Тревожность у детей — как помочь справиться

СОДЕРЖАНИЕ

Беспокойство, стресс, тревога становятся настоящим бедствием современного общества. К сожалению, им подвержены не только взрослые, но и дети, причем, с самого раннего возраста как только начинают все понимать. Обилие пугающей информации со всех сторон из телевизора, от родителей и окружающих, заставляют ребенка беспокоиться о себе, своих родных, о мире.

Дети также хорошо чувствуют тревожность от мамы и папы за здоровье и безопасность своей семьи, и особенно это усилилось на фоне истерии вокруг коронавируса.

Если вы наблюдаете чувство тревоги и страха у детей, воспользуйтесь этими советами детского психолога.

Не отрицайте наличие тревожности

Ребенок страхи, беспокойство и тревогу скрывать не умеет чуткие родители сразу заметят изменения в поведении. Успокаивать словами, что все нормально, нет смысла, это может иметь обратный эффект. Надо откровенно поговорить с малышом, объяснить, что так бывает и попросить его поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Такое участие взрослых поможет ему разобраться в своих чувствах.

unnamed-8.jpg

Выслушайте ребенка

Депрессивное настроение часто у ребенка сопровождается тревогой, боязливостью он не знает, чего ждать в будущем. Очень важно, чтобы малыш имел возможность выговориться и получить поддержку. Но многие дети с повышенной тревожностью замыкаются в себе. В этом случае не надо заставлять, просто покажите, что вы постоянно рядом и если ему захочется поделиться своими переживаниями вы обязательно выслушаете.

Отвлекайте ребенка

Дети чутко реагируют на желание родителей помочь ему. Один из верных способов снятие тревоги и беспокойства у детей отвлечение любимым занятием. Поиграйте в смешную игру, почитайте книжку, которую раньше читали, придумайте какой-то семейный ритуал такие действия покажут, что все хорошо и стабильно, нет оснований для переживания.

chitat-rnigu-600x369.jpg

И побольше обнимайте ребенка, сажайте себе на колени, гладьте его как в раннем детстве.

Обязательно гуляйте

Даже карантин не повод сидеть взаперти и не видеть солнца, не дышать свежим воздухом. Каждый день выходите на прогулку, но держитесь подальше от скопления людей, не пускайте малыша самого. Так и ваша тревога за безопасность и здоровье ребенка уменьшится, что благотворно скажется на его ощущениях.

unnam-e1584418991563.jpg

Соблюдайте режим

Привычный распорядок фактор стабильности, нельзя менять режим из-за тревожности она еще больше усилится. Ребенок должен хорошо высыпаться, кушать, двигаться, это уменьшает стресс.

Не перегружайте

Некоторые родители думают, что если они будут занимать время ребенка различными занятиями, то у него не будет времени на переживания. И начинают водить его на кружки, секции, в музыкальную школу. В состоянии стресса это имеет обратный эффект и часто загоняет неокрепшую психику в самую настоящую депрессию. Лучше наоборот, дать побыть малышу одному, подумать, поговорить с ним откровенно, а контакты с посторонними сократить до минимума.

trevozhnost-dee-600x400.jpg

Поменьше включайте новости

Бесконечная информация о стихийных бедствия, терроризме, умирающих людях сегодня главная причина, загоняющая взрослых и детей в состояние беспокойства. Поверьте, если вы не посмотрите новости, в мире ничего не изменится, зато вы и ваши дети будут чувствовать себя гораздо лучше. Не обсуждайте при ребенке пугающие события ваша задача максимально оградить его спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Умерьте свои страхи

Даже если вас гложет тревога и беспокойство за ребенка, лучший способ, как справиться перестать тревожиться и показать всем, что все хорошо. Психологи советуют: выключите телевизор, а включите приятную музыку, начните домашние занятия йогой, научитесь вязать или вышивать сами и подключите детей к этому успокаивающему занятию. Заведите кошку это отличный способ релаксации для детей, отвлекающий от грустных мыслей. Чем спокойнее будут мама и папа, тем увереннее станет ребенок.

kot_i_rebenok_v_odnom_dome-600x400.jpg

Техники для снятия приступов тревоги

Вот еще несколько приемов, позволяющих уменьшить тревожность:

  1. Написать о том, что беспокоит, на листе бумаги, потом его сжечь или порвать, можно скомкать и выкинуть в реку.
  2. Старшему ребенку предложите вести дневник беспокойства. Пусть каждый день записывает свои страхи, в потом, например, по воскресеньям, перечитывает свои записи. Скоро он сам пойдет, что они безосновательные и бессмысленные.
  3. Поиграйте в психотерапию. Пусть малыш выберет игрушку, которая будет его выслушивать, без присутствия взрослых. Выговорившись, дети сразу успокаиваются.
  4. Сломайте телевизор что-то там вытащите, чтобы он не включался.
  5. Каждый день делайте успокоительную ванну с ароматными травами.

kid-at-pshychologist-670x351-1-600x314.jpg

Есть также чисто физиологические приемы, позволяющие быстро справиться с приступами беспокойства:

  • интенсивно растереть уши;
  • 10 секунд мять мочки ушей;
  • плотно сплести пальцы и держать несколько минут;
  • с силой упереться в стену, напрячь все мышцы и посчитать до 10;
  • принять позу героя Супермена или Бэтмена и постоять так 2 минуты;
  • прыжки со скакалкой сколько хочется.

А главное, ребенок должен понять, что ничего страшного в тревожности нет, эту тему можно спокойно обсуждать и со сверстниками. Так стант намного легче.

Распространенные причины тревожности у детей

Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства. Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, живущих под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться. Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.

По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:

  • Непоследовательность взрослых.

В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.

  • Отдаление родителей.

Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.

  • Завышенные требования.

Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.

  • Угрозы со стороны родителей.

Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!, Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!.

  • Проявление недоверия к малышу.

Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие запрещенных предметов, читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.

  • Активное подавление.

Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от нормы. Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.

  • Соперничество в семье.

Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В проигрыше чаще всего остается старший ребенок. Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.

Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.

Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.

Признаки тревожного состояния у малыша

shutterstock_77485684.jpg

Тревожный ребенок легко расстраивается и по натуре пуглив. Он тихий и молчаливый, всегда ожидает неприятностей, боится публичных выступлений и всего нового. Малыш обладает низкой самооценкой и чувствует неуверенность в себе, а потому начинает суетиться, когда ему предлагают сыграть в новую игру, или когда он оказывается в незнакомой компании.

У ребенка, которому присуща тревожность, могут часто возникать проблемы со сном, периодически отмечаться: психосоматические боли в мышцах и гортани, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, повышенное потоотделение (при нормальном состоянии физического здоровья).

Тревожность может приводить к негативным последствиям и значительно усложнять жизнь ребенка, поэтому родители должны бросить все свои силы на преодоление этого болезненного состояния.

Борьба с тревожностью: повышаем самооценку ребенка

Тревожность присуща неуверенным в себе детям. Поднять самооценку быстро практически нереально! Это труд, требующий ежедневной отдачи Чаще хвалите малыша, подчеркивая его сильные стороны и даже самые маленькие победы. Хорошо, если об успехах крохи будут знать его сверстники и друзья семьи. Важно, чтобы у ребенка было хобби, в котором он смог бы ощущать свой талант. Главная цель родителя помочь ему найти это занятие. Возможно, стоит отдать его на курсы, в кружок, или посвятить какое-то время усердным поискам его творческой ниши.

Если ребенок маленький, сделайте для него Цветок достижений. Возьмите ватман и оформите его в виде цветка. В центр вклейте фотографию героя, а на лепестках пишите его достижения. Лучше всего, если это будет описание конкретных действий и определенного поведения (выиграл в Морской бой, помог маме убрать со стола, сам зашнуровал ботинки и т. п.). Изготавливать такие цветочки можно постоянно, вписывая в них достижения предыдущего дня.

Для неуверенного в себе подростка можно сделать доску почета, где будут собраны все его грамоты, награды, медали, хорошие оценки. Пусть стенд дополнительно оформляют своими отзывами сами родители. Доска почета должна быть на виду, чтобы гости могли видеть достижения чада и хвалить его за успехи.

Помогаем малышу справляться с беспокойством

Чаще разговаривайте с ребенком и узнавайте, что его тревожит, чего он боится. Показывайте ему мультики или художественные фильмы, где герои точно так же страшатся опасности, но преодолевают свои страхи и достигают поставленной цели. Объясните, что страх испытывают все, но важно уметь справляться с этим чувством.

Проанализируйте свое поведение как родителя. Возможно, вы слишком много требуете от ребенка, или его ритм жизни чересчур стремителен для него самого. Каждому человеку необходимо какое-то время для одиночества и обособленности, а потому важно, чтобы у чада было свое, личное пространство. Если таких условий нет, а есть только строгий и не всегда справедливый родитель это загоняет малыша в рамки, вселяя в его сердце неуверенность и тревогу.

Снимаем внутреннее напряжение

Научите ребенка релаксационным дыхательным упражнениям для полного расслабления тела, глубокому брюшному дыханию. Снять напряжение и проработать мышечные зажимы помогут занятия йогой или массаж перед сном. Простое упражнение падение в пропасть (для его выполнения малышу нужно будет встать прямо, после чего отпустить страх и упасть назад, чтобы стоящий позади взрослый подхватил его) поможет ребенку не только расслабиться, но и ощутить доверие по отношению к своему родителю.

Чаще хвалите кроху, обнимайте и целуйте. Он должен чувствовать, что близкие люди любят и ценят его за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств.

Полезные рекомендации родителям

shutterstock_345252758.jpg

Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них. Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже репетировать с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
  • Делайте акцент на том, что нет худа без добра. Будьте позитивны!
  • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
  • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
  • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
  • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: Ты сильный!, Ты справишься!, Я всегда буду рядом..

Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

Что такое повышенная тревожность

Страх досадный, нонепременный спутник жизни человека. Онвшит внаши инстинкты изапускается как часть механизма выживания. А.И.Захаров, один изведущих специалистов вобласти детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнкаСтрахи в этом возрасте
от 1 до 3 летстрах неожиданных звуков, темноты иболи
от 3-15 летстрах одиночества изамкнутого пространства
от 5 до 7 летстрах смерти
от 7 до 11 летстрах чужих оценок, когда дети начинают бояться быть нетем, кого уважают, ценят ипонимают

Какже определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел запределы нормы иперешел втревожное расстройство психики?

Нормальная тревога это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив клинически устойчивое состояние. Оно присутствует вфоновом режиме.

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его натабурет ипопросить спеть перед незнакомой публикой, новбольшинстве жизненных ситуаций онбудет спокоен ирадостен. Ребёнок сповышенной тревожностью, редко может расслабиться ииспытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь водиночестве, отправляясь нашумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

obl-02-6-bb.png

Страхи имеют гендерную зависимость. До12лет они сильнее тревожат мальчиков, апосле 12лет девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями вжизни ребёнка. Например, развод родителей, провал насоревнованиях, смерть любимого домашнего питомца ит.п. Риск возрастает, если негативные события совпали повремени или накатились серией.

Читайте также:Дети от другого брака: как построить здоровые отношения

obl-03-6-bb.png

Однако специалисты единодушны вомнении, что основная причина детских тревожных расстройств это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. Тоесть, высокая тревожность родителей передаётся ихдетям. При этом речь идёт неогенетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), аометодах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя изсамых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность усвоего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка отлюбых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить изполя зрения. При каждом чихе мчатся вбольницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе сним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. Врезультате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром инеспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни неудовлетворены своим жизненным результатом ихотят, чтобы ребёнок воплотил ихмечты. Другие, наоборот добились высокого положения вобществе инежелают, чтобы ихпозорил отпрыск неудачник. Главное, что ихобъединяет это желание добиться некого идеала. Ксожалению, онредко доступен ребёнку. Витоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителейи, соответственно, потерять ихлюбовь.

Спартанцы

obl-04-6-bb.png

Воспитанные вавторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог имсформировать характер иволю. Поэтому они передают эстафету поколений ивоспитывают своего ребёнка попринципу так закалялась сталь. Тоесть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. Витоге онначинает считать себя хуже другихи, чем ниже падает его самооценка тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы имамы сложнее, чем упрощенные типы. Ихметоды воспитания сложная смесь индивидуальных убеждений, привычек итемпераментов. Кроме того, надетей влияют нетолько родители, ноидругие взрослые изблизкого окружения ребёнка, начиная отбабушек идедушек, изаканчивая воспитателями ипреподавателями. Поэтому авторы книги Эмоциональная устойчивость школьника Б.И.Кочубей иЕ.В.Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта ипровоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой несовпадают либо требования папы имамы, либо требования родителей иучителей. Например, мама запрещает учиться спростудой, аучитель наказывает запропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный хорошист, ародители требуют, чтобы оннепременно стал лучшим учеником вклассе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка иподчёркивают его зависимость отвзрослых. Например, папа требует сейчасже перестань реветь или ябуду брать впоход только твоего брата.

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

obl-05-4-bb.png

Большинство тревожных детей враннем возрасте просто немогут объяснить свои проблемы, авподростковом настойчиво ихотрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот ихкраткий перечень (без классификации поразличным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли вгруди;
  • ощущение комка вгорле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение пустоты вголове;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного Я.

Затем перепроверьте свои наблюдения спомощью опросника (авторы ЛаврентьеваГ.П. иТитаренкоТ.М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1балл:

  • Ваш ребёнок неможет долго работать, неуставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен искован вовремя выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит онапряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет внезнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки унего обычно холодные ивлажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Необладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает струдом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает унего страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто неможет сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Нелюбит браться зановое дело;
  • Неуверен всебе исвоих силах;
  • Боится сталкиваться струдностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20баллов, тоувашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов средняя; 1-6 баллов низкая.

obl-06-2-bb.png

Получив печальный вердикт, нестоит паниковать. Вотличие отповеденческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает помере ихвзросления. Однако изакрывать нанеё глаза попринципу само пройдёт тоже нестоит. Помнению специалистов, дети сповышенной тревожностью находятся взоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство непокинет ивовзрослом возрасте, аунекоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется наихжизненном успехе, объяснять ненужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10нельзя

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями (ятебя убить готов) или отлучением отсемьи (отдам тебя серому волку, асебе возьму хорошего мальчика). Помните, что для малыша вывсемогущи, ионсовершенно уверен, что вывсостоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать наребёнка, тем более вприсутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его сдругими детьми, как вхорошем, так ивплохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое выделаете ребёнку втечение дня, иперечитайте этот список перед сном. Большинство изних окажутся однотипными имелочными, непринесли никакой пользы илишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, неучитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений залюбой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Неторопите идайте ребёнку время привыкнуть кновой ситуации илюдям.
  1. Заставлять соревноваться сдругими детьми. Особенно виграх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. (Слушай только меня! Ваши учителя ничего непонимают!)

Рекомендации поснижению тревожности или 10надо

obl-07-bb.png

Если вызаметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь кребёнку поимени иподдерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие кмиру.
  1. Чащеи, желательно, публично (например, засемейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники иприглашайте наних одноклассников. Даже ваше присутствие вдругой комнате, благотворно скажется натревожном ребёнке. Онбудет чувствовать себя увереннее, чем вполном одиночестве нашкольной перемене, иэто постепенно изменит онём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если оннепризнаётся.
  1. Будьте последовательны впоощрениях инаказаниях. Представьте, как дезориентирован ииспуган ваш ребенок, если вчера вылишь бросили взгляд нанедоеденную кашу, асегодня накричали затоже самое.
  1. Соблюдайте собственные правила инезапрещайте ребёнку без веских объясненийто, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия втребованиях свашим супругом идругими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий отбудущего идемонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте сребёнком трудности вобучении иобщении, исовместно вырабатывайте стратегию движения куспеху.
  1. Исамое главное. Если выневсилах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете 10нельзя), тообратитесь запомощью кпрофессиональному психологу. Пришла пора разобраться спризраками собственного детства. Хотябы ради вашего ребёнка.

Римма Казанцева

Иллюстрации: Юлия Прососова

Что такое тревожность

Тревожность состояние нервозности и обеспокоенности испытывают ивзрослые, и дети. Она возникает в продвинутой префронтальной коре головного мозга, где мы решаем проблемы и воображаем разные ситуации. Это место, где у ребенка возникают мысли: Ой, что, если я облажаюсь? Что, если меня кто-нибудь похитит? Что, если я скажу что-то неправильно перед всем классом? Или у родителей: Что, если мой ребенок заболеет? Что, если я уеду на выходные и ребенку будет так одиноко, что это разрушит наши отношения навсегда?

В тревоге мы представляем все, что может случиться: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала примитивная по сравнению с префронтальной корой часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше и тело приходит в состояние, как если бы на него напал медведь гризли. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы достать вас из любой опасной ситуации, в которую выпопадаете. Но амигдала не может распознать разницу между опасностью реальной и воображаемой.

Проблема с современной тревожностью в том, что бороться не с чем. Это всего лишь наши опасения, что что-то может случиться. Мы много думаем об этом и ярко, в подробностях воображаем, как это произойдет. Адальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, мыдумаем: Какой ужас, что со мной происходит? А бедная амигдала говорит: Да,да,мы в опасности, происходит то, чего я боялась! Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но многие дети и родители не осознают его. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги. Это первое, чему я обучаю родителей и детей.

Как тревога передается от родителей детям

Обеспокоенные родители имеют огромное влияние на детей. В тревожных семьях много разговаривают об опасности, риске, плохих вещах, которые могут произойти, там видят мир как опасное место. Такой родитель становится ролевой моделью для ребенка, он транслирует постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта. Ребенок тревожных родителей может так же, как они, постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: Мама, ты заберешь меня из садика? или, если это подросток, слать много тревожных СМС: Мама, у меня что-то с животом, может быть, я заболел? Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: Делаю ли я что-то, что взращивает в моем ребенке тревогу?

Когда мы снова и снова успокаиваем ребенка извне, мы не даем ему пространства для развития внутренней уверенности. Часто в тревожных семьях дети не доверяют самим себе, своему внутреннему голосу. Этотянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают истановятся тревожными родителями.

Если ребенок задает вопрос снова и снова, предложите ему найти ответ внутри: Кажется, волнение делает тебя забывчивым. Мы уже говорили обэтом, обратись, пожалуйста, к своему умному мозгу и достань оттуда эту информацию. Так мы формируем внутреннюю уверенность. Благодаря ейвзрослый человек может сказать себе, если что-то идет не так: Окей, дела плохи, но я справлюсь.

Другое поведение при тревоге в семьях избегание обычных вещей, чтобы не сталкиваться с неприятным чувством. Если вы не любите кататься наамериканских горках с вами все в порядке. Но что, если вы нелюбите разговаривать с незнакомыми людьми? Или не хотите отвечать учителю вшколе или вообще появляться в школе? Ребенок таких родителей отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Он говорит: Я просто не хочу, это скучно! Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: вкраткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но вдолгосрочной поддерживаем паттерны поведения при тревоге. Так формируется расстройство.

Какие техники освобождения от тревожности можно использовать

Главное, что нужно донести до тревожных детей: это нормально, если тынервничаешь. Да, в жизни может возникнуть проблема, которую нужно решить. Случаются вещи, из-за которых ты волнуешься. Ты идешь вновое место, встречаешься с группой незнакомых детей, к тебе приходит новая няня, родители впервые уходят допоздна. Конечно, ты чувствуешь себя некомфортно и неуверенно в этой ситуации так себя и чувствуют.

Дальше нужно обучить ребенка навыку решения проблем. Если тычувствуешь тревогу, нужно постараться понять, с чем тыстолкнулся. Варианта всего три: это опасность (пожар в доме, и необходима вся энергия, чтобы покинуть его), проблема, которую нужно решить (ситуация, вкоторую нужно погрузиться и найти выход), или это просто шум (авдруг, авдруг, авдруг), который крутится в голове.

Понять, что тревожит

Для начала обратите внимание на предмет тревоги. Что именно тревожит? Надолго концентрироваться на том, что тревожит ребенка, ненужно. Стечением времени предмет тревоги как и жизнь ребенка неизбежно будет меняться. Осознание текущих тревог нужно для того, чтобы поймать момент, когда тревога проявляется, и понять, как разворачивается процесс как тревога работает. Этот опыт легко перенести на все новые ситуации.

Достать тревогу на свет

Когда тревога проявляется, нужно поймать ее и дать ей имя, создавая таким образом дистанцию между собой и своей тревогой. На этом этапе важно обратить тревогу в шутку: придумать смешное прозвище, представить в виде персонажа, проговорить забавным голосом пугающие мысли. Вы можете сказать ребенку: Ну, давай посмотрим на твою тревогу! взять лист бумаги и вместе нарисовать ее. Или: Сейчас я достану твою тревогу! и сделать жест, будто вы вынимаете ее из головы ребенка сдурацким звуком.

Конечно, подростки при этом закатят глаза: Боже, тычто, серьезно? Поэтому с ними нужно говорить на взрослом языке: Яхочу, чтобы тынаучился замечать этот паттерн мышления и дистанцироваться отнего. Когда ты сможешь мысленно отступить назад и посмотреть насвои мысли иреакции, ты станешь гораздо сильнее. Дальше попросите подростка представить, будто тревога это противный человек, который все поучает ипоучает, а ты думаешь: О, блин, заткнись, пожалуйста. Ну как достал. Это помогает очень легко схватить сам концепт отстранения оттревоги. Иэтого оказывается достаточно дальше ты просто развлекаешься.

Одна моя пациентка придумала, что тревога это ее бабушка (она была самым тревожным человеком в семье). Ее тревога-бабушка была маленьким существом, которое сидит на плече. Моя пациентка брала ее тремя пальцами, стряхивала с себя и говорила: Извини, Ми-ми, но ядолжна жить своей жизнью.

Таких персонажей с именами придумывают себе и мои пациенты-родители. Я говорю детям: А теперь замечай, когда твою маму начинает мучить Глэдис-тревога и напомни маме, что Глэдис не часть семьи. Когда родитель начинает транслировать ребенку послание, что мир это опасное место, я даю ребенку возможность увидеть это и помочь маме вспомнить, что ее тревога не должна влиять на жизнь. И это мощный сдвиг для семьи.

Сделать тревогу предсказуемой

Мы научились экстернализировать тревогу осознавать моменты, когда она начинает выступать со своими пугающими заявлениями. Теперь предстоит сделать ее появление предсказуемым. Это не значит, что нужно постоянно ожидать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникнет, потому что это совершенно нормально для человека: амигдала делает свою работу.

Предметы тревоги могут быть разными: кто-то боится змей, кто-то выступать на публике, но механизм возникновения всегда одинаковый. Так как он нам уже знаком, при появлении тревоги мы способны отступить нашаг назад и осознать мысли, которые возникают впрефронтальной коре, то, как они воспламеняют амигдалу и передаются всему телу. Мыразоблачили тревогу и теперь можем сказать: Конечно, тыпоявилась. Потому что я иду в новую школу или сдаю экзамен повождению. Вывступаете в незнакомую ситуацию и тревога стремится вернуть вас ккомфорту. Теперь вы способны не вестись на ее заявления, как всегда раньше, а почувствовать легкую скуку и мысленно ответить: О,привет, тревога как раз вовремя! Да-да, как всегда одно итоже. Так мыменяем свои отношения с тревогой и учимся давать ей другой ответ.

В работе с детьми мне помогают карточки. Я прошу ребенка написать три любимые вещи, которые говорит ему тревога: Эта собака укусит тебя / Бабочки опасны / В бассейне акулы. А на другой стороне карточки мыпишем Мои ответы тревоге. Это не должны быть опровержения предмета тревоги вроде В бассейне нет акул. Это ответы самой тревоге: Тревога, ты очень предсказуемая или Тревога, тымешаешь мне учиться новому. Детям это очень нравится, они носят карточки всвоих пеналах изнают, что у них всегда есть ответ тревоге. Такой навык помогает двигаться по жизни: узнавать тревогу в новых ситуациях и отвечать ей.

Практиковать некомфортные ситуации

Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует, амигдала постоянно получает подтверждение, что опасность есть. Нам нужно создать противоположный опыт опыт действия в ситуациях, когда тынервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мыдолжны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.

Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Мыстараемся подойти к тревожащей ситуации так, чтобы амигдала не получила сообщение об опасности. Тревога требует, чтобы мы отнеслись кпроисходящему максимально серьезно. Мы же действуем иначе (наша цель снизить сопротивление): позитивно, с игрой и юмором. Смладшими детьми придумываем наклейки, даем им маленькие награды, которые будут их стимулировать. Со старшими играем в ролевые игры: сначала явыступаю в роли тревоги, потом они. Мы тренируемся отвечать тревоге итаким образом создаем новый опыт. Дети действуют и прокладывают новую дорожку в своем мозгу.

Цель в том, чтобы ребенок научился чувствовать комфорт в дискомфорте адаптировался к нему. Если мы идем в новое место, не нужно говорить: Мыидем на гимнастику, учительницу зовут Люси. Мы должны сказать: Мы идем на гимнастику, я думаю, твоя тревога может проявиться, что она тебе скажет? Что ты ей ответишь? Расскажи. Мы должны дать понять, что тревога в этой ситуации нормальна, и быть рядом, чтобы поддержать ребенка, если он не справится.

Этот процесс требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее и анализируете после того, как все удалось. Одна моя маленькая пациентка осознала, что тревога возрастает, когда она прощается с мамой в садике. После этого она еще продолжала плакать, ноговорила при этом: Это момент прощания, мамочка! Это противоположно стремлению избавиться от тревоги. Это про обучение: тыпросто учишься осознавать свои чувства, управлять собой и взращивать стойкость.

Источники:

  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/trevozhnost-u-detey-kak-pomoch-spravitsya.html
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/kak_pomoch_rebenku_preodolet_trevozhnost/
  • https://www.vitajournal.ru/psychology/developmental/povy-shennaya-trevozhnost-rebyonka/
  • https://www.the-village.ru/village/children/children/355003-detskaya-trevozhnost

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит