Задачи обучения и воспитания детей 5 лет – что нужно знать родителям?

СОДЕРЖАНИЕ

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

  • В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам мужественность, девочкам женственность. Уменьшительно-ласкательные слова (зайка, солнышко и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: сынок, помощник.
  • Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
  • Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
  • В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики любят считать.
  • В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?

  1. Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим почемучкой, какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить не знаю, лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: Давай-ка вместе разбираться и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
  2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: Ты правда думаешь, что?, А помнишь, мы с тобой читали, что? Значит и т. д.
  3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
  4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он поступает плохо, и как нужно было себя повести.
  5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган), Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями? Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
  6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов плохого поведения в стиле: Почему ты всё ломаешь? или Ты опять разбросал игрушки. Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: Говори, пожалуйста, потише или мотивирующие фразы: Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять.
  7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
  8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности то на свои места, если выполняет какие-то упражнения то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
  9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
  10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Особенности пятилетнего возраста

Очень важно в этот период не потерять уже приобретенные умения и выучить новые.

Это достаточно легко выполнить, потому что психологически, к пятилетнему возрасту, ребенок уже прошел кризис 3 лет и готов к восприятию новых знаний. В этом возрасте значительно увеличиваются физические силы ребенка, координация движений, ритмичность, скорость. В этом возрасте ребенок уже должен уметь самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки, наливать в посуду жидкость и воду, чистить зубы, причесываться, различать лицевую и изнаночную стороны предметов, основные цвета, времена года и дни недели, рисовать карандашом, самостоятельно кушать.

talanty-rebenka.jpg
Таланты ребенка обязательно надо развивать и поддерживать

Задачи родителей и воспитателей

К основным задачам, которые должны быть правильно спланированы и донесены родителями и воспитателями до ребенка, относятся:

  • укрепление здоровья ребенка;
  • следить за осанкой ребенка, правильном выполнении основных движений;
  • постоянно следить за гигиеной тела и приучать к самостоятельному выполнению основных мероприятий чистить зубы, мыть руки, обслуживать себя;
razvitie-rechi.jpg
Развитие речи в 5-6 лет
  • следить за развитием двигательных функций ребенка;
  • поощрять физические упражнения и двигательную активность;
  • развитие и поощрение наблюдательности детей;
  • заинтересовать для изучения явлений природы, общественной жизни, происходящих изменений по временам года;
  • развивать любознательность детей всевозможными методами от познавательных видеоматериалов до бумажной литературы, прививая любовь к чтению, познанию нового и пониманию существующих истин.
fizicheskoe-razvitie-1024x716.jpg
Физическое развитие важная составляющая обучения и воспитания

В осознании окружающего мира у ребенка в 5 лет впервые происходят изменения, и все окружение чаще всего для него делится на 2 части самые близкие и другие люди.

Как вести себя с 5-тилетним ребенком

Как к малышу относятся близкие люди, так и он будет относиться к окружению. В 5 лет происходит первые шаги по осознанию социума и своего места в нем. В этом возрасте малыш впервые осознанно сталкивается с коллективом, например в детском саду, и подвергается коллективным решениям и выводам.

polgotovka-k-shkole-1024x712.jpg
Подготовка к школе в детском саду. Дома также надо заниматься с ребенком

Отношения, которые закладываются между детьми в коллективе, полностью копируют мир взрослых. Это проявляется в играх с другими детьми, сюжетноролевых играх и самостоятельных играх с игрушками.

Играя, ребенок отображает свое отношение и умение общаться с другими детьми и взрослыми. Поэтому очень важно помочь ребенку и показать правильное решение в той или иной ситуации, научить играть. Выполнить это можно посредством воспитания и обучения через ролевые игры, где дети могут сформировать правильные эмоциональные реакции и отношение к происходящим событиям вокруг них.

sjuzhetno-rolevye-igry-1-1024x760.jpg
Дети очень любят сюжетно-ролевые игры

Например, игра в магазин научит детей правильно общаться с продавцами в магазине, игра в водителя подскажет, зачем нужны правила, светофоры, пешеходные переходы и разные знаки, игра в доктора поможет адекватно реагировать на посещение медицинских работников. Это не только адаптирует ребенка к окружающему миру, но позволит сохранить здоровье в той или иной ситуации.

Игрушки

Игрушки для развития детей 5 летнего возраста это одно из самых необходимых условий для отдыха, развития и познания мира. Они помогают развить органы чувств, координацию движений, правила и порядки, законы окружающего мира. Самыми любимыми в этом возрасте считаются те, которые помогают активно двигаться, познавать мир, изучать строение. Следует отметить, что игрушки, за которыми ребенок просто наблюдает, очень быстро надоедают ему, и они становятся нелюбимыми, например просто движущиеся детали, которые нельзя пощупать, разобрать.

igrushki-v-5-let.jpg
Игрушки в 5 лет должны быть сборно-разборными и развивающими

Лучшими игрушками в 5 лет считаются символические и сюжетные игрушки те, которые условно ребенком наделены некоторыми свойствами, особенностями или ролями. С помощью таких игрушек легко применить основные принципы воспитания, обучения ребенка, подсказать ему модель поведения, помочь выйти из любой ситуации.

Задачи обучения и воспитания в комплексе

В возрасте 5 лет у детей закладываются основы аналитической деятельности, развивается фонематический слух, повышается острота зрения, совершенствуется внимание и память. Поэтому все задачи должны быть направлены на поддержание этих физиологических процессов и развития целостной личности. В это время необходимо обогащать словарный запаса ребенка, расширять познания про форму, цвет и качество предметов, формировать познания о множестве и количестве предметов, их сравнении, помогать развивать разговорную речь, посредством беседы, пересказа сказок, историй. Используя желание ребенка фантазировать и придумывать, нужно развивать творческие способности ребенка, помогая ему выражать свои мысли посредством рисунка, рассказа, музыки, искусства.

zadachi-obuchenija.jpg
Задачи обучения перечень

Возрастной период 5 лет для ребенка это время познания мира, человеческих отношений, посредством игры, игрушек, общения.

myshlenie-v-5-let.jpg
Мышление в 5 лет норма

Задачи воспитания и обучения детей 5 лет состоят в том, чтобы через игру донести до ребенка основные правила общества, морально, творчески и духовно развить и обогатить его посильными знаниями. В этот период, первоначального становления личности, следует поощрять эмоциональную реакцию на полученный результат, происходящие вокруг ребенка процессы, поведение окружающих и свое, мотивирование поступков и реакций.

Как показали исследования, в этот период жизни ребенок наиболее восприимчив к обучению, воспитанию, очень быстро адаптируется в ситуации, отлично усваивает и применяет приобретенные навыки. Именно в этом возрасте ребенок достигает первого самосознания и понятия про добро и зло, мотивацию, ориентацию в окружающей среде.

Источники:

  • https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-rebyonka-v-4-5-let-osobennosti-vozrasta-obuchenie-i-razvitie
  • https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/zadachi-obucheniya-i-vospitaniya-detej-5-let-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит