Топ-4 методики раннего развития детей: плюсы и минусы

СОДЕРЖАНИЕ

Ранний возраст оптимален для приобретения ребёнком интеллектуальных навыков на сегодняшний день это убеждение разделяет, пожалуй, большинство педагогов-психологов во всем мире. И, несмотря на то, что активное внедрение методик раннего развития и сегодня вызывает в профессиональной среде немало разногласий, нужно признать: наибольшую эффективность обучение имеет тогда, когда мозг ребенка особенно восприимчив к новой информации. А нервная система обладает достаточной гибкостью и пластичностью.

Методики раннего развития, применяемые с учетом индивидуальных особенностей ребенка, позволяют наиболее полно задействовать его природный потенциал, ускорить нервно психическое развитие детей раннего возраста, а также раскрыть задатки, способные в дальнейшем перерасти в способности, и даже таланты.

rannee-razvitie.jpg
Раннее развитие ребенка за и против

Попробуем рассмотреть наиболее популярные на сегодняшний день методики, благодаря которым раннее развитие ребенка будет происходить успешнее.

Методики физического развития ребенка

Основной акцент в этом методике нпр делается на физическом развитии ребенка. Оно, по мнению специалистов, играет наиболее важную роль в становлении личности ребенка, а также формировании его характера.

Методика Никитиных

Желание познавать мир присуще каждому ребенку с самого рождения. И едва научившись ползать, он уже готовится активно с ним взаимодействовать. Задача родителей не погасить природную любознательность ребенка, а создать наиболее благоприятные условия для ее развития.

rannee-razvitie-nikitiny2-e1494049889930.jpg
Раннее развитие методика Никитиных

В соответствии с этим, супруги Никитины сформулировали следующие принципы, на которых должно основываться раннее развитие детей до года:

  1. Полный отказ от манежей, колясок, способных так или иначе ограничить свободу ребенка в перемещении.
  2. Отсутствие элементов контроля, а также принуждения, предоставление ребенку максимальной самостоятельности и свободы.
  3. Обеспечение ребенку беспрепятственного доступа к спортивным снарядам и тренажерам. Создание среды, располагающей к активному образу жизни.
  4. Активное использование методов поощрений; эмоциональные отклики на достижения ребенка.

Существенными плюсами методики Никитиных является:

  • Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах.
  • Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
rannee-razvitie-nikitiny1.jpg
Физическое развитие по Никитиным предполагает наличие спортивного уголка у каждого ребенка

К числу недостатков методики можно отнести:

  • Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.
  • Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Развивающая динамическая гимнастика

В основе динамической развивающей гимнастики лежит практика, используемая в Древней Руси: она заключается в том, что родитель, поддерживая ребенка за подмышки, слегка подбрасывал его. по мере взросления ребенка, гимнастика усложнялась, к ней добавлялись новые движения к примеру, более старших детей можно было вращать вокруг себя, придерживая за руки и ноги.

dinamicheskaja-gimnastika2-1024x768.jpg
Что такое динамическая гимнастика описание

На сегодняшний день основоположниками динамической развивающей гимнастики являются Л.Китаева и М.Трунова.

По их мнению, развивающая система позволяет:

  1. Развивать врожденные двигательные рефлексы новорожденного.
  2. Предоставлять ребенку возможность двигаться даже при отсутствии необходимых для этого навыков.
  3. Совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка.
  4. Возможность переносить приобретенные навыки на спортивные упражнения.

Дополнительно, динамическая развивающая гимнастика может включать в себя закаливание, плавание, игры на свежем воздухе. Очень хорошо сопровождать такие занятия музыкой. И если раньше большинство родителей относились к этой системе с недоверием, сегодня она приобретает все больше сторонников.

dinamicheskaja-gimnastika-e1494050097323.jpg
Динамическая гимнастика подходит не всем детям

Сторонники развивающей гимнастики также акцентируют внимание на том, что она:

  • Укрепляет и разрабатывает мышцы и суставы ребенка.
  • Позволяет ребенку эффективнее ориентироваться в пространстве.
  • Способствует укреплению иммунитета ребенка.
  • Может компенсировать недостаток родового опыта у детей, родившихся в результате кесарева сечения.
  • Улучшает сон и аппетит ребенка.
  • Делает организм более натренированным.
  • Способствует моральному развитию ребенка, формируя у него такие качества, как способность к доверию, готовность к взаимодействию с окружающими.
dinamicheskaja-gimnastika-m-e1494050293599.jpg
Динамическая гимнастика кажется немного жесткой

Тем не менее, делая выбор в пользу динамической гимнастики необходимо учесть, что несоблюдение технологии, непоследовательность или чрезмерные нагрузки при ее осуществлении могут привести к ряду негативных для ребенка последствий:

  • Повышенная стрессовая нагрузка. Учитывая то, что большинство специалистов рекомендуют использовать динамическую гимнастику уже в первые недели после рождения ребенка, это может спровоцировать чрезмерный выброс в кровь гормона стресса. Последствием этого могут стать двигательная расторможенность, гиперактивность и т.д.
  • Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, в частности тех, что должны угаснуть со временем (например, рефлекс Моро). Искусственная стимуляция этих рефлексов может иметь негативные последствия для ребенка.
  • Не обладая достаточным пониманием детской физиологии, родитель рискует не рассчитать нагрузку. Это может стать причиной травм в будущем.
  • Частые взлеты и падения могут притупить у ребенка страх высоты.

Именно поэтому прежде чем приступать к динамической развивающей гимнастике, необходимо проконсультироваться со специалистом и убедиться в отсутствии противопоказаний. начинать следует с четырехнедельного возраста, выбирая самую простую и щадящую для ребенка программу.

Системы общего раннего развития

Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.

Педагогика Монтессори

Малыш должен расти и развиваться самостоятельно вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.

Задача родителя при этом обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.

dinamicheskaja-montessori1-e1494050359181.jpg
Развивающий уголок Монтессори
  1. Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
  2. Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
  3. Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
  4. Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.

К достоинствам системы Монтессори можно отнести:

  • Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
  • Развитие внимания и дисциплинированности.
  • Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
  • Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
  • Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.
dinamicheskaja-montessori3-e1494050411873.jpg
Развивающая панель для детей

Минусами системы являются:

  • Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
  • Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.

Методика Глена Домана

Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно до семи лет. Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:

  1. Физическое развитие.
  2. Навыки чтения.
  3. Навыки счета.
  4. Общая осведомленность.
dinamicheskaja-doman-e1494050460543.jpg
Методика Г.Домана принципы

Формирование навыков по системе Г.Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).

Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:

  • Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
  • Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
  • Овладеть значимыми для обучения навыки.
  • Развивать природные задатки ребенка.
  • Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).
rannee-chtenie-e1494050521762.jpg
Раннее чтение по Доману с трех лет

Недостатками методики является то, что она:

  • Нагружая ребенка фактами, не обучает его их практическому применению.
  • Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
  • Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.

Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.

  • Всему свое время
  • Раннее развитие детей мнение нейрофизиологов
  • Перегрузка нервной системы и особенности развития детей раннего возраста
  • Сложности с самоконтролем и саморегуляцией
  • Раннее развитие мнимое, а не реальное?
  • Исторический опыт
  • А что же делать?

Всему свое время

В противовес идее раннего начала занятий по интеллектуальному развитию ребенка есть и другие мнения исследователей. Например, Вальдорфская педагогическая школа основывается на том, что раннее интеллектуальное развитие ребенка негативно сказывается на эмоциональной сфере. Т.е. если делать акцент на развитии логики и познания мира с помощью интеллекта, то соответственно, чувственное, эмоциональное развитие может несколько затормозиться.

Исследователи, работающие в системе вальдорфской педагогики, приводят такой график развития ребенка. До 7 лет акцент на ощущении своего тела и эмоциональной сфере. После 7 лет начинается активное интеллектуальное развитие, после 13 лет ребенку уже доступно абстрактное мышление. И развитие ребенка должно основываться на этих этапах.

Это объясняется и с помощью наблюдений за деятельностью мозга. Например, если в раннем возрасте (3-4 года) ребенку предлагают занятия по активному развитию интеллекта, то участки мозга, ответственные за движение и восприятие пространства, будут задействоваться меньше, а значит, будут и меньше развиваться. В будущем это скажется на том, что у взрослого человека могут сохраниться неуклюжие движения, сложности с ощущением своего тела.

Раннее развитие детей мнение нейрофизиологов

rannee-razvitie-detej.jpgРаньше исследователи придерживались мнения о том, что за каждую функцию отвечает свой участок мозга. Но сейчас, когда исследования стали более глубокими и точными, появились и другие данные о том, что с течением времени мозг меняет свои схемы, свои нейронные сети.

Т.е. пока ребенок растет, он может решать одну и ту же задачу, используя разные зоны мозга. Мозг ищет наиболее эффективное решение. Это одно из свойств нейропластичности.

Если же ребенку давать какие-то задачи преждевременно, то пластичность мозга может снижаться. Оказалось, что если ребенок получает задачу, которая кажется ему не актуальной, абстрактной, то он решает ее далеко не самым эффективным способом с помощью тех зон мозга, которые уже созрели к этому этапу. А переучиться потом бывает уже сложнее.

Получается, что сначала мозг вроде бы и решает поставленную задачу. Но потом в 10, 15 лет он бы решил ее совсем другим способом, а вот переучиться ему сложно. Т.е. вместо помощи, ребенок получает препятствия и помехи.

Перегрузка нервной системы и особенности развития детей раннего возраста

Если родители или воспитатели слишком усердны в обучающих занятиях, то у маленького ребенка довольно легко могут развиться такие симптомы как плохой сон, энурез, частые простудные заболевания. Бывает и так, что родители используют методики и упражнения для детей более старшего возраста.

Перегрузка часто связана и с режимом, продолжительностью занятий. Взрослым бывает сложно понять, что малышу сложно усидеть на месте, сложно надолго сосредотачиваться и удерживать внимание. И вместо того, чтобы сделать перерыв, поиграть или вообще отложить занятия на другой день, взрослые пытаются во что бы то ни стало добиться результата сразу.

Результат в виде правильных ответов или запомнившихся слов может быть и будет, только вместе с ним ребенок может получить целый букет соматических нарушений.

Сложности с самоконтролем и саморегуляцией

В обучающих занятиях взрослые всегда играют ведущую роль. Они планируют время, устанавливают правила. Если ребенок не хочет что-то делать то они могут заставить или уговорить его. В результате, собственная воля ребенка не получает нужного развития.

Это может сказаться в будущем, когда ребенок не будет обладать нужной саморегуляцией и самоконтролем. У него может не хватать усидчивости и интереса в учебе, потому что на раннем этапе родители проявляли слишком много собственной инициативы и контроля.

Раннее развитие мнимое, а не реальное?

rannee-razvitie-detej-5.jpgИногда родителям, которые усердно делают с малышом различные задания, ходят в группы раннего развития, изучают карточки и т.д. начинает казаться, что если ребенок в два года знает, к примеру, названия 100 животных это уже победа! А если при этом еще и на английском языке то победа вдвойне!

Но если посмотреть на такие примеры более реально, то можно задать вопрос а зачем, собственно, это знание 100 животных, которых он все равно видел только на картинках? И о чем это говорит о его умении думать, или о том, что он смог механически это запомнить?

Т.е. выполнение заданий это не показатель как такового умственного или эмоционального развития. А если сами занятия еще и приводят к нервному перенапряжению то зачем вообще это все нужно?

Исторический опыт

Раннее развитие детей не новая тема, и можно проследить за судьбами тех детей, с которыми родители или педагоги усердно занимались в раннем детстве. Например, известная семья Никитиных, вырастившая 7 детей. Никитины были известны на весь Советский Союз благодаря своей собственной системе интеллектуального и физического развития детей.

До сих пор многие интересуются, что стало с детьми Никитиных. А ведь они не стали ни известными учеными, ни гениями. У каждого своя профессия кто юрист, кто врач, кто химик. У них свои семьи, дети. Можно даже сказать, что они обычные люди.

С другой стороны, они не стали и алкоголиками или бомжами. Они работают, развиваются. И это, скорее, заслуга не раннего развития как такового, а того внимания и заботы, которые они получили от родителей.

А что же делать?

rannee-razvitie-detej-6.jpgА теперь, учитывая минусы и зная, чего нужно опасаться, можно перейти к главному а что же, собственно, делать? Совсем не учить ребенка? Предоставить его самому себе и вообще ничем не заниматься? Получается, что раннее развитие детей это вредно?

Наверное, это другая крайность. Все-таки человек может учиться и перенимать навыки только от людей. Ведь известны же случаи Маугли когда дети, лишенные полностью человеческого внимания, воспитания и обучения потом не могли ни начать полноценно разговаривать, ни работать.

Поэтому идея обучения и развития ребенка как таковая очень даже хорошая и нужная. Только делать это нужно достаточно аккуратно и учитывать особенности развития детей раннего возраста.

  • Учитывать, что понятие раннее развитие детей включает в себя не только память и интеллект, но и телесное развитие, эмоциональное, чувственное.
  • Прислушиваться к потребностям ребенка, учитывать режим и график занятий.
  • Обязательно давать ребенку время на так называемую свободную игру. Свободная игра это когда ребенок или группа детей предоставлены сами себе. Когда он (или они) могут устанавливать собственные правила и менять их в процессе, когда они сами регулируют ход игры, сами играют в ней любые роли. Это одна из самых важных вещей для полноценного развития ребенка.
  • Иногда родители занимаются с детьми различными интеллектуальными занятиями не потому, что это нужно, а потому, что просто не умеют по-другому. А ведь с ребенком можно и играть, и просто рассказывать ему что-то, и наблюдать за жизнью вокруг. И тогда поход в парк или в лес принесет ему намного больше пользы в плане развития, чем заучивание карточек.
  • Включать ребенка в обычную деятельность это очень полезно! Готовьте вместе с ним, убирайте квартиру, ходите в магазин, чините стул или поливайте цветы. Расширяйте диапазон занятий, учитесь вместе с ним.
  • А главное любите его и уделяйте ему внимание. Любая совместная деятельность станет намного полезной, если она делается не только ради пользы, а просто, чтобы сделать приятное любимому человеку. Именно из-за этого дети, лишенные родительского тепла, заметно отстают и в эмоциональном, и в интеллектуальном развитии.

Раннее развитие детей это хорошая и полезная идея. Но для того, чтобы оно принесло пользу, а не вред, нужно понимать особенности развития детей раннего возраста и обязательно помнить о том, что раннее развитие включает в себя не только интеллектуальные занятия, но внимание к эмоциональной сфере и физическому состоянию ребенка.

Это очень многогранная тема, так что не зацикливайте ваше внимание на количестве выученных карточек или слов. Даже если вы не знаете каких-то особенных упражнений, а просто уделяете ребенку внимание и занимаетесь с ним тем, что вам знакомо это уже внесет свой большой вклад в его развитие.

rannee-razvitie-detej-7.jpg

Если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Форма записи к психологу Ольге Репиной:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Раннее развитие детей плюсы и минусы

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

konsyltacia-psihologa-online.png

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщениездесь(как только на линии появится первый свободный психолог-консультант с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите напсихологический форум.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 34 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори(Maria Montessori) первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла Дом ребенка. Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: Помоги мне сделать это самому.

Instagram@kartseva_evgenia

Задача создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори Мой метод и Дети другие.

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал. Основная трудность найти правильные подносы, удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин Монтессори дома от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию Институты достижения потенциала человека и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни.

Instagram@ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой Умница и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики книги Глена Домана Гармоничное развитие ребенка и Как научить ребенка читать.

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в Умнице. Цена одного комплекта Чтение с пеленок 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По Умнице заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора Считаем с пеленок. Но читать в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики Вальдорф-Астория, так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

Instagram@wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми. Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера Методика обучения и предпосылки воспитания и Идея и практика вальдорфской школы. Яркий представитель Вальдорфской школы в России Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, вМоскве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, Природа-Шоп. Цена одной погремушки из дерева 250 руб., пирамидки 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея НУВЭРС Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных Мы и наши дети, Я учусь быть мамой, Ступеньки творчества, или Развивающие игры.

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных Ступеньки творчества. Цена пособия Сложи узор 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра Сложи квадрат, много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей основа построения личности ребенка.

Instagram@mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком основа воспитания. Помощь, совет и защита то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко Педагогическая поэма и Книга для родителей.

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. Музыка с мамой Железновых

Методика от профессиональных музыкантов отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть Музыка с мамой. Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. ВИнтернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. Школа семи гномов

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре Школа семи гномов, где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте Школы семи гномов один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

Школу гномов любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать.Успешного развития!

Читайте также:

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш заррррычал и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори:

+Вырабатывается самостоятельность принятия решения, внимательность, дисциплинированность, наблюдательность.

+Развитие левого полушария, которое отвечает за моторику, логику и аналитику.

Соответственно правое полушарие, отвечающее за творчество, не развивается.

Нет активного физического развития.

Отсутствует элемент коммуникации и социализации.

Не всем методика может пойди. К примеру, активные и творческие дети очень быстро заскучают.

mLFW9iImGbs-600x400.jpg

Второе место по популярности занимает методика Николая Зайцева нацелена на обучение детей чтению и счету в раннем возрасте. При этом для чтения используются кубики. Они бывают разного цвета. На них изображены разные слоги (пара из согласной с твердым или мягким знаком, из согласной и гласной или одна буква ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Обучение счету происходит при помощи числовых рядов.

Сам процесс проходитв веселой и игровой форме. Дети поют эти слоги, прохлопывая их в ладоши, бегают и прыгают. По тому же принципу осуществляется и знакомство с математикой по специальным таблицам дети делают арифметические действия.Стартовать можно с 2 лет.

Плюсы и минусы методика Николая Зайцева:

+Обучение счету и письму.

+Развитие творческого мышления, тренировка зрительной памяти.

Непроисходит развития мелкой моторики, которая нужна при подготовке к письму.

В раннемразвитии детей характерную нишу занимает метод Глена Домана. Его особенность это карточки, на которых крупными красными буквами напечатаны слова. Эти слова нужно громко произносить малышу в слух. Занятия проходят регулярно по несколько раз в день. По мере освоения можно присоединять и карточки, обучающие счету. Они выглядят точно также, но уже вместо слов точки.В данной методике рекомендуется выполнять регулярно разные физические упражнения, начиная с рождения.

ВАЖНО! Сразу хочется отметить, что данная методика очень спорная и много разногласий по ней существует на сегодняшний день.

5L0vYQdHiGk-600x450.jpg

Плюсы и минусы методики Глена Домана:

+Запоминаниебольшого количестваинформации.

+Тренировка зрительной памяти.

+Физическое развитие.

+Из-за регулярности занятий родители больше времени проводят со своими детьми.

Ребенок запоминает не отдельные буквы, а все слово, сопоставляя его с картинкой.

Нет практического применения знаний.

Малыш может быть ходячей энциклопедией, но в нужный момент не сообразит использовать свой багаж знаний.

z4LKmMOFnlM-600x400.jpg

Система Никитиных простая и сложная одновременно. Здесь дети обучаются творческому мышлению и свободны в своих проявлениях. Родители могут предлагать варианты и способ, но не делать выбор за ребенка. Малышзанимается столько, сколько сам хочет по времени, сочетая при этом спорт и другие виды деятельности. Если у крохи не получается то или иное задание не беда. Просто его нужно отложить до момента, когда ребенок подрастет.

Спорт в данной методике стоит на первомместе. Закаливания с самого рождения, ежедневная обязательная зарядка, спортивный уголок в доме. Потому как спорт это неотъемлемая часть жизни, а не просто физическая активность иногда.

Плюсы и минусы системы Никитиных:

+ Подразумевает домашнее обучение.

+ Рациональная организация своего времени.

+ Умственное, творческое и физическое развитие.

Мало внимания удаляется развитию речи.

Очень жесткие грани спортивной жизни и закаливания (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой).

VH5NoPJG0eY-600x400.jpg

Если подытожить, то хочется сказать, что не нужно всецело поглощаться какой-то одной методикой. На самом деле просто проводите больше времени со своим ребенком. Объясняйте ему, что зачем и почему растет и живет в лесу, парке, читайте вместе книжки, рисуйте, танцуйте. Для крохи будет ценнее ваше внимание. И не забывайте, что ребенок должен развиваться постепенно и последовательно. Не нагружаться всем и сразу. Подарите ему все-таки детство)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Топ-8 обучающих мультсериалов для раннего развития детейРисование пластилином: 6 видов техник для раннего развития ребенка

Минусы

Родители увлекаются

Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребёнок тут уже ни при чём. Это цель самого родителя доказать и показать, как он может, ведь у него такой развитый малыш. Давайте всё-таки помнить, для кого мы это делаем. Это прежде всего общение, а не гонка.

Занятия требуют сил

Занятия с ребёнком дело хлопотное. И мама, которая и так всю себя отдаёт малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие должно быть в радость.

Не учитываются интересы ребёнка

Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребёнке. Они смотрят в книжки, изучают методики, но не замечают, что хочется детям. Известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребёнком это его интерес. Что интересует ребёнка? О чём он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого танцевать, а совсем не от надо и ни в коем случае не через не хочу.

Неподготовленность к занятиям

alexander-dummer-150646_1489392738-e1489392867759-630x315.jpg

Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребёнок не готов. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка. Важно в занятиях ориентироваться не на своё желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребёнка. Если малыш не готов, а вы ждёте от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование. Для маленького ребёнка это окажется кошмарным сном и вдребезги разбитой уверенностью в себе.

Нежелание учиться

Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту всё это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением, появится мысль, что учиться это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше вечное не хочу-у-у-у в школу!

В заключение

Мы перечислили все плюсы и минусы. И поняли, что нет никаких минусов. У раннего развития, если его верно понимать, если правильно и с удовольствием заниматься, не может быть отрицательных сторон.

Благодаря занятиям родители проводят больше времени с детьми, дети развивают важные жизненные навыки, чувствуют себя более уверенными. Есть опасность переборщить: давать сложные задания, требовать многого. Но это проблема в родителях. Помните, что в развивающих занятиях важны игра и удовольствие. Тогда у ребёнка всё получится.

Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/rannee-metodiki.html
  • https://PsyHelp24.org/rannee-razvitie-detej/
  • https://www.baby.ru/journal/metodiki-rannego-razvitiya/
  • https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/top-4-metodiki-rannego-razvitiya-detej-plyusy-i-minusy/
  • https://Lifehacker.ru/rannee-razvitie/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит