • при хронических мигренях;
  • травмах головы;
  • склерозе;
  • болезни Паркинсона;
  • ДЦП;
  • травмировании спинного мозга.

Со стороны психики при аутизме, шизофрении, умственной отсталости, синдроме Аспергера. Со стороны зрения и слуха при сужении поля зрения, слепоглухоте, полном отсутствии слуха, трахеостоме. Со стороны эндокринной системы при диабете, заболеваниях надпочечников, гипотиреозе, гипопаратериозе. Со стороны кожного покрова при дерматите, пиодермии, псориазе. Также инвалидность присваивается при внешних уродствах, карликовости, травмировании позвоночника, онкологии.

Группы инвалидности

Детям с ограниченными возможностями присваивается несколько групп инвалидности, исходя из характеристики заболевания и возможности самообслуживания.

Первая группа

На первую группу имеют право дети с сильным нарушением работы организма. Они не в состоянии обходиться без помощи близких. Данную группу дают при наличии полностью или частично отсутствующего зрения, потерянного слуха более, чем на 80%, заболеваний, которые повредили функционирование нервной системы, отсутствия ног.

Вторая группа

На вторую группу могут претендовать дети, минимально себя обслуживающие при помощи специальных устройств. При наличии следующих заболеваний:

  • цирроза печени;
  • нарушенного зрения;
  • паралича ног;
  • экзартикуляции бедра;
  • свища;
  • легочной недостаточности 2 степени.

Третья группа

На присвоение третьей группы претендуют дети, имеющие ограничения в результате перенесенного ранее заболевания или травмы. Далее эта группа не будет принадлежать к нетрудоспособному населению, она снимается.

Инвалидность 3 степени присваивается при наличии:

  • нарушенной речи. Инвалидность дадут, если разговаривает ребенок посредством вербального общения;
  • незначительных расстройств психики;
  • туберкулеза;
  • проблем с сенсорным восприятием;
  • незначительного физического уродства.

Получить инвалидность 1, 2 группы можно, если у ребенка диагностировался сахарный диабет. При наличии косолапости присваивается 2, 3 группа. Подробнее о том, как оформить инвалидность ребенку, можно прочитать в этой статье.

Льготы детям

Дети, имеющие инвалидность, имеют право на поддержку со стороны государства. При тяжелой инвалидности их могут поместить в ДДИ (детский дом инвалидов), где за ними обеспечен круглосуточный присмотр.

Пенсионные выплаты

Исходя из законодательства России детям назначается социальная пенсия. На данный вид поддержки может рассчитывать следующая категория: Инвалиды детства. Размер пенсионных начислений варьируется исходя из группы:

  • первая группа 12082 рублей;
  • вторая группа 10068 рублей;
  • третья группа 4279 рублей.

Размеры пенсий могут отличаться в зависимости от регионального законодательства. Например, в Москве дополнительно выплачивают на ребенка-инвалида по 12000 рублей. На заметку, произведение выплат производится на социальную карту, которой можно расплачиваться в магазинах, приобретая еду или одежду ребенку. Снять с нее наличные невозможно.

Единовременные денежные выплаты

В РФ детям, имеющим инвалидность, каждый месяц выплачиваются ЕДВ. Их назначение не требует особого оформления, но в пенсионном фонде должны быть данные ребенка. Размеры выплат: первая группа 2974 рублей, вторая группа 2123 рублей, третья группа 1700 рублей.

Медицинские льготы

Имеются права ребенка-инвалида на бесплатные реабилитационные меры, обеспечение необходимой техникой, услугами, которые находятся в перечне, утвержденном законодательством. Данный список включает в себя протезирование, инвалидные коляски, трости, ортопедические приспособления, собак-поводырей, слуховые аппараты.

Ребенку оплачивается путевка в санаторий. Данные учреждения снабжены популярными реабилитационными устройствами, детскими площадками, которые позволяют укрепить мышечную систему. Оплата проезда до места санаторно-курортного лечения производится не только детям-инвалидам, но и одному сопровождающему лицу. К сведению, ребенок-инвалид может получить в санаторий вторую путевку для лица, который его сопровождает.

Транспортные льготы

Социальное обеспечение позволяет детям с присвоенной инвалидностью пользоваться без оплаты любыми видами общественного транспорта. На данную льготу могут рассчитывать не только дети, но и родители, опекуны, которые обеспечивают уход. Также имеется 50% скидка на речной, железнодорожный, воздушный транспорт. Скидка на транспорт, обеспечивающий переезд на дальние расстояния, действует с октября по май включительно.

Жилищные льготы

Опираясь на закон РФ, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, могут получить следующие льготы, касающиеся жилищных условий:

  • получение жилья за счет государства;
  • 50% компенсация за содержания жилища через оформление субсидии;
  • компенсирование части оплаты за капитальный ремонт.

Налоговые льготы

Также семьи с детьми-инвалидами имеют налоговые послабления. Если родители официально трудоустроены, то у них имеется льгота по НДФЛ. Вычет составляет 12000 рублей при условии, что родители родные, опекунам положено по 6000 рублей каждый месяц. Данные выплаты производятся на ребенка до 18 лет, если он обучается на дневной форме и имеет первую или вторую группу инвалидности.

Вычеты предоставляются на каждого родителя, то есть полная семья получает удвоенные льготы. Транспортные льготы назначаются регионом. Они полагаются тем родителям, которые проживают в местах с соответствующим законом. Некоторые регионы снизили налоговую ставку, некоторые ее полностью отменили.

Учебные льготы

У ребенка-инвалида имеются льготы при условии прохождения вступительных испытаний в ВУЗ или среднее специальной учреждение. Он имеет право на зачисление без учета аттестата. На привилегию можно рассчитывать лишь в том случае, если обучение не противопоказано медкомиссией. В ходе поступления в ВУЗ гражданин, имеющий инвалидность, может рассчитывать на возможность:

  • поступить на бюджетную основу без вступительных испытаний;
  • в случае успешной сдачи экзаменов поступить по квоте;
  • получить преимущество при зачислении;
  • обучаться на подготовительных курсах бесплатно.

У ребенка с группой есть право на следующие разновидности помощи в учебных рамках:

  • безочередное поступление в детский сад;
  • отсутствие платы за детский сад;
  • бесплатное питание в школе;
  • получение знаний на дому;
  • щадящую сдачу ЕГЭ;
  • социальную работу;
  • психологическую помощь.

Дети, имеющие инвалидность по психическим заболеваниям, являются объектом социальной работы, для них созданы коррекционные школы, которые помогают им адаптироваться в социуме. В данные учреждения возможно отправить лишь с разрешения родителей, опекунов, ухаживающих за ребенком, на основании ПМПК (медицинско-педагогической, психолого-педагогической комиссии).

Права родителей

Так как у детей-инвалидов нет возможности самостоятельного обслуживания, члены семьи имеют особые права. Во время трудоустройства будущий работник должен предоставить информацию о себе, но сообщать о наличии инвалидности у детей не входит в его обязательства. Имеются особые права матери на работе, равно как и отца. На заметку, получить особые права на работе возможно при предъявлении свидетельства о рождении ребенка и справки об инвалидности.

При заключении договора лицо, имеющее на попечении ребенка-инвалида, вправе трудиться неполную неделю или неполный день при условии полностью сохраненной заработной платы, отпуска, без изменения общего стажа. Кроме того, родители, которые воспитывают особых детей, имеют право на следующие послабления:

  • их нельзя направлять в служебную командировку;
  • запрещается привлекать к внеплановому труду;
  • не допустима работа по ночам;
  • не положено сверхурочное время по выходным дням.

У работника есть право не использовать привилегии в зависимости от своего желания. Работодатель может обратиться к нему с просьбой о командировке или выхода на работу в выходные, но должен предупредить о возможности отказа. Родители ребенка-инвалида могут ежемесячно получать 4 дополнительных выходных по заявлению, оформленному в письменном виде. Данные выходные могут использоваться как одним родителям, так и делится на обоих.

За дополнительные выходные не должно быть вычетов из заработной платы. Также они имеют право на дополнительный 2-х недельный отпуск, который может предоставляться вместе с обычным. Можно получить его отдельно. Дополнительный отпуск не оплачивается. На заметку, одинокий работник, на попечении которого находится ребенок с ограниченными возможностями, не подлежит сокращению. Данный процесс возможен только при нарушении трудовой дисциплины.

Лицо, которое имеет ребенка с группой до 14 лет, имеет право получать выплаты за больничные, во время которых происходило стационарное или амбулаторное лечение. Общее количество таких дней не должно быть больше 120. Родители имеют право на досрочный выход на пенсию. Для женщин 1 5 лет трудового стажа, мужчин 20 лет.

Женщины могут выйти на пенсию в 50 лет, мужчины в 55, при условии проживания в семье ребенка не менее 8 лет. Воспитание детей с инвалидностью тяжелый процесс. Так как им в результате состояния здоровья требуется внимательный постоянный уход семьи. Государство разработало программу, позволяющую облегчить жизнь особому ребенку и его родителям.

Источники:

  • https://detki.guru/semya/faktory-tolerantnoe-otnoshenie.html
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/otnoshenie_k_invalidam_u_detey/
  • https://invalidu.com/deti/invalidy

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит