Слово педагога

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кемецкая СОШ

ПРОЕКТ

На тему:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Выполнил учитель ИЗО МБОУ Кемецкая

СОШ

Егорова Наталья Александровна

2018 г.

Оглавление

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

образования……………………………………………………………………………………………….. 3

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

инклюзивного образования………………………………………………………………………… 4

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ…………………………………..6

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования………………..7

5. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации…….10

6. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательного учреждения…………………………………………………………..11

7. Результаты освоения основной образовательной программы………………….13

8. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. .14

9. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных

учреждениях……………………………………………………………………………………………..16

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

образования

Актуальность.

Изменение

представления

государства

и

общества

о

правах

и

возможностях

ребенка-инвалида

привело

к

постановке

практической

задачи

максимального

охвата

образованием

всех

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого

ребенка

на

получение

образования,

отвечающего

его

потребностям

и

полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие

инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Оcновной

критeрий

эффективности

инклюзивного

образования

успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта

ребенкa с ОВЗ наряду с освоением им aкaдемических знaний.

Цель инклюзивного образования является преодоление социальных,

физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка

с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к

жизни в социуме.

Задачи:

Создание

адаптивной

образовательной

среды,

обеспечивающей

удовлетворение

как

общих,

так

и

особых

образовательных

потребностей

ребенка с ОВЗ.

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ

с

учетом

специфики

и

выраженности

нарушения

развития,

социального

опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

Построение обучения особым образом с выделением специальных

задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств

достижения

тех

образовательных

задач,

которые

в

условиях

нормы

достигаются традиционными способами.

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

инклюзивного образования

Дети с ограничeнными возможноcтями здорoвья этo дeти, cостояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных прoграмм или

затрудняет rго вне специальных условий обучения и воспитания. Этo дeти-

инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в

установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или

постоянные

отклонения

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии

и

нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети

с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы,

включая

аутистические

нарушения,

с

задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон

различий

в

развитии

детей

с

ОВЗ

чрезвычайно

велик:

от

практически

нормально

развивающихся,

испытывающих

временные

и

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым

поражением

центральной

нервной

системы;

от

ребенка,

способного

при

специальной

поддержке

на

равных

обучаться

вместе

с

нормально

развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь

выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в

целом,

но

и

в

каждой

входящей

в

нее

категории

детей

с

различными

нарушениями развития.

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями

развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция.

Масштабное

практическое

применение

научных

достижений

в

сфере

медицины,

техники,

цифровых

технологий,

специальной

психологии

и

коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи

годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее

наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых

годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в

практику

научно

обоснованных

и

экспериментально

проверенных

форм

организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ,

принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Вследствие

этого

часть

детей

с

ОВЗ,

наиболее

близких

по

своему

развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального

образовательного пространства — специальных (коррекционных) школ — в

общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина

общеобразовательное

учреждение

является

основным

институтом

социализации

ребенка.В

этих

условиях

общеобразовательное

учреждение

должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части

своего контингента детям с ОВЗ.

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Ограничения

в

жизнедеятельности

и

социальная

недостаточность

ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим

неблагополучием, а с его «социальным вывихом» (метафора Л.С.Выготского).

Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и

культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается

связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.

В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило , не

знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально

развивающийся

ребенок

приобретает

без

специально

организованных

условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.

В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников

познавательными

интересами

и

образовательными

потребностями

имеют

специфические особые — потребности обучения.

Особые

образовательные

потребности

различаются

у

детей

разных

категорий,

поскольку

определяются

спецификой

нарушения

психического

развития. Они определяют особую логику построения учебного процессадля

детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и

содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему

характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

начать специальное коррекционное — обучение ребенка сразу же после

выявления

первичного

нарушения

развития,

как

можно

раньше

при

подготовке ребенка к школьному обучению;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для

нормально развивающегося ребенка;

ввести

в

содержание

обучения

ребенка

специальные

разделы,

не

присутствующие

в

программах образования

нормально

развивающихся

сверстников;

использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том

числе

специализированные

компьютерные

технологии),

обеспечивающие

реализацию обходных путей обучения и облегчающие усвоение учебного

материала;

обеспечить

особую

пространственную

и

временную

организацию

образовательной среды;

максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы

образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей

с ОВЗ , обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений,

ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с

необходимостью реализации общего стандарта образования — необходимое

условие эффективности инклюзивного обучения.

Только

удовлетворяя

особые

образовательные

потребности

такого

ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования

Инклюзивное

образование

детей

с

ОВЗ

новое

перспективное

стратегическое

направление

образовательной

политики,

в

значительной

степени затрагивающее основы образования.

Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить

сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса,

риски

и

ресурсы,

дабы

заложить

основы

по-настоящему

действенного

инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права

в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и

ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой

системе

интересов

всех

участников

образовательного

процесса,

включая

детей с ОВЗ.

Согласование

интересов

участников

инклюзивного

образования

с

позиции

учеников,

педагогов,

администрации

общеобразовательного

учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.

В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения,

которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это

противоречия:

между

общественным

характером

образования

и

индивидуальной

формой овладения знаниями, социальными навыками;

— между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и

индивидуальным подходом к учащимся;

— между объективной оценкой результатов освоения учебной программы

и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его

возможностям;

между

стандартизацией,

регламентацией

образования

и

его

оптимизацией в конкретных условиях;

— между стремлением участников процесса к успеху и достижениям с

одной стороны — и заботой о сохранении и укреплении здоровья с другой;

и т.п.

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно

инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным

правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

— между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со

сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

— между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными

затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

— между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим

нарушения различного генеза;

— между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью

инклюзии;

и др.

Следует

отметить,

что

противоречия,

присущие

инклюзивному

образованию,

будучи

диалектическими

по

своей

природе, не

суть

препятствия на пути его осуществления, а скорее имманентные рычаги

созидания и развития.

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений

нормативно-правового,

финансово-экономического,

организационно-

методического, социокультурного свойства.

Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью

нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ как

федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей

группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по

инклюзивному

образованию

Проекта

нового

Закона

РФ

об

образовании,

разработаны

и

обсуждаются

проекты Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных

государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по

созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом

региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам

РФ. В нескольких субъектах РФ уже принят ряд региональных законов,

законодательных

актов,

положений,

инструктивно-методических

писем,

определяющих порядок и механизмы реализации инклюзивного образования

на

практике.

В

Тульской

области

нормативные

акты

по

инклюзивному

обучению детей с ОВЗ пока не разработаны.

Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования

образовательных

учреждений.

Ограниченность

субсидий,

выделяемых

школам

на

развитие

и

поддержку

функционирования,

существенно

затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования.

Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление

инклюзивного

обучения

детей

с

ОВЗ

сопряжены

со

значительными

дополнительными

финансовыми

затратами

как

на

совершенствование

материально-технической

базы

учреждений,

так

и

на

заработную

плату

педагогов, повышение их квалификации.

Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики,

индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации

учебно-воспитательного

процесса

в

условиях

стандартизации

и

р е гл а м е н т а ц и и

о б р а з о в а н и я .

Э ф ф е к т и в н а я

и

а д е к в а т н а я

инклюзия предполагает

необходимость

разработки

индивидуальных

вариативных

учебных

планов

и

программ

на

основе

государственных

стандартов, их организационное и методическое обеспечение.

Наконец,

наиболее

сущно стными

являют ся

о г р а н и ч е н и я

социокультурного

и

психологического

свойства,

обусловленные

особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению

к

людям

с

инвалидностью

в

российском

обществе.

Для

нашей

страны

культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей

с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно

таким

представлениям,

сложившимся

на

протяжении

нескольких

десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в

условиях сегрегации, отделения от общества.

Эти

ограничения

существенно

затрудняют

реализацию

проектов

инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы

развития и поиска ресурсов.

В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью

инклюзивное

обучение

детей

с

ОВЗ

сопряжено

со

многими

рисками.

Целесообразно различать риски реализации инклюзивного образования и

риски нереализации, бездействия.

Риски реализации:

так

называемая

поверхностная

или

формальная

инклюзия

реализация

права

на

общее

образование

детей

с

ОВЗ

формально,

поверхно стно,

на

словах,

когда

детей

с

ОВЗ

принимают

в

общеобразовательные

учреждения,

не

подготавливая

этих

учреждений,

участников образовательного процесса, не создавая условия для инклюзии;

так

называемая

волевая

инклюзия

массовый

переход

к

инклюзивному

обучению

по

единому

плану

и

принципам,

без

учета

специфики

образовательного

учреждения,

без

подготовки

участников

образовательного процесса;

— так называемая гипертрофированная инклюзия, акцентированная на

ограничениях и сложностях обучения и социализации детей с ОВЗ, при

которой осуществляется чрезмерная, инфантилизирующая забота о детях с

ОВЗ,

создается

сильная инфраструктура

специального

образования,

усложняющая процесс общего образования, социализации учащихся.

Риски нереализации, бездействия:

так

называемая

дикая,

стихийная,

неуправляемая

инклюзия

обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в соответствии с

Конституцией

РФ

и

Законом

об

образовании

в

образовательных

учреждениях по выбору родителей, по месту жительства, но без создания

специальных условий, т.е. без учета их индивидуальности, возможностей.

Как

следствие

низкое

качество

обучения,

неудовлетворительная

социализация, нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ,

других участников образовательного процесса;

— неадекватное, неполноценное познавательное и личностное развитие

детей с ОВЗ в условиях сегрегации (домашнее обучение, индивидуальное

образование

с

элементами

дистанционного

обучения,

специальное

(коррекционное) образование);

— нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ, в том

числе грубые, — вследствие невозможности их самореализации в обществе в

настоящем и будущем;

неудовлетворительное

социально-экономическое

положение

семей,

воспитывающих детей с ОВЗ, вынужденных сегрегировать своих детей от

общества и сверстников.

5. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ

в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

Цель

и

смысл

инклюзивного

образования

детей

с

ОВЗ

в

общеобразовательном

(массовом,

неспециальном)

учреждении

это

полноценное

развитие

и

самореализация

детей,

имеющих

те

или

иные нарушения,

освоение

ими

общеобразовательной

программы

(государственного

образовательного

стандарта),

важнейших

социальных

навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических

особенностей

в

познавательном,

физическом,

эмоционально-волевом

развитии.

Как

стратегическое

направление

развития

системы

образования

инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях.

Ориентиры

перестройки

системы

образования

в

направлении

инклюзии

детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования,

предусматривающими

реализацию

равных

прав

на

образование

и

социализацию при неравных возможностях.

Основные принципы инклюзивного образования:

п о

о т н о ш е н и ю

к

р е б е н к у

с

О В З

у ч а щ е м у с я

общеобразовательного учреждения:

баланс

академических

знаний

и

социальных

навыков,

приобретенных

в

процессе

обучения

адекватный

его

индивидуально-типологическим

особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

по

отношению

к

соученикам

ребенка

с

ОВЗ

учащимся

инклюзивного класса:

т р и е д и н с т в о

о р и е н т и р о в

н а

в ы с о ко е

к ач е с т в о

о с в о е н и я

общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную

социальную

активность

(развитие социальной

компетентности)

и

сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

по отношению к педагогу учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание

ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального

в

учебно-воспитательном

процессе; компромисс

между

общим

и

специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия,

толерантности, сотрудничества в классе;

∙ по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему

инклюзивное

образование

детей

с

ОВЗ: адаптивность

образовательного

процесса, образовательной

среды,

учебно-методического

комплекса

учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации

и

реабилитации;

командное

взаимодействие

педагогов,

организующих

процесс

обучения

и

социализации,

его

психолого-педагогическое

сопровождение;

развитие

толерантного

взаимодействия

участников

образовательного

проце сс а,

сот рудниче ство

с

р од и т е л ь с ко й

общественностью;

оптимизация

финансово-экономического

обеспечения

процесса обучения и социализации;

6. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательного учреждения

Освоение основной образовательной программы должно обеспечить

введение

в

культуру

ребенка,

который

выпадает

из

образовательного

пространства в связи с особенностями своего физического или психического

развития.

Введение

такого

ребенка

в

контекст

культурных

ценностей

открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает

ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а

во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за

близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.

Получая,

таким

образом,

осмысливаемое

образование,

ребенок

овладевает

действительно

полезными

для

него

знаниями,

умениями

и

навыками,

достигает

максимально

доступного

ему

уровня

жизненной

компетенции,

осваивает

необходимые

формы

социального

поведения,

оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского

общества.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два

компонента: академический и формирование жизненной компетенции, что

представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно

необходимым

для

ребенка

с

ОВЗ.

В

названии

каждой

содержательной

области

образования

должны

быть

отражены

обе,

неотъемлемые

и

взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:

Знания о языке речевая практика и речевое творчество;

Знание математики практика применения математических знаний и

математическое творчество;

Естествознание практическое взаимодействие с окружающим миром;

Знания о человеке практика осмысления происходящего с самим

ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;

Знания в области искусств практика художественного ремесла и

Обществознание практика жизни в социуме

В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться

развитию

его

жизненной

компетенции.

Соотношение

компонентов

академического и жизненной компетенции — отражает специфику образования

для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает

степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное

учреждение готовит

ребенка

с

ОВЗ,

исходя

из

представлений

о

его

возможностях и ограничениях.

А к а д е м и ч е с к и й

ко м п о н е н т художественного

творче ства;

рассматривается

в

структуре

образования

детей

с

ОВЗ

как

накопление

потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и

будущем.

При

этом

предполагается,

что

ребенок

впоследствии

сможет

самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и

навыки для личного, профессионального и социального развития.

Устремление

образования

в

будущее

необходимо

для

стимуляции

развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной

педагогической

культуры

характерно

не

ограничиваться

утилитарными

знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно здесь и

сейчас. В соответствии с этими традициями, при разработке академического

компонента в каждой из содержательных областей образования применяется

логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и

потребностей ребенка: обучение ведет за собой развитие.

Компонент

жизненной

компетенции

рассматривается

в

структуре

образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками,

уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение

академическими

знаниями,

умениями

и

навыками

направлено

преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая

жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в

настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции

становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в

более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного

расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно

обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При

разработке

содержания

компонент а

жизненной

ком п е т е н ц и и

принципиальным является определение степени усложнения среды, которая

необходима

и

полезна

каждому

ребенку

может

стимулировать,

а

не

подавлять его дальнейшее развитие.

7. Результаты освоения основной образовательной программы

Результаты

овладения

ребенком

образовательных

областей

представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых

заложены оба компонента академический и жизненной компетенции.

При

этом

характеристика

ожидаемых

результатов

должна

быть

целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования:

∙ что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,

∙ что из полученных знаний и умений он может и должен применять на

практике,

∙ насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Характеристика

ожидаемых

результатов

должна

даваться

только

в

единстве всех компонентов образования. У части детей могут быть вполне

закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже

областей

образования,

но

такого

рода

неудачи

ребенка

не

должны

рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности

перехода на следующую ступень образования.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому

компоненту сохраняется в его традиционном виде. Вместе с тем, учет особых

образовательных

пот ребно стей

ребенка

с

ОВЗ

п р е д п о л а г а е т

использование специальных оценок

продвижения ребенка

в

достижении

ориентиров, заданных стандартом, и оценки соотношения между ожидаемым

и

полученным

результатом,

что

принципиально

для

построения

и

корректировки

плана

дальнейшего

формирования

академических

знаний,

умений и навыков в различных областях образования.

Академические

достижения

ребенка

отражают

степень

его

оснащенности

тем

запасом

знаний

и

умений,

из

которых

в

будущем он

сможет

выбрать

потребные

ему

для

социального

развития

и

личной

реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной

оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

Для оценки другой составляющей — результатов развития жизненной

компетенции ребенка используется метод экспертной группы. Она должна

объединить

представителей

всех

заинтересованных

участников

образовательного

процесса,

тесно

контактирующих

с

ребенком,

включая

членов его семьи, и может быть реализована на основе ПМП-консилиума

учреждения.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки

достижений

ребенка

в

сфере

жизненной

компетенции.

Основой

служит

анализ

поведения

и

динамики

его

развития

в

повседневной

жизни.

Количественная

оценка

служит

не

столько

для

характеристики

самого

ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании

динамики

развития

жизненной

компетенции.

Результаты

проведенного

экспертной

группой

анализа

могут

быть

обобщены

в

индивидуальном

профиле

развития

жизненной

компетенции

ребенка

по

основным

образовательным областям.

8. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

На

первый

план

выходит нормативно-правовое

обеспечение процесса

выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при

необходимости

перехода

на

другой

вариант.

Разработка

нормативно-

правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с

ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный

выбор

и

разделение

ответственности

всех

участников

образовательного

процесса, включая родителей.

Кадровое

обеспечение

характеристика

необходимой

квалификации

кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также

кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка

с ОВЗ в системе общего образования.

Финансово-экономическое обеспечение параметры соответствующих

нормативов

и

механизмы

их

исполнения. Должно

быть

предусмотрено

подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от

выбранного

уровня

образования,

степени

интеграции

ребенка

в

общеобразовательную

среду.

Финансово-экономическое

обеспечение

устанавливается

с

учетом

необходимости

индивидуальной

специальной

поддержки ребенка с ОВЗ.

Материально-техническое

обеспечение

общие

характеристики

инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры

информационно-образовательной

среды.

Материально-техническое

обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но

и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и

каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-

технического обеспечения должно быть:

организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

организация временного режима обучения;

организация рабочего места ребенка с ОВЗ;

технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ

к образованию (ассистирующие средства и технологии);

технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ

(включая

специализированные

компьютерные

инструменты

обучения,

ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы,

отвечающие

особым

образовательным

потребностям

детей

на

каждой

ступени образования;

Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не

только

на

ребенка,

но

и

на

всех

участников

процесса

образования.

Это

обусловлено

большей,

чем

в

норме,

необходимостью

индивидуализации

процесса инклюзивного образования.

Специфика

этого

состоит

в

том,

что

все

вовлеченные

в

процесс

образования

взрослые

должны

иметь

неограниченный

доступ

к

организационной

технике

либо

специальному

ресурсному

центру

в

образовательном

учреждении,

где

можно

осуществлять

подготовку

необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения

ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка

процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и

родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-

методическую

базу

образования

детей

с

ОВЗ

и

характеристики

предполагаемых

информационных

связей

участников

образовательного

процесса. Инклюзивное

обучение

требует

координации

действий,

т.е.

обязательного

регулярного

и

качественного

взаимодействия

специалистов

общего и специального образования, специалистов системы сопровождения.

С п е ц и а л и с т ы

д ол ж н ы

и м е т ь

во зм ож н о с т ь

о б р ат и т ь с я

к

информационным

ресурсам

в

сфере

коррекционной

педагогики

и

специальной

психологии,

включая

электронные

библиотеки,

порталы

и

сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную

консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована

возможность

регулярного

обмена

информацией

между

специалистами

разного профиля, специалистами и семьей.

9. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в

общеобразовательных учреждениях

На основе анализа опыта обучения более чем 20 детей с аутистическими

н а ру ш е н и я м и

в

о б щ е о б р а зо ват е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и я х

г о р о д а ,

осуществлявшегося

по

инициативе

родителей

при

поддержке

и

сопровождении

специалистов

Валеоцентра,

выведены

две

модели

интегративного

обучения

детей с

ОВЗ

наиболее

востребованные

и

перспективные:

— инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении школе, лицее;

— интегративно е

обучение

в

форме

надомного

обучения

п р и

общеобразовательной школе.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

школе, лицее, гимназии ( модель №1), предполагает включение одного-двух

детей с ОВЗ в обычный класс или класс компенсирующего обучения и

отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе.

Индивидуальный

подход

учителя

предполагает

обстоятельное

знакомство

ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей

ребенка

и

подходов

работы

с

ним;

персональное

обращение

и

четкое

инструктирование;

индивидуальный

темп,

стиль

взаимодействия

и

специальные задания; подключение помощников и посредников из среды

одноклассников;

сотрудничество

со

специалистами

сопровождения

(психологом, дефектологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с

семьей

и

др.

Такой

педагогический

подход

осуществим

при

условии

методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в

педколлективе.

Ребенок

получает

образование,

сопоставимое

по

уровню

его

академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь

в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и

рабочее

место

ребенка

должны

быть

специально

организованы

в

соответствии

с

особенностями

ограничений

его

здоровья.

Обязательным

условием

освоения

этой

модели

является

систематическая

специальная

психолого-педагогическая

поддержка

создание

адекватных

условий

для

реализации

особых

образовательных

потребностей,

включая

помощь

в

формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является

подготовка

педагогического

и

детского

коллектива

к

включению

в

него

ребенка с ОВЗ, способного освоить программу общего образования.

Ребенок

получает

образование,

сопоставимое

по

уровню

его

академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом

находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более

пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются

в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно

приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения этой модели

является организация специального обучения и воспитания для реализации

как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант

отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной

жизненной

компетенции,

использованию

полученных

знаний

в

реальных

условиях.

В

связи

с

неизбежной

вынужденной

упрощенностью

среды

обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и

ограничивающей

его

жизненный

опыт

и

взаимодействие

со

здоровыми

сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более

сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и

планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных

контактов ребенка.

Основная

задача

образовательного

учреждения в

сотрудничестве

со

специалистами

разработка

и

корректировка

индивидуальных

учебных

планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на

основе

изучения

его

особенностей,

ресурсов

и

ограничений;

обобщения

опыта и результатов обучения на более ранних этапах. В связи с этим,

учителя, работающие в специализированных классах в форме надомного

обучения

при

общеобразовательной

школе,

обеспечивают

творческое

отношение

к

процессу

обучения

ребенка,

подстраивая

под

него

общеобразовательную

программу

и

принципы

школьного

обучения.

Индивидуальные

планы

и

программы

для

детей с

ОВЗ

предполагается

обсуждать

и

утверждать

на

педсоветах

школы

и

совместных

психолого-

медико-педагогических консидиумах.

Важным слагаемым учебного процесса в специализированном классе

должна

стать

комплексная

психолого-педагогическая

коррекция

неустойчивого

психологического

состояния

ребенка;

развитие

его

социального

интеллекта,

самостоятельности,

способности

к

преодолению

трудностей. Таким образом, в обеих моделях существенно повышается роль

службы сопровождения образовательного учреждения.

Заключение

Основная

задача

образовательного

учреждения в

сотрудничестве

со

специалистами

разработка

и

корректировка

индивидуальных

учебных

планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на

основе

изучения

его

особенностей,

ресурсов

и

ограничений;

обобщения

опыта и результатов обучения на более ранних этапах. В связи с этим,

учителя, работающие в специализированных классах в форме надомного

обучения

при

общеобразовательной

школе,

обеспечивают

творческое

отношение

к

процессу

обучения

ребенка,

подстраивая

под

него

общеобразовательную

программу

и

принципы

школьного

обучения.

Индивидуальные

планы

и

программы

для

детей с

ОВЗ

предполагается

обсуждать

и

утверждать

на

педсоветах

школы

и

совместных

психолого-

медико-педагогических консидиумах.

Список Литературы:

Бурмистрова Н.И. Как вы относитесь к совместному обучению

детей

с

различными

стартовыми

возможностями?

//

Журнал

Справочник руководителя дошкольного учреждения — 2011.-№

10.-с.56-60.

Инклюзивное

образование.

Выпуск

4.

Методические

рекомендации

по

организации

инклюзивного

образовательного

процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. — М.: Центр

Школьная книга, 2010.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец,

Е.Н. К Кутеповой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Инклюзивное

обучение

и

воспитание

детей

дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья (Методические

рекомендации)- М.: Русское слово,2014.

Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями (Планирование

работы

со

старшими

дошкольниками

имеющими

трудности

в

обучении) Т.А.Ткачева- М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Паспорт проектной работы

Тема проекта:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях

ФГОС

.

Наименование образовательной организации: МБОУ Кемецкая СОШ,

Автор проекта: Егорова Наталья Александровна

График работы над проектом:

Выбор темы

Октябрь

1.

Подготовка. Определение темы и

целей задачи проекта его исходного

положения.

Ноябрь

2.

Планирование. Определение

источников необходимой

информации. Определение способов

сбора и анализа информации.

Определение способа представления

результата (формы проекта)

Декабрь

3.

Исследование. Сбор и уточнение

информации (основные

инструменты: литература).

Выявление и обсуждение

альтернатив, возникших в ходе

выполнения проекта

Январь- март

4.

Вывод. Анализ информации.

Оформление записки, плакатов.

Апрель

5.

Защита проекта

Май

Источники:

  • https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8831
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/08/26/proekt-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ovz-v
  • https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/02/11/prakticheskiy-opyt-i-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu
  • http://shkola177.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie/proekt-inklyuziv/
  • https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2019/10/23/sovremennye-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит