Деятельность взрослых в реализации задач обучения детей 6 лет

СОДЕРЖАНИЕ

Психологи, физиологи и педагоги отмечают возраст 6-летних детей как перестроечный период, когда в психическом и физиологическом развитии ребенка происходят важные изменения, формирующие его как развитую во всех отношениях личность.

Это период, когда малыш переходит из категории старший дошкольник в категорию младший школьник. В этом возрасте необходимо подготовить его к самостоятельной школьной жизни, сформировать навыки организованности и ответственности.

Задачи перед воспитателями, учителями и родителями стоят очень серьезные: научить малыша к порядку, новому режиму дня, ответственно подходить к любому порученному делу, строить отношения с детьми и взрослыми, помочь ребенку стать в будущем гармонично развитой личностью.

Влияние взрослого на формирование характера ребенка велико. В программу воспитания должны входить беседы и совместное времяпрепровождение (игры, прогулки, путешествия).

Беседы с ребенком

В вопросах воспитания детей любого возраста, а особенно в 6 лет, большое значение имеет формирование конструктивных отношений со взрослыми. Для этого следует много разговаривать с ребенком на разные темы, вместе гулять, заниматься чтением, просмотром и дальнейшим обсуждением мультфильмов и художественных фильмов для детей.

Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку

В этом возрасте дети довольно любознательны. Им интересно буквально все: почему у жирафа такая шея, почему люди злые, где живет Дед Мороз, почему у героев сказок такие имена, почему не у всех есть мама или папа и многое другое.

besedy-s-rebenkom.jpg
Береды с ребенком метод расширения кругозора

Удовлетворяйте детское любопытство, рассказывая интересные истории.

Для того, чтобы доходчиво что-то объяснить малышу, нужно вместе читать детские энциклопедии, книги для любознательных. И хотя в 6 лет дети готовятся познавать азы нескольких наук, они все равно остаются детьми и любят сказки, верят в чудеса и о многом мечтают. Поэтому сказка занимает в их жизни важное место: многие дети засыпают под мамины или папины сказки, любят их рассказывать и обсуждать.

pochemuchki-6-let.jpg
У 6-тилетнего ребенка в голове тысячи вопросов

Разговоры по душам

По дороге из садика или школы расскажите о прожитом дне. Пусть малыш поделится, что интересного сегодня произошло, что хорошего он сегодня сделал, с какими проблемами столкнулся, как их решил. Если ситуация сложная, найдите совместное решение проблемы. Вы также должны рассказывать сыну или дочери о том, как вы провели сегодняшний день, с кем общались, что полезного сделали.

Говорите детям о том, что семьи, как и люди, разные, что они не бывают лучше или хуже. Просто они отличаются друг от друга: у кого-то есть только мама или папа, есть сводные братья или сестры, но каждый из них человек со своим характером. Такие беседы помогают малышу строить отношения с другими людьми и понимать причину их поступков.

besedy-po-dusham.jpg
Разговоры по душам могут быть во время прогулок

Во время походов в магазин учите ребенка общаться с людьми, покупать продукты, вежливо благодарить. Этот первый социальный опыт и обучение общению поможет малышу адаптироваться в обществе.

Играем вместе

Игра для детей 6 лет не просто развлечение. Посредством игр девочки и мальчики познают мир, учатся общаться, находить правильные и рациональные решения.

Кроме того, играя, нужно приучать малыша к творчеству. Занятия лепкой из пластилина, аппликация, рисование карандашами, красками или мелками развивают моторику пальцев и стимулируют развитие мозга, что особенно важно в период подготовки к обучению в школе. Важно, чтобы работа ребенка была оценена взрослыми. Обязательно хвалите его за каждый рисунок или самоделку, отмечайте наиболее сильные стороны работы. Можно определить место для хранения таких работ, это будет стимулировать малыша к пополнению своей коллекции.

sjuzhetno-rolevye-igry-2.jpg
Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям

Ребенок 6 лет проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм. Помогите ему в этом, составьте компанию, это сближает и способствует развитию доверия и уважения ребенка к взрослым, а также его дальнейшей социализации.

Подвижные игры важно сочетать с занятиями за столом. Эта смена деятельности приучит детей 6 лет к школьному режиму дня, где усидчивость на уроках сменяется разгрузкой и двигательной активностью на переменах.

Играя, обучаем

Во время игр хорошо тренировать память и внимание. Предложите ребенку запомнить расположение вещей в комнате. Пусть он выйдет оттуда на минуту, спрячьте или переставьте на другое место какую-либо вещь, и пусть малыш попробует понять, что изменилось. Купите книгу, где нужно найти отличия на рисунках, и вместе их ищите. Интересно это делать на время.

razvivajushhie-igry-6-let.jpg
Развивающие игры метод обучения и подготовки к школе

У 6-летних детей область мозга, отвечающая за ассоциации, активно развивается. Поэтому для развития ребенка в этом возрасте полезно все, что касается зрительного восприятия, слайды, картинки, художественные полотна. Особенно привлекает детское внимание их яркость, разнообразие красок.

Учите с детьми стихи, песни, занимайтесь иностранным языком, просите пересказать услышанную историю или сказку. Все, что тренирует память, способствует мозговому развитию и увеличивает процент успеваемости в школе.

Польза совместного отдыха

Новые впечатления полезны для воспитания шестилеток, поэтому совместные путешествия, поездки в другие города, села, к морю или озеру способствуют увеличению их мозговой активности. Пусть малыш потом нарисует картинки с изображением мест, в которых он побывал. Научите малыша фотографировать, возможно, это станет его новым увлечением. Обучение фотографированию это приобщение ребенка к взрослой жизни, развитие ответственности, серьезного отношения к делу.

sovmestnyj-otdyh-1024x682.jpg
Совместный отдых лучший способ наладить отношения

Задачи взрослых в это время объяснять ребенку важность соблюдения режима дня, приучать его к активной и всесторонней деятельности: зарядка, чтение, уборка, отдых, помощь взрослым по дому, контроль за своим поведением, гигиена и т.д.

Понимание ребенком 6 лет важности того, что он делает, правил поведения и общения с другими людьми создает мощный фундамент его нравственного развития.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены;
    развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод кнута и пряника не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием шантаж, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

    Что могут делать родители?

    • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
    • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
    • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк от йоги до плавания и танцев.

Умственное воспитание

Если физическое воспитание это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. научить ребенка учиться), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/zadachi-obucheniya-detej-6-let.html/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_vospitaniya/
  • https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит