Теория и методика музыкального воспитания и развития детей

СОДЕРЖАНИЕ

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

deti-slushajut-muzyku.jpg
Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

muzykalnye-zhanry.jpg
Виды музыкальной деятельности

Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

tablica-zhanrov.jpg
Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  1. Классическую существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

muzykalnaja-kultura.jpg
Музыкальная культура определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

chustvo-ritma.jpg
Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

muzykalnye-sposobnosti.jpg
Музыкальные способности определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.

muzykalnaja-odarennost.jpg
Музыкальная одаренность определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

proslushivanie-muzyki.jpg
Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

razvitie-sposobnostej.jpg
Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Задачи музыкального воспитания

  1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
  2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
  3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
  4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).
obuchenie-igre.jpg
Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

Основные методы музыкального воспитания

  • Наглядно-слуховой метод прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
  • Словесный метод пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
  • Художественно-практический предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

  1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
  2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.
metody-muzvospitanija.jpeg
Методы музыкального воспитания перечисление

Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

  • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
  • Иметь высокую художественную ценность.
  • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
  • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

Принципы музыкального воспитания детей

Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

  • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
  • постепенность;
  • повторность;
  • систематичность;
  • учет особенностей детского развития.

Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

Прослушивание музыкальных произведений пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни. Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д. Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно фильтруя все, что на него воздействует.

rasshirenie-krugozora-1024x768.jpg
Расширение музыкального кругозора на концерте

Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки. Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое. К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка. Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым пусковым механизмом, дающим начало музыкальному развитию ребенка. Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.

igra-na-skripke-1024x640.jpg
Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Музыкальное воспитание дошкольников в России

То, каким мы его знаем, оно появилось в нашей стране не сразу. Этому предшествовала череда событий, открытий и изменений в самой структуре образования.

Воспитание дошкольников до революции

Само понятие дошкольное образование появилось тогда, когда в стране стали открываться первые детские сады. За основу была принята идея немецкого психолога и педагога Фридриха Фребеля автора теории дошкольного заведения, названия которого мы используем по сей день. Детский сад Фребеля (Kindergarten) получил свое название не просто так. Фребель сравнивал детей с цветами, за которыми нужно ухаживать так же бережно и кропотливо. Воспитателей Фребель называл садовницами то же название было в обиходе в России.



В 1871 году в Петербурге открылось первое Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей. Это учебное заведение прототип педагогического ВУЗа, которое готовило детских садовниц. Наряду с другими предметами в обязательную программу входило пение. Наличие музыкального слуха было не просто желательным, а обязательным требованием для абитуриентов общества, так как пение (обучение ему) входило в программу Фребельского дошкольного воспитания.

Педагог Ушинский не особо лестно отзывался о музыкальном воспитании детских садов Фребеля, отмечал в простых песнях чрезмерный дидактизм. Текст песен был наполнен моралью, что было совершенно бесполезно, учитывая слишком ранний возраст детей. Отмечал он, также, пассивную роль детей в воспитательном процессе, жалея маленьких воспитанников. Но начало было положено.

Революция в стране и в системе образования

Ощутимый толчок в системе образования пришел к нам после революции. Образование стало доступным для всех. Школы вместе с детскими садами открывали во всех деревнях и городах. Система нуждалась в модернизации в соответствии с новыми запросами социума.

1917 год. В.Шацкая создает первую методику дошкольного воспитания. Работа называлась Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина, которая, впоследствии, была переиздана дважды. В своей работе Шацкая подробно описывает роль музыки в воспитании детей, предлагает приемы и методы, ставит задачи, прилагает репертуар с играми, песенками и произведениями для слушания.teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitania-1.jpg

В 1919 году вышло пособие музыка в единой трудовой школе, в которой уже было подробно описано планирование и методика музыкальных занятий в детских садах. Целью дошкольного музыкального воспитания было открытие ребенку мира звуковой красоты.

1938 год. Музыкальное образование потихоньку начинают выделять из общей системы дошкольного воспитания. Занятия музыки в детском саду проводятся в соответствии с графиком занятий 2 раза в неделю, плюс ко всему, эта деятельность плавно интегрируется в повседневную жизнь детского сада (аккомпанемент для гимнастики, физических упражнений, сопровождение прогулки). Специальных преподавателей еще нет. Занятия ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку.

После окончания войны, в 1945 году, музыкальное образование в детских садах начинает приобретать форму занятий. Роль педагога формирование умений и навыков у воспитанников. Появляется должность музыкальный работник. Требования, предъявляемые тогда, были, практически, те же, что сегодня наличие специального образования. Для этого открываются новые кафедры педагогических университетов, готовящие будущих музработников кафедры дошкольного образования. Теория и методика музыкального воспитания выделяется, как педагогическая наука. Пишутся книги, создаются методические рекомендации для студентов будущих педагогов, которые поведут маленьких граждан большой страны в мир музыки, звуков, песен.



Современное музыкальное воспитание

Сегодня музыкальное воспитание дошкольников осуществляется по самым новым стандартам ФГОС. Педагоги обучаются в высших учебных заведениях, изучая теорию и методику. Самым распространенным пособием для студентов и музыкальных руководителей является книга теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста современных авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.

Полное и написанное ясным языком пособие состоит из трех частей:

  1. Теоретические основы музыкального воспитания (современные идеи, философия детства, музыкальная деятельность с научной точки зрения)
  2. Характеристика музыкального опыта ребенка в разных видах его музыкальной деятельности. Ребенок
  3. Методика музыкального воспитания. Практические рекомендации по организации окружающей среды, образовательного процесса, педагогические технологии, мониторинг, тесты.23-1.png

Требования к музыкальному руководителю

Детские дошкольные заведения постоянно нуждаются в достойном специалисте музыкальном руководителе. В отличие от обычных педагогов ДОУ, музыкальный работник должен иметь не только педагогические знания и навыки, но и музыкальные. К сожалению, с развитием технологий и внедрением их в образовательный процесс, специалисты стали утрачивать основные навыки, необходимые музыкальному руководителю умение играть на инструменте. Если еще 15 лет назад использование плюсовой фонограммы на занятиях и мероприятиях считалось чем-то необычным, то сегодня детские сады ощущают нехватку живого исполнения. Умение сыграть произведение на фортепиано, дать достойное сопровождение для утренней зарядки, не говорим уже о том, что петь дошкольникам настойчиво рекомендовано под живую игру на фортепиано (баян, аккордеон).



Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/teoriya-muzykalnogo-vospitaniya.html
  • https://vospitanie.guru/esteticheskoe/teoriya-i-metodika-muzyka

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит