Важные вопросы в воспитании детей шести лет

СОДЕРЖАНИЕ

Шесть лет очень важный возраст для ребенка. Именно в этом возрасте закрепляются черты его характера и формируется личность. А в воспитании вопрос ее формирования стоит достаточно остро. Так как образцом поведения для ребенка являются родители, то в основном именно их модели поведения он и копирует. Поэтому мамам и папам, прежде чем злиться на своих детей по поводу их непослушания и плохого поведения, следует прежде всего посмотреть на себя самих: совпадает ли их собственное поведение с требованиями, выдвигаемыми своему чаду.

rebenok-v-6-let.jpg
Ребенок в 6 лет переходит на новый жизненный уровень

Семейный микроклимат

Очень важен для воспитания шестилетних детей вопрос обстановки в семье. Если там без конца скандалы, ссоры или даже драки, ничего хорошего из этого не выйдет. Такое поведение родителей может существенно снизить у ребенка уверенность в себе. Следовательно, для того, чтоб ребенок рос гармоничным и счастливым, маме с папой необходимо сначала наладить отношения между собой. Никакие способы и методы воспитания не принесут результатов, если при этом в семье разлад. Кстати, даже если родители не ругаются напрямую, но тихо ненавидят друг друга, дети это очень тонко чувствуют. Так что над отношениями супругов между собой необходимо работать не поверхностно, а на глубинном уровне.

И еще: малыш должен быть уверен в том, что, не смотря на разногласия между мамой и папой, они одинаково его любят, и он в этих разногласиях абсолютно не виноват.

podderzhka-roditelej-2.jpg
Поддержка и любовь родителей важный элемент воспитания

Вообще дети шести лет, не имея достаточного жизненного опыта и умения критично взглянуть на ситуацию, впитывают все, как губка. Чтобы ребенок быстрее научился проявлять самостоятельные суждения, нужно обязательно его хвалить, если он сам заметил ошибки в чьем-то или своем поведении, либо тактично опровергнуть его неправильное замечание. Вскоре, по мере накопления опыта и формирования ценностей, у малыша появится свое собственное мнение по поводу правильности или неправильности каких-либо поступков, и он будет действовать так, как считает верным для себя, не идя на поводу своих или чужих прихотей.

vozrastnye-osobennosti.jpeg
Возрастные особенности возраста 6-7 лет

Отношения между родителями и их детьми

Родитель должен быть ребенку прежде всего другом, к которому можно в любой момент обратиться за помощью, задать интересующий вопрос; другом, которому доверяешь, а не которого боишься.

sovmestnaja-dejatelnost.jpg
Совместные занятия очень сближают

Очень важно, чтобы родители подчеркивали свою равную позицию в семье, говорящую о том, что они не являются безоговорочными авторитетами, за которыми всегда будет последнее слово. Ведь тогда у малыша даже и вопроса не возникнет: а правы ли они? Наоборот, у ребенка должно сложиться впечатление, что мама и папа такие же живые люди, как и он сам, которые тоже могут ошибаться. Если в семье царит авторитарность, то дети, как правило, вырастают покорными, робкими и безвольными, причем не только со своими родителями, но и с другими более или менее властными людьми. Либо дети наоборот сами скопируют модель родительского поведения и будут абсолютно не управляемы.

fizicheskoe-razvitie-v-6-let.jpg
Физическая активность в 6 лет основа полноценного развития

Рекомендации родителям

Шесть лет самое время корректировать в нужную сторону самооценку малыша. Потом это сделать будет куда сложнее. Поэтому нужно не скупиться на похвалу и при малейшей возможности говорить ребенку хорошие слова о нем. Вообще даже при его промахах, не стоит сразу набрасываться на него с различными обвинениями. Ведь все, что вы ему говорите, откладывается в его голове, и потом он сам про себя именно так и будет думать. Важно именно самому верить в хорошесть ребенка, чтобы это проявлялось как можно более искренно. При неправильном поведении ребенка, нужно указывать лишь на то, что он сделал неправильно и вас это расстраивает, не опускаясь при этом до оскорблений. В общем, всячески надо давать понять ребенку, что он хороший, и вы его любите, не смотря ни на что.

krizis-v-6-let.jpg
Кризис 6-7 лет симптомы и проявления

В шесть лет при правильном воспитании у детей начинает развиваться ответственность.

Они лучше улавливают причинно-следственные связи между событиями и понимает, что если он сделал что-то плохое, неправильное, то за этим последует наказание. Но наказание здесь имеется ввиду не родительское в чистом виде, а опосредованное. То есть, в идеале настоящая ответственность воспитывается не через запреты и требования родителей, а предоставление ребенку права выбора, но за который он сам будет отвечать впоследствии. Например, не нужно напрямую запрещать ребенку разбрасывать игрушки, но дать понять, что если он их не уберет, то кто-нибудь может наступить на какую-либо из них и сломать. Таким образом, ребенок уже сам выбирает (по крайней мере он так считает), убирать ему их или нет. Это помогает формированию у него ощущения свободы, но в то же время и ответственности за свой выбор.

psihologicheskaja-podgotovka-k-shkole.jpg
Психологическая подготовка к школе также обязанность родителей

Для развития ответственности следует также создать четкий круг обязанностей для ребенка, соответствующих его возрасту, которые он должен ежедневно выполнять (или не выполнять, но уже с негативными последствиями).

Пять-семь лет время активного развития интеллектуальной сферы ребенка. Поэтому нужно обязательно выделять время тренировке его памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В этом помогут как различные развивающие игры и задания, так и просто информация об окружающем мире. Детям в этом возрасте интересно все и запомнить они способны очень много. Кстати, именно в этом возрасте они задуют кучу вопросов, на которые надо стараться давать искренние и правильные ответы.

pohod-v-les.jpg
Семейные мероприятия важный воспитательный момент

Хорошо скажется на воспитании ребенка походы всей семьей на какие-либо культурно-массовые мероприятия: это и сплотит семью, и расширит кругозор ребенка.

Психологический кризис в 6-7 лет

Старший дошкольный возраст это новый кризис в развитии ребёнка. Его уже нельзя назвать малышом, ведь он взрослеет, учится контролировать своё поведение, подчинять импульсы воле, ставить цели. Ваше чадо овладевает непростой для себя деятельностью учебной. Кризис связан с тем, что одновременно в нём уживаются две роли: ребёнок с желанием играть, бегать, открыто проявлять свои эмоции, делать всё, что душе угодно, и школьник с необходимостью соблюдать новые правила, придерживаться режима, выполнять обязательства, преодолевать утомление.

Особенности развития в возрасте 6-7 лет

  • Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте ещё остаётся ведущим видом деятельности. С 6 лет (и даже раньше) и дома, и в садике ребёнка усиленно готовят к школе. Многих начинают водить на специальные занятия в так называемый нулевой класс. Но игровая деятельность по-прежнему значима для детей, поскольку позволяет расслабиться, сбросить напряжение и приятно провести время.
  • С переходом на учебную деятельность меняется и режим. Дети полностью перестают спать днём, поэтому ночному отдыху следует уделять особое внимание.
  • Активно развивается интеллект и психические познавательные процессы: память, устойчивость и объём внимания, аналитические способности, начинает формироваться словесно-логическое и понятийное мышление.
  • В 6-7 лет дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, знают, как нужно вести себя в общественных местах, могут соблюдать правила вежливости.
  • В этом возрасте повышается восприимчивость к похвале и критике. Детям важно услышать положительную оценку их стараний и результатов деятельности.
  • Активно формируется самооценка и ощущение собственного Я. Видение своих умений и достижений в сочетании с внешней оценкой закрепляют положительное или отрицательное отношение к себе.
  • Ребёнок в этом возрасте тянется к сверстникам, у него есть друзья. Отношения с ними становятся для него очень значимыми. Подчас фраза: Я не буду с тобой дружить может стать для дошкольника настоящей трагедией. А вот от родителей он начинает постепенно отдаляться.
  • Дети в 6-7 лет уже могут проявлять интерес к противоположному полу. Именно в садике часто звучат первые признания в любви, выражается симпатия друг к другу.

Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет

  1. Ближе к 6-летнему возрасту своего чада обращайте внимание на то, получается ли у него контролировать своё поведение, проявлять усидчивость, когда выполняет какое-либо задание или занимается творчеством.
  2. При подготовке к школе все развивающие занятия с ребёнком проводите в интересной форме, добавляйте к ним элементы игры. Задания должны выполняться с энтузиазмом. Не допускайте того, чтобы ребёнок скучал или делал что-то на пределе своих возможностей. Так можно отбить интерес к познанию и учебной деятельности.
  3. Предоставление ребёнку разумной степени самостоятельности и инициативы, поддержка и похвала за результаты стараний помогают развить у него уверенность в себе и сформировать положительную самооценку.
  4. Несмотря на усиление самостоятельности и развитие способностей, вашему чаду в возрасте 6-7 лет необходимы поддержка и внимание взрослых, прежде всего, родителей. Чутко относитесь к его потребностям, интересуйтесь, как прошёл его день в садике (в школе), что нового он узнал. Больше общайтесь с ребёнком, при этом всегда поддерживайте контакт глаз, чаще прикасайтесь к нему и обнимайте. Вы по-прежнему остаётесь для него главной опорой и надёжным тылом.
  5. Давайте дошкольнику и младшему школьнику учебные, творческие и домашние задания. Следите за тем, чтобы все дела он доводил до конца. Если ребёнок бросает их, не закончив, мягко возвращайте его к выполнению задачи. Контролируйте также качество и аккуратность сделанного.
  6. Учите ребёнка думать. Не давайте готовых ответов на домашние задания. Задавайте наводящие вопросы, стимулируйте его к размышлению. Это важно для успешного обучения в дальнейшем. Мозг не должен лениться, его нужно направлять к поиску решений.
  7. Ставя перед своим чадом задачу, предоставляйте ему свободу действий: пусть он сам выбирает, каким путём её решить, какие шаги предпринять. Помогите ребёнку, если он вас об этом просит. Но не делайте всё за него, просто будьте рядом, поддерживайте, направляйте.
  8. В основе образования и воспитания детей в 6-7 лет должен лежать принцип опоры на зону ближайшего развития. То есть периодически давайте своему чаду задания, которые немного сложнее тех, что он может легко выполнить. При необходимости оказывайте помощь и поддержку, чтобы вместе найти решение.
  9. Чаще хвалите ребёнка. За успешно выполненные задания, за хорошие оценки, за старания и интерес к учёбе и познанию, за умение рассуждать и анализировать и т. д.
  10. Ни в коем случае не критикуйте личность ребёнка. Можно делать замечания только по отношению к его действиям. Например, нельзя говорить: Ну что же ты какой неумеха! или Совсем ничего не соображаешь! Подобные фразы сильно бьют по самооценке детей, вызывая у них желание либо сопротивляться, либо уйти в себя и закрыться ото всех. Гораздо лучше сказать: Ты же у нас такой способный! Но что-то недостаточно постарался. Давай-ка ещё раз попробуем!
  11. Проводя развивающие занятия, почаще (не реже чем каждые 30-35 минут) делайте перерывы, разминку, зарядку, танцевальные и игровые паузы. Помните о важности прогулок на свежем воздухе. При активной работе мозга потребность в кислороде увеличивается.

igry-6-let.jpg

Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет

В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно.

Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.

В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к мужским занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).

Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей.

Игры и занятия для детей 6-7 лет

Игровая деятельность по-прежнему значима для ребёнка на этом возрастном этапе. Именно в форме игры важно строить развивающие и подготовительные занятия. Для детей это возможность одновременно обучаться новому, приятно проводить время и отдыхать. Какие игры и занятия будут полезны?

Сюжетно-ролевые: можно разыгрывать разные ситуации и самим становиться их участниками (ребёнок, родители, другие дети и т. д.) или делать это при помощи игрушек. Такие игры эффективны для усвоения правил поведения, понимания чувств и действий других людей.

Речевые: способствуют расширению словарного запаса и кругозора, развитию мышления и совершенствованию навыков общения. Например, игра в Города, Кто больше назовёт (животных, птиц, цветов, видов транспорта и т. д.) И, конечно, значительное время должно отводиться совместному чтению книг.

Математические и логические: задачи и загадки, связанные со счётом, Исключи лишнее, Объединение в группы, Найди пару, Сравнение чисел, направленные на развитие у детей логического мышления и смекалки, интеллекта.

Игры на развитие внимания и памяти: поиск сходств и различий на картинках, Что изменилось?

Графические: лабиринты, задания с соединением точек.

Настольные: различные виды лото и домино, игры с карточками, ходилки.

Творческие: лепка, рисование, изготовление поделок, оригами и др.

Подвижные: можно проводить и дома, и на свежем воздухе.

В качестве развивающих игрушек в 6-7 лет подойдут: кубики (с буквами, словами, картинками), пазлы, конструкторы, головоломки. Для девочек по-прежнему актуальны куклы, в том числе мебель и посуда для них, для мальчиков машинки и игрушки на радиоуправлении.

При подготовке к школе и на начальном этапе обучения важно подбирать занятия и игры, направленные на развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), обучение чтению, письму и счёту. Чаще чередуйте их между собой, чтобы ребёнку всегда было интересно.

Помните и о том, что наиболее активно ребёнок развивается в семье, где царит тёплая атмосфера и гармония в отношениях родителей. Тогда и социальные роли он усваивает правильно, и к миру он ощущает больше доверия.

Роль семьи в воспитании дошкольника

Каждый член семьи влияет на процесс воспитания, как родитель, так и старшее поколение, родственники, братья/сестры. Семья ― маленький мир, уменьшенная копия окружающего. Педагогика и психология выделяют этот институт воспитания, как фундаментальный. Он первый, с которым сталкивается ребенок. В его условиях проходит начальные этапы жизни. Знания, полученные дома, подготавливают ребенка к жизни в обществе. Дети наблюдательны и растут на примере родителей. Они исходят из их взаимоотношений, манерам общения, умений регулировать конфликты, принципов. Поэтому, взрослым важно контролировать свое поведение. То, чему родитель может не придать значения, становится мелкой деталью, которая формирует восприятие мира и поведения ребенка. Даже незначительная фраза, брошенная вскользь, может повлиять на дошкольника. От полученных знаний, ребенок отталкивается в будущем. О ситуации в семье можно судить по тому, как ребенок дружитс окружающим миром. Особенно показательно то, как решает сложные ситуации или не допускает их.

Проблема отсутствия одного из родителей в воспитании

Частые вопросы, на тему семейного воспитания детей дошкольного возраста, касаются безучастности члена семьи. Например, безразличие отца семейства к развитию и воспитанию ребенка. Кажется, особого вреда от этого нет: ни плохо, ни хорошо. На деле, игнорирование откладывается в памяти и воспринимается, как метод воспитания. Эта модель скорее всего будет оцениваться ребенком, как норма. Создав свою семью, он будет придерживаться аналогичной позиции. Ребенок должен чувствовать внимание домочадцев, их участие в жизни.

От чего зависит характер воспитания

Ребенок ― маленький студент, в институте семьи. Дети одного возраста отличаются друг от друга в поведении, развитии, характере, видение картины мира. Образ семьи накладывает отпечаток на стиль воспитания дошкольника. Он формируется под действием различных факторов.

  • вид семьи: нуклеарная, традиционная, многопоколенная и т.д.;
  • физического здоровья членов семьи;
  • взаимоотношение между близкими;
  • их психологического состояния;
  • материальная обеспеченность;
  • нравственные ценности;
  • наследственности;
  • статус в обществе;
  • культура семьи;
  • условия жизни;
  • образ жизни;
  • традиции;

Самыми прочными отношениями между людьми, выделяют семейные. Они делятся на 4 типа:

  1. Психофизиологические. Отражают биологическую и сексуальную связь.
  2. Психологические. Взаимоотношения, которые складываются из характерных черт, манер общения членов семьи.
  3. Культурные. Основываются на традициях, этики и правилах, принятых внутри семьи.
  4. Социальные. Каждый член семьи играет определенную роль, за ним закреплены обязанности. Сложена финансовая иерархия.

Цель семейного воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель семейного воспитания ― формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Важно обучить его полезным навыкам, развить положительные черты характера, научить справляться с негативными. Ребенок должен быть интеллектуально развит, что обеспечивает успешность в учебе и социуме. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно, заложенные в раннем возрасте принципы, определяют личность человека в будущем. Хорошо, если основа заложена правильная, которая действительно вырастет из ребенка добропорядочного гражданина.

Задачи семейной педагогики

  • Поощрять стремления к самопознанию, изучению собственного я;
  • подготовка к жизни в социуме и взаимодействию с окружающими;
  • формирование понятия индивидуальности, самоуважения;
  • предоставить необходимую базу знаний о жизни;
  • передача жизненного опыта, истории семьи;
  • ознакомление с жизненными приоритетами;
  • формирование представлений о морали;
  • создание позитивного взгляда на жизнь;
  • воспитание любви к знаниям, науке;
  • привитие понятий нравственности;
  • знакомство с этическими нормами;
  • воспитание гражданских идеалов;
  • соблюдение правил поведения;
  • развить полезные навыки;

Дополнительные рекомендации для родителей:

  • Обеспечьте ребенка необходимым для интеллектуального развития: игрушки, книги, предметы для творчества.
  • Психологическое развитие и устойчивость, складываются из совокупности факторов. Важна спокойная обстановка в доме. Находите поводы, которые бы заряжали положительными эмоциями. Посещайте мероприятия, играйте, гуляйте вместе, устройте детское чаепитие дома, запустите воздушного змея. Способов дать ребенку почувствовать счастье, радость, веселье ― предостаточно.
  • С детства прививайте любовь к спорту. Он способствует физическому развитию, укреплению здоровья, формирует положительные черты характера. Учит добиваться цели, преодолевать препятствия, не сдаваться, верить в себя.
  • Создайте благоприятные условия дома: уют, чистота, декоративные элементы. Чадо будет комфортно ощущать себя в детской, где будет необходимая мебель, приятный ночник. Должен быть стол, подходящий по размеру. Приучать к порядку будет легче, если ребенку купить собственный шкаф или комод, коробки для игрушек.

Методы для родителей, как воспитывать дошкольника

От модели воспитания зависит психологическое здоровье ребенка. Жесткие методики недопустимы. Душевные травмы, полученные в детстве, обычно трудно поддаются лечению. Они мешают ребенку правильно сформироваться как личность, приводят к проблемам в школе, а далее на работе и в семейной жизни.

Психика дошкольника еще ослаблена и только адаптируется. Психологический стресс перенесенный в раннем возрасте, должен лечиться. Пример: переезд, развод, смерть родственника, потеряли питомца. Окажите поддержку, при необходимости обратитесь к терапиям: арт-терапия (включает около 10 видов), зоо-терапия. Организуйте спокойный график. Следует избегать эмоциональных скачков. Первое время нежелательны шумные праздники. Даже положительные эмоции в этот период утомляют. Сведите к минимуму физическое перенапряжение. Наблюдайте за самочувствием ребенка Когда его психологическое состояние нормализуется, то вводите развлечения. Постарайтесь отвлечь интересными занятиями.

Методы:

  • Личный опыт. Прежде чем, требовать что-либо от ребенка, покажите своим примером.
  • Образ для подражания. Не обязательно навязывать эталон ребенку. Достаточно двигать его в нужном направлении и дошкольник сам сделает выбор. Он будет полагаться на систему привитых ценностей и искать их в личности. Эталоном может стать не один человек: оба родителя, герой мультфильма, сказки, родственники.
  • Советы. Это мягкий способ повлиять на ребенка. Объясняйте почему так правильно поступить, какая польза или выгода будет ребенку от вашего совета. Пример: лучше надеть теплую куртку, на улице холодно. Если ты замерзнешь, придется раньше вернуться домой, ты не успеешь погулять. Ты можешь заболеть и тогда еще долго не сможешь общаться с ребятами.
  • Деликатное внушение. Доводы должны звучать убедительно, но не принуждайте грубо выполнять приказы.
  • Совместные игры. Характер ведения игры на многое влияет. Агрессивные дети будут пытаться сломать игрушки, драться персонажами. Тактично пресекайте в игровой форме проявления неуважения, причинение боли. Объясняйте: не надо бить мишку, ему больно, он обидеться. Лучше давай его покормим обедом из пластилина, покатаем в машинке/коляске, пусть сходит в гости к тигренку. Способом игры можно передать все необходимые ребенку правила социальной жизни. Придумывайте вместе сюжеты, подготавливайте к школе. Продумайте для каждой игрушки индивидуальный характер, чтобы ребенок привыкал, что в мире бывают абсолютно разные люди. Пример: писатель Алан Милн, автор Винни-Пуха, в игре с сыном придумал разносторонних персонажей, отражающих разные психотипы. Игрушки обладают неповторимыми качествами характера, манерами поведения, они не похожи друг с другом.
  • Семейные беседы. Они не должны превратиться в чтение морали. Общайтесь с ребенком на равных, как со взрослым. Делитесь впечатлениями, размышлениями, будьте готовы выслушать чадо. Он должен чувствовать ― его голос в семье важен и интересен.
  • Наказания ― неотъемлемый метод воспитания. Главное, уметь наказывать ребенка правильно, не повреждая психику. Не прибегайте к телесным наказаниям. Это усугубляет ситуацию. Такие действия рождают противодействия. Ребенок может замкнуться, либо стать озлобленным, пессимистом. На неуправляемое чадо больше повлияет обращения к совести, любовь и аргументированная беседа. Как наказывать детей правильно, можно узнать в статье.
  • Поощряйте успехи ребенка, маленькие победы. Он будет понимать, что действует правильно. Это стимулирует к новым достижениям. Пример: аккуратно нарисованный квадратик, научился стоять в позе мостик, получилось самостоятельно помыть волосы (а вы немного помогли).
  • Хвалите даже за попытки и старания. Не выиграл эстафету, не получилось слепить лучший кулич, не смог забросить мяч в кольцо ― главное участие. Расстраиваться нет смысла, хорошо, что весело провел время. Убедите, что старания помогут добиться результатов, постепенно, начнет получаться лучше.

Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Курс дошкольного воспитания в семье включает основные принципы.

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать. Если системно завышать требования, которые дошкольнику не по силам достичь, то он начнет сдаваться. Он потеряет интерес стремиться к лучшему. Будет казаться, что награды невозможно достичь. Искоренить апатию будет сложно во взрослой жизни.
  • Уважение к ребенку, его интересам, мыслям, индивидуальности.
  • Доверяйте ребенку и научите доверять семье. Объясните почему врать плохо, к каким проблемам приводит ложь. Расскажите, как правда облегчает жизнь. Приводите примеры из личного опыта, из сказок, мультфильмов. Тогда, будучи старше, ему будет нетрудно вести откровенный с вами разговор, делиться личными переживаниями, попросить совета. Доверие начинается с детства.
  • Найдите общий язык. Ребенок еще маленький, но чувствует, насколько вам искренне интересно с ним. Во время капризов, попытайтесь встать на место ребенка. Для него может быть настоящей катастрофой, что ему отказывают в прогулке. Видя ситуацию с его стороны, вы сможете внятно объяснить причину отказа и найти компромисс.
  • Равенство в семье. Один родитель может негласно держать авторитет. Это распространенный тип семьи. Но равноправие, признание ценности каждого домочадца должно быть четко обозначено. Прислушиваться к ребенку и дорожить его мнением, никак не ущемляет достоинства взрослых.
  • Прививайте, поощряйте самостоятельность. Гиперопека вредит развитию личности. Родители могут поддерживать начинания ребенка, помогать, советовать. Но не лишать возможности практиковаться, развивать навыки, делать что-то самому.

Педагогический процесс в семье должен представлять стратегию. Члены семьи придерживаются одной цели и последовательны в действиях. Обсудите, особенности вашего семейного воспитания, для детей дошкольного возраста. Требования, ценности, запреты, порядки ― должны быть едиными, чтобы не создавать диссонанса. Когда родители прививают разные понятия, ребенку сложно сориентироваться. Он не понимает на чью надо встать сторону, и не обидит ли его позиция другого родителя. Ваши приоритеты в воспитании, обсудите с близкими родственниками. Что нельзя дома, не должно разрешаться бабушками, дедушками, тетями. Семья должна действовать заодно.

Что учесть, создавая стратегию:

  • способность к усвоению новой информации;
  • уровень интеллектуального развития;
  • психологическая устойчивость;
  • особенности характера;
  • его тип темперамента;
  • пол ребенка;
  • возраст;

Взгляды на жизнь и ценности у родителей могут отличаться. Это вносит сложности в процесс воспитания. Супругам нужно подумать, какие принципы и ценности совпадают. Выписать их на листок. Затем, обсудить недопустимые вещи. Стили воспитания у мамы и папы могут быть разными ― это нормально.

Распространенные ошибки в воспитании дошкольников:

  • Постоянно обсуждать материальное состояние семьи или знакомых. Тогда, ребенок расценивает тему, как приоритетную. Он ставит финансы выше остальных ценностей.
  • Тиран в семье, бытовое насилие, физические наказания.
  • Низкий культурный уровень взрослых.
  • Психологические недуги у родителя, которые не лечат.
  • Унижение способностей ребенка.
  • Напряженная атмосфера дома.
  • Презрительное отношение к интересам ребенка.
  • Духовные и нравственные ценности остаются на втором плане и постепенно исчезают.
  • Считать, что на воспитание нужно много времени, а сейчас общество живет в режиме цейтнота. Необходимые правила дошкольник усваивает постепенно, каждый день. Для этого не требуется много времени, главное системность.

Откуда берутся традиции?

Ребенок растет, будучи взрослым человеком, он с улыбкой будет вспоминать о приятных моментах. Добрые обычаи семьи, делают его счастливым. Совместные поездки на рыбалку, лето на озере/море, вместе украшать новогоднюю елку, отдых на даче, природе. Позитивные впечатления из детства накапливаются в ребенке, как в батарейке. Они помогают легче переносить трудности. Человек реже страдает от хандры, депрессий, приступов агрессии.

Как правило, выделяют 4 вида традиций:

  • Национальные;
  • религиозные;
  • социальные;
  • культурные;

Дополнительно, можно добавить:

  • Внутрисемейные, те которые передаются через поколения. Группа близких лиц, может формировать их специально или неосознанно. Но они закрепляются в памяти младшего поколения.
  • Можно создать новые традиции, которых будут придерживаться домочадцы. Например, ужин вместе, семейный кинопросмотр на выходных, чтение сказок на ночь, праздновать дни рождения.

Последние два вида, более узкие. Они не подразумевают термин традиции в широком смысле слова, а скорее ответвление. Традиции семьи вводятся, как само собой разумеющееся. К ним не принуждают, они просто становятся частью жизни.

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного я.

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

1ec6dee233e6593f4115ff2f1b21c75a.jpg Семейные традиции это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

1 Роль семьи в воспитании детей

Для ребенка дом маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если багаж окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное Я, что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: книжки для дураков, а мы уже все знаем, я устаю, мне не до книг, потом почитаю сказку, лучше поспать ребенок истолковывает фразы, так чтение малонужное занятие, его можно отложить. Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят схватывает на лету. Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно мимо, то поблагодарите за помощь и Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

1.2 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть лошадкой, даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь дозировать негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • Очумелые ручки. Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы. Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам вспомните сразу Карлсона. Спокойствие! Только спокойствие. От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/voprosy-v-vospitanii-6-et.html
  • https://detiivzroslie.ru/vospitanie/kak-vospityvat-rebyonka-v-6-7-let
  • https://imom.me/semejnoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/
  • https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6696-semejnoe-vospitanie-detej.php
  • https://imom.me/razvitie-i-vospitanie-rebenka-v-seme/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит