Средства нравственного воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Нравственное воспитание является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста малыша происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой. В нашей статье мы расскажем о том, какие методы помогут воспитать личность с набором нравственных качеств.

metody-vospitanija-mini-1024x683.jpg
Нравственное воспитание это воспитания хорошего, отзывчивого, доброго человека

Задачи нравственного воспитания детей

Что же является основой нравственного воспитания ребенка? Прежде всего это такие качества, как человечность, чуткость не только к окружающим людям, но и природе, животным, отзывчивость. Многие недоумевают, как же в наш скоростной век, когда родители все время заняты, развить чуткого и доброго дитя.

Оказывается, что ничего нового придумывать не нужно, следует ориентироваться на психологические потребности крохи и, опираясь на эталоны нравственного характера, производить формирование здоровой личности.

zachem-nuzhna-nravstvennost.jpg
О важности нравственного воспитания в современное время

Итак, какие же основные задачи нравственного воспитания?

  • Прежде всего это: знакомство с нормами поведения, принятыми в данном обществе.
  • Развитие чувственности.
  • Развитие убежденности.
  • Работа над умением следовать нормам поведения.
metody-nravstvennogo-vospitanija-1024x576.jpg
Методы нравственного воспитания перечень

Данные задачи можно легко решить, опираясь на внутреннюю психологическую потребность детей, как источник развития. Прежде всего это:

  • Игра.
  • Общение.
  • Познание.

Исходя из психологических состояний дошкольников, формирование нужных качеств может происходить, опираясь на такие методы, как: сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, беседа.

Сказка, как средство воспитания нравственности

Один из путей достижения нравственного развития дошкольников проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей сказки. Именно сказка идет по жизни с малышом, начиная с периода младенчества. В сказке он начинает знакомиться с отношениями героев, которые переносятся затем на взаимоотношения ребенка с родственниками. Сказки являются средствами формирования личности, с индивидуальными понятиями о добре и зле. Они учатся строит речь, понимать переживания героя, учатся снимать тревогу.

Совет: подбирать сказки нужно исходя из возраста малыша, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут волшебные сказки, которые имеют незамысловатый сюжет.

chtenie-skazki.jpg
Добрый сказки мощный метод нравственного воспитания

Основная задача родителей во время нравственного развития основывается на правильном подборе сказок, которые должны оказывать лишь положительное влияние на эмоции малыша. Сказка должна воспитывать уверенность в своих силах. Для детей младшего возраста помогут для формирования справедливости, и взаимовыручки, такие сказки, как:

  1. Заюшкина избушка.
  2. Волк и семеро козлят.
  3. Лисичка со скалочкой.
  4. Кот, петух и лиса.
  5. Заяц-хваста.
skazka-zajushkina-izba-1024x768.jpg
Заюшкина изба очень добрая сказка

Помогут разобрать категории добра и зла произведения, в которых добро побеждает зло, говорящие о том, что зло всегда наказуемо, это прежде всего:

  1. Заюшкина избушка.
  2. Красная шапочка.
  3. Зимовье.

Средствами формирования нравственного воспитания дошкольников выступают сказки, причем они не дают конкретных наставлений, типа: слушайся родителей, в их сюжете содержится урок, который во время прочтения родители должны обсуждать с детьми.

skazka-morozko-1024x768.jpg
Кадр из чудесного советсткого фильма Морозко

Слушаться родителей учат такие сказки, как:

  1. Снегурочка.
  2. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
  3. Гуси-лебеди.

Говорят о трудолюбии:

  1. Крошечка-хаврошечка.
  2. Царевна лягушка.
  3. Мороз Иванович.
  4. Морозко.

Видео. Мультфильм Крошечка-Хаврошечка

Совет: даже, если ребенок читает самостоятельно, прочитанная взрослым вслух сказка воспринимается подругому. Совместные чтения сближают душой взрослых и детей.

Сюжетно-ролевая игра, как формирование нравственности

Средствами формирования нравственности часто выступает игра, которая лежит в основе психологических потребностей дошкольников. Именно в игре ребята отражают различные события и общественные взгляды на них. Поэтому принято основой воспитания нравственности считать сюжетно-ролевую игру, в которой они учатся преодолевать трудности, сдерживать свои эмоции, общаться со взрослыми и ровесниками.

sjuzhetno-rolevye-igry-1.jpg
Ролевая игра Я повар

Для малышей трудовая деятельность, проведенная совместно с родителями, проходит в качестве игры. Когда малыш лепит с мамой пирожки или забивает с папой гвоздь, то он учится взаимопомощи, доверию, сотрудничеству.

Во время игры малышу нужно давать самостоятельно выбирать сюжет, если взрослый насильственно станет корректировать деятельность, менять правила, то он таким образом погасит интерес и радость.

varianty-rolevyh-igr.jpeg
Варианты ролевых игр для домашнего пользования

Если для младших детей требуется обязательное участие взрослых в игре, то для дошкольников это не обязательно. Они могут выбирать сюжет, устанавливать правила, распределять участников. Но это не значит, что нужно все оставлять на произвол. Взрослому нужно контролировать игровую деятельность и, при необходимости, корректно ее направлять. Средствами формирования нравственности выступают следующие игры:

  • Семья, где взрослые могут играть роль детей, а дети роль взрослых. Кстати, в данной игре родители могут узнать что-то новое о своих взаимоотношениях с детьми.
  • Сделай комплимент. Можно придумать волшебный стульчик, на который садится один из членов семьи и называть хорошие качества данного человека, исходя из букв имени. Например, Ваня: В вежливый, А артистичный, Н находчивый и т.д.
  • Больница, в которой дети учатся не бояться врачей и общаться в новой обстановке.
  • Чудо-дерево. Можно украсить веточку чудесными листьями, взятыми из корзиночки. На листочках можно написать добрые дела членов семьи или пожелания, или комплименты. В итоге сухое дерево повеселело и зазеленело, как и жизнь семьи, где все становятся ближе друг к другу.

Совместный просмотр мультфильма

К сожаления дети проводят много времени за просмотром мультфильмов, которые считаются основой нравственного воспитания. Герои мультиков носят образцы поведения: они говорят о добре и зле, жадности и щедрости, о помощи и вреде. Именно такие противоположности качеств считаются средствами для распознавания образцов необходимого поведения.

multfilm-pro-cheburashku.png
Мультфильм про Чебурашку один из лучших в мировой культуре

Очень часто герои мультфильмов несут однозначную оценку, которая соответствует эмоциям конкретного возраста. Мультфильмы должны показывать перевес эмоциональной окраски над рациональной сущностью. Мультфильмы это довольно действенные способы, помогающие формировать нравственные качества, благодаря своей зрелищности.

Важно! Добрый мультфильм, просмотренный своевременно, является прекрасным средством развития нравственной личности.

Именно поэтому ведется много споров по поводу вреда зарубежных мультиков на несформированную психику дошкольников, так как они имеют элементы насилия, агрессии, нежелательных черт поведения. Особенно данная проблема актуальна в дошкольный возраст, поскольку дети склонны к подражательству. Именно поэтому родителям необходимо обращать внимание на то, что смотрит их чадо.

Следует выбирать такие мультфильмы, в которых зло наказуемо, где перевоспитываются плохие черты, добро награждается, где отрицательные черты преподносятся с юмористической точки зрения, а главные герои имеют отрицательные черты только лишь по такой причине, что с ними никто не дружит.

sovmestnyj-prosmotr.jpg
Совместный просмотр мультфильмов позволяет ориентироваться в интересах детей

Среди мультфильмов, который учат дружбе, нравственности лежат такие, как:

  1. Малыш и Карлсон.
  2. Чебурашка и крокодил Гена.
  3. Цветик-семицветик.
  4. Простоквашино.
  5. Кот Леопольд.

При правильном подходе мультфильм должен быть основой развития нравственности дошкольников, ведь довольно-таки наглядны те уроки, которые преподносит экран. Однако, воспитывать малыша должен не экран, а взрослый, сидящий рядом, а мультик должен быть лишь воспитательским инструментом, таким как книги и игрушки.

Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка

В основе нравственного воспитания дошкольников лежит семья, никакие корректирующие методы не помогут в формировании гармоничной личности малыша при отсутствии личного примера нравственности дома. Только в семье ребенок получает действительный опыт, а детский сад способен лишь оказать методы незначительной коррекции.

metody-nravstvennogo-vospitanija-v-seme.jpg
Нравственное воспитание в семье условия

Ребенок копирует поведение родителей, словно через призму родительских взглядов он сморит на внешний мир.

Личные примеры, как методы формирования нравственности

Главные методы домашнего развития личности это личный пример родителей. Иногда существует мнение, что и в благополучных семьях может вырасти неблагополучный ребенок. Конечно, на формирование детской психики оказывают влияние многие факторы, но все-таки главный из них это родительский пример.

Личный пример выражается в ежедневном поведении взрослых. Детки реагируют не на нотации, а на то, что они видят, если родители используют в речи уменьшительно-ласкательные слова, то и малыши в своей речи также будут использовать данные выражения.

Когда кроха слышит ненормативную лексику, то он во время ролевых игр будет ее использовать.

Методы родительского воспитания основаны на высказывание личностного отношения к происходящим событиям. Например, папа с сынишкой идут, а им встречается компания, которая курит и пьет пиво. В данном случае воспитательным моментом послужит негативное отношение, высказанное вслух, без лишних эмоций.

lichnyj-primer-roditelej.jpg
Личный пример родителей формирует поведение детей

Также способом формирования нужных качеств будет соответствие родительских слов по отношению к делу. Если взрослые что-то требуют от детей, то они должны прежде всего выполнять это требование сами.

Например, выдвигая требование убирать свои вещи на места, необходимо прежде всего следить за порядком в своих вещах. Если ребенка учат говорить только правду, а мама, не желая общаться с соседкой, просит сказать мужу, что ее нет дома. Естественно таким образом происходит неосознаваемое приучение детей говорить неправду.

Когда ребенок чувствует любовь родителей, то он растет более уверенной личностью, поэтому очень важна в доме благоприятная атмосфера, мягкий голос, добродушный тон. Когда у малыша проскальзывают нарушения в поведении, то следует посмотреть на свои поступки, особенности, потому что дети впитывают только то, что видят. Если взрослые, окружающие кроху, постоянно напряжены и встревожены, то и малыш соответствующе будет воспринимать свое окружение.

Имеются разные методы регулирования нравственности детей, но тем не менее, лишь опыт, полученный в семье, стает основой будущей личности ребенка.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.sredstva-nravstvennogo-vospitaniya.png

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.vospitanie-nravstvennoe-formy-i-metody.jpg

Собственная деятельность практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.sredstva-nravstvennogo-vospitaniya.jpg

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Методы нравственного воспитания

Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:

  1. методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
  2. методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
  3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.

vospitanie-nravstvennoe-formy-i-metody-1.jpg

Возрастные особенности

При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.

  • Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
  • В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
  • Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.

Семья основа воспитания нравственности

Семья важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Сказка средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Важная особенность сказок образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.

Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.

Формирование моральных, духовных понятий это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/sredstva-nravstvennogo-vospitania.html
  • https://vospitanie.guru/nravstvennoe/sredstva-3

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит