10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только круглая дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку большая их часть спровоцирована непониманием своего состояния).
Возрастные особенности
Большая часть изменений в возрасте 10 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).
Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:
- Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать вопреки выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
- Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
- Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
- Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).
В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с изменчивостью эмоционального состояния, что типично для девочки в возрасте 10 11 лет. Волноваться по поводу подобной нестабильности не следует, нужно лишь по возможности показать, что вы готовы понять своего ребёнка, если он захочет с вами объясниться или решит обсудить своё состояние.
Особенности воспитания
Случается, что имея благое намерение вырастить приличного человека, родители воспитывают своего ребёнка в условиях многочисленных должен и категоричного нет, не подкрепляемого никакими объяснениями. Наличие таких беспочвенных (с точки зрения детей) запретов очень тяжело переносится взрослеющей личностью, поскольку познавательные процессы всё ещё активны, желание исследовать окружающий мир тоже и просто родительское несогласие уже недостаточный аргумент, чтобы останавливаться.
Запомните: объясняйте ребёнку свои решения.
Неважно, девочка это или мальчик если ваши дети знают, по какой причине вы ждёте от них определённых действий, они гораздо более внимательны к вашим просьбам. Говорите с ними о последствиях возможных проступков. Не о наказании, а о том, чем проступок обернётся лично для них.
Как правильно вести диалог
Нужно уметь разговаривать с ребёнком 10 11 лет. Никогда не давите на свой возраст, и не говорите, что вы лучше знаете. Если знаете, то объясните, если переживаете, то скажите. Покажите ребёнку, что вы не просто родитель, авторитетное, власть имеющее лицо, но и любящий человек, который переживает и старается уберечь от беды.
Если вы считаете, что это и так понятно, то велика вероятность, что вы не правы. Проговаривайте свои причины, своё отношение. Но будьте готовы, что, даже выслушав вас, ребёнок поступит по-своему. Это неизбежно, он получает свой опыт. Вполне возможно, что вы вспылите по этому поводу это естественно, но обязательно нужно объяснить, что причина вашей злости не в том, что ребёнок сам по себе нехороший и непослушный, а в ваших переживаниях за его жизнь и здоровье.
Также, в процессе общения не следует сравнивать детей с их братьями и сёстрами, либо с чужими детьми. Это заставляет их обесценивать себя и сомневаться в своих способностях. Тем более не нужно на них кричать.
Поймите: именно в способности контролировать себя и проявляется взрослость.
Здесь не имеется в виду, что взрослый человек это робот. Конечно, все мы испытываем эмоции, но именно по мере взросления приобретается навык самоконтроля. Нельзя требовать подобного от ребёнка, но можно подать ему пример.
Похвала
Сравнивать детей с кем-то нельзя не только в негативном, но и в позитивном плане.
То есть, сказать Ты красивая (умная, добрая и так далее) будет верно, а вариант Ты красивая (умная, добрая), как ошибочно. Во-первых, у детей при таком сравнении может появиться ощущение, что они не уникальны, не ценны сама по себе. Во-вторых, есть риск, что возникнет стремление во всём подражать той другой личности, на которую они оказались похожи, что вновь ведёт к потере индивидуальности.
Неполные семьи
В неполных семьях особая обстановка и, если девочка живёт с папой, желательно удостоверится, что у неё есть старшая подруга (бабушка, тётя, няня), которая именно со своей, женской, позиции поможет в решении определённых вопросов. Если вы выполняете такую наставническую роль, то отнеситесь к ней со всей серьёзностью, не разглашайте доверенных вам секретов и не высмеивайте пока ещё незрелые решения своей подопечной.
Вполне возможно, что девочка в 10 лет не осмелится обсудить какую-либо из волнующих её проблем, поэтому следует осторожно прощупать обстановку, ненароком затрагивая сложные темы и отмечая для себя реакцию. Страх обсуждения связан с боязнью показать свою неосведомлённость, глупость или неловкость. Если вы выяснили, что именно задевает ребёнка, то можете рассказать что-то забавное о себе по этой теме. Пусть он видит, что неудачи и нелепости бывают у всех, и что запретных тем для обсуждения нет.
Дела по дому
Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.
Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою территорию, за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.
Внимание: если ваш ребёнок имеет отдельную комнату, то не нужно пытаться контролировать процесс, качество и частоту наведения в ней порядка.
Лучше вместо этого:
- Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
- Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
- Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).
Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.
Совместный отдых
По мнению большинства родителей, современный ребёнок к 10 годам не интересуется ничем, кроме телефонов, игр и прогулок. Но виноваты в этом не дети, которые зачастую на протяжении долгого времени предоставлены сами себе. У них нет не только привычки, но даже единичного опыта других вариантов времяпрепровождения. Подарите ему такой опыт, займитесь чем-то вместе, договоритесь, что на один день (или хотя бы на несколько часов) вы вместе отложите телефон, телевизор, компьютер и займётесь чем-то другим.
Это не обязательно должен быть полезный досуг, можно и подурачится, но по-особенному. Практикуйте совместную творческую деятельность.
Но! Всегда будьте готовы, что ребёнок не согласится с вашим предложением. Ему нужно уметь самому пофантазировать, попробуйте договориться. Можно чередовать дни, когда занятия планирует ваш ребёнок, а когда вы сами. Не пытайтесь корректировать её планы под свои потребности, дети это чувствуют и могут серьёзно обидеться или потерять мотивацию. Но делать разумные замечания относительно практических моментов в спокойной не критикующей форме можно и даже нужно.
Уважение
Родители, желающие добиться уважения от своих отпрысков должны понимать, что здесь также действует сила личного примера. Не нужно потакать всем капризам ребёнка, но относиться к нему уважительно обязательно.
В целом, для девочек свойственно более тактичное поведение и большее чувство ответственности. Они легче, чем мальчики, понимают чужую точку зрения, а следовательно и уважительное (как и сострадательное) отношение к окружающим свойственно им в большей степени.
Психология
В 10 11 лет девочкам может быть интересна психология. Поддержите это увлечение, попробуйте вместе разобраться в своём внутреннем мире. Читайте соответствующую литературу, наталкивайте ребёнка на размышления о своём внутреннем состоянии. Самопознание, саморазвитие это именно то, что позволит ребёнку развить уверенность в себе, благополучно социализироваться.
Как сказала одна дочь своей маме на вопрос о том, как нужно вести себя с детьми в 10 лет: Будь искренней и естественной. И не загружай излишней информацией.
Заключение
Универсальных законов того, как должен воспитываться мальчик или дочь в 10-11 лет (да и в любом другом возрасте) не существует. Просто будьте внимательны к своим детям. Это на самом деле отдельные личности, которые априори ничего вам не должны. Но если вы захотите, то сможете стать им надёжным другом и прекрасным учителем. Тогда они будут прислушиваться к вам, и помогать по собственной воле, а не из-под палки, а это, согласитесь, гораздо приятнее.
Физиологические изменения
В 10-12 лет происходит активное перестроение организма ребенка, подготовка к половому созреванию. У девочек этот процесс начинается раньше: в 9-10 лет, у мальчиков чуть позже: 11-12 лет.
Основные признаки начинающегося полового созревания в 10-12 лет:
- Быстрый неравномерный рост тела, рук, ног. Большинство детей в этот период вырастают на 8-10 см. Позвоночник, руки и ноги вытягиваются, а грудина и таз внешне кажутся непропорциональными. Долговязость тела в предподрастковый период часто становится причиной психологических комплексов у ребенка, рекомендуется поддержать сына или дочку, рассказав, что через пару лет все придет в норму, тело станет пропорциональным, красивым.
- Повышенная возбудимость, вспыльчивость, быстрая смена настроения. Происходящие гормональные изменения влияют на нервную систему ребенка. Для выполнения привычных дел (домашнее задание, уборка) сыну или дочке необходимо больше времени, чем раньше. Лучше всего это заметно при выполнении домашнего задания: мальчики и девочки не только тратят больше времени, но и негативно реагируют на неудачи, сложности.
- С 11-ти лет у большинства девочек увеличивается аппетит, заметен набор веса.
- С 12-ти лет у мальчиков увеличивается размер яичек, может начаться ломка голоса.
- К 12-ти годам у некоторых детей начинают расти волосы в интимной зоне (паху).
Ускорение темпов роста организма девочек и мальчиков сказывается на сердечно-сосудистой системе. Сердце детей растет быстрее, чем развиваются сосуды. В 10-12 лет на фоне этого процесса часто бывают головные боли, повышение утомляемости. Рекомендуется контролировать умственную и физическую нагрузку ребенка, не нагружать неподъемным количеством кружков и секций. В день у мальчиков и девочек должно быть минимум 1,5-2 часа на отдых, прогулку.
Рост и вес
Половое созревание начинается у каждого ребенка по-разному, поэтому показатели роста и веса детей 10-11 лет имеют большую разбежку (20 см в росте, 16 -18 кг в весе). Не стоит волноваться, если ваш сын или дочка ниже или выше всех в классе. У кого-то активный рост начинается в 10 лет, у другого в 14.
Средние показатели роста и веса детей в 10-12 лет в зависимости от пола
Нижняя норма роста | Верхняя норма роста | Нижняя норма веса | Верхняя норма веса | |
Мальчик 10 лет | 126 см | 146 см | 24 кг | 40 кг |
Мальчик 11 лет | 131 см | 156 см | 26 кг. | 51 кг |
Мальчик 12 лет | 136 см | 159 см | 28 кг | 50 кг |
Девочка 10 лет | 127 см | 146 см | 22,7 кг | 40 кг |
Девочка 11 лет | 131 см | 157 см | 25 кг | 55 кг |
Девочка 12 лет | 137 см | 159 см | 27,8 кг | 63 кг |
Психологическое развитие
Психологическое развитие ребенка 10-12 лет характеризуется повышенным желанием выделиться из группы сверстников. Признание своей личности, ощущение собственного превосходства над другими ставит мальчиков и девочек в сложную ситуацию. С одной стороны они хотят общаться с другими детьми, взрослыми, с другой у них появляется желание побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями.
Эти изменения происходят из-за формирования критического мышления. Ребенок больше не доверяет авторитету взрослых, подвергает все их слова и действия критике. В этот момент взрослым нужно внимательно следить за своими словами, интонацией. Неосторожная фраза, попытка давления воспринимается сыном или дочкой, как попытка унизить или раскритиковать. Большинство детей реагирует на это упрямством, спором или откровенным неповиновением, у некоторых детей могут развиться комплексы. В этот период рекомендуется стараться оставаться своему чаду другом, который всегда поддержит, поможет разобраться и не будет смеяться над возникающими сложностями.
В 10-12 лет ребенок очень тянется к общению со сверстниками своего пола. Интерес к противоположному полу чаще проявляется в виде агрессивных выпадов, насмешек. Мальчики и девочки 10-12 лет еще не знают, как проявить свой интерес к понравившемуся человеку. Родители могут воспользоваться этой ситуацией и подсказать, что посещение различных кружков и секций, совершенствование своих талантов может помочь выделиться из круга знакомых, привлечь внимание.
В 10-12 лет дети часто заводят компанию друзей, которые не очень нравятся их родителям. Распространенная ошибка взрослых в такой ситуации запрет на общение. Это неправильная позиция вынуждает сына или дочку скрывать от вас свои интересы и увлечения. Не запрещайте, не критикуйте выбор вашего ребенка. Если вам не нравится поведение друзей сына или дочки, то в доверительной беседе обсудите черты, которые вызывают у вас беспокойство, аргументированно поясните свою позицию.
Для этого периода характерно появление первых постоянных интересов. Многие дети обзаводятся хобби, которые будут сопровождать их всю жизнь. Хорошо, если вы не заставляете ребенка ходить в кружки и секции исходя из своих интересов, а он делает это по собственному желанию.
Отличие в развитии мальчиков и девочек
В 10-12 лет отличия в развитии детей разного пола становятся все более явными. Мальчики все больше времени предпочитают проводить за играми, творческими занятиями, девочки чаще читают, пытаются копировать взрослое поведение знакомых женщин. Если мальчики 10-12 лет с увлечением играют в воображаемом мире, увлекаются персонажами со сверхъестественными способностями, то девочек уже начинают интересовать взаимоотношения между людьми, появляется стремление выглядеть как девушка или женщина. Это различие между детьми одного возраста, но разного пола часто приводит к тому, что в классе возникают различные конфликты между повзрослевшими барышнями и мальчишками, еще не вступившими в пубертатный период.
Отличия заметны и в подходах к решению поставленных задач. Мальчики более склонны к применению нестандартных подходов, придумыванию новых способов решения знакомой задачи. Девочки более консервативны, стараются действовать по шаблону, решать задачу знакомым способом. Вследствие этого различия мальчики 10-12 лет более склонны к нарушению правил, плохому поведению, девочки стремятся к порядку, следуют указаниям.
Половое развитие
Половое созревание начинается у девочек в 9-10 лет, у мальчиков в 11-12. У некоторых девочек уже в этот период появляются менструации, начинает формироваться грудь. Большинство мальчиков не испытывают физических изменений, но на психологическом уровне испытывают сильный интерес к противоположному полу. У детей обоих полов заметно повышение уровня половых гормонов, повышенная возбудимость нервной системы, психологический дискомфорт.
Период от 10 до 12 лет время просветительских бесед о грядущих изменениях в организме ребенка. Появляющийся интерес к противоположному полу, новшества в организме, психологический дискомфорт из-за изменения гормонального фона требуют от взрослых внимательного отношения к обучению ребенка необходимым навыкам и знаниям.
Беседу с дочкой или сыном о происходящих изменениях нужно провести сразу, как только ребенок спросит, не откладывая на потом. Рекомендуется, чтобы такой разговор происходил между мамой и дочкой, отцом и сыном. Во время беседы нужно корректно рассказать ребенку:
- о взаимоотношениях между людьми, любви, уважении к противоположному полу;
- о скором начале месячных (для девочек), поллюций (для мальчиков). Дочка или сын должны узнать об этих проявлениях гормонального развития до первых проявлений, чтобы происходящее не стало шоком;
- как правильно ухаживать за собой, поддерживать гигиену интимной зоны. Особенно это важно для девочек во время менструального цикла;
- рассказать, что предстоящие изменения (менструация, поллюции) нормально, не стыдно. Обязательно скажите, что если у дочки или сына будут вопросы, то они могут задавать их вам, обсуждать детали и особенности периода;
- появление признаков взросления организма не говорит о том, что ваша дочка или сын готовы к продолжению рода, им нужно еще многому научиться, прежде чем вступать в отношения.
Первый разговор нужно провести в серьезной, доброжелательной атмосфере, воздержаться от насмешек, шуток о взрослении. Ближе к 11-12 годам поговорите с дочкой и сыном о сексе, объясните, что стоит соблюдать правила безопасности, желательно избегать контакта до 16-ти лет. Ранняя половая жизнь может привести к проблемам со здоровьем, обязательно скажите об этом вашему ребенку.
Многие родители очень смущаются говорить с детьми на тему секса и половых контактов в этом возрасте. Нужно понимать, что информацию, которую ребенок не получит от вас, он узнает от сверстников, в Интернете. Современные дети взрослеют раньше, начинают интересоваться сексом и отношениями уже в 10-12 лет. Недостаток информации, небрежное отношение к собственному телу, попытка возвыситься над сверстниками играют злую шутку с детьми. Постарайтесь защитить своего ребенка от влияния окружающего мира через своевременное ознакомление со всеми сторонами вопроса половых отношений.
Что должен знать и уметь ребенок в 10-12 лет
Посещая школу, кружки, секции ребенок получает необходимые учебные умения, но дома родители должны постараться научить своего сына или дочку основам быта. В 10-12 лет мальчики и девочки уже могут осваивать основы кулинарии, ведения домашнего хозяйства. Постепенно рекомендуется привлекать ребенка помогать в домашних заботах, обучая всем необходимым навыкам:
- убираться в квартире: пылесосить, мыть полы, вытирать пыль;
- пользоваться стиральной машиной, стирать вручную небольшие по размеру вещи. Познакомьте сына или дочку с особенностями стирки вещей из разных тканей, с правилами использования моющих средств;
- готовить простые блюда, пользоваться плитой. Расскажите о правилах безопасного приготовления пищи на электрической или газовой плите, покажите, как сварить кашу, суп, приготовить пирог;
- мыть посуду, расставлять ее по местам;
- ухаживать за домашними животными, помогать с младшими детьми.
Кроме бытовых навыков, хорошо продолжать совершенствовать умения и навыки, позволяющие выстраивать отношения со сверстниками, успешно учиться. Научите ребенка:
- контролировать время, распределять задачи в течение дня. Навык планирования дел на день поможет ребенку справиться с возрастающей учебной нагрузкой в старших классах;
- отстаивать свое мнение при помощи аргументов;
- принимать критику, осмысливать свое поведение;
- стоять за себя в сложных ситуациях;
- решать конфликты, находить выход из сложной ситуации;
- выполнять поручения, быть ответственным;
- обращаться с деньгами, копить;
- оставаться дома без родителей, самостоятельно разогреть себе еду;
- выбирать продукты в магазине, ориентируясь не на упаковку, а по качеству, необходимости.
Режим дня
Режим дня для 10-12 летнего ребенка важная составляющая развития. Ночной сон должен длиться минимум 8 часов. Утренний подъем и распределение задач в течение дня подстраивается под школьный график. С наступлением полового созревания, восприятием себя как взрослого, способного самостоятельно принимать решение, когда и что делать, некоторые дети начинают противиться соблюдать режим дня, засиживаются допоздна за уроками, отказываются следовать предложенной схеме.
Особенно сложно договориться с сыном или дочкой в 11 лет. В этот период наступает пик психологической нестабильности. Не заставляйте и не ругайтесь. Аргументированно объясните свою позицию и позвольте ребенку сделать необдуманный поступок, почувствовать его последствия. Засидевшись допоздна, сын или дочка будут вынуждены пойти в школу и целый день испытывать сложности из-за недосыпания. Вечером еще раз приведите свои доводы в пользу соблюдения режима и увидите, как ребенок согласиться с вами.
Одним из главных нарушителей спокойствия и времени засыпания у детей 10-12 лет является компьютер, который находится в детской. Количество интересной информации в Интернете не дает ребенку спокойно заснуть, стимулирует нервную систему. Рекомендуется поставить компьютер в комнату родителей, оговорить время работы за ним, привить привычку оставлять мобильный телефон и другие гаджеты не в спальне, а, например, на кухне.
Чем занять ребенка 10-12 лет
Дети 10-12 лет уже практически не играют с классическими игрушками, но относятся к ним очень ревностно. Если в предыдущий период не удалось договориться и убрать старые развлечения из комнаты ребенка, то в предподростковый период делать этого не следует. Дождитесь, пока сын или дочка сами захотят освободить помещение для новых вещей.
В 10-12 лет дети отдают предпочтение сложным головоломкам, настольным играм в несколько ходов. Мальчики увлеченно играют с радиоуправляемыми игрушками (машинками, вертолетами), конструируют и моделируют копии настоящих машин, летательных аппаратов и т. д. Многие мальчики и девочки начинают увлекаться компьютерными играми.
Подбирать занятия для ребенка в 10-12 лет нужно исходя из его увлечений, интересов. Не знаете, что подарить на день рождения или другой праздник? Вспомните, о чем недавно взахлеб рассказывал ваш сын или дочка.
Среди настольных игр для детей 10-12 лет можно выделить варианты для всей семьи для воскресного отдыха:
- Викторина. Игры разума;
- Шпион;
- Большой спорт;
- Огород;
- Заводы.
Как воспитывать
Воспитание ребенка 10-12 лет прежде всего пример родителей. Взаимоотношения между взрослыми, их внимание и манера общения с сыном или дочкой основа для формирования личности. Мамам и папам детей 10-12 лет нужно помнить:
- нужно уважительно относиться к мнению ребенка, даже неправильному. У него формируются взгляды, отношение к действиям и вещам, резкая критика или насмешка могут глубоко ранить неокрепшую нервную систему сына или дочки, развить различные комплексы;
- старайтесь не вводить прямых запретов, не высказываться в категоричной форме. Рекомендуется вести аргументированный диалог, предлагая ребенку выбор;
- интересуйтесь увлечениями сына или дочки, поддерживайте стремление добиться совершенства, достигнуть успеха;
- доверяйте своему чаду, старайтесь контролировать незаметно;
- не сравнивайте с другими детьми;
- находите каждый день время для доверительной беседы один на один.
В 10-12 лет важно показать ребенку, что он уже большой, взрослый, может самостоятельно выполнять многие вещи и вы доверяете ему. Ощущая с вашей стороны уважение, доверие, сын или дочка будут стремиться соответствовать ожиданиям, стараться радовать.
Особенности детей в 10-12 лет
- Ребёнок всё больше тянется к сверстникам. Мальчики и девочки предпочитают дружить с детьми своего пола. Зарождающийся интерес к противоположному полу пока остаётся скрытым и внешне иногда проявляется только как небольшие агрессивные выпады (насмешки, толкание, обзывание и т. д.)
- Возрастает двигательная активность ребёнка: он много и быстро ходит пешком, бегает. Расстояние, которое дети преодолевают в 10-12 лет, и их скорость удваиваются по сравнению с предыдущим возрастным периодом.
- У детей формируются устойчивые интересы, которые часто сохраняются на всю жизнь. Они могут быть связаны как с выбором будущей профессии, так и с хобби.
- Дети становятся ещё любопытнее, хотят узнать всё обо всём, активно впитывают информацию из разных источников. Ребёнку интересны разговоры взрослых. Конечно, понимает он далеко не всё, но прислушивается, наблюдает за их поведением и стилем общения, размышляет, делает свои выводы.
- В связи с начинающимися изменениями в физиологии и психологии, у детей в этом возрасте могут начать появляться комплексы, неуверенность в себе. Поэтому важно проявлять терпение, хвалить их за умения, достижения и правильное поведение, чтобы не допустить снижения самооценки.
Половое развитие детей в 10-12 лет
Половое воспитание является особенно важным этапом в процессе формирования личности. Основная задача ложится на родителей, которые должны суметь подготовить подростка к тому, какие изменения в его организме будут происходить.
Девочек в первую очередь надо грамотно подвести к пониманию того, что у них начнётся менструация, которая вначале будет нестабильной и может идти со сбоями в несколько месяцев. Недостаточно, просто сказать ребёнку, что его организм повзрослел. Мать должна объяснить дочери подробно, что с ней происходит. Также необходимо научить девочку правильному уходу за собой в период менструации.
Отдельное внимание должно уделяться тому, чтобы подросток не видел в происходящей в организме перемене ничего неприличного и стыдного. Важно, чтобы у девочки не появлялось комплекса вины и стыда из-за месячных, что возникает, если от нее отмахиваются, когда она хочет узнать о происходящем с ней.
У мальчиков в период с 10 до 12 лет также начинаются гормональные изменения, и подростки сталкиваются с таким явлением, как поллюции. Родителям надо подготовить к этому сына, чтобы он не испытал шока и не воспринимал происходящее как что-то позорное, требующее постоянного утаивания. Лучше, чтобы беседу проводил отец, так как в этом случае мальчик будет меньше стесняться. В то же время, если сын находится в более доверительных отношениях с матерью, поговорить с ним лучше ей.
Проводя половое воспитание ребёнка в 10-12 лет, надо учитывать тот факт, что разговоры на тему полового созревания всегда вызывают у детей смущение. Нельзя подшучивать над сыном или дочкой или как-либо, пусть даже без злобы, унижать их. Подросток должен понимать, что, несмотря на взрослые половые проявления, его организм ещё не готов к продолжению рода. До этого он должен полностью сформироваться.
В этот же период надо постепенно начинать объяснять детям про необходимость соблюдения определённых правил безопасности при сексуальных контактах. Также в этот же момент надо объяснить, что слишком ранняя (ранее 16 лет) половая жизнь приводит к проблемам со здоровьем, в особенности у девочек.
Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь
В период раннего подросткового возраста, который длится с 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят от зависимого положения к самостоятельной личности, которая может полноценно позаботится о себе. В этом возрасте, вне зависимости от пола, дети должны уметь:
- убирать в квартире;
- пользоваться стиральной машиной и стирать вручную небольшие вещи;
- готовить простые блюда с использованием плиты или без неё;
- самостоятельно мыться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
- мыть посуду;
- планировать своё личное время и распределять дела в зависимости от их важности;
- отстаивать своё мнение и принимать конструктивную, обоснованную критику;
- постоять за себя;
- выходить из неловких ситуаций;
- точно выполнять поручения, которые дают родители;
- обращаться за помощью в экстренные службы и чётко объяснять происходящее;
- распределять и копить карманные деньги;
- ухаживать за домашними животными;
- отвечать за свои поступки;
- смотреть за младшими;
- анализировать действия и их последствия.
С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине в составах продуктов и выбирать их не по привлекательности упаковки.
С 12 лет дети становятся достаточно независимыми и могут оставаться одни дома на целый день. При этом они уже в состоянии подогреть или приготовить себе еду, распределить время на дела и отдых.
В младшем подростковом возрасте ребёнок должен полноценно осваивать школьные предметы. Также он уже знает и чётко понимает, что является личностью, у которой есть права и обязанности, а также ответственность за свои поступки.
Как воспитывать ребёнка в 10-12 лет
- Будьте очень внимательны к мнению ребёнка. В этом возрасте у него практически на всё есть своя точка зрения. Если не научиться уважать его взгляды, то в подростковом возрасте он будет отвечать либо бурным протестом на попытки его заткнуть, либо замкнётся в себе и перестанет высказывать своё мнение, что не менее опасно.
- Старайтесь не использовать в общении с ребёнком жёстких фраз, не будьте чрезмерно категоричны. Выражения Запрещаю тебе, Ты обязан, Потому что я так сказала! и т. п. будут встречены вашим чадом крайне негативно и вызовут лишь сопротивление. Если вы считаете его поведение неподобающим или вам не нравится кто-то из его друзей, скажите об этом спокойно, аргументируйте свою точку зрения (привыкайте это делать постоянно), сообщите о своих чувствах. Обязательно при этом выслушайте своего ребёнка.
- Не прячьте свои страхи и беспокойство за ребёнка под маской строгости и непреклонности. Открытость и искренность в общении с ним будут способствовать сохранению тёплых доверительных отношений между вами.
- Обращайте внимание на то, к чему ребёнок проявляет интерес в этом возрасте, чтобы поспособствовать его включенности в ту или иную деятельность. К началу подросткового возраста у вашего чада должно быть одно или несколько полезных увлечений (творческих или спортивных), тогда легче направить его энергию в нужное русло.
- Всё более важную роль начинает играть ваше умение доверять ребёнку. Демонстрируйте всем своим поведением, что не сомневаетесь в нём, предоставляйте разумную степень самостоятельности и инициативы, обозначайте зону его ответственности. Нельзя запрещать детям хотеть стать взрослыми, но важно показывать, что это не так-то уж легко.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими. Он должен чувствовать себя любимым и защищённым независимо ни от каких условий.
- Создавайте условия для доверительных бесед с вашим чадом. Если хотите, чтобы он сам больше общался с вами, не стройте разговор в форме допроса, то есть не используйте сразу много вопросов, предполагающих односложные ответы (да или нет). Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл его день, что нового он узнал, что он думает о каком-либо явлении и т. д. Именно открытые вопросы стимулируют к общению. Помните о том, что перед сном дети более расположены к искренней беседе, и используйте это время для проявления нежности и доброты.
- Когда разговариваете с ребёнком, всегда поддерживайте зрительный контакт. И не забывайте о важности прикосновений. Поддерживающие объятия помогают чувствовать себя принятым и защищённым.
При воспитании близким и педагогам следует учитывать психологическое состояние подростка и то, что он проходит через период самоопределения и выработки самостоятельности. Также учитываются и переживания, связанные с половым созреванием.
Детей надо поддерживать в начинаниях и проявлении инициативы. Нельзя относиться с иронией или неуважением к личности и внешности. Этот возрастной период прививает множество комплексов при неправильном поведении со стороны родителей.
Близкие не должны давить на подростка и заставлять его принимать их мнение, вне зависимости от своего личного. Сыну или дочери надо иметь возможность высказать свои взгляды и, согласно индивидуальным предпочтениям, выбирать себе одежду и увлечения (если они не опасны).
Полезные советы родителям
- Не противиться проявлениям их эмоций. Чтобы не потерять контакта с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на всё реагируют чрезмерно бурно и вызывающе, а на запреты могут устраивать истерики, надо не противиться проявлениям их эмоций. После всплеска, который не находит преград, дети оказываются готовы к конструктивной беседе, так как не ощущают противодействия со стороны взрослых и необходимости биться за интересы. Они осознают, что спокойный разговор с аргументированными доводами даёт намного больше.
- Место свободе. Контроль за жизнью детей в ряде направлений должен ослабевать. Не следует строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать своё мнение, но не используя вызывающих чувство вины слов: ну, твоё дело, как хочешь и мне не нравится). Например, если хочется убедить подрастающую дочь, что платье, которое она выбрала, ей не подходит, лучше сделать это, объяснив, что оно скрывает её сильные стороны и создаёт эффект несуществующих недостатков.
- Адекватная оценка внешности. Родители не должны занижать или переоценивать внешние данные детей. И то и другое вызовет комплексы. Надо не тыкать на недостатки, а следует в мягкой форме показывать подростку, какие слабые стороны во внешности у него есть, и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, характеризуя их как индивидуальную особенность.
Режим дня ребёнка в 10-12 лет
Соблюдение за строгим выполнением режима дня оказывается затруднительным, так как в таком возрасте начинается проявляться подростковая самостоятельность. В этот период родители должны идти на компромиссы для сохранения правильного ритма дня у детей. Также надо не просто указывать, когда и что делать, а следует, приводя обоснованные доводы, объяснять сыну или дочери, почему это необходимо и чем не соблюдение распорядка им повредит.
Также надо позволять подростку на себе испытать минусы нарушений. Например, если он до глубокой ночи просидел перед телевизором или компьютером, то утром проснуться в школу легко не сможет, а в течение дня будет страдать от плохого самочувствия. Столкнувшись с этим, повторять ошибку уже вряд ли захочется.
Занятия с ребенком в 10-12 лет
В ранний подростковый период начинается осознание своих интересов и способностей. У детей развиваются склонности к творчеству или способности к точным наукам, а также спорту. Занятия должны становиться как бы взаимодействием двух личностей, при котором одна не доминирует над другой. Родители помогают осваивать новые навыки и поддерживают детей в этом, но не делают всё за них, позволяя преодолевать трудности и чувствовать удовлетворение от того, что это удалось.
Игры и игрушки для детей в 10-12 лет
Игрушки, которые интересовали детей в раннем возрасте, переходят в качество оберегаемых и бережно хранимых талисманов, с которыми не расстаются, но не играют в них больше. Для мальчиков и девочек основными игрушками становятся сложные головоломки, радиоуправляемые модели, логические настольные игры и компьютерные.
Последние нельзя запрещать, так как это приведёт только к тому, что они станут особенно желанными. Однако надо дозировать время, проводимое за монитором, организуя для ребёнка не менее увлекательное времяпрепровождение, желательно со спортивным уклоном.
Любые игрушки должны покупаться только с учётом интересов подростка, чтобы они не становились разочарованием. В большинстве случаев детям хочется получать в подарок различные спортивные средства.
Воспитывая мальчика или девочку, близким нужно в первую очередь анализировать своё поведение. Оно должно быть направленно на формирование самостоятельной и полноценной личности, а не на манипулирование ребёнком с целью удерживать его около себя.
Часто родители неосознанно стараются привить детям чувство вины и долга перед ними, которое, по их мнению, сможет уберечь сыновей и дочерей от ошибок и разочарований. В результате такого неграмотного подхода они добиваются только того, что дети либо обзаводятся массой комплексов и не могут жить полноценно, либо рвут отношения с близкими как можно раньше, желая наконец стать личностью.
Чем увлекаются девочки в 10 лет и их сверстники-мальчики?
Кроме распространенных увлечений современных тинейджеров (телепередачи, компьютерные игры), детям интересны и другие сферы. Их можно увидеть за чтением энциклопедии о создании Вселенной, мира, причины исчезновения динозавров
Подросток заинтересован в новой информации, задает любопытные вопросы. Родительские ответы ты слишком мал или этому будешь учиться в школе не удовлетворяют интерес. Если десятилетнего ребенка что-то заинтересует, он уделяет этому внимание, ничего не видя, не слыша. Возрастные особенности детей этого возраста включают уступ частой ротации видов деятельности, характерной для младшего поколения, способность поддерживать долгосрочное внимание.
Особенности развития девочки и парня: как воспитывать детей?
С точки зрения психологии, воспитание детей основывается на нескольких пунктах развития.
Эмоциональное развитие
Постоянные истерики, чрезмерная рассеянность заменяются способностью к пониманию, устойчивостью психики, собранностью. В возрасте 10 лет дети способны к сотрудничеству, дружелюбны, умеют договариваться. Большинство школьных учителей предпочитают руководить классами с этой возрастной категорией. Однако черты характера ребенка могут резко меняться на противоположные. Это отражается на поведении и успешности в школе (проблемы с успеваемостью, взаимоотношениями).
Интеллектуальное развитие
Психологические особенности включают желание выражать отношение, мнение. Как для мальчика, так и для девочки 10-летнего возраста, представляют интерес этические вопросы, дети умеют творчески выражать идеи, чувства. В 10 лет мальчик и девочка мыслят абстрактно, думают медленно, как взрослые. Они разумны, но требуют руководства взрослых. Это возраст, когда решающим фактором для развития положительных качеств является окружение, беседы с родителями, присутствие авторитета. Предоставьте маленьким домочадцам возможности для общения, обмена мнениями, решения вопросов, обеспечьте дружественную атмосферу. Общайтесь с ребенком, спрашивайте его мнения.
Физическое развитие
Подростки владеют большинством физических навыков. Проявляется активность, любознательность, поиск возможностей для развлечений, новых впечатлений, опыта. Следствием ускоренного физического развития мальчиков и девочек может стать повышенная усталость. Перенапряжение часто приводит к нервозности ребенок грубит, не слушается. Дети этого возраста лучше управляемы при достатке отдыха. Если подросток хамит, ему следует отдохнуть, поэтому не спешите с наказанием.
Социальное развитие
Дружба, коллективная жизнь типичная характеристика среднего школьного возраста. На тинейджеров больше влияют их сверстники, чем взрослые. Растет стремление к независимости, дружбе наряду с сохранением чувства конкуренции. Слушайте, спрашивайте, избегайте осуждения, ненужной критики.
Как воспитать ответственность в ребенке?
Становясь родителями, мы берем на себя ответственность за новую жизнь. Все желают вырастить из сыновей и дочек добрых, честных, разумных людей. Но эти качества не возникают из воздуха. Ключ к успеху правильное воспитание детей. Поэтому важно понимать, что нужно знать 10-летним девчонкам и мальчишкам.
Девочки и мальчики равны
Уважение это качество, которому надо учиться в детстве. Прививайте детям способность к уважению сверстников, независимо от пола.
Ошибки это нормально
Все делают ошибки. Это жизненные уроки, а не постыдные вещи. Поражение перестает быть поражением при возможности извлечения из него пользы. Пусть подросток не боится ошибаться.
Главное знание, а не оценка
Научите тинейджера, что важны знания, а не полученные оценки. Отметка в дневнике не всегда отражает умение. Если ребенок не хочет принести домой низкую оценку, он начнет обманывать из-за страха родительского разочарования.
Родителям можно довериться во всем
Важно, чтобы дети не считали родителей строгими руководителями, судьями. Не надо изучать пособие о том, как стать другом сыну или дочке, достаточно быть родителем, к которому можно обратиться с проблемой, не беспокоясь быть неуслышанным. Постарайтесь слушать и понимать.
Не пытайтесь быть авторитетом любой ценой
Взрослые склонны доказывать детям, что родительские слова всегда слышатся и выполняются без споров. Такое поведение порождает у детей комплексы, в т. ч. комплекс неполноценности. Отсутствие возможности выразить мнение чревато неблагоприятными последствиями. Ребенок должен знать, что в определенных ситуациях он может выражать и защищать отношение к ситуации.
Не делайте что-то только потому, что так хотят другие
Подросток должен понимать, что популярность не самая важная вещь в жизни. Угодить всем невозможно, пытаться сделать это бесполезно. Гораздо важнее быть честным, порядочным, умным. Лучше стремиться к тому, что мы считаем правильным, а не к удовлетворению других людей.
Вопросы уместны
Вопросы это нормально. Иногда запутаться это нормально. Лучше спросить и стать умнее, чем выглядеть умным, ничего не понимая. Научите этому ребенка, позже он будет вам благодарен.
Не следует скрывать плохое самочувствие
Гнев учителя или другого человека это не причина для сокрытия болезни или неудовлетворительного состояния. Здоровье важнее оценок и достижений. Тинейджер не должен бояться признаться в плохом самочувствии.
Уважением к природе, животным, окружающему миру
Развивайте в детях уважение к природе и окружающему миру, пусть он не воспринимает это, как нечто само собой разумеющееся. Но начните с себя. Также объясните ребенку, почему важно сортировать отходы. Надо сказать нет, если что-то не нравится Даже дети имеют право иногда говорить нет. Кому угодно. Сверстникам, учителям, вам. Подросток не должен стать человеком, который без колебаний подчиняется каждому совету и команде. Способность сказать нет полезна в любом возрасте.
Основы воспитания
В возрасте 10 лет девочка и мальчик требуют разных подходов к воспитанию. Девочки учатся женским обязанностям, копируют мамино поведение. В воспитании мальчика советы психологов акцентируют внимание на общении с отцом, поскольку именно отец авторитет для них.
Как правильно воспитывать мальчика, что он должен уметь?
Мальчики интересуются мужскими видами деятельности. Важно их в этом поддержать. Общение с отцом важный фактор приобретения навыков.
- Забить гвоздь
Не нужно начинать с прикрепления полки на стене. Дайте тинейджеру маленький молоток, купите тонкие гвозди пусть забивает в небольшую доску. Важно не просто ударить, но и оценить силу и направление удара. - Читать карту
Вы думаете, что в эпоху смартфонов и навигации карты не найдут применения. Возможно, но телефон не всегда есть под рукой. Кроме того, ориентация на карте тренирует мозговую деятельность. Начните с простых планов, например, с поиска сокровищ на лугу или в саду. Продолжайте планом окружающего района, затем перейдите к карте города. - Развести огонь
Спички можно использовать, когда приобретены навыки обращения с ними! Начните с зажигания свечи, затем перейдите к костру на улице в саду. Научите сына поджечь бумагу, сухую траву, кору или кусок дерева. Вместе с разведением огня следует научиться и гашению.
Как правильно воспитывать девочку, что она должна уметь?
Девочки, в отличие от мальчиков, интересуются домашним хозяйством готовкой, стиркой Наличие возможности, присутствие интереса и увлечения самое время для обучения этим вещам.
- Постирать белье
Вам кажется, что стирка это самая легкая домашняя работа? Бросили вещи в стиральную машину и Так почему бы вашей дочке не попробовать постирать заполнить машину, отсортировать белье, помочь в дозировке порошка или геля? В 10 лет она запомнит обычную программу, способна повесить и собрать белье. Кстати, умеет ли ваша дочка сложить майку в шкаф? - Вырастить овощ
Возможно, ваша дочь училась в школе на уроке биологии проращивать семена и принесла ростки домой. Попробуйте посадить зерна в цветочный горшок на окне. Позвольте ей положить саженец в землю, не повредив корни, поливать растение, собирать плоды. - Приготовить простое блюдо
Начните с приготовления полдника. Дочка может нарезать хлеб, огурец, банан. Позже сделать бутерброд, помочь в приготовлении макарон, риса, картофеля.
Для обоих полов
Есть вещи, которым должны учиться подростки обоих полов. Это навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни всем.
- Сформировать бюджет
Дети могут иногда покупать продукты на ужин для всей семьи. Пусть они решат, что будет приготовлено, будет ли купленных продуктов достаточно для всей семьи, останутся ли у них деньги на мороженое. Позвольте принять решение о бюджете на сегодня обед в ресторане или дома, поход в кинотеатр или прогулка в парке. - Упаковать подарок
Все дети любят подарки, как принимать, так и дарить. Позвольте снять ценник, рассчитать правильный размер бумаги для упаковки. - Написать письмо
Начните писать приветствия бабушкам и дедушкам. Дети могут что-то нарисовать, добавить свои слова. При желании написать более длинное письмо пусть пишут под диктовку. - Обработать рану
Объясните, что кровь не причина для истерики и плача. Научите ребенка чистить и прикрывать рану. Позвольте ему вынуть занозу, обработать волдырь, незначительный ожог.
Будьте терпеливы с колебаниями настроения. Дайте тинейджеру возможность выбора, самостоятельногорешения. Установите границы воспитание должно быть последовательным. Обратите внимание на то, как дети общаются друг с другом и хотят ли общаться с вами.
Конец детства
Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.
У этого возраста присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
- поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
- среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
- обращается к родителям за помощью.
Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.
Психологические особенности
Взросление процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие отрицательные хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
- повышение самостоятельности,
рост чувства ответственности за свои поступки;
- расширениеинтересов;
- появление планов на будущее.
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
- частые смены настроения;
- огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
- протесты против запретов.
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную систему отказов. Возможно, стоит не просто говорить нет, а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
Общие проблемы всех подростков
Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:
- высокий уровень
тревожности, неуверенности в себе;
- мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
- девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
- начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
- начинается пора первых влюблённостей;
- хочется как можно больше свободы и независимости;
- родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.
Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.
Как могут помочь родители
С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться бесценно.
Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы взрослый и мудрый не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.
Несколько советов для родителей подростков
Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:
- что для вас было важно;
- как реагировали родители на ваши проблемы;
- к кому вы шли за советом.
Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:
- говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
- больше рассказывайте о себе в его возрасте;
- не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
- занижать перед ребёнком значимость его проблемы ошибка;
- не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
- внимательно следите за изменениями характера ребёнка.
Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.
- https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-devochek-10-ti-let.html
- https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/ot-10-do-12-let/
- https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-detej-s-10-12-let
- https://nello.ru/vospitanie/vozrast/vospitanie-i-razvitie-rebenka-v-10-let/
- https://rebenkoved.ru/psihologiya/vozrastnye-osobennosti-detej-10-11-let.html