Удаленная школа – возможность качественного обучения в любой точке мира

СОДЕРЖАНИЕ

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона Об образовании.

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

<>

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим необязательным предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона Об образовании

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона Об образовании

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа Фоксфорд помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Удаленное обучение в школе InternetUrok.ru инновационный подход к получению среднего образования

Домашняя школа InternetUrok.ru это современная дистанционная образовательная система с широкими возможностями. Обучаться в Домашней школе могут дети всех классов независимо от места проживания. Предусмотрены возможности как полного перехода на семейное обучение, так и занятий в дополнение к учебе в обычной школе.

Учебный процесс в Домашней школе устроен так, чтобы даже те дети, которым сложно дается учеба, смогли легко освоить школьную программу. Занятия включают в себя интересные видеоуроки, интерактивные тесты и тренажеры. Так же, как и в обычной школе, учащиеся выполняют домашние задания и контрольные работы и получают за них оценки.

Обучение происходит при участии учителей высокой квалификации. Заниматься можно в любое время года, только на летний период действуют ограничения по проверке домашних заданий и консультаций с учителями. Но и в этот период ребенок может получать необходимые знания: смотреть видеоуроки, изучать текстовые конспекты и выполнять интерактивные тестовые задания.

Чтобы оценить преимущества занятий в Домашней школе, для всех новых учащихся доступно бесплатное обучение на протяжении первой недели. Получение среднего образования дистанционным способом дает больше свободы, позволяет уделять максимум внимания другим увлечениям и сферам жизни. Каждый ребенок, проходящий обучение в Домашней школе, может рассчитывать на грамотную поддержку со стороны кураторов и учителей.

Платформа Моя школа в online

Моя школа в online совместный проект Минпросвещения России и ведущих российских компаний, оказывающих услуги в сфере образования.

Новая онлайн-платформа обеспечивает бесплатный доступ к учебным материалам по школьной программе с 1-го по 11-й класс всем учащимся, педагогам и родителям. Учебные материалы и задания для самопроверки помогут эффективно организовать самостоятельную работу учащихся дома.

Все базовые предметы учебного плана для всех классов размещаются поэтапно, материалы актуализируются ежедневно.

Платформа поможет обеспечить обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным интернетом. Учебные материалы можно открыть и сохранить на компьютере, планшете, телефоне.

ОГЭ

Исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации пункты приема сдачи экзаменов в 9 классах планируется организовать на базе школ, в которых обучались участники ГИА-9. Основной период основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) для выпускников 9 классов в 2020 году пройдут в сроки с 8 июня по 31 июля по двум обязательным предметам русскому языку и математике. ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет. Региональные органы исполнительной власти, а также учредители заграншкол могут сами определить основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода. Как и прежде, регионам дается право установления минимальной границы итоговой аттестации в 9-х классах в зависимости от результатов, которые покажут школьники. Участники экзаменов, не прошедшие ОГЭ и ГВЭ или получившие неудовлетворительные результаты по одному или обоим обязательным предметам в резервные сроки, смогут пересдать их в дополнительный период в сентябре. 4 сентября в дополнительный период планируется провести экзамен по русскому языку, 7 сентября по математике. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября русский язык, 15 сентября математика, 18 сентября русский язык и математика.

ЕГЭ

Обучающиеся, которые подали заявку на сдачу Единого государственного экзамена в досрочный период, сдают экзамены в основной период. Сроки проведения ЕГЭ перенесены, старт экзаменов назначен на 8 июня. Полное расписание экзаменов будет опубликовано в ближайшее время. Ни один ученик не лишится права на сдачу экзаменов, временный переход на дистанционный формат обучения не повлияет на процесс подготовки. Для детей, находящихся на длительном стационарном лечении, будут организованы пункты для сдачи экзамена в основной этап непосредственно в учреждениях здравоохранения. Такая практика успешно работает последние три года. Сроки проведения приемной кампании в организации среднего профессионального образования и высшие учебные заведения будут также скорректированы.

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

После консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом принято решение о переносе Всероссийских проверочных работ (ВПР) с конца этого учебного года на осень 2020 года (то есть начало следующего учебного года). Результаты этих работ не будут являться формальной аттестацией самих школьников, а прежде всего, нужны для оценки уровня знаний учащихся. После проведения диагностических процедур школы и учителя получат соответствующие методические рекомендации для дальнейшей работы.

Всероссийская олимпиада школьников

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет. Участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл (установленный Министерством для участия в заключительном этапе олимпиады), признаются призерами олимпиады. Остальные участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, которые также набрали проходной балл, но в следующем учебном году продолжат освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2020/21 учебном году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.

Детские лагеря

Заботясь о детях, рабочая группа Минпросвещения России приняла решение отменить запланированные смены в детских лагерях Артек (Крым), Орлёнок и Смена (Краснодарский край), Океан (Владивосток) и рекомендовать руководству лагерей рассмотреть возможность распределить детей по другим сменам.Смены отменяются.

Педагогам

Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792

Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объёме.

Родителям

На едином бесплатном государственном портале по поддержке родителей растимдетей.рф запущен навигатор консультационных центров.Центры оказывают психолого-педагогическую, методическую поддержку по вопросам воспитания и образования детей, а также дистанционной формы обучения.В России уже работают 163 консультационных центра.Увидеть полный список центров можно перейдя в раздел родители -> услуги в помощь.

Поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Информация для специалистов и родителей, важная для обучения детей с особыми образовательными потребностями, размещается на сайте Института коррекционной педагогики РАО в специализированном разделе.На сайте представлены методические и информационные материалы для педагогов, дефектологов, психологов, лучшие практики использования дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, обучающие вебинары и памятки для родителей. Также родители могут получить консультацию от ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.

Питание школьников

В условиях дистанционного обучения или продленных каникул Минпросвещения России рекомендует региональным властям обеспечить школьным питанием социально незащищенные категории обучающихся детей с ОВЗ, детей из малоимущих семей, предоставив им или их родителям (законным представителям) возможность получать продуктовый набор, рассчитанный на несколько дней, в школе и забирать его домой.

Три вида образования

Школьные занятия будут продолжать в режиме онлайн до окончания объявленного режима самоизоляции. «В соответствии с Федеральными государственными стандартами образовательная программа должна быть реализована в полном объеме», сообщили Москве 24 в столичном департаменте образования.

С организацией удаленного обучения учеников школ в столице проблем не возникло. С учениками в формате онлайн работает более 50 тысяч столичных учителей. Педагоги могут проводить занятия из любой точки, где имеется подключение к интернету. Для этого, кстати, каждому учителю выдали служебный высокопроизводительный ноутбук.

В ведомстве добавили, что дистанционное обучение давно практикуется в московских школах.Единственное весомое отличие от очных занятий заключается в том, что дети занимаются из дома. В остальном учебный процесс остается прежним. При этом педагоги могут использовать три различных формата дистанционного ведения уроков.

Дистанционный режим

Такой режим предполагает онлайн-занятия с педагогом. Для видеоконференций используются различные сервисы, например Zoom, Skype, Talky, Google Meet или «ВидеоМост». При этом учителя сами выбирают подходящую для себя платформу. Кроме того, во время уроков ученики выполняют физкультминутки и различные упражнения для глаз.

«Телешкола»

Это школьные уроки в прямом эфире телеканала «Мособр ТВ», которые показывают ежедневно по будням с 9:00 до 12:20. Учителя знакомят ребят с материалом и рассказывают, как и где можно применить новые знания.

Электронный формат

Этот режим можно комбинировать с другими форматами обучения. Он заключается в следующем: педагоги загружают в электронный дневник задания для учеников, которые ребята выполняют в режиме офлайн. После того как ребенок завершил работу, педагог ее проверяет и оценивает результаты. Выставленная оценка по предмету отображается в электронном дневнике.

Сегодня для организации дистанционного обучения школы могут использовать огромное количество цифровых ресурсов. Среди них сервис самоподготовки «Мои достижения», образовательная платформа «Российская электронная школа» (РЭШ), «Московская электронная школа» (МЭШ), которая уже несколько лет используется в образовательном процессе столичными школами.

Все эти онлайн-ресурсы бесплатны и находятся в открытом доступе для пользователей, а их полный перечень можно посмотреть на портале «Дистанционное и электронное обучение».

Там можно найти дополнительные развлекательные и познавательные занятия, организованные для учеников всех возрастов, а также дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

«В школе помогли»

Для образования на дому достаточно электронного гаджета с широким экраном (планшет, ноутбук или компьютер) и подключения к Сети. Если подобной техники у семьи нет, столичные школы помогают с организацией учебного процесса.

Так произошло в семье Лидии Чудесновой. У нее трое детей 4 года, 8 и 10 лет. Необходимой техники на всех не хватало.

«Занятия у детей проходят примерно в одно и то же время с разницей в 5-10 минут начинаются уроки», объяснила Лидия. Чтобы организовать полноценный процесс обучения для всех, включая девочку дошкольного возраста, для которой также ведутся удаленные занятия, Лидия обратилась за помощью. «Я в чате многодетных семей увидела, что можно попросить у школы устройства. В субботу вечером я написала учителю, в понедельник утром мне уже выдали три планшета с клавиатурой», рассказала женщина.

Утро Лидии начинается с того, что она подключает к конференции каждого ребенка. А затем следит за самыми маленькими, чтобы они не нажали на ненужную кнопку и не покинули видеоконференцию. По ее словам, уроки у детей проходят практически в полноценном формате. «Не все уроки проходят именно в онлайн-формате, по некоторым предметам учителя иногда просто дают задания и потом проверяют», объяснила мама троих детей.

При этом многие уроки проходят как в классе. «Дети в Zoom читают наизусть стихи по литературе, каждый по очереди», рассказала Лидия. А учителя всегда находятся на связи с родителями и школьниками.

Мама десятиклассницы Инна отметила, что в школе ее дочери ученики давно пользуются электронным форматом для различных дополнительных занятий. «У нас учителя в этом плане продвинутые с самого начала учебного года мы в интернете проходили различные практики, педагоги через сеть вели дополнительные кружки по математике и физике», объяснила женщина.

Поэтому переход на удаленное образование никого, по ее словам, не шокировал. «Моя дочь изначально спокойно через телефон занималась. Потом мы решили попросить у школы ноутбук чтобы было удобнее. И нам его быстро выдали», рассказала Инна.

По словам женщины, большой разницы между удаленной учебой и занятиями в классе ее дочь не заметила. «Разве что скучно без общения», добавила Инна.

Организация рабочего места

Однако наличие гаджетов это не единственное, что необходимо для успешной учебы. Создание подходящей обстановки один из важнейших шагов к успешному образованию школьников на дому. О правилах по созданию подходящего учебного пространства рассказали в Роспотребнадзоре.

Для организации деятельности ребенка на дому в первую очередь стоит озаботиться созданием подходящего рабочего уголка. Сидеть с ноутбуком на диване или в кровати нельзя в таком положении учениками просто не будет восприниматься информация.

Нужен стол. Желательно расположить его у окна чтобы уроки проходили при естественном освещении. При этом в Роспотребнадзоре советуют дополнительно установить и настольную лампу: чтобы не мешали тени, ее нужно поставить на столе слева для ребенка-правши, для ребенка-левши справа.

Монитор компьютера или ноутбук должен находиться прямо перед глазами ученика, чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему. Экран техники расположите на расстоянии 60-70 сантиметров от глаз. Также позаботьтесь, чтобы учебники стояли в специальной подставке и на расстоянии вытянутой руки от лица это снимает нагрузку на шейный отдел ребенка и предотвратит развитие близорукости.

Чтобы избежать нарушения осанки, рабочие стол и стул должны быть ученику по размеру не слишком большие и не слишком маленькие. Также родителям необходимо следить за правильной позой ребенка во время работы:

  • ребенок сидит глубоко на стуле, ровно держит корпус и голову;
  • ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираются на пол;
  • руки свободно лежат на столе;
  • между грудью ребенка и столом расстояние, равное ширине его ладони;
  • расстояние от глаз до книги или тетради равняется длине предплечья от локтя до конца пальцев.

Специалисты отмечают, что такая посадка позволит также снизить утомляемость. Однако для полноценной работы необходимо, как и в школе, делать перерывы между занятиями. При этом из-за низкой подвижности дома паузы стоит потратить на упражнения для тела и для глаз.

Психологическая модель обучения в школе

Правда, не стоит ожидать от детей блестящей продуктивности при обучении на дому. Следовать карантинному режиму им будет еще сложнее, чем взрослым. Как минимум потому, что для детей отсутствие походов в школу напрямую ассоциируется с каникулами, то есть с отдыхом. «Падение продуктивности будет естественным, поэтому не стоит сильно ругать детей за медлительность в обучении», уверяет психолог Михаил Хорс. Поэтому подросткам сейчас крайне важны помощь и внимание родителей.

Психолог Павел Жавнеров посоветовал взрослым поддерживать привычный режим дня у школьников, чтобы они смогли уделять достаточно внимания образованию во время карантинных каникул.

Жавнеров настаивает: пускать ситуацию на самотек не стоит. «Здесь нужно стараться создать именно некую модель обучения в школе с теми же самыми правилами, распорядками», заключил психолог.

Анастасия Павелко, Наталья Чепрукова

Источники:

  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida
  • https://interneturok.ru/textfiles/udalennaya-shkola-vozmozhnost-kachestvennogo-obucheniya-v-lyuboy-tochke-mira
  • https://edu.gov.ru/distance
  • https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/14042020/156607

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит