Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

СОДЕРЖАНИЕ

Согласно данным современной нейропсихологии, 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические нарушения из-за стволовых изменений мозга. Как понять, нужны ли Вашему ребенку занятия с нейропсихологом?

Занятия с нейропсихологом необходимы, если:

  • ребенок испытывает трудности в школьном обучении;
  • у ребенка стоит или стоял диагноз: ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, РАС, ПЭП;
  • ребенок имеет различные расстройства в области логопедии.
  • у ребенка была родовая травма, травма головы, были операции под общим.

Читайте статью детский нейропсихолог далее

ppamtbe4.jpg

Занятия ребенка с нейропсихологом являются одним из наиболее эффективных методов при некоторых нарушениях в развитии. Это может быть гиперактивность, нарушение внимания и памяти и другие. Если отнестись к данному процессу ответственно, то можно достичь хороших результатов.

Суть нейропсихологических занятий

Психические процессы, которые происходят в мозге, изучает наука под названием нейропсихологии. В данные процессы входят внимание, речь, память и т. д. Данный процессы являются основополагающими для успешного обучения ребенка в школе.

Если они плохо развиты, то ребенку сложно учиться, у него развиваются психосоматические заболевания. Данные занятия проводятся от 3 до 12 лет.

К специалисту требуется обратиться, если у ребенка имеются следующие признаки:

  1. Он невнимателен и у него имеются проблемы с памятью.
  2. Ребенок не может сидеть на одном месте, очень суетится или, наоборот, слишком медлительный.
  3. Движения ребенка неловкие и неуклюжие.
  4. Когда ребенок рисует или пишет, он производит движения ногами или языком.
  5. Получено послеродовая травма.
  6. Родился недоношенным или посредством кесарева сечения.
  7. У него повышен или понижен тонус мышц.
  8. Ребенок состоит на учете у невролога и у него имеются неврологические проблемы.
  9. Имелись травмы мозга.
  10. Был общий наркоз.

Мозг формируется всю жизнь. Его развитие происходит через определенные стадии. Возможно их нарушение, что может привести к проблемам в развитии.

bwgudoub.jpg

Что дают занятия

Занятия помогают улучшить состояние ребенка при наличии следующих проблем:

  1. Речь плохо развита.
  2. Имеются задержки психического развития.
  3. Ребенок гиперактивен и у него недостаточно внимания.
  4. Имеется аутизм и недоразвитость мозгового тела.

С помощью занятий специалист активирует определенную часть мозга. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа лечения. Используются два основных способа коррекции:

  1. Активная. Стимулируются определенные зоны коры мозга, отвечающие за движения, за лучшее взаимодействие между полушариями, развивает ассоциативные связи.
  2. Когнитивная предполагает развитие познавательных навыков. Также она способствует преодолению трудностей в учебе.

Все занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был заинтересован. Курс включает от 20 занятий. Одно занятие длиться от 40 до 80 минут. Время зависит от возраста.

Кто такой нейропсихолог

Если про логопеда, дефектолога и психолога родители еще слышали, то нейропсихолог для большинства остается малоизученным явлением. Этот специалист помогает детям, которым сложно сосредоточиться на обучении или другом виде деятельности. Из-за трудностей в концентрации и переключении внимания у них возникают проблемы в овладении чтением, письмом, счетом. И преодолеть нарушения помогает ⚡️ нейропсихолог.

Его работа направлена на диагностику высших психических функций (ВПФ), их восстановление и развитие.

На консультацию приводят детей, про которых родители и педагоги говорят: рассеянный, трудно заинтересовать чем-то, умный, но ленится. Но не всегда причины кроются в нарушении ВПФ, поэтому перед началом занятий проводят нейропсихологическую диагностику.

Особенности нейропсихологической диагностики

Ее проводят в тихом, хорошо проветренном помещении. Ребенку предлагают выполнить специальные задания, разработанные А.Р. Лурией, которые адаптировали под детский возраст для оценки работы ВПФ.

Их сформированность и лежит в основе успешного освоения школьной программы. Диагностику проводят в присутствии родителей. Специалист об анамнезе ребенка. На основе полученных данных принимают решение о ✈️ записи на нейрокоррекцию и составляют программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Статья по теме: Что должен уметь детский логопед-дефектолог. Как выбрать специалиста для ребенка, и кому будет полезен этот визит?

Когда обращаться за помощью

Занятия с нейропсихологом необходимы, если:

  • есть трудности в усвоении школьной программы;
  • в анамнезе были или имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, когнитивной деятельности;
  • имеются речевые нарушения различной степени;
  • была родовая травма, травма головы, операции;
  • ребенок неуклюжий, плохо координирует движения;
  • ребенку трудно усидеть на месте;
  • повышенная утомляемость;
  • частые перемены настроения;
  • леворукость.

Заниматься с нейропсихологом можно с 3-х летнего возраста. Чем раньше начать коррекционную работу, тем успешнее будет результат. Но не поздно обратиться за помощью в начальной школе, потому что в этот период коррекция также эффективна.

Как проходят занятия

Они состоят из двух частей: двигательной (напоминает ЛФК) и когнитивной (познавательной деятельности). Нейрокоррекция не подразумевает прием ☘️ лекарственных препаратов. Совмещая упражнения на развитие моторной сферы и ВПФ, получается работать сразу по всем направлениям.

Занятия чаще проводят совместно с родителями. Родители смотрят технику выполнения упражнений, параллельно отрабатывая ее.

Кроме коррекционных занятий, нужно выполнять домашние задания на закрепление новых навыков.

Продолжительность нейрокоррекции

Все индивидуально, но нейропсихологи рекомендуют посещать занятия 2 раза в неделю полгода. Иногда у ребенка появляется регрессия. , это временное явление, возникающее как защитная реакция головного мозга на занятия.

✔️ На эффективность занятий влияет много факторов: обстановка в семье, соматическое состояние ребенка и др. Главная ошибка большинства родителей они перекладывают ответственность за результат на нейропсихолога.

Но если не следовать рекомендациям и не выполнять домашние задания, не стоит ожидать прогресса.

Поэтому на занятиях нейропсихологии проговаривают . Дают пояснение, почему нужно выполнять упражнения. И объясняют родителям важность создания ситуации успеха у ребенка, чтобы замотивировать на дальнейшее обучение.

Нейропсихологическая коррекция что это такое

Нейропсихология наука, которая изучает психические процессы вмозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику идр.

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития иобучаемости ребенка. Если они несформированы, тообучение дается тяжело, появляется нелюбовь кучебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Нередко родители понимают, что что-то нетак, ноникаких действий непредпринимают, что вдальнейшем приводит кпроблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если умалыша:

  • имеются проблемы спамятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы сосвоением письма, чтения, счета.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы неполностью или вискаженной форме. Втаком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить надиагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы спереключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • нелюбит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел впрошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем вразвитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического ипсихоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность идефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные иумственные нарушения.

Компоненты нейрокоррекции вдетском возрасте

Вдетском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают зарегуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена наразвитие познавательных навыков ипреодоление трудностей вучебе.

Занятия снейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция вдетском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук иног, способствует началу работы мозга внужном направлении. Одними изнаиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология ихиспользует для многих возрастов, втом числе идошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся встрогой последовательности ипод присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, унего пропадают детские поведенческие проблемы итрудности вшкольном обучении, саморегуляции.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих взависимости отвозраста

Каждое упражнение рассчитано наопределенный возраст. До5-6лет важно хвалить ребенка, даже если унего неполучается. Постоянное напоминание онедостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать куспеху.

Последующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения еепредставлены ниже.

Речка-берег

Эта игра обычно используется напраздниках, новнейропсихологии она изменена таким образом, что ееможно проводить исодним участником.

  1. Понадобится веревочка, еенужно положить напол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится содной стороны веревочки, сдругой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды речка, берег. Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. Впервой части игры психолог вслучайном порядке дает команды исмотрит, можетли ребенок ихправильно выполнять. Потом начинает ихдавать вправильном порядке дотех пор, пока малыш непривыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка переключиться. Если онрегулярно ошибается, его нужно попросить неторопиться. Это хорошо помогает справляться симпульсивностью.

Мама-робот

Это упражнение направлено нато, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем онвосновном должен говорить, анепоказывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи иейнужен проводник, которыйбы вэтом помог.
  2. Делатьто, что ребенок говорит, следует буквально, недобавляя ничего отсебя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать ненужно, тоименно это иповторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования несовсем такой, как нужно, исам скорректировал свои действия.

Еще один вариант завязать маме глаза, ипусть ребенок объясняет, как ейдобраться доопределенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения сграфическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет налисточке вклеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как поклеточкам нарисовать такойже.

Муха

Нужно взять листок бумаги ирасчертить его на16клеток (4на 4). Отдельно нарисовать муху ивырезатьее (можно использовать предмет, который будет еесимволизировать, например, пуговицу. Поставить муху напроизвольную клетку иприказывать ейдвигаться вопределенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз ит.д.) спросить уребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть еенасоответствующую клетку, если нет, повторить ипродемонстрировать еедвижение.

Игра для развития внимания Корректор

Впервую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу ивыбрать вней неправильные буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно заопределенное время.

Если были допущены ошибки, ихпересчитать иотслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Молчу шепчу кричу

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать ипоказывать ихребенку. Ондолжен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры иупражнения развивают навыки управления угиперактивных детей. Они помогают имрегулировать громкость своих высказываний имолчать, когда это нужно.

Прикосновения

Для игры потребуются предметы, сделанные изразличных материалов: стекла, дерева, меха ит.д. Ихследует положить настол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно запредмет унего вруках.

Эффект отзанятий обязательно будет, если выполнять все регулярно иправильно. Только нужно запастись терпениеми, чтобы ребенок неделал, реагировать спокойно.

Почему это работает? Нейропсихология как наука

shutterstock_118491940.jpg

Нередко подобные черты следствие не личностных черт характера ребенка, а особенности актуального состояния его высших психических функций. Базовые процессы: внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пространственное представление, произвольная регуляция и контроль не способны функционировать по желанию человека. Их степень эффективности обусловлена нервной деятельностью, и непослушный ребенок зачастую физически не может вести себя иначе, так же, как школьник с дисграфией не может всегда писать грамотно на одном лишь усилии воли.

Изначально нейропсихологическое обследование и коррекция применялись только к взрослым. Изучая в клинических условиях нарушения функций высшей нервной деятельности после травм, нейрохирургических операций, составляя программы адаптации и восстановления после инсультов, нейропсихологи определяли места поражения нервной системы и проводили восстановительное обучение.

Основоположник направления отечественной ветви нейропсихологии считается А. Р. Лурия, ученый, чьими нейропсихологическими пробами (батареей Луриевских методов, комплексом заданий и упражнений) пользуются и при тестировании детей, адаптировав часть из них для детского возраста.

В чем отличие неврологов, психологов и нейропсихологов? Нейропсихология находится на стыке нескольких наук, включая также психиатрию, нейробиологию и нейрофизиологию, философию и информатику. Действуя там, где нет явного неврологического диагноза или в тех случаях, когда заболевание установлено и необходимо выявить первичный дефект, скорректировать его влияние, нейропсихология работает со взрослыми и детьми. С детьми от 4 до 12 лет, в силу их активного развития, наиболее успешно.

С какими детьми работает нейропсихолог?

shutterstock_569968876.jpg

В каких ситуациях нейропсихолог может помочь ребенку, да и может ли? К новым направлениям мы всегда относимся несколько настороженно, желая, чтобы проверку временем они прошли без нас.

Во-первых, по возможности каждый ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендован к нейропсихологическому тестированию. Оценивая выполнение несложных заданий, специалист расскажет об особенностях развития ребенка, его актуальных и потенциальных возможностях. Это полезно в любом случае: знать сильные и слабые стороны, и как с ними работать, увеличить эффективность деятельности, обучения, подготовки к школе.

Во-вторых, нейропсихология эффективна в таких ситуациях, когда ребенок испытывает трудности со следующими действиями:

  • учебным процессом в целом или отдельными предметами (никак не дается математика, грязно пишет, допускает глупые ошибки);
  • запоминанием учебного материала и/или бытовых знаний, просьб, стишков в детском саду и т.п.;
  • сосредоточением на одном действии, у дошколят это обычно выражается в неумении концентрироваться на одном процессе, посидеть на одном месте, у школьников ярко заметно при выполнении домашнего задания, когда оно затягивается до ночи или сопровождается излишними движениями (болтанием ногами, высовыванием языка при письме);
  • пониманием обращенной речи, откликом на призывы, просьбы, обращения;
  • письмом: отзеркаливание букв, слов, пропуски букв и слогов.

Также в эту группу относятся излишне медлительные дети, быстро утомляющиеся или, наоборот, чересчур активные, легко возбудимые, очень эмоциональные. Работает нейропсихологическая коррекция также в случаях бронхиальной астмы, головных болей напряжения, аллергических реакций, частых простуд, травм из-за неуклюжести и т. п.

Обращаться на консультацию стоит родителям и в таких случаях, когда беременность сопровождалась токсикозами, сильными отеками, мало- или многоводием, угрозой прерывания, роды протекали с осложнениями любой этиологии, ребенок развивался замедленно в любой области: речи, моторном развитии, или, наоборот, слишком быстро, а также много/мало/плохо спал, рано отказался от дневного сна и так далее.

Третья группа, нуждающаяся в нейропсихологической коррекции, дети с неврологическими диагнозами, с задержками развития различной этиологии и степени, с умственной отсталостью, с последствиями детского церебрального паралича.

Нейропсихологическая коррекция что это?

shutterstock_569112478.jpg

Как же проходит тестирование и что из себя представляют занятия, призванные корректировать процессы высшей нервной деятельности?

Пройдите тестshutterstock_610996046.jpgГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

С кем работает детский нейропсихолог

В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:

  • родовых травм;
  • гипоксия плода во время беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воздействие наркоза;
  • тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.

Кроме того, большое влияние, к сожалению, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена живого общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.

Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Задержка психического и (или) речевого развития.
  • Расстройства психики аутичного спектра.
  • Перинатальная энцефалопатия в анамнезе.
  • Заикание (логоневроз).
  • Нарушения речевого развития.
  • Дислексия или дисграфия.
  • Проблемы с обучением в школе.

Читайте также: Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

Как работает нейропсихолог

Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.

Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т.д.

Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.

Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.

Методы и подходы в работе детского нейропсихолога

Современная нейропсихология имеет в своем арсенале различные методы работы (например, метод Томатиса), однако чаще применяется комплексный подход. В зависимости от необходимости и результативности занятий один или несколько методов играют ведущую роль.

На начальном этапе превалирует метод замещающего онтогенеза

Работа с использованием это метода часто занимает значительное место в коррекционной деятельности нейропсихолога. Суть его заключается в том, чтобы посредством определенной двигательной активности дать возможность незрелым участкам мозга пройти необходимый путь развития.

Данная организму возможностьпрожить заново период раннего развития помогает правильным образом установить функционирование необходимых нейронных связей, обеспечить в дальнейшем работу высшей психической деятельности. Именно этот период является базой для развития у ребенка зрительно-моторного ориентирования, самоконтроля, пространственного восприятия, внимания, мышления.

Задания строятся на принципе телесно-ориентированных упражнений. Сюда могут входить массаж, определенного рода физические движения, групповые подвижные игры.

Следующий этап включает когнитивную коррекцию

В нем тоже преобладают телесно-ориентированные игры и упражнения, но работа ведется в несколько другом направлении. Кроме того, используются и задания с использованием карточек, рабочих тетрадей, дидактические игры.

База создана, теперь настало время формирования необходимых психических функций. За тот период времени, когда основа еще не была сформирована, успели образоваться отставания в развитии ВПШ. Когнитивная коррекция призвана устранить этот недостаток.

В процессе работы производится расширение объема зрительной информации, развитие межполушарных связей, гностических функций, мышления, памяти, слухового восприятия. В занятиях используются игры с движениями, рисование и работа двумя руками одновременно, упражнения на тактильные ощущения (узнавание фигур, цифр и букв, нарисованных на спине или ладони пальцем педагога).

Различные дидактические коммуникативные игры побуждают к развитию такие навыки как контроль за деятельностью, саморегуляцию, произвольное внимание и мотивацию к достижению результата.

На третьем, заключительном, этапе происходит закрепление полученных навыков

Кроме того, важное значение на данной стадии развития уделяется формированию коммуникативных умений, адаптационных способностей. Для успешной жизни дети должны иметь социальные навыки, общаться, находить общий язык с окружающими, уметь находить выход из сложных ситуаций.

В своей работе нейропсихологи используют различные техники:

  • Опора на сохранные звенья. Адаптация ребенка производится с учетом его более развитых и сильных сторон.
  • Атака на слабые стороны. Основой этого метода работы является наибольший упор на работу над менее развитыми функциями и стимулированием их правильной работы.
  • Формирующее обучение. Принцип базируется не на коррекции несформированной функции (этот метод используется при отсутствии глобальных нарушений), а на стимулировании развития конкретного навыка. По данной методике определенной деятельности уделяется максимум внимания и востребованности, что стимулирует ребенка. Обучение же производится не по принципу формирования отдельных навыков, а на восприятии действия в целом.
  • Метод интерактивного подхода. Ведущая идея метода повышение мотивации ребенка к активной совместной работе и достижению результата путем вовлечения его в процесс занятий без акцентирования на отстающие сферы. При этом педагог постепенно все большую часть деятельности передает ребенку.
  • Еще один интересный метод мозжечковая стимуляция, занятия на балансировочной доске. Доказанная связь работы мозжечка со всеми отделами нервной системы позволяет стимулировать синхронизацию работы обоих полушарий мозга, улучшает речь, чтение и письмо, корректирует поведение ребенка.

Нейропсихологическая коррекция позволяет добиться больших успехов, улучшая общее развитие ребенка, его успехи в обучении и раскрывая его потенциальные возможности.

Источники:

  • http://www.loveispassion.info/2019/09/23/zanyatiya-s-detskim-nejropsixologom-na-chto-stoit-obratit-vnimanie.html
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/zanyatiya-s-neyropsihologom.html/
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-dlya-nejropsihologicheskoj-korrektsii-v-detskom-vozraste
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/neyropsikholog_opravdyvayut_li_sebya_zanyatiya_s_modnym_doktorom/
  • http://karkusha.su/zanyatiya-s-neyropsihologom-metodyi-i-podhodyi/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит