Советы родителям по спортивному воспитанию детей

СОДЕРЖАНИЕ

Физическое воспитание детей важнейшая из задач, стоящих перед родителями. Чем нужно руководствоваться при организации и проведении занятий, как правильно прививать детям любовь к спорту и активному образу жизни, мы расскажем в этой статье.

Цель физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста это взращивание физически здорового и всесторонне развитого ребенка, обладающего всеми необходимыми навыками согласно анатомо-физиологическим и психическим особенностям возраста.

Содержание:

  • Оздоровление организма ребенка в рамках физического воспитания
  • Обучение основным навыкам и знаниям в рамках физических занятий
  • Воспитание необходимых качеств личности
  • Принципы
    • Активность и сознательность
    • Наглядность
    • Индивидуализация и доступность
    • Систематичность
    • Динамичность
  • Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Средства для детей школьного возраста

Оздоровление организма ребенка в рамках физического воспитания

Задача оздоровления организма ребенка должна включать в себя ряд важных направлений:

  • Формирование правильной осанки:
    • закрепление привычки физиологически правильно стоять, сидеть, поднимать и опускать предметы,
    • контроль своевременности и правильности появления физиологических изгибов тела:
      • шейный и поясничный лордоз (выгнутость вперед),
      • грудной и крестцовый кифоз (выгнутость назад);
    • Своевременное и правильное окостенение опорно-двигательного аппарата;
    • Укрепление связок, суставов тела;
  • Развитие всех групп мышц;
  • Укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Работа в этом направлении должна выстраиваться на физических возможностях ребенка, опираясь на возрастные нормы. Рекомендуется подходить к решению задачи оздоровления комплексно, предлагая различные нагрузки, развивающие все группы мышц и системы организма.

Обучение основным навыкам и знаниям в рамках физических занятий

В рамках образовательной задачи родителям нужно уделить время:

  • формированию навыков и умений, необходимых согласно возрастным анатомо-физиологическим особенностям;
  • развитие психофизических качеств: выносливость, сила, ловкость, гибкость;
  • улучшение двигательных способностей: развитие равновесия и координации;
  • знакомство с техникой выполнения физических упражнений;
  • осознание ребенком собственных двигательных возможностей;
  • обучение спортивной терминологии;
  • улучшение ориентации в пространстве;
  • изучение названий и предназначения различных спортивных снарядов;
  • приобщение к спорту и здоровому образу жизни;

Предлагая ребенку физическую нагрузку, необходимо дополнять ее интеллектуальными знаниями. Рассказывайте, как называются разные упражнения, спортивные снаряды, проговаривайте все действия и подчеркивайте достижения крохи.

Воспитание необходимых качеств личности

Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в идеале должно развивать:

  • желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;
  • умение подбирать необходимые упражнения, правильно их выполнять, следить за техникой безопасности;
  • желание быть грациозным, пластичным;
  • самостоятельность, творческое мышление;
  • умение самостоятельно принимать решение;
  • смелость, выдержку, настойчивость, уверенность в собственных силах.

Оздоровительная, образовательная и воспитательная задача физического воспитания детей должны решаться одновременно, в рамках ежедневных развивающих, закаливающих процедур. Такой подход позволит быстро заметить результат от деятельности родителей, научит ребенка необходимым умениям и навыкам, воспитает гармонично развитую личность.

Принципы

push-ups-888024__340-300x200.jpgЧтобы физическое развитие ребенка не стало для взрослых и детей сложным и непонятным занятием, необходимо руководствоваться важными принципами обучения детей дошкольного и школьного возраста:

  • Активность и сознательность;
  • Наглядность;
  • Индивидуализация и доступность;
  • Систематичность;
  • Динамичность.

Активность и сознательность

Любое занятие с ребенком должно не только привлекать внимание ребенка своей красочностью, но и подводить его к осознанному пониманию возможностей своего тела, оценке своих ощущений. Сын или дочка должны не только повторять за вами упражнение, но и получать от этого удовольствие, формировать устойчивое желание ежедневно выполнять различные физические упражнения, вести активный образ жизни.

Наглядность

Любые упражнения или игры, которые вы предлагаете ребенку, нужно не только объяснять на словах, но и показывать собственным примером. Через зрительные образы малыш лучше поймет, как правильно выполнить предлагаемый элемент.

Индивидуализация и доступность

Предлагаемая физическая нагрузка всегда должна соответствовать уровню развития физических данных ребенка, ориентироваться на его возможности. Недопустимо просить малыша выполнять упражнение, которое заведомо ему не под силу, даже если в возрастных нормах оно указано как необходимое. В такой ситуации необходимо медленно, постепенно подводить сына или дочку к более высокому физическому уровню, на котором выполнение станет доступным.

Систематичность

Для полноценного физического развития детей дошкольного и школьного возраста необходимо подходить к процессу обучения как к системе, а не разовому занятию. Идеально, если вы сможете проводить с малышом различные тренировки ежедневно, постепенно усложняя поставленные задачи, повышая уровень физического развития сына или дочки.

Динамичность

Обязательным условием для организации процесса физического развития ребенка является соблюдение психофизических временных нормативов. Дети, в отличие от взрослых, не могут долго работать над одним видом упражнений. Для сохранения интереса необходимо выстраивать занятия с учетом возможностей малыша сохранять внимание. Для детей дошкольного возраста достаточно 3-5 повторений одного элемента, после чего необходимо переходить к другому упражнения. Для младших школьников количество повторений можно увеличить до 7. Подростки могут выполнять один вид упражнений в течение 10 15 минут.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Чтобы физическое развитие ребенка дошкольного возраста приносило удовольствие и ребенку и взрослому, нужно учитывать некоторые особенности обучения детей до 7 лет.

  • Все упражнения должны преподноситься в игровой форме. Зарядка, закаливание или комплекс упражнений на развитие определенных навыков должны содержать в себе элементы игры. Можно использовать музыкальное сопровождение, стихи или песни, яркий спортивный инвентарь.
  • Предлагайте выполнять только те упражнения, которые подвластны ребенку. Малыш будет с радостью повторять за вами те элементы, которые ему понятны, физически доступны.
  • Вводите физические упражнения постепенно, соблюдая меру. Детям до 3 лет желательно предлагать выполнять не более 3 упражнений за раз, с 4 до 5 лет 4-5 элементов, с 5 до 7 лет до 7 упражнений.
  • Для закрепления результата домашних упражнений ежедневно предлагайте ребенку играть на свежем воздухе минимум 1,5 2 часа. Во время прогулок поощряйте его побегать на детской площадке, пообщаться с другими детьми. Через некоторое время вы заметите, как предложенные в рамках зарядки или домашней разминки упражнения, постепенно появляются в обычной игре ребенка.
  • Старайтесь избегать составлять комплексы упражнений только для одной группы мышц. Для гармоничного развития важна ежедневная работа всех групп мышц, суставов и связок.
  • Обязательно хвалите и поощряйте сына и дочку при выполнении упражнений, подчеркивайте, что было выполнено хорошо и очень хорошо. Подбадривайте малыша в тех местах, где ему еще сложно выполнить движение, говорите, что все получится.
  • Упражнения должны быть радостью для взрослого и ребенка. Начинайте занятий только в хорошем расположении духа, не заставляйте кроху, не настаивайте на упражнениях. Лучше начните выполнять запланированное сами, покажите, как вам весело, и малыш сам захочет к вам присоединиться.
  • Будьте примером для ребенка. Видя, как вы делаете зарядку, следите за своей осанкой, придерживаетесь здорового питания, ваши дети быстрее начнут следовать желаемым принципам.
  • Помните, что внимание дошкольника еще очень подвижно. Дети до 3 лет готовы заниматься одним занятием около 5 минут, с 3 7 около 15 минут. Если вы видите, что ребенок устал или ему стало скучно завершите занятие.
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста не классическая тренировка, а развивающее занятие, которое должно сочетать в себе познание окружающего мира, воспитание необходимых качеств, развитие понимания о пространстве, величинах, свойствах и т. д. Чем насыщеннее различными элементами будет разминка, тем больше пользы для малыша.

Средства для детей школьного возраста

Физическое воспитание детей школьного возраста продолжается на основе заложенных в дошкольном возрасте принципов. С 4 до 7 лет рекомендуется предложить ребенку посещать спортивную секцию по наиболее привлекательному для него направлению. В домашних условиях приоритетными остаются зарядка и активный отдых. Чтобы продолжить активное физическое развитие ребенка школьного возраста, желательно воспользоваться нашими советами:

  • Стимулируйте и мотивируйте ребенка посещать спортивную секцию: активно расспрашивайте его про успехи, посещайте мероприятия, связанные со спортивной тематикой, радуйтесь достижениям вашего сына или дочки;
  • Старайтесь организовывать спортивный совместный досуг: велосипедные прогулки, совместные пешие походы и прогулки, катание на лыжах и коньках, посещение различных спортивно-массовых мероприятий;
  • Напоминайте и контролируйте выполнение ребенком базовых принципов сохранения здоровья: режим дня, правильное питание, физиологически правильная позиция тела во время занятий;
  • Предоставляйте возможность ежедневно гулять на улице минимум 1,5 часа;
  • Расширяйте познания сына или дочки о приемах улучшения здоровья, важности здорового образа жизни.
  • Знакомьте с разными видами спорта, предлагайте попробовать свои силы в различных видах активного отдыха.
  • Будьте примером для ребенка.

Физическое развитие ребенка кропотливый труд, требующий от взрослых терпения и последовательности. Любая нагрузка должна вводиться постепенно, учитывать психологические и физические особенности вашего чада. Придерживаясь основной цели физического развития детей, используя простые принципы, вы сможете помочь своему сыну или дочке повысить иммунитет, сформировать красивое тело, воспитать важные качества и развить знания об окружающем мире.

Рекомендации по здоровью дошкольников

Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять. Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:

  • Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
  • Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого-либо распорядка.
  • В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз «гиподинамия» неизбежен.
  • Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.

Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.

Основные рекомендации в воспитании

Родители очень часто сталкиваются с проблемами в отношениях со своими взрослеющими детьми, не стоит этого бояться. В таких случаях стоит прислушиваться к тому, какие рекомендации родителям дают опытные педагоги и психологи. Приведем некоторые из них:

  • Не стоит впадать в крайности при воспитании. В некоторых семьях существует авторитарный метод воспитания, когда малыш буквально окружен различными табу и запретами. В других случаях, наоборот, родители (чаще женщины) сквозь пальцы смотрят на капризы, шалости ребенка. Оба эти варианта отношений грубая ошибка. Уважайте ребенка, чувствуйте его потребности, но одновременно устанавливайте четкие ограничения, что можно, а что нельзя.
  • Меньше ругайте детей. Если что-то у них не получается, не нужно этому удивляться, ведь малыш только учится всему. Рекомендации родителям развития различных навыков таковы: не заостряйте внимание на ошибках, не повторяйте такие фразы, как Все у тебя не так, Вечно ты не можешь и тому подобное. Такие высказывания могут стать причиной возникновения различных комплексов в будущем. Чаще поощряйте малыша, хвалите его за достигнутые успехи, побуждайте к новым действиям.
  • Выслушивайте своего ребенка. Часто занятая мама на кухне не находит 10-15 минут, чтобы выслушать возбужденные речи своего малыша, и отправляет его поиграть. Так вот знайте, что с каждым разом ваш ребенок будет все реже к вам прибегать, чтобы чем-то поделиться. Взрослея, он и вовсе замкнется в себе, и тогда вы не узнаете от него даже того, чего хотелось бы.
  • Воспитывайте уверенность с ранних лет. Не пугайте высотой, водой, пауками. Ребенок должен быть уверен в своих силах и характере с раннего возраста. Так он сможет быстрее адаптироваться в обществе и будет достигать невероятных успехов, идя по жизни. Подчеркивайте лучшие черты своего ребенка, это касается не только внешнего вида, но и характера.

Рекомендации родителям дошкольников

Наиважнейший возраст в развитии ребенка это дошкольный период. Малыш в это время учится больше, чем за всю остальную жизнь. Знания, приобретенные в этот период основа всей дальнейшей жизни. Чтобы подготовить ребенка к школе, полезны будут следующие рекомендации родителям дошкольников.

Обучать малыша лучше всего в игровой форме. В этом возрасте необходимо развивать логику, речевые навыки, мышление. Использовать для этого можно развивающие игры: лепку, пазлы, раскраски, музыку, рисование. В будущем все эти навыки пригодятся ребенку. Конечно же, в детском саду ребенок научится многому. Но знайте, что образование и воспитание процесс двусторонний, в нем родители и воспитатели действуют сообща. Не стоит сваливать воспитательную функцию на плечи педагогов, больше сами занимайтесь с детьми.

Методы обучения и познания чего-то нового должны иметь игровую форму. Проводите обучение так, словно играете с малышом. Не говорите ему фраз должен, надо. Пусть к обучению он привыкает с позиции интересно. Прививайте тягу к обучению, найдите такую форму игры, чтобы малыш сам постоянно стремился в нее поиграть.

Рекомендации на каждый день

Приведенные ниже рекомендации родителям по развитию детей пригодятся на каждый день:

  • Если вдруг приходится отчитывать ребенка за какой-то проступок, никогда не употребляйте таких выражений, как Ты вообще, Вечно ты, Всегда ты. Скажите ему, что он всегда хорош, но вот именно сегодня он сделал что-то не то и не так.
  • Никогда не расставайтесь в ссоре, не помирившись после конфликта. Сначала помиритесь, а потом уже отправляйтесь по своим делам.
  • Прививайте у ребенка любовь к дому. Пусть он всегда с радостью возвращается домой. Не забывайте говорить, прийдя откуда-нибудь: Как же у нас хорошо, тепло и уютно.
  • Для обогащения духовного чаще читайте вместе с детьми книги вслух, даже с подростками. Хорошая книга сблизит вас еще больше.
  • В спорах с детьми иногда уступайте им. Ребенок должен знать, что иногда и он бывает прав. Так в будущем он научится уступать и другим людям, принимать поражения и ошибки.
  • Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Уверенность рождается в тех случаях, когда тебе часто говорят Я в тебя верю, У тебя получится Потрясающе! Ты этого достиг. Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.
  • Самые главные жизненные качества, которые родители просто обязаны привить ребенку, это находчивость, ответственность, уважение.

Сильную, выносливую личность помогут воспитать все упомянутые рекомендации родителям. Школе малыш будет отдавать много сил, и поддержка, помощь родителей будут ему просто необходимы. Напоследок приведем еще несколько основных советов по воспитанию:

  • Когда общаетесь с ребенком, не подрывайте тех авторитетов, в которые он верит. Это его выбор.
  • Будьте всегда последовательны в своих решениях. Не стоит запрещать делать то, что ранее разрешалось.
  • Не требуйте того, чего малыш не может выполнить. Если в каком-то школьном предмете возникают затруднения, помогите разобраться, а при малейших достижениях не забудьте похвалить.
  • Чаще используйте телесный ласковый контакт, обнимайте, целуйте своего ребенка.
  • Будьте во всем ему примером.
  • Как можно меньше делайте замечаний.
  • Не унижайте ребенка наказаниями, используйте это только в крайних случаях.

Особенности дошкольного возраста

Временные рамки дошкольного возраста от 3 до 7 лет. В этот период беспомощный малыш, полностью зависимый от взрослых, начинает превращаться в самостоятельную, автономную личность. Развитие дошкольника затрагивает все сферы и протекает бурно и стремительно.

Уникальность дошкольного возраста заключается в следующем:

  • Это период становления, формирования личности. В дошкольном возрасте ребенок только начинает осознавать свою индивидуальность. Все стороны психики остаются незрелыми, и это накладывает отпечаток на поведение ребенка и на характер его взаимодействия с окружающим миром. Одно из свойств незрелой психики слабость рационального мышления и самоконтроля по сравнению с силой импульсов.
  • У дошкольника все еще сохраняется сильная зависимость от взрослых, потребность в защите, внимании, общении, поддержке. И в то же время начинает осуществляться переход от полной зависимости к самостоятельности и эмоциональной самодостаточности. Постепенно формируется отдельная личность, которая может иметь стремления и убеждения отличные от родительских. В этот период нужно поощрять ребенка к самостоятельным поступкам и всячески поддерживать его инициативу. Но психические функции дошкольника все еще находятся в стадии созревания, поэтому родителям нужно научиться четко определять, что ребенок может сделать сам, а что только в сотрудничестве со взрослым.
  • В этот возрастной период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игре происходит развитие речи, воображения, внимания. В процессе игры дошкольник приобретает знания о различных сферах человеческой деятельности, овладевает коммуникативными навыками, осознает нормы и правила поведения в обществе. Он учится планировать свои действия и учитывать потребности и желания других людей. Внимание к игре сохраняется до тех пор, пока она интересна ребенку. Дошкольнику трудно произвольно контролировать устойчивость и направленность внимания. Интерес к игре у младших дошкольников может сохраняться 20-50 минут, у старших 1,5-2 часа.

Ниже даны рекомендации, которые помогут родителям и ребенку легче справиться с трудностями этого уникального возрастного периода.

Обеспечьте своему ребенку безопасность

shutterstock_693809581.jpg

Воспитываясь в кругу любящей семьи, дети не склонны рассматривать мир, как источник опасностей. Они плохо осознают свою уязвимость. Кроме того, дети любознательны, активны и доверчивы. У них недостаточно хорошо развито внимание, и они не способны точно предвидеть последствия своих поступков. Поэтому безопасность дошкольника это полностью забота его родителей. Здесь имеется в виду не только необходимость строгого присмотра за ребенком, но и обучение его правилам безопасности. Учить ребенка этим правилам нужно с 3-4 лет.

  • Объясните ребенку, что существуют свои и чужие. Перечислите людей, которые относятся к категории свои. Предупредите, что посторонним взрослым нельзя доверять. Малыш должен понимать, что существуют злые люди, которые могут только притворяться добрыми. В младшем дошкольном возрасте это удобно объяснять на примере героев сказок. Со старшими дошкольниками можно провести более серьезную беседу.
  • Проследите, чтобы дошкольник знал на память номера телефонов родителей и доверенных лиц. Научите его, как правильно себя вести, если он вдруг потеряется.
  • Обучите ребенка правилам дорожного движения и регулярно напоминайте о них.
  • Проконтролируйте, чтобы на ребенке всегда был шлем, когда он катается на роликах или велосипеде.
  • Проследите, чтобы на детской площадке не было заостренных деталей, плохо закрепленных качелей и других травмоопасных предметов.
  • Ограничьте просмотр телепередач и компьютерные игры до одного часа в день.
  • Организуйте своему ребенку здоровое питание и обеспечьте достаточный уровень физической активности. Сделайте с ребенком зарядку с утра, выполните разминку днем или просто потанцуйте несколько минут.

Сотрудничайте с ребенком

В общении с дошкольником старайтесь следовать следующим рекомендациям:

  • Чаще предоставляйте ребенку выбор из нескольких альтернативных вариантов. Пусть он сам выбирает, какую рубашку сегодня надеть, что съесть на ужин, какую книгу почитать перед сном и т. д.
  • Не начинайте сразу с нравоучений и наставлений. Лучше обсудите с ребенком конкретную ситуацию, поинтересуйтесь его мнением, выслушайте, обговорите и совместно придите к нужным выводам.
  • Вместо принуждения к действию используйте такие побудительные конструкции, как давай попробуем, не сделать ли нам и т. д.
  • Не используйте слишком часто слово нет. Его лучше вообще оставить для чрезвычайных ситуаций. Но правила в жизни ребенка должны присутствовать. И нельзя поддаваться на требования и уговоры их нарушить. Это касается режима дня, лимита просмотра телепередач, правил личной безопасности и т. д.

Развивайте способность ребенка к самоконтролю

Дошкольный возраст период недостаточности произвольного контроля. В это время импульсивное поведение преобладает. Способность к самоконтролю формируется у дошкольников постепенно. Если случаются эмоциональные вспышки, лучше воспринимать их спокойно. Они будут возникать реже, если не обращать на них внимание. Тем более нельзя подкреплять их, исполняя детские капризы и требования. Не стоит забывать, что в этом возрасте поведение ребенка легко изменить, переключив его внимание на что-то другое.

Ребенка нужно чаще поощрять и хвалить за совершение правильных поступков, особенно если они требовали от него высокой степени самоконтроля. Если дошкольник в чем-либо провинился, лучше принять меры немедленно, а не откладывать их на потом и тем более не перекладывать эту воспитательную работу на другого родителя, пугая ребенка словами я все расскажу папе (маме).

Прививайте детям любовь к чтению и творчеству

shutterstock_310375796.jpg

Именно в раннем детском возрасте наиболее успешно прививается любовь к чтению. Делать это нужно не жестким принуждением. Чтение должно приносить ребенку удовольствие. Оно должно стать приятным времяпрепровождением сначала вместе с родителями, потом один на один с книгой.

Читать с ребенком нужно ежедневно. И желательно разнообразить этот процесс. Можно читать сказку на два голоса, имитировать голоса персонажей, разыгрывать сценки, обсуждать иллюстрации и сюжет. Но дошкольник не способен долго концентрировать внимание на чем-то одном. Если через 15-20 минут он потерял интерес к этому занятию, лучше закрыть книгу и переключиться на что-то другое.

Кроме игр и чтения, в жизни дошкольника важное место занимают рисование и конструирование. Детям необходимо что-то мастерить своими руками эту сферу деятельности нужно всячески поощрять. Ребенку должны быть доступны всевозможные конструкторы, инструменты для рисования и других видов творчества. Это поспособствует развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод кнута и пряника не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием шантаж, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

    Что могут делать родители?

    • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
    • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
    • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк от йоги до плавания и танцев.

Умственное воспитание

Если физическое воспитание это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. научить ребенка учиться), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится отвлеченным от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется сознательное запоминание ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы посторонние нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти богатства.

Дело в том, что овладение предметной деятельностью первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких сценок — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои шедевры (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было произвольным. Произвольное раскрашивание это такой тип раскрашивания ребенком своей картины, при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими мужскими инструментами, девочки мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может сорваться на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

К таким ошибкам относятся:

  • запугивание,
  • подавление самостоятельности,
  • злоупотребление наказаниями.

Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:

  • всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
  • в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
  • прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.

Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.

Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка

Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.

Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению,
  • способность концентрироваться,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • организованность,
  • дисциплинированность.

Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона развития мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона приобретения практических навыков самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.

Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:

  • решительности,
  • логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
  • закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Источники:

  • https://kukuriku.ru/razvitie/fizicheskoe/sport-i-rebenok/sovety-roditelyam/
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/17/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-vospitaniyu-detey
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/vospitanie_rebenka_doshkolnika_rekomendatsii_roditelyam/
  • https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html
  • https://www.kp.ru/guide/rannee-razvitie-detei.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит